Опера «князь игорь»: краткое содержание и история создания

Краткое содержание

Пролог

На площади города Путивля собрано войско под предводительством князя Игоря, которое готовилось отправиться «на брань с врагом Руси». Не только бояре, но и простой народ выказывал почтение князю и его сыну Владимиру, всячески подбадривая его перед грандиозной битвой. Князь Игорь был уверен в победе, поскольку шел со своей ратью сражаться «за веру, за Русь, за народ».

Неожиданно началось солнечное за. Среди собравшихся начались волнения: многие видели в затмении дурной знак. Князь Игорь принялся успокаивать подданных, уверяя, что «судьбы своей никто не обойдет». Он стал прощаться со своей супругой Ярославной, которая пыталась отговорить любимого мужа от опасного похода. Однако князь был непоколебим в своем решении, и вместе с дружиной покинул город.

Действие первое

Картина первая

Брат Ярославны, князь Галицкий, едва дождавшись ухода князя Игоря, устроил шумный пир. Он мечтал занять княжеский трон в Путивле, а сестру заточить в монастыре. К нему присоединились Скула и Ерошка, которые втихомолку оставили войско князя Игоря.

Во время пиршества к князю Галицкому вбежала толпа девушек, которые стали плакать, причитать и жаловаться князю на его слуг, которые «выкрали девоньку» – их подругу. Но князь Галицкий высокомерно прогнал просительниц, и пиршество продолжилось своим чередом.

Картина вторая

Меж тем княгиня Ярославна полна тяжких дум: давно не было гонцов от князя Игоря, и ей казалось, что «сердце весть недобрую несет». От горестных мыслей ее отвлекли девицы, которые пришли пожаловаться на беззакония князя Галицкого.

Вскоре у Ярославны появился и брат. Он вел себя излишне вызывающе и самоуверенно, и не постеснялся заявить, что вскоре станет полноправным правителем в Путивле.

К княгине пришли бояре с дурными известиями. Они поведали, что «костьми полегла вся рать», князь с сыном Владимиром и братом Всеволодом взяты в плен, а к Путивлю свое войско «ведет половецкий хан Гзак».

Действие второе

В половецком стане, раскинувшемся посреди степи, девушки развлекали песнями и плясками прекрасную дочь хана Кончака – Кончаковну. Сын Игоря, Владимир, влюбился в принцессу и спешил на свидание к ней, в то время как князь Игорь страдал в плену, мечтая лишь о скором освобождении своего народа.

На заре к князю подкрался половчанин Овлур, который дал ему понять, что «и для Руси заря настанет». Он искренне желал помочь князю выбраться из плена, но это было ниже достоинства Игоря, который находился «у хана на поруках».

Между тем хан Кончак, который высоко ценил смелость и честность князя Игоря, делал все возможное, чтобы пленник чувствовал себя комфортно. Он предлагал князю богатые подарки, невольниц, хотел быть его «союзником верным», другом, братом, но Игорь Святославович твердо отказался от этого заманчивого предложения.

Действие третье

Половцы встретили хана Гзака с добычей. Глядя на разграбленное добро, на измученных русичей, взятых в плен, князь Игорь не выдержал и решился на побег при содействии Овлура. Красавица Кончаковна принялась умолять Владимира остаться с ней, и тот согласился. Князь Игорь сбежал из плена, оставив влюбленного сына.

Действие четвертое

Княгиня оплакивала судьбу свою и своего народа. Заметив скачущих всадников «в одежде половецкой», она не сомневалась, что вновь нагрянули половцы. Каково же было ее удивление и радость, когда в одном из всадников она узнала оплакиваемого мужа. Князь поведал, что сбежал для того, «чтоб край спасти и кликнуть клич по всей Руси» собирать войска против общего врага.

Ерошка и Скула, все эти дни хулившие князя, узнали о его возвращении. Чтобы избежать наказания за свое предательство, они принялись бить в колокол, извещая народ о возвращении Игоря Святославовича. На звон колокола сбежались все жители Путивля, которые принялись шумно приветствовать своего князя.

Краткое содержание

Либретто написал искусствовед Владимир Стасов. В создании также участвовал и сам композитор. Краткое содержание оперы немного отличается от литературного источника. Например, в опере Игорь и Ярославна состоят во втором браке, когда в первоисточнике сказано, что это их единственный брак. Также и Владимир по действию оперы – сын от первого брака, в чем тоже состоит отличие.

Действующие лица оперы:

  • Князь Северский — Игорь Святославич (его исполняет баритон или высокий бас);
  • Ярославна — жена Игоря (исполняет сопрано);
  • Владимир, княжеский сын от первой жены (тенор);
  • Владимир – князь Галицкий, брат Ярославны (бас-баритон);
  • Кончак – хан половецкий (бас);
  • Кончаковна – дочь хана (контральто);
  • Гзак – хан половецкий (бас);
  • Овлур – крещеный половчанин (тенор);
  • Скула (бас);
  • Ерошка (тенор).

Краткое содержание оперы таково: Игорь собирается в поход на половцев. С ним едет старший сын Владимир. Внезапно в небе все видят затмение солнца. По некоторым свидетельствам историков – это было предзнаменование того, что Игорь задумал не совсем добрый поступок и предостережение. Ведь этот поход предпринимался ради собственной славы.

Действие произведения разворачивается в Путивле и стане половцев, где находился в плену Игорь. Княжеский сын влюбился в дочку половецкого хана, девушка отвечала ему взаимностью.

Этой особенностью музыкальное произведение отличается от литературного. Из плена им помог бежать Овлур — крещеный половчанин.

Это музыкальное произведение состоит из четырех действий, включает увертюру и пролог.

Надо сказать, что увертюру полностью написал Глазунов. Остальные сцены были созданы самим композитором, а оркестрованы многие из них Глазуновым, Римским-Корсаковым и Лядовым. Например, сцена Половецких плясок.

Пора приступить к подробному описанию содержания оперы.

Актуальность в наши дни


Masterplan

Несмотря на то, что написано это произведение было более 130 лет назад (!), оно безумно популярно и в наши дни! Об этом свидетельствует как минимум тот факт, что каждый второй подросток спокойно напоёт вам «улетай на крыльях ветра…». Это уже классика.

К этой композиции частенько обращаются СМИ, телевидение и современные музыканты. Яркий пример – рок-группа «Ария» (с альбома «Поле битвы»).

Даже зарубежные артисты прибегают к инструментальной обработке этого шедевра, к примеру группа Masterplan с песней «Lonely Winds of War».

Интересно, будет ли звучать «Улетай на крыльях ветра» ещё через 130 лет? Мы почему-то уверены, что да!

Третье действие

К краю собравшегося войска половцев, громогласно трубя и в сопровождении бубнов, приближаются люди Гзака, ведущие отважных, бившихся до последних сил русичей, с накопленным добром. Кончак рад видеть приближенных. В полной темноте стражники, которым поручено зорко стеречь пленников, впадают в дрему, абсолютно не слыша происходящего. Подкравшийся к шатру Овлур предлагает помощь, высказывая предположение о единственном шансе спастись. Князь соглашается.

Дочь хана осведомлена о планах относительно побега и слезно просит Владимира не покидать ее, не предавая их чувства. Перед молодым воином возникает трудная дилемма. Ему стыдно перед отцом за предательство Родине. Половчанка сообщает посредством ударов в било о случившемся. Разбуженные сигналом, неприятели готовятся догнать бежавших.

Жестокий хан ценит поступок русского князя, уважительно относясь к его выбору, мужеству и силе духа. Вражеский правитель казнит стражу с повелением сохранить жизнь княжичу. Кончак не намерен, вопреки уговорам населения, произвести расправу над находящимися в плену русскими. Объявив Владимира зятем, он в чрезвычайной поспешности выступает на Русь.

Перевод на русский или английский язык текста песни — Опера Князь Игорь, Половецкие пляски исполнителя А. Бородин, А. Поприевич:

Enter Polovtsian slave and slave, some of them with tambourines and other musical instruments for them escort and close Konchak.Dance girls.Slaves.Fly on the wings of the windYou are in the native land, our native songs,To where we’ll sing freely,Where we were so at ease with you.There, under the hot air,Bliss is full of air,There, under the sea voicesDremlyut mountains in the clouds;There’s so bright the sun shines,Native mountain bay light,In the valleys of roses bloom luxuriantly,And the nightingales sing in the forest green,And sweet grapes growing.There you Privolnaya song,You’re out there and fly awayDance men. Total dance.Polovtsian.Sing a song of glory Khan! Sing!Praise the power dochest Khan! Glory!Slaven Khan! Khan!Slaven he han ours!Blaze of gloryKhan is the sun!No equal glory Khan! No!Khan Khan fungus praise.Khan his.Konchakov.You see you are captivesFrom the sea, far,You see my beautiesBecause of the Caspian Sea?Oh, tell me, friend,Say the word I,Do you want any of them, I’ll give you.Polovtsian.Sing a song of glory Khan! Sing!Give thanks to the generosity and bless the mercy!Glory!For Khan formidable enemies, he is our Khan!Who is the glory of the khan, who?Blaze of the sun, he is!Dance boys. Dance men.Khan is the glory of our grandfathers.Han Han, Konchak!Slava grandfathers is it!Terrible Khan, Khan Konchak.Slaven Khan, Khan Konchak!Slaves and slaves.Fly on the wings of the windYou are in the native land,Our native songs,To where we’ll sing freely,Where were we so freely with you,In the region, where the sultry airAir is full of bliss.Where a dialect of the seaDremlyut mountains in the clouds.There’s so bright the sun shines,Native mountain light illuminating,In the valleys of roses bloom luxuriantlyAnd the nightingales sing in the forest green,And sweet grapes growing.There you Privolnaya song,You’re out there and fly away.Dance boys. Dance men.Polovtsian.Khan is the glory of our grandfathers,Han Han, Konchak!Slava grandfathers is he,Terrible Khan, Khan Konchak!Slaven Khan, Khan Konchak!Khan Konchak!Total dance.Khan amuse your dancing!Dancing amuse Khan, fungus,Khan his.Dancing amuse Khan, fungus,Khan his.Khan amuse your dancing!Dancing amuse!Our Khan Konchak!

Действующие лица

Главные герои музыкального произведения олицетворяют мужество, благородство русской души, верность и преданность. Опера воспевает защитников русской земли и людей, которые стойко переносят беду и радуются доброму и хорошему. Действующими лицами оперы Бородина являются:

  • Игорь Святославович — князь, правитель Северских земель;
  • Ярославна — жена Игоря во втором браке, ждавшая возвращения мужа;
  • Владимир Игоревич — княжич, сын Игоря, влюбленный в Кончаковну;
  • Владимир Ярославович — брат Ярославны, князь Галицкий;
  • Кончак — половецкий хан;
  • Кончаковна — дочь Кончака, в будущем жена Владимира Игоревича;
  • Овлур — половчанин, принявший христианство, который помог Игорю совершить побег;
  • Гзак — половецкий хан, совершивший поход на Путивль и привезший много пленных;
  • няня Яровлавны;
  • Скула и Ерошка — гудошники, трусы и предатели;
  • подруги Кончаковны;
  • бояре и боярыни;
  • старцы;
  • дружинники;
  • плененные русские ратники;
  • народ

Образы Игоря и Ярославны красивы и гармоничны. Они соединяют большую любовь друг к другу и патриотизм. В пьесе Игорь показан не только как любящий супруг, но и как воин. Ярославна безраздельно предана своему мужу и тревожится за судьбу родного города. Она горюет при виде разоренной земли и смело противостоит князю Галицкому, защищая обездоленную девушку. Автор непросто создал описанные в «Слово о полку Игореве» образы, но и развил их и наполнил новыми красками.

Светлые образы раскрываются в прологе в хоре бояр, передающим тревогу и чувство надвигающейся опасности, а также в песнях поселян. Жителям Путивля противостоят темные силы:

  • половецкий хан Кончак;
  • князь Галицкий;
  • Ерошка и Скула

Бородин противопоставляет Игоря, Ярославну и русскую дружину восточному миру, который полон не только страсти. Неги и любви, но и жесткости, коварства и воинственности.

Пролог

Начинается действие с прославления Игоря, который собирает своих воинов в поход. Внезапно на небе является грозное знамение солнца.

Жена князя Ярославна начинает уговаривать своего супруга не ходить на войну, видя в этом предостережение Божие. Но супруг непреклонен, оставляет жену на попечение ее брата князя Галицкого.

Два музыканта Ерошка и Скула изменяют своему господину и переходят на службу к Галицкому, надеясь на веселую и беззаботную жизнь. Дружина отправляется в путь с благословения старца.

Действие 1

Первая картина начинается с веселого пира у князя Галицкого в тереме, хозяин дома в арии раскрывается как любитель гуляний, завистливый и злой человек, мечтающий занять пост правящего князя, а его жену сослать в монастырь.

Внезапно появляются несколько девушек, которые умоляют его вернуть подругу, которую Галицкий украл. Им отказывают и выгоняют прочь. Заходят музыканты Ерошка и Скула, поют шуточную песню о веселом житии у князя Галицкого. Заговорщики размышляют, как князю Галицкому занять трон князя Игоря.

Во второй картине Ярославна печалится о муже, что от него нет никаких известий. Появляются девушки и жалуются на князя Галицкого, просят защиты.

Она утешает их, обещает помочь. Однако тот не поддается на уговоры, утверждает, что если девушку и выпустит, то украдет другую. При этом оскорбляет сестру, подозревая ее в измене мужу.

Оскорбленная Ярославна говорит, что скоро муж вернется и обо всем узнает. Приходят бояре и приносят скорбное известие о том, что муж оказался в плену.

Действие 2

В половецком стане Кончаковна ждет встречи с княжеским сыном. Приходит возлюбленный, они исполняют дуэт, в котором клянутся в любви друг ко другу, хотят пожениться, но отец не дает благословение, пока не выйдут из плена.

Игорь исполняет свою известную арию, в которой сетует на заточение и просит свободы. Олувр уговаривает пленника бежать, но тот не хочет обидеть хана Кончака, который настроен к нему дружелюбно. Хан исполняет свою арию, в которой называет Игоря своим гостем, а не пленником. Кончак готов отпустить Игоря в обмен на обещание больше не нападать на половцев, тот не дает согласие. Хан решает смягчить его сердце, предложив ему послушать песни и посмотреть пляски.

Действие 3

Приходит хан Гзак и приводит с собой пленных, его встречает Кончак. Все ложатся спать, Овлур предлагает побег Игорю. Тот соглашается, Кончаковна уговаривает Владимира остаться, но получает отказ.

Тогда дочка хана ударяет в било с целью поднять всех. Становится известно о побеге, половчане отправляются вдогонку. Кончаковна уговаривает воинов не убивать Владимира.

Действие 4

Княгиня грустит о супруге и исполняет свой знаменитый плач. Тут возвращается Игорь и кидается к ней в объятия. Звучит дуэт о взаимном счастье. Супруг уверяет Ярославну, что пойдет опять на половцев.

Хитрецы Скула и Ерошка решают звонить в колокол, чтобы загладить вину и всех оповестить о том, что князь вернулся. Пришедшие люди прощают их по причине великой радости. Все восхваляют правителя.

ДЕЙСТВИЕ IV

Городская стена и площадь в Путивле. Раннее утро. Ярославна одна на городской стене. Она горько плачет («Ах, плачу я»). Она обращается к ветру, солнцу, Днепру с мольбой вернуть ей милого Игоря. С песней проходит толпа поселян. Они поют — и это звучит как подлинная русская песня (поразительное мастерство композитора!) — «Ох, не буйный ветер завывал». Ярославна всматривается вдаль. Она видит, что кто-то едет. Это два всадника. В одном из них по одежде она узнает половца. Это пугает ее, ведь она понимает, что если половцы нагрянут, Путивля не отстоять. Но другой всадник «одет по-нашему и с виду не простой он ратник». Они приближаются все ближе, и вдруг она узнает Игоря. На скаку въезжает князь Игорь в сопровождении Овлура. Игорь спускается с коня и бросается к Ярославне. Овлур отходит с конями в сторону. Звучит любовный дуэт Игоря и Ярославны. Они счастливы. Она спрашивает его, как он спасся? Игорь говорит, что бежал из плена. Ярославна поет о своей радости вновь видеть любимого мужа, Игорь же говорит, что бросит клич и снова пойдет на хана. Князь Игорь и Ярославна медленно идут к Детинцу. В этот момент появляются Ерошка и Скула; несколько хмельные, они играют и поют. Вдруг они видят Игоря с Ярославной. Они изумлены. Они тут же соображают, что им непоздоровится за их измену. Усевшись друг против друга, они думают, что им делать: бежать? Да ведь некуда. Вдруг Скуле приходит на ум хорошая мысль: звонить в колокол, созывать народ. Они берутся за веревки от колоколов и бьют в набат. Со всех сторон сбегается народ. Все думают, что половцы подошли, потом понимают, что это они спьяну. Скоморохи кричат, что у них радостная весть: князь приехал. Тогда все думают, что речь идет о князе-крамольнике Галицком. С трудом им удается всех убедить, что вернулся князь Игорь Северский. В конце концов за хорошую весть собравшиеся бояре прощают грехи Ерошки и Скулы. Вместе с народом они приветствуют и славят князя Игоря.

Несколько слов о создателе

Александр Бородин появился на свет 12 ноября (по новому стилю) 1833 года. Он был внебрачным княжеским сыном, поэтому его записали как ребенка крепостных крестьян. Из-за своего происхождения мальчик не мог учиться в гимназии, потому получал домашнее образование.

Саша с детства был музыкально одаренным мальчиком, научился играть на флейте, виолончели и рояле. В самом раннем возрасте написал свои первые музыкальные произведения.

Одновременно мальчика привлекала химия, по достижении соответствующего возраста Александр поступил в Медицинскую академию, увлеченно занимался химией. В 24 года молодой медик познакомился с великим русским композитором Мусоргским, который по стечению обстоятельств находился у него на лечении.

Это знакомство оказало существенное влияние на будущего композитора. Также способствовала музыкальному развитию встреча с будущей женой, Екатериной Сергеевной, тоже лечившейся у него от легочной болезни. Девушка прекрасно играла на разных инструментах и познакомила своего доктора с творчеством многих известных композиторов.

В 1862 году знакомство с М. Балакиревым привело Бородина в «Могучую кучку» музыкальный кружок, куда входили многие известные композиторы того времени (Мусоргский, Балакирев, Римский-Корсаков, Кюи). Под влиянием этого коллектива произошло становление Бородина, как композитора.

Он написал множество симфонических произведений, романсов, концертов. В творчестве появилась народно-эпическая тематика. Самым выдающимся творением композитора является опера «Князь Игорь».

Но немногим известно, что тот, кто написал это произведение, являлся профессором медицины, академиком, основателем Русского химического общества и Высших женских курсов.

Этот человек был необычайно талантливым и многосторонне развитым. Такие люди рождаются нечасто, и, хотя его жизнь оборвалась рано, в расцвете сил и творчества, он оставил нам немалое наследие.

Особенности музыкального сопровождения

Литературное произведение, положенное в основу оперы, повествует о походе князя Игоря Святославовича на половцев. Он хотел добиться победы без помощи других князей, но потерпел поражение. Автор «Слова» призывал русских правителей к прекращению кровопролитных междоусобных войн и объединению земель для борьбы с общим врагом.

Композитор не акцентирует внимание на политическом подтексте

Для него важно эпическое содержание. Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям

Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц

Образы русских князей он приближает к былинным русским богатырям. Им противопоставлен князь Галицкий, который является символов княжеских раздоров и междоусобиц.

Очень часто оперу называют народной. По духу она близка к произведению Глинки «Руслан». Эпичность образа северского князя складывается в неторопливом былинном действии, масштабных формах, богатырском музыкальном образе.

Особое внимание следует уделить развитию музыкального сопровождения сюжета. Главная увертюра, в основе которой лежат мелодии всей оперы, противопоставляет характеры русских и половцев

Хор пролога напоминает древние песнопения. Он обрамляет оркестровое исполнение в сцене затмения и делает образы испуганных бояр, встревоженной Ярославны, сильного и мужественного Игоря более яркими.

С ним контрастирует ария Галицкого и хор разгулявшейся челяди. В этом действии музыка похожа на русскую пляску и песни скоморохов, а песни девушек схожи с жалобными причитаниями.

Картины, посвященные половецкому стану, наполнены призывами Кончаковны и любовной неги. Исполнение партии Владимира передает очарование юношеской любовью и прелесть южной ночи.

Хан Кончак предстает перед зрителем властным и великодушным. При изображении половцев автор на первое место ставит их жесткость и воинственность.

В заключительном действии музыка развивается от трагически-скорбной к глубокой и ликующей. Народный плач в песне поселян сменяется торжественным финальным хором.

Кратко анализ музыкальных особенностей произведения можно использовать для доклада о творчестве композитора.

ДЕЙСТВИЕ I

Картина 1. Княжеский двор Владимира Галицкого. Здесь гуляет пьяный сброд. Все поют славословие князю Владимиру. Скула и Ерошка веселятся и пьют со всеми остальными. От их песен дрожат хоромы. Сам князь Владимир Галицкий только и мечтает о том, чтобы править в Путивле. Он поет об этом в своей песне «Только б мне дождаться чести», напоминающей залихватский танец. Приходит толпа девушек. Они вбегают на ступеньки к князю Владимиру. Он останавливается. Девушки жалуются князю, что княжой народ недобрый — они только что выкрали девушку («Ой, лихонько»). Князь Владимир довольно нагло говорит им, что она у него, что не так уж ей плохо и что полно-де больно о ней тужить, и в конце концов отправляет девушек прочь. Даже Скула и Ерошка опешили: «Вот-те и к батюшке, вот-те и к матушке; с чем пришли, с тем и ушли». В следующей затем сцене Скула и Ерошка рассуждают о том, как ко всему этому может отнестись княгиня

Пьяный люд не очень-то беспокоится: «Что нам княгиня!» С напускной важностью звучит грубовато-комичная песня скоморохов («Что у князя Володимира»). Наконец все расходятся, кроме изрядно охмелевших Скулы и Ерошки

Картина 2. Горница в тереме Ярославны. Княгиня одна. Ее тревожит недоброе предчувствие, ведь уже прошло много времени, как ушел Игорь, и пора уже быть от него гонцу. Няня сообщает Ярославне, что к ней пришли девушки. Они ищут у нее защиты от произвола ее брата. В дом к Ярославне приходит сам Владимир, ее брат. Княгиня полна решимости заступиться за девушек. Она говорит, что все скажет мужу, как он, брат, бесчинствует в его отсутствие, но Владимира это не пугает: «Да что мне Игорь твой? Вернется или нет, а мне какое дело, не все ли мне равно?» Он даже угрожает сестре. Это приводит Ярославну в негодование: «Ты смеешь мне грозить?» Получив отпор, Владимир тушуется и меняет тон. Но и продолжение его речей возмущает ее — он подвергает сомнению ее верность Игорю. На это она резко отвечает: «Да ты забыл, что я — княгиня!» Владимир уступает: он обещает назавтра отпустить девушку, но при этом зло и цинично добавляет: «А завтра заведу другую». Владимир уходит, а Ярославна, оставшись одна, молит о скорейшем возвращении Игоря. Входят думные бояре и кланяются Ярославне. Они пришли сообщить княгине плохую новость. Звучит их хор («Мужайся, княгиня»). Они рассказывают, что русская рать разбита, а Игорь вместе с сыном попали в плен к хану. Услышав об этом, Ярославна падает без чувств. Бояре готовы защитить город. Они убеждены, что их крепость в вере в Бога и верности князю и княгине, а также в любви к родине. Княгиня благодарит их. Слышен звон набатного колокола. Враг подошел к стенам города, и в окнах дворца княгини уже виднеется зарево пожара. Несколько бояр уходят; остальные опоясываются мечами и приготовляются к обороне.

Смысл оперы

«Князь Игорь» стремится продемонстрировать сплоченность и силу русского народа, его способности к отстаиванию своих территорий и патриотизм. Написанная в преддверии Первой Мировой войны и революции опера, в которой автор блестяще отразил и смутные настроения общества того времени, и готовность объединиться ради общей цели, послужила отражением происходящего в стране в конце девятнадцатого века. В то же время «Князь Игорь» с его основанным на древнерусской литературе сюжетом можно считать определенной данью истинно русским традициям и искусству, обращением к национальному духовному началу.

История возникновения оперы «Князь Игорь» Бородина

Кто написал эту оперу? Произведение «Князь Игорь» создал Бородин по рекомендации критика Владимира Стасова. Композитор подошел к этой прекрасной идее с большим энтузиазмом. С помощью героических образов русской истории ему удавалось лучше понимать современность

Потому в творчестве Бородина подобные мотивы занимали важное место

Чтобы ощутить старину и лучше наполниться ее атмосферой, Бородин ездил под Курск. Его интересовали окрестности Путивля. Там он занимался изучением старинных летописей и повестей. Также Бородина интересовали былины и музыка. Либретто оперы получилось удивительно колоритным. Бородин написал его самостоятельно одновременно с музыкой.

Композитор трудился над этим произведением 18 лет. Но смерть не дала ему завершить работу. Это сделали друзья Бородина – в частности, Глазунов и Римский-Корсаков. Они использовали материалы Бородина, чтобы создать партитуру оперы и дописать незавершенные сцены. Впервые оперу поставили в 1890 году. Это произошло в Мариинском театре.

Постановка

Впервые опера прозвучала на сцене Мариинского театра, расположенного в Петербурге. Это произошло 23 октября 1890 года. Впоследствии было поставлено еще много оперных спектаклей. К наиболее значимым постановкам стоит отнести следующие:

  1. 1892 год – Русское оперное товарищество под управлением Прянишникова, Москва.
  2. 1898 год – Большой театр. Также постановки тут проходили в 1904 и в 1914 году.
  3. 1915 год – Мариинский театр.

За рубежом премьера «Князя Игоря» состоялась в Праге, в Национальном театре. Это произошло в 1899 году. В 1909 году в парижском театре «Шатле» была представлена сокращенная версия оперного спектакля. Партию князя Галицкого исполнял Федор Шаляпин. В мае 1914 года прошла премьера в Королевском театре Друри-Лейн, расположенном в Лондоне.

Опера “Князь Игорь” Бородина

Опера “Князь Игорь” много значит для театралов постсоветского пространства, да и всего мира. Мне же посчастливилось познакомиться с этим великим произведением в Минске в Большом театре Беларуси. Это первое знакомство с оперой, как одним из видов искусства, с театром Беларуси, и то, и другое не разочаровали. 

Многие театры считают за честь иметь в своем репертуаре оперу “Князь Игорь”. Сто с лишним лет звучала она в редакции от 1890 года, за последнее десятилетие появился новый взгляд на авторскую версию А.Бородина.

Творческая команда Большого театра Беларуси, используя все современные научные исследования, а также историю создания произведения и собственный постановочный опыт, подготовила свою музыкальную редакцию оперы “Князь Игорь” и 15 сентября 2019 года состоялась премьера. 

Автор оперы “Князь Игорь”

Александр Порфирьевич Бородин, годы жизни 1833 — 1887, был не только великим композитором, но и ученым-химиком. Всю жизнь, он умело лавировал между этими двумя талантами. Когда-то ученый выходил на первое место, а когда-то музыкант.

Его современники – ученые упрекали Александра, за напрасную трату времени на музыку, а музыканты – за то, что растрачивает себя понапрасну в науке. В контексте статьи, нам интересен А.П. Бородин, как музыкант. Композитор А. Бородин создал произведения для ценителей “высокой” музыки, а также для дилетантов.

Для оркестра было написано 3 симфонии, принятые и полюбившиеся слушателям. Свыше десятка произведений для камерного инструментального оркестра, для фортепиано и романсы. Опера “Князь Игорь” до конца дней занимала в жизни музыканта особое место. Теперь подробнее, как она создавалась.

История создания оперы “Князь Игорь”

Создание оперы “Князь Игорь” Александром Бородиным проходило долго и мучительно, началась история в апреле 1869 года. По совету критика В.В. Стасова, который был дружен с Александром и знал его музыкальные способности, Бородин использовал древнерусское произведение “Слово о полку Игореве”, как основу для своей оперы. Эта тема настолько была близка и интересна ему, что за 6 месяцев были написаны почти все разделы будущего спектакля. 

Затем другие дела и события в жизни, отрывают музыканта от этого проекта. Прошло долгих пять лет, прежде чем А. Бородин вернулся к “Князю Игорю”, но полностью отдаться работе над ней музыкант не мог, из-за необходимости дорабатывать другие свои композиторские замыслы. 

В 1874 -1880 годы были написаны многие сцены оперы, и с этого времени некоторые отдельные оперные партии исполняются на концертах. Опера “Князь Игорь” писалась восемнадцать лет, до самой смерти композитора в феврале 1887 года. К этому времени, судя по последним исследованиям, произведение было фактически закончено. 

Последние штрихи были поставлены друзьями и соратниками Бородина по “Могучей кучке”, композиторами А.К. Глазуновым и Н.А. Римским-Корсаковым. Близкое знакомство и тесное общение позволило им доработать произведение так, что сохранилась его целостность. Мариинский театр Санкт-Петербурга представил зрителю премьерную постановку оперы “Князь Игорь” 4 ноября 1890 года.

По своему жанру эту постановку относят к эпической. То есть основанной на эпосе, повествующей о героическом прошлом, о подвигах и силе духа, как отдельной личности, так и народа в целом.

И вот, новый взгляд на всемирно известное произведение, в постановке Большого театра Беларуси, надеюсь он еще более приблизил его к авторской версии. 

Короткое знакомство с оперой “Князь Игорь” Бородина, оставило след в душе. Захотелось узнать больше об авторе, о творческом коллективе Большого театра Беларуси, и поделиться информацией.

История написания

Однажды на одном из музыкальных вечеров Бородину предложили идею написания оперы. Сюжет ее изложен в произведении 12-го века «Слово о полку Игореве». Содержание оперы, как и самого литературного произведения, известно многим.

Драматургия оперы раскрывает героизм русского народа, стремление к свободе, победе над врагами. Эпическая тема так близка была композитору, что он с большим воодушевлением взялся писать эту оперу. Говорят, что автор перед началом написания оперы отправился специально в Путивль с целью изучить быт простых людей, местный говор, манеры и обычаи. Материалы легли в основу сюжета произведения.

Работа над произведением длилась около девятнадцати лет. Были написаны почти все действия, композитор не раз демонстрировал фрагменты перед своими коллегами. Но внезапно жизнь оборвалась.

Встал вопрос: кто же закончит такой великий труд. Коллеги и друзья не смогли допустить, чтобы единственное крупное произведение рано ушедшего композитора, труд почти всей его жизни, пропал даром.

Многие знали содержание, основных действующих лиц, кроме того, сохранился черновик.

Выяснилось, что некоторые сцены не были оркестрованы. Тогда русские композиторы Глазунов и Римский-Корсаков принялись за дело. С их помощью произведение было закончено, полностью оркестровано, была дописана партитура, завершены некоторые сцены.

Сцена половецких плясок (которую закончили друзья композитора) имела наибольшую популярность. Особенно хор пленниц «Улетай на крыльях ветра» сразу и навсегда поселился в сердцах российских зрителей.

Эта мелодия популярна до сих пор, ее исполняют профессиональные певцы и напевают люди, далекие от искусства.

Многие даже не подозревают о том, что это – фрагмент оперы Бородина. Эта мелодия давно уже стала народной. Интересно, что ноты этого хора были увековечены на лицевой стороне памятника композитору на его могиле в Питерском некрополе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: