«замёрзшие пальцы ломают спички, от которых зажгутся костры»: о чем пел виктор цой

Запись


Альбом «Группа крови» (группа «Кино»)

Со слов звукорежиссёра Алексея Вишни, ранняя версия этого хита записывалась с треками, позже вышедшими на «Неизвестных песнях». Как оказалось, во время репетиций снизу умер пожилой инвалид. К группе поднялись его близкие с просьбой соблюдать тишину… Это печальное событие выражено в следующей строке:

Впервые песня прозвучала на четвёртом фестивале ленинградского рок-клуба. Выпущена она была лишь через несколько лет, в 1988 году, в рамках «Группы крови». На данный момент песня про ночь является одним из известнейших отечественных рок-хитов, вошедших в сотню лучших прошлого столетия по версии «Нашего радио».

Работы в кино

Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах».

Кадр из фильма «Конец каникул»

В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин, Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки. Фрагменты фильмов с Виктором Цоем Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».

Виктор Цой в фильме «Игла»

Человек-легенда

С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.

Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.

Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.

Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.

«Группа крови» (1987)

Парадокс, но новые песни Цоя публика поначалу восприняла без особого энтузиазма — что на 4-м фестивале рок-клуба 1986 г. (тогда КИНО вышли на сцену после феерического выступления АУКЦЫОНА), что на 5-м 1987 г. Виктор обиделся, но цену своей музыке знал, поэтому на первых порах даже хотел издать альбом в США с помощью Джоаны Стингрей. Однако все обернулось по-другому. Перед тем как отдать плёнку с «Группой крови» Цою, Вишня тайком сделал копию и отнёс её в ларёк звукозаписи.

Именно благодаря этому неэтичному поступку альбом мгновенно разлетелся по Союзу и стал просто бешено популярным. И хотя в нём не было никакой политической конкретики, строчки «Те, кто молчал — перестали молчать», «Дальше действовать будем мы» или «Мы носили траур — оркестр играл туш» всячески использовались в статьях о проклятом «застое» и святой «перестройке». В общем, «Что тебе нужно? Выбирай!».

https://youtube.com/watch?v=N4CDtjeZ7DI

Главным героем альбома становится некий самодостаточный боец-одиночка, противостоящий злу в постоянной «войне». О целях этой войны слушателю нужно было догадываться самому.

С одной стороны, герой песен Цоя «никому не хочет ставить ногу на грудь», однако с другой — справедливо заявляет:

https://youtube.com/watch?v=fezs5ioqXyI

Если не считать, нарочито включённого в альбом «Прохожего», все песни альбома стали хитами (а подобное в отечественной музыке случается крайне редко — на память приходит разве что «Разлука» НАУТИЛУСА или дебютный релиз Земфиры).

Но, разумеется, центральной темой альбома стала заглавная композиция. В своё время я так часто её слушал и играл на гитаре, что набил себе изрядную оскомину.

Из песни группы ЛЕНИНГРАД:

По словам виолончелиста АКВАРИУМА — Всеволода Гаккеля — именно он когда-то подкинул Цою словосочетание «Группа крови» как хорошее название для рок-группы. Но лидер КИНО решил использовать его в тексте, хотя нашивки с указанием группы крови в советской армии не использовались (да и крепят такие нашивки не на рукав, а в районе кармана).

Цой принёс эту песню своим коллегам по группе практически готовой — он придумал и знаменитый вступительный рифф, и гитарное соло, и даже басовую партию. Видимо, музыкантов подобная самодостаточность не удовлетворила, и они попытались хотя бы поэкспериментировать с аранжировкой.

Тем не менее у песни всё-таки были разные версии. Например, для пластинки «Последний герой» «Группа крови» была перезаписана с более ярко выраженными клавишами. Именно эта версия вошла в финал фильма «Игла», где героя Цоя предательски ранит ножом злодей из наркомафии. Впрочем, режиссёру удалось снизить пафосность этой сцены: герой всё-таки встаёт на ноги и, шатаясь, уходит по заснеженной дороге, сопровождаемый радостным голосом — «На этой оптимистической ноте…».

Кроме того, это единственная песня КИНО, которую мы можем услышать на английском языке. Англоязычная версия под названием «Blood Type» была записана по совету Джоанны Стингрей. Тогда у нас ещё верили, что советская рок-музыка может быть востребована на Западе. Однако матрёшки и «Дорогой длинною» остались куда более востребованными…

И уже в 2015 году Каспарян для проекта «Симфоническое КИНО» записал ещё одну версию знаменитой песни — без слов, но зато с оркестром.

Смысл


Виктор Цой

Скорее всего, Виктор Цой был бы очень удивлён, если бы узнал, насколько нелепые символы и отсылки умудряются рассмотреть в тексте его творения слушатели… От борьбы между добром и злом до отсылок к знаменитому роману «Мастер и Маргарита» и языческим божествам… И это — лишь наиболее вменяемые предположения! Другие же «гипотезы» обсуждать нет смысла… Не секрет, что лидер «Кино» очень любил ночное время суток… Как-то раз он сказал:

И действительно! Текст песни «Спокойная ночь» ясно даёт понять, что лирический герой видит ночь не как олицетворение зла или чего-то подобного… Для него это самое любимое и желанное время суток! Однако более религиозные исследователи делают упор на фразу:

Однако, на самом деле, скорее всего Виктор Цой хотел отразить в своей песне факт того, что люди, вечно поглощенные своими заботами, чувствуют, что живут не совсем полной и интересной жизнью… И то чудо, ночь, о котором поёт Цой, хоть и затрагивает их, но… они не видят в тёмном времени суток никакого волшебства. Более того! Таинственное время суток вызывает у них раздражение: «ночью все нормальные люди обязаны спать…»

Вкладывал ли Цой потаённый смысл в эту песню, или нет, — остаётся только гадать…

Личная жизнь Виктора Цоя

Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании». 5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.

Цой познакомился с будущей женой в 1982 году

У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом… не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.

Свадьба Виктора Цоя и Марьяны Родованской

В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.

Виктор Цой с сыном Александром

В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».

Виктор Цой и Наталья Разлогова

Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.

Александр, сын Виктора Цоя, сейчас

Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.

Виктор Цой: последнее лето перед смертью (1990, Юрмала)

Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.

Музей Виктора Цоя в бывшей котельной «Камчатка»

Кавер Антона Беляева и Льва Лещенко

Свою версию знаменитого рок-хита исполнили и Лев Лещенко с Антоном Беляевым. Стоит отметить, что это стало большой неожиданностью для слушателей… Действительно, выбор песни — крайне неожиданный.

И здесь меломаны разделились на 2 лагеря: одни были очень признательны Льву Валерьяновичу за это исполнение… «Очень интересно и завораживающе» — писали комментаторы. «Это песня именно немолодого человека, который прожил жизнь, видел многое на своём пути…» Многие отметили фирменную манеру исполнения артиста. Однако, данное выступление пришлось по душе далеко не всем…

Звучит или не звучит — это уже личное мнение каждого. Однако исполнение действительно заслуживает внимания!

Музыка

Дебютный альбом, получивший название «45» (по продолжительности минутах), вышел в свет из студии Андрея Тропилло в 1982 году. Барабанщика, которого пока так и не нашли, заменила драм-машина. Первое детище, впрочем, не оценили критики, да и сам автор позже назвал запись сырой. А вот слушатели прониклись творчеством новичка, «Кино» набрала популярность, и вскоре стартовали первые концерты.

Этой же осенью Цой записал ряд композиций в Малом драматическом театре и спрятал в долгий ящик. Лишь через 10 лет работу обнародуют под заголовком «Неизвестные песни Виктора Цоя». Борис Гребенщиков, выступивший продюсером первого альбома, помог в продвижении и второй пластинки. В создании первых дисков участвовал коллектив «Аквариум». В 1984 году меломаны получили сборник новых треков под названием «Начальник Камчатки».

При создании альбомов «Это не любовь» (1985) и «Ночь» (1986) группа уже заняла прочное место в советской рок-тусовке и сердцах фанатов. До середины 80-х репертуар Цоя отличался лиричностью и романтикой, но к 1987 году солист поменял курс. Дискография наполнилась нотами героизма, тексты приобрели стальную жесткость, музыкальное сопровождение сместилось в сторону минимализма.

Группа «Кино» — «Группа крови»

Рассуждая о жанре «Кино», меломаны спорят. Одни поклонники отчетливее слышат элементы пост-панка, другие относят к «классическому русскому року», а третьи даже подмечают эстрадные мотивы.

В карьере команды присутствовало сотрудничество с певицей Джоанной Стингрей (будущей супругой Каспаряна). Благодаря американке «Кино» узнали за пределами Советского Союза: женщина выпустила в США двойную пластинку, одну сторону которой полностью посвятила группе. На этом артистка не остановилась: Джоанна записала клипы на песни «Видели ночь» и «Фильмы».

Прорывом в творчестве Виктора Цоя и «Кино» называют альбом «Группа крови» (1987), ставший одним из лучших рок-творений в истории России. Знакомство с Юрием Белишкиным открыло невероятные гастрольные возможности. Мужчина устраивал для коллектива туры не только по городам и весям СССР, но и за границей – ребят тепло встречали Америка, Германия, Франция.

Группа «Кино» — «Кукушка»

В 1987-м «Кино» гремела нас весь Союз, градус популярности увеличила картина «Асса», которую представил зрителям Сергей Соловьев. Фильм заканчивался песней «Перемен!». После премьеры Виктор Цой проснулся знаменитым. А год спустя вышла артхаусная драма «Игла» с солистом в главной роли.

В 1989 году поклонники рока наслаждались композициями из альбома «Звезда по имени Солнце». Диск примечателен тем, что впервые «Кино» записывала треки в условиях профессиональной студии, которую любезно предоставил в аренду Валерий Леонтьев.

Вскоре Виктор Цой с «Кино» попали в управление гениального музыкального директора Юрия Айзеншписа. Лидер группы не переставал восхищаться деловыми качествами нового продюсера. В 1990 году Юрий Шмильевич организовал для команды грандиозные гастроли по России с невозможным графиком – 2-3 мероприятия в день. После тура парни собирались работать над новой пластинкой и съездить к фанатам в Японию. Однако жизнь распорядилась иначе.

Альбом «Начальник Камчатки»

В 1984 году Виктор Цой презентовал публике свой второй альбом «Начальник Камчатки».

Интересно, что этот альбом включён в сводку 100 магнитоальбомов советского рока Александра Кушнира. Название является отсылкой к советскому фильму «Начальник Чукотки».

Кино: Биография группы

Спустя год вышел альбом «Ночь», а в 1986 году вышел сборник «Это не любовь». Тогда российская рок-группа уже заняла достойное место в столичной рок-«тусовке» и сердцах миллионов меломанов.

Треки представленных альбомов были наполнены лирикой и романтикой. Они были мечтательными и очень вдохновляющими.

Как отмечают музыкальные критики, композиции группы «Кино» после 1987 года очень изменились. Виктор Цой отказался от привычной манеры исполнения. В музыке была слышна жесткость, резкость и стальной характер. Музыкальное сопровождение сместилось в сторону минимализма.

В эти годы группа «Кино» приступила к сотрудничеству с американской певицей Джоанной Стингрей. Именно эта американская исполнительница ознакомила меломанов Соединенных Штатов Америки с творчеством российской рок-группы «Кино». Певица выпустила двойную пластинку, которая была посвящена российскому музыкальному коллективу.

Американская исполнительница всячески поддерживала молодых талантов. Она подарила студию, и даже помогла в создании качественных видеоклипов — «Видели ночь» и «Фильмы».

«ВИКТОР»

«Виктор» — это кавер-группа, созданная по образу легендарного коллектива «КИНО». Ее выступления максимально копируют известную рок-группу, солистом которой являлся знаменитый Виктор Цой. Солист группы «Виктор» Асхат Ош талантливо повторяет поведение Цоя. Все это придает концертам группы схожесть атмосферы, которая царила во времена группы «КИНО».
«Виктор» считается единственной официальной трибьют-группой «КИНО». И это не удивительно, так как участники «Виктора» по-настоящему проживают сюжет популярных хитов. Находясь на их концертах, погружаешься в мир далеких 80-х и хочется кричать: «Цой жив!».
Смотреть видео группа Виктор

Смысл и слова песни Перемен

Для начала стоит отметить, что у Виктора Цоя есть устойчивые образы во всех песнях. Образ добра, жизни и всего хорошо что есть, всегда связано с теплом и светом. Чаще всего музыкант эти понятия воплощает в виде звезды. В частности самой близкой нам звезды — Солнцем. Тем не менее тепло и свет это однозначно что-то хорошее и доброе.

Но у в песни Перемен в тексте мы видим такую строчку:

Вместо тепла – зелень стекла,Вместо огня – дым.

Анализируя первую строчку, хочется предположить что говориться о стекле в виде стеклянной бутылки. В те времена все бутылки были зеленого цвета. Поэтому так и поется. Есть тепло настоящее, которое нас окутывает и дает ощущение комфорта. А есть алкоголь, который дает мнимое тепло на короткое время. То есть это жалкое подобие настоящей теплоты.

Перейдем ко второй строчке. Огонь, который может нас греть и освещать дорогу превращается в дым. То есть результат огня и есть дым. Но сам дым не греет и не дает тепло. В этом начале первого куплета рассказана история о том, что наша жизнь похожа больше на декорацию.

В общем эти строки повествуют нам такой сюжет. Наша жизнь наполнена теплом, светом и добром. Но вместо этого мы довольствуемся жалким суррогатом.

Красное солнце сгорает дотла

Здесь есть вероятность предположить, что слово красный означает СССР. То есть эпоха советского союза потихоньку сгорает и скоро уйдет. Насколько известно, именно так люди и поняли эту строчку в 1991 году.

Но давайте проанализируем внимательней текст. Мы помним, что солнце олицетворяет все хорошее и доброе. Если предположить что Виктор Цой считал советский союз как государство раньше давало эту жизнь и тепло. А сейчас уже неспособно, поэтому у нас в жизни суррогат и подобие вместо настоящего. То именно такой смысл склеивается идеально. Для того, чтобы солнце сейчас заботилось о своих гражданах и давало тепло, оно наоборот нас испепеляет.

Слово красный просто означает характеристику этого самого символа. Что оно уже не желтое и дает добро. Оно настолько накалено, что приносит нам беды и страдания. В конечном итоге оно сгорит до тла.

День догорает с ним,На пылающий город падет тень

Тень это символ тьмы, в который погружается город. Город в нашем случае пылает. Вполне возможно, что солнце, которое должно было давать тепло, его испепеляет.

Перемен! Требуют наши сердцаПеремен! Требуют наши глаза

То что внутри нас сидит, наше внутренне наполнение требует перемен. То что мы видим сходится с тем что внутри. Мы тоже видим вокруг ситуацию, которую хотим изменить.

Электрический свет продолжает наш день

Второй куплет дает нам больше понимания. День закончился, наступила тьма. Не стоит думать что это просто ночь. У Цоя тьма это символ чего-то плохого. Мы понимаем что в нашей жизни идет не так. Но есть электрический свет который дает нам надежду.

И коробка от спичек пуста,Но на кухне синим цветком горит газ!

В первой строчке многие видят отсылку на пустые прилавки магазинов. Спичка это то, что нам дает огонь и тепло. Пусть на короткое время, но зато эта короткая вспышка может поджечь что-то другое что будет гореть и давать тепло. Это символ надежды. Даже в фильме “Асса”, спичка олицетворяет символ надежды.

Но коробка от спичек пуста, как поется в песне. Но ничего страшного в этом нет, так как на кухне горит газ. Снова жалкое подобие. В этом куплете увеличивается чувство чего-то ненастоящего и суррогата.

Мы не можем похвастаться мудростью глазИ умелыми жестами рук,Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять

Здесь автор нам немного рассказывает нам о том, кто же эти самые МЫ, кто хочет перемен. Этот образ часто всплывает в песнях Виктора Цоя и он всегда на противопоставлении.

Мы — новое поколение, мы не такие, как вы — те, кто определяет положение дел сейчас. У нас нет мудрости глаз и умелых жестов рук. Но подумайте сами, это не значит ничего хорошего. Мудрость глаз и жесты рук это проявление, которые не говорят ни о какой наполненности. В советском союзе это тема была актуальна. Нам для того, чтобы общаться не нужна вся эта показуха. В то время это было безумно актуально.

песня Виктора Цоя перемен требуют наши сердца является одной из самых популярных в репертуаре группы КИНО

Но как видно картина к концу песня кино перемен не поменялась. Мы все еще довольствуемся малым. И нам страшно потерять все то, что у нас есть. Тем не менее все то, что у нас есть внутри, не дает нам спокойно оставаться на этом месте. Все что внутри требует перемен.

«Спокойная Ночь» (1986)

Песни, вошедшие в «Группу крови», стали появляться в репертуаре КИНО ещё в 1986 году. Часть их можно услышать как в документальном фильме Рашида Нугманова «Йя-Хха», так и в короткометражке Сергея Лысенко «Конец Каникул». Именно там мы можем услышать такие песни, как призывную «Попробуй спеть вместе со мной» и декларативную «Дальше действовать будем мы», сильно напоминающие «гимны» АЛИСЫ (даже жестикуляцией Цой изрядно походил на Кинчева). К чести Виктора, стоит сказать, что он довольно быстро избавится от этого влияния и снова обретёт свой собственный стиль.

Съёмки «Конца каникул» проходили в Киеве, и именно в Киеве, по словам режиссёра, была написана и впервые исполнена ещё одна песня из будущей «Группы крови» под названием «Спокойная Ночь» (кстати, одна из любимых песен гитариста КИНО — Каспаряна). В тот фильм она не вошла, зато вошла в документальную картину А. Учителя «Рок» (1987).

Образ «ночи» давно уже эксплуатировался Цоем в самых разных песнях. Правда раньше «ночь» выступала как романтическое время молодёжных прогулок или фон для внутренних самокопаний.

Однако в новой песне ночное время становится мрачноватым символом всеобщей успокоенности, некой духовной смерти, против которой и восстаёт герой песни (эка, я загнул!).

С этой песней связана одна — почти мистическая — история, которая произошла в квартире молодого звукорежиссёра Алексея Вишни, где, собственно, и был записан альбом «Группа крови».

«ИГРА»

Лидером и фронтменом группы является Бек Мардонов – открытый, харизматичный и позитивный человек. Он исполняет песни легенды отечественного рок-жанра Виктора Цоя с душой, благодарностью и уважением. Группа на своих концертах ответственно подходит к воссозданию атмосферы 80х-90х годов. И у них это хорошо получается, поэтому на концерты приходит много людей, желающих перенестись назад в прошлое, когда отовсюду звучали песни Виктора Цоя.
Московская трибьют-группа «Игра» в своем арсенале имеет 4х часовое non-stop исполнение песен группы «КИНО». Зрители всегда с нетерпением ждут повторных концертов группы. Их объединяет общая любовь к легендарному автору песен и хитам, которые полюбились не одному поколению слушателей.
Смотреть видео группа Игра

Образование

Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь».

Одна из картин авторства Виктора Цоя

После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.

Виктор Цой времен учебы в ПТУ

Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли. Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Память

Творческое наследие музыканта неоднократно перерабатывалось другими группами. Так, Константин Кинчев, лидер «Алисы», который одно время был дружен с Цоем, исполняет некоторые его песни на своих выступлениях.

В 2000 году состоялся трибьют «Кинопробы», в котором участвовали многие русские рок-исполнители. Симфонический оркестр Эрмитажа исполнил песни группы «Кино» на концерте, посвященном памяти музыканта.

Это не единственный подобный альбом с сочинениями автора. Позднее появились «День рождения Виктора Цоя», «Кинопробы. Рэп-трибьют» и диск «Мы вышли из кино», выпущенный к 55-летию звезды. Вячеслав Бутусов использовал текст Цоя «Дети минут» для создания песни, которая попала в трек-лист одного из альбомов «Ю-Питера». Композиция была использована в качестве саундтрека фильма Рашида Нугманова «Игла Remix».

В 1990 году после известия о гибели исполнителя появилась стена Цоя. В Москве поклонники творчества музыканта исписали надписями стену дома № 37 на Арбате (в Кривоарбатском переулке). Надписью «Цой жив» и цитатами из его песен фанаты хотели подчеркнуть любовь к популярному исполнителю. В дальнейшем стена памяти стала одной из достопримечательностей российской столицы.

Режиссеры не забыли о биографии популярного музыканта. Кинематографисты продолжают снимать фильмы о его жизни и творчестве.

В 2012 году на экраны вышел документальный фильм «Цой — Кино» режиссера Евгения Лисовского. В киноленте была обнародована песня Цоя «Атаман», до этого времени не издававшаяся. Наталия Разлогова сохранила кассету с этой композицией, сделав ее достоянием общественности.

Летом 2018 года в Каннах состоялась премьера драмы Кирилла Серебренникова «Лето», посвященной началу творческого пути Виктора Цоя, его дружбе с Майком Науменко, а также взаимоотношениям с супругой Майка Натальей. Музыкантов сыграли европейский актер корейского происхождения Тео Ю и лидер группы «Звери» Рома Зверь (Роман Билык), на роль Натальи Науменко была утверждена Ирина Старшенбаум.

Каждые 5 лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь юбилея на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту исполнилось бы 55 лет.

А в 2020-м состоялась премьера картины Алексея Учителя «Цой», в которой перед зрителями развернулся последний этап жизни музыканта. В фильме сыграли Евгений Цыганов, Паулина Андреева, Марьяна Спивак.

К 60-летию музыканта в начале 2022 года в Москве, в Центральном Манеже, была открыта выставка «Виктор Цой. Путь героя». Экспозиция была составлена из ранее неизвестных материалов из коллекций Роберта Цоя, сына артиста Александра, его друзей, коллег и преданных фанатов. Посетителям были представлены вещи лидера группы «Кино», редкие фото, личные письма, сценические костюмы, поделки и картины, созданные самим исполнителем. Проект получил поддержку от Президентского фонда культурных инициатив.

Виктор Цой — Спокойная ночь — слушать

Интересные факты

Режиссёр Сергей Лысенко, снявший музыкантов «Кино» в фильме «Конец каникул», утверждает, что одна из лучших русских рок-песен – «Спокойная ночь» – была написана Виктором Цоем в столице Украины. Он же утверждает, что композиция впервые была исполнена в 1986 году на концерте в киевском Доме учёных.

Демо-запись песни группы «Кино» «Спокойная ночь» была сделана в 1986 году в студии «Яншивашела» известного петербургского звукорежиссёра Алексея Вишни. Как он неоднократно рассказывал в различных интервью, после удачного опыта работы над альбомом «Это Не Любовь» музыканты выбрали его студию для создания черновых записей нового материала, позже вошедшего в альбом «Группа Крови». Но в ходе работы между звукорежиссёром и коллективом возник конфликт и закончить работу над фонограммой тогда не удалось.

Вишня также вспоминал мистическую историю, связанную с этой композицией. Студия располагалась в обычной квартире многоэтажного дома, звукоизоляцию которого оставляла желать лучшего. Когда музыканты прослушивали рабочий материал в квартиру постучались соседи и сообщили, что у них умерла бабушка, поэтому они просят соблюдать тишину в течение девяти дней. Участники «Кино» во главе с Виктором Цоем откликнулись на просьбу и сделали паузу в работе. Но когда на девятый день звукорежиссёр запустил магнитофон, произошёл скачок напряжения, которые вывел технику из строя. Сегодня этот аппарат передан в дар Музею русского рока в Санкт-Петербурге.

Демо-запись песни Виктора Цоя «Спокойная ночь», сделанная в студии Вишни, опубликована в качестве бонуса к альбому «Ночь» (издание 1996 года, Moroz records). В ходе той сессии также были записаны композиции «Попробуй спеть вместе со мной», «Закрой за мной дверь» и «Дальше действовать будем мы».

В 1989 году, во время гастролей в Дании группа «Кино» исполняла и эту песню. Композиция была очень тепло встречена публикой, а её студийная версия впоследствии вошла в ротацию копенгагенских радиостанций. Песня также вошла в документальный фильм Алексея Учителя «Рок».

Спокойная ночь — Алиса — кавер-версия

Самый известный и, возможно, единственный профессиональный кавер песни «Спокойная ночь» в начале 90-х годов сделала группа «Алиса». Одно из первых исполнений этой композиции состоялось на концерте памяти Цоя в Лужниках в июне 1992 года. В дальнейшем Константин Кинчев исполнял эту песню практически на каждом концерте.

Студийной версии песни «Спокойная ночь» в исполнении группы «Алиса» не существует. Запись её концертного исполнения выходила на сборниках «На Шаболовке», «Пляс Сибири на берегах Невы», «Мы вместе 20 лет» и «Звезда по имени Рок». Также Константин Кинчев исполняет «Песню без слов» группы «Кино».

Виктор Цой – Спокойная ночь – текст песни

Крыши домов дрожат под тяжестью дней,
Небесный пастух пасет облака,
Город стреляет в ночь дробью огней,
Но ночь сильней, ее власть велика.

Тем, кто ложится спать —
Спокойного сна.
Спокойная ночь.

Я ждал это время, и вот это время пришло,
Те, кто молчал, перестали молчать.
Те, кому нечего ждать, садятся в седло,
Их не догнать, уже не догнать.

Соседи приходят, им слышится стук копыт,
Мешают уснуть, тревожат их сон.
Те, кому нечего ждать, отправляются в путь
Те, кто спасен, те, кто спасен.

К разделу: ПЕСНИ ВИКТОРА ЦОЯ

Альтернативные трактовки

Попытки выявить скрытый смысл в произведениях легенды русского рока продолжаются и по сей день. Только в «Алюминиевых огурцах» фанаты видят и противостояние хэви-метала с попсой, и завуалированное описание войны в Афганистане, и картины из колхозной жизни.

Поскольку во многих поздних произведения Цоя присутствуют мотивы смерти, многие уверены, что музыкант предвидел собственную гибель и прямо о ней писал. Ну, и, разумеется, конспирологи стремятся найти чуть ли не в каждой второй песне легенды политический смысл и даже считают, что автокатастрофа, случившаяся с Виктором — не случайность, а заказное убийство.

Библейские сюжеты и мораль

Также велик соблазн превратить цоевский образ борца за свободу в образ пророка. И земная любовь, и спасительная Любовь превращаются в некоторых трактовках в Любовь божественную, а свет звёзд и Солнце — в самого Бога.

Война между землёй и небом (в песне «Война») толкуется как война между богом и дьяволом (хотя, скорее всего, Цой под пространством между землёй и небом имел ввиду место действия — весь наш мир).  «Небесный пастух», который «пасёт облака» («Спокойная ночь») считают не художественным образом, а прямым указанием на пастыря душ человеческих.

Метафизика и пророчества о грядущем конце света

Те же люди, предпочитающие видеть религиозный подтекст, считают песню «Спокойная ночь» предсказанием библейского апокалипсиса, когда люди поделятся на «тех, кто спасён» и обречённых. Сюжеты песен «Троллейбус» и «Электричка» также часто трактуются как варианты конца света, когда судьба каждого в руках Бога и люди уже не могут ничего контролировать.

Смысл песен Виктора Цоя достаточно широк, чтобы его можно было охватить в небольшом очерке. И всё же основные моменты лежат на поверхности — на это указывал сам автор. Слишком тщательные поиски могут быть следствием синдрома поиска глубинного смысла и пойти в неверном направлении. Вряд ли стоит, задаваясь вопросом «О чём песни Цоя?» отходить от текста слишком далеко. В реальности темы поэта вполне себе общечеловеческие: он пел о жизни, любви и свободе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: