«17 лет» (1995)
А вот за следующий альбом — «Пусть все будет так, как ты захочешь» — Шахрин огрёб от критиков по полной. Дело в том, что сама идея альбома заключалась в том, чтобы воссоздать ностальгический саунд школьных ВИА. Идея, судя по всему, удалась на все сто. Критики тотчас нарекли альбом легковесной попснёй. То, что умиляло в альбоме Цоя «Это — не любовь» в середине 1980-х, в середине 1990-х уже раздражало.
В. Шахрин: «А что, рок-музыка обязательно должна угнетать? Между прочим, вначале она вообще была музыкой для танцев! …Нам много говорили и говорят, что это попса, но мне, во-первых, так не кажется, а по большому счету — абсолютно не принципиально, как будут называть песню „Пусть все будет так, как ты захочешь“ — рок-песней или эстрадной. Главное, мы играем её с удовольствием, и она нравится публике».
И действительно — то, что раздражало критиков и непримиримых рокеров, широкой публике и радио пришлось вполне по вкусу.
Кстати, в официальной дискографии ЧАЙФа песни с названием «Пусть все будет так, как ты захочешь» нет. Альбом с таким названием есть, строчки такие в песне есть, а вот сама песня называется иначе — «17 лет».
Посвящена она отнюдь не юной поклоннице Шахрина, а его жене. В момент написания песни Елена Шахрина была уже 34-летней женщиной, подарившей мужу двух дочек. А название песни «17 лет» было связано с тем, что в тот момент прошло ровно 17 лет с тех пор, как студент Строительного техникума Владимир Шахрин увидел на уроке физкультуры 17-летнюю студентку-архитектора.
В. Шахрин: «Я увидел ее танцующей на бревне, исполняющей какие-то гимнастические упражнения на бревне. Был сражен этой грацией и обаянием, достаточно так активно начал за ней ухаживать, у нас был бурный роман, за которым тщательно наблюдала вся общага и все наше заведение. Это было в 1976 году…».
Тебе 17, тебе опять 17 лет. Каждый твой день рожденья хочет прибавить, а я скажу: нет. Твой портрет, твои дети, я расскажу им о том: «Дети, вашей маме снова 17, вы просто поверьте, а поймете потом»…
Что касается строчки «Пусть все будет так, как ты захочешь», то её когда-то давно начертал отечественный рок-кумир Шахрина — Майк Науменко — на какой-то афишке в полупьяном состоянии.
Позже, в несколько переделанном виде, песня «17 лет» войдёт также в небезызвестный фильм «Стиляги».
«Оранжевое настроение» (1994)
Альбом «Оранжевое настроение» делался как бы в пику предыдущему — «Дети гор». Вместо плотного гитарного звука — простые акустические гитары. Ни баса, ни барабанов (разве что альт кое-где присутствовал). Группа достала из своих закромов старинные песенки разных лет, села в кружок в Свердловском драмтеатре и за один день — 17 сентября 1993 года — всё записала.
Сами музыканты даже заявили, что этот альбом — своеобразная игра «против рынка», движение вспять от современной музыкальной цивилизации. Подобная концепция совсем не понравилась продюсеру Дмитрию Гордону. Альбом выглядел уж слишком безыскусным, слишком любительским, напоминающим какой-то «квартирник» времён рок-н-ролльного подполья.
Самым большим хитом, безусловно, стала одноименная песня «Оранжевое настроение» — настоящий оптимистический гимн простого парня, который бездельничает в выходной день.
Нетрудно догадаться, что песня была написана ещё в советскую эпоху. Тут тебе и знаменитые оранжевые «улыбающиеся» автобусы «Икарус». Ну, и, конечно, знаменитая «Бутылка кефира, пол-батона» — классический лёгкий ланч советского трудового человека (именно кефир и булку я употреблял на перерыве во время школьной практики на автобазе).
Как уже упоминалось, песни на альбоме были собраны старые. Это относится и к «Оранжевому настроению», которое группа представила публике ещё в 1986 году — на 1-м фестивале Свердловского рок-клуба. Музыканты вспоминали, как во время исполнения песни их знакомый — Лёня Баксанов — даже вышел на сцену с кефиром и торжественно его выпил.
Благодаря песне, фанаты ЧАЙФА стали всё чаще приходить на концерт с оранжевой символикой (например, в строительных касках).
В. Шахрин: «Эта песня, по-моему, уже стала гимном студентов вместо „Gaudeamus igitur“. Фирмы по организации праздников, какие-то акции — все они называются „Оранжевое настроение“! А ведь до появления песни никогда было связи между хорошим и оранжевым настроением!».
Впрочем, о том, что оранжевый цвет жизнерадостный, пели ещё задолго до Шахрина. Собственно он сам в конце песни цитирует строки такой старой детской песенки: «Оранжевое небо, Оранжевое солнце, Оранжевая мама, Оранжевый верблюд? Оранжевые песни, Оранжево поют!» (имеется в виду «Оранжевая песня» на слова А. Арканова и музыку К. Певзнера, исполненная маленькой Ирмой Сохадзе ещё в 1965 году).
Как песня попала в альбом?
Альбом «Шекогали» (группа Чайф)
Трек вошёл в альбом «Шекогали» в последнюю минуту: пластинка была полностью завершена, и участники группы не желали включать новую песню, так как были уверены в её провале… Как минимум потому, что посвящённая спорту «Аргентина-Ямайка 5:0» совершенно не вписывалась в концепцию альбома. Однако все, кому они играли эту композицию, в один голос твердили, что это — потенциальный хит! Из воспоминаний продюсера Дмитрия Гройсмана:
Шахрин в свою очередь рассказывал: «Попробовали сыграть эту песню на концерте — публика была в восторге! Все вокруг только и твердили: «Записывайте, срочно! Это будущий хит!»
Так как же песня про поражение Ямайки попала в альбом? Слово Гройсману:
Глубокая предыстория
Владимир Шахрин
Как было упомянуто выше, автором песни является Владимир Шахрин. Регги-хит был написан по мотивам реальных событий, хоть и не самых радостных (для ямайцев как минимум). Однако — это не помешало ему стать главным летним хитом 1999 года! Публика с необыкновенной проницательностью приняла творение Шахрина, учитывая тот факт, что оно ну никак не соприкасалось с общей концепцией самого альбома «Шекогали». А началось всё вот с чего…
В 1998 году Владимиру Владимировичу подарили туристическую путёвку во Францию, по которой, собственно, солист группы «Чайф» и отправился в город любви — в Париж. Так сложилось, что в этот же период там проходил чемпионат мира по футболу — сборная Ямайки сражалась со сборной Аргентины! Однако в этом поединке команда с солнечного острова потерпела поражение… Позже Шахрин напишет об этом целую песню, но на тот момент он даже и не знал, что во Франции проходил какой-то матч… Будет важным добавить, что для Ямайки это было действительно большим событием: впервые ямайская команда получила право сыграть на мировом первенстве… Но — увы и ах.
https://youtube.com/watch?v=ZqmLpcLekms
Вечером, когда матч уже давно закончился, Шахрин совершал размеренную прогулку в районе Эйфелевой башни
Вдруг его внимание привлекли поникшие ямайцы: они исполняли очень проницательную песню под бой барабанов… В этот же самый момент рядом с ними танцевали и ликовали болельщики сборной Аргентины. Примечательно — но никаких конфликтов между ними, к счастью, не возникло
Ошарашенный и вдохновлённый увиденным, вскоре лидер «Чайф» написал один из самых больших в России хитов конца 1990-х…
«Аргентина-Ямайка» (1999)
Как говаривал сам Шахрин, с чутьём на хиты у него не очень. Рассчитываешь, бывало, на одну песню, а всенародной любимицей становится совершенно другая. Так произошло и с последним большим хитом ЧАЙФа «Аргентина-Ямайка», который автор даже не собирался выпускать на альбоме. Зато всем знакомым песня безумно понравилась. Говорят, даже рекорд-лейбл согласился выпустить альбом «Шекогали» лишь при условии, что на диске будет этот «футбольный гимн».
Гимн, конечно, вышел специфический. Его история началась в июне 1998 года, когда группа ЧАЙФ подарила своему лидеру семейную путёвку в Париж. Там как раз проходил чемпионат мира по футболу, но горячим футбольным фанатом Шахрин никогда не был и ни одного матча тогда так и не посетил.
В. Шахрин: «Кстати, в „Аргентине-Ямайке“ про футбол не было ни слова. Точно так же это могло быть и водное поло».
Однажды он прогуливался по Парижу и даже не подозревал, что в тот день прошёл драматический матч между сборными Аргентины и Ямайки. Для Ямайки это был первый раз, когда она дошла до мирового чемпионата, а тут — на тебе! — проигрыш с разгромным счётом 5:0.
И вот, гуляя недалеко от Эйфелевой башни, Шахрин заметил радостно бушующую толпу аргентинских болельщиков с её бело-голубыми флагами. А чуть поодаль сиротливо сидело человек пятнадцать болельщиков с родины Боба Марли, которые стучали на барабанах и пели какое-то грустное регги. Вскоре их окружили аргентинские болельщики, потихоньку стали подтанцовывать, а после и вовсе устроили хоровод.
Зачем ты стучишь в мои барабаны, Зачем ты танцуешь под мои барабаны, Зачем ты поешь мою песню — Мне и так больно… Какая боль! какая боль! Аргентина — Ямайка 5:0.
По свежим впечатлениям Шахрин написал текст, а чуть позже положил его на музыку — естественно, в стиле регги. А в 1999 году «Аргентина-Ямайка» уже звучит со всех радиоточек, возглавляет «Чартову дюжину» на «Нашем радио» и получает «Золотой граммофон» как «лучшая рок-песня». На песню режиссёр Д. Воробьёв снимает клип, где как раз используются кадры из злополучного матча — разве что на мониторах стадиона показывают не счёт, а выступление группы ЧАЙФ.
В том же 1999 году после неудачного матча Украины с Россией (который вывел российскую сборную из рамок чемпионата) Шахрин на концерте даже переделает строчки песни на «Украина-Россия… Ну, хотя бы, 2:0».
Автор долго сам ломал голову над тем — что же такого особенного в этой, с виду бесхитростной, шуточной песне? И, кажется, понял.
В. Шахрин, реплика на концерте: «Очень много песен о спорте, которые воспевают победу. А мы с вами, как болельщики, вот это переживание победы… ну, не так часто… Мы все, так или иначе, переживаем ощущение неудачи, а песен про это нет. А это же тоже эмоции».
Интересные факты
- Первоначально название группы писалось «Чай-Ф», что часто приводило к неправильному произношению. Поклонники начали называть команду «Чай-Эф», так как во многом были знакомы с ней только благодаря магнитоальбомам. Со временем музыканты решили убрать дефис и стали «Чайфом».
- Еще в молодости Шахрин с друзьями решили создать что-то в духе рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда». Юные музыканты придумали сюжет о шуте, алчном короле и его дочери. Позднее Владимир вспоминал, что в арии, которую он исполнял, оказались строки: «Кто выложит тысячу песо, того она будет любить». Только позднее рокер узнал, что названная сумма — это копейки, так что его персонаж (король) совсем не ценил собственную наследницу.
- Однажды «оранжевые» решили сломать устоявшийся стереотип о том, что песня не может включать меньше трех аккордов, написав композицию «Белая ворона», состоявшую из двух.
- Часто «чайфы» привлекали к работе над частями композиций музыкантов из других групп. Так, в песне «Не спеши» меломаны слышат партию баяна в исполнении Рушана Аюпова из «Бригады С», а в треке «Не дай мне повод» звучит гитарное соло Сергея Воронова, лидера проекта Crossroads.
Разбор боя регии /Схемы
Куплет
1. Вся песня играется в стиле регги. Это довольно специфичный рисунок, основная отличительная черта которого – это акцент, смещенный на слабую долю, а не выставленный на сильную. Поэтому куплет играется приемом даунстроук – то есть вы просто бьете медиатором по струнам вниз. При этом первый удар заглушается пальцами левой руки – вы просто не зажимаете струны аккорда. Кроме того, вы можете второй удар совершать вверх – и с точки зрения техники игры регги это даже вернее.
2. Еще один вариант боя – совершать первый удар вверх, а второй вниз. Это удобнее и привычнее, и подойдет для совсем начинающих гитаристов. Тем не менее, самый правильный вариант – это «Вниз – вверх».
Вверх — вниз
Вниз — вверх
3. Еще один вариант дополнения боя – иногда вместо одного удара вверх делать порядок «Вверх – вниз – вверх», но быстрее – вы должны уложиться в такт. Это сложнее, но если вы сможете полностью разобрать бой, то это начнет получаться само собой.
Припев
1. Первый вариант игры припева – не менять ничего. Бой остается тем же самым, характерным ритмическому рисунку регги. Он вполне входит в такты, поэтому перейти из куплета в припев не составит труда.
2. Второй вариант боя можно объяснить следующим образом. Условно разделим каждое движение, входящее в такт на пары – то есть «Вниз-вверх». Итак, основа боя состоит в том, чтобы, последовательно не останавливаясь ровно играть эти пары по шесть раз.
Теперь делайте следующее – на каждом втором ударе, кроме самого последнего, не зажимайте аккорд и глушите струны так же, как вы делали при игре куплетом. Если все сделано правильно – то получится очень необычный ритмический рисунок, входящий в мотив.
История создания
Предыстория рождения коллектива берет начало в середине 1970-х, когда четверо старшеклассников 36-й свердловской школы собрались в музыкальную группу, дав ей название «Пятна».
К Владимиру Шахрину, Сергею Денисову, Андрею Халтурину и Александру Лисконогу примкнул Владимир Бегунов, чья семья переехала в Свердловск из крымского поселка Гвардейское. Юные музыканты впервые выступили на школьных, а затем и городских дискотеках. Сначала репертуар «Пятен» состоял из западных хитов «Роллинг Стоунз» и «Ти Рэкс».
После выпускного вечера музыканты всем дружным ансамблем отправились учиться в местный строительный техникум, а оттуда — на службу в армию. Выступления «Пятен» остались в прошлом. В 1983 году состоялось знакомство Владимира Шахрина, вернувшегося из армейских рядов и работавшего на стройке, с Вадимом Кукушкиным и Олегом Решетниковым.
Владимир, увлеченный творчеством питерских «Аквариума» и «Зоопарка», уговорил Вадима и Олега собраться в рок-группу. Вскоре к ним присоединился демобилизованный Бегунов: ребята встретились на концерте Виктора Цоя и Майка Науменко. В 1984-м меломаны получили магнитный альбом, но из-за плохого качества записи он не принес музыкантам успеха. Вскоре к рок-группе примкнули остальные свердловчане из «Пятен».
В 1985 году коллектив подарил поклонникам 2 акустических альбома, которые вскоре слились в один, названный «Жизнь в розовом дыму». В том же году 25 сентября в заводском Доме культуры группа выступила под названием, которое знакомо миллионам ее фанатов. Этот день и год считаются днем рождения легендарного «Чайфа».
За название «Чайф» поклонники группы должны благодарить Вадима Кукушкина, поэта и музыканта из первого состава, придумавшего неологизм. Кукушкин, вспомнив, как определенная категория жителей Севера отдыхает с помощью заваривания крепкого чая-чифиря, соединил в единое слово «чай» и «кайф».
Традиция пить ароматный черный напиток прижилась и в коллективе, поэтому название стало родным для музыкантов, а потом и для миллионов фанатов группы-легенды. Логотип «Чайфа» придумал художник Ильдар Зиганшин в конце 1980-х, когда создавал обложку альбома «Не беда».
А в 1994-м, когда музыканты подарили меломанам СССР первый акустический альбом «Оранжевое настроение», цвет стал «фирменным». Фанаты «Чайфа» надели оранжевые футболки, в этих красках оформлялись концерты и реклама.
О популярности музыкального коллектива говорит то обстоятельство, что на его название посягали недобросовестные производители. Весной 2002 года Роспатент отобрал у компании «Караван» товарный знак «Чайф», ведь на момент регистрации знака легендарный коллектив уже 15 лет как радовал меломанов.
Состав
Состав коллектива за все время существования менялся. Бессменными остались солист Владимир Шахрин, гитарист Владимир Бегунов и барабанщик Валерий Северин. В начале 1996 года к «Чайфу» примкнул бас-гитарист и аранжировщик Вячеслав Двинин, который остается в группе и сегодня.
Вадим Кукушкин, вокалист и гитарист, оставил коллектив после призыва в армию. Демобилизовавшись, собрал свою группу, назвав ее «Кукушкин оркестр», а в 1990-х создал проект «Шалуны на Луне», для которого солист «Чайфа» Шахрин спел композицию «Зима была лютой».
Барабанщик и ксилофонист Олег Решетников, начинавший с «Чайфом», оставил коллектив в 1987-м, а бас-гитарист Антон Нифантьев окончательно ушел из группы в середине 1990-х, сосредоточившись на работе в проектах «Инсаров» и «Лилит». Барабанщик Владимир Назимов, примкнувший к ансамблю в 1987-м, ушел к Вячеславу Бутусову в «Наутилус». На смену ему в «Чайф» пришел Игорь Злобин.
Клипы
- 1988 — «Религия»
- 1993 — «Не спеши»
- 1993 — «Не дай мне повод»
- 1993 — «Город мой»
- 1994 — «17 лет»
- 1994 — «Никто не услышит (Ой-йО)»
- 1995 — «Не со мной»
- 1995 — «Кто-то хитрый»
- 1996 — «Рок-н-ролл этой ночи»
- 1997 — «Поплачь о нем»
- 1998 — «Матаня»
- 1998 — «В ее глазах»
- 1999 — «Завяжи мне глаза»
- 1999 — «Аргентина — Ямайка 5:0»
- 2001 — «Не доводи до предела»
- 2004 — «Достучаться до небес»
- 2006 — «Белая Птица»
- 2014 — «Псы с городских окраин»
- 2016 — «Живая вода»
- 2016 — «Чей чай горячей»
- 2018 — «Что мы делали в прошедшем году»
- 2019 — «Все девушки Бонда»
- 2019 — «Дом вверх дном»
- 2019 — «Палуба»
- 2020 — «Хэллоуин»
- 2020 — «Не теряй надежду»
Кратко о песне и исполнителе
Из всех песен групп Чайф именно эта, наверное, наиболее известна. Даже незнакомые с творчеством коллектива люди точно знают ее мотив и заводной текст припева, никого не оставляющий равнодушным. Сама композиция посвящена поражению сборной Ямайки в матче чемпионата по футболу 1998 года. Хоть и альбом, на котором впервые появилась эта песня, уже и был записан к моменту ее возникновения, но она оказалась настолько хитовой, что было решено включить ее в трек-лист.
И именно с этого момента «Аргентина Ямайка» стала завсегдатаем концертов и радиоэфиров, буквально став негласным гимном футбольных фанатов. Аккорды к песне быстро подобрались, и распространились среди гитаристов. Сейчас ее можно услышать практически повсеместно – ведь она начала составлять репертуар множества гитаристов. Мы предлагаем Чайф «Аргентина» аккорды, а также подробный разбор песни.