Энциклопедия
«САМОЦВЕТЫ» — вокально-инструментальный ансамбль (ВИА) под руководством Юрия Федоровича Маликова (род. в 1943). Засл. арт. РСФСР (1986). Выпускник Моск. консерватории по классу контрабаса, он уже имел опыт работы в эстрадных и симфонических оркестрах. Профессионализм руководителя способствовал быстрому становлению ансамбля — дебют «Самоцветов» состоялся в Эстрадном театре «Эрмитаж» летом 1971. В первом составе вместе с Маликовым участвовали Сергей Березин, Юрий Петерсон, Г. Жарков, В. Дьяконов, Анатолий Могилевский, Ю. Генбачев, певица И. Шачнева, в 1975 все они организовали ансамбль «Пламя» во главе с Березиным; Маликов набрал новый состав «Самоцветов». «Самоцветы» с самого начала встали на путь исполнения советской песни, обращенной к самой широкой и разнообразной аудитории.
Не случайно это один из самых «прокатных» коллективов Москонцерта, предназначенный для выступлений на разных площадках — от стадионов до сельских клубов. В репертуаре начала 70-х гг.— песни советских композиторов разных поколений: Марка Фрадкина «Увезу тебя я в тундру» (ст. Михаила Пляцковского), первая песня, принесшая популярность ансамблю; песни Давида Тухманова — «Мой адрес — Советский Союз», «Налетели дожди» (обе на ст. В. Харитонова); песни молодых авторов— «Верба» (Эдуарда Ханка, ст. Юрия Рыбчинского), «Молодо-зелено» (С. Томина, ст. Игоря Шаферана). К 1975 круг авторов значительно расширяется. «Самоцветы» поют песни Вячеслава Добрынина «Ох, эти танцы», «У нас, молодых», «Не цветы твои люблю» — все на ст. Харитонова, «На земле живет любовь» — ст. Леонида Дербенева, включают в репертуар песни Владимира Шаинского («Багульник», ст. Пляцковского), Никиты Богословского («Песня о дружбе», ст. Михаила Танича). Популярными у аудитории остаются и песни Фрадкина — лирическая «Добрые приметы» (ст. Евгения Долматовского), трагедийная, суровая «Удеревни Крюково» (ст. С. Острового), военная «За того парня» (ст. Долматовского). Ансамбль замечает Роберт Рождественский, на его стихи пишут песни «Вся жизнь впереди» А. Экимян, «Там, за горизонтом» («Там, за облаками») Марк Фрадкин, получившие известность в исполнении «Самоцветов».
Содружество с «Самоцветами» рождает песню Е. Мартынова «Если сердцем молод» (ст. А. Дементьева). После гастролей по странам Латинской Америки (1975, Колумбия, Аргентина), «Самоцветы» работают в совершенно новом составе и в другом направлении. Постепенно отказываются от исполнения традиционных песен известных композиторов, расширяют круг авторов, которые пишут специально для ВИА. Добрынин («Все, что есть у меня», ст. Дербенева, 1976; «Будьте счастливы», «Первый день», «Чужая свадьба», ст. М. Рябинина, 1977), Алексей Мажуков («Выпускаю синицу», 1978). Практика ВИА, когда, по словам руководителя «Самоцветов» Маликова, «каждый немного поет, каждый немного играет, а в целом что-то получается», постепенно переориентируется на более значительные работы. Основными на этом пути становятся неординарные, созданные в ансамбле собственные песни — «Зеркало и шут» (Маликова, Владимир Пресняков-старший, ст. В. Сауткина и С. Беликова, 1982), «Деньги», «Цветы на асфальте» (Беликова, ст. В. Дюнина, 1982), лирическая фольк-баллада «Как женился Джон» (Беликова, ст. А. Дольского), яркие дискотечные мелодии «Кенгуру, кенгуру!» (Беликова).
70-е: «Как прекрасен этот мир»
В 70-е курс на эстраду и лирику продолжился. Среди популярных композиторов тех лет, оставивших след в истории советской музыки, стоит назвать имена М. Таривердиева, Д. Тухманова, М. Танича, В. Шаинского и многих других. Интересным подходом отличался Таривердиев: его песни, известные и по сей день, сочетали эстрадную музыку и советскую поэзию, – например, «Мне нравится» на стихи М. Цветаевой, «Со мною что-то происходит» и «Ты уходишь, как поезд» на стихи Евтушенко.
Другого яркого автора тех лет отличал особый подход к аранжировкам. Песни Д. Тухманова представляли своего рода «сплав» танцевального стиля и классической лиричной песни. Он был первым композитором, создавшим песни, предназначенные исключительно для воспроизведения в записи. Высокое признание получили такие композиции, как «Олимпиада-80», «Как прекрасен этот мир», «Вечная весна».
В 70-е возрос интерес и к вокально-инструментальным ансамблям, которые начали формироваться в конце 60-х. Репертуар «ВИА», с одной стороны, был написан профессиональными композиторами и поэтами, с другой – значительно отличался от классической эстрады тех лет и был явно ориентирован на молодежь. Несмотря на то, что в своём творчестве ВИА ориентировались на популярные на западе рок-группы, все композиции проходили строгий отбор на художественном совете. Советские ВИА, безусловно, отличались от западных рок-групп: когда за рубежом главным был продюсер, деятельность советских ВИА регулировал художественный руководитель. Участники музыкального состава часто менялись, но неизменно оставались профессиональными музыкантами. К популярным ансамблям тех лет можно причислить ВИА «Песняры», «Поющие гитары», «Веселые ребята», «Синяя птица», «Цветы», «Земляне» и ещё десяток команд со схожими названиями и внешним видом. Классическими композициями тех лет стали песни, написанные в соавторстве со знаменитыми композиторами, например, «Не повторяется такое никогда» Туликова и «Увезу тебя я в тундру» Фрадкина, получившие широкую известность в исполнении ансамбля «Самоцветы». Музыка в исполнении всевозможных ВИА была разнообразна: от фолка и народных песен до диско, рок-музыки и новой волны.
https://youtube.com/watch?v=lKUsZxXpUN4
Отдельным жанром, завоевавшим популярность среди соотечественников, стало то, что сейчас мы называем «саундтреком». Главные темы из популярных кинолент – например, «Никого не будет в доме» на стихи Б. Пастернака, «Со мною что-то происходит» на стихи Евтушенко, «По улице моей» Б. Ахмадулиной из «Иронии судьбы» всё того же Таривердиева или «У природы нет плохой погоды» Петрова в «Служебном романе» – становятся у всех на слуху и плотно входят в повседневную жизнь. Впрочем, тенденция на музыкальное сопровождение кинолент, создающее практически второй план для основного сюжета, сохранилась и в начале 1980-х годов.
Главные песни: М. Таривердиев – «Со мною что-то происходит», «Мне нравится», ВИА «Самоцветы» – «Увезу тебя в тундру», «Мой адрес — Советский Союз», В. Шаинский – «Не плачь, девчонка», «Через две зимы», «Идет солдат по городу», А. Пахмутова – «Как молоды мы были».
Имена: А. Пахмутова, М. Таривердиев, М. Танич, В. Шаинский, Д. Тухманов.
Сольные Выступления
- Георгий Власенко и группа «Сладкий Яд» — «У каждого своя семья»
- Георгий Власенко и группа «Сладкий Яд» — «Беда»
- Георгий Власенко «Мне нравится, что вы больны не мной»
Художественный руководитель — Народный артист России Юрий Маликов
Группа «Самоцветы» — это:
Бурный расцвет жанра ВИА в начале 70-х привел к тому, что уже к концу 80-х годов многие коллективы, в т. ч. и «Самоцветы», по своей востребованности стали уступать появившимся новым течениям в популярной музыке, что привело для многих из них к остановке гастрольных выступлений. Второе дыхание ансамбль получил в середине 90-х, когда Юрий Маликов решил отметить 25-летие со дня образования ВИА «Самоцветы», собрав многих его участников и друзей-артистов в телепрограмму «Золотой шлягер». Неожиданный успех этой телепередачи натолкнул его на мысль, что можно было бы попробовать продолжить концертную деятельность. В результате бывшие солисты коллектива, а также приглашенные музыканты и певцы стали вновь успешно гастролировать. Созданная концертная программа органично объединила в себе необычайно бережную трактовку знаменитых «самоцветовских» хитов с яркими вокальными и актерскими работами Елены Пресняковой, Александра Нефедова, Олега Слепцова и талантливыми аранжировками Георгия Власенко. Наряду с этим группа продолжила работу над новыми произведениями, создав несколько композиций в лучших традициях жанра, таких, как «Прошлогодние глаза», «Рэгтайм на Титанике», «Снег Рождества», в чем большая заслуга Владимира Петровича Преснякова.
Елена Преснякова — Заслуженная артистка России. Солистка с конца 1975 года и по настоящее время. До «Самоцветов» имела большой опыт работы на эстраде, выступая в различных ансамблях. В 1975 году вместе с мужем Владимиром Пресняковым была приглашена Юрием Маликовым в ансамбль «Самоцветы», в котором работает по настоящее время. В 2002 году ей было присвоено звание «Заслуженная артистка России».
Александр Нефедов — профессиональный певец, в ансамбле «Самоцветы» работает с 1980 года. Окончил музыкальное училище им. Ипполитова-Иванова. Пришел в «Самоцветы» из ВИА «Поют гитары» в 1980 г. в качестве вокалиста. Играет на ритм-гитаре и на ударных инструментах. В период приостановки концертной деятельности «Самоцветов» занимался сольной карьерой. В 1992 году по опросу прессы вошёл в десятку лучших певцов страны.
Ссылка на сайт Александра: alexandrnefedov.ru
Олег Слепцов — Свой творческий путь начал в три года с участия в качестве модели в показах советских и французских модельеров во время фестиваля молодежи и студентов в 1957 г. В 1960 г. снимался на студии «Мосфильм» в фильме «Три часа в дороге». Окончил консерваторское музыкальное училище им. Чайковского по классу фортепиано, Гнесинское музыкальное училище, академию искусств и аспирантуру по классу — эстрадный вокал. В 1991г. создал группу «Теле-поп-шоу», в которой участвовали: Джимми Джи, мистер Босс, Юла, Алексей Первушин. Параллельно работал в коллективе Дмитрия Маликова. С 1981г. активно работает солистом ансамбля «Самоцветы». В настоящее время органично сочетает концертную деятельность с преподавательской (доцент Академии классического искусства по классу джазовый вокал).
Георгий Власенко — Выпускник Харьковской консерватории по классу хорового дирижирования. Работал в популярных эстрадных коллективах СССР. Активно принимает участие во всех аранжировках группы, играет на клавишных инструментах, является прекрасным репетитором. Работу на профессиональной сцене начал в 1975 г. в Белорусской филармонии в ансамбле певца В. Вуячича. С 1977 г. работал в московских концертных программах варьете. Занимался записью музыки к фильмам на студии «Мосфильм». С 1981 г. работал в группе Стаса Намина «Цветы» С 1987 г. по 1995 г. работал в ансамблях Лаймы Вайкуле и Михаила Муромова. В ансамбле «Самоцветы» начал работать в 1985 г. Про ансамбль «САМОЦВЕТЫ»: Вокально-инструментальный ансамбль «Самоцветы» был основан в 1971 году выпускником Московской консерватории им. П.И. Чайковского Юрием Маликовым. Коллектив быстро завоевал всесоюзную известность и стал поистине «народным» благодаря таким песням, как «Мой адрес — Советский Союз», «У деревни Крюково», «Вся жизнь впереди», «Багульник», «Там, за облаками», «Бамовский вальс», «Все, что в жизни есть у меня» и многим другими.
Георгий Симонян
ПЕРЕИЗДАНИЯ
1973 – Самоцветы“Мелодия” № 33СМ-04445-46 33Д-034981-821. Горлица (О. Иванов — С. Кортчик (Кирсанов))2. За того парня (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))3. Чернобровая дивчина (Р. Мануков — Т. Сашко (Тухманова))4. Верба (Э. Ханок — Ю. Рыбчинский)5. Там, за облаками (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))6. Мой адрес – Советский Союз (Д. Тухманов — В. Харитонов)7. Чарiвна бойкiвчанка (А. Сердюк — М. Воньо)8. Налетели дожди (Д. Тухманов — В. Харитонов)9. Увезу тебя я в тундру (М. Фрадкин — М. Пляцковский)10. Не повторяется такое никогда (С. Туликов — М. Пляцковский)1995 – ВИА “Самоцветы” (Там, за облаками)“Apex Ltd.” № AXCD 2-00581. Увезу тебя я в тундру (М. Фрадкин — М. Пляцковский)2. Там, за облаками (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))3. Не повторяется такое никогда (С. Туликов — М. Пляцковский)4. Вся жизнь впереди (А. Экимян — Р. Петкевич (Рождественский))5. Багульник (В. Шаинский — В. Петров)6. На земле живет любовь (В. Антонов (Добрынин) — Л. Дербенёв)7. Добрые приметы (М. Фрадкин — Е. Долматовский)8. Горлица (О. Иванов — С. Кортчик (Кирсанов))9. Ивушка (В. Дьяконов — В. Лозовой (Виссарион Клубника))10. Верба (Э. Ханок — Ю. Рыбчинский)11. Чернобровая дивчина (Р. Мануков — Т. Сашко (Тухманова))12. Строим БАМ (З. Гринман (Зиновий Бинкин) — В. Петров)13. За того парня (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))14. У нас, молодых (В. Антонов (Добрынин), Ю. Маликов — В. Харитонов)15. Мой адрес – Советский Союз (Д. Тухманов — В. Харитонов)16. У деревни Крюково (М. Фрадкин — С. Островой) 2001 – Лучшее (Звёзды советской эстрады)“CD-LANDREC, Первое музыкальное издательство” № CDL 798-021. Увезу тебя я в тундру (М. Фрадкин — М. Пляцковский)2. За того парня (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))3. Верба (Э. Ханок — Ю. Рыбчинский)4. Там, за облаками (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))5. Не повторяется такое никогда (С. Туликов — М. Пляцковский)6. Вся жизнь впереди (А. Экимян — Р. Петкевич (Рождественский))7. Добрые приметы (М. Фрадкин — Е. Долматовский)8. Строим БАМ (З. Гринман (Зиновий Бинкин) — В. Петров)9. У деревни Крюково (М. Фрадкин — С. Островой)10. Всё, что есть у меня (В. Антонов (Добрынин) — Л. Дербенёв)11. Первое свидание (В. Мигуля — М. Меерович (Рябинин))12. Горький мёд (О. Иванов — В. Павлинов)13. Как мы любили (В. Антонов (Добрынин) — И. Шаферман (Шаферан))14. Бамовский вальс (С. Туликов — М. Пляцковский)15. Я люблю этот мир (В. Мигуля — Л. Дербенёв)16. Ласковая песня (М. Фрадкин — Е. Долматовский)17. Просто не верится (В. Антонов (Добрынин) — М. Пляцковский)18. Будьте счастливы (В. Антонов (Добрынин) — М. Меерович (Рябинин))19. Ой, мороз, мороз (народная — народные) 2008 – Самоцветы“Мелодия” № MEL CD 60 013591. Ещё раз про любовь (М. Фрадкин — М. Пляцковский)2. Снежинка (Ю. Саульский — П. Рабинович (Леонидов))3. Школьный бал (С. Дьячков — П. Рабинович (Леонидов))4. Молодо-зелено (С. Колмановский (Томин) — И. Шаферман (Шаферан))5. Песня о дружбе (Н. Богословский — М. Танхилевич (Танич))6. У нас, молодых (В. Антонов (Добрынин), Ю. Маликов — В. Харитонов)7. Багульник (В. Шаинский — В. Петров)8. Лето, лето, лето (Ю. Маликов, В. Пресняков— Е. Бохановский (Е.Звонцов, Б.Евгенье))9. Амурский вальс (С. Туликов — М. Пляцковский)10. Прогноз погоды (Ю. Маликов, В. Пресняков — И. Кохановский)11. Выпускаю синицу (А. Мажуков — И. Шаферман (Шаферан))12. Просто не верится (В. Антонов (Добрынин) — М. Пляцковский)13. Мерси (Н. Богословский — М. Танхилевич (Танич))14. Песня о радости (Ю. Маликов — Б. Рахманин)15. Телефон (Ю. Маликов, В. Пресняков — Я. Гальперин (Ян Гальперин))16. Али-Баба (Ю. Маликов, В. Пресняков — И. Шаферман (Шаферан))17. Солнечный луч (С. Мелик — Я. Гальперин (Ян Гальперин))18. Раз и навсегда (В. Антонов (Добрынин) — М. Пляцковский)19. Песня моя, песня (О. Иванов — П. Рабинович (Леонидов))20. Будьте счастливы (В. Антонов (Добрынин) — М. Меерович (Рябинин)) |
История и состав
Основателем, идейным вдохновителем и руководителем группы на протяжении долгих лет существования остается Юрий Маликов. С возникшего у молодого человека горячего желания организовать музыкальный коллектив и начался ансамбль «Самоцветы».
Юрий Маликов
Молодой выпускник консерватории по классу контрабаса Юрий Маликов оказался в списке участников выставки «Экспо-70» в Японии. Несмотря на то, что у мужчины за месяц до этого появился первенец – сын Дима, музыкант отправился в восьмимесячную заграничную командировку в Страну восходящего солнца.
Там контрабасист познакомился с эстрадной европейской музыкой, которую в стране Советов услышать было сложно. Особенно привлекательной стала техническая сторона концертов.
Первый состав ансамбля «Самоцветы»
Молодой музыкант загорелся идеей создания совершенно нового и нетипичного для СССР музыкального коллектива с ярким солистом, похожим на Тома Джонса. За восемь месяцев, проведенных в Японии, Юрий скупил огромное количество аппаратуры, необходимой для записи и работы музыкальной группы.
По воспоминаниям Маликова, жена расплакалась, когда увидела, что заработанный гонорар супруг потратил на 15 ящиков техники. И это в период тотального дефицита в стране.
https://youtube.com/watch?v=_spFBD2tVdY
Песня «Увезу тебя я в тундру» группы «Самоцветы»
Не тратя времени зря, предприимчивый Маликов сразу занялся организацией ансамбля. Многочисленные прослушивания и просмотры певцов и музыкантов завершились рождением группы, которая поначалу не имела имени и называлась попросту ВИА под управлением Юрия Маликова.
8 августа 1971 года состоялся дебют коллектива в эфире популярной радиопередачи «С добрым утром!». Молодым музыкантам посвятили полный выпуск, слушатели смогли оценить первые песни коллектива, в том числе «Увезу тебя я в тундру». Любителям музыки предложили придумать название группе. Среди тысяч вариантов Юрий Маликов выбрал «Самоцветы». Как объяснял руководитель коллектива, участники по-своему сверкают на сцене, словно драгоценности.
Группа «Самоцветы» в 70-х годах
Первый состав коллектива многократно менялся, но солист оставался ярким и привлекательным. По признанию Маликова, идеал в лице Тома Джонса являлся ориентиром. В конце концов, сформировался постоянный состав, с которым записаны хиты группы: Ирина Шачнева, Эдуард Кролик, Сергей Березин, Геннадий Жарков, Валентин Дьяконов, Николай Раппопорт.
Впрочем, не все гладко складывалось в жизни ВИА «Самоцветы». В 1975 году, на вершине творческого успеха, часть коллектива уходит из состава ансамбля и организует собственное ВИА «Пламя».
https://youtube.com/watch?v=hdURRxFQ2v4
Песня «Вся жизнь впереди» группы «Самоцветы»
Тогда Маликов совершил невозможное – в кратчайшие сроки выбрал новых музыкантов, переписал с ними репертуар группы, одновременно наполовину обновив его. Кроме того, с новыми участниками организован и проведен большой сольный концерт.
В состав вошли уже опытные профессиональные звезды, такие как Елена и Владимир Пресняковы, пришедшие из коллектива «О чем поют гитары». Группа стала неимоверно популярной, активная гастрольная работа велась в городах Союза. Участвовал коллектив в зарубежных концертах и фестивалях.
Елена Преснякова в группе «Самоцветы»
Многие звезды эстрады начинали в «Самоцветах». В разное время в группе выступали Алексей Глызин, Владимир Кузьмин, Александр Барыкин, Вячеслав Добрынин. Некоторых музыкантов, приходивших на прослушивание, Маликов не брал в коллектив, потому что считал, что им необходимо заниматься сольной карьерой. В этом числе оказались Александр Серов, Александр Малинин. Как показало время, руководитель ВИА не ошибся с советами.
После Олимпийских игр 1980 года поп-культура отходит на второй план, а на первом оказываются рок-группы. Количество выступлений падает, как и популярность ВИА «Самоцветы». Музыканты постепенно обзаводятся семьями, концерты отвлекают от воспитания детей и спокойной домашней жизни.
Песня «Люди встречаются» группы «Самоцветы»
В 1992 Юрий Маликов вынужден прекратить работу коллектива. Однако уже в 1996 году в передаче «Золотой шлягер» вышел выпуск, посвященный легендарному ВИА. На сцене собрались 30 бывших участников. Песни вызвали настолько положительный отклик эмоций и воспоминаний у телезрителей, что группа возобновила работу и выступления.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
https://youtube.com/watch?v=daUnkRaOJCc
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
https://youtube.com/watch?v=qZ0ii76PLMA
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
МИНИ-АЛЬБОМЫ
1973 – Кругозор 1973-6-9“Мелодия” № 33ГД-0003515 1. Мой адрес – Советский Союз (Д. Тухманов — В. Харитонов)2. Экипаж – одна семья (В. Плешак — Ю. Погорельский)1973 – Там за облаками“Мелодия” № 33Д-00034971-21. Горлица (О. Иванов — С. Кортчик (Кирсанов))2. Там, за облаками (М. Фрадкин — Р. Петкевич (Рождественский))3. Чарiвна бойкiвчанка (А. Сердюк — М. Воньо)4. Налетели дожди (Д. Тухманов — В. Харитонов) 1973 – Верба“Мелодия” № 33Д-000349731. Увезу тебя я в тундру (М. Фрадкин — М. Пляцковский)2. Не повторяется такое никогда (С. Туликов — М. Пляцковский)3. Верба (Э. Ханок — Ю. Рыбчинский)4. Добрые приметы (М. Фрадкин — Е. Долматовский) 1973 – Увезу тебя я в тундру“Мелодия” № ГД-0003315-16 33Д-00033713-141. Увезу тебя я в тундру (М. Фрадкин — М. Пляцковский)2. Школьный бал (С. Дьячков — П. Рабинович (Леонидов))3. Верба (Э. Ханок — Ю. Рыбчинский)4. Добрые приметы (М. Фрадкин — Е. Долматовский) 1973 – Горлица“Мелодия” № Д 00034069-70 33ГД-0003485-861. Горлица (О. Иванов— С. Кортчик (Кирсанов))2. Снежинка (Ю. Саульский — П. Рабинович (Леонидов))3. Чарiвна бойкiвчанка (А. Сердюк — М. Воньо)4. Песня моя, песня (О. Иванов — П. Рабинович (Леонидов)) 1974 – Кругозор 1974-1-8“Мелодия”1. Туман (А. Колкер — К. Рыжов)2. Верба (Э. Ханок — Ю. Рыбчинский) 1974 – Мерси“Мелодия”1. Песня о радости (Ю. Маликов — Б. Рахманин)2. Не цветы твои люблю (В. Антонов (Добрынин) — В. Харитонов)3. У нас, молодых (В. Антонов (Добрынин), Ю. Маликов — В. Харитонов)4. Мерси (Н. Богословский — М. Танхилевич (Танич)) 1974 – Синица“Мелодия” № Г62-04187-8 М62-36711-121. Синица (Ю. Петерсон — М. Пляцковский)2. На земле живет любовь (В. Антонов (Добрынин) — Л. Дербенёв)3. Пойду ль, выйду ль я (народная — народные)4. Ивушка (В. Дьяконов — В. Лозовой (Виссарион Клубника)) 1974 – Песни Алексея Экимяна“Мелодия” № С62-05881-821. Вся жизнь впереди (А. Экимян — Р. Петкевич (Рождественский))2. Русская сказка (А. Экимян — Ф. Лаубе)3. Ай, лазат (А. Экимян — Р. Гамзатов , пер. Я. Козловский)4. Как живёте-можете (А. Экимян — Р. Гамзатов , пер. Н. Гребнев) 1975 – Вся жизнь впереди“Мелодия” № Г62-04287/04288 1. Вся жизнь впереди (А. Экимян — Р. Петкевич (Рождественский))2. Русская сказка (А. Экимян — Ф. Лаубе)3. Ай, лазат (А. Экимян — Р. Гамзатов, пер. Я. Козловский)4. Как живёте-можете (А. Экимян — Р. Гамзатов , пер. Н. Гребнев) 1975 – Ещё раз про любовь“Мелодия” № М62-37487-88 Г62-04607-81. Ещё раз про любовь (М. Фрадкин — М. Пляцковский)2. Если сердцем молод (Е. Мартынов — А. Дементьев, Д. Галинский (Давид Усманов))3. Строим БАМ (З. Гринман (Зиновий Бинкин) — В. Петров)4. Комсомольская площадь (Э. Ханок — Е. Долматовский) 1975 – У деревни Крюково“Мелодия” № М62-37489-90 Г62-04733-41. У деревни Крюково (М. Фрадкин — С. Островой)2. Ох, эти танцы (В. Антонов (Добрынин) — В. Харитонов)3. Песня о дружбе (Н. Богословский — М. Танхилевич (Танич))4. Вышел месяц (О. Иванов — В. Степанов) 1977 – Всё, что есть у меня“Мелодия” № 33С62-09591-92 Г62-06337-81. Всё, что есть у меня (В. Антонов (Добрынин) — Л. Дербенёв)2. Сколько в мире дорог (Ю. Маликов — Л. Дербенёв)3. Первое свидание (В. Мигуля — М. Меерович (Рябинин)) 1977 – Кругозор 1977 N10 (9)“Мелодия” № Г92-063811. Бамовский вальс (С. Туликов — М. Пляцковский)2. Всё позабуду (Ю. Маликов — М. Пляцковский) 1979 – Просто не верится“Мелодия” № С62-11763-64 Г62-07035-61. Просто не верится (В. Антонов (Добрынин) — М. Пляцковский)2. Под северной звездой (Ю. Маликов, В. Пресняков — М. Пляцковский)3. Лето, лето, лето (Ю. Маликов, В. Пресняков— Е. Бохановский (Е.Звонцов, Б.Евгенье))4. Будьте счастливы (В. Антонов (Добрынин) — М. Меерович (Рябинин)) 1980 – Мы стали другими“Мелодия” № С62-13431-321. Мы стали другими (Г. Пузырёв (Макеев) — Л. Дербенёв)2. Быть не может (Ю. Маликов, В. Пресняков — Я. Гальперин (Ян Гальперин))3. Путь к сердцу (Ю. Маликов, В. Пресняков — Я. Гальперин (Ян Гальперин)) 1981 – Солнечный луч“Мелодия” № С62 16377-81. Солнечный луч (С. Мелик — Я. Гальперин (Ян Гальперин))2. Телефон (Ю. Маликов, В. Пресняков — Я. Гальперин (Ян Гальперин))3. Раз и навсегда (В. Антонов (Добрынин) — М. Пляцковский)4. Наверное, не судьба (Ю. Маликов, В. Пресняков — И. Шаферман (Шаферан)) 1982 – Цветы на асфальте“Мелодия” № С62 18715-61. Цветы на асфальте (С. Беликов — В. Дюнин)2. Как женился Джон (С. Беликов — А. Дольский)3. Ты моя единственная (Л. Гомес) 1983 – Багги“Мелодия” № Г62 09869-701. Багги (И. Якушенко — И. Шаферман (Шаферан))2. Всё, что было без тебя (С. Горбачёв — В. Харитонов) 1983 – Земляничная поляна“Мелодия” № С62 20119 0011. Земляничная поляна(Ю. Антонов — В. Дюнин)2. Ноктюрн (С. Беликов — П. Грушко)3. Ты моя единственная (Л. Гомес) |
Новая эра группы
В 1992 году Юра приостановил работу ВИА. Участники группы выживали, как могли. Тигран ушёл в рабство Гайдара, Валя пошёл работать звукорежиссером, Олег создал своё детище, Володя Пресняков начал работать вместе с наследником. Самая яркая жизнь была у Юры. Он занимался юношеским клубом, снимал клипы, был председателем жюри различных песенных конкурсов. В 1996 году — год юбилея группы, ему предложили выступить с группой для передачи «Золотой шлягер». Результат их выступления понравился людям. Группа решила спеть в «Старых песнях о главном». Участники снова почувствовали себя нужными. После этого некоторые участники ВИА объединились и эпоха — «Самоцветов» возродилась. В настоящее время под «Самоцветами» выступают: Юра Маликов, Олег Слепцов, Лена Преснякова, Саша Нефедов и Георгий Власенко. Юра старается сделать так, чтобы участники группы выступали с любимыми, старыми песнями. Эти песни сейчас звучат по-новому.