Научитесь рефлексировать
Научиться рефлексировать несложно: следуйте представленным ниже рекомендациям, изучите задания, постоянно их выполняйте.
Что произошло, и в связи с чем это случилось необходимо анализировать.
Важно чтоб анализ был объективным: посмотреть на поступки со стороны, без предвзятости, не давая положительной или отрицательной оценки. В одном случае не позволяет увидеть промах, в другом, вызывает страх перед новым
Смотря на себя со стороны озадачьтесь:
- можно ли по другому поступить (несколько возможных вариантов),
- а что можно избежать,
- или вообще не делать,
- может чем-то дополнить.
Могут возникнуть еще вопросы, главное рассмотреть ситуацию в различных ракурсах, тем самым выходя за ограничивающие сознание рамки и усовершенствуя подобные навыки в будущем.
Расширьте свое общение с окружающими, улучшая тем самым коммуникативный опыт, достигаете большего при понимании других.
Вечером «прокрутите» мысленно весь день.
Вспомните что хорошего или негативного произошло за минувший день. Почему случилось то или иное, вспоминая каждую мелочь. Сможете со временем правильно устанавливать связь между событиями и причинами, послужившими их возникновению.
Тогда однажды Вам не придется ужаснуться, придя в себя, и увидев не ту действительность, которая казалась. Не наступит депрессия или разочарование – да поможет Вам рефлексия!
Антон Шастун сейчас
Добившись высокого зрительского интереса, «Импровизация» смогла продлить работу на следующий сезон. Потом были еще два. Второй сезон программы появился на экранах 13 января 2021 года. Проект не покинул ни один человек из постоянного состава. И все-таки, авторы шоу припасли для зрителей подарок. Теперь в программе приглашенные звезды появлялись не по одному, а приходили по 2-3 человека.
Наряду с этим, стало больше конкурсов. В новом разделе «Предметы», в номерах, поставленных артистами, используется разнообразный, порой необычный реквизит. «Первое свидание», эту рубрику рассматривают, когда в гости к юмористам приходят влюбленные звезды или семейные пары. Конкурс помогает зрителю узнать историю развития отношений звездных гостей шоу.
В августе 2021 года стартовал третий сезон популярного проекта. Сюда авторы вновь включили новые конкурсы. Сейчас юмористы, участвуя в полюбившихся рубриках, разбираются с новыми творческими заданиями: разгадывание ресторанных названий, чтение комических новостей, постановка этюдов с «живыми статуями» – гостями, замершими в необычных позах.
Чимин
Следующий участник является единственным из коллектива, кто не использует никаких псевдонимов, а выступает под своим настоящим именем. Так же как и Чонгук, Пак Чимин родился на свет в городе Пусане. Будучи старшим ребенком в семье, Чимин с детства принимал активное участие в воспитании своего брата.
Во время обучения в школе он проявлял большой интерес к танцам и демонстрировал неплохие успехи на занятиях. Через несколько лет упорных тренировок Чимину удалось в совершенстве овладеть классическими и современными танцами.
Окончив школу, Пак Чимин продолжил образование в местной высшей школе искусств. После этого ему удалось пробиться уже в Korean Arts High School, поступив на музыкальное отделение. Один из преподавателей хореографии посоветовал Чимину посетить кастинг в продюсерское агентство. Парень прошел свое первое прослушивание и был принят на стажировку.
Свою биографию с БТС и участниками группы парень связал в 2012 г. Присоединился он самым последним несмотря на то, что на тот момент коллектив считался уже почти сформированным. Во время активной подготовки к дебюту Чимину пришлось выложиться на все сто процентов, чтобы показать достойное выступление и оправдать возложенные на него надежды. Параллельно с постоянными тренировками юноша усердно работал над своими хореографическими данными и совершенствовал физический облик. К радости фанаток, Пак Чимин всегда готов продемонстрировать плоды твоих трудов во время концертов.
На этом мы заканчиваем рассказ о биографиях всех участников BTS. В следующей части статьи мы решили остановиться подробнее на группе в целом.
История исследования рефлексов.
Сам термин ввел французский философ, математик Рене Декарт в XVII веке. До открытия рефлексов считалось, что живые существа наделены душой, которая руководит всеми действиями. Идея Декарта на тот момент оказалась революционной. Он решился устранить душу из процесса управления реакциями организма и доказал, что телесное устройство вполне способно справляться с самоуправлением.
Русский профессор, один из основоположников психологии Иван Михайлович Сеченов доказал, что любые сознательные или бессознательные реакции организма управляются рефлексами. Даже те явления мозговой деятельности, которые мы описываем словами «грусть», «восторг», «издевка» – не что иное, как результат мышечного сокращения.
Русский физиолог, лауреат Нобелевской премии Иван Петрович Павлов первым ввел понятие «условный рефлекс». Большинство своих исследований Павлов провел на собаках и доказал, что для формирования рефлекса нужны четыре составляющие:
Наличие мотивации – выработать привычку пить воду перед завтраком.
Раздражитель (сигнал) – пробуждение.
Его многократное повторение – ежедневное напоминание на телефоне
Подкрепление безусловным или удовлетворением жизненно важной потребности – хорошее самочувствие.
Сегодня знания о мозге меняются с головокружительно скоростью. Технологии вроде МРТ позволили сделать о нем новые открытия. Оказывается, мозг меняется не только в детстве, но и на протяжении всей жизни. Каждый раз, когда мы приобретаем новую привычку или осваиваем навык, мы меняем свой мозг. Исследователь Университета Британской Колумбии доктор Лара Бойд назвала это свойство «нейропластичностью мозга». Нейропластичность мозга сохраняется в любом возрасте, значит, свои привычки мы можем менять в любое время.
Возрастные этапы развития рефлексии
Как ранее упоминалось в данной статье, рефлексия несвойственная новорожденным, которые принимают весь окружающий их мир как единственно верный.
Поэтому первый этап рефлексии относят к 3 годам. В возрасте от трёх лет ребёнок начинает осознавать себя, анализировать своё поведение и поведенческие модели окружающих его людей. Знакомится с установленными в семье правилами, а затем учиться сопоставлять своё поведение относительно данных правил.
Вторым этапом является возраст от 6–7 лет до 10. Ребёнок получает знания об окружающем мире, не только о том, который был доступен ему физически. В данный период ребёнок уже умеет сопоставлять своё поведение с установленными правилами и корректировать собственные действия. А также именно в возрасте от 6 до 10 лет проявляется способность к социальной, коммуникативной рефлексии.
Третий период – подростковый от 11 до 16 лет. Подростковый период является достаточно сложным из-за гормональных перестроек, непринятия себя, внешних изменений и эмоциональной неустойчивости. В данном периоде рефлексия важна для принятия нового Я уже взрослеющего человека, критического анализа своего характера, внешности, мыслей и поведения.
Четвертый период охватывает юношеский возраст от 16 до 20–23 лет. В уже молодом возрасте рефлексия отличается наибольшей объективностью, разумеется, когда рефлексия не носит разрушительного характера и не оказывается чрезмерным самокопанием.
Вадим Глухов, концертный гитарист
Глухов пережил Юрия Клинских всего на десять лет. В начале 2011-го он пропал без вести, а весной того же года его тело нашли на территории военного аэродрома Балтимор в Воронеже. В качестве причин смерти СМИ называли отравление суррогатным алкоголем и переохлаждение. У Глухова тогда остались престарелые родители, на плечи которых и легли похороны сына и многочисленные долги Вадима. К счастью, силами поклонников легендарной группы в помощь пенсионерам была собрана небольшая сумма: около 20 тысяч рублей. Все эти деньги пошли на погребение Глухова.
Статья по теме
Юные смешные голоса. Группы одного хита из 1990-х
Мать и коллеги музыканта рассказывали, что еще до исчезновения у него была депрессия: «Последние полгода Вадим был сам не свой. Вадик переживал из-за здоровья своих родных
У него серьезно болен отец, да и мать-пенсионерка тоже периодически неважно себя чувствовала. Последний раз я с ним разговаривал за день до его исчезновения
Он мне сказал, что хочет уйти в монастырь, отдохнуть и подумать о своей жизни. Больше я ему не дозвонился…» — приводит слова знакомого покойного Дмитрия Васильева «Комсомольская правда». Алла Глухова, мать музыканта, также рассказывала о нестабильном психическом здоровье сына: «Как-то Вадюша мне сказал в разговоре, что музыкант должен умирать рано. После Нового Года сына словно подменили. Он стал очень раздражительным. На вопросы о том, что случилось, отмалчивался».
Возможно, депрессия была связана с профессиональной несостоятельностью музыканта. В свое время Глухов пытался реанимировать «Сектор Газа», вместо Юрия Клинских пел его племянник Юрий Япрынцев. Но попытка была не самой удачной. Чтобы как-то прокормить себя, Вадиму приходилось не только заниматься творчеством, но и работать обычным продавцом.
Родственники Глухова хотели похоронить его рядом с солистом «Сектора Газа», однако из-за финансовых проблем не смогли этого сделать.
Значение и появление термина
Сам термин рефлексия возник в философии и изначально являлся типом философского мышления, который был направлен на то, чтобы осмыслить и обосновать собственные предпосылки, требующие обращения собственного сознания на себя. Однако, на сегодняшний день, понятие рефлексия является намного расширенным и, переходя в психологию, стала расширенным понятием.
На сегодняшний день можно найти множество определений для термина, однако, самый понятный и для всех доступный – это следующее определение термина.
То есть, сказать иными словами, рефлексия дает возможность человеку следить за тем, что происходит у себя внутри на том или ином уровне сознания. Однако это не простая »слежка», так как рефлексия дает возможность в дальнейшем переосмысливать свои переживания и понять их.
Особой популярностью пользуется и определение рефлексии от психоаналитика А.В.Рассохина, который описывал личностную рефлексию как активный субъектный процесс порождения смыслов, основанный на уникальной способности личности к осознанию бессознательного.
Как это работает
В том, что мы делаем массу ошибок и часто ведем себя глупо, виновата «иллюзия самовосприятия». Этот термин использует психолог Принстонского университета Эмили Пронин, излагая проблему: мы видим кривое изображение самих себя, однако осознать, что перед нами искаженная картинка, не так-то просто.
Важно, что он не видит здесь никакого противоречия и находится во власти иллюзии. Фокус в том, что мы радостно игнорируем факты, дискредитирующие нас, а в картину «я щедрый, умный и красивый» вплетаются не только объективные данные, но и то, о чём мы мечтаем
Хочу быть таким — и буду! Пусть и в собственном воображении. Например, каждый первый считает себя остроумным человеком, и — на беду — многие берутся это демонстрировать.
Кроме того что участники экспериментов Пронин были предвзяты по отношению к себе и преувеличивали свои достоинства, они еще и настаивали, что их точка зрения объективна. Точно так же мы часто скрываем от самих себя не только фрагменты собственного портрета, но и свои мотивы.
Хорошо, мы серьезно ошибаемся в оценках, но при чём тут рефлексия? Дело в том, что этот процесс помогает сблизить осознанные цели и бессознательные мотивы, позволяет оглянуться и спросить себя: «А почему я так долго спорил из-за копеечной суммы? Может, это для меня по-настоящему важно?» И вот мы уже внимательнее относимся к себе, вносим небольшие правки в портрет и даже корректируем общий курс. Немецкий ученый Оливер Шультхайс из Университета Эрлангена — Нюрнберга доказал, что чем лучше связаны наши сознательные цели и бессознательные мотивы, тем мы счастливее
И что, это и впрямь улучшает жизнь?
Исследователи из Гарвардской школы бизнеса нашли массу преимуществ в регулярной рефлексии. Оказалось, что привычка задавать себе нехитрые вопросы в конце дня положительно коррелирует со способностью человека быть внимательным в общении, с его уверенностью в своей эффективности и умением быстро понимать задачи. А еще выяснилось, что производительность сотрудника, который вперил взгляд в облако за окном и погрузился в вечные вопросы: «Чего я сегодня достиг, что меня вдохновило?» — выше, чем у того, кому не хватило времени на самокопание. Причем исследование проводилось в колл-центрах, где человек, занятый полезной рефлексией, подозрительно похож на халтурщика, отлынивающего от работы.
Рефлекс и рефлексия – в чем разница?
Рефлекс и рефлексия – однокоренные слова, которые происходят от латинского reflectio (отображение). В свою очередь слово reflectio состоит из двух частей: основы flectio – искривление, поворачивание с приставкой re – противоположное действие. То есть слово буквально переводится как «обратное направление». Но общее словообразование не дает главного ответа: эти понятия сходны или различны.
Оба термина используются в философии, физиологии, психологии и означают реакцию живого организма. Но на этом сходство заканчивается, начинаются различия. Понять отличия поможет небольшой анализ, приведенный в таблице:
Рефлекс | Рефлексия |
---|---|
Это любая реакция организма на раздражение | Это осмысленное размышление как частный случай общей реакции |
Объект действия – это любой орган или система организма (физиологическая или психологическая) | Объект действия – самопознание или самоосознание как феномен человеческой психики |
Это непроизвольная реакция | Это осознанное размышление, самоанализ |
Характерен для любого существа, наделенного нервной системой | Является характеристикой человека |
Различия между рефлексами и рефлексией описал Рене Декарт в своей книге «Страсти души». В психологическом учении автора не только тело освобождалось от души (психики), но и душа ставала свободной от физической оболочки. Тело умеет передвигаться, душа – размышлять. Рефлекс управляет телом. Душой управляет рефлексия.
Кстати:
Благодаря проекту жанр импровизационной комедии всего за несколько лет вырос в целое движение, захватившее всю страну, а его постоянные участники — Антон Шастун, Арсений Попов, Сергей Матвиенко и Дмитрий Позов
— прокачали свои навыки до высочайшего уровня. Сейчас парни не задумываясь способны остроумно пошутить на любую заданную тему, ведь они лучшие в своем деле.
Главная фишка проекта — полное отсутствие сценария! Да, мы серьёзно: никаких написанных заранее шуток или отрепетированных номеров. К этому невозможно морально подготовиться, поэтому лучше заняться куда более полезным делом. Например, прямо сейчас заказать билеты в первый ряд!
Дискография[править]
Студийные альбомы
Недосказанное – 15 марта 2015
1. Интро?
2. Недосказанное
3. Каждое слово против
4. Felicissima Notte, Gotham
5. Мы называем жизнью свой эгоизм
6. Песня Люка
7. Мисс Барнаул
Обычный – 2 января 2017
1. Обычный
2. Дети делают детей
3. Камон-камон (вызывайте ОМОН)
4. Селадон & Армида
5. Колыбельные Брайана Молко
6. Реанимация/дефибрилляция
7. Мы назвали жизнью свой эгоизм
8. Каждый мой вздох рождает реальность где все происходит иначе
9. Всего лишь жалкий танец
10. Безупречный
Маленькая часть чужих проблем – 31 марта 2018
1. Рискуя не умереть молодым
2. Счастливая жизнь
3. Завтра понедельник
4. Маленькая часть чужих проблем
5. Среди пустых квартир
6. Точкой горизонта
7. Запертые
8. Кем угодно (только не собой)
9. Новая жизнь с подгоревшей яичницы
10. Еще одна глупая песня
11. Сегодня воскресенье
Семья на час, друзья на день – 4 октября 2019
1. Рожай детей, стреляй в людей
2. Молчанка
3. Адресат
4. Пешком по стене
5. Дом под снос
6. Семья на час, друзья на день
7. 2006
8. Без координат
9. Слишком длинная ночь
10. Пенопласт
11. Неподвижная детская игра в которой проигрывает заговоривший первым
Мини-альбомы
Привет из прошлой жизни – 7 августа 2016
1. Каждое слово против (акустика)
2. Колыбельные Брайана Молко (акустика)
3. Мы назвали жизнью свой эгоизм (акустика)
4. 321
5. #никонтоп (акустика)
Необычный – 14 января 2019
1. Интро 2018
2. Недосказанное
3. Каждое слово против
4. Felicissima Notte, Gotham
5. Песня Люка
6. Мисс Барнаул
7. 321
8. Уточка (кря-кря)
9. Засунуть голову между колен
10. Мальчик в пакете из стульев
11. Камон-камон (grgsw remix)
Синглы
Адресат – 5 апреля 2019
Молчанка – 6 сентября 2019
Чонгук
Самый младший участник (согласно данным из биографии группы BTS), которого называют Макнэ (слово, часто использующееся в корейском языке для того, чтобы описать тех, кто младше всех в коллективе).
Будущий музыкант родился в крупном корейском портовом городе Пусан. Однажды в детстве Чонгук сильно поссорился со своим старшим братом, об это событии ему до сих пор напоминает шрам на щеке.
Парень имеет несколько прозвищ, которыми его наградили как поклонники, так и другие участники группы: Гукки, Дьявольский Макнэ, Золотой Макнэ и др. Во время выступлений с БТС Чонгук может занимать сразу две позиции: вокалиста и одного из танцоров. Имеет уникальный тембр голоса, очень любимый фанатами.
С самого детства Чон Чонгук проявлял большой интерес к творчеству и демонстрировал многообещающие зачатки будущего таланта. В особенности его привлекали музыка и живопись. Помимо творчества, парень не оставлял без внимания и спорт. Регулярные занятия помогли ему развить крепкое телосложение.
Путь к своему успеху Гук начинал с прохождения различных прослушиваний. В отличие от других молодых людей, жаждущих славы и успеха, Чонгук не стал бросаться на любое предложение, а подошел к выбору компании с умом. Ему пришлось отклонить несколько довольно привлекательных контрактов, прежде чем с ним связалось агентство БТС.
Когда Чонгук выходит на сцену, то он предпочитает вести себя как уверенная суперзвезда. В то же время на различных телешоу и трансляциях он показывает свою более тихую и скромную сторону. Многие поклонники BTS любят отмечать, что во время различных интервью Гук напоминает милого щеночка или суслика, а его бешеная харизма не может не привлечь даже самого сурового зрителя.
Остальные участники часто шутят о том, что вне камер Чонгук превращается в настоящего Халка. Также ходят слухи, что парень не прочь поколотить своих старших одногруппников без особых причин! Ну чем не Дьявольский Макнэ?
Примеры рефлексии из жизни
Рефлексировать – это значит? В действительности, для каждого человека это означает совершенно разные вещи и осознанно порефлексировать люди способны совершенно разными способами и методами. Поэтому далее приведу несколько примеров рефлексии из жизни, в том числе из моего личного опыта.
Остановиться и подумать
Бешеные ритмы жизни, которые сейчас преследуют практически каждого из нас, постоянные изменения и бесконечный поток информации заставляют многих людей подчиниться и просто плыть по течению. Ежедневно совершать ряд одних и тех же действий (в том числе и рутинная работа) способствуют тому, что человек забывает о своём моральном и физическом состоянии, перестаёт контролировать свои реакции и в конце концов полностью или частично не в состоянии понимать самого себя и свои желания.
В таком случае самым простым примером является остановиться и подумать. Да, конечно, не стоит в прямом смысле останавливаться посреди дороги, хотя и такое иногда бывает
Возможно, стоит отложить какое-либо «важное» дело или встречу, чтобы просто остаться наедине с собой хотя бы на 5–10 минут. Подумать о том, что в последнее время действительно принесло вам пользу, удовольствие или радость
Правильно расставить приоритеты в соответствии с вашим личным ощущением самого себя.
Задавать себе вопросы
Распространённый пример – задавать вопросы самому себе или близким людям. При совершении какого-либо действия, поступка или ощущении эмоции – спросите себя «почему я это сделал?». Список подобных вопросов достаточно широкий, однако, далее будут представлены некоторые вопросы, которые наиболее эффективны для рефлексии:
- «Зачем я этим занимаюсь?»
- «Какую пользу я получил/получаю?»
- «Нравится ли мне это?»
- «К чему я стремлюсь?»
- «Действительно ли я этого хочу?»
- «Что я могу сделать ещё?»
- «Полезно ли то, чем я занимаюсь?»
- «Как я могу изменить ситуацию?»
Записывать личные рассуждения
Обращение внимания на детали, эмоции других людей и свои собственные – всё это важно для понимания себя и окружающего мира. Постоянное обдумывание происходящего и анализирование ситуации позволяет осознанно подходить к рефлексированию и повышать качество собственного самопознания
Именно для этого в целях повышения мировосприятия некоторые покупают отдельный блокнот для записей.
Начать вести записи возможно в любом возрасте. Для этого нужно определить некоторые темы, на которые хочется порассуждать, они могут охватывать совершенно разные сферы, вопросы и темы. Например:
- рассуждения о смысле жизни, своём предназначении;
- мысли о духовном мире, моральных и жизненно важных ценностях;
- мысли о взаимоотношениях с друзьями или близкими людьми;
- о целях в жизни, планах и желаниях;
- о способах достижения личного комфорта, поставленных целей, например в карьере, в семье, в самообразовании и так далее.
Рефлексия помогает лучше узнать самого себя
Рефлексия и психотерапия
В настоящее время большое внимание уделяется внедрению рефлексии в психотерапевтическую практику. Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального переживания как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии
В этом режиме функционирования сознания активны и субъект рефлексии и наблюдатель
Василюк (1984) раскрывает свою типологию эмоционального переживания как медитации уровней сознания и выделяет уровень рефлексии. В этом режиме функционирования сознания активны и субъект рефлексии и наблюдатель.
Рефлексия сочетается с ясной или неясной нормой или ценностью, через которую человек оценивает свою деятельность. Результат рефлексии проявляется в ее противоречии между нормой (ценностью) и реальными основаниями действий (поведения, поступков).
Это позволяет впервые понять, что происходит, и стимулирует размышления о том, есть ли исходная ценность или основания действий
Иными словами, рефлексия предполагает внимание не только к определенному поступку, но и к его внутренним ценностным основаниям
Автор данного подхода рекомендует принцип «психотерапевтической майевтики» для руководства работой с этим уровнем рефлексии.
Майевтика — это «метод диалектических дебатов Сократа, заключающийся в нахождении противоречия в аргументации собеседника и доведении его до истины искусно задаваемыми вопросами» (Василюк, 1984).
Что такое рефлексия в психологии
Люди от природы наделены рефлексией, именно данное явление отличает нас от всех других живых существ. Поэтому сегодня мы с вами будем разбираться в сущности рефлексии, а начнём с самого определения. Понятие рефлексия, как считают многие психологи и специалисты смежных отраслей, пришло к нам из философии. Слово «рефлексия» (от франц. «reflexio», от лат. «reflecto» – обращение назад, обдумывание) обозначает возможность и процесс размышления человека о своём состоянии – психическом, эмоциональном, а также умение анализировать свои переживания и другие происходящие события в жизни.
Рефлексия в психологии – процесс, который заключается в том, что человек способен оценивать самого себя, свои поступки, мышление, опыт и другие важные стороны. Также в психологии разделяют саму рефлексию, как процесс и рефлексивность. Рефлексивность отличается тем, что представляет собой не процесс, а способность к анализу и чаще применяется относительно описания и оценки выраженности рефлексии у того или иного человека. Это в психологии используется для разделения процесса, состояния и способности.
В настоящее время, когда слышат «рефлексия», то зачастую соотносят с образом ленивого человека или того, кто постоянно занимается самокопанием. Однако, это можно назвать, как угодно, только не рефлексией. Простыми словами, рефлексия – это обращение человека внутрь себя, анализ своего состояния, мыслей, поступков, собственных ошибок, который основан на полученных знаниях и опыте. Собственно, повышение самосознания в виде рефлексии отличается от лени и самокопания достаточным уровнем осознанности.
Как начать рефлексировать
При недостаточном уровне рефлективности или чересчур быстрого ритма жизни многие задумываются о том, как же начать рефлексировать или возобновить то, что было утрачено из-за нехватки времени.
Психологи предлагают придерживаться некоторых советов для того, чтобы начать рефлексировать:
- Анализируйте каждый раз, когда принимаете то или иное решение. Подумайте о том, какие последствия вас ждут после совершения каких-либо действий, как ситуация отразится на вас или на окружающих вас людях. Постарайтесь понимать и принимать недостатки в себе, своих действиях, поведении и так далее.
- Проводите анализ по завершении каждого, например, рабочего дня. Запоминайте и отмечайте то, что вас в этом дне не устроило, оказалось недостаточным и попробуйте найти решения, чтобы в дальнейшем устранить выявленные недостатки.
- Развивайте коммуникативные способности, старайтесь понять ваше отношение к другим людям и проанализировать своё мнение о каком-либо конкретном человеке. Почему у вас сложилось такое впечатление о нем, устраивает ли вас это и другие подобные вопросы.
- Общайтесь с разными людьми. Каждый человек индивидуален и не похож ни на одного другого. Общаясь с разными людьми, вы сможете шире взглянуть на мир, познакомиться с другими мнениями, поведенческими моделями.
- Используйте неудачи и проблемы в качестве опыта и анализа, сравнения своих действий в будущем, чтобы избежать ошибок. Находите пользу и позитив даже в собственных неудачах и трудностях.
- Сублимируйте. В ходе данного процесса человек высвобождает мысленный ресурс для обдумывания чего-то большего, чем бытовые проблемы.
При должном желании можно научиться рефлексировать и познавать себя
Как проявляется рефлексия
Кто такой рефлексирующий человек, и когда человек становится таковым? Специалисты считают, что младенцы, новорожденные не имеют способности к рефлексии. Младенцы только принимают окружающий мир таким, какой он есть, однако, уже к трём годам ребёнок становится способным к рефлексии. Это связано с тем, что происходит обучение малыша посредством игр, адаптация в большом мире, знакомство с новыми людьми и процесс воспитания внутри семьи. Ребёнок начинает анализировать как своё поведение, исходя из установленных правил в семье, так и других людей. Приравнивая к той модели, которую он наблюдает, например, у родителей или других родственников.
Психологи пришли к выводу о том, что в детском, юношеском и молодом возрасте уровень рефлексии достигает своего пика. Объясняют данную позицию тем, что именно до 28–30 лет человек находится в самом быстром жизненном ритме, формируется как личность, получает жизненно важные знания и навыки в больших объёмах.
Умеренная и осознанная рефлексия проявляется во многих моментах нашей жизни, например:
Построение логических цепочек, выявление взаимосвязи между действиями и их последствиями
Обучение планированию, распределению личного и рабочего времени
Развитие логики, критического мышления, креативности
Способность решать сложные задачи различного характера
Формирование характера личности
Естественно, что рефлексия на каждом возрастном этапе проявляется в различных сферах жизнедеятельности, также, как и различна её глубина и уровень осознанности. Стоит подчеркнуть, что у двух людей одного возраста рефлексивный уровень может быть разным. Это зависит совсем не от возраста, а скорее от опыта, полученных знаний и стремлении познать окружающий мир и себя внутри него.
Андрей Дельцов, звукорежиссер
Именно Андрей Дельцов был тем человеком, который сообщил когда-то дочерям Юрия Клинских о его смерти. «Ближе к ночи я увидела машину, но из неё вышел не отец, а звукорежиссёр „Сектора Газа“ Андрей Дельцов и жена папиного брата. Они в обычной жизни ну никак не могли пересекаться, поэтому я как-то сразу поняла, что случилось. Они мне сразу сказали, что папы больше нет. Пока мы шли до дома, я упала в обморок, а потом ещё раз, уже в помещении», — вспоминала старшая наследница музыканта Ирина в интервью RT. Сегодня дочь лидера «Сектора Газа» продолжает общаться со звукорежиссером, хотя он давно перебрался в Италию. Ирина уверяет, что, как только границы снова будут открыты, Андрей Дельцов обязательно приедет в Россию, чтобы выступить на одном из концертов, которые наследница Клинских организует в честь памяти своего отца.
Джей Хоуп
В БТС Чон Хосок отвечает не только за ведущую позицию рэпера, но и за сногсшибательные танцы. Свой сценический псевдоним парень использует с самого начала деятельности в группе. Несмотря на то что Джей Хоуп всегда выглядит так, словно не покидает спортзалов, к тренировкам он не питает особой страсти.
Согласно биографии БТС, Хосок родился в городе Кванжу. Будучи вторым ребенком в семье, парень с детства работал над тем, чтобы иметь возможность обеспечивать родителей.
До дебюта в BTS Джей Хоуп занимался танцами в коллективе под названием Neuron. После победы на престижном национальном конкурсе в 2008 г., парень стал относиться к своему таланту с большей уверенностью. Через 4 года он попадает в агентство BigHit Entertainment, которое на тот момент занималось поиском новых участников для группы BTS. Пройдя жесткий отбор, Хосоку удалось закрепить за собой место в коллективе.
Помимо танцев и рэпа, парень проявляет большой интерес к творческому процессу создания песенных текстов.
Свой псевдоним Хосок интерпретирует как «надежду группы». Поклонники БТС очень любят это объяснение и считают, что именно Джей Хоуп является эдакой «витаминкой» в коллективе, заряжая остальных участников позитивной энергией.
В свободное от работы время Хосок любит занимать себя сборкой конструктора «Лего».
Виды рефлексии
Существуют разные виды рефлексии в психологии, которые используют для разных ситуаций.
Интеллектуальная
Этот вид означает размышления о накопленных знаниях и способах их применения в реальных ситуациях.
Коммуникативная
При данном явлении человек проводит анализ собственных взаимоотношений с окружающим миром, в том числе с разными людьми, входящими в этот круг родственниками, друзьями, коллегами, знакомыми.
Саморефлексия
Глубокий процесс погружения в очень личные размышления.
Саногенная
Характеризуется попытками взять под контроль ситуацию, вызывающую стресс. Желание избавиться от негативных эмоций, чувств и переживаний.
Кроме того, существуют ещё разные типы рефлексии. Деление происходит в зависимости от направления сознания:
- Личностный тип. Связан с переоценкой ценностей, анализом эмоций. В компоненты, которые служат предметом анализа, входят: способности, возможности, идеалы, цели, потребности и мотивы.
- Логический тип. Самый рациональный из всех представленных. Направление такой рефлексии – познавательные процессы. Она взаимосвязана с самооценкой мышления, его особенностей и отличительных черт.
- Когнитивный тип. Используется в области обучения и получения новых знаний. Направлен на изучение качества приобретённой информации и насколько она соответствует предъявленным требованиям учителей. Способствует расширению кругозора, помогает адекватно оценить собственный профессиональный уровень.
- Межличностный тип рефлексии. Направлен на осмысление взаимоотношений с другими людьми, анализом конфликтов и социального взаимодействия.
- Социальный тип. Это понимание того, какие чувства мы вызываем у окружающих. Это способность анализировать свои поступки, реакцию и умение корректировать собственное поведение.
Способность к рефлексии — это ещё и умение анализировать прошлые события и предвидеть их развитие в будущем. Поэтому существуют два вида рефлексии, которые разделяют по времени:
1. Рефлексия ретроспективная. Это осознание и осмысление произошедших событий, оценка своего поведения, поступков, ошибок. Мы осознаем причины произошедшего и пытаемся извлечь уроки, которые пригодятся в будущем, при возможном повторении ситуации.
2. Рефлексия перспективная. Это означает взгляд в будущее. Логическим способом мы пытаемся рассчитать развитие событий, оцениваем свои возможности. Без этого вида невозможно заниматься планированием и выбором самых эффективных стратегий.