Советские песни

90-е: «Там, только там»

С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.

https://youtube.com/watch?v=KRuPhmJ33-E

Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.

Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.

В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».

Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.

«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.

Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей.  В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.

Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».

Главные песни: И. Николаев  – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина»,  гр.«Блестящие»  – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International»  – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».

Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.

Эдита Пьеха

В середине пятидесятых Пьеха совершила маленькую революции на советской эстраде. До этого певицы на сцене предпочитали стоять, почти не двигаясь. Девушка из Польши, которая приехала в Ленинград учиться, вела себя у микрофона словно звезда наглухо запрещенных и «идеологически вредных кафешантанов». Для советской публики было настоящим шоком, когда вокалистка снимала микрофон со стойки, спускалась в зал и разговаривала с публикой.

Первое же выступление Пьехи с ансамблем Броневицкого в новогоднюю ночь с 1955 на 1956 год произвело фурор в Ленинграде. Предложения о концертах просто посыпались как из рога изобилия. Певице даже пришлось перевестись на заочное обучение. Но все это касалось в основном Северной Пальмиры и окрестностей, всесоюзная известность пришла после Фестиваля молодежи и студентов в 1957 году. Он стал толчком для многих звезд СССР в шестидесятых, а сама Пьеха вместе с ансамблем, который к тому времени получил название «Дружба», завоевали золотую медаль.

Популярность Пьехи была настолько большой, что многие советские граждане вдруг решили изучать язык ее родины – долгое время половина ее песен была на польском языке, а сама она пела с небольшим акцентом, только добавляло ей привлекательности. Со временем она получила советское гражданство, в репертуаре появилось много официозных песен, а то, что казалось революционным, устарело. Но все равно эпоха Пьехи продлилась почти до середины семидесятых.

Женское пение

Женские голоса в зависимости от тембровой окраски делят на 3 основные группы — сопрано, меццо-сопрано, контральто. Они различаются легкостью, прозрачностью, силой и насыщенностью звука.

Легендами становятся певицы, чей диапазон и тесситура необыкновенно широки. Одна из самых известных исполнительниц — Има Сумак из Перу. Она легко пела сопрано и контральто, используя 5 октав.

Отличия сопрано

Это самый высокий голос, исполняющий ноту до от первой до третьей октавы. Такой вокал отличается прозрачной легкостью, звонкостью, открытым подвижным звучанием, полетностью. Благодаря разнообразию исполнительских возможностей сопрано разделяют на несколько разновидностей:

  1. Колоратурное. Название происходит от итальянского слова «над». Отличается способностью исполнять быстрые и сложнейшие пассажи и фиоритуры, мелизмы, рулады. Звучит от до первой октавы до фа третьей октавы, может дополняться в верхней части диапазона блестящей квартой или квинтой. Такой голос легко покоряет чистотой и звучностью, обладая схожестью со скрипкой или флейтой. Он не сливается с другими голосами, поэтому в хоровом пении практически не используется, а его тембр является основой для подбора других исполнителей. Для колоратурных сопрано написано немало прекрасных партий: Виолетта («Травиата»), Царица ночи («Волшебная флейта»), Антонида («Иван Сусанин»), Людмила («Руслан и Людмила»). Колоратурным сопрано поют современные оперные дивы А. Георгиу, Ю. Лежнева, А. Патти, Евгения Мирошниченко.
  2. Лирико-колоратурное. Выделяют в отдельный тип из-за напевности и технической подвижности, что позволяет голосу сливаться с хором. Середина диапазона сильнее, чем в колоратурном сопрано. Берет диапазон от до первой октавы до ми третьей. Из певиц приобрели известность Суми Йо, Н. Дессей.
  3. Лирическое. Ярко звучит в верхнем регистре, берет до ноты ми третьей октавы, тембр мягкий, светлый, серебристый. Во второй октаве напоминает звуки гобоя. Лирическим сопрано обладают Г. Вишневская, М. Френи, Б. Нильссон, М. Кабалье, А. Нетребко. Для этого певческого голоса написаны партии Мими («Богема»), Татьяна («Евгений Онегин»). Хорошо звучит в хоре.
  4. Лирико-драматическое. Насыщенный грудной тембр позволяет исполнять разнообразные партии: Мария («Мазепа»), Тоска в одноименной опере Дж. Пуччини. Исполнительницы — М. Каллас, Л. Маршалл, Р. Тебальди.
  5. Драматическое. Плотный мощный голос позволяет демонстрировать эмоциональный подъем. Отличается богатством среднего и нижнего регистров, его обладательницам удаются звуки меццо-сопрано. Прекрасно различим на фоне оркестрового сопровождения. Типичные партии — Аида («Аида»), Лиза («Пиковая дама»). Певицы — М. Гулегина, М. Каллас, Г. Яновиц.

Особенности меццо-сопрано

Рабочий диапазон этого женского голоса звучит в пределах от ноты ля малой октавы до ля второй. Отличительные черты — насыщенность на средних регистрах.

Общее впечатление от вокала — глубина и даже некоторая тяжесть звуков. Обладательницы меццо-сопрано могут петь партии контральто или сопрано. В операх они зачастую исполняют роли молодых людей, так называемые брючные партии. Меццо-сопрано бывает высокое (лирическое) и низкое (драматическое). Некоторые специалисты выделяют также колоратурное меццо-сопрано.

Самая известная партия для меццо-сопрано драматического типа — Кармен из одноименного оперного произведения Ж. Бизе. Также для этого необычного голоса написаны роли Зибель («Фауст»), Керубино («Свадьба Фигаро»), Лауры («Каменный гость»). Обычно это роли сильных, смелых и волевых женщин. Среди известных исполнительниц можно назвать М. Кожену, Е. Образцову, Т. Синявскую.

Звучание контральто

Контральто работает в диапазоне от ми малой октавы до фа второй. Это низкий голос у женщин. Отличительные качества — наполненные плотные ноты в малой октаве и резонирование в среднем регистре. Верхний регистр невелик, зато низкие ноты звучат великолепно, приближая женский голос к мужской тональности.

Голос встречается очень редко, не во всех оперных театрах есть исполнительницы с таким вокалом. Композиторы создавали для контральто роли юношей, например, партии Вани в «Иване Сусанине» и Орфея в «Орфее и Эвридике». Известные женские роли — Ольга («Евгений Онегин»), Мари («Летучий голландец»), Лючия («Сельская честь»). Певицы, обладающие контральто, — Е. Полдеш, М. Андерсон.

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНЯ В КИНО

Кинофильм «Ирония судьбы, или С лёгким паром!»
(режиссёр Эльдар Рязанов). Афиша

Сохраняя тесные связи
с кинематографом, песня приобрела в нем новые функции. Это произошло
с утверждением через музыкально-поэтический ряд иносказания,
подтекста, символики в современных кинолентах. Возникла за­кадровая
песня. Не связанная впрямую с сюжетной канвой и действиями
киногероев, она символически обобщала суть происходящего на экране.
Такова, в частности, роль «титровых» песен из многосерийных
телесериалов «Тени исчезают в пол­день» («Гляжу в озера синие»
Афанасьева — Шаферана), «Сем­надцать мгновений весны» («Песня о
мгновениях» и «Песня с далекой родине»
Таривердиева — Р.
Рождественского), документальной многосерийной ленты
«Великая
Отечественная война» («Березовые сны» —
В. Гевиксман — В. Фере).

Подчас именно
музыкальный песенный ряд определяет син­тетичность жанрового облика
художественной киноленты. Так, в телефильме «Ирония судьбы»
(режиссер Э. Рязанов) с музыкой Таривердиева песни несут
определенный психологический под­текст, вплетая в ткань комедийного
повествования драматиче­ские элементы. Каждая из восьми песен этого
фильма раскры­вает тему острого человеческого одиночества («Никого
не будет в доме» на стихи Б. Пастернака,
«Со мною что-то происходит»
на стихи Евтушенко, «По улице моей»
Б. Ахмадулиной и др.)

Если в «Иронии судьбы»
песни исполняются героями кино­ленты, то в фильме «Служебный роман»
(режиссер Рязанов, композитор Петров) песни звучат за кадром. Эти
своего рода монологи от автора («Со мною нет кого-то» — стихи
Р.
Бёрнса в переводе С. Маршака), «Нас в набитых трамваях качает» —
стихи Евтушенко, «У природы нет плохой погоды» — стихи
Э. Ря­занова
и др.). Все они создают второй план киноповествования,
контрапунктируя с сюжетными перипетиями и настроениями героев.

Лирическое в соседстве
с пародией, фарсом, гротеском — такова стилистика целого ряда
кинолент 70-х годов — начала 80-х годов. Ее точно отразили музыка и
песни Зацепина («Брил­лиантовая рука», «Иван Васильевич меняет
профессию», «Фанта­зии Веснухина», «31 июня»), Гладкова
(«Обыкновенное чудо», «Собака на сене», «Дульсинея Тобосская»,
«Сватовство гусара», «Двенадцать стульев»), А. Рыбникова
(«Буратино», «Красная шапочка»), М. Дунаевского («Мери Поппинс») и
др.

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНИ ПРО СВЕРСТНИКОВ

Своеобразную страницу
составили песни про сверстников — представителей одного поколения.
Показательно, что зарожде­ние этой песенной разновидности (у истоков
ее, напомним, стоит написанный еще в начале 50-х годов

«Школьный вальс» Дунаевского — Матусовского, а также популярная
песня 60-х годов «Мальчишки» Островского — Шаферана) совпало с
утверждением в нашей жизни традиции встреч бывших
одноклассников.
О том, как сама жизнь предъявляет экзамен на зрелость бывшим
выпускникам, говорят «Обычная история» (Саульский — Шаферан),
«Там, вдали за рекой» (Ба­баджанян — М. Пляцковский),
«Молодо-зелено» (С. Томин — Шаферан) и многие другие песни этих лет.
Как правило, им присущ ностальгический характер. Острый
эмоциональный на­кал внесла в эту тему песня «Как молоды мы были»
(Пахмутова — Добронравов). Пронзительная грусть неизбежного
расста­вания с молодостью озарена здесь верой в истинность
юноше­ских идеалов. Мелодия, намеченная вначале скупыми, коротки­ми
фразами (словно постепенно, исподволь начинается разговор с
воображаемым собеседником), набирает полноту и силу в припеве.
Сквозное развитие происходит в аккомпанементе, ко­торый также
наделен драматургией нарастания: от куплета к куплету учащается
биение пульса, увеличивается плотность фак­туры в сопровождении.

Любопытно
сопоставление концовок двух совершенно оди­наковых мелодических
фрагментов в первой половине припева (т. 2 и 4)

Ладовая перекраска
(соль — соль-диез) звучит напря­женно и неожиданно, приковывая
внимание к важному смысло­вому тезису: «…и юность ушедшая все же
бессмертна…»

В сущности, песней
памяти является и «Знаете, каким он парнем был» (из цикла
«Созвездие
Гагарина»), которую Пахму­това и Добронравов посвятили первопроходчику космоса и обая­тельной личности —
Юрию Гагарину.

Александр Барыкин

18 февраля 1952 года родился Александр Барыкин — известный российский певец. К сожалению, артиста не стало в 2011 году. Пик популярности Александра Барыкина пришелся на восьмидесятые. Мы решили вспомнить о его творчестве, а также о других самых ярких отечественных исполнителях того времени. 

Александр родился в селе Березово Ханты-Мансийского автономного округа, но в детстве вместе с семьей переехал в подмосковный город Люберцы. Музыкой он начал заниматься еще в школе, в старших классах организовав первую группу и выступая с ней на танцплощадках. Тогда же им были написаны первые песни и стихи. Интересно, что, уже став популярным, он очень редко позволял себе исполнять песни на собственные стихи. 

Барыкин окончил вокальное отделение Гнесинки, а потом заочно Краснодарский институт культуры. 

Его профессиональная карьера началась в 1973 году. Поначалу он выступал в составах различных коллективов — «Москвичи», «Веселые ребята», «Самоцветы». В 1979 году он организовал группу «Карнавал», в которой выступал вместе с Владимиром Кузьминым. Коллектив стал невероятно популярным, правда, распадался и собирался вновь, но уже без Кузьмина. С Барыкиным в качестве солиста он стал по-настоящему звездным. 

В начале девяностых у артиста начались проблемы со связками, и он временно был вынужден прервать выступления и записи, вернувшись только в двухтысячных.

Самые известные песни: «Букет», «Аэропорт», «Программа телепередач на завтра», «20.00», «За той рекой», «Чудо-остров».

Виктор Салтыков

Виктор Салтыков родился в 1957 году в Ленинграде. Уже с пяти лет он начал охотно выступать на утренниках в детском саду, а затем и в школе. Родители отдали его в детский хор капеллы, но с академическим вокалом у Виктора отношения не заладились. К тому же в юности он начал активно увлекаться спортом, 10 лет играл в теннис и получил юношеский разряд. 

К музыке Салтыкова вернула группа The Beatles. Чтобы слушать песни квартета, он даже подрабатывал на стройке — надо же было на что-то купить магнитофон. Чем больше в жизни было музыки, тем больше Виктор сам хотел петь.

Эта возможность предоставилась ему в 1983 году в составе группы «Мануфактура». На одном из фестивалей солиста заметил Александр Назаров и пригласил в группу «Форум». С этого времени и отсчитывается успех Салтыкова.

Позже певец перешел в группу «Электроклуб», в которой в то время работали Ирина Аллегрова и Игорь Тальков — последний как раз собирался заняться сольной карьерой, и Салтыков его заменил. В 1990 он и сам начал выступать сольно и сегодня продолжает это делать.

Самые известные песни: «Белая ночь», «Островок», «Кони в яблоках», «Ты замуж за него не выходи», «Я по тебе схожу с ума».

Советская песня в 1970-е годы. ПЕСНИ О ЛЮБВИ

Советский композитор Евгений Николаевич Птичкин (1930—1993)
— авор музыки песни «Эхо любви»

Главенствующую роль в
любовной лирике 70-х годов завоевали песни, которые передают не
столько те или иные любовные перипетии, сколько отражают потребность
че­ловека в осмыслении прекраснейшего из чувств. Это и сокро­венное,
с оттенком трагизма «Эхо любви» (Птичкин — Р. Рож­дественский), и
драматический монолог «Не отрекаются, любя»
Минкова на стихи
В. Тушновой, и гимническое воспевание мо­гущества любви
«Мольба»
(Журбин — Резник), или возвышен­ное и одновременно интимное
обращение к любимой «Ночь в июле только шесть часов» (Фельцман —
Гамзатов). Красота, одухотворенность и высокий музыкальный вкус
присутствуют в песнях А. Мажукова «Ты снишься мне» (стихи
Н.
Шумакова), «Музыка любви» (стихи Поперечного). Секреты владения
мажорными красками (в значительной ступени утерянные песен­ной
лирикой последних десятилетий) обнаруживают жизнерадостные,
захватывающие половодьем чувств песни Мажукова
«Очень хорошо» (стихи
Д. Усманова) и «Однажды» (стихи
Рез­ника).

70-е годы принесли обширный пласт исповедальной лирики с темой женской судьбы.
«А где найти такую песню» (Г. Пономаренко — М. Агашина)
принадлежит к популярнейшим ее об­разцам. «Женскую лирику» представляют также
бытовая зари­совка «Стою на полустаночке»
(И. Катаев — Анчаров) и поэти­ческая метафора

«Сладка ягода» (Птичкин — Р. Рождествен­ский).

Целомудренное откровение женского сердца — излюбленная образная сфера песен
ленинградского композитора В. Гаврилина.
Мелодический стиль этих песен опирается на различные пласты крестьянского и
старинного городского фольклора, естественно сочетающихся с элементами
современной эстрадной стилистики. «Песня девушки» («Сшей мне,
мама, белое платье» на стихи А. Шульгина) предназначена для женского
голоса без сопровождения. Тонкие приемы сцепления варьируемых попевок помогают
ощутить чистую диатонику мелодической канвы. Признаки русской протяжной и
причета органично совмещены здесь с типичной для эстрадно-бытового стиля
современности триольной структурой мотивов. Перу Гаврилина принадлежат также
монодии для женского голоса «Любовь останется» (стихи
Б. Гершта), «Я не знаю», «Черемуха»
(стихи О. Фокиной).

Советская песня в 1970-е годы. ЮМОРИСТИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ

Свойственное песням
70-х и нача­ла 80-х годов обращение к социальным сторонам быта
нередко окрашено юмором. Живой отклик слушателей вызвали песни
композитора Э. Ханка и поэта Шаферана
«То ли еще будет…», «Я у
бабушки живу». Мишенью песенной сатиры не однажды становились
печально знакомые всем «постулаты» потребительской философии.
Свидетельством тому — песни из мультипли­кационных фильмов, в
которых действуют аллегорические, ска­зочные персонажи. Например
«Волшебник-недоучка» (Зацепин — Л. Дербенев), песни
Гладкова на
стихи Ю. Энтина из мультипликационного мюзикла «Голубой щенок» и др.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: