7. Ozzy Osbourne
Вокалист и один из основателей группы Black Sabbath. После ухода из группы занимался сольной карьерой. Один из создателей хэви-метала. В плане вокала Оззи все очень неоднозначно. Назвать его обладателем широкого вокального диапазона нельзя. Мало того, многим его тембр голоса вообще не нравится. Но в чем нельзя ему отказать так это в искренности и раскрепощенности. У Озии уникальный голос, который нельзя спутать ни с кем и пользуется он им весьма виртуозно, а если прибавить еще и его харизматичность, прекрасный музыкальный слух, то можно с уверенностью сказать, что это один из самых выдающихся вокалистов современности.
Metallica
Наверное, не будет преувеличением сказать, что Metallica к началу третьего десятилетия XXI века является самой популярной рок-группой в мире.
Конечно, все свои главные хиты «Металлика» записала в 80-х и 90-х годах прошлого века, но уровень концертных выступлений рок-группа держит до сих пор. Каждый концерт коллектива — это обязатель sold-out.
Песни группы знают во всем мире и подпевают повсюду от Калифорнии до Москвы.
Успех рок-группе из Калифорнии обеспечил композиторский дар Джеймса Хэтфилда, который смог в тяжелом для восприятия неподготовленным ухом жанре сочинить простые, понятные и узнаваемые мелодии.
Несмотря на то, что Metallica изначально играла трэш-метал, но сейчас рок-группа переросла какой-то один стиль музыки и, по сути, превратилась в настоящее явление в современной рок-музыке.
Род Стюарт – около 4 млн
Однозначно, самым большим концертом в истории всего мира было выступление Рода Стюарта 31.12.94 года. Давал его артист на знаменитом пляже в Бразилии Копакабана. На выступление легендарной рок-звезды собралось около 4 млн. поклонников и эта цифра указана только по количеству проданных билетов, а сколько было еще «зайцев». Все вопросы организации удивительного новогоднего шоу взяло на себя МТВ. Концерт практически сразу же был внесен в книгу рекордов Гиннеса за величайшее количество зрителей.
Шоу получилось великолепным, только отмечая его уникальность и масштабность, почему-то никто не сообщает о причинах из-за которых Род Стюарт ни разу не вышел на бис после окончания своего выступления. А все дело в том, что сразу же после последнего номера его на «скорой» забрали в больницу. Концерт вымотал его настолько сильно, что по его окончанию артисту пришлось несколько дней находиться в кислородной маске и проводить все новогодние праздники на больничной койке.
1. Ronnie James Dio
Вокалист групп Elf, Rainbow, Black Sabbath и собственного проекта Dio. Петь начал в 7 лет в церковном хоре. В 1975 году Ронни присоединился к группе Ричи Блэкмора Rainbow, где стал не только вокалистом, но и композитором. По словам Блэкмора, когда он первый раз услышал Дио, у него по спине забегали мурашки. Ронни записал в составе группы первые три полноформатных альбома.
В 1980 году Дио стал вокалистом Black Sabbath. Альбомы, записанные с Ронни, имели большой успех и принесли еще больше популярности группе. Но в 1983 году Ронни покидает группу и создает новую под названием Dio. Первый альбом Dio Holy Diver сразу же стал классикой тяжелой музыки.
Потом было и возвращение в Black Sabbath, и дальнейшая работа в Dio, и создание супергруппы Heaven and Hell.
В 2009 году у Дио диагностировали рак желудка. Ронни прошел несколько курсов химиотерапии и даже началось улучшение, но, к сожалению, 16 мая 2010 года Ронни Джеймс Дио скончался. Ему было 67 лет.
Многие называют Дио одним из создателей хэви-метала, и именно ему принадлежит создание жеста «коза», которое прочно останется с любителями тяжелой музыки навсегда. И как он сказал:
Безусловно, Ронни один из самых ярких, мощных и талантливых вокалистов хард-н-хэви.
Менталитет 1990-х
В статье, посвящённой Виктору Цою, мы писали о русском роке и группах, родившихся в СССР. Затронули тему упадка и экспериментов, постарались упомянуть главные вехи становления коллектива. Но прежде чем рассказать про яркого представителя «новой волны», предлагаем немного ностальгии.
Девяностые и русский рок смогли ужиться, переварив буйное «варево» московского, ленинградского и свердловского рок-клубов времён СССР. Урал подарил слушателям «Агату Кристи» – один из наиболее популярных коллективов того периода, сумевший пробиться посреди попсы и «фанеры». Братья Самойловы, явно знающие о The Cure куда раньше основных поклонников, сделали почти невозможное – заразили декадансом и лихой яростной чушью своих песен всю страну. «Я на тебе как на войне», главный хит Самойловых, долгие годы будет гимном середины 1990-х.
Сергей Чиграков и вся «Чиж и Ко», возникшие как чёрт из табакерки, покорили страну странной эстетической смесью ламповых кухонных посиделок, почти блюзом и ностальгией по дворовым песнями семидесятых. Выглядящие словно давно забытые хиппи, поющие свои «Каморку за актовым залом», «На поле танки грохотали» и, конечно же, «Фантом», эти парни оказались практически наследниками русского рока, появившимися, как и Гэндальф, вовремя.
«Сплин», родившись в культурной столице, чуть не занял место позднего «Наутилуса», но смог вовремя сделать «финт ушами» и обрести самобытность, играя странную смесь русской смысловой наполненности и энергичной мелодики брит-попа.
На самом излёте этого странного времени русская рок-музыка пополнилась двумя совершенно разными сенсациями: Земфирой Рамазановой и «Королем и Шутом». Пробившиеся нескрываемо-гранжевой яростью «Ромашек» и мужиками с «пивом да мясом», они замкнут русский рок, в нулевых ставший трендом, косящим под Запад.
Легендарный сингл «Выхода нет» на MTV Unplugged
AC/DC
О популярности австралийской рок-группы лучше всего говорит один простой факт: 49 млн проданных копий альбома Back to Black.
Несмотря на статус ветеранов рок-сцены, AC/DC по-прежнему выдают шикарные шоу при битком забитых стадионах.
Песни коллектива находятся в ротации всех рок-радио, регулярно используются в качестве саундтрека для успешных блокбастеров.
AC/DC создали несколько бессмертных хитов, сформировали звучание целого жанра. Теперь это настоящий бренд, знак качества, известный всем меломанам.
AC/DC смогли пройти долгий и тернистый путь от обычной группы, репетирующей в каморке за актовым залом до культовой команды, настоящей величиной, с которой ассоциируется вся рок-музыка. Коллектив пережил смерть нескольких участников, болезни отцов-основателей, но раз за разом возвращался на вершину.
2. Bruce Dickinson
Дважды вокалист и композитор супер хэви-метал группы Iron Maiden. У этого товарища много разных достоинств: фехтовальщик, пилот гражданской авиации, телеведущий, писатель и прочее.
Главным достоинством безусловно является его голос, любимый многими фанатами тяжелый музыки аж с 1982 года, а у некоторых и раньше, когда Брюс пел в Samson. У Дикинсона тенор с диапазоном в 4 октавы, кроме того известен своим неуемным поведением на сцене, где он постоянно в движении, в общении с публикой. За мощные вокальные данные Дикинсон получил от поклонников прозвище Air Raid Siren. Голос на протяжении его музыкальной карьеры все время менялся, но больше всего раскрылся в его сольных работах 90-х годов. В любом случае Брюс является самым узнаваемым и мощным метал вокалистом. Да и успех Iron Maiden во многом его заслуга.
«Николай Коперник»
Группа «Николай Коперник»
В своё время «Николай Коперник» была одной из важных и знаковых групп на московской сцене. Некоторые критики подчёркивают, что это первый коллектив, который принёс в нашу страну новую волну! Творчество группы сложно назвать роком в общепризнанном понимании этого жанра, но частенько его относят именно к таковому. Это струящийся коктейль из фанка, электроники, арт-рока, психоделики и, конечно же, нью-вейва! И всё это вкупе с повышенной театральностью на сцене.
«Николай Коперник» – это группа, которая не для всех. Однако один альбом удостоился того, что даже вошёл в книгу журналиста Александра Кушнира «100 магнитоальбомов советского рока». Речь о «Родина» (1986), который принято считать вершиной творчества столичного бэнда и одной из вершин постмодернистского искусства Советского Союза того времени!
Slaughter To Prevail
Относительно новая группа Slaughter To Prevail готова порадовать экстремальным металлом любого, кто осмелиться ее послушать. Все её участники — настоящие профессионалы своего дела, а вокалист Александр Шиколай уже играл в разных метал-группах. В 2013 году у него появилась идея создать настоящую дэткор-группу, и в этом ему помог Джек Симонс — основатель и участник Acrania. Он знал Александра по его предыдущим выступлениям и предложил поработать над совместным проектом.
Свой путь группа начала с выступления в Бельгии, где и снискала популярность. В дальнейшем она получила контракт от лейбла Sumerian Records. Slaughter To Prevail нашли своих поклонников в десятках стран и сейчас выступают как в России, так на Западе и в США.
Почему, собственно, «Сплин»?
Название музыкального коллектива и Санкт-Петербург взаимосвязаны прочнее прочного: как скрип и ступени, компьютерные игры и Дюк Нюкем, жевательная резинка «Орбит» и сахарозаменитель. Но при этом, с названием группы связан забавный факт: написание на латинице превращало духовно-философскую смесь грусти, тоски и пресыщенности в… Самую обычную селезёнку. Потому верный вариант англоязычного написания – Splean.
«Сплин» мог не состояться, случись в далёком 1988 более удачное стечение обстоятельств. Именно тогда группа «Митра», где на вокале находился Александр Васильев, проходила прослушивание в легендарном Ленинградском рок-клубе. Прослушивание окончилось неудачей, и спустя десяток лет лицо, принявшее негативное решение по «митраистам», смогло лишь снова и снова повторять нашему имениннику:
– Ну как же я смог вас запороть тогда, а? Как?!
К общей и личной радости настроя и задора Васильева хватило на последующие заходы. Любовь к рок-музыке свела его с теми людьми, которые в далёком 1996 записали «Коллекционер оружия». Со второго студийного альбома и началась популярность парней из Северной Столицы. Через год они записали «Фонарь под глазом» – третий альбом, который задал высокую планку дальнейшего творчества. Возможно именно из-за неё следующий полноформатник некоторые старые фанаты предали анафеме. Причиной тому стала всего лишь одна песня – «Орбит без сахара».
«Парк Горького»
Группа «Парк Горького» показалась миру в 1987 году. И то, что они завоевали славу за рубежом, было не счастливым совпадением, а первоначальной целью.
Группу собирал известный тогда исполнитель Стас Намин (ты можешь знать его творчество по музыке из рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда»). Он выбрал на роль исполнителя Николая Носкова и вместе с ним подбирал остальных участников. Название они придумали легко, так как группа Стаса Намина располагалась именно в Москве у парка Горького, к тому же в это время в США были популярны книга «Парк Горького» и одноимённый фильм.
В 1988 году группа приступила к работе над альбомом. Все участники уже были неплохими музыкантами, а под руководством Стаса, у которого каждый второй трек не проходил цензуру, им удалось выработать свой стиль и стать тем, что нужно публике, — бунтарями с большой дороги.
И вот, в 1989 году, вышел их альбом Gorky Park, который стал настоящим взрывом для Штатов. Альбом был самобытен, он не шёл на поводу у предполагаемой аудитории, а также был наполнен советской культурой, ведь даже на обложке у него были изображены буквы GP, стилизованные под серп и молот. А учитывая, что железный занавес пал не так давно, советская тематика была очень интересна Западу. Группа немедленно завоевала популярность, а их треки поселились в чартах США.
Deep Purple и Ricky Nelson
В 1970 году Deep Purple решили развить успех и после «Child in Time» мир услышал “Black Night” В своих воспоминаниях бас-гитарист Роджер Гловер говорит, что музыканты не смогли удержаться от соблазна сделать нечто подобное, после того как услышали рок-н-рольную версию мелодии “Summertime от Rick Nelson. Знали бы они о том, что прежде чем композитор George Gershwi написал одноименную арию, он посетил концерт в Нью-Йорке во время выступления Украинского Национального Хора под управлением Александра Кошица с украинской колыбельной песней «Ой ходить сон коло вікон». Песни, в основе которых лежит творчество других коллективов, украсили альбом “In Rock” и историю тяжелой музыки.
Как определить самую популярную-рок группу в мире?
Хороший вопрос: как же определить самую популярную рок-группу? По количеству проданных альбомов? Но у «старичков» здесь преимущество, а сейчас и вовсе эра стриминга, и альбомы никто не покупает.
По количеству зрителей на концерте? Но бесплатное шоу в Рио-де-Жанейро в любом случае соберет больше людей, чем концерт в Royal Albert Hall.
По влиянию на рок-музыку? Но множество артистов, изменивших жанр, так и остались известны лишь небольшому кругу ценителей.
На наш взгляд, популярность надо рассматривать в комплексе как совокупность самых разных показателей. Ну, и не забывать о том, что любой рейтинг — вещь весьма и весьма субъективная.
The Rolling Stones
Старички из The Rolling Stones до сих пор способны легко собрать миллион зрителей на свой концерт. Ветераны сцены держат марку долгие 50 с лишним лет. Популярность рок-группы при этом не спадает ни на один пункт.
«Роллингов» любят и стар, и млад. Популярность рок-группы подтверждается тем фактом, что даже альбом кавер-версий старых блюзовых песен, записанных британцами рвет чарты по всему миру.
Во многом успех коллектива связан с талантом двух лидеров: Мика Джаггера и Кита Ричардса. Оба музыканта давно всем доказали и свой композиторский талант, и соответствие званию настоящей рок-звезды.
Мик и Кит совместными усилиями создали несколько нетленок, которые до сих пор находятся в топах самых разных музыкальных чартов.
Зарождение и развитие рок-музыки
История рок-музыки началась в Америке, когда расовая вражда достигла пика. Чернокожее население США не имело право ездить в автобусах на первых четырех рядах, предназначенных для “белых”. Афроамериканцы обязаны были уступить место. Дети учились в школах, разделенные по цвету кожи. Даже общественные места, такие как пляж, подвергались сегрегации. Rock-n-Roll помог примирить враждующих людей, ведь он произошел сразу из трех видов музыки: ритма, кантри и блюза, которые стали истоками рока. Афроамериканские исполнители играли для белой публики. Белые музыканты выступали перед чернокожими. Так музыка помогла сблизить враждующие расы. С новомодным направлением первыми познакомились жители штата Огайо, где диджей Алан Фрид включал записи необычного стиля.
Интересный факт!
Название Rock-n-Roll до популяризации использовалось в текстах этнических афроамериканских песен.
Хотя история рока началось в конце 40-х, официальным годом зарождения нового направления считается 1951-й. Именно в этом году вышла первая студийная запись новомодного звучания под названием “Rocket ‘88” в исполнении дуэта Айка Тернера и Джеки Бренстон. После недолгого затишья на сцене появился знаменитый Элвис Пресли. Молодой певец быстро покорил слушателей своей харизмой и приятным тембром. Каждая пластинка, записанная музыкантом, становилась популярной и закрепляла любовь общества к рок-н-роллу. Пресли стал родоначальником первого ответвления необычного течения, позже названного “рокабилли”.
50-е года принесли любителям тяжелой музыки множество композиций, которые популярны по сей день. Вот лишь короткий список классики рок-н-ролла, появившейся в послевоенные годы:
- “Rock Around The Clock” — Bill Hayley, 1954;
- “Hound Dog” — Elvis Presley, 1956;
- “Blue Suede Shoes” — Carl Perkins, 1956;
- “Tutti Frutti” — Little Richard, 1955;
- “Johnny B. Good” — Chuck Berry, 1958;
- “Great Balls of Fire” — Jerry Lee Lewis, 1957.
20. Joe Lynn Turner
Американский вокалист начинал свою карьеру в группе Fandango, но в 1980 году в судьбе Джо наступил переворот – он познакомился с Ричи Блэкмором, который был восхищен его голосом и тут же включил вокалиста в состав группы Rainbow. В это время коллектив уже имел широкую популярность, но именно благодаря Тернеру, группа завоевала и американскую публику. Джо записал с группой три альбома.
В дальнейшем вокалист выпускал сольные альбомы и работал в группе гитариста Ингви Мальмстина Rising Force, до того момента пока не сбылась мечта всей его жизни и он оказался в составе великой группы Deep Purple. Тернер записал с группой всего один альбом 1990 года, но потом, к сожалению отношения между музыкантами испортились и ему пришлось покинуть коллектив. После этого Джо продолжал записывать сольные альбомы, а в последнее время стало известно, что он готовит проект с Питером Тагтгреном – лидером дэт-метал группы Hypocrisy.
Пора кончать
Группа «Пора кончать» была образована студентами МИИТа еще осенью 2005-ого года, однако в нынешнем составе функционирует только с июня 2007ого. Изначально музыканты ориентировались в основном на панк-рок и гараж типа ГО, Iggy Pop and Stooges, Sex Pistols, Ramones и т. д. Но со временем стилистика группы эволюционировала до атмосферного пост-панка в духе Joy Division, Bauhaus и д.р., что не могло не отразиться на изменениях состава, поскольку из первого состава в группе играет только Тёма (также играет Данила, но уже в качестве барабанщика).
Свою задачу группа видит в донесении до слушателей своего уникального взгляда на изменчивый мир, полный с одной стороны гнетущего негатива, раздражения, ангедонии, депрессии, страдания, но с другой, мира в котором каждый, кто ищет и борется, находит свое место в нем.
«Живые выступления группы обычно отличаются большим выплеском энергии, эмоциональностью и неожиданностью, полностью лишенной карнавальности и граничащей с чем-то потусторонним, духом сродни шаманизму. Этому способствует как совершенно невообразимое поведение на сцене вокалиста/басиста Артёма, так и несколько отстранённая загробно-праздничная музыка группы, похожая на дождь льющий внутрь ваших душ, заставляющая вспомнить легенд 80-х с Туманного Альбиона Joy Division, Bauhaus, The Cure, Siouxsie and the Banshees, Sisters of Mercy…»
В общем тем кто еще эту группу не видел и не слышал, хотя бы раз поглядеть и послушать их стоит – впечатление будет неизгладимое – гарантировано.
Тёма Igguana – голос, бас-гитараArty Type — гитараДаня ian – барабаныАнтон Nevermore — клавиши
Сруб
Новосибирский «Лютый славянский пост-панк» проект Игоря Шапранского. Автор, по его собственному заявлению, вдохновлялся славянскими оккультными обрядами и старался воссоздать в своих песнях наиболее исконную русскую атмосферу. Как легко заметить, колоссальное влияние на «Сруб» также оказала ростовская группа «Утро»: тут и вокал, и мрачный, даже несколько пугающий звук. По словам Шапранского, если бы «Утро» продолжали записывать альбомы, то создавать «Сруб» просто не было бы смысла. Имеют в своём активе один полноформатный альбом, 2 миньона, сингл и много внеальбомовых записей, доступных для прослушивания ВКонтакте. Состав группы: Игорь Шапранский — Вокал Елизавета Шапранская — Клавишные Герман Креденс — Бас Константин Притыченко — Гитары Глеб Гофман — Ударные
«Тупые»
Группа «Тупые»
Насколько экстраординарно творчество этой группы? Думаем, название говорит само за себя. Этот панк-рок-авангард коллектив просуществовал 10 лет, но и этого хватило, чтобы оставить яркий след в истории отечественного андерграунда. Некоторые характеризуют творчество бэнда как «неадекватное» и «приземлённое», другие же называют его ярким и своеобразным. В общем – сколько людей, столько и мнений.
Песни, как и сама группа, носят весьма вызывающий и комичный характер, что продолжает приковывать внимание публики к ним даже сегодня. К слову о том, почему же, собственно, «Тупые»:
ДК ПОСТОРОННИХ
Очень мрачный и истеричный coldwave с русскими текстами — нервная пост-панк готика в духе ранних Clan of Xymox и The Cure. Шизодидная драм-машина и высокий суицидальный вокал. ДК ПОСТОРОННИХ — уже успевший себя зарекомендовать колдвейв-дуэт, непривычно нервный и импульсивный для обозначенного самими музыкантами жанра. Яркие представители современной пост-панк сцены. Аскетичные драм-машинки, резкая и звонкая гитара, синты и экзистенциализм самой высокой пробы. Группа может похвастаться рядом отличных выступлений. Среди них выступление на фестивале Return To The Batcave, концерты с легендами колдвейва Trisomie 21, фестиваль SKIF 2018 и ряд концертов в рамках осеннего тура по России резидентов клуба IONOTEKA.
Музыка русских думеров
Как у практически любой субкультуры, у русских думеров есть своя музыка. Чаще всего это рок советской и постсоветской эпох, пропитанный атмосферой меланхолии — от Виктора Цоя до молодой группы Ssshhhiiittt!. Их песни дополняют уже устоявшиеся образы вроде мрачного и депрессивного думера, одинаковых потрёпанных панелек и зимней ночи. И в сети они получили объединённое название — Russian Doomer Music.
Летом 2020 года в других соцсетях получила известность белорусская группа «Молчат дома» — их песня «Судно» с припевом «жить тяжело и неуютно, зато уютно умирать» набрала 26 миллионов прослушиваний в Spotify и стала основой для тысяч тиктоков. В июне издание Pitcfork провозгласило творчество «Молчат дома» одним из гимнов музыки русских думеров. Сами музыканты узнали о такой известности ещё в 2019 году.
Действительно, за два года на YouTube появилось множество подборок «Russian Doomer Music», куда попадали и песни «Молчат дома». Некоторые из этих сборников набирают сотни тысяч просмотров, и иностранцы так узнают об исполнителях постсоветского пространства, чья музыка подходит под эстетику думеров.
Своеобразным лидером среди авторов миксов стал JustMyFavStrangeMusic. 20 мая 2019 года он опубликовал сборник «Russian Doomer Music vol.1» — семь русскоязычных грустных песен, включая «Спокойную ночь» группы «Кино» и «Зеленоглазое такси» Михаила Боярского. Неожиданно для автора получасовой ролик получил популярность, набрав за полтора года 900 тысяч просмотров.
За первым сборником последовал второй (750 тысяч просмотров), третий (4,8 миллиона просмотров) и остальные — сейчас «Russian Doomer Music» состоит из 15 частей. К известным исполнителям добавились андеграундные групп вроде «Где Фантом?», Corn Wave и Karlův Týn, но общее направление не поменялось — это грустная русскоязычная гитарная музыка, чаще всего пост-панк. Видеоряд: ночные виды панелек и периодически появляющееся лицо думера.
За ником JustMyFavStrangeMusic скрывается 20-летний житель Нижнего Новгорода. О думерах он узнал весной 2019 году, наткнувшись на YouTube-ролик про персонажа мемов и проникнувшись антуражем образа. По его мнению, думер — не тип характера, а, скорее, временное состояние: «Для меня образ думера — это человек, который устал и вынужден какое-то время быть в соответствующем настроении».
Автор сборников не считает себя думером, но признаёт, что особенности жизни в России могли повлиять на популярность персонажа в стране: «Думерская меланхолия есть везде, но возможно, Россия действительно более мрачная страна, как и по менталитету, так и по климату — из-за этого всё немного острее ощущается».
Помимо сборников, JustMyFavStrangeMusic выпускает Doomerwave-миксы. Крупнейшая энциклопедия мемов Know Your Meme называет Doomerwave музыкальным поджанром, вдохновлённым культурой думеров. В основном он сводится к тому, что авторы ремиксов берут и так довольно депрессивные рок-песни, а потом замедляют их, придавая композициям ещё более меланхоличную атмосферу.
Поджанр зародился в феврале 2019 года, когда YouTube-блогер blazeaster опубликовал ролик «Один день из жизни думера»: персонаж мемов закупается пивом и сигаретами в супермаркете, затем садится в автомобиль, едет по дождливому городу и в итоге проводит весь вечер в одиночестве перед компьютером. Фоном звучит замедленный трек группы The Smiths «There Is a Light That Never Goes Out».
Нижегородец JustMyFavStrangeMusic создал большинство из топа самых прослушиваемых Domerwave-миксов на YouTube. Под редактирование попали «Creep» группы Radiohead, «Somebody That I Used To Know» Gotye, «Wake Me Up When September Ends» Green Day и многие другие. «Doomerwave — обработка песни с намеренным „ухудшением“ качества песни. Они приобретают более депрессивный, спокойный и иногда даже ламповый оттенок настроения», — объясняет TJ автор.
В отличие от стандартных сборников думерской музыки, под ремиксы в основном попадает западная музыка. Но без исключений не обходится: у Doomervawe-версии «На заре» группы «Альянс», к примеру, 750 тысяч просмотров. Один из самых популярных комментариев под роликом: «Я бы повесился, но завтра на работу».
«Ночной проспект»
Группа «Ночной проспект»
Один из первых индустриальных проектов в СССР, «Ночной проспект» многолик в своём звучании и определённо интересен в нашем списке. Примечательно то, что идеологи группы – Алексей Борисов (вокал, гитара) и Иван Соколовский (клавишные, бас-клавиатура) – были выходцами из академической среды! Но стремительное развитие мировой электронно-авангардистской сцены оказалось сильнее светской профессиональной.
Состав группы часто менялся – многим запомнился период с участием Натальи Боржомовой.
Наталья Боржомова
Во времена своего становления «Ночной проспект» был одной из самых неоднозначных групп: это был один из самых новаторских проектов музыкального андерграунда тех лет, и вместе с тем публика не воспринимала его из-за мрачности и экспериментальности. Но это относится лишь к большинству – база поклонников всё же была.