Лучшие музыкальные альбомы 2018 года

7. IC3PEAK — Сказка

Благодаря преследованиям со стороны правоохранительных органов о IC3PEAK узнали даже те, кто новую музыку слушают примерно раз в год, близко принимая к сердцу обсуждения в политическом сегменте Facebook — и многие из них расстроились, узнав, что на «Сказке» на самом деле отсутствует плакатный язык и какие-либо политические лозунги. Вместо этого на последнем альбоме группы можно найти хоррор-частушки, пропитанные духом страшных историй, рассказанных ночью у костра. Жутковатые истории IC3PEAK не возникли из ниоткуда — их явно породила российская действительность, которая теперь в лице полицейских пытается бороться со своим отражением, словно не вынеся вида собственного уродства.

«Это мама»

«АукцЫон»

Переиздание одного из лучших альбомов лучшей альтернативной рок-группы страны получилось и радостным, и информативным. Песни знакомы, но кроме композиций, записанных в ту же сессию (2002), но лежавших до времени в архивах, в дополнениях есть удивительное видео. На нем концерт – работа над альбомом, совмещающая драйв и инструментальную точность. Это главное украшение издания, оно показывает, как все происходило. Ведь «Ы» слишком живые и «ртутные», а других подобных, несущих такую креативную энергию live-записей, у них просто нет.

«Веселый разговор. Александру Галичу посвящается»

Итог нескольких лет продюсирования и координации от ведущего альтернативного издательства России «Отделение Выход». Претендент на звание «Событие года». На двойном альбоме собраны известные любителям, но никогда не попадавшие в телевизор звезды независимой музыки. Составители трибьюта считают Александра Галича великим, и после этого альбома с ними нужно согласиться. Его произведения – рассказы, повести, трагические и комические, национальные и общечеловеческие, отражающие судьбы страны и мысли людей. В трек-листе смешиваются советские песни – трогательные, наивные, и трагичные песни про другую, лагерную, реальность.

9. Кобыла и трупоглазые жабы — 1917

Похулиганив с хип-хопом на мини-альбоме «Единственный нормальный русский рэп», поптимист и ценитель музыкального трэша Антон Вагин вновь вернулся к перестроечному синти-попу, за который его и ценят большинство поклонников. «1917» — это все те же узнаваемые «Кобыла и трупоглазые жабы» с их абсурдной атмосферой и залихватскими мелодиями, словно позаимствованными у «Ласкового мая», «Арии» и певшего про динозавриков Боярского. Как точно отметил в фейсбуке публицист Алексей Цветков, ближайший аналог «Кобыл» — «Детский альбом» Сергея Курехина. Однако место страдающего средневековья и динозавров в текстах Вагина теперь заняли известные революционные события — в результате получились дикие и невероятно трогательные песни. Есть подозрение, что если включить их на всю громкость в Госдуме, многие депутаты могут мгновенно умереть от отека мозга, удушья или укуса рептилий — в этом смысле альбом действительно несет в себе поистине революционный заряд.

5. Дельфин — 442

На «442» старый и недобрый Дельфин впервые в своем творчестве столь прямо и однозначно высказывается о политической ситуации в стране и мире, выдав короткий и яростный релиз. Это искреннее, злое и точное высказывание о происходящем в стране, которого до сих пор не хватало в российской музыке. В наш век пост-иронии уже сложно относиться к чему-либо столь серьезно, но 46-летний Андрей Лысиков о наших проблемах, к счастью, явно не подозревает.

Подстать текстам на альбоме Дельфина и музыка — в основном это кусачий EBM с механическим грувом и бойкие гитарные боевики. Шум и ярость «442» сильно напоминает «Юность» 10-летней давности. Новые песни Дельфина не оставляют слушателю никакой надежды или хотя бы утешения — как можно понять из предпоследнего трека, он не питает никаких иллюзий и насчет революции. Андрей обрисовывает ситуацию как данность, c которой можно лишь смириться и жить «иностранцем в своей стране — огромной, любимой, сердечной». Жить в ситуации, когда политика непрошеным гостем пришла в ваш дом — и каждому так или иначе теперь придется с этим считаться.

«Обэриуты»

Алексей Козлов и Трио «Второе приближение»

Обложка альбома «Обэриуты»

Альбом непростой судьбы и парадоксального содержания соединяет ироничное эстетство и свободу самовыражения. Это реализация идеи знаменитого саксофониста Алексея Козлова – записать с фри-джазовым аккомпанементом серию мелодекламаций на стихи Николая Олейникова и Николая Заболоцкого – участников креативного и трагического поэтического объединения ОБЭРИУ, члены которого подверглись репрессиям в 30-х годах.

Неторопливая мелодекламация строк, в которых ирония переплетена с трагичностью, а ужас – с нестерпимым желанием над ним посмеяться, создает совершенно особую атмосферу. Запись была сделана несколько лет назад, но тогда не были решены правовые вопросы. Теперь, к 20-летнему юбилею «Второго приближения», альбом издан – и отдельно, и в составе юбилейного четверного бокс-сета «Time Axis».

«Metonymy»

Алексей Круглов и Анна Чекасина

Обложка альбома «Metonymy»

Особая разновидность свободы, встреча в студии двух лидеров российской импровизационной музыки, артистов молодых, но знающих и умеющих многое – скрипачки и вокалистки Анны Чекасиной, дочери знаменитого фри-импровизатора Владимира Чекасина, и саксофониста Алексея Круглова, названного британским журналом Wise «будущим джаза».

Метонимия – игра образного мышления, замена слов и понятий, усиливающая эмоциональный накал сказанного, на альбоме «Metonymy» перенесена на язык образов и звуков. На обложке – порванные волосы на скрипичном смычке – следствие взрывной игры, рвущейся из привычных границ, стилей и эстетик, создающей новые – свои правила.

10. Тальник — Коричневый блюз

Дуэт «Тальник», пожалуй, больше всего подходит под определение «антихайп». Это касается не только их музыки, но и наплевательского отношения к популярности, игнорирования стриминговых сервисов и нежелания выступать на концертах с платным входом. На «Коричневом блюзе» дуэт совершенно неожиданным образом препарирует хип-хоп — от ностальгии и гитарной акустики «Музыкайфа» здесь уже не осталось и следа, но та самая бесприютность — она на месте. Биты здесь то и дело неожиданно прерываются почти полной тишиной, а вокалисты порой перестают петь или читать рэп, останавливаясь на полуслове. Фрагменты хип-хоп-треков словно «плавают» в протяжных импровизациях и вокальных партиях Светланы Цепкало, словно записанных на пустыре. Дуэт использует хип-хоп лишь как форму, с которой можно работать и создавать что-то новое, отказываясь от заданных стилистических рамок. На альбоме много пауз, тишины и диссонансных аккордов, а сама музыка словно течет из ниоткуда в никуда — «Коричневый блюз» так и тянет назвать каким-нибудь пост-рэпом.

8. OFFMi — Страха нет

На последнем альбоме Offmi очень мало трэп-битов — место популярного жанра потеснили индустриальное техно, UK bass и Outsider house. В этом, конечно же, прежде всего заслуга работавших над пластинкой электронных продюсеров, таких как SP4K и Bad Zu с московского лейбла Hyperboloid, ответственных за грубый, агрессивный и небанальный саунд альбома «Страха нет» с обилием семплов. Редкое качество для современного рэп-альбома — когда каждый последующий трек на нем совершенно не похож на предыдущий. За эйфорическим брейкбитом «Предоставь» с африканской перкуссией идет мрачное заторможенное техно «Никотин» с русскими народными напевами (!), а затем — построенный на винтажных семплах трек «Больше» и мелодичный, но не приторный «Нужно быть собой». Альбом «Страха нет» с его детально проработанным звучанием воспринимается как настоящий глоток свежего воздуха в душном стане фрешменов, привыкших подражать более успешным западным коллегам.

«Делать – не делать»

Kle2Go

Обложка альбома «Делать – не делать»

Альбом «Делать – не делать» заслужил поток комплиментов от саундинженеров. Белоснежный диск блестящего московского фьюжн-супертрио звучит мягко и выразительно и, при этом, креативно и духоподъемно. Музыка Kle2Go рождает ассоциации с каменными узорами Альгамбры или с древнерусской резьбой по дереву. Неспешно и тонко на альбоме сплетаются самые разные влияния и роли.

Приставка «супер» – не дань моде. В трио сошлись музыканты опытные и своеобразные, все – бэндлидеры и креативщики, звезды жанра. Это Сергей Клевенский (духовые), Антон Горбунов (бас) и Владимир Голоухов (вибрафон). Такой способ создания группы – банальность, но, когда удается получить нечто новое, то получается хорошо вдвойне. Тут – удалось.

«Галя ходи»

«ДДТ»

Альбом совершенно «русского» рока, с шикарными текстовыми находками и звуком, который доводили и лучшие отечественные мастера, и импортные студии. Тут гражданские и лирические композиции, удивительные образы – вроде «крепостной капитализм» и «спецслужбы зубных врачей».

В новых вещах много реалий старых времен, типа алкоголя, которые вряд ли близки сердцам новых поколений. Юрий Шевчук не станет кумиром любителей рэпа, но заглавную вещь делает в этом стиле – не отзываясь на время, а как бы говоря – могу! Вспомним, что «Галя – ходи!» – была такая старая песня у Шевчука, теперь это имя – у другой, в ней есть строка «Мы – последнее поколение, которое любовь рифмовало без мата». Может быть, все же не последнее?

«Постоянство веселья и грязи»

Федоров и «Крузенштерн»

Новый релиз лидера «АукцЫона» Леонида Федорова и лидера группы «Крузенштерн» Игоря Крутоголова непростой, неуютный и несветлый. Музыканты, при активном содействии Лидии Федоровой, стремятся выразить страдающую душу и талант Даниила Хармса – поэта великого и метафизического.

Способность Федорова показывать одновременно и жуть, и счастье интонацией и гитарой тут раскрашена звуками индустриального рок-оркестра, с которым управляется Крутоголов. Музыка словно приоткрывает двери в невозможное, непредставимое, невыразимое, ее насыщенность и отличает работы Леонида Федорова с «Крузенштерном».

«Любишь ли ты»

«Отава Ё»

Таков русский фолк XXI столетия. Никакой вечной кручины и животной «заповедности», только экстравертное динамичное самовыражение, чистые рубахи и отлично звучащие инструменты. Группа совмещает эмоциональные полюса и делает дистиллированный, с «евроремонтом», и при этом совершенно естественный и берущий за живое русский фолк. Они показательно аккуратные, политкорректные, веселые и продвинутые. Логично, что проект стал хитом интернета – ролики «Ой, Дуся, ой, Маруся» и «Сумецкая» просмотрели десятки миллионов и никто не пожалел.

4. Лиза Громова — Прелесть

Если раньше в рамках проекта «Озера» у Громовой получались светлые и наивные песни под минималистичные ло-файные биты, ее сольные треки под биты от Мальбека звучат гораздо мрачнее — и намного интереснее. И да, «Прелесть» — отличная альтернатива для тех, кто так и не смог по-настоящему полюбить «Раскраски для взрослых» от другой Лизы. Прежде всего, на «Прелести» есть настоящие большие хиты, которые она будто бы скромничала писать в «Озерах».

Один из них — универсальный гимн для всех и каждого «Шаг», в котором под до боли знакомое синтезаторное арпеджио (Вангелис?). Громова выгодно выделяется на фоне множества других молодых певиц, обладая узнаваемым голосом и манерой пения. И если в «Озерах» это не было не так заметно, то на «Прелести» Лиза по-настоящему раскрылась. При этом сравнивать ее хочется не с модными ровесницами, похожими друг на друга бесцветными голосами, а со звездами русского рока времен его расцвета — к этому располагает соответствующая внешность Громовой и ее в хорошем смысле старомодные тексты ее песен. Ее манера пения — очень русская и эмоциональная, контрастирующая с холодным западным саундом на «Прелести».

3. AL-90 — Murmansk — 60

Уроженец Мурманска, скрывающийся под псевдонимом AL-90, еще три года назад завоевал популярность в том числе и за пределами России. Так, его альбом 2015 года «КОД-915913» на сайте для мьюзик нердов Rate Your Music удостоился едва ли не наибольшего отклика от слушателей из всех русских пластинок. В отличие от многих коллег, питающих страсть к кассетному звуку, мелодичные и ностальгические треки AL-90 буквально въедались в мозг.

Его последний релиз Murmansk-60 еще лучше предшественника — он звучит намного грязнее, самобытнее и отчаяннее. Его лоуфайный эмбиент-хаус с заметным влиянием future garage кажется чем-то очень родным. Провинциальная тоска, девяностые, которые в Мурманске на самом деле никогда и не кончались — всем эти пропитана музыка AL-90. Артист словно пытается создать звуковую эмуляцию своего города за полярным кругом — и получается так хорошо, что возникает ощущение, будто эти треки на самом деле никто не сочинял, а они появились сами по себе изо льда и грязи.

6. Kolyaolya — Моя Тосква

«Эй, мальчик, я тебя отпускаю — ты иллюзия века», — в принципе, эта фраза из трека «Иллюзии» является наиболее точным описанием EP украинской исполнительницы Kolyaolya «Моя Тосква», все песни с которого посвящены расставанию. На «Моей Тоскве» представлены томные тягучие треки с запоминающимися хуками и, как это обычно бывает в случае украинских артистов, шикарным продакшеном. Певица не пытается покорить слушателя техничностью, как многие девушке, пытаясь что-то доказать консервативно настроенным скептикам от рэпа — напротив, кажется, будто Kolyaolya хочет прежде всего оставаться самой собой, и это покоряет. На «Моей Тоскве» вообще же найден правильный баланс между экспериментальностью и доступностью. В своих текстах Kolyaolya искренняя и ранимая, но без чрезмерной сентиментальности, сильная и агрессивная, но без декларативного феминизма. На «Моей Тоскве» нет ни одного проходного трека — многим парням в игре стоило бы у девушки поучиться.

2. Порез на собаке — Фегивербе

Идеолог проектов Птицу емъ и 4 позиций Бруно Александр Ситников вместе с Ольгой Чернавских незаметно выдали свой лучший альбом практически без единой проходной песни. Ничего нового уже слышавшие 4ПБ для себя не откроют — это те же макабрические песни, исполняемые от лица героев-маргиналов, но никогда ранее в них столько не было столько силы, красоты и точности.

Пластинкой «Фегивербе» Ситников окончательно подтверждает статус великого русского поэта в музыке 10-х годов, и именно в таком качестве, уверен, его и будут вспоминать лет через 20, как сейчас вспоминают Летова, прямым наследником которого екатеринбуржец, несомненно, является. «Порез на собаке» выворачивают наизнанку сюжет о всемирном потопе, музыканты поют о счастье и смерти, в очередной раз выдавая достоверный слепок извращенной российской действительности.

«Live At Alexey Kozlov Club»/«Happy Jazz Day»

Алексей Кузнецов

Обложка альбома «Happy Jazz Day»

Впервые за много лет вышли сразу два альбома патриарха российского джаза Алексея Алексеевича Кузнецова. В трек-листе собраны вещи от «Посвящения Дюку» (Эллингтону) до мелодии Андрея Эшпая «А снег идет», от популярной еще в 60-х годах темы самого Кузнецова «Алеша» до трека «Мгновения» из художественного телефильма «Семнадцать мгновений весны». Звук гитары в нем, волновавший страну, принадлежит Алексею Кузнецову.

В процессе записи случались драмы – фонограмма пропадала в компьютере, перезаписывалась, восстанавливалась. В итоге сформировались два альбома – портрет мастера в развитии, но нервов было потрачено, как на десять. К слову, на виниле тираж дисков оказался сверхлимитированным – всего по 50 нумерованных экземпляров.

«Я тебя услышал»

«НОМ»

Даже шутки у группы «НОМ» масштабны и серьезны. «Раньше было время – я его убил», — такие вот шуточки. «Я тебя услышал» — помнится, именно это говорил в анекдоте медведь разбудившему его заблудившемуся мужичку. Группа играет похожими эмоциями: от прослушивания ее песен делается и страшно, и смешно, и еще непонятно, какая эмоция сильнее.

Альбом «Я тебя услышал» завершает трилогию «Жизнь Замечательных Людей», начатую блестящими релизами «Семеро Смертных» (2014) и «Оттепель» (2016). В рамках реализации «Теории Драматического Идиотизма» с питерскими арт-панками объединили усилия проверенные персонажи: вокалист Женевской оперы Александр Ливер, художник Николай Копейкин и писатель Михаил Елизаров.

Градус издевки столь велик, что даже поверить в него порой трудно. Эта ни разу не добрая ирония украшена мощной и агрессивно красивой музыкой. Группа находится на вершине карьеры, звучит мощно и безапелляционно. В финале становится совсем не смешно: слушатель оказывается перед серьезными музыкантами и серьезными вопросами.

«АРОКР»

Рада и «До мажор»

Обложка альбома «АРОКР»

С 1991 года альбом «АРОКР» был тайной и легендой. Его записали тогда начинающая певица Радислава Цапина, обладающая уникальным голосом, подобным Диаманде Галас, теперь известная как Рада Анчевская, и гитарист и продюсер Андрей Сучилин с группой «До мажор». К релизу подтолкнула трагическая – этим летом, в Португалии – смерть Андрея Сучилина, которого нередко называли лучшим гитаристом России. Он был единственным музыкантом на постсоветском пространстве, который принимал участие в семинарах Guitar Craft легендарного Роберта Фриппа (King Crimson).

Вершины личных карьер музыкантов пришлись на другие моменты – у Рады Анчевской в группе «Рада и Терновник», у Сучилина – на альбом «Ноэма», который пресса назвала лучшим диском 1990 года. Но необычность и психоделичность достигли пика именно на альбоме «АРОКР» – единственный раз встретившись в студии, оригинальные музыканты создали уникальный релиз.

«Время N»

Борис Гребенщиков

Недавно альбом «Время N» был издан и на виниле, но желающие познакомились с новым материалом БГ еще в начале года. В очках музыканта на обложке отражаются костры – догадываемся: это полыхают пожары. БГ неуютно, и он говорит на злобу дня ясно и образно. Его легендарный «таинственный» язык оказывается абсолютно в точку и к месту. Он был таковым и в былинные времена «Треугольника» или «Русского альбома». БГ сохранил важнейшее качество для рок-музыканта, да вообще для артиста – он дает понять, что чувствует иначе, ярче, чем куда-то спешащее большинство. Борис Гребенщиков использует инвективную лексику – редко, но исключительно метко. Это означает, что он считает, что пора ругаться, он словно избавляет от груза души слушателей, да и свою, наверное, тоже. Работает общественным громоотводом. И в общем-то – если не он, то кто же?

«Antiquus»

«Крематорий»

Сыграть «как тогда» пытаются многие. Можно ли передать атмосферу времени, дух эпохи? Нет, конечно, да и зачем! Но ужасный по названию, но добрый и умный внутри, знаменитый бэнд Армена Григоряна попробовал – и удачно собрал воедино песни, которые регулярно вспоминались и цитировались в разные моменты истории группы, мемы вроде «Крылатых слонов» и «Глотателя портвейна». Это недополучившие массовой любви хиты начала 80-х, когда группа была одной из важнейших в столичном андеграунде, тусовке, сформировавшей воспоминание о себе как о музыкально искушенном и оригинальном рок-комьюнити.

1. Mnogoznaal — Гостиница Космос

Синтейп уроженца Печор, посвященный родному городу рэпера — по нашему мнению, лучшая запись этого года на русском языке. Короче и точнее всего альбом охарактеризовал известный коллега Mnogoznaal по Dead Dynasty: «Это просто а#$й, вопиющий родной холод» (Фараон, кроме того, называл рэпера своим любимым русским артистом на данный момент, и мы его можем понять).

В отличие от ATL, с которым Mnogoznaal многие сравнивают, музыка последнего кажется куда более универсальным явлением, которое могут оценить и провинциальные пацаны из падиков, и продвинутые модники. Артист будто бы намеренно игнорирует рэперский слэнг, таким образом оставаясь понятным людям, глубоко не погруженным в хип-хоп. 

«Extraversion. Introversion. Perversion»

Absent Sunday

Дебютный альбом представителей прогрессив-рок сцены, которая существует независимо от состояния дел на официальном медиа-рынке. Ведь многим людям, имеющим музыкальное образование и вкус, становится скучно играть и слушать «умца-умца». И они играют то, что умеют и хотят – красиво и вызывающе.

Московский бэнд во главе с фронтвумэн Озмой Нагатовной предлагает красивую музыку с красивым названием – «дарк-кабаре». В концептуальности Absent Sunday заходят довольно далеко – играют в основы системы типологии личности Карла Густава Юнга и метафизическое родство с лидером Van Der Graaf Generator Питером Хэммиллом, сплетают мощные струнные, креативный и яркий вокал и театральность, арт-подачу материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: