История песни no woman, no cry

Успех

Приняв решение восстановить группу, он приглашает к сотрудничеству Банни и Тоша. И музыканты начали заново уже в трио как когда-то в молодости. Что бы увеличить свою популярность группа выпускала песни в стилях ска, кайсо и фьюжн. Так же к составу группы присоединился бек вокал I Threes. Именно в это время Марли встречает свою первую и единственную любовь в будущем жену Риту. Музыкант сразу же влюбился в очаровательную веселую девушку с пронзительно сильным голосом. Популярность на Ямайке возросла с новой силой, но за границы родных краев не выходила. Даже после создания частной компании «Tuff Gong» ситуация не сильно изменилась. Но ситуация прояснилась после сотрудничества Боба с исполнителем Джонни Нэшем для которого он написал несколько песен.

Популярность композиций была ошеломляющей и через год Боб и и его коллектив согласились на сотрудничество с Island Records. Первым продуктом совместной работы стал сборник «Catch a Fire» интерес к этому продукту разросся за границы Ямайки. Большим толчком в увеличении известности стал кавер британского рок-музыканта Эрика Клэптона на одну из композиций сборника «Catch a Fire». В 1973 году коллектив дал несколько концертов по США, после которых группа распалась. Но певец не оставил своей музыкальной деятельности и начал работать самостоятельно. Его новые песни занимали верхние строчки хит-парадов поп музыки и соула. Такое положение дел подтолкнуло певца к мировому турне, и он вместе со своими друзьями отправился с концертами в Африку, Европу и Америку.

Личная жизнь

Религия

Боб Марли несколько лет был участником Движение растафари, культура которого была основным элементом развития регги. Он стал ярым сторонником Растафари, выводя его музыку из социальной неблагополучных сообщений Ямайки на международную музыкальную сцену. Однажды он дал следующий типичный ответ на вопрос, заданный ему во время записанного интервью:

Интервьюер: «Можете ли вы рассказать людям, что значит быть растафарианцем?».

Марли: «Я бы сказал людям:« Замолчи »и знай, что Его Императорское Величество, Император Эфиопии Хайле Селассие — Всемогущий. Теперь, Библия, смотри, газета Вавилон, сех со, и я и Я, дети, так. Юнно? Так что я не понимаю, сколько еще разоблачений хотят наши люди. Чего они хотят? Белого бога, ну, бог пришел черный. Верно правда. «

Архиепископ Абуна Йешак крестил Марли в Эфиопской православной церкви, дав ему имя Берхане Селассие, 4 ноября 1980 года, незадолго до своей смерти.

Семья

Те, которые перечислены на официальном сайте:

  1. Шэрон, родившаяся 23 ноября 1964 года, дочь Риты от предыдущего ребенка. отношения, но затем Марли усыновил его после брака с Ритой
  2. Седеллой, родившейся 23 августа 1967 года, с Ритой
  3. Дэвид «Зигги», родившейся 17 октября 1968 года, с Ритой
  4. Стивеном, родившаяся 20 апреля 1972 года, Рита
  5. Роберт «Робби», родившаяся 16 мая 1972 года, Пэт Уильямс
  6. Рохан, родившаяся 19 мая 1972 года, Джанет Хант
  7. Карен, 1973 г.р. Джанет Боуэн
  8. Стефани д, родился 17 августа 1974 г.; согласно Седелла Букер она была дочерью Риты и человека по имени Итал, с которым у Риты был роман, тем не менее, она была признана дочерью Боба
  9. Джулиан, родившейся 4 июня 1975 г. Люси Паундер
  10. Ки-Мани, родившаяся 26 февраля 1976 г., Анита Белнавис
  11. Дамиан, родившаяся 21 июля 1978 г., Синди Брейкспир

Другие сайты отметили дополнительных лиц, которые утверждали быть членами семьи, как указано ниже:

  • Македа родилась 30 мая 1981 года в семье Иветт Крайтон после смерти Марли. В книге Мередит Диксон она указана как ребенок Марли, но она не указана как таковая на официальном сайте Боба Марли.
  • На различных веб-сайтах, например, также есть список Имани Кэрол, родившейся 22 мая 1963 года в семье Шерил Мюррей; но она не появляется на официальном сайте Боба Марли.

У Марли также есть два известных внука, музыкант Скип Марли и игрок в американский футбол Нико Марли.

Association футбол

Помимо музыки, ассоциативный футбол играл важную роль на протяжении всей его жизни. Помимо игры на парковках, полях и даже в звукозаписывающих студиях, он рос вслед за бразильским клубом Сантос и его звездным игроком Пеле. Марли окружил себя людьми из спорта, а в 1970-х сделал ямайского международного футболиста Аллана «Скилла» Коула своим тур-менеджером. Он сказал журналисту: «Если ты хочешь узнать меня поближе, тебе придется сыграть в футбол против меня и Уэйлерсов».

Панафриканизм

Марли был панафриканистом и верил в единство африканских народов во всем мире. Его убеждения уходят корнями в его религиозные убеждения растафари. Он был в значительной степени вдохновлен Маркусом Гарви, и во многих его песнях, таких как «Зимбабве », «Exodus», «Survival», были антиимпериалистические и панафриканистские темы. «Искупление Блэкмана» и «Песня искупления ». «Песня искупления» основана на речи Маркуса Гарви в Новой Шотландии в 1937 году. Марли считал, что независимость африканских стран от европейского господства была победой для всех членов африканской диаспоры. В песне «Africa Unite» он поет о желании всех народов африканской диаспоры объединиться и бороться против «Вавилона»; точно так же в песне «Зимбабве» он отмечает освобождение всего африканского континента и призывает к единству всех африканцев, как внутри, так и за пределами Африки.

Каннабис

Марли считал конопля целебная трава, «таинство» и «помощь в медитации»; он поддержал легализацию наркотика. Он считал, что употребление марихуаны распространено в Библии, читая такие отрывки, как Псалом 104: 14, как свидетельство одобрения ее использования. Марли начал употреблять каннабис, когда он перешел в растафари из католицизма в 1966 году. Он был арестован в 1968 году после того, как его поймали с каннабисом, но продолжал употреблять марихуану в соответствии со своими религиозными убеждениями. О том, как он употребляет марихуану, он сказал: «Когда вы курите траву, она открывает себя вам. Все злодеяния, которые вы делаете, трава открываются вам, вашей совести, проявляйте себя чистым, потому что трава заставляет вас медитировать. Это всего лишь естественный t’ing, и он растет как дерево «. Марли рассматривал употребление марихуаны как жизненно важный фактор для религиозного роста и связи с Джа, а также как способ философствовать и стать мудрее.

Мировая слава[править]

Альбом 1973 «Catch a Fire», дебют на Island Records, был в то же время и первым альбомом группы, изданным за пределами Ямайки. Пластинка принесла Wailers удачу, интерес к регги проявили меломаны за пределами Ямайки. Это было подтверждено гастролями группы в Америке и Великобритании. Wailers продолжали завоевывать европейскую и американскую аудитории, выступая на разогреве у таких ведущих артистов, как, например, Брюс Спрингстин (Bruce Springsteen). Вкусив первых плодов настоящего успеха, Ливингстон и Тош решили отправиться в сольное плавание. Боб Марли продолжил творческую карьеру, заручившись поддержкой трио I — Threes, в котором, кроме его жены Риты Марли, играли также Марсия Гриффит (Marcia Griffith) и Джуди Моватт (Judy Mowatt). Коллектив Марли с заново набранным составом получил название Bob Marley and the Wailers. Они продолжали много ездить с концертами вплоть до 1975 года, когда подошло время разобраться с накопленным материалом. Из новых наработок вышел крепкий альбом «Natty Dread» (1975), первый в карьере группы альбом, попавший в британский Тор 40 и американский Тор 100. Самым известным треком на альбоме был сингл «No Woman, No Cry», классический образец творчества Марли.

Триумфом Bob Marley and the Wailers в Великобритании стали два шоу в лондонском зале Lyceum Ballroom, что прошли с большим ажиотажем. Блестяще отыграв концерты для зрителей всех рас и оттенков кожи, по материалам двух выступлений группа подготовила концертный альбом «Live» (1975).

Популярность экзотической команды росла по нарастающей, подкрепляемая все более высоким качеством новых релизов. В 1976 году пластинка «Rastaman Vibration» стремительно взлетела в чартах многих стран мира, попав в Тор 10 США. Сингл «Roots, Rock, Reggae» покорил Тор 40 R&B-чарта США. Игнорировать это явление, занявшее свою уникальную нишу в поп-мейнстриме, было уже невозможно. Важным свидетельством признания стало звание лучшей группы в 1976 году, по результатам опроса читателей журнала «Rolling Stone».

По мере роста интереса к творчеству чернокожего музыканта в мире, менялось и отношение к нему на родине. Боба Марли начали воспринимать как культовую фигуру, национальный символ, почти мифический персонаж, каждое слово которого подхватывалось и передавалось из уст в уста.

В 1977 году появился альбом Bob Marley and the Wailers «Exodus», кульминационная точка в карьере артиста. По всему миру разлетелись хиты «Jamming», «Waiting in Vain», «One Love/People Get Ready», а сингл «Exodus» стал наивысшим достижением команды в американских рейтингах продаж, попав в Тор 20 чарта R&B. В создании альбома участвовал расширенный коллектив музыкантов, включавший, кроме фронтмена и трио I-Threes, также братьев Баррета и лид-гитариста Джулиана «Джуниора» Марвина (Julian (Junior) Marvin).

Через год Марли представил еще один LP «Kaya» (1978), включавший яркие композиции «Is This Love» и «Satisfy My Soul». В Великобритании диск приняли прекрасно, он оказался в первой пятерке национального рейтинга продаж, а сингл «Is This Love» оказался в английском Тор 10. В США интерес к альбому был гораздо ниже, в эфире американских радиостанций к тому времени доминировали диско и новая волна.

Новый студийный лонг-плей «Survival» Марли записал в 1979 году. Британские поклонники команды гарантировали ему попадание в Тор 20. В июне 1980 года мир увидел 12-й альбом артиста — «Uprising», что в переводе означает «восстание». Диск стал следующим коммерческим успехом музыканта, в первую очередь в Великобритании. Альбом «Uprising», и хит-сингл «Could You Be Loved» покорили Тор 10. Последнее «восстание» Боба Марли закончилось трагически. Открыв большое мировое турне великолепным выступлением в только что освобожденном Зимбабве, Bob Marley and the Wailers начал объезжать страну за страной, причем с огромным успехом. Например, их концерт под открытым небом в Милане собрал более 100 000 зрителей. С не меньшим восторгом музыканта приветствовали на Ямайке, но из-за плохого самочувствия он не смог играть на родине все запланированные концерты. Весной 1981 года команда приехала в Соединенные Штаты. Во время шоу в нью-йоркском Central Park артист прямо на сцене потерял сознание. В госпитале выяснилось, что у него тяжелая форма рака — болезнь зашла слишком далеко.

Покушение. «Is This Love»

Боб Марли, 1975 годСередина 70-х стала непростым временем для музыканта. В 1975 году он получил травму ноги, которая впоследствии обернулась смертельной болезнью, а еще через год, 3 декабря 1976 года, на Боба Марли и его семью было совершено покушение. Тогда на Ямайке прошли первые в стране выборы: обе участвовавшие в них партии не гнушались услугами бандитов, «крышевавших» целые районы Кингстона, и подозревали Марли в симпатиях к своим непримиримым оппонентам, одновременно пытаясь использовать его популярность.

«Rastaman Vibration» альбом «Exodus» «Three Little Birds»трио The I-Three»Три маленькие птички»», – говорила одна из участниц трио Марсия Гриффитс.

«Is This Love» стала своего рода символом «светлой стороны» регги, и настоящим выражением философии «с милой рай и в шалаше». Говорят, Боб Марли был не самым примерным мужем, но устоять перед песней и клипом, в котором снялась будущая супермодель Наоми Кэмпбелл, попросту невозможно.

Детство и юность

В 1944 году в северной части Ямайки существовала маленькая деревенька под названием Найн-Майлс. Проживавшая там чернокожая молодая девушка по имени Седелла Букер вышла замуж за белого моряка европейца Норвала Марли. Капитану было 50 лет, раньше он служил офицером в военно-морских силах Великобритании, а потом в качестве рулевого его прикомандировали в британский Вест-индийский полк, дальше последовала служба управляющим на плантации Ямайки. А в феврале 1945 года Седелла родила сына, ей на тот момент было 18 лет, мальчика назвали Роберт Неста Марли.

Но вскоре на Норвала стала давить предыдущая семья, он покинул молодую жену и только что родившегося сына. Потом он навещал их совсем редко, хотя материально всегда помогал, насколько для него это было возможным. Боб видел своего отца всего два раза. Когда мальчику было 10 лет, Норвал Марли умер.

В ямайских деревнях все жители мечтали о столице Кингстоне, им казалось, что этот город открывает для людей кучу возможностей и перспектив. Поэтому провинциалы огромными потоками ехали в столицу, хотя работы там было совсем не много. В скором времени иллюзии разрушались, но люди в деревни всё равно возвращаться не хотели. Так в западной части Кингстона разрослись трущобы, из которых Тренчтаун пользовался особенно дурной славой. Именно здесь оказался Боб Марли со своей матерью, будучи ещё подростком.

Тут он познакомился с таким же бедным мальчишкой из трущоб, Невиллом Ливингстоном, его прозвище было Банни. Вместе они стали делать свои первые робкие шаги в мир музыки. Ребята слушали американское радио, особенно им нравилась новоорлеанская радиостанция, которая передавала новые музыкальные композиции Кертиса Мэйфилда, Рея Чарльза, Брука Бентона, Фэтса Домино. Интересна была мальчишкам также музыка чернокожих исполнителей, пользовавшихся на острове невероятной популярностью.

Обучение в школе Боб не закончил и пошёл подрабатывать сварщиком в сварочные мастерские. Но в жизни у него было только одно увлечение и стремление – музыка. В совершенствовании музыкальных навыков ему помогал ямайский певец Джо Хиггс, проживавший в том же районе Тренчтаун. Он бесплатно давал мальчишкам уроки вокала. На одном из таких занятий парни познакомились с Питером Макинтошем, позже он стал известен всему миру как Питер Тош.

«Zimbabwe». «Redemption Song»

https://youtube.com/watch?v=D8C7WPRacss

Музыка регги между тем продолжала завоевывать новых поклонников: европейский тур The Wailers 1979 года побил рекорд ближайших конкурентов Rolling Stones, японские фанаты пели песни вместе с Бобом Марли, не зная языка, а чуть позже пришла очередь Африки. Новая песня «Zimbabwe» стала неофициальным гимном нового государства и была исполнена на концерте в честь объявления независимости. В самом начале концерта 90 тысяч человек, которым не досталось билетов, обрушили заграждения, и местная полиция применила слезоточивый газ, вынудив всех, включая музыкантов, спасаться бегством – но Боб Марли, кажется, почти ничего не заметил.

Последняя песня на последнем прижизненном альбоме Марли удивила очень и очень многих. Взяв несколько ключевых строчек из речи знаменитого оратора Маркуса Гарви, музыкант отказался от привычных духовых, клавишных, бэк-вокалов и даже от ритм-секции, написав и исполнив композицию о духовном освобождении в стиле скорее Боба Дилана, нежели Джимми Клиффа. Кое-кто даже считает «Redemption Song» лучшей из песен Марли, а известный своей активной позицией Боно из группы U2 говорил, что вспоминает ее каждый раз при встрече с кем-нибудь из политиков.

Регги. «Catch A Fire»

После этого группа выпустила ряд записей под руководством ямайского продюсера Коксона Додда, променяла ска на набиравший популярность стиль регги, а сам Боб Марли увлекся религией растафарианства и начал отращивать свои знаменитые дреды. Тогда же стало понятно, что настоящий успех следует искать в Штатах или хотя бы в Европе. Работа с Доддом прибыли не приносила, песни Боба крутили на дискотеках, но не по радио, к тому же Додду не нравилось растущее желание Марли петь на социальные темы. Пришедший ему на смену продюсер и музыкант Ли «Скрэтч» Перри положения не изменил. Популярность Марли по-прежнему не выходила за пределы Ямайки, а белые продюсеры не видели в нем звезду даже после того, как несколько его песен, включая известную в будущем «Stir It Up», стали хитами в исполнении черного певца Джонни Нэша.

The Wailers, 1970 год

Иного мнения был Крис Блэквелл – глава лейбла Island Records, одним из первых хитов которого стала песня «My Boy Lollipop» в исполнении юной уроженки Ямайки Милли Смолл. «Сделайте мне альбом, а там будет видно», – заявил Блэквелл Марли, Тошу и Уэйлеру. Плодом их труда стал первый европейский альбом Боба Марли и The Wailers «Catch A Fire». В новом веке эта запись попала на 123-е место в списке 500 лучших пластинок всех времен по версии журнала Rolling Stone. Совсем неплохо для дебюта!

Личная жизнь

Футбол действительно занимал особое место в сердце певца. Любовь к этому спорту у Боба была настолько огромна, что пункт об обязательном доступе к футбольному полю и мячу в любое время был прописан в его райдере. И он действительно был хорош в этом виде спорта: играя на позиции опорника в центре поля, он буквально «приклеивал» мяч к своим ногам, никто и ничто не могли отобрать у Марли мяч. У него было много лет практики – любовь, даже страсть, к этому спорту у Марли появилась в далеком детстве.

Боб Марли с женой Ритой

Всю жизнь с Марли рука об руку прошла его жена Рита, которая работала у Боба на подпевке в начале его карьеры. Совсем молодой еще Боб однажды встретил на улице девушку, которая шла и пела с друзьями. Ее талант и внешность привлекли двадцатилетнего Боба, и он стал за ней ухаживать. Закрутился бурный роман, молодые влюбленные решили пожениться.

В начале карьеры Боба пара жила в любви и согласии, однако с приходом невероятной популярности муж стал все реже бывать дома и все чаще заводить случайные романы.

Боб Марли с женой и детьми

У Риты и Боба Марли была большая и дружная семья – жена подарила певцу сыновей и дочерей. Все дети – а их у четы Марли целых четверо – в настоящее время так или иначе связаны с музыкой и другими видами творчества. Всего же у Марли одиннадцать детей, не считая одного приемного сына.

Рита проявила героические черты, зачастую воспитывая и родных детей, и отпрысков Марли от интрижек с другими женщинами. По словам Риты, в начале отношений Боб был заботливым и любящим примерным мужем, однако с течением времени он стал изменять законной жене. В свое оправдание он говорил, что он хочет много детей и просто не желает утруждать Риту многочисленными беременностями. Кстати, свою самую популярную песню «Нет, женщина, не плачь» Марли посвятил именно своей единственной законной жене. Женщина признается, что, хоть ее отношения с Бобом можно назвать нормальными с большим трудом, она простила бывшего мужа и хранит о нем нежнейшую память.

Многочисленные дети Марли отдают дань таланту отца, продолжая его дело. Они выступают, поют, создают авторские музыкальные проекты или занимаются другими творческими профессиями. Иными словами, они все стараются оставить след в истории и сделать этот мир немного лучше.

Дети и внуки Боба Марли

«Плакальщики»

Группа The Teenagers, будущие The Wailers, 1963 год

Музыкальная история Боба Марли началась почти одновременно со взлетом The Beatles – в 1963 году. Тогда он бросил школу и организовал свою первую группу The Teenagers с перкуссионистом Банни Ливингстоном-Уэйлером, гитаристом, известным как Питер Тош, и еще несколькими музыкантами.

И для многих из них музыка была не просто хобби, но шансом вырваться из ямайских гетто, где иногда по целым дням было нечего есть. «Вы из тех мест, где постоянно рыдают. Почему бы вам не назваться The Wailers ?» – предложил группе кто-то из слушателей. И это название закрепилось.

Поначалу «Плакальщики» исполняли популярную на Ямайке музыку ска и рокстеди в духе Toots and the Maytals, и первый же их сингл в этом стиле «Simmer Down» оказался хитом.

«Мы загрузили эту песню в музыкальный автомат, и до конца вечера все слушали только ее», – вспоминал будущий басист The Wailers Астон Барретт.

Дискография[править]

Год Название Примечания
Soul Rebels Студийный альбом
Catch A Fire Студийный альбом
1973 Burnin’ Студийный альбом
Rasta Revolution Студийный альбом
1974 Natty Dread Студийный альбом
Live! Запись концерта в «Lyceum Theatre», Лондон, июль
Rastaman Vibration Студийный альбом
Exodus Студийный альбом
Kaya Студийный альбом
1978 Babylon by Bus Записи с концертов в Европе
Survival Студийный альбом
Uprising Студийный альбом
Legend Сборник; благодаря его популярности, неоднократно позже выходил в различных дополненных версиях
Talkin’ Blues Запись концерта в «Record Plant», Сан-Франциско,
Live At The Roxy Запись концерта в «Roxy», Голливуд, май

Дополнительноправить

Альбом Год Лейбл
The Wailing Wailers 1966 Studio One
The Best of the Wailers 1970 Beverley’s
Soul Rebels 1970 Upsetter/Trojan
Soul Revolution 1971 Upsetter/Trojan
Soul Revolution Part II 1971 Upsetter/Trojan
African Herbsman 1973 Upsetter/Trojan
Rasta Revolution 1974 Upsetter/Trojan
Catch a Fire 1973 Island/Tuff Gong
Burnin’ 1973 Island/Tuff Gong
Natty Dread 1974 Island/Tuff Gong
Rastaman Vibration 1976 Island/Tuff Gong
Exodus 1977 Island/Tuff Gong
Kaya 1978 Island/Tuff Gong
Survival 1979 Island/Tuff Gong
Uprising 1980 Island/Tuff Gong
Confrontation (posthumous) 1983 Island/Tuff Gong
Концертные альбомы
Live! 1975 Island/Tuff Gong
Babylon by Bus 1978 Island/Tuff Gong
Talkin’ Blues (записан в 1973) 1991 Island/Tuff Gong
Live at the Roxy (записан в 1976) 2003 Island/Tuff Gong
Компиляции
Legend 1984 Island/Tuff Gong
Reggae Greats 1984 Island/Tuff Gong
Rebel Music 1986 Island/Tuff Gong
Songs of Freedom 1992 Island/Tuff Gong
Natural Mystic: The Legend Lives On 1995 Island/Tuff Gong
Bob Marley: Reggae Legend 1999 St. Clair
One Love: The Very Best of Bob Marley & The Wailers 2001 Island/Tuff Gong
Bob Marley and The Wailers: Trenchtown Rock (Anthology ’69 — ’78) 2002 Trojan Records
Gold 2005 Island/Tuff Gong
Africa Unite: The Singles Collection 2005 Island/Tuff Gong
Компиляция записей песен в Studio One 1963-1966
One Love at Studio One (double CD) 1991 Heartbeat Records
Simmer Down at Studio One 1994 Heartbeat Records
Wailing Wailers at Studio One 1994 Heartbeat Records
The Toughest — collection of Peter Tosh’s Studio One recordings 1996 Heartbeat Records
Destiny: Rare Ska Sides from Studio One 1999 Heartbeat Records
Wailers and Friends 1999 Heartbeat Records
Climb the Ladder 2000 Heartbeat Records
Greatest Hits at Studio One 2003 Heartbeat Records
Компиляция записей песен 1966—1971
Feel Alright 2004 JAD Records/Universal Records
Best of the Wailers 2004 JAD/Universal
Soul Rebels 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II 2004 JAD/Universal
Soul Revolution Part II(Upsetter Revolution Rhythm) 2004 JAD/Universal
Universal Masters Collection 2004 JAD/Universal
Original Cuts 2004 JAD/Universal
127 King Street 2004 JAD/Universal
Ammunition Dub Collection 2004 JAD/Universal
Wail’N Soul’M Singles Selecta 2005 JAD/Universal
Grooving Kingston 12 (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Fy-Ah, Fy-Ah (3-CD boxset) 2004 JAD/Universal
Официально изданные ремиксы
Chances Are 1981 WEA
Soul Almighty: The Formative Years Vol.1 1996 JAD
Black Progress: The Formative Years Vol.2 1997 JAD
Dreams Of Freedom: Ambient Translations in Dub 1997 Island
Chant Down Babylon 1999 Island
Shakedown: Marley Remix 2001 JAD

Текст песни No Woman, No Cry – Bob Marley

I remember when we used to sitIn the government yard in Trenchtown,Oba – obaserving the ‘ypocritesAs they would mingle with the good people we meetGood friends we have, oh, good friends we’ve lostAlong the wayIn this great future, you can’t forget your pastSo dry your tears, I say

Chorus:No woman, no cryNo woman, no cry‘Ere, little darlin’, don’t shed no tearsNo woman, no cry

I remember when we used to sitIn the government yard in TrenchtownAnd then Georgie would make the fire lights,As it was logwood burnin’ through the nightsThen we would cook cornmeal porridge,Of which I’ll share with youMy feet is my only carriage,So I’ve got to push on throughBut while I’m gone, I mean:Everything’s gonna be all right!

После Боба Марли

«Лебединой песней» The Wailers стали концерты в Madison Square Garden, на которых долго игнорировавшая певца черная Америка устроила ему настоящий триумф. Спустя несколько дней исполнитель потерял сознание во время пробежки в парке: у него обнаружили запущенную форму рака, и меньше, чем через год после этого, 11 мая 1981 года, Боб Марли скончался.

Его смерть в возрасте всего 36 лет стала ударом для любителей музыки по всему миру. Но всего через несколько лет на сцену вышли дети Боба. Группа The Melody Makers, в которую вошли Зигги, Стивен, Седелла и Шэрон Марли, получила несколько премий «Грэмми», а Зигги и Стивен со временем выросли в самостоятельных и вполне интересных артистов. Так что философия мира и любви, которую исповедовал самый известный исполнитель регги, продолжает жить не только в бесчисленных кавер-версиях и мемориальных концертах.

Зрелое творчество

В жизни Боба Марли наступил определяющий период. К этому времени на Ямайке очень сильно распространилось движение растаманов, Марли тоже постепенно втягивался в это, и его музыка стала полным отображением новой веры и идей. Песни всё больше затрагивали проблемы духовного и социального плана.

Воссозданный коллектив пел песни разного жанра, но за пределами Ямайки популярность пока не приходила.

В 1971 году Боб с друзьями открыл фирму записи грампластинок, но ничего хорошего из этого не получилось. Однако в конце года Марли повезло, он заключил контракт с певцом из Америки Джонни Нэшем и сочинил ему две композиции, которые стали хитами. Джонни пригласил Боба сопроводить его в поездке по Швеции, Марли не отказался и уехал. Наконец, в Европе он заключил контракт с компанией CBS, и группа Боба Марли выпустила сборник песен «Catch a Fire», сделавший их знаменитыми за пределами родного острова.

Популярность коллектива «The Wailers» росла, в 1973 году у них был гастрольный тур по Великобритании и Соединённым Штатам Америки.

Весь 1974 год в жизни Боба был насыщен работой над новым альбомом, он очень много времени проводил на студиях.

Но в скорости Питер Тош и Банни Ливингстон приняли решение о начале сольных выступлений и ушли из коллектива. Их место заняло трио темнокожих женщин, а группу назвали «Bob Marley & The Wailers». Одна из вокалисток, Рита, супруга Боба.

Обновлённый женский коллектив отправился в большой тур по Северной и Южной Америке, Европе и Африке.

Середина 70-х годов ознаменовалась тем, что Марли со своей группой был признан мировым лидером в музыкальном стиле регги, их альбомы занимали высокие позиции в хит-парадах, а песни, которые одновременно выражали «бунт, любовь и веру», были очень популярными среди интеллектуалов.

Когда группа возвращалась после гастрольных туров домой, их встречали как самых величайших звёзд Ямайки. Вместе с музыкальной мировой известностью Боба Марли рос его политический авторитет в стране.

В течение почти всего 1977 года Боб жил и работал в Лондоне, он трудился над новым альбомом «Exodus». Три композиции с этой пластинки впоследствии стали бестселлерами.

В 1978 году Марли был приглашён в Нью-Йорк, где ему вручили Медаль Мира. В этом же году он впервые побывал в Эфиопии и Кении. В 1979 году увидел свет новый альбом Боба «Survival».

Он был посвящён солидарности стран Африки в их борьбе за независимость.

В 1980 году группу Боба Марли пригласили в Зимбабве на празднование независимости. Вышел следующий альбом «Uprising», который моментально стал хитом. Группа отправилась в большое турне по Европе, которым побила все имеющиеся пики популярности на континенте. Самый большой в истории существования группы концерт они дали в этом году в Милане, присутствовало 100 000 зрителей.

Надежды и планы были грандиозными, но болезнь Боба не позволила им осуществиться.

Боб Марли: 10 песен ко дню рождения

В день рождения главного человека в музыке регги — 10 песен, которые спели для него другие артисты.

Из прошлогоднего фильма про Боба Марли мы знаем, что, добившись популярности в Америке, он очень переживал из-за того, что на его концерты ходили преимущественно белые. И старался почаще выступать вместе с популярными тогда соул-певцами.

Теперь это даже сложно представить, потому что количество рэперов, в разное время отреспектовавших Марли, не поддается исчислению. Мы нашли десять самых удачных переработок его творчества. Каверы, римейки, неожиданные сэмплирования и посвящения — все, чтобы лишний раз вспомнить песни этого человека. 

10. 5NIZZA «УШЕДШИМ СЛИШКОМ РАНО»

В начале нулевых не было в России группы ярче 5nizz’ы. Многие поспешили записать ее в разряд регги, хотя время показало, что обоим участникам интересны совсем другие жанры. Например, вот в этой песне Боб Марли упомянут в одном ряду с Морриссоном, Кобейном и Высоцким. Так получилось одно из самых трогательных посвящений певцу на русском языке.

9. WARREN G «I SHOT THE SHERIFF»

Рэперам вообще нравится эта песня — потому что про криминал, нелады с законом и другие понятные вещи. Кавер-версия сводного брата Доктора Дре и популяризатора джи-фанка появилась на его альбоме 1997 года, ну и клип на нее получился по-калифорнийски красочным и легким — ближе всего к ямайскому оригиналу.  

8. BUSTA RHYMES, JULIAN MARLEY «RASTAMAN CHANT»

Дань уважения Бобу Марли отдал и Баста Раймс (и не только тем, что носил дреды). Он не записывал песен с сэмплами из творчества Боба и не цитировал его в своих песнях — но выступил вместе с одним из сыновей Марли — Джулианом — перед многотысячной толпой.  

7. DRAKE «OVER»

Ещё одним ценителем наследия Марли является канадец Дрейк. Он цитировал Боба на главном сингле с «Thank Me Later» — «Over» (до него ту же цитату использовали dead prez), а чуть позже и вписал Марли в свой трек «Club Paradise». Учитывая любовь Дрейка к творчеству умерших музыкальных звёзд (когда там новый альбом Алийи?), полноценный кавер остаётся лишь вопросом времени.  

6. NAS & DAMIAN MARLEY «COULD YOU BE LOVED»

Быть сыном Боба и не петь его песни — ну что за глупости? У Дамиана и своих хитов хватает, но на фестивале Coachella он не упустил возможности раскачать толпу своей версией «Could You Be Loved». Особо интересно это потому, что произошло всё во время сэта с Насиром, и тот с удовольствием выступил в роли бэк-МС.  

5. ERYKAH BADU «NO MORE TROUBLE»

Эрика — «close friend of family», как отрекомендовал ее Стивен Марли, действительно нешуточно связана с ними. От участия в пресловутом сборнике «Chant Down Babylon» до совместной песни со Стивеном, невыносимо прекрасной «In Love With You». Семья не забыла позвать ее на трибьют-концерт, где певица исполнила «No More Trouble».  

4. БУМБОКС «БОБIK»

Все та же песня «I Shot the Sheriff» в устах вокалиста группы Бумбокс, Андрея Хлывнюка, получила вторую жизнь. По его версии, открытым насилием ничего не решить, а лучше демонстрировать свой протест по-другому. Хотя бы вот так — использовав милицейский «бобик» в качестве туалета.  

3. RIHANNA «IS THIS LOVE?»

Сложно скрыть наше трепетное отношение к Рианне. Может, это любовь? «Может, это её я чувствую?», — вторит нам барбадосска, исполняя не самую известную песню Боба на концерте в Манчестере.  

2. FUGEES «NO WOMAN, NO CRY»

Для группы, сделавшей карибские мотивы своей визитной карточкой, такое количество обращений к творчеству Марли неудивительно. Fugees блестяще справились с самой известное песней Боба, а позже, Лорин Хилл, уже занявшись сольной карьерой, перепела «Turn Your Lights Down Low» и много лет прожила с одним из сыновей Марли — Роаном.  

1. NOTORIOUS B.I.G, BOB MARLEY «HOLD YA HEAD»

Одна из самых удачных рэп-обработок наследия Марли была создана искусственным образом. В записи посмертного альбома дуэтов Бигги (а среди них были и Тупак, и Биг Пан), запомнился альбом дуэтов совсем не этим, а попытками скрестить хип-хоп с пограничными жанрами. Совместный трек с Бобом Марли — из этой же серии: звезда со звездою говорит здесь крайне убедительно.

Распад The Wailers. «No Woman No Cry»

Боб Марли, 1974 год/ Фото: Деннис Моррис

Вслед за Бобом Марли мир открыл для себя и других исполнителей регги, включая тех же «Toots and the Maytals», «Burning Spear», Джимми Клиффа, Ли «Скрэтча» Перри… Кажущаяся простота музыки и одновременно мощный социальный посыл, скользкие темы песен и вызов обществу – неудивительно, что тогдашние панки прямо говорили, что не могут слушать никакой музыки, кроме регги. Свой вклад в копилку ямайских ритмов внесли многие, от Пола Маккартни и Rolling Stones до Стиви Уандера, а версия песни Боба Марли «I Shot the Sheriff» в исполнении Эрика Клэптона возглавила чарты в 1974 году.

Мало-помалу изнанка жизни в турне, финансовые неурядицы и тот факт, что группа The Wailers превратилась в группу Bob Marley And The Wailers, начали напрягать двух других ее участников. И после того, как Крис Блэквелл отказался заняться сольным проектом Питера Тоша, тот в 1973 году ушел из группы вместе с Банни Уэйлером. «По-моему, распад группы принес больше горя Бобу, чем Банни с Питером. Он очень переживал, чувствовал себя брошенным и обиженным», – вспоминала Рита Марли, которая тогда же стала частью группы и даже помогла написать несколько песен для нового альбома «Natty Dread».

Однако главным хитом той пластинки стала «No Woman No Cry», авторство которой Боб Марли приписал своему другу по Тренчтауну Винсенту Форду. С тех пор ее пели Нина Симон, Boney M, Джоан Баэз, Pearl Jam и даже «Чайф» (под названием «Родная, не плачь»). Но оригинальную версию не удалось затмить никому.

Миротворческая деятельность

Боб став растаманом всегда старался поддерживать мир насколько это было в его силах. Он очень часто проводил политические концерты, на которых он призывал людей к миру. На одном из таких выступлений он пригласил двух деятелей противостоящих групп и предложил им пожать руки ради примирения. Однако не всегда все проходило гладко и один из миротворческих концертов был под угрозой срыва, а жизнь певца и его семьи на волосок от смерти. В рамках поддержки Майкла Мэнли который был представителем власти на Ямайке певец собирался дать выступление «Smile Jamaica» который призывал людей прекратить назревающую гражданскую войну. Но за сутки до проведения мероприятия дом певца, в котором находились его родные и он сам, был обстрелян из винтовок неизвестными.

Получив множественные ранения, певец отказался от перенесения концерта. Он провел концерт длинною в полтора часа призывая людей к миру. В конечном итоге певец если и не смог абсолютно ликвидировать вражду, то задержал ее на такой срок, который уготовила ему жизнь. В 1977 году у Марли обнаружили меланому на ноге, и для прекращения ее злокачественного влияния на организм требовалась ампутация. Вера певца не принимала никаких «лишений» неся мысль о том, что тело человека должно быть «целостным». Плюс ко всему этому Боб очень любил играть в футбол, а ампутация отобрала бы у него то что он так любит. В 1980 году певец выступает в Зимбабве, которая стала независимой от Великобритании. Боб Марли с его свободолюбивыми взглядами и вдохновляющими песнями стал символом местных жителей, которые были или находились в зависимости от других стран. После нескольких концертов в Африке певец отправился в Германию и провел там ряд удачных выступлений.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: