Эту песню не задушишь, не убьёшь
НЭП позволил простым людям приобщиться к буржуазным благам: театр или кабаре, стрижки в якобы парижском стиле, маникюр или педикюр. Правда, средств на потребительский рай хватало не у всех. Городской фольклор 1920-х годов полон историями о советских робин-гудах, которые грабили богачей и поддерживали бедняков.
Мода времён НЭПа. (flickr.com)
Благополучие нэпманов вызывало зависть. При этом интеллигенция считала их пошлыми, носителями низменной психологии. В результате фигура советского бизнесмена очень скоро стала объектом всеобщей ненависти. Это настроение также звучит в городском фольклоре.
Карикатура на нэпмена. (flickr.com)
С отменой НЭПа городской фольклор, расцветший в его годы, рассыпался как жанр. Часть форм была объявлена вне закона, а часть — получила новые темы и даже исполнялась на приёмах в Кремле. Так, Леонид Утёсов, в 1930-е годы выпустивший пластинку с блатными песнями, был приглашён с оркестром в Кремль, где по просьбе Иосифа Сталина исполнил «С одесского кичмана».
«Бублички» как символ НЭПа
Песня впервые была исполнена артистом «блатного жанра» Григорием Красавиным. Мелодию он позаимствовал из популярного фокстрота неизвестного автора. Слова же написал Яков Ядов.
Из воспоминаний Григория Красавина: «…я старался выяснить, в чём состоит одесская «злоба дня», они мне сказали, что в Одессе на всех углах продают горячие бублики с утра и до вечера и с вечера до утра. Только и слышно: «Купите бублики, горячие бублики…» Вот это, сказали они, стоило бы отразить в песенке. Кто это может сделать хорошо и быстро? Только один человек — Яков Петрович Ядов! Якову Петровичу очень понравилась музыка. Он сразу загорелся: «Это прекрасная идея! Надо показать в этой песенке несчастную безработную девушку, мёрзнущую на улице ради куска хлеба, умирающую с голода для обогащения нэпмана, так сказать, одна из «гримас нэпа»».
«Бублички» в исполнении Юрия Морфесси
Вскоре после премьеры «Бублички» распевали на каждом углу. Поварившись в народной среде, текст сократился, утратил социальные темы. Часть фраз была «отредактирована». Вместе с эмигрантами «Бублички» оказались в Нью-Йорке, где их перевели на идиш. Вскоре хит вошёл в репертуар эстрадных певцов.
«Мурка»: от истории любви до криминального детектива
В начале 20-го столетия стал модным босяцкий жанр, корнями уходящий в «песни воли и неволи», «острожные» и «каторжные». В литературе и кино всё чаще появляются отверженные люди — жертвы социальной несправедливости, бунтари. Пожалуй, самый известный пример — пьеса Максима Горького «На дне». Вскоре появляется и эстрадная песня на эту тему. Сочетание мелодий из репертуара одесских ресторанов с текстами о трагичной судьбе породило жанр блатной песни.
Один из канонических примеров жанра — «Мурка». Окончательное криминальное реноме закрепилось за ней в 1979 году после выхода сериала «Место встречи изменить нельзя». В сцене, когда Шарапов в логове бандитов пытается сойти за своего, герой исполняет именно «Мурку».
Сцена из сериала «Место встречи изменить нельзя»
Первоначальный же вариант песни был романтичным, но, что характерно для городского романса, трагичным.
Здравствуй, моя Мурка, Мурка дорогая!
Помнишь ли ты, Мурка, наш роман?
Как с тобой любили, время проводили
И совсем не знали про обман…
Лирический герой — обманутый муж — рассказывает, как вывел неверную жену на чистую воду.
Как-то, было <дело>, выпить захотелось,
Я зашёл в шикарный ресторан.
Вижу — в зале бара там танцует пара —
Мурка и какой-то юный франт.
Подкараулив Мурку и её любовника у выхода из ресторана, герой устроил сцену ревности с риторическими вопросами о причинах неблагодарности и неверности.
Ты меня любила, а потом забыла
И за это пулю получай!
«Мурка» в исполнении Константина Сокольского
Песня быстро стала народной, сюжет и текст неоднократно менялись неизвестными авторами. И вот уже Мурка — Маруся Климова, двойной агент, который «подсажен» к бандитам. Раскрытый обман карается смертью.
Строевые песни о современной армии
- «Строевая». Слова В.Семернина, музыка П.Яковенко.
- «Песня солдатская моя». Слова М.Пляцковского, музыка А.Бабаджаняна.
- «У песни боевое назначенье». Слова В.Матвеева, музыка Г.Лужецкого.
- «Идёт солдат по городу». Слова М.Танича, музыка В.Шаинского.
- «Не плачь, девчонка». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
- «Экипаж — одна семья». Слова Ю.Погорельского, музыка В.Плешака.
- «Марш черноморского флота». Слова А.Аксёнова, музыка В.Сорокина
- «Мы — тихоокеанцы». Слова В.Матвеева, музыка Е.Казановского.
- «Прощание славянки». Слова В.Лазарева, музыка В.Агапкина.
- «Судьба моя военная». Слова В.Силкина, музыка Ю.Бирюкова.
- «Солдат — всегда солдат». Слова М.Матусовского, музыка В.Соловьёва- Седого.
- «Марш ракетчиков». Слова В.Фёдорова, музыка В.Гомоляки.
- «Сколько надо — столько есть». Слова П.Градова, музыка В.Букина.
- «Песня воинов ПВО». Слова И.Вислоуса, музыка А.Флярковского.
- «Щит и меч Отчизны». Слова В.Матвеева, музыка М.Мишунова.
- «Песня зенитчиков». Слова П.Градова, музыка А.Лебедева.
- «На страже родных рубежей». Слова М.Андронова, музыка И.Раевского.
- «Всё выше». Слова П.Германа, музыка Ю.Хайта.
- «Потому что мы пилоты». Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьёва-Седого.
- «Мы люди большого полёта». Слова А.Фатьянова и В.Сидорова, музыка, В.Мокроусова.
- «Вертолётчики». Слова О.Данченкова, музыка Ю.Смирнова.
- «Три танкиста». Слова Б.Ласкина, музыка Дан. и Дм. Покрассов.
- «Порядок в танковых войсках». Слова Е.Долматовского, музыка, О.Фельцмана.
- «Десантная строевая». Слова К.Ваншенкина, музыка Я. Френкеля.
- «Марш десантников-парашютистов». Слова Е.Аграновича, музыка, Л.Афанасьева.
- «Десантная». Слова А.Коваль-Волкова, музыка Ю.Гурьева.
- «Крылатые гвардейцы». Слова Т.Катаевой, музыка В.Левашова.
- «Пехота есть пехота». Слова М.Пляцковского, музыка, Н.Богословского.
Песни о войне послевоенного периода
- «Алеша». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
- «Баллада о матери». Слова А.Дементьева, музыка, Е.Мартынова.
- «А мы с тобой, брат, из пехоты» («Бери шинель…»). Слова Б.Окуджавы, музыка В.Левашова.
- «Баллада о солдате». Слова М.Исаковского, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Воспоминание об эскадрилье «Нормандия-Неман». Слова Е.Долматовского, музыка М.Фрадкина.
- «Враги сожгли родную хату». Слова М.Исаковского, музыка М.Блантера.
- «День Победы». Слова В.Харитонова, музыка Д.Тухманова.
- «Довоенный вальс». Слова Ф.Лаубе, музыка П.Аедоницкого.
- «Если б не было войны». Слова И.Шаферана, музыка М.Минкова.
- «Журавли». Слова Р.Гамзатова, музыка Я.Френкеля.
- «За того парня». Слова Р.Рождественского, музыка М.Фрадкина.
- «Майский вальс». Слова М. Ясеня, музыка И. Лученка.
- «Махнем не глядя». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- «Москвичи». Слова Е.Винокурова, музыка А.Эшпая.
- «Не стареют душой ветераны». Слова Я.Белинского, музыка, С.Туликова.
- «На кургане». Слова Ю.Друниной, музыка А.Петрова.
- «Наш город». (Над заставами ленинградскими). Слова А.Фатьянова, музыка В.Соловьева-Седого.
- «Не могу забыть». Слова В.Харитонова, музыка В.Шаинского.
- «Память сердца». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
- «Песня артиллеристов». Слова В.Гусева, музыка Т.Хренникова.
- «Песня десятого десантного». Слова и музыка Б.Окуджавы.
- «Поклонимся великим тем годам». Слова М.Львова, музыка, А.Пахмутовой.
- «Пора в путь дорогу». Слова С.Фогельсона, м узыка В.Соловьева-Седого.
- «Письмо из сорок пятого». Слова М.Ясеня, музыка И.Лученка.
- «Растет в Волгограде березка». Слова М.Агашиной, музыка, Г.Пономаренко.
- «Рязанская мадонна». Слова А. Поперечного, музыка А.Долоуханяна.
- «Снег седины». Слова В.Бокова, музыка Г.Пономаренко.
- «На безымянной высоте». Слова М.Матусовского, музыка В.Баснера.
- «Легендарный Севастополь». Слова П.Градова, музыка В.Мурадели.
- «Мы армия страны — мы армия народа». Слова И.Резника, музыка, Э.Ханка.
- «Я люблю тебя, жизнь». Слова К. Ваншенкина, музыка Э. Колмановского.
- «Песня о тревожной молодости». Слова Л.Ошанина, музыка, А.Пахмутовой.
- «Надежда». Слова Н.Добронравова, музыка А.Пахмутовой.
- «В путь». Слова М.Дудина, музыка В.Соловьева-Седого.
Песни военных лет
В этот раздел включён список песен про войну, написанных не позже 1945 года. Некоторые из них появились на свет до ВОВ, но были очень любимы народом в годы сражений против нацистов.
Тёмная ночь
Она написана в 1943 году для художественного фильма «Два бойца» режиссёра Лукова. Композитор Никита Богословский сочинил музыку, а за слова песни взялся Владимир Агатов. Послушаем, как спел «Тёмную ночь» Марк Бернес, сыгравший одну из главных ролей в кинокартине.
Смуглянка
Все мы любим версию песни «Смуглянка» из фильма «В бой идут одни старики», но эта композиция появилась на свет ещё в 1940 году. Её написали Анатолий Новиков и Яков Шведов для сюиты о Григории Котовском. Однако впервые произведение прозвучало лишь в 1944 году в исполнении Краснознамённого ансамбля. Конечно, всесоюзным шлягером песня стала в послевоенный период благодаря популярной кинокартине Леонида Быкова.
Послушать онлайн песню «Смуглянка».
В землянке
Слова песни в 1941 году написал военный корреспондент Алексей Сурков. Первые строки он сочинил прямо на фронте, когда под осколками добирался в штаб, а потом ночевал в землянке. На музыку стихотворение положил Константин Листов. Так началась славная история всенародно любимой военной песни.
Далее можно послушать «В землянке».
Синий платочек
Это довоенная песня с польскими корнями. Название и первую версию слов сочинил Яков Гольденберг, творивший под псевдонимом Галицкий. Музыку написал Ежи Петерсбурский. Композицию пели многие знаменитые артисты, а на фронте невероятно популярны были версии песни «Синий платочек» Лидии Руслановой и Клавдии Шульженко.
Предлагаю послушать «Синий платочек» онлайн.
Священная война
Для советского народа эта композиция Александра Александрова на слова Василия Лебедева-Кумача стала настоящим военным гимном. Призыв «Вставай, страна огромная!» разлетелся по всему Союзу и вдохновлял людей из последних сил противостоять захватчикам.
Вспомним великий гимн, послушав онлайн «Священную войну»
Статьи о некоторых вышеперечисленных произведениях будут написаны в ближайшее время.
Катюша
Кто не знает эту прекрасную песню Михаила Исаковского и Матвея Блантера! Хотя она была написана до Великой Отечественной, для многих советских граждан именно она стала главным музыкальным символом той ужасной войны. О её популярности говорят многочисленные версии слов «Катюши» и десятки переводов на иностранные языки.
Давайте послушаем «Катюшу» и вспомним легендарные установки, прозванные «катюшами».
По полю танки грохотали
Эта песня появилась на свет до ВОВ и не имела отношения к армии. Она родилась в народе под названием «Коногон» и была посвящена шахтёрам. Но в годы войны по стране разлетелась её версия «По полю танки грохотали», а позже люди дописали другие вариации текста.
Предлагаю послушать онлайн песню «На поле танки грохотали».
«Кирпичики»: «против» растратчиков и «за» червонцы
Одна из самых известных дворовых песен, также возникшая на основе городского романса, — «Кирпичики». Примечателен не столько оригинал композиции, сколько многочисленные вариации текста на тот же мотив. По замечанию ряда этнографов, «Кирпичики» не знает себе равных по количеству подражаний, перепевов и переделок.
По сюжету, героиня «в убогой семье родилась» и в 15 лет устроилась на кирпичный завод. Там она встретила Сеньку.
Каждую ноченьку с ним встречалися,
Где кирпич образует проход…
Вот за Сеньку-то, за кирпичики
Полюбила я этот завод.
Внезапно «безработица по заводу ударила», и помимо героев были уволены 270 человек. Беда не приходит одна, и вскоре после увольнения «война пошла буржуазная». В обстановке хаоса обозлившийся народ «по винтику, по кирпичику растаскал опустевший завод».
С установлением власти большевиков герои вернулись на то место, где когда-то производили кирпичики, чтобы восстановить завод. Сенька — теперь уже товарищ Семён, управляющий предприятием.
Так любовь моя и семья моя
Укрепилась от всяких невзгод…
За весёлый гул, за кирпичики
Полюбила я этот завод.
На мотив «Кирпичиков» появились куплеты на злобу дня: о растратчиках, коррупционерах, кооперации, денежной реформе и т. д. Типичный герой сатирических песен о растратчиках — ответственный работник, в ведении которого находится производство, торговля или строительство. Стандартная сюжетная схема: растрата, проверка, суд, тюрьма. Фрагмент песни 1928 года:
А кругом звонки, телефончики
Целый день все звонят без конца,
И с 10-ти до трёх все червончики,
Добывает он в поте лица.
Нередко герой оказывается очарован корыстолюбивой обольстительницей:
Подзавив усы свои кисточкой
И поправив свои галифе,
Раз директор наш машинисточке
Предлагает прогулку в кафе.
Ещё пример — о директоре Сеньке, наслаждавшемся буржуазными удовольствиями за государственный счёт и оказавшемся в Бутырской тюрьме.
В центре города по балам ходил,
Полюбил всей душою цыган
И по рублику, по червончику
Разгружал он советский карман.
Или другой пример о любви по расчёту:
И обычная тут история:
Машинистка хитра и умна,
Уж не вдруг дана категория:
Секретаршей стала она.
А директор ей пальцев кончики
Целовал без конца и забот,
Вереницей шли червончики
За часы сверхурочных работ.
Кирпичики из оригинальной песни были заменены на червончики, что вполне отвечало реалиям: в годы НЭПа была проведена денежная реформа, в результате которой появилась устойчивая валюта — червонец. Для поддержки денежной реформы и формирования доверия населения использовались как классические средства пропаганды, так и близкие народу, фольклорные. Даже вышла сказка в стихах «С.С.Р.-ский червонец».
Рос червонец очень скоро,
Из Москвы попал в Ростов —
Быстро мчался, как в моторе,
Среди сел и городов…
Не по дням, а по минутам
Рос червонец-богатырь —
Иностранная валюта
Шибко шла «под монастырь».
В финале сказки червонец вытесняет с внутреннего рынка не только иностранные валюты, но и старые советские деньги.
Червонец. (wikimedia.org)
Ещё одна версия «Кирпичиков» посвящена социальной теме — «Алиментики». По сюжету, герой увлекается молодой особой, которая оказывается вымогательницей и требует алименты на ребёнка, к которому несчастный не имеет отношения. Всё оборачивается судом и несправедливым наказанием.
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
https://youtube.com/watch?v=lKUsZxXpUN4
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
Злободневные частушки
Лозунговые частушки, возникшие в революционные годы, в 1920-е стали наиболее активным и действенным жанром народного творчества. Рождаемые как социальный заказ на злобу дня они отмирали, как только появлялись новые инфоповоды.
В годы НЭПа сочинялись частушки о проблемах кооперации, которая хотя и была объявлена «столбовой дорогой к социализму», оптимизма у частных заготовителей не вызывала.
Мне милашка прочитала
Строгую нотацию,
Чтоб продукты все сдавали
Через кооперацию.
—
От, бывало, торгашу
Всё я грошики ношу,
А теперь насупротив —
Я хожу в кооператив!
—
Подарила я платочек —
Милый требует картуз.
У меня не кооперация,
Не райпотребсоюз!
Уже упомянутый Яков Ядов — автор многочисленных частушек. Его текст, в отличие от лозунговых, по настроению и содержанию были ближе к деревенским.
От среды и до субботы
В нашей бане нет работы,
От субботы до среды —
В нашей бане нет воды.
—
Торговала Изабелла,
Продавала маркизет.
Барыша она имела
За сто метров десять лет.
Крысоловку постарались
Дать в большой универмаг.
Поутру в ней оказались
Два кассира и завмаг.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
https://youtube.com/watch?v=daUnkRaOJCc
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
https://youtube.com/watch?v=qZ0ii76PLMA
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
Александр Розенбаум
- Годы творчества: 1980 г. – настоящее время.
- Наиболее известные песни: «Вальс-бостон», «Ау», «Покажите мне Москву».
- Родился: в Санкт-Петербурге, 13 сентября 1951 года.
Он работает в нескольких жанрах: шансон, рок, эстрадная и авторская песня, романс, джаз.
Александр получил статус Народного артиста, Заслуженного артиста Российской федерации. Родители Розенбаума были врачами, сам он пошел по их стопам: ему довелось работать в отделении скорой помощи.
При этом Александр серьезно занимался музыкой. Через некоторое время ему пришлось делать выбор между новой профессией и уже полученным опытом. Розенбаум решил рискнуть и в результате завоевал очень большую популярность.
Сначала Александр исполнял блатные песни. Со временем он сменил репертуар, начав отдавать предпочтение военной тематике, истории России, философской лирике, казачьей и цыганской темам.
Манера игры Александра является своеобразной, очень насыщенной. Чтобы добиться максимальной яркости звука, он нередко применяет спаренные струны.
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
https://youtube.com/watch?v=KRuPhmJ33-E
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.
Городской фольклор
Изучение городского фольклора является нетривиальной задачей. В начале 20-го века появился ряд работ, посвящённых этой теме. Но с тех пор среди специалистов нет единого мнения, существует ли такое явление в принципе. Некоторые исследователи, в частности этнограф Д. К. Зеленский, видят городской фольклор как традиционный крестьянский, но «испорченный» урбанистической культурой. Согласно другой версии, поддержанной в частности Ю. М. Лотманом, городской фольклор — самостоятельное культурное явление, рождение которого спровоцировано изменением массового сознания горожан и появлением новых культурных запросов.
Городской фольклор имеет многочисленные формы, например, анекдот, песня, частушка, танец (кадриль), театр (балаган), живопись (лубок) и т. д. На основе русского романса появился новый вид, жестокий. Его сюжет непременно мелодраматичен и редко обходится без кровопролития, герои переживают нешуточные страсти, что выражено многократно употребляемыми словами «роковой», «ужасный», «кошмарный», «безумный» и т. п. Сюжеты различаются в основном причинами трагедии, а вот итог — смерть или смертельное горе.
10 знаменитых хитов, украденных советскими ВИА
Группа (Исполнитель): 10 знаменитых хитов
Альбом: Сборник
Жанр: Pop-music
Самые известные хиты, перепетые ВИА СССР
Первое в мире государство рабочих и крестьян с «прохладцей» относилось к соблюдению чьих-то авторских прав. Справедливости ради, стоит сказать, что и коллективный Запад тырил советские ноу-хау без зазрения совести. Инь-янь, баланс интересов, т.е. мы крали у них – они крали у нас. Это утверждение в полной мере касалось и музыки. Как-нибудь подготовлю материал о русских песнях, украденных западными попсовиками. А сегодня вспомним то, что «оприходовали» советские ВИА. Истинное авторство, зачастую, не указывалось или шлягер сопровождался нейтральной подписью «народная песня». Шифровались, короче говоря… Впрочем, особой потребности в этом не было, так как перечислять иностранному автору гонорар никто изначально не собирался.
Многие слушатели и не догадывались, что полюбившиеся им композиции вокально-инструментальных ансамблей на поверку окажутся откровенным плагиатом. К слову, каверы в исполнении отечественных ВИА звучали не хуже, а зачастую – поинтереснее, чем в оригинале. Шлягеров было позаимствовано множество, но сегодня мы предложим ТОП-10. Мое мнение может разниться с мнением подписчиков моего музыкального дзена. Добавляйте свои мелодии.
Слушаем песни и вспоминаем молодость – длинные патлы, ажурные рубашки с воротниками до пояса и клешеные джинсы.
«Синий, синий иней» — ВИА «Поющие гитары» (русский текст А. Азизов). Настоящий автор Neil Sedaka – «One Way Ticket».
«Школьная пора» — ВИА «Веселые ребята» (русский текст В. Харитонов). Автор песни Stevie Wonder — «Ebony eyes»
«Толстый Карлссон» — ВИА «Поющие гитары» (русский текст – И. Резник). Оригинал Christie — «Yellow River».
«В последний раз» — ВИА «Веселые ребята» (русский текст — В. Луговой). Оригинальный исполнитель Jeanette — «Por Qué Te Vas».
«Город детства» — Эдита Пьеха (русский текст Р. Рождественский). Оригинал The Brothers Four – «Green Fields».
«Первая любовь» — ВИА «Красные маки» (русский текст – А. Григорьев). Оригинал Demis Roussos — «From souvenirs to souvenirs».
«Песенка велосипедистов» — ВИА «Поющие гитары» (русский текст П. Ватник). Оригинальное исполнение The Tremeloes — «Suddenly you loved me».
«Люди встречаются» — ВИА «Веселые ребята» (русский текст – О. Жуков). Автор музыки Viktor Havasy(Виктор Гаваши), первый исполнитель на венгерском языке Poоr Pеter — «Hajjaj fekete vonat».
«Ты мне сказала» — ВИА «Земляне». Оригинал Dire Straits – «Walk of life».
«Старенький автомобиль» — ВИА «Весёлые ребята». В этом случае, музыкальная тема песни заимствована у группы The Beatles.
Как видно из нашего ТОП-10 мировые хиты очень даже легко адаптировались на нашей эстраде. Всему виной не вдохновение, а хорошая музыкальная память наших музыкантов. Послушать оригинальную и отечественную версию шлягеров можно на Завалинке. Добавляйте свои версии «заимствований», возможно, скомпилируем еще один список песен.