Этикет слэма
Слэмящаяся толпа радует большинство музыкантов – это показывает исключительно положительную реакцию на выступление. При этом нужно помнить, что слэм опасен для его участников. У него есть достаточно жесткие приемы и разновидности, участие в которых чревато получением травм. Чтобы минимизировать риски, нужно помнить и соблюдать определенные правила слэма.
- Слэм не надо путать с дракой. Его участники не стараются причинить друг другу вреда. В то же время за случайно нанесенные удары извиняться никто не будет. Если вы не желаете участвовать в слэме, то можно просто отойти в более спокойную часть толпы. Все присутствующие на концерте одновременно слэмиться никогда не будут. Этим занимаются только самые разгоряченные фанаты в местах наибольшего скопления людей – обычно рядом со сценой.
- Упавшего человека все находящиеся рядом стараются немедленно поднять. Сбить участника слэма с ног во время яростного танца несложно, особенно уступающего по комплекции или не рассчитавшего заряд алкоголя. Рядом с лежащим слэмиться никто не будет. Если человек не может встать, то ему помогут добраться до медиков – на организованных концертах всегда дежурит скорая помощь.
- Перед слэмом снимаются все элементы одежды, способные нанести травмы. Металлисты не будут вступать в контактный танец с шипованными наручниками и другими опасными атрибутами. Они оставляются для других моментов, например, для последующей фотосессии с музыкантами или посиделок в баре. Девушкам на высоких каблуках делать в слэмящейся толпе совершенно нечего. Такая обувь опасна и для них, и для всех находящихся рядом. Обувать лучше всего мягкие кеды, которыми не сломаешь кому-нибудь пальцы на ногах или плюсневые кости при приземлении во время особенно удавшегося прыжка. Одежду тоже нужно выбирать практичную. Лучше всего одеться в то, чего не жалко лишиться. Порванные и запачканные кровью вещи после дикого слэма – это вполне рядовое явление.
- Серьги и пирсинг тоже нужно снять. В процессе можно не только сломать или потерять украшения, но и травмировать ими себя и других.
- Мобильник, очки и прочие хрупкие предметы стоит оставить за пределами площадки для слэма. Потерять или сломать их в процессе массовой рубки под музыку ничего не стоит.
- Локти не принято поднимать выше живота и расставлять далеко от туловища. Это нужно для общей безопасности – и вашей, и окружающих. Отечественный рэп-хит 2013 года «Все танцуют локтями» подходит только для той обстановки, которая показана в клипе – когда человек на сцене один или между двигающимися людьми достаточно большое расстояние.
- Во время слэма не курят, чтобы никто не получил ожогов.
- Не все могут сохранять на концерте самообладание, особенно когда двигающуюся толпу перехлестывают волны адреналина. Некоторые в такой момент срываются в жесткий мош – так называется агрессивный танец, который достигает своего пика во время брейкдаунов, то есть в замедленных частях музыкальных композиций. Брейкдауны обязательно присутствуют в треках в жанрах металкор и дэткор. Они нужны для контраста с наиболее интенсивной частью песни.
Ресурсный Апокалипсис
В любом зависимом от внешних поставок государстве может закончиться важный ресурс, позволявший обеспечивать высокий уровень жизни для элиты и приемлемое существование для рядовых граждан. В обозримом будущем подобная перспектива не исключена в современных ресурсозависимых государствах.
Внутренние возможности импортозависимых государств не позволяют им обеспечивать свои потребности в еде, машинах и промышленных товарах. Бюджеты подобных стран наполняются в основном от валютной выручки. Когда валютный приток иссякает, происходит острый дефицит всех завозных товаров.
В отличие от Частичного Апокалипсиса, ресурсный голод разрушает общество медленно. Административные и силовые структуры пытаются сохранить контроль над обществом, которое криминализируется пропорционально падению уровня жизни. В определенный момент госструктуры истощают свои ресурсы и теряют кадры настолько, что утрачивают монополию на насилие. Начинаются волнения и бунты.
Относительно самодостаточные территории страны оказываются под контролем военизированных общин. При этом социальная организация общества падает до уровня средневековья. А жители земель со скудными продовольственными ресурсами оказывается обреченным на нищету, хаотичную миграцию, голод и деградацию. Численность населения вымирающих территорий неизбежно снижается до количества, которое эти земли способны обеспечить в базовых потребностях (еда, вода). После этого начинается период устойчивости, и деградация социальных взаимоотношений приостанавливается.
Причинами возникновения Ресурсного Апокалипсиса могут стать следующие факторы:
Истощение источников экспортных природных ресурсов или отказ другими странами их покупать
Если на Ближнем Востоке истощатся нефтяные месторождения, или же промышленные страны перейдут с нефтепотребления на альтернативные источники энергии, то восточные султанаты окажутся в весьма незавидном положении. Избалованные роскошью элиты вряд ли пожелают долго кормить собственное население из личных валютных запасов. Скорее всего, правящий класс просто убежит с родины, предварительно отправив на свой заграничный банковский счет всю валюту из госбюджета и прихватив с собой компактные ценности.
Санкциина поставку (эмбарго)
Такой вид ресурсного Апокалипсиса в лёгком варианте не так давно испытала на себе Венесуэла. При наличии огромных запасов нефти, запрет со стороны США на распоряжение выручкой от продажи венесуэльской нефти вполне мог привести к массовому голоду и разрушению государственности. Только помощь ряда стран остановила апокалиптичный сценарий для Венесуэлы.
Деградацияуправленческих решений правительства
Когда после развала СССР правящая группа реформаторов начала методично ликвидировать промышленность и сельское хозяйство России, то десятки миллионов граждан в короткий промежуток времени остались без работы и зарплаты. Административное управление, армия и милиция в Ельцинской России никуда не исчезли. Однако переизбыток безработных граждан, помноженный на глупость высшего начальства, вынудил население выживать любыми доступными методами. Бандитизм и захват криминальными общинами власти в экономически активных городах стали следствием одной из разновидностей Ресурсного (трудового) Апокалипсиса в России.
Энергетический кризис
При отсутствии поставок энергоносителей (бензин, уголь) нарушаются все транспортно-грузовые коммуникации, и начинаются перебои с электричеством. Полки магазинов пустеют, предприятия останавливаются, а уехать из городов-миллионников в сельскую местность не представляется возможным. Нечто подобное в упрощённом варианте произошло в ряде стран во время энергетического кризиса 1973 года. К примеру, в США перебои с бензином в долгосрочном периоде вполне могли разбалансировать экономику и привести страну к новой Великой Депрессии. К счастью для американцев, кризис продлился недолго
А правительство США после этого переключило свое внимание с антикоммунистической борьбы в Азии на контроль над нефтеносными странами
Нет ни одного пациента, перед которым я был бы виноват
– А вы пациентов забываете?
– Да. Ячейки памяти просто переполняются. Сначала ты помнишь каждого. Когда число пациентов переваливает за тысячи, а стаж за десять лет, начинаешь путаться… Через наше отделение в год проходит около трех тысяч пациентов, запомнить всех нереально.
– А есть какие-то пациенты, которые не отпускают?
– Если они не отпускают, значит, внутри есть либо чувство вины по этому поводу, либо не пережито сожаление утраты. И если вы умираете с каждым больным, очень быстро, извините, закончитесь.
Да, у меня несомненно есть сожаления, что где-то мы могли сделать лучше, но нет ни одного пациента, про которого бы я сказал, что в чем-то виноват перед ним. Я мог сожалеть, что что-то пошло не так. Например, в этом году мой хороший знакомый (тоже врач) привел в наш Центр своего друга, который погиб в операционной.
Семья хорошая, очень славные люди. И вдруг… Нашей вины в этом никакой не было, хирургической тоже. Как говорила одна моя знакомая, так сложились обстоятельства. Это реальное объяснение этой фатальной ситуации. Больной погиб.
– Невозможно представить, как вы потом другу в глаза смотрели…
– С трудом… А как? Это наша жизнь. Я ему рассказал все как было. А что вы можете в этой ситуации сказать? Понимаете, как только вы берете в руку иглу и подходите к человеку, вы должны четко осознавать, что могут быть осложнения. У нас иглы 10 см длиной. Представляете, как далеко ее можно воткнуть? Когда вы эту иголку берете и колете ей человека, то должны понимать, сможете ли вы пережить этот стресс или это совсем не ваше. Ответственность… Весь внутренний конфликт в этом.
И не каждому дано переживать такой стресс и не каждому надо. Есть же несчастные люди, которые эффективно работают в нашей специальности, но для них эта работа очень травматична. Анестезиолог – это определенный тип характера.
История [ править ]
Этимология
Термин » мош» вошел в употребление в начале 1980-х годов на американской хардкор-сцене в Вашингтоне, округ Колумбия. Вначале танец часто записывался в журналах для фанатов и в примечаниях к пластинке, но произносился » мош», как в песне 1982 года «Total Mash» от DC- основанная хардкор-группой Scream . HR группы Bad Brains , считающейся группой, которая «нанесла шум на карту» , использовали термин « месиво» в текстах песен и в подшучивании на концертной сцене как для подстрекательства, так и для описания агрессивных и часто жестоких танцев сцены. «Раздробить» означало сходить с ума от безумия музыки. Из-за его ямайского-ударное произношение слова, фанаты услышали это как мош .
К середине 1980-х этот термин появился в печати в его нынешнем написании. К тому времени, когда трэш-метал группа Anthrax использовала этот термин в своей песне » Caught in a Mosh » , это слово уже стало основой хардкорных и трэш-сцен. Скотту Яну и Чарли Бенанте из Anthrax и SOD приписывают термин, произошедший от Винни Стигма из нью-йоркской хардкор-группы Agnostic Front. Благодаря массовому успеху таких групп, как Anthrax, Stormtroopers of Death и нескольких трэш-метал-групп в конце 1980-х, этот термин вошел в популярный жаргон. [ необходима цитата ]
Истоки править
Краудсёрфинг над мошпитом .
Первый танец, который можно идентифицировать как мошинг, возможно, возник в округе Ориндж , штат Калифорния , во время первой волны американского хардкора. Примеры этого раннего мошинга можно увидеть в документальных фильмах « Другое состояние разума» , « Городская борьба» , «Упадок западной цивилизации» и « Американский хардкор» , а также в кадрах из шоу той эпохи. Дэйв Вуд, заядлый гость и роуди The Weirdos , популяризировал мошинг на шоу в The Roxy в 1977 году. В то время калифорнийские хардкор-панк-группы, такие как Black Flag и Fearстановились популярными в округе Ориндж. Клуб Джерри Роуча, «Гнездо кукушки» в Коста-Меса, был известен как «родина танцев слэм». Музыкальное выступление Fear в 1981 году на шоу Saturday Night Live также помогло раскрыть мошинг гораздо более широкой аудитории.
Переход в основные жанры править
К концу 80-х первая волна американского хардкор-панка пошла на убыль и распалась на другие поджанры. Сиэтл -На гранж движение было среди многих музыкальных стилей , которые непосредственно эволюционировали от хардкора. [ необходима цитата ] Благодаря успеху нескольких грандж-групп, слово » мош» вошло в популярный североамериканский словарь, а танец распространился на многие другие музыкальные жанры. [ необходима цитата ] По словам Джона Линнелла из » Они могут быть гигантами»«Не имело значения, какую музыку вы играли или в какой группе вы были; все стремились ко всему. Это было своего рода принудительным правилом посещения концертов».
Сделай из коробки и фольги духовку
Этот совет уже больше походит на те самые глупые лайфхаки из Ютуба, но вдруг это тебе поможет. Предположим, ты потерялся в лесу без спичек и смартфона, и наткнулся на давным-давно забытую свалку. Если хочешь сильно разогреть что-то, к примеру, еду или воду, чтобы убить в ней хоть часть бактерий, возьми картонную коробку, поставь её на ребро открытой частью в сторону солнца, и положи в неё еду или воду. Затем возьми фольгу, тонкий лист металла или что-то подобное, и закрой отверстие.
Нагреваясь на солнце, металл будет буквально поджаривать или кипятить воду или еду, что уничтожит хотя бы некоторые болезнетворные микроорганизмы. Вместо коробки подойдёт любой другой предмет с закрытыми гранями, хотя бы расколотый пополам кокос на необитаемом острове.
Описание
Танцы всегда были центральной частью атмосферы панк-концертов. Панк-танцы, отражающие панк-состояние ума, изначально не имеют правил и состоят в том, чтобы лихорадочно двигаться во всех направлениях под звуки быстрых ритмов, не колеблясь время от времени толкать своего соседа.
Хардкорные концерты из-за важности значения слов и часто более сильного музыкального ритма, связанного с часто сокращенным масштабом концертов, стали свидетелями появления новых форм танца: танцевальный ритм рывками, комбинация рук и ног. и движения головой, удары руками и ногами, погоня за шагами и барабанами
Танец исполняется в ритме музыки, и разные стили не позволяют использовать одни и те же стили мош. Танец исполняется на пустом месте посреди толпы зрителей, называемом «яма». «Яма» может быть больше или меньше, в зависимости от размера зала, количества танцоров и общего размера аудитории. Мош — это индивидуальный танец, хотя некоторые фигуры можно исполнять коллективно. С 2010/2011 мы стали свидетелями появления групп танцоров пит-дэнс, таких как мексиканцы в масках из «el lucha core libre».
Некоторые движения
Мош — это не теоретический танец, но мы можем описать ряд движений с согласованным названием:
- удар с пола или подхватывание, изменение или избиение: состоит в том, чтобы притвориться, что он ударился о землю кулаками, опираясь при этом, продвигаясь в середине ямы небольшими прыжками или нет;
- «круговой мошинг» или круговая яма специально используется для быстрых темпов: группа танцоров бегает или «мошент» образует большой круг вокруг ямы, пытаясь привлечь не танцующих зрителей;
- двухступенчатый танец из хардкора старой школы . Он состоит из танцевального шага, при котором одна нога проходит впереди другой, последняя удаляется, чтобы продвинуть ее назад вперед, и так далее, что может сопровождаться движением рук (вертушка, качание слева направо и т. Д. ). Он должен быть акцентирован музыкой;
- ветряная мельница: она заключается в том, чтобы очень быстро сделать катушку с двумя руками. Это часто является источником небольших инцидентов, поскольку носит очень сильный характер;
- из стороны в сторону: он состоит из бега слева направо, подталкивая других зрителей к увеличению ямы перед мошом;
- кик-мошинг: состоит из выполнения наибольшего количества ударов ногами и кулаками в пустоте на всей длине пьесы. Очень жестокий стиль мош, его часто исполняют в музыкальных группах Hard-Core, потому что это представление очень жестокое и, следовательно, опасное;
- Стомп гориллы: состоит из наклонов и ударов кулаками по земле во время избиения.
Оппозиция, критика и споры
Американец пост-хардкор группа Фугази выступали против слэм-данса на своих концертах. Сообщалось, что участники Fugazi выделяли и противостояли определенным членам аудитории, вежливо прося их прекратить причинять боль другим членам аудитории или вытаскивая их на сцену, чтобы извиниться в микрофон.
Консолидированный танцевальная индустриальная группа 1990-х годов выступила против мошинга. На своем третьем альбоме Больше музыки, они включали песню «The Men’s Movement», которая провозглашала неприемлемый характер слэм-данса. Песня состояла из аудиозаписей концертов публики и участников Consolidated, спорящих о мошинге.
Знак запрета на мошинг на концерте
В 1990-е годы разбивающие тыквы выступил против мошинга после двух инцидентов, в результате которых погибли люди. На концерте Pumpkins в 1996 году в Дублин, Ирландия, 17-летняя Бернадетт О’Брайен была раздавлена членами толпы и позже скончалась в больнице, несмотря на предупреждения группы о том, что люди получают травмы. На другом концерте певица Билли Корган сказал аудитории:
Еще один фанат умер на концерте Smashing Pumpkins в Ванкувер, британская Колумбия, Канада 24 сентября 2007 года. 20-летнего мужчины вытащили из мош-ямы в бессознательном состоянии и объявили мертвым в больнице после того, как специалисты по оказанию первой помощи попытались его спасти.
Толпа мошеров с несколькими людьми, «занимающимися краудсёрфингом» на вершине мошпита.
Катушка Big Fish альбом 1998 года Почему они так тяжелы? включала их песню с критикой моша «Спасибо за то, что не мошинг», в которой были слова, которые предполагали, что по крайней мере некоторые люди в мошпите были просто хулиганами, которые находили согласие в насилии.
Майк Портной, основатель и бывший барабанщик Театр мечты, и Семикратно отомщенный где он кратко заполнил после смерти Rev, раскритиковал мошинг в интервью, опубликованном на его сайте:
Шестнадцатилетний Джессика Михалик была австралийской девушкой, которая умерла в результате удушья после того, как ее раздавили в мошпите в 2001 году. Большой выходной фестиваль во время выступления ню-метал группа Лимп бизкит. На том же фестивале пост-хардкор группа На въезде закончили свой сет досрочно после всего трех песен из-за толкотни публики.
Паз металл группа Смертельный удар пяти пальцев произошел инцидент, когда во время исполнения песни «White Knuckles» на концерте в Хартфорде, штат Коннектикут, молодой человек получил сложный перелом лодыжки в мошпите. Иван Муди, солист группы, остановил выступление, прыгнул в толпу с Золтан Батори, ритм-гитарист группы, и вынес раненого фаната на сцену, откуда его доставили в больницу. Муди был процитирован следующим образом: «Я посмотрел ему прямо в лицо и спросил, все ли с ним в порядке, или есть ли что-нибудь, что я могу для него сделать. Он посмотрел на меня, все еще в шоке, и сказал:« Ребята, блять рок! »» Муди заявил: «Я чувствовал себя плохо из-за того, что произошло. Я скучаю по старому Пантера дети, которые просто бросали друг друга. Просто уважайте других людей; Давай ». Батори заявил:« Из-за того, что он сломал ногу, я бросил свою гитару. Мы только закончили, когда он сломал ногу, и я вышел, и я остался с ним, пока парамедики не забрали его. Это мои люди, и так оно и есть «.[нужна цитата ]
Джои ДеМайо американской хэви-метал группы Manowar известно, что они временно прекращают концерты, увидев мошинг и краудсерфинг, утверждая, что это опасно для других фанатов.
Бывший Slipknot перкуссионист Крис Фен рассказал о состоянии взаимодействия с аудиторией после инцидента на сцене и последующих юридических вопросах, связанных с агнец Божий С Рэнди Блайт, который в конечном итоге был признан невиновным в совершении уголовного преступления в результате смерти посетителя концертов, несмотря на то, что он был привлечен к «моральной ответственности». Фен кратко остановился на ситуации с Блайтом, заявив: «Я думаю, особенно в Америке, мошинг превратился в форму запугивания. Здоровяк стоит посередине и тащит любого маленького ребенка, который подходит к нему. Это отстой, потому что это не то, о чем идет речь. Этих парней нужно выгнать. Настоящая мошпита — отличный способ быть группой, танцевать и просто делать свое дело ».
Когда следует беспокоиться
Простой эпизод обморока редко означает указание на лежащее в его основе серьезное состояние. Если это единичный случай и нет никаких других проблем со здоровьем, то нет необходимости беспокоиться, хотя уведомление патологоанатома всегда хорошая идея. Если эпизоды обморока повторяются, то лучше всего обратиться к врачу.
Обратитесь к врачу, если человек, который потерял сознание:
- Долгое время не приходит в себя
- Страдает сахарным диабетом
- Чувствует боль или давление в грудной клетке
- Имеет сильное или нерегулярное сердцебиение
- Утратил способность говорить, имеет нарушения зрения или трудности с подвижностью конечностей
- Пребывает в судорожном состоянии, имеет травму языка или недержание мочи
- Беременная женщина
- Старше 50 лет
Для того, чтобы привести человека в сознание, необходимо обладать чуткостью к клиническим проявлениям у пострадавшего. Только применяя данные знания и навыки, можно оказать эффективную помощь.
Основные принципы КПТ
Психологи уверяют, что зачастую источник проблем кроется в самом человеке, в его мышлении и убеждениях. С раннего детства мы постигаем правила поведения в обществе, учимся понимать, что хорошо, а что плохо, приобретаем привычки – как здоровые, так и вредоносные, мешающие гармоничному существованию.
Когнитивностью в психологии называется способность человека реагировать на происходящее вокруг в соответствии со своими убеждениями. Когда мы переживаем трудности, то испытываем страх, бессилие, злость. Эти негативные реакции – наша «привычка» именно так воспринимать тревожные события. А такие установки могут заставлять нас совершать необдуманные поступки, неадекватно общаться с окружающими, паниковать. Именно когнитивно-поведенческая психотерапия помогает в осознании этих ошибок в мышлении и поведении, а специальные упражнения побуждают человека отказаться воспринимать события искаженно, по привычке, учат смотреть на проблему с новой позиции и легко справляться с трудностями.
За бортом по своей воле
Ален Бомбар
class=»img-responsive»>В 1952 году французский врач Ален Бомбар узнал об очередном кораблекрушении в Средиземном море. Жертвами стали все лица, находившиеся на борту, хотя они и оказались на запасных шлюпках. Отправившись в одиночное плавание на резиновой лодке, биолог решил доказать: посреди океана можно выжить и без провизии. Главное – собрать волю в кулак и одолеть душевную слабость.
В итоге француз пересёк Атлантический океан, победив холод, голод, бури и акул. Книга написана в публицистическом стиле, без канцелярита и сложных наукообразных терминов. История француза поражает воображение, вдохновляет на подвиги, доказывает практически безграничные возможности человеческого организма.
Читать также: Бесплатные онлайн-библиотеки
Другие расстройства, похожие на обморок
Некоторые расстройства напоминают обморок, но не имеют непосредственного к нему отношения:
При одних расстройствах сознание теряется в результате нарушения обмена веществ (в том числе гипоксии, гипервентиляции с гипокапнией, гипогликемии), эпилепсии и интоксикации.
В других случаях сознание нарушается только внешне; это относится к расстройствам, вызванным сильными психоэмоциональными потрясениями.
Такая дифференциация важна, потому что врач обычно сталкивается с пациентами, чья внезапная потеря сознания может быть вызвана причинами, не связанными с уменьшением мозгового кровотока.
Анестезиолог своими руками создает критические состояния
– Борис Альбертович, вы смотрели фильм “Аритмия”? Если да, то близок ли вам его герой – врач скорой помощи?
– Честно скажу, я не смотрю фильмы о жизни медиков. Наша работа так насыщена реальными человеческими страданиями и чувствами, что я не нуждаюсь в дополнительных впечатлениях такого рода. Я чувствую фальшь, мне это неприятно и неинтересно. В нашей специальности хватает острых ощущений, дополнительный драйв в виде переживаний не требуется.
– Дело в том, что есть фильмы, в которых герои после анестезии просыпаются с какими-то осложнениями, например, потерей слуха. Может ли быть такое?
– Ваш вопрос находится в конце череды вопросов. Сначала нужно понять, почему у людей есть страх перед общей анестезией (наркозом)? Человеку свойственно бояться. Есть страх смерти, страх темноты и много других страхов. Страх анестезии является некой производной страха смерти, который носит очень древний, сакральный характер.
Во время общей анестезии мы как бы уходим в никуда и опасаемся, что не сможем вернуться. Поэтому многие люди анестезии боятся, не имея представления о том, что это такое и никогда до этого ее не переживая. Иногда пациенты говорят, что операция была отличной, а анестезия плохой, потому что они себя не очень хорошо чувствуют после операции. А на самом деле такое состояние, особенно после сложной операции, – это нормальное явление.
Любая анестезия – это высокорискованное инвазивное вмешательство, она требует высокой квалификации от врача, который ее проводит. Сейчас риск летального исхода во время анестезии сведен практически к нулю, если проводить ее правильно. А в художественных произведениях эксплуатируется именно тот древний страх, который имеет мало отношения к реальным последствиям общей анестезии. Да, осложнения могут быть.
– Они серьезны?
– Да, серьезны. Анестезиолог – это человек, который своими руками создает критические состояния, для того чтобы операция была возможна. Он вводит мышечные релаксанты – больной не дышит. И анестезиолог должен восполнить ту функцию, которую нарушил. В данном случае пусть изволит дышать за пациента – обеспечит ему адекватную искусственную вентиляцию легких. Если мы остановили сердце пациента, чтобы провести замену клапана, то мы должны обеспечить защиту сердечной мышцы, кровоток в головном мозге и внутренних органах.
Да, анестезия может приводить к осложнениям из-за анафилактических реакций, непереносимости пациентом каких-либо препаратов. Это не всегда можно прогнозировать заранее. Аллергическая реакция может возникнуть на любое лекарственное вещество, используемое врачами.
И есть вещи, от нас не зависящие. Все было штатно, все протоколы выполнены, а больной умер перед выпиской с уже оформленными документами… Микроскопический тромб оторвался и закупорил сосуд, который кровоснабжает синусовый узел, управляющий ритмом сердца. Мы тут при чем? Но ведь умер он после операции…
– Гарантий вообще нет?
– Нет. Поймите меня правильно. Анестезиология – это специальность, которая не живет отдельно. Это одна из областей современной клинической медицины, и принципы работы у нас общие.
Представьте, вы у хирурга спрашиваете: “А вы даете 100% гарантию, что операция будет успешной?”
Если мы взялись, то больной должен выжить
– Боюсь вас спросить, сколько смертей вы уже видели за годы своей работы…
– Я не считал. Они были, но в нашем центре небольшая летальность, несмотря на то, что мы берем очень тяжелых пациентов, нередко тех, кому отказали в других клиниках. Если мы взялись, то больной должен выжить, по крайней мере, мы должны иметь хорошие шансы, что он выживет.
– Но как жить, если это все-таки происходит?
– А как живут люди, работающие в хосписе? Понимаете, мы же инструмент…
– Вы инструмент?
– Мы не можем определить судьбу человека. Мы стараемся делать то, что от нас зависит, а все остальное в руках Божьих. Есть вещи труднообъяснимые. Начали делать операцию по поводу аневризмы аорты – аорта лопнула, больной погиб. Да, всем неприятно. Начинаешь анализировать, все ли ты сделал, решил ли все задачи, которые стояли перед собой, обсуждаешь с коллегами. Мы стараемся делать конструктивные выводы. Мой поход такой: жизнь продолжается, давайте поймем, как сделать, чтобы этого больше не повторилось, если это возможно.
– Что вы вообще думаете о смерти?
– Наверное, как и любого человека, меня она страшит. У меня есть некоторое понимание предопределенности, которая нам дана, но на которую мы можем в каких-то пределах влиять.
Я не могу сказать, что моя работа повлияла на мое отношение к смерти, но она повлияла на понимание структуры человеческих страхов и чувства эмпатии, которое помогает общаться с персоналом и понимать, чем дышит пациент.
– А как вы себя поддерживаете после стресса?
– Вы мне задаете вопросы, на которые я бы сам удовольствием услышал ответ. Например, каким образом люди находят в себе силы, работая в хосписе, особенно в детском?
Мне проще. Мои пациенты – взрослые люди, большинство из них имеют хорошие шансы на дальнейшую жизнь. Просто стараешься переключаться на что-то позитивное. Семья, дети, близкие – это то, что радует. Люблю путешествовать, горные лыжи.
Но у меня нет какого-то конкретного хобби помимо работы, потому что для этого не хватает внутренней энергии. Как говорил один мой родственник, тоже врач, мало серотонина в жизни. Надо его коллекционировать.