Ритм-энд-блюз и блюз-рок
Ряд групп «британского вторжения» в большей степени, чем остальные, подверглись влиянию ритм-энд-блюза. В частности, с исполнения ритм-энд-блюза начинали The Yardbirds. В начале существования группы в её составе был гитарист Эрик Клэптон, который быстро покинул группу; на смену ему пришёл Джефф Бек, которого в свою очередь сменил Джимми Пейдж
Всё трое лид-гитаристов, прошедших через Yardbirds, стали первым поколением «гитарных героев» — вышедших на передний план гитаристов, которые привлекали всё большее внимание и имели собственных поклонников
Сильное влияние ритм-энд-блюза испытали также The Animals, которые использовали в качестве лидирующего инструмента орган. Они записали ставшую «канонической» кавер-версию народной песни «House Of The Rising Sun», ставшей одной из самых часто исполняемых песен в рок-музыке.
Однако самой влиятельной группой, возникшей на основе ритм-энд-блюза и на протяжении всей своей карьеры возвращавшейся к блюзовым корнями, стали The Rolling Stones. Их имидж был значительно более агрессивным, «грязным», чем у The Beatles и мерсибит-групп; звучание и проблемы, поднимаемые в песнях, также демонстрировали новый подход к музыке.
«Cosmo’s Factory»
Creedence Clearwater Revival
Как и Black Sabbath, Creedence Clearwater Revival умудрились выпустить в 1970 году сразу два альбома, выбрать лучший из которых не так-то просто. Единственным «обломом» группы вплоть до финального диска «Mardi Gras» стало неудачное выступление на все том же фестивале в Вудстоке. «Travelin’ Band», «Run Through The Jungle», «Lookin’ Out My Back Door», «Up Around The Bend» – все они до сих пор входят в обойму идеальных песен для байкеров и с восторгом принимаются на концертах Фогерти, продолжающего колесить по Америке.
О главных этапах короткой, но очень яркой истории группы Creedence Clearwater Revival мы рассказывали здесь.
Появление фолк-рока
Хотя во времена пика «британского вторжения» местная музыка в Америке была вытеснена из хит-парадов, здесь продолжала развиваться собственная рок-сцена. На основе саунда вокальных фолк-групп и фолк-исполнителей 30-50-х годов (не без влияния блюза) создавали свою музыку фолк-исполнители начала 60-х, влиятельнейшим из которых являлся Боб Дилан. Он наглядно продемонстрировал своему поколению, что в популярной музыке можно говорить не только о любви мужчины и женщины, но затронуть и множество других тем, в том числе философских и социальных.
В 1965 году The Byrds положили начало собственно фолк-року — с вокальными гармониями на основе идей фолковых вокальных групп и уплотнённым по сравнению с акустическими фолк-исполнителями гитарным саундом. Характерным для фолк-рока был также социальный подтекст песен. В 1964 году Боб Дилан также перешёл от акустического к фолк-роковому звучанию, став знаковой фигурой рок-музыки и записав одну из знаменитейших рок-песен «Like A Rolling Stone». Buffalo Springfield стали второй по значимости фолк-рок-группой Америки, положив начало кантри-року. Немалый вклад в развитие жанра внесли Нил Янг, Simon & Garfunkel, Джони Митчелл.
В Британии появилась также своя фолк-рок-сцена, представителями которой являются Fairport Convention, Steeleye Span, Lindisfarne, Pentangle. Их стиль также принято называть электрик-фолк; мотивы британской фольклорной музыки здесь постепенно стали преобладать над американскими корнями. Одна из ветвей развития электрик-фолка, основателем которой является Алан Стивелл, положила начало кельтскому фолку.
«Elton John»
Elton John
Пока звезды 60-х сходились и расходились, пытаясь обрести свое место в меняющемся музыкальном мире, на смену им приходили другие герои. Одним из них неожиданно стал неуверенный в себе пианист-очкарик, которому упорно не давалось сочинение текстов песен. Его первый альбом «Empty Sky» был больше пробой сил, нежели впечатляющим дебютом, зато второй по счету альбом прогремел и в Англии, и в Америке, получив номинацию на премию «Грэмми». Впитав в себя влияние музыки соул, госпела, кантри и того, что впоследствии назовут стилем американа, «Elton John» стал не столько подражанием, сколько оммажем американской музыке того времени, а заодно и ее переосмыслением. Здесь пока еще не очень много хитов, зато первый из них – написанную за 15 минут «Your Song» – сам Элтон признавал лучшей из тех, что когда-либо были написаны им и автором текстов Берни Топином.
Александр Розенбаум
- Годы творчества: 1980 г. – настоящее время.
- Наиболее известные песни: «Вальс-бостон», «Ау», «Покажите мне Москву».
- Родился: в Санкт-Петербурге, 13 сентября 1951 года.
Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.
Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.
При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.
Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.
Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.
Первая половина 1960-х
На основе ритм-энд-блюза, рок-н-ролла и соула не без влияния народной британской музыки в Англии стали появляться группы, игравшие новую форму танцевальной музыки — бит-музыку. Среди поджанров бита выделялся мерсибит, типичными примерами которого являются записи Gerry & The Pacemakers, The Searchers, Rory Storm and the Hurricanes и ранние записи The Beatles. Именно The Beatles со своим синглом «I Want To Hold Your Hand» смогли впервые потеснить в американских чартах американских же исполнителей, положив начало так называемому «британскому вторжению» (англ. British Invasion). Параллельно с этой формой музыки в Америке развивались местные стили на основе фолка и кантри — важнейшим из них стал фолк-рок.
Рейтинг лучших фронтменов рок-музыки
10 место. Роджер Долтри
- Группа: The Who
- Жанры: поп-рок, пауэр-поп, рок
Просто крутой дядька, который помимо участи во всемирно популярной рок-группе успел засветиться в кино, выделить время для сольных проектов и даже принять участие в театральных постановках.
9 место. Эксл Роуз
- Группа: Guns N’ Roses
- Жанры: хард-рок, хеви-метал
Один из крутейших вокалистов всех времен, чей голос превращал концертные выступления группы в настоящий праздник. Сейчас американскому музыканту уже 53 года.
8 место. Джими Хендрикс
- Группа: The Jimi Hendrix Experience
- Жанры: блюз-рок, фолк-рок, рок
Хотя Джими Хендрикс запомнился в большей мере как сольный артист, формально у него была группа (целых 5 лет), которая скрылась в его тени. Хендрикс стал настолько популярен, что мало кто из современников в курсе о его коротком жизненном пути. Джими умер в возрасте 27 лет (в 1970 году) — то ли от наркотиков, то ли от передозировки снотворным.
7 место. Оззи Осборн
- Группа: Black Sabbath
- Жанры: дум-метал, глем-метал, блюз-рок
Этот знаменитый британец был лидером «Блэк Саббат» в ее лучшие годы. После ухода из группы Оззи сделал довольно успешную сольную карьеру. За все время во всем мире было продано более 100 миллионов альбомов Озборна. Согласитесь, значительное число.
6 место. Стивен Тайлер
- Группа: Aerosmith
- Жанры: блюз-рок, поп-музыка, хеви-металл
Стив Тайлер стал популярен благодаря «Аэросмит». Или «Аэросмит» стали популярны благодаря Тайлеру? Никто не знает. Но факт остается фактом: Стив умеет отлично «зажигать» на концертах, поднимая публику и взрывая зал своей энергией. Кроме этого, Стивен умудрился заслужить славу человека, имеющего склонность к нелепым падениям. В последний раз бедняга Тайлер умудрился упасть в собственной ванной и выбить себе 2 зуба.
5 место. Джон Леннон
- Группа: The Beatles
- Жанры: блюз-рок, поп, рок
Скажу честно, выбор между Полом МакКартни и Джоном Ленноном был непрост. Но есть веские причины все-таки почтить в этот раз Джона. Один из величайших гитаристов, один из величайших британцев, один из величайших общественных деятелей и, без сомнения, один из величайших очкариков. И фронтменов тоже (чуть не забыл!)
4 место. Джим Моррисон
- Группа: The Doors
- Жанры: блюз-рок, кислотный рок, рок
Моррисон, без преувеличения, является одним из самых лучших фронтменов в истории рок-музыки. Неповторимый голос и своя особая сценическая линия поведения стали его отличительной визиткой. Как и многие рок-музыканты того времени Джим вел далеко не лучший образ жизни и, по примеру, Харрисона, ушел из жизни в 27 лет. Официальная версия — передозировка героином. Но любители теорий заговоров, само собой, официальным версиям не верят…
3 место. Роберт Плант
- Группа: Led Zeppelin
- Жанры: блюз-рок, фолк-рок, рок
Еще один крутой британский рокер… хотя, можно ли говорить «еще один» о том, кто вошел в первую тройку нашего рейтинга самых классных фронтменов в рок-музыке всех времен? После распада «Зеппов» Плант начал не плохую сольную карьеру, которая успешно продолжается до наших дней.
2 место. Мик Джаггер
- Группа: Rolling Stones
- Жанры: блюз-рок, танцевальный рок, рок
Джагер умудрился создать свой собственный, уникальный сценический образ. Петушиная походка, перемены голоса от грубого до женственного, энергичность и кривлянья, а также много других его собственных «фишек» сделали Мика одним из лучших фронтменов всех времен. Заслуги Джагера не были оставлены без внимания — королева Елизавета II, в честь его 60-летия, посвятила Мика в рыцари.
Да, Мик умудрился засветиться даже в «Симпсонах» в славной серии о летнем рок-лагере.
1 место. Фредди Меркьюри
- Группа: Queen
- Жанры: поп-рок, рокабилли, рок
Журнал «Роллинг Стоунз» отправил Меркьюри на 18-е место своего опроса «100 лучших рок-вокалистов». Канал ВВС включил его в сотню лучших британцев. Этот человек известен всем, даже людям, далеким от музыки — его эксцентричная и оригинальная манера поведения на сцене снискала широкую популярность.
Широко распространено мнение, что Меркьюри был гомосексуалистом. Если быть точным, как утверждают некоторые приближенные к певцу авторитетные источники, Фредди был бисексуалом. Сам же Меркьюри, обычно, отшучивался в интервью на эту тему и никаких заявлений по этому поводу не делал. Умер вокалист Queen в 1991 году (в возрасте 45 лет) от СПИДа, а точнее от бронхопневмонии, которая развилась на фоне этой болезни.
Загрузка …
«Tea For The Tillerman»
Cat Stevens
Двумя альбомами подряд в 1970 году отметился и исполнитель софт-фолка Стивен Георгиу, выступавший под псевдонимом Кэт Стивенс. Второй из этих альбомов пользовался успехом не только на родине британского музыканта, но и в Штатах, где стал трижды платиновым: почти четверть века спустя кавер-версия песни «Wild World» оказалась серьезным хитом для хард-роковых виртуозов Mr.Big. А оригиналы в исполнении самого Кэта Стивенса украсили сразу несколько кинокартин, включая трогательную драму «Гарольд и Мод» и второй фильм о приключениях Стражей Галактики: доверительное исполнение Стивенса оказалось прекрасной иллюстрацией к финалу картины.
«All Things Must Pass»
George Harrison
Удачным 1970-й был и для другого гитариста The Beatles: Джордж Харрисон разродился сразу тройным альбомом, многие песни которого были написаны еще в битловскую эпоху. Самой известной из них стала «My Sweet Lord», объединившая «Аллилуйю» с «Харе Кришной» и одновременно ставшая поводом для курьезного судебного иска. Впрочем, многие другие песни едва ли уступали этой. Заглавная песня прописалась в концертном сет-листе Пола Маккартни в новом тысячелетии и вдохновила БГ на сочинение первой в его жизни песни на русском языке. «Wah-Wah» была написана сразу после очередной перебранки с Полом Маккартни, «If Not For You» стала крупным хитом для Оливии Ньютон-Джон, а на одном из дублей «Art Of Dying» сыграл мало кому известный тогда Фил Коллинз. Быть может, финальная часть диска, заполненная джем-сейшнами, может показаться лишней, однако мало какой альбом столь ярко иллюстрирует 70-е – немного помпезные, чуть-чуть раздутые и не менее удивительные, нежели золотая эпоха 1960-х.
Nirvana
Карьера Nirvana была недолгой, но Кобейн и ко добились ошеломительного успеха. Группа стала фантастически популярной и по праву может претендовать на звание лучшей за всю историю.
Музыка Курта Кобейна до сих пор находит отклик в сердцах слушателей. А песня Smells Like Teen Spirit считается лучшей популярной песней всех времен.
Nirvana в своем творчестве сумела объединить бескомпромиссную подачу, понятность для массовой аудитории и актуальность поднимаемых в лирике тем.
Nirvana — главная группа для поколения 90-х, но даже сейчас молодые 18 и 20-летние юноши и девушки находят в «нирвановских» песнях что-то свое, близкое и понятное.
Спад популярности А-Ха
Через некоторое время появился четвёртый альбом East of the Sun, West of the Moon. Эта пластинка была признана лучшей за всю историю группы, но количество продаж это не подтвердило.
В этом альбоме менялся стиль музыки — романтические песни в стиле электропоп сменили жёсткие и мрачноватые по звучанию рок-композиции.
В этот период группа давала много концертов, ездила по гастролям в разные страны. Этот период был самым расцветом коллектива. В Рио-де-Жанейро группа A-ha поставила рекорд по посещаемости — на концерт прибыло 194 тыс. зрителей.
Альбом Memorial Beach, вышедший в 1993 году, стал пятым по счёту. Однако практически никакого внимания поклонников не было. Критики довольно сдержанно отнеслись к пластинке, во многом это объяснялось мрачной стилистикой песен.
В 1994 году вышел сингл Shapes That Go Together, и группа решила сделать перерыв в творчестве, все участники пытались реализоваться в сольных проектах.
«The Man Who Sold The World»
David Bowie
Неожиданно заимев крупный хит в виде заглавного трека к альбому «Space Oddity», вслед за ним будущий Зигги Стардаст записал клаустрофобный, нервный и довольно жесткий рок-альбом, отличающийся как от мечтательного арт-фолка его ранних вещей, так и от «хэви-металлолома» современных ему музыкантов. Ведущую роль в этом сыграл гитарист Мик Ронсон – он писал аранжировки для синтезаторщика Ральфа Мейса, давал советы басисту-продюсеру Тони Висконти и даже пел вместе с ним бэк-вокалы через вокодер. Как и в прошлый раз, главным хитом на этой пластинке стала заглавная вещь, которую удачно присвоила группа Nirvana. Сам Боуи, по слухам, просто закипал, когда ему задавали вопрос, с чего это он поет песни Кобейна. И все же этот альбом великолепно слушается сам по себе: «золотую эпоху» Дэвида Боуи принято начинать именно с него.
Появление жёсткой музыки
The Who в 1965 году |
---|
Хотя The Rolling Stones, в частности, их хит «(I Can’t Get No) Satisfaction» звучали для своего времени и на фоне мерсибита необычайно тяжело, «тяжёлая» музыка и классический рок вообще традиционно берут начало с сингла группы The Kinks «You Really Got Me». Здесь впервые в рок-музыке были использованы «тяжёлые» гитарный рифф и соло прифуззованной гитары. Первые альбомы The Kinks отличались, наряду с утяжелённым бит-саундом, также остросоциальными текстамии. Идеологически они стали одними из основателей субкультуры модов (наиболее популярна она была в середине 1960-х, придя на смену тедди-боям).
Главными идеологами движения модов стала группа The Who. Первые их два альбома являются одними из самых жёстких записей своего времени, а на сцене они отличались бешеной энергетикой и тем, что впервые стали крушить на сцене гитары. Также The Who считаются одними из первопроходцев использования нойза и фидбэка в роке, а некоторые их тексты были довольно вольными для своего времени. К музыке The Who впервые был применён термин пауэр-поп.
Среди идеологов мод-движения стоит также упомянуть The Pretty Things и The Small Faces. Эти группы играли жёсткий вариант ритм-энд-блюза, нередко с остросоциальными текстами.
Наконец, особняком среди британских первопроходцев жёсткой музыки стоят The Troggs — среди всех групп британского вторжения она была наиболее близка к гаражному року.