2006 —
На данный момент музыканты Тони Айомми, Гизер Батлер, Ронни Джеймс Дио и Винни Эппис воссоединились для совместных гастролей, которые идут под названием Heaven And Hell, а не Black Sabbath. На гастролях играются композиции, записанные группой во времена Дио с альбомов Heaven And Hell, Mob Rules и Dehumanizer, а также с нового альбома The Devil You Know, выпущенного Heaven and Hell в 2009 г.
Оззи Осборн болезненно отреагировал на воссоединение группы без него. Поначалу он почти не комментировал деятельность Heaven and Hell, сказав, что «этот проект не имеет отношения к Black Sabbath, есть только один Black Sabbath». В 2009 году Осборн подал в суд на Айомми, требуя у него половину прав на название Black Sabbath.
Paranoid
18 сентября 1970 года
Синглы: «Paranoid» и «Iron Man»
Продолжая работу с Роджером Бэйном, Black Sabbath записали второй альбом. Изначально группа хотела назвать свой альбом War Pigs, однако звукозаписывающая компания не приняла такое название в связи с возможной недоброжелательной реакцией США, связанной с войной во Вьетнаме. Если присмотреться к обложке альбома, можно рассмотреть человека, который выскочил из дерева с мечом и щитом, что свидетельствует об антивоенной тематике пластинки.
Этот альбом имел массу положительных откликов со стороны слушателей. Именно в тот момент Black Sabbath начали собирать свою аудиторию. Несмотря на то, что Paranoid первое время имел отрицательные отзывы критиков, он завоевал сердца многих слушателей и занял главную позицию в UK Albums Chart. Тогда группе не требовалось много времени на запись: идей и материалов было много. Например, заглавная песня была написана в студии меньше, чем за полчаса. Пластинка содержит 6 композиций.
Перевод песни Paranoid Black Sabbath
Расстался со своей женщиной, потому что она не могла помочь мне справиться с разумом Люди думают, я псих, ведь я все время хмурюсь Целыми днями я о чем-то размышляю, но ничто меня не радует Кажется, я сойду с ума, если не найду, что может меня успокоить Можешь помочь мне чем-то занять мысли О, да
Мне нужно, чтобы кто-то показал мне в жизни то, что я не в силах найти Я не понимаю, что вызывает настоящее счастье, должно быть, я слеп Пошути – и я зевну от скуки, ты засмеешься – я расплачусь Я не ощущаю счастья, а любовь для меня так нереальна И так как ты слышишь эти слова, описывающие тебе мое состояние, Я говорю тебе наслаждаться жизнью, я и сам хотел бы, но уже слишком поздно
Текст песни Paranoid Black Sabbath
Finished with my woman ’cause she couldn’t help me with my mind, People think I’m insane because I am frowning all the time, All day long I think of things but nothing seems to satisfy, Think I’ll lose my mind if I don’t find something to pacify, Can you help me occupy my brain? Oh yeah
I need someone to show me the things in life that I can’t find, I can’t see the things that make true happiness, I must be blind, Make a joke and I will sigh and you will laugh and I will cry, Happiness I cannot feel and love to me us so unreal And so as you hear these words telling you now of my state I tell you to enjoy life I wish I could but it’s too late
Гизер Батлер: биография
Родился будущий основатель хэви метал в 1949 году, в пыльном и грязном Бирмингеме, наложившем отпечаток на творчество Гизера Батлера и всей группы. Кстати, родился он под именем Теренс Майкл Джозеф или просто Терри. Псевдоним «Гизер», означающий «чудак», прикрепился к Батлеру позже, лет в 8, когда он обращался с этой фразой ко всем подряд.
Роком он стал увлекаться еще в школе. А в 1967 году собрал вместе с Оззи Обсорном коллектив Rare. Группа просуществовала недолго, а Гизер Батлер вскоре оказался в составе Polka Tulk, исполнявшем тогда блюз рок. В коллективе играли все 4 основателя Black Sabbath. Вскоре начались метаморфозы с названием группы, приведшие к появлению имени Black Sabbath, почитаемом любителями метала на ряду с Led Zeppelin и Iron Maiden.
ИменноГизер Батлер стоял у основ названия Black Sabbath. Под впечатлением от его рассказа Оззи написал эту песню. Случилось же вот, что. Гизер зачитался книги о черной магии и лёг спать, проснувшись он увидел черную фигуру у кровати, растворившуюся в ночи вместе с книгой.Гизер написал и текст Paranoid.
Стоит сказать, что Батлер начинал музыкальную карьеру как ритм-гитарист, но творческий гений Тони Айомми не хотел конкурентов и фактически заставил Терри взять бас.
Техника игры Гизера Батлера
Батлер находится в числе первопроходцев, использовавших педаль Wah-wah для создания особенных звуковых эффектов. Это хорошо прослушивается уже на первом виниле саббатов, например, в N.I.B. Также он перестроил свой бас, чтобы подстроиться под низкий лад Тони Айомми, которому было тяжело играть в привычном строе после инцидента со станком, отрубившим ему часть пальцев, что объясняет почему так необычнатехника игры Гизера Батлера.
Также Гизер Батлер в интервью говорил, что использует эффекты хорус и флангер. В своих выступлениях он использовал два типа бас-гитар – Fender (раннее творчество) и Lakland.Предлагаю почитать про гитары и посмотреть фото гитары на сайте musiclife.kiev.ua.
Басист выступал с группой до 1984 года, создав после сольный проект Geezer Butler Band, который не выпустил никаких записей. В конце восьмидесятых он начинает кочевать между проектом Оззи и саббатами. Он записывался на лучшем альбоме Оззи Ozzmosis и выступал с ним в туре еще в 1988 году. С BS он записал также диски Dehumanizer и Cross Purpose, после чего окончательно ушел из группы и даже создал очередной коллектив — G / Z / R. Тут он и сподобился записать первый сольный альбом. Поэтому всего в сольной дискографии басиста лишь 3 диска. После выхода последнего из них он присоединился к супергруппе Heaven & Hell, состоявшей из участников Black Sabbath периода выхода одноимённого альбома.
В 2013 году он принял участие в реюньоне саббатов вместе с Оззи и Тони. Вместе с ними был включён в зал славы рок-н-ролла.
Когда в сухом остатке блюз, это – плюс
Нужно подсказать эту строчку Александру Васильеву из «сплинов» – для концертного исполнения композиции «Англо-русский словарь». Очень уж в унисон получилось.
Но вернемся к альбому «13». Он как бы подтверждает некогда сказанное одним из лучших вокалистов «тяжелой сцены» Брюсом Дикинсоном в ответ на вопрос «Что для вас хэви-метал?».
«Какой хэви-метал?», – изумился Дикинсон. – «Есть только блюз!». Хотел ли фронтмен «Iron Maiden» поставить в тупик журналиста, задавшего этот профанский для нашей профессии вопрос? Или он действительно, будучи серьезным музыкантом, озвучил таким образом свое кредо в искусстве? Остается только гадать.
«Black Sabbath» своей нынешней пластинкой как бы замкнули круг, начатый ими в первые свои годы, когда они замедлили блюз и поместили его в хард-роковую атмосферу, тем самым родив на свет тяжелый метал. Вот уж воистину «Авраам родил Исаака» – полностью обошлись без женщин.
А если серьезно, альбом выдался крайне удачным. И несмотря на вынужденную замену барабанщика, состав полностью и безоговорочно в подходе своем воспринимается как старый, первый.
Айомми сотоварищи действительно не нужно почета ради искать новые музыкальные и текстовые мыслеформы. Они работают с тем, что создали сами и развивают направление в меру своих немалых возможностей. Хотя, если честно, лирика в «13» далеко не всегда отличается оригинальностью, в чем состоит минус записей, возможно единственный в данном случае. Главный признак пресности текста и затертости образов – во время первого прослушивания часто угадывается следующая строчка. Причем, различил это такой неважный знаток английского, как автор читаемого вами сейчас текста.
Итак, Айомми не утруждает себя поисками завершенных соло. Он лишь обозначает оттенки – мол, здесь можно сыграть вот так и вот так, а дальше развивать тему – по желанию. Он как бы ленится сыграть несколько лишних нот. Но эта «ленца» – почерк мастера, отточенность подачи нагрузки на звучание, претензия на микеланджеловское «взять кусок мрамора и отсечь все лишнее».
«Сэббаты» звучат тяжело и сочно. Легко узнаваемы классические рифы, бывшие визитной карточкой группы на протяжении всей истории ее существования, вне зависимости от смены разноплановых по стилю вокалистов.
Как обычно, группа не тяготеет к хитовости, и у каждой из композиций как минимум по два настроения. Многие серьезны рокеры довели такой подход едва ли не до абсурда – поиски новых самовыражений не терпят компромиссов, да и в каждом деле должны быть свои первопроходцы. «Black Sabbath» никогда не были расположены к этой сверхзадаче. А Тони Айомми, как основной композитор, всегда знал, где нужно остановиться. Он никогда не стремился сделать шлягер, не учитывал какие-либо общепринятые «ходы» в сочинительстве. Так вышло, что он сам для себя всю жизнь единственный канон. Он был верен только одному фактору – своему музыкальному чутью, которое, судя по следу, оставляемому группой в истории, редко его подводило.
По поводу его умеренности характера вспоминается эпизод из далекого девяносто второго.
Опять же Лондон. Сборный концерт памяти Фредди Меркьюри. Костяк выступающих на сцене – трое музыкантов «Queen». На сцену выходит Айомми. Он становится рядом с Брайаном Мэем, и два соло-гитариста, которые, судя по всему, если не приятели, то уж точно испытывают друг к другу неподдельное уважение, вместе выдают несколько пассажей из сэббатовской «Heaven and Hell». И думается – вроде бы два нормальных волосатых рокера решили поиграть вместе (в своей похожести в тот момент Мэй выглядел как бы младшим братом Айомми). Но все равно у обоих сквозит эта по-доброму забавная чопорца старой доброй Англии: «Сыграем, сэр?» «Сыграем, сэр!».
Black Sabbath сейчас
Известный британский таблоид New Musical Express в марте 2017 года опубликовал своеобразный некролог с изображением фиолетового логотипа «Black Sabbath 1968 – 2017», что стало лишним подтверждением новости об окончательном распаде группы.
Группа «Black Sabbath» в 2017 году
Однако там же журнал привел слова Тони, что гастролировать он уже не хочет, но
В 2017-м лейбл BMG выпустил бокс-сет «The Ten Year War» с песнями Black Sabbath, книгой о группе и флешкой в виде креста. В 2018-м компания решила повторить опыт и объявила о выходе в июне винилового бокс-сета с редкими записями синглов.
Seventh Star, The Eternal Idol и Headless Cross
28 января 1986, 1 ноября 1987 и 24 апреля 1989
Синглы: «No Stranger to Love», «The Shining», «Headless Cross», «Devil and Daugher».
Seventh Star изначально предполагался как сольный диск Тони Айомми, именно поэтому он резко отличается звучанием. Звукозаписывающая компания настаивала на том, чтобы альбом вышел под именем Black Sabbath. Нашелся компромисс: на обложке помещена надпись «Black Sabbath featuring Tony Iommi». В альбоме The Eternal Idol присутствовала похожая надпись «All songs written by Tony Iommi». Изначально эта пластинка должна была называться «Кровавый бог», но в итоге была переименована. К названию идеально подходит обложка альбома, на которой изображена статуя «Вечного идола». Headless Cross отличается тем, что записан с ударником Кози Пауэллом и также содержал песни на тему потустороннего мира и всего «дьявольского».
История группы
Группу образовали четверо друзей детства из Астона в Бирмингеме: Оззи Осборн, Тони Айомми, Гизер Батлер и Билл Уорд. Музыкальный «мозг» будущего состава, гитарист Айомми, играл до 1966 года в нескольких местных группах: The In Crowd, The Birds and the Bees, а затем в Mythology: он рассказывал, что в то время находился под влиянием Хэнка Марвина (гитариста The Shadows) и джазовых гитаристов, особенно Джанго Рейнхардта. Уорд (также в недавнем прошлом участник Mythology) интересовался джазом: его любимыми барабанщиками были Бадди Рич и Джин Крупа. Гизер Батлер своим главным источником раннего вдохновения впоследствии называл игру Джека Брюса, басиста Cream. Оззи Осборн, выходец из очень бедной семьи, жившей в Астоне, играл в группе The Prospectors (где также участвовал Джимми Филипс, будущий слайд-гитарист Polka Tulk), The Black Panthers, Approach и Music Machine (здесь в начале 1966 года он заменял заболевшего вокалиста). В 1966 году он отсидел 6 недель в местной тюрьме «Винсент Грин» за отказ выплатить штраф в 25 фунтов после того, как влез в магазин одежды «Sarah Greene’s». Осборн вспоминал позже, что его любимыми исполнителями были The Beatles (особенно ему нравился альбом Revolver), а кумиром — Джон Леннон.
Тони Айомми и Оззи Осборн
на концерте в Мельбурне
13 января 1973 года.
В 1968 году, после распада Mythology, Айомми и Уорд решили собрать новый коллектив, который бы играл тяжёлый блюз. Они пригласили в состав Батлера и Осборна, в то время — участников группы Rare Breed, — после того, как заметили в местном музыкальном магазине написанное последним объявление: «Оззи-Зигу нужен „гиг“ — усилитель имеется». Первоначально группу назвали The Polka Tulk Blues Band (в честь дешёвой разновидности тальковой пудры, которую Осборн заметил в ванной своей матери); в её состав входили также слайд-гитарист Джимми Филипс (Jimmy Phillips) и саксофонист Алан Кларк (Alan «Aker» Clarke). Затем название группы сократили до Polka Tulk, а затем (вопреки протестам Осборна) переименовали её в Earth; к этому времени Филипса и Кларка в составе уже не было. К периоду, когда группа называлась Earth, относятся и несколько демо: группа записала несколько композиций Норманна Хэйнса (Norman Haines), в частности, «The Rebel», «Song for Jim», и «When I Came Down».
В декабре 1968 года Айомми внезапно покинул Earth и присоединился к Jethro Tull; участие гитариста в этом составе было непродолжительным, но он успел появиться с Jethro Tull в телешоу The Rolling Stones Rock and Roll Circus. Уже в январе 1969 года, разочаровавшись в направлении развития, избранном Jethro Tull, он вернулся в Earth. «Было ощущение, что всё не так… Сначала мне показалось, Tull — классная команда, но мне как-то не пришлась по душе идея, что в группе должен быть явный лидер, каковым, собственно, и был Иэн Андерсон. Из Tull я вернулся с совершенно изменившимся отношением к делу. Они научили меня тому, что если хочешь тронуться с места, следует над этим хорошо поработать», — позже вспоминал Айомми.
Поначалу группа играла блюз-рок, но вскоре сосредоточилась на более «тёмной» музыке и оккультной тематике. Эта идея впервые пришла в голову Айомми: как-то раз, глядя из окна на очередь за билетами в кинотеатр, где шёл фильм Марио Бава «Чёрная суббота» (в англоамериканском прокате он вышел под названием «Black Sabbath») с Борисом Карлоффом в главной роли, он заметил: «Если людям нравятся пугающие фильмы, может, им понравится пугающая музыка?».
Между тем, выяснилось, что в Англии многие путают их с другой, образовавшейся ранее, группой Earth, а значит, название пора менять. К этому времени в репертуаре группы появилась песня «Black Sabbath», навеянная работами мастера оккультной прозы Денниса Уитли, к которой Осборн написал текст, отчасти под влиянием пересказанного Батлером эпизода, который случился с ним вскоре после того, как он прочитал книгу XVI века о чёрной магии. («…Я проснулся среди ночи: у дальнего конца кровати стояла фигура в чёрном. Несколько секунд спустя она словно бы растворилась, заставив меня пережить момент незабываемого ужаса…» — отсюда первые строки песни: «What is this that stands before me? Figure in black which points at me…»). Композиция, созданная с использованием пресловутого тритона (в тональности G; идея эта, как утверждали Айомми и Батлер, пришла к ним одновременно), тотчас задала развитию группы новое направление. Под впечатлением от собственного нового звучания, в августе 1969 года музыканты решили переименовать группу в Black Sabbath и в дальнейшем сосредоточиться на создании именного такого рода песен, которые могли бы служить своего рода рок-эквивалентом фильмам ужасов.
1979—1985
Новый состав не стал спешить с выпуском нового альбома. Heaven and Hell, вышедший в апреле 1980 года ознаменовал возвращение группы в первую британскую десятку. Два сингла из него — Neon Knights и Die Young стали хитами. В то же самое время на Vertigo вышел концертный альбом пятилетней давности Black Sabbath Live at Last: он был почти сразу же снят с продажи, но успел попасть в Top-5 (перевыпущенный сингл Paranoid вошёл в первую двадцатку).
Личные психологические травмы (его родители умерли один за другим в течение очень короткого времени), а также проблемы с алкоголем и психическим здоровьем вынудили барабанщика Билла Уорда выйти из состава. Его заменил Vinny Appice, с которым квартет записал Mob Rules (ноябрь 1981 года). Альбом в США и Британии стал золотым — во многом благодаря успеху двух синглов: Mob Rules (трек был включен в фильм Heavy Metal: эта его версия отличается от альбомной) и Turn up the Night. Затем группа приступила к микшированию концертного альбома Live Evil, и тут между Айомми и Дио разгорелась ссора: первый обвинил второго в том, что тот пробрался ночью в студию чтобы увеличить громкость своего вокала. К моменту выхода пластинки в январе 1983 года Дио уже покинул Black Sabbath, забрав с собой и Эпписа.
Эту кадровую проблему группа решила, уговорив вернуться в состав Уорда и (к удивлению многих метал-фанов) пригласив ?эна Гиллана, бывшего вокалиста Deep Purple (две группы в начале 70-х жестоко конкурировали на концертной сцене). Новый состав записал и выпустил Born Again (ещё один британский Top-5-хит). В мировое турне Black Sabbath вышли с барабанщиком Бивом Биваном (Bev Bevan, р. 25 ноября 1946 года), известным до этого по работе в Electric Light Orchestra. Уорд вернулся в состав весной 1984 года, но тогда же ушёл Гиллан, присоединившись к своей старой группе. «Я и не собирался входить в состав Black Sabbath, — позже говорил он. — Просто мы напились с Гизером и Тони, а на следующий день я узнал о своём согласии. Кроме того, они такие милые парни. Я хорошо повеселился, прекрасно провёл год, так что авантюра оправдала себя». Заменивший Гиллана Дэйв Донато (Dave Donato), пробыл в составе лишь до октября.
13 июля 1985 года Black Sabbath дали концерт в рамках благотворительного мероприятия Live Aid с Оззи Осборном (здесь были исполнены три вещи: «Children Of The Grave», «Iron Man» и «Paranoid»). Но после этого из группы ушли Осборн и Батлер (последний образовал Geezer Butler Band, так и не выпустивший ни одного альбома), оставив Айомми единственным участником оригинального состава.
История песни Paranoid – Black Sabbath
В это сложно поверить, но Paranoid могла вообще не появиться на свет, если бы остальные треки на втором альбоме Black Sabbath были чуть длиннее. А так парням нужно было срочно что-то придумать «на добивку» пластинки, которую они планировали назвать War Pigs.
Далее все произошло очень быстро. Все отправились перекусить. Тони Айомми остался в студии один и быстро сочинил незамысловатый рифф. Терри «Гизер» Батлер, услышав его, быстро написал текст, отдал его Оззи Осборну и взял в руки бас-гитару. Билли Уорд сел за установку и начал задавать ритм. Оззи ничего не оставалось, как петь по бумажке. Минут через двадцать пять Paranoid была готова в известном нам всем виде.
Название Paranoid придумал Батлер, хотя он и другие участники Black Sabbath утверждали, что толком не понимали значения этого слова. Потому-то, как признал сам «Гизер», текст не имеет к нему ни малейшего отношения. Это монолог психически неуравновешенного человека, которого ничто в жизни не радует.
Релиз и достижения
Члены Black Sabbath восприняли все происходящее как забавную шутку, но их продюсер Роджер Бэйн убедил их сразу же записать песню. Решение сделать Paranoid заглавной песней альбома и дать ему такое же название приняли боссы компании Vertigo Records. Некоторое время спустя Paranoid была выпущена синглом, который добрался в UK Singles Chart до четвертого места.Впоследствии Black Sabbath постоянно исполняла Paranoid на концертах, а после распада группы песня вошла в репертуар Оззи Осборна.
Paranoid входит в многие популярные рейтинги, включая:
- 500 величайших песен всех времен (Rolling Stone),
- 40 величайших метал-песен в истории (VH1),
- величайшие хард-рок-песен всех времен (VH1).
Дискография
-
Основная статья: Дискография Black Sabbath
Студийные альбомы
- Black Sabbath (1970)
- Paranoid (1970)
- Master of Reality (1971)
- Black Sabbath Vol. 4 (1972)
- Sabbath Bloody Sabbath (1973)
- Sabotage (1975)
- Technical Ecstasy (1976)
- Never Say Die! (1978)
- Heaven and Hell (1980)
- Mob Rules (1981)
- Born Again (1983)
- Seventh Star (1986)
- The Eternal Idol (1987)
- Headless Cross (1989)
- Tyr (1990)
- Dehumanizer (1992)
- Cross Purposes (1994)
- Forbidden (1995)
- The Devil You Know (2009) (как Heaven and Hell)
Сборники
- Attention ! Black Sabbath (1973)
- We Sold Our Soul for Rock N’ Roll (1975)
- Children of the Grave (1976)
- Greatest Hits (1977)
- Between Heaven and Hell (1985)
- Blackest Sabbath/Black Sabbath 1970-1987 (1989)
- Backtrackin’ (1991)
- The Black Sabbath Story (1991)
- Iron Man (1994)
- The Sabbath Stones (1996)
- The Sabbath Collection (1996)
- Under Wheels of Confusion 1970-1987 (1996)
- The Collection (2000)
- The Best of Black Sabbath (Platinum Disc) (2001)
- Rock Champions (2001)
- The Best of Black Sabbath (2002)
- Symptom of the Universe (2002)
- Black Sabbath: The Ronnie James Dio Years (2004)
- Greatest Hits 1970–1978 (2006)
- The Dio Years (2007)
Концертные альбомы
- Live at Last (1980)
- Live Evil (1982)
- Cross Purposes Live (1995)
- Reunion (1998)
- Past Lives (2002)
- Live at Hammersmith Odeon (2007) (записан 31 декабря 1981 года)
- Heaven & Hell: Live at Radio City Music Hall (2007)
Биография:
Наряду с «Deep Purple» и «Led Zeppelin» эта команда входит в «большую тройку хард-рока» и является прародительницей таких стилей как хэви- и дум-метал. История ее началась в конце 60-х, когда двое парней из бирмингемского пригорода Эстона, Тони Айомми (р. 19 февраля 1948) и Билл Уорд (р. 5 мая 1948) организовали проект «The Polka Tulk Blues Company». Группа, исполнявшая утяжеленный блюз-рок, за короткое время пережила ряд кадровых перестановок и пару раз сменила вывеску («Polka Tulk», «Earth»), перед тем как окончательно переименоваться в «Black Sabbath». Случилось это в 1969 году, причем соратниками Тони (гитара) и Билла (ударные) на тот момент являлись вокалист Оззи Осборн (р. 3 декабря 1948) и бас-гитарист Гизер Батлер (р. 17 июля 1949).
К тому моменту команда успела сформировать свой собственный стиль, включавший построенный на тритонах зловещий саунд и мрачные оккультные тексты. Благодаря активной концертной деятельности «Black Sabbath» заключили сделку с «Phillips Records», где дебютировали с миньоном «Evil Woman». Сингл не попал ни в какие списки, но вышедшая через месяц полнометражка вольготно расположилась в британской десятке, а к лету разворошила и американский Топ 40. Критики поначалу бросились ругать альбом за непривычный звук, но когда в конце года появился «Paranoid», их пыл заметно поубавился.
Данная работа, ставшая классикой прото-металла, взлетела на самую верхушку национального чарта, а сопутствующий одноименный сингл достиг четвертой строчки. Благодаря коммерческому успеху музыканты смогли уделять последующим альбомам значительно больше студийного времени, однако параллельно росли и их наркотические пристрастия. Как бы то ни было, но несколько последующих лонгплеев «Black Sabbath» занимали прекрасные чартовые позиции и расходились миллионными тиражами. Сохраняя собственный стиль, коллектив вскоре стал экспериментировать со звуком: так, на «Vol 4» впервые были использованы оркестровки, а на записи «Sabbath Bloody Sabbath» в качестве гостя появился клавишный маг и кудесник Рик Уэйкман.
Сошествие с пьедестала началось с альбома «Sabotage» — этот диск первым нарушил традицию получать заокеанскую платину. Следующая работа, «Technical Ecstasy», стала отходом от думовых корней в сторону синтезаторщины, за что коллектив поплатился противоречивыми откликами и дальнейшим снижением продаж. Коммерческие неудачи, усугубленные наркопроблемами, привели к ухудшению внутренних отношений и отставке Осборна. Короткое время в роли вокалиста выступал экс-участник «Savoy Brown» Дэйв Уолкер, но все же на запись «Never Say Die!» к микрофону вернулся Оззи. Довольно быстро музыканты осознали, что склеить разбитую чашку все же не удастся и сделали Осборну ручкой, ангажировав на его место Ронни Джеймса Дио. Несмотря на то, что голос ветерана «Elf» и «Rainbow» разительно отличался от Оззи, записанный с ним диск «Heaven And Hell» вернул команде расположение критиков и высокие чартовые позиции. Пока «Black Sabbath» собирали овации на сопутствующих гастролях, их бывший лейбл подсуетился и полулегальным образом выбросил в продажу концертник «Live At Last» с записями семилетней давности.
В августе 1980-го по причине беспробудного пьянства пришлось уволить Уорда, и за барабаны сел Винни Эппайс. Альбом «Mob Rules» лишь немного уступал своему предшественнику, и на волне успеха музыканты решили выпустить первый официальный лайв. Однако во время микширования «Live Evil» у Дио возникли разногласия с Батлером и Айомми, и ему пришлось уйти. Следующим к микрофону встал Ян Гиллан, при чьем участии был сделан диск «Born Again». Альбом не оправдал своего названия, и публика раскритиковала его, а экс-фронтмен «Deep Purple» вернулся в свою родную команду. Хотя на «Born Again» стучал слегка протрезвевший Уорд, в турне барабанщик не поехал, предоставив терзать установку бывшему члену «The Move» Беву Бевану. В должности вокалиста некоторое время находился Дэвид Донато, а в 1985-м на концерте «Live Aid» группа воссоединилась с Осборном.
Перевод песни War Pigs – Black Sabbath
Генералы собрались толпами, Подобно ведьмам на черных мессах Злые разумы, что замышляют разрушение, Колдуны, сеющие смерть На полях горят тела, Пока машина войны продолжает движение Смерть и ненависть царят среди людей, Отравляя их промытые мозги О, да, Господи!
Политики прячут головы в песок Они лишь начали войну Должны ли они выходить на бой? Они оставляют эту роль беднякам
Со временем всплывет правда о том, Как их властные умы устраивали войны ради забавы, Обращаясь с людьми, как с пешками Дождитесь их судного дня Да!
И вот мир прекращает вращаться во тьме На месте пылавших тел пепел У военных свиней нет больше власти Длань Господня начала Судный день, Бог зовет Свиньи войны ползают на коленях, Умоляя о пощаде за их грехи А Сатана хохочет, расправляя крылья, О, да, Господи!