Виктор цой: биография, национальность, личная жизнь и творчество

О творчестве

Нужно отметить, что, несмотря на то, что группа «Автоматические удовлетворители» стала колыбелью для многих ярких представителей отечественной рок-сцены, особых хитов она сама не записала. По крайней мере, в народной памяти они не сохранились. Самые известные их песни – «Дельтаплан», «Асса», «Огуречный лосьон». В историю группа вошла как первые российские панки.

Но есть один хит, написанный группой Панова. Теперь его считают народным, и даже на центральном телевидении, в передаче «Голос» объявили народной. А написали ее Солидный и Нехороший, панки в компании Андрея Панова. Называется она «Комиссар», а теперь ее часто называют «Вот пуля просвистела» либо «Батька-атаман». Так панковская песня стала признанной на всю страну в качестве белогвардейской народной.

Написали ее для Свина, согласно преданию, всего за час. Андрей Панов стал первым, кто ее исполнил. Затем ее пели «Чиж», Кинчев и так далее. Теперь она появляется на телевидении.

Ранние годы

Андрей Панов родился 23 марта 1960 года в Ленинграде в семье артистов балета. Его отец Валерий Матвеевич Шульман (Панов) незадолго до окончания в 1957 году Хореографического училища женился на начинающей балерине Лии Петровне Пановой и вскоре взял её фамилию. В детстве мать часто брала Андрея с собой в театр на репетиции, где он, сидя за кулисами, по собственному выражению, «наблюдал почти голых женщин».

В 1965 году, после того как Валерий начал танцевать в Кировском театре, семья переехала с улицы Рубинштейна в большую квартиру на проспект Космонавтов.

В 1972 году из-за желания Валерия Панова уехать из страны семья распалась (Лия Петровна уезжать не хотела и, кроме того, не могла оставить больную маму). После отъезда отца у Андрея начались неприятности в школе. Кое-как доучившись восемь классов, он пошёл сначала в медицинский техникум, а потом в обычное медучилище. «Мне кажется, что именно там он начал пить, — вспоминала его мать, — в школе он вообще не пил, даже вина». Тогда же 16-летний Панов познакомился с 15-летним Евгением Юфитом, который годом позже, услышав по западному радио Sex Pistols, произнёс историческую фразу: «У них появились такие же идиоты, как и мы…».

Примечания

  1. Валерий Панов — «посол» Израиля в мире балета.
  2. . Дата обращения: 16 сентября 2017. 16 сентября 2017 года.
  3. Лия Петровна Панова. На экзамене он читал Франсуа Вийона. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 30 апреля 2017 года.
  4. Алексей Рыбин. Кино с самого начала и до самого конца.
  5. Андрей Панов. Когда сочиняешь музыку, в голове должен стучать барабан…. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 17 сентября 2017 года.
  6. Интервью с Пиночетом. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 17 сентября 2017 года.
  7. ↑ Алексей Рыбин. Радоваться надо!. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 30 апреля 2017 года.
  8. Рок-клуб СПб. Эпизод 395. Игорь «Панкер» Гудков. АУ. Дата обращения: 16 сентября 2017. Архивировано 22 декабря 2020 года.
  9. Могилы знаменитостей. Андрей Панов. Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 22 января 2018 года.
  10. Он ушел. Он остался. Дата обращения: 26 января 2018. Архивировано 19 января 2018 года.
  11. Калгин В. Н. Виктор Цой. — М.: Молодая гвардия, 2016. — С. 45. — ISBN 978-5-235-03867-7.
  12. CD «Майк и Цой». Часть 2. Домашний концерт 12 января 1985 у А. Несмелова и М. Тергановой (Москва) — Отделение Выход, 1998

Смерть

Умер 20 августа 1998 года в Санкт-Петербурге после неудачной операции по поводу перитонита. Лия Петровна, мать Андрея, утверждала, что врачи его «просто убили», не проверив на аллергию перед общим наркозом. Поминки были организованы в тогда уже закрытом рок-клубе на Рубинштейна, 13, который специально открыли на один день.

Похоронен на кладбище Петербургского Крематория (2 колумбарий, 9 квадрат). Адрес: C.-Петербург, Шафировский проспект, 12.

Позже, 6 сентября 1998 года, в клубе «Полигон» прошёл концерт памяти Свина с участием известных панк-групп, все вырученные деньги от которого были переданы Ольге и новорождённой дочери.

Музыка

В ставшей декларацией консерваторов статье «Не могу поступиться принципами» коммунистка Нина Андреева обвиняла рок-музыканта Юрия Шевчука в демонстрации со сцены половых органов. Однако лидер группы «ДДТ» ничем таким не занимался. Вылезание из штанов было изюминкой выступлений Панова. У Свина отсутствуют профессионально снятые клипы, но любительские съемки концертов Андрея и возглавляемой им группы «Автоматические удовлетворители» («АУ») сохранили для истории этот фирменный трюк музыканта.

Идеологическим примером для Панова и его сподвижника Евгения Юфита стала британская панк-группа «Sex Pistols», однако Свин хотел пойти дальше английских бунтарей и создать «самый отвратительно звучащий музыкальный коллектив в истории». Виктор Цой посвятил Панову песню «Мама — Анархия», выпущенную фирмой «Мелодия» в 1986 году с конспиративной припиской «пародия на западные панк-группы».

Особняком в творчестве Свина стоит собранная для «АУ» композиция «Батька-атаман» («Комиссар»), которая воспринималась последующими исполнителями, в том числе Сергеем Чиграковым, как аутентичная песня времен Гражданской войны. Лирический герой произведения последовательно получает пулю, теряет ногу и жену, а виновником его бед выступает комиссар.

Про байки

Истории про Андрея ходили из уст в уста, заставляя всех содрогаться в ужасе и смехе. Известно достоверно, что он неоднократно пил свою мочу, когда страна еще ничего не слышала о Малахове с его методами уринотерапии. В присутствии множества свидетелей он совершал акты копрофагии. Один раз он совершал акт дефекации во дворе, когда его обнаружил милиционер. Последний попросил Панова убрать безобразие, а тот взял все в горсти и подошел к милиционеру с продуктом дефекации в руках, вытянув их. Шокированный блюститель порядка убежал.

Известно, что он оставлял фломастерами надписи на девушках, с которыми просыпался в одной постели. Выражения были достойными настоящего панка.

Панов неоднократно раздевался прямо на сцене, а на одном из концертов, когда открылся занавес, зрителям предстали сидящие за столом члены группы «Автоматические удовлетворители», которые самозабвенно распивали алкогольные напитки, совершенно не обращая внимания на зал. Порой кто-то из них вставал, что-то бренчал, шумел, компания за столом запевала, а затем все продолжали пить. Так продолжалось 1,5 часа, после чего под бурные жесты недовольства из зала занавес закрылся.

Он не был чужд самокритики, чем еще больше поражал всех вокруг. Что бы не делал Свин, он превращал это в яркое действо, каким являлся он сам на протяжении всей своей жизни.

Невозможно вспомнить все байки, ходившие вокруг Свина, так как он создавал их ежедневно, ежечасно, и в каждой был настоящим панком.

Детство и юность

Андрей родился за год до полета Юрия Гагарина в космос, а когда мальчику исполнилось 5 лет, семья переехала из коммуналки в центре Ленинграда в трехкомнатную квартиру на проспекте, названном в честь покорителей космоса. Родители Панова — артисты классического балета, и будущий бунтарь рос за кулисами лучших музыкальных театров Ленинграда.

До 14 лет Андрей отличался покладистым нравом, увлекался филателией и любил сказки, рассказываемые на ночь мамой, однако в душе мальчика бушевали страсти. Отец Валерий Шульман, воплощавший на балетной сцене образы влюбленных идеалистов, в личной жизни оказался далек от романтизма.

Сначала взял фамилию жены — начинающей балерины Пановой, а потом эмигрировал. Классная руководительница Андрея сообщила одноклассникам мальчика, что папа Панова — предатель и отщепенец, и это увеличило неприязнь одноклассников к полноватому юноше. Андрей ненавидел школу и прогуливал учебное заведение под любым предлогом.

Многочасовое пребывание за кулисами театров рядом с полуобнаженными женщинами, как признавался позже Панов, травмировало его психику. Не добавляла позитива и жизнь в одной квартире с бабушкой, умиравшей от туберкулеза.

После восьмилетки юноша поступил в техникум, выпускавший специалистов по обслуживанию медицинского оборудования, но мать Андрея Лия Петровна узнала, что выпускники учебного заведения распределяются преимущественно в отдаленные районы СССР, и перевела сына в медицинское училище, в котором Панов пристрастился к выпивке.

Затем любящая мать, пользуясь связями, пристроила Андрея в кузницу артистов на Моховой (один курс с Николаем Фоменко и Максимом Леонидовым). Но юноша стал первым в истории института студентом, отчисленным по собственному желанию.

Перепробовал Андрей и множество работ: трудился санитаром в больнице, разносчиком газет, фрезеровщиком на заводе и продавцом пластинок. Именно близость к аудиозаписям привела парня, уже умевшего играть на гитаре, к идее создания собственной музыкальной группы. Деньги на покупку аппаратуры поступили от отца, который к тому времени стал преуспевающим европейским балетмейстером.

Слава

Андрей стал легендарным музыкантом, первым, чье выступление в пьяном виде транслировалось по центральному ТВ страны. Ходит много слухов о его выходках. И действительно, группа была эпатажным и ярким пятном на отечественной сцене.

Группа прославилась по большей части благодаря самому Андрею. Сам он отрицал принадлежность группы к панковскому движению, повторяя в интервью, что играет анархическую музыку, а ребята просто шалопаи.

В самой группе «Автоматические удовлетворители» состав менялся постоянно, а бывшие участники быстро становились настоящими звездами, в отличие от группы, из которой они были выходцами. Так, в группе был басистом Виктор Цой, друг детства Панова. Сохранилось немало вызывающих фото Андрея Панова с Цоем, которые называют «компроматом» на отечественное музыкальное светило.

Гитаристом в коллективе был и Алексей Рыбин, который позже ушел с Цоем. Клавишник «Алисы», Дмитрий Парфенов, также был гитаристом в коллективе Андрея.

Алексей Вишня, который позже работал с Цоем, а также со многими музыкальными коллективами, также некогда был членом коллектива «АУ».

Евгений Федоров, который позже стал лидером многих групп, также отмечался в составе «Автоматических удовлетворителей».

Илья Черт, который позже возглавил группу «Пилот», также играл на барабанах в группе Панова.

Сид из «Тараканов» был басистом в группе Панова.

Эпатажность и значимость в музыкальной культуре

В среде советских и российских рок-музыкантов «Свин» Панов считается олицетворением советского панка. Объясняется это не только бунтарским содержанием песен, но и эпатажным, часто неординарным, неадекватным, даже асоциальным поведением:

Концерт АУ в Ленинграде, 1988 год. На фото: Д.Парфёнов, И.Титов, А.Панов

А.Панов (слева) и группа «ДК» (Морозов, Полянский, Яншин, Жариков) на панк-фестивале в Зеленограде в 1983 году

Основной бедой Панова, по словам современников, являлся хронический алкоголизм. На каждом выступлении Свин требовал выпивку — если алкоголь не приносили, Свин отказывался выступать. С этим было связано известное выступление группы «Автоматические удовлетворители» в телепередаче «Программа А» в 1992 году. Впервые на постсоветском телевидении выступала группа с абсолютно пьяным музыкантом, заснувшим с микрофоном на полу. Проснувшись, Свин принялся исполнять невнятно песни, то и дело запинаясь или забывая слова.

Другим эпатажным актом Свина являлось поглощение собственных экскрементов. Музыкант Алексей Вишня упоминал об этом в воспоминаниях о Свине:

О Свинье ходили легенды. Рассказывали, что однажды на какой-то остолованной вечеринке Андрей спокойно испражнился на виду у всей публики на чистую тарелку, затем поставил её на стол, повязал на грудь салфетку, и, — вооружившись ножом с вилкой, — принялся поглощать говно, отрезая от ровной колбаски ножом небольшие кусочки, аккуратно насаживая их на вилку и отправляя в рот. Я отказывался верить и однажды прямо спросил Свинью об этом. Он безусловно это подтвердил, и сказал, что не только говно умеет есть, но и мочу пить тоже. Я провокационно выразил недоверие, на что Андрей попросил у меня стакан, спокойно отправился в туалет, нацедил три четверти мочи и выпил у меня на глазах.

По словам Олега Ковриги, одного из последних продюсеров Свина и издателя его работ, распивание мочи и поедание кала было лишь очередным «сценическим» эпатажем для публики. То же самое утверждал и Вишня.

По словам самого Панова, эпатажность является определённым актом «актёрской игры»:

Когда я учился в театральном, нам сказали, что мы, все здесь сидящие — говно. Настоящие артисты ходят по улицам. Я это принял буквально на свой счет и сообразил, что играю-то я в жизни, сейчас вот. А выходя на сцену — я расслабляюсь.

Особую популярность Панову добавляла определённая «вражда» с Егором Летовым. Брат Егора, Сергей Летов, утверждал, что Егор Летов не любил Андрея Панова за его выходки на сцене, например, убийство маленьких котят на публику.

Отражение в культуре

Музыка

Собранная Пановым в начале 80-х песня «Батька-атаман» (в оригинале «Комиссар») получилась настолько удачной, что впоследствии воспринималась как народная.

В 1981 году Майк написал для Свина песню «» («Бу-бу»), которую потом пытался ему неудачно продать за несколько бутылок сухого вина. Через два года Свинья всё же взял песню и, изменив строчку в припеве, записал её под названием «Надристать!».

В 1981 году Виктор Цой сочинил песню «Мои друзья». Строчка «Мой дом был пуст, теперь народу там полно» вдохновлена атмосферой в квартире Панова, в которой юный Виктор проводил много времени. В начале 1985 года на акустическом концерте в Москве Цой представил песню «Мама Анархия» как посвящённую Андрею Панову. В августе того же года, после рождения у Цоя сына Александра, они поругались и больше никогда не общались.

На концертах во время исполнения песни «Похороны панка» Михаил Горшенёв в числе «умерших рокеров» всегда упоминал Андрея Панова, а «Песенка пьяного деда» с альбома Король и Шут «Жаль, нет ружья» 2002 года посвящена ему персонально.

На трибьют-концерте «День рождения Виктора Цоя» (2002) ведущий концерта, известный музыкальный критик Артемий Троицкий во вступительном слове отдаёт дань уважения Свину.

Свин упоминается в песне Константина Кинчева «Rock-n-roll», для записи которой в студии «Нашего радио» в 2006 году было приглашено множество исполнителей, в том числе и Антон Павлов (F.P.G.), которому досталась эта строчка.

Кинематограф

В фильме 1987 года «Взломщик» с Константином Кинчевым в главной роли Андрей Панов исполнил эпизодическую роль соседа Хохмача.

Андрею Панову посвящён документальный фильм «Сон Свина» (2010).

Телеканал «Дождь» в начале 2018 года снял документальный фильм о трех поколениях русских панков (от «Автоматических удовлетворителей» до «Порнофильмов») «НАТЕ!», одним из ключевых героев которого стал Андрей Панов.

Панов послужил прообразом Панка в художественном фильме Кирилла Серебренникова «Лето» о Цое и Науменко, вышедшем в 2018 году. Прототипа Свина в картине сыграл Александр Горчилин.

Книги

Значительная часть четвёртой главы автобиографической книги Дмитрия Спирина «Тупой панк-рок для интеллектуалов: „Четыре таракана“ и „Тараканы!“» (2004) посвящена их знакомству со Свиньёй.

Свин стал одним из главных героев повести Алексея Рыбина «Кино с самого начала» (1991) — художественного изложения ранней биографии группы «Кино».

Статьи

Павел Крусанов, Наль Подольский, при участии А. Хлобыстина и С. Коровина. Беспокойники города Питера. — Санкт-Петербург: Амфора, 2006. — С. 76-92. — 302 с. — ISBN 5-367-00173-4.

Музыкальная карьера

Начало: 1977—1979

Увлечение музыкой началось с пластинок. Уйдя из училища, Андрей окончил курсы и стал работать продавцом в магазине звуковой аппаратуры, а каждые выходные проводить на пластиночном «толчке». Там он познакомился с первыми единомышленниками: Владимиром Дубровым — Вольдемаром, Игорем Покровским — Пиночетом и Игорем Гудковым — Монозубом (позже Панкер). Компания быстро росла, её главным идеологом был тогда Юфит.

Летом 1979 года Андрей Панов поступил в Театральный институт (примечательно, что в одном потоке с ним шли Николай Фоменко и Максим Леонидов). На деньги, полученные от отца, он сразу купил музыкальные инструменты (включая барабаны) и, оборудовав место для репетиций прямо у себя в комнате, с утра до вечера стал играть на электрогитаре. «Квартира Свина была нашим клубом, репетиционным помещением, студией звукозаписи, фонотекой — в общем, базой. Здесь мы отдыхали, обменивались новостями, пили, играли, пели, даже танцевали», — пишет познакомившийся ранее через Вольдемара с Пановым Алексей Рыбин. В свою очередь через него в компании появились Андрей Михайлов и Олег Валинский, втроём они играли в хард-роковой группе «Пилигрим». Другой группой, оказавшейся в компании Панова, была «Палата № 6» Максима Пашкова и Виктора Цоя. Как отмечает Рыбин, играли или хотели играть тогда все, причём делали это самозабвенно. Сам он ради «Пилигрима» даже бросил ВТУЗ, то же самое сделал Валинский. Цоя за прогулы исключили из художественного училища. Ради музыки же, не проучившись и семестра, бросил институт Панов

Смерть

Увлеченность Панова алкоголем и другими вредными веществами пагубно сказывалась на здоровье и внешности музыканта. На сохранившихся фото видно, как Андрей за 15 лет из большеглазого юноши с изящными чертами лица превращается в обрюзгшего «алконавта», соответствующего своему прозвищу. Однако причиной смерти Панова стала не алкогольная интоксикация, а аллергия на наркоз, который понадобился, чтобы провести операцию в связи с перитонитом.

Для поминок музыканта в августе 1998 года специально открыли уже закрытый рок-клуб на улице Рубинштейна — той улице, на которой Андрей провел первые и самые счастливые 5 лет жизни. Похороны Панова прошли в форме кремации. Прах поместили в могилу бабушки Андрея на территории Петербургского крематория. В сентябре того же года состоялся концерт памяти Панова, средства от которого друзья музыканта передали матери его маленькой дочки.

В 2003 году в Москве под редакцией друга Андрея — Алексея Рыбина — вышла книга воспоминаний о музыканте «Ау! Свинья!». Интерес к биографии и творчеству певца вырос в 2018 году в связи с выходом фильма «Лето», рассказывающего о Викторе Цое и других деятелях ленинградского рок-клуба. Персонажа по прозвищу Панк, списанного с Андрея Панова, сыграл актер Александр Горчилин. Любопытно, что молодого артиста, как и его героя, отличают маргинальное поведение и эпатаж публики.

Личная жизнь

Жизнь Панова можно назвать так же, как один из его альбомов — «Праздник непослушания». Приводы в милицию, высаживания с поездов и избиения (в которых Андрей всегда выступал в роли жертвы) занимали в повседневности музыканта не меньшее место, чем творчество, а точнее — являлись его продолжением. Артист эпатажно одевался, усиленно использовал нецензурную лексику, считал нормальным для завоевания сердца девушки помочиться в бокал и выпить мочу.

При этом панк мог быть изысканно-вежливым, был незлобивым и щедрым, раздаривал вещи, присланные отцом, многочисленным приятелям, щедро делился с ними квартирой и оборудованием. Слова пронзительной песни «Мне ничего не надо, лишь только дельтаплан» были правдой. Именно воспользовавшись инструментами Свина, сочинил первые композиции Цой. Любимой присказкой Панова было выражение «Радоваться надо!».

Музыкант дважды вступал в непродолжительные официальные браки, после второго «потерял» паспорт. Также у Свина были фактические брачные отношения с двумя девушками — Ириной (Мявой) Гокиной, ставшей после знакомства с Андреем солисткой группы «Автоматические удовлетворители», и Ольгой Король-Бородюк. Вторая гражданская жена за месяц до смерти Панова родила дочь, названную Катей.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: