Главные музыкальные альбомы 2020 года

Fiona Apple – Fetch the Bolt Cutters

Слушать альбом | Читать рецензию

Эх, продолжу гнуть свою линию о том, что The Idler Wheel… лучше. Но в этом году ни один альбом не подошел даже близко к Fetch the Bolt Cutters. Фиона Эппл на несколько корпусов впереди. В чем секрет такого преимущества? Боюсь, что вам не понравится. Фиона слишком долго думала, что не заслуживает любви, постоянно винила себя во всех невзгодах. Отбросив застоявшиеся комплексы, Эппл записала «I Want You to Love Me» и дала полный контекст. Полнейший. Ярчайший. Беспрецедентный.

Тут можно вспомнить и героиню детства Шамейку, и школьных задир, и невыносимые светские рауты с представителями Spotify («Under the Table»), и превышающих полномочия мужчин («Newspaper»), и глубокие депрессии, заключенные в природные метафоры («Heavy Balloon»), и тюремные мантры («On I Go»). Но сколько бы вы граней ни нашли на Fetch the Bolt Cutters, они все неидеальны. Это как булочка, в которой так много изюма, что весь не выковыряешь. В интервью Pitchfork Фиона сравнила теплый прием альбома со свиданием, на которое она пришла без макияжа, вся побитая, в порванной одежде, но все равно понравилась.

12. Bad Bunny «YHLQMDLG»

Бенито Антонио Мартинес Окасио или просто Bad Bunny начал свою триумфальную карьеру в 2018 году, и всего за пару лет стал главной звездой реггетона — аутентичного музыкального стиля, популярного в Южной Америке. В 2020 году музыкант презентовал сразу два альбома — головокружительный «YHLQMDLG» и чуть менее удачный «El Último Tour del Mundo». Сложно найти второго музыканта, который также обласкан критиками как Bad Bunny. Певец получил звездный статус не случайно. Альбом, «YHLQMDLG», название которого означает «Я делаю то, что хочу», — выдающаяся запись, которая идеально подходит для вечеринки с друзьями. Хотя альбом отдает дань уважения прошлому реггетона, в нем можно обнаружить супер-современное звучание, которому позавидуют признанные мастера электронной музыки. Бенито обладает тем же уникальным талантом, что и André 3000 — способностью гибко подстраивать любое звучание под собственные нужды. Похоже, Bad Bunny в совершенстве изучил реггетон, все его потаенные закутки и подворотни. Звучание альбома во многом заимствовано из хип-хопа 2000-х. Поэтому новая запись не вызывает у слушателей идиосинкразии, здесь много знакомого. «YHLQMDLG» — не просто заявление, а правда. Музыкант действительно делает то, что хочет с неподражаемой легкостью. Bad Bunny поднимает искусство реггетона на недостижимый уровень. Поэтому не удивительно, что «YHLQMDLG» попадает в лучшие альбомы 2020 года.

«Психоакустика» (2020)

Выпуская альбом, группа заявила, что в попытке сделать что-то нетривиальное, у них получился «какой-то дикий шаманизм, с многообразием этнических инструментов, звуков природы, электронных битов, шума и просто случайных звуков, меняющих обличие пластинки от трека к треку».

И эти слова полностью описывают альбом. Таймсквер оторвался по полной с этнической музыкой. Он переливается в чарующе-мрачной атмосфере, которой добавляют остроты и напряжения этнические ритмы и мелодии. Группа поставила перед собой четкую цель — растворить в себе слушателя и звуками разных инструментов вывести за грань сознания.

Треки звучат, как мантра — гипнотизируя и уводя за собой в мир грез. Медленный и гипнотический альбом звуками океана (в песне Самурай они длятся аж целую минуту), соло на испанской гитаре и диджериду, народным инструментом австралийских аборигенов, отправляет в полную нирвану.

Борис Гребенщиков

Soul Glo: Songs to Yeet at the Sun

Soul Glo makes punk music with real stakes and a palpable sense of danger. But the Philadelphia hardcore band is hardly self-serious: they can be loose, irreverent, and downright funny. Songs to Yeet at the Sun brings all these qualities into focus in the space of an EP, packing an album’s worth of twists into 12 searing minutes. They make frequent diversions from their fast and chaotic signature sound, including the noise-rap sex jam “2K,” which arrives unexpectedly in the middle of the EP. Pierce Jordan’s screamed vocals are often nearly unintelligible, but the lyric sheet reveals incisive observations about money, power, and race in America. Songs to Yeet at the Sun loudly announces the arrival of a band whose perspective feels like an overdue corrective to punk’s overwhelming whiteness. –Mehan Jayasuriya

Thrilling Living / Night School

Dogleg: Melee

A band’s impact shouldn’t be hypothetical, but here’s Dogleg, the debutants of Michigan emo, whose breakout year mostly took place in the imagination. Singer-songwriter Alex Stoitsiadis was supposed to be hollering his hooks over melodic post-hardcore guitars in roiling 250-cap clubs, and the scenes of heartbreak he described were supposed to be playing out for listeners in real life. The fact that Melee conjures a year so different from the one we got is part of why it leaves such a mark: The histrionics of emo aren’t just dramatic, they’re now science fiction. We’re left to sit alone and imagine what these songs should be doing. You air-drum the little hitch in “Fox” again and again across your steering wheel; you throw your chest forward in your home-office at all the perfectly executed half-time breakdowns; you do isometric lunges while Stoitsiadis sings about disintegrating. The old world that Dogleg wrote about sucks in its own way, but it’s the world they deserve. –Jeremy D. Larson

Merge

Odraza – Rzeczom

Origin: Kraków, małopolskie, Poland

The Gist: Polish duo Odraza explore the many post-modern pockets of black metal on Rzeczom. The genre has come so very far, endlessly branching into sub-categories of its own — a concept that appears to fascinate Odraza. Ironically, for a genre formed on the intolerance of a “true” sound and attitude — as dictated by Euronymous of Mayhem in the early days of the Norwegian circle — black metal has become arguably the most experimentally inclined styles of heavy metal. As Odraza illustrate with the excellent Rzeczom, even a traditionalist black metal template, if given some leeway, can hold plenty of surprises and still appease the purists.

Why It Rules: No matter what Odraza incorporate into their black metal assault, it’s executed flawlessly. The classic blast beat/tremolo picking serves as the basis for a variety of experiments as intense, extreme metal is juxtaposed against radio-ready segments, such as the nod-worthy break in “Ja nie stąd” and prog-jazz freak-outs — all in a measured hi-fi recording that’s mixed to emphasize the instrumental interplay. There’s a lot to discover here, making multiple listens rewarding. Odraza have created something that can easily appeal to fans of black metal (classic or modern), prog, and avant heavy music in general. —Jon Hadusek

Essential Tracks: “Rzeczom” and “Ja nie stąd”

Pick up the album here. 

Shamir: Shamir

Since his dance-pop breakthrough in 2015, Shamir has been finding his own way forward, with a series of skewed and often lo-fi indie rock albums that defy received ideas about a linear path from one release to the next. The Philly-based artist’s self-titled seventh album is a culmination of sorts, bundling together every divergent thread he’s followed over the last five years, from synthpop to country-tinged balladry, with bright and welcoming sonics. What stands out is Shamir’s commitment to his own vision, no matter the shape. Standout track “On My Own” is a huge, glittery anthem, and one of the most immediate songs in his catalog. “I feel it in my bones,” he proclaims. “Inside myself is where I belong.” –Quinn Moreland

Further Reading: What It’s Like to Be Black in Indie Music

Fat Cat

Jeff Rosenstock: NO DREAM

Jeff Rosenstock’s NO DREAM is littered with the mundane, the dirty undesired bits of life that aren’t usually preserved in song. Moldy laundry, “weird chips,” and straight-up garbage line the former Bomb the Music Industry! leader’s latest solo album, a collection of pure pop melodies smuggled into strident, feisty punk songs. Rosenstock surveys the debris, which doesn’t add up to much. But he’s anything but dreary in his delivery, using loud guitars, louder drums, and his own brash and unwieldy voice to set scenes of filthy rental cars and beer-can pyramids. Somewhere in these melodic tantrums, drudgery becomes liberation. –Madison Bloom

Further Reading: Staff Picks: The Year in Rock and Rap

Double Double Whammy

Phoebe Bridgers: Punisher

Phoebe Bridgers will tweet about eating ass with one hand and crush your heart with the other. The droll, phantom-like singer writes music for faithless burnouts who still want to believe: lost souls clinging to astrology and fucked-up intimacy, striving to get by in a brutal universe with no pre-ordained meaning. Death and apocalypse lurk in every corner of Punisher—lightning flashes, sirens wail, a Giants fan gets killed at Dodger Stadium—and Bridgers shuffles through this ominous fog, still alive, still growing taller. The wintry decay that initially clouds the album disintegrates on “Garden Song,” where the arrangement blooms and burbles, thumping steadily, like a walk home in crisp evening air. For each tart complaint (“I hate your mom”) or fatalist disclosure (“I’ve been playing dead my whole life”) is a glimmering prophecy that one day things might be just fine, even if that day comes at the very end of civilization. –Cat Zhang

Further Reading: Phoebe Bridgers on the 10 Things That Influenced Punisher

Secretly Canadian

Moses Sumney «Græ»

Лучшие альбомы 2020 года невозможно представить без триумфального возвращения одного из самых интересных американских певцов. Сложно понять, что произошло с Мозесом Самни со времен дебютного альбома «Aromanticism», который увидел свет три года назад. За это время американский певец проделал длинный путь, преобразившись в настоящего барда одиночества. Второй альбом певца «Græ» — пожалуй, самая амбициозная запись 2020 года. Здесь больше пространства и пустоты, из которого всплывает завораживающий голос Мозеса. Эмоциональный диапазон альбома впечатляет. Мозес изысканно лавирует между застенчивым фальцетом и интимным шепотом. Вся запись построена вокруг шероховатого баритона певца. Мозес легко направляет песни своим голосов в космические дали. Несмотря на всех талантливых музыкантов, принявших участие в записи (а их здесь предостаточно), начиная от певца Джеймса Блейка и заканчивая басистом-виртуозом Thundercat, в музыке всегда есть место для голоса Мозеса Самни. Альбом не выглядит перегруженным. Выбор всегда сделан в пользу минимализма. Главная тема записи — идентичность. И похоже, Мозесу действительно удалось найти себя, свой голос.

Rina Sawayama «SAWAYAMA»

Дебютный альбом японско-британской певицы Рины Саваямы переносит нас в начало 2000-х и попадает в лучшие альбомы 2020 года. Этой ностальгией по ушедшему тысячелетию пропитана вся пластинка. Мы видели возвращение нулевых в моде, на телевидение (достаточно вспомнить сериал PEN 15), и наконец дело дошло до музыкальной сцены. Отныне популярность 2000-х больше невозможно списать на ложные воспоминания, хотя они определенно существуют. Похоже, для поколения Z нулевые стали золотой декадой, которая заложила их идентичность. Конечно, у нас уже была песня Charli XCX 1999» и Anne-Marie2002», которые плохо отражали настроение или эстетику первой декады нового тысячелетия. Поэтому Рина Саваяма решила создать собственный идеальных хит нулевых из дистиллированной поп-музыки и нью-метала. Музыкальные пристрастия Рины колеблются в диапазоне от Evanescence до Бритни Спирс, а иногда певица сочетает эти диаметрально противоположные музыкальные стили — и это самое удивительное. Музыка молодой певицы звучит как аутентичные хиты 2000-х. Конечно, сегодня нью-метал окончательно предан забвению, но американке удалось сделать забытый стиль крутым. Сложно понять, насколько серьезно певица относится к вышеперечисленным исполнителям. В альбоме можно обнаружить легкую постмодернистскую иронию, которая немного разрушает целостную картину. Мы прекрасно помним, что нью-метал музыканты относились к себе весьма серьезно. Альбом «SAWAYAMA» — это талантливая пародия на музыку 2000-х, которая звучит интереснее оригинала.

Open Mike Eagle – Anime, Trauma and Divorce

Мне всегда нравилась бархатная читка Миши Орлова, но я почти не разбираюсь в хип-хопе и стараюсь о нем лишний раз не говорить. Я слушал его же притчи из гетто Brick Body Kids Still Daydream. Не потому что всекал, а потому что это было клево. А здесь дошло. Тронуло. Anime, Trauma and Divorce – карантинный альбом (не по качеству, а по сути) о мужчине, переживающем развод и кризис среднего возраста.

Обожаю исполнителей, которые умеют смеяться над собой. Именно умеют, а не принижают себя намеренно. Майк никогда не стеснялся творческого процесса. Когда пишешь искренне, редко промахиваешься. Сколько храбрости требует фраза: «Эпизод «Черного зеркала» разрушил мой брак»? Послать всех друзей, советующих «заняться собой»? И в то же время Майк записывает на первый взгляд наиглупейшую композицию «Headass (Idiot Shinji)», но я не могу представить, чего стоило довести ее до идеала. Не удивлен, что на ее запись ушел целый год. То, что Майк не сдержался от дисса на Питера Динклейджа, – это вообще отдельное золото. Anime, Trauma and Divorce – восхитительный мирок. Жаль, что он вырос из такого больного места.

Katatonia – City Burials

Origin: Stockholm, Sweden

The Gist: Sweden’s most sophisticated goth metallers, Katatonia, have been on hiatus for four years, focusing on their death metal revival side project, Bloodbath, with such intensity that their 11th album, City Burials, came as almost a surprise. The long pause seems to have done the band some good — after a string of somewhat repetitive records, their latest hits with uncommon energy and personality.

Advertisement

Why It Rules: Katatonia always excelled at mid-paced, crooning sing-alongs and there’s plenty of those to be had here, but they also turn up the heat a few times to great effect. Lead single “Lacquer” finds them incorporating trip-hop elements with aplomb while on the arena-ready “Winter of our Passing”, singer Jonas Renske delivers maybe his most expressive performance in a decade. Don’t skip their climate dysphoria-inspired tour-de-force, “Flicker”, either. —Joseph Schafer

Essential Tracks: “Lacquer”, “Winter of our Passing”, and “Flicker”

Pick up the album here. 

«Anna» (2020)

Этот альбом смело можно добавлять в список лучших релизов и на иностранном языке: Wildways как всегда умело жонглируют русскими и английскими словечками, складывая их в мелодичные рифмы. К тому же, аранжировки и сведение звучит как нельзя по-голливудски. Бывает же, включаешь русскоязычный альбом и думаешь: «Серьезно, это записано в 2020-м?»…

Чтобы не растекаться мыслью по древу о концепции альбома, слушайте его на платформе Apple Music, где ребята дали подробный комментарий к каждой песне. Можно сказать определенно — очень приятно слушать пластинки, в которые вкладывается не только стильное звучание, но и глубокая идея. Вкратце — главный герой этого фильма (по совместительствую фронтмен Толи) понял, что всю жизнь ему было тяжело выстроить отношения с женщинами. Он постоянно создавал себе идеал, который, как известно, недостижим. Постоянно спотыкаясь о свои разбитые надежды, он уже и не думал, что достоин любви

Так и родился альбом, в котором раскрываются переживания о важной части человеческой сущности

Песня Цветы уже стала лиричным хитом группы, которую со слезами на глазах поют на концертах. Как финальный штрих пластинки, Wildways хоронят надежды обрести идеал, и отправляются в настоящее мгновение — жить с открытой душой и любить сердцем.

Таймсквер

Ohmme: Fantasize Your Ghost

With their 2018 debut Parts, Ohmme introduced a combustive art-rock style based on tightly intertwined dual vocals and improvisatory guitars, wringing sing-song catchiness from baroque complexity. On Fantasize Your Ghost, the Chicago band further explores this craggy terrain, with detours into noisenik squalls, Krautrock grooves, and chamber-pop delicacy. Core duo Macie Stewart and Sima Cunningham (who has worked for the company that produces Pitchfork Music Festival) are most impressive in their sharp-tongued songcraft, whether confronting a distant partner or conjuring up a childhood reverie that juxtaposes hot lava and hot dogs—unsettlingly delectable. –Marc Hogan

Dead Oceans

«Человеко-часы» (2020)

Коломенской группе Дайте Танк  всегда лучше остальных удавалось говорить о повседневости так, что тексты песен сами просились в цитатник на все случаи жизни. Лирический герой лидера коллектива Дмитрия Мозжухина – это самый обычный молодой человек из любого российского города, в котором каждый узнает себя. Но время идет, герой взрослеет — и прелести беззаботной юности сменяют серые будни взрослой офисной жизни. Об этом и последний альбом Человеко-часы, ради записи которого Мозжухин сам уволился из офиса. В результате получился лучшая работа группы, в котором к традиционно сильным текстам добавился по-настоящему мощный стадионный саунд. Пожалуй, главный русскоязычный рок-альбом года.

Найк Борзов

Nation of Language – Introduction, Presence

Ностальгия – штука неоднозначная. Если альбом нравится, мы кричим «вау» и благодарим его за непродолжительное возвращение в прошлое. Если не нравится, то кричим на облака и возмущаемся, почему не придумали ничего нового. Я пока не слышал плохого слова в адрес еще одних дебютантов из списка – Nation of Language. Хотя это просто-напросто ранние «Депеши» образца Some Great Reward и Black Celebration с редкими луповыми вкраплениями LCD Soundsystem. «Indignities» еще более или менее отходит в сторону, но это все та же пьеса в двух действиях: нью-вейв и пост-панк. И все-таки она (пластинка) вертится, и все-таки это работает. Я давненько не слышал таких отчетливых синтезаторов и громких ваншотов. Разнообразия, конечно, тут не ожидается, и что будут делать ребята дальше – не ясно. Но пока Иэн Дивейни продолжает варьировать свой вокал от глубокого до воздушного «The Wall & I», мы у наших динамиков.

Waxahatchee: Saint Cloud

From her early punk recordings alongside sister Allison to her quietly devastating solo albums, Katie Crutchfield is always steadfast in her truth. With Saint Cloud, Crutchfield’s fifth album as Waxahatchee, she climbs to solid ground, emerging from the storm self-assured. The album reflects her newfound ease, all big skies, wide open spaces, and Americana twang. It’s both the country album she was destined to make and an acknowledgment that self-acceptance is hard-won; Saint Cloud reckons with addiction, sobriety, imperfect romance, trauma, and trying to navigate it all. Now, Crutchfield gazes into the mirror and doesn’t shy away from the reflection. “I have a gift, I’ve been told, for seeing what’s there,” she sings on “The Eye,” and her perspective has never sounded so clear. –Quinn Moreland

Further Reading: Waxahatchee Breaks Down Every Song on Saint Cloud

Anti- / Flemish Eye

Greta Van Fleet «The Battle at Garden’s Gate»

Природа не терпит пустоты. Вот пронзительный голос Роберта Планта с годами стал ниже, и появился-возник в рок’н’рольном биогеоценозе человек по имени Джош Киска, фронтмен группы Greta Van Fleet. Он голосит так, что невозможно отделаться от некого deja entendu — ощущения уже слышанного.

Конечно, про GVF все талдычат, что это-де подделка под Led Zeppelin и вообще ничего нового (как будто лысым цеппелиноманам когда-либо было нужно что-то новое), но три альбома крепких цепляющих песен — сегодня это грандиозное достижение. Что хотите со мною делайте, но это группа, которую можно слушать до цеппелинов, после цеппелинов и… и просто слушать!

Первые такты нового альбома, запев в «Heat Above» — и все, я просто хочу ее… его? Упс. Ну, существо с таким голосом. Тут и Плант, и Дженис Джоплин, и Джон Андерсон (Yes)…

Обычно меломан приходит домой с концерта ретро/трибьютной группы и заказывает в интернете не эту самую группу, а очередное переиздание «цеппелинов» и прочей классики на тяжелом виниле. Но с GVF не так: новый альбом просто весь в хороших песнях, крепких и интересных. С понятными утилитарными свойствами: тут и побеситься, и попрыгать, и медляки. За гитаристом вообще интересно следить, как он там выпиливает всякие ладовые штучки — взять хоть эпическое соло в «Broken Bells».

И да: на цеппелинов это не похоже. Ну, уже не похоже. Критиканы, опомнитесь!

Tidal, Deezer, Apple Music

Soccer Mommy: color theory

Sophie Allison paints with the shades of a bruise on color theory. Her mother’s terminal illness and her own struggles with depression appear in a wintry synesthesia of yellow, blue, and gray. Much like Sufjan Stevens in the songs of Carrie & Lowell, Allison ventures into the tundra of her despair and emerges with an unsparing and unsentimental account of survival. She buoys her bleak lyrics with the bright melodies and buzzing guitars that soundtracked Beavis and Butt-Head’s bickering on MTV in the ’90s. These instrumentals lend a “sense of comic relief,” Allison says, “like when you joke with your friend about your unhealthy habits.” In a year when hundreds of thousands of Americans perished, we needed friends desperately—someone to make us laugh, and someone to sit with us at shiva. With this intimate hospice of a record, Allison gave us both. –Peyton Thomas

Further Reading: Soccer Mommy Breaks Down Every Track on color theory

Secret Voice

BRAIDS – Shadow Offering

Слушать альбом | Читать обзор

Кейт Буш невозможно скопировать, но это не значит, что не нужно идти на прогрессивные эксперименты. У BRAIDS получилось создать нежнейший, словно плавленный сыр, альбом. Со стороны Shadow Offering невзрачен и минималистичен. Его песням достаточно только двух инструментов. Остальное сделает вокалистка Рафаэль Стэнделл-Престон. «Young Buck» прост как пареная репа, но перелив pointless, pointless, pointless сам служит третьей дорожкой.

Shadow Offering – это не какой-то там арт-поп о любви, это невероятно тонкая интроспектива Рафаэль. И благодатно то, что музыка поспевает за мыслью

Едва заметный брейкдаун «Just Let Me» показывает внимание BRAIDS к деталям. Есть и более очевидные роковые всплески вроде «Upheaval II»

Получасовой овации достойно откровенное размышление «Snow Angel» о материнстве, безумном мире и экологическом загрязнении. Как я уже сказал в своей мини-рецензии, BRAIDS в этой песне успевают рассказать все то, на что у The 1975 уходит перегруженный концептуальный альбом. Каждая композиция здесь раскрывает новую историю в картине мира мужчин, где женщине прежде всего нужно научиться любить саму себя.

Porridge Radio: Every Bad

On Every Bad, Brighton indie rock four-piece Porridge Radio make a strong case for curative self-scrutiny. Lead vocalist and songwriter Dana Margolin is incisive in her observations, and she often points them inward. Over airy guitars on the somber “Pop Song,” she exposes her least flattering attributes: a rotten core, a bitter disposition. But instead of corroding Margolin further, this music uplifts her, more like an exorcism of destructive thoughts than a platform for them. Her howled words and the music’s occasionally sharp edges are both caustic and restorative forces. –Madison Bloom

Further Reading: Porridge Radio Make Indie Rock for the Angsty Antisocial in All of Us

Magic Strawberry Sound

Sorry – 925

Наверное, я слабак. Постоянно покупаюсь на такой грязный, возбуждающий гранж, который на самом деле звучит, как звучал андерграундный британский рок нулевых. (Я смотрю на вас, The Kills.) Такое уже случилось с Wolf Alice и их дебютным альбомом My Love Is Cool, но группа быстро испортилась и скатилась. (Я смотрю на вас, Mercury Prize.) Теперь перед нами Sorry, которые дадут фору любой распиаренной beebadoobee. Эти смельчаки настолько наглые, что уже в первой композиции «Right Round the Clock» клепают припев «Mad World» на позитивный лад. Как вы вообще посмели… и не могли бы повторить еще разок?.. Могут и делают. «Starstruck» – единственная рок-композиция последних лет, которая может прилипнуть к человеку и он не будет против. Ненавижу клише «молодых исполнителей, переносящих нотки девяностых в новую музыку с нового угла», но, черт, по-другому не опишешь. Sorry – то ли волшебники, то ли мошенники.

Haim: Women in Music Pt. III

Three songs into Haim’s sharpest album yet, Danielle is behind the wheel in her beloved Los Angeles with a Joni Mitchell classic on the stereo, “screaming every word to ‘Both Sides Now.’” How lost must one feel to shout “I really don’t know life at all” alone in the car first thing in the morning? That’s the precise kind of biting honesty that Alana, Este, and Danielle brilliantly amplify on Women in Music Pt. III. Writing with more personality and candor than ever about a range of difficult themes—depression, loss, misogyny, the complications of loving on one’s own terms—they’ve also loosened their taut pop rock just enough to breathe more life into it, incorporating the ‘90s Lilith rock of Sheryl Crow, the blue-skied strums of Wilco, and a groovy Lou Reed interpolation. Through it all, clearer-than-ever proof emerges not just of a great band in stride, but a cultural fact: women continue making the most vital rock music now. The most revelatory sound Haim make room for on Women in Music Pt. III is themselves. –Jenn Pelly

Further Listening: RIYL: Haim’s Women in Music Pt. III

Polyvinyl

«Время будить королей!» (2020)

Новый альбом Оргии Праведников — гимн радостного апокалипсиса, вечное напоминание о том, что гибель мира лучше всего встречать с улыбкой и даже некоторой отчаянной отвагой гостеприимного хозяина. Тот факт, что Калугин завернул этот месседж в весьма стандартный для себя тяжёлый арт-рок, знакомый по предыдущим временам — выглядит как странный, но вполне необходимый шаг, призывающий напомнить нам, что некоторые вещи — такие как отвага, счастье, мудрость — не изменились от того, что конец света всё-таки настал. Так что час новой мистерии лучше слушать целиком и постараться не резать мир по-живому на скороспелые хиты.

Ауткаст

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: