Марк бернес

Марк Бернес и фильмы о войне

Впоследствии славу актеру принесли фильмы о Второй мировой войне. Однако и это все было лишь только началом большого пути в искусстве. Переломным моментом в творчестве нашего сегодняшнего героя стал фильм «Два бойца» (с Яниной Жеймо, Верой Шершневой, Борисом Андреевым и другими легендами советского кино), в котором Марк Бернес не только сыграл одну из главных ролей, но и спел его основную песню – «Темная ночь». Тёмная ночь Поёт Марк Бернес Tiomnaya Noch Mark Bernes Два Бойца Данная композиция разделила жизнь актера на «до» и «после». Мягкий проникновенный голос Марка Бернеса настолько понравился зрителям, что впоследствии талантливый уроженец Украины стал часто исполнять данную композицию в рамках различных концертов. Не менее успешной стала также и другая композиция из фильма «Два бойца» — . Во многом именно благодаря этим двум композициям, наш сегодняшний герой сумел впервые прославиться не только как актер, но также и как талантливый музыкант. Впоследствии Марк Бернес часто исполнял песни из кинофильмов, в которых снимался. Среди его наиболее известных шлягеров были такие хиты как «Любимый город» (из фильма «Истребители»), «Три года ты мне снилась» («Большая жизнь. 2 серия»), «Тучи над городом встали» («Человек с ружьем») и другие. Эти и многие другие композиции, исполненные изначально для тех или иных кинофильмов, впоследствии были выпущены отдельными изданиями и стали настоящими шлягерами на советском телевидении и радио. Таким образом, уже в сороковые годы наш сегодняшний герой стал не только популярным актером, но и популярным певцом.

Марк Бернес. Журавли… В дальнейшем эти две ипостаси очень органично сочетались в жизни и творчестве Марка Бернеса. Он продолжал сниматься в кино, а также записывать музыкальные композиции (многие из которых теперь уже были никак не связаны с миром кинематографа). Нередко бывало так, что Марк Бернес участвовал в создании кинофильмов лишь только в качестве исполнителя музыкальных композиций для той или иной ленты.

«Враги сожгли родную хату»

Необыкновенные проникновенные стихи о солдате на могиле жены написал Михаил Исаковский, а Матвей Блантер, познакомившись с ними, создал песню. Но ее запретили: она показалась слишком мрачной. Не такие песни должны быть у народа-победителя. Песня пролежала шестнадцать лет. Но когда она попала к Марку Бернесу, то он впервые исполнил ее на сцене Зеленого театра в парке Горького.


Все пришли отдохнуть, развлечься, а вышел Бернес и как-то застенчиво, речитативом начал спокойно без патетики петь. Зал замер, а потом была буря аплодисментов. Но ведь Бернес отступил от программы, действовал на свой страх и риск. Потом к нему мешками шли письма фронтовиков, и цензура уже не могла остановить песню, ставшую народной, ведь в ней все до единого слова – правда: у кого-то были медали за Будапешт, кто-то пришел только к родным могилам, у кого-то не осталось дома. Стихотворение Исаковского в исполнении Бернеса стало народным. Оно наполнено силой горя народа-победителя. Но если бы не актер Марк Бернес, биография которого говорит об отваге, то, возможно, мы бы до сих пор не знали её.

Личная жизнь

Бернес в быту был сибаритом, модником, а личной жизни — любимцем женщин. Но официально актер был женат два раза.

Первая супруга — актриса Полина (или Паола) Линецкая. Они были ровесниками и познакомились в Театре Корша. Когда 19-летний Бернес туда только устроился, Паола уже была примой. Через два года ухаживаний артистка ушла от обеспеченного мужа к нищему статисту. В 1932-м они поженились.

Уже тогда Бернес был дамским угодником, и свадьба не поменяла его привычек. Успех только увеличил размах его романов.

Долгожданная дочь Наташа родилась у супругов через 20 лет брака. Спустя два года после рождения ребенка у Линецкой диагностировали рак. Женщина скончалась в 1956-м, когда ребенку исполнилось лишь три года.

От онкологического заболевания умерла не только жена Бернеса, но и его сестра и отец. Артист панически боялся рака — настолько, что даже не навещал умирающую жену, а после ее кончины велел домработнице избавиться от вещей супруги и тщательно вымыть квартиру.

Став вдовцом, певец окунулся в череду романов, но, по словам Людмилы Гурченко, которая с Бернесом была в дружеских отношениях, ни одна женщина не могла рядом с ним задержаться.

Марк Бернес: как складывалась личная жизнь «короля шлягеров»

Со второй супругой, Лилией Бодровой, Бернес познакомился в 1960-м, когда повел Наташу в первый класс. Лилия тоже привела в школу сына Жана. На тот момент она была замужем за фотокорреспондентом «Пари-матч» Люсьеном Но. Примечательно, что именно ее супруг и представил их друг другу на школьной линейке.

Марк Наумович был старше Лилии на 17 лет. Но их нисколько не смущала разница в возрасте. Когда женщина сообщила, что уходит от Люсьена к Бернесу, мало кто в это поверил. Ведь ее муж много зарабатывал, у них была роскошная квартира, единственный в Москве «Шевроле». Правда, вся столица была в курсе, что Люсьен еще тот плейбой и уж очень любил прекрасный пол. Но если некоторые женщины могут с этим мириться, то Бодрова этого не хотела. Через три месяца после знакомства с Марком Наумовичем Лилия переехала к нему. Пара оформила брак, певец усыновил Жана и считал родным сыном.

Марк Бернес с женой /

Бернес так любил жену, что буквально не отпускал ее от себя ни на минуту. Они вместе ездили на гастроли, она вела его концерты. Только однажды Марку Наумовичу пришлось отправиться в тур по Польше без супруги: у нее не был готов паспорт. Но как раз тогда он так сильно разболелся, что пришлось вызвать Лилю в Варшаву. Ей позвонили из посольства, а документы принесли на дом.

Дочь Наталья окончила МГУ и эмигрировала в Америку. Жан остался в Москве. Он окончил операторский факультет ВГИКа.

Слова песни «Журавли» Марк Бернес

Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда-то,А превратились в белых журавлей.

Они до сей поры с времён тех дальнихЛетят и подают нам голоса.Не потому ль так часто и печальноМы замолкаем, глядя в небеса?

Летит, летит по небу клин усталый,Летит в тумане на исходе дня,И в том строю есть промежуток малый,Быть может, это место для меня.

Настанет день, и с журавлиной стаейЯ поплыву в такой же сизой мгле,Из-под небес по-птичьи окликаяВсех вас, кого оставил на земле.

Мне кажется порою, что солдаты,С кровавых не пришедшие полей,Не в землю нашу полегли когда-то,А превратились в белых журавлей…

Интересные факты

На самом деле, с этой композицией связано множество поистине волнующих и прекрасных историй! Вспомним некоторые из них…

  • Памятным апрельским утром 1961 году пластинка «Я люблю тебя, жизнь» отправилась вместе с Юрием Гагариным в космос! Выбор советского лётчика-космонавта пал именно на эту песню неспроста: сильная и вдохновляющая, — она не только поднимает настроение, но и помогает обрести новые силы!
  • Несколько лет спустя, в столице проходил Всемирный конгресс женщин. В честь этого было выпущено несколько записей этой композиции: на английском и французском языках. Обе версии великолепно исполнил многоуважаемый Иосиф Кобзон.
  • Об этом мало кто знает, но песня «Я люблю тебя, жизнь» в прямом смысле слова спасла жизнь группе московских студентов-лыжников! Случилось это в 1967 году, когда команда ребят сбилась с пути и затерялась в карельском лесу. Мороз стоял жуткий — минус сорок! Сугробы снега были настолько глубокими, что можно было сломать ногу! Когда ребята были обнаружены замыкающим Валерой Калининым, они были уже без сил… Они, казалось, даже не слышали его… Настолько были обессилены… Попробовав растормошить хоть как-то шестёрку, и поняв, что это бесполезно, Валера запел «Я люблю тебя, жизнь». Никто вообще никогда не слышал, чтобы он пел! И было ли это какое-то волшебство, но группа начала приходить в себя. В итоге им удалось выбраться из леса.

Как Бернес испугался

В 1954 году Паола родила Бернесу дочку. Они были счастливы, хотя Марк время от времени и огорчал жену — что он мог поделать со своим неимоверным обаянием, сводившим женщин с ума?! Однажды приятель спросил Бернеса: «Вот ты приходишь домой утром — похмельный, весь в помаде. Что говоришь Паоле?» Бернес ответил: «Я говорю: «Здравствуй!» Остальное говорит она».

И тем не менее, он любил Паолу и, когда случилась беда, испытал шок. Паола заболела, когда маленькой Наташе ещё не исполнилось трёх лет. Диагноз прозвучал как приговор — рак. Через два месяца она умерла. Поразительно, но Бернес не простился с Паолой, он вообще ни разу не навестил её в больнице. Он… безумно испугался, в первый и в последний раз в жизни. Причём не столько за жену, сколько за самого себя. Он так боялся подхватить смертельно опасную болезнь, что заставил домработницу перемыть в квартире всё, к чему могла прикоснуться Паола.

Друзья были шокированы, говорили, что Бернес сломался… Но однажды пережитый страх, как ни странно, заставил его стать ещё более бесшабашным. Он словно хотел что-то кому-то доказать. В 1958 году он отбил молоденькую актрису Изольду Извицкую, на которую положил глаз сам Алексей Аджубей, могущественный главный редактор «Комсомольской правды», зять Хрущёва. Аджубей затаил обиду, и случай расквитаться с соперником вскоре представился.


Однажды Бернес и Извицкая мчались на его «Волге» по площади Дзержинского. На «красный» останавливаться не стали, постовой милиционер засвистел, но Бернес только прибавил газу. Тогда милиционер бросился наперерез машине! Дальше события развивались, как в приключенческой ленте: постовой запрыгнул на капот «Волги», а Бернес вместо того, чтобы ударить по тормозам, продолжал кружить вокруг памятника «железному Феликсу»… Когда начальство узнало, что в происшествии замешан не кто-нибудь, а сам Бернес, дело положили «под сукно», но протокол на всякий случай не уничтожили. Через несколько недель на концерте, посвящённом закрытию съезда комсомола, Бернес исполнил две песни, но на бис петь не стал (в «Москонцерте» его предупреждали о строгом регламенте — две песни, значит, две). В зале сидел Хрущёв. «Не может спеть народу лишнюю песню, — хмуро проворчал он. — Зазнался!» Аджубей, сопровождавший тестя на концерт, понял: пора! Вскоре в «Правде» появилась статья «Пошлость на эстраде» — Бернеса упрекали в «дурном музыкальном вкусе» и пении с использованием микрофона — без голоса, а туда же! А следом «Комсомолка» опубликовала фельетон «Звезда на «Волге» — о том, как зазнавшийся артист едва не задавил милиционера. После выхода статьи протокол происшествия на площади Дзержинского был извлечён на свет, на Бернеса было заведено уголовное дело. Все могло кончиться судом, но помогли многочисленные связи — дело удалось замять.

Бернеса оставили в покое, но вокруг образовалась тишина: его перестали приглашать сниматься, начались проблемы с концертами. Спустя несколько лет Аджубей извинился перед ним за всю эту историю, но в кино Бернес уже так и не вернулся. Единственную роль — в фильме Владимира Мотыля по сценарию Булата Окуджавы «Женя, Женечка и «катюша» — он сыграл в 1966 году. Окуджава писал специально для него, в сценарии так и значилось: полковник, похожий на Бернеса…

“Песенка военного шофёра” в исполнении Бернеса

Фильмы и песни

Кинематографическая биография Марка Бернеса началась в середине 1930-х. В молодости эпизоды сменились ролями второго плана, затем последовали ключевые образы.

Вышедшая в 1938-м картина «Человек с ружьем» стала переломной в кинокарьере Бернеса. В этой историко-революционный ленте он получил не самую главную роль, зато впервые с экрана исполнил песню — «Тучи над городом встали». Не имея ни сильного голоса, ни музыкального образования, артист завоевал зрителей сердечностью исполнения. За работу в драме Марк Наумович получил орден «Знак Почета» и любовь кинозрителей.

Успех «Туч» заставил режиссера следующей ленты, Эдуарда Пенцлина, подумать о включении в нее песни в исполнении Бернеса. Так в «Истребителях» (1939) появилась композиция «Любимый город». Директор Киевской киностудии запретил ее исполнение, но во время его отъезда съемочная группа записала эпизод и сдала фильм на приемку в Министерство кинематографии. Разгоревшийся скандал потушило принятие ленты к показу без поправок, отдельной похвалы удостоилась и песня.

Уже в марте 1940-го эта композиция вышла на пластинках и была очень популярна в годы войны. Но едва ли не главной песней Великой Отечественной стала «Темная ночь».

Марк Бернес в молодости /

Композиции «Темная ночь» и «Шаланды, полные кефали», прозвучавшие в картине «Два бойца» (1943), мгновенно стали шлягерами. Они разделили жизнь Марка Наумовича на до и после, сделав его не только известным актером, но и популярным певцом.

В конце 1943-го артист дал первый концерт в Свердловске, а затем отправился в турне по Уралу. Он не оставил кинокарьеру, но сосредоточился на музыкальной деятельности. Почти каждый фильм, в котором появлялся актер, был отмечен новой песней в его исполнении.

Съемки военного фильма «Великий перелом» режиссера Фридриха Эрмлера проходили при содействии штаба и участии войск Ленинградского фронта. Картина участвовала в первом Каннском кинофестивале в 1946-м и получила Гран-при.

В том же году была снята вторая часть картины, но на экраны она вышла только в 1958-м. Бернес исполнил песню «Три года ты мне снилась». Сначала Марк Наумович отказался исполнять лирическую композицию, назвав ее вялой и неинтересной, но позже изменил свое мнение — она стала стала одной из его самых любимых.

В 1957-м фильмографию Марка Наумовича пополнила лента «Ночной патруль». Она имела успех в криминальной среде, и жизнь актера, сыгравшего роль завязавшего с преступным прошлым «медвежатника», проиграли в карты. Бернес получил предупреждение от одного из преступников и отнесся к ситуации легкомысленно, но МУР на целый месяц приставил круглосуточную охрану к любимцу зрителей, у которого были поклонники во всей вертикали власти.

Новые песни в дискографии Бернеса появлялись и без привязки к фильмам. Авторы жаждали работать с популярным певцом, выстраиваясь к нему в очередь со своими произведениями. Марка Наумовича считали талисманом: после спетой им песни композиторы и авторы текстов мгновенно превращались в звезд.

Правда, после ближайшего знакомства поэты-песенники и композиторы понимали, почему о скверном характере Бернеса ходят легенды. Он запросто звонил ночью или под утро, требуя переделать какие-то строчки стихов. Как правило, авторы под его напором сдавались. Та же история с композиторами: Марк Наумович убеждал изменить определенные моменты в мелодии, напевая свой вариант. При этом у артиста не было музыкального образования, ноты он назвал чаинками.

Некоторых подобные требования капризного певца очень раздражали. Но со временем становилось понятно, что именно в бернесовском варианте песня получала шанс превратиться в народный хит, который пела вся страна.

Новый виток славы!

Спустя много десятилетий с момента выхода в свет, а именно в апреле 2020 года, забытая многими композиция вновь обрела популярность! Случилось это благодаря ролику, который полиция финского города Оулу опубликовала на YouTube: на нём мы видим, как полицейский идёт по опустевшему городу и поёт… Да-да! То самое произведение «Я люблю тебя, жизнь» (финский вариант получил название «Любите жизнь — придёт новый день!»). К слову: этим полицейским оказался некий Петрус Шредерус.

По словам самих авторов идеи, именно эта песня была исполнена с целью призвать местное население оставаться дома во время вспышки короновирусной инфекции! Что касается Петруса, то после этого ролика он стал местной звездой! Многие даже видят в нём большой потенциал певца!

Любопытно, но данную композицию уже давно любят и уважают в Финляндии. Впервые она была представлена в этой стране ещё в 1962 году! Исполнил её Георг Отс. В середине 90-х её исполнил Мартти Ахтисаари в честь победы на президентских выборах! Уже в 2000-х она была признана одной из самых продаваемых на территории городка Суоми.

Песня «Я люблю тебя, жизнь». Текст

Я люблю тебя, жизнь,
Что само по себе и не ново.
Я люблю тебя, жизнь,
Я люблю тебя снова и снова.

Вот уж окна зажглись,
Я шагаю с работы устало.
Я люблю тебя, жизнь,
И хочу, чтобы лучше ты стала.

Мне не мало дано:
Ширь земли и равнина морская,
Мне известна давно
Бескорыстная дружба мужская.

В звоне каждого дня
Как я счастлив, что нет мне покоя!
Есть любовь у меня.
Жизнь, ты знаешь, что это такое…

Как поют соловьи,
Полумрак. Поцелуй на рассвете,
И вершина любви —
Это чудо великое — дети!

Вновь мы с ними пройдем
Детство, юность, вокзалы, причалы.
Будут внуки потом,
Все опять повторится сначала.

Ах, как годы летят!
Мы грустим, седину замечая.
Жизнь, ты помнишь солдат,
Что погибли, тебя защищая?

Так ликуй и вершись
В трубных звуках весеннего гимна!
Я люблю тебя, жизнь,
И надеюсь, что это взаимно!

1958

Подрастает город наш

Эдуард Савельевич Колмановский (1923—1994), советский композитор, народный артист СССР (1991). Опера «Белоснежка» (1965), музыка к спектаклям драматического театра, песни «Я люблю тебя, жизнь» (1958), «Хотят ли русские войны» (1961), «Алеша» (1966), «Мужчины» (1973) и др. Государственная премия СССР (1984).

Весна 1956 года останется в истории как пора XX съезда Коммунистической партии Советского Союза. Этот съезд имел огромное значение для дальнейшей жизни нашей страны, для развития международного коммунистического движения.

Осудив культ личности, съезд своими решениями, всем своим характером подчеркнул роль каждого человека, роль каждой личности в строительстве нового общества.

Атмосфера душевного подъема чувствовалась повсюду. Это не могло не отразиться на поэзии — она всегда была тончайшей мембраной, принимающей и передающей Время.

Стихотворение Константина Ваншенкина «Я люблю тебя, жизнь…», написанное той весной и опубликованное «Комсомольской правдой», явилось не столько откликом, сколько отзвуком, философским осмысливанием этих больших событий.
Поэт и не думал, и не гадал, что его стихотворение через годы станет песней, да еще такой громкой и столь любимой народом.

Просто написалось стихотворение — от всей души. Именно потому оно и стало знаменитой песней.

Перелистывая пожелтевшие страницы комплекта «Комсомольской правды», я нашел это стихотворение.

В нем двенадцать строф, а в песне — восемь. Не вошли в песню хорошие четверостишия — вот одно из них, предшествовавшее известному теперь «Мне не мало дано…».

Я опять и опять
По далеким дорогам кочую,
Все хочу я объять,
Все понять непременно хочу я.

Ничего не поделаешь — стихотворение, переходя в песню, подвергается подчас изменениям, сокращению. Но ряд строф, следующих за первой, оставшейся без изменений и, видимо, привлекшей и увлекшей композитора Эдуарда Колмановского, переработан, сжат, а не просто сокращен.

Константин Яковлевич Ваншенкин (1925—2012), русский советский поэт. Стихи и проза о войне, мире природы, долге человека перед эпохой. Поэтические сборники «Повороты света» (1965), «Поездка к другу» (1971), «Дорожный знак» (1977), «Ветка» (1981), «Примета» (1987). Поэма «Жизнь человека» (1980; Государственная премия СССР, 1985). Автор слов популярной песни «Я люблю тебя, жизнь» на музыку Э. С. Колмановского. «Книга воспоминаний, литературных очерков «Лица и голоса» (1978). Государственная премия РФ (2001) за сборник стихов «Волнистое стекло».

Стихотворение Ваншенкина еще тогда было замечено: как свободно и естественно соединяются в нем лирика и публицистика, сугубо личное и то, чем живет общество.

Но лишь через два года появилась песня, которую теперь знают все.

Люди с отважными сердцами взяли эту песню в свои рюкзаки как самое необходимое снаряжение.

В 1960 году в Париже я неожиданно встретил на улице четырех советских солдат в новенькой форме. Парижане оглядывались, приветствовали их. О них тогда говорил весь мир. Это была геройская четверка. Служа в береговых частях на Дальнем Востоке, солдаты вышли в океан на небольшой барже и были застигнуты тайфуном. Сорок дней без запасов воды и пищи на утлом суденышке, несущемся по воле волн, провели молодые парни. Их отнесло к берегам Америки — там их обнаружили в океане.

Я встретил их, когда они возвращались на Родину из Нью-Йорка, где их восторженно приветствовали американцы.

В советском посольстве меня попросили взять четырех юношей под свою опеку. Мы вместе полетели в Москву. В самолете ребята рассказывали подробности своей одиссеи. Когда оставались последние капли надежды, Зиганшин запевал: «Я люблю тебя, жизнь», вселяя в сердца обессилевших товарищей веру в непременную победу над стихией и над смертью.

Мне доставило большое удовольствие сообщить авторам песни об этом «океанском» ее исполнении.

В газете «Правда» 3 января 1965 года была напечатана корреспонденция с далекой Чукотки. Геологоразведочная партия работала в пустынной тундре у подножия горы Экуг. «Геологиня» Валя Ровняга направилась с базы на радиостанцию, совсем неподалеку. В это время началась чудовищная пурга. Девушка пропала. Шестьдесят пять часов блуждала она в сплошном ревущем и стонущем белом месиве, растирала руки и ноги снегом, чтоб не замерзнуть. Товарищи искали ее, но усилия были тщетны. Представляете, как идти, двигаться шестьдесят пять часов подряд? Чтоб не уснуть — уснуть значило погибнуть,— Валя пела свою любимую песню: «Я люблю тебя, жизнь…»

И песня спасла девушку.

Это песня отважных, проверенная в схватках со стихией, песня о нашей мирной жизни, написанная человеком, который семнадцатилетним ушел на войну, вернулся поэтом и выражает в своих стихах и песнях умонастроение победителей.

Детство и семья актёра

Бернес Марк (настоящее имя – Менахем-Ман Неухович Нейман) родился 8 октября 1911 г. в украинском городе Нежин Черниговской области. По национальности он еврей.

Мама – Фрума-Махля Липовна, нигде не работала, вела домашнее хозяйство. Отец – Наум Самойлович, трудился на предприятии по сбору вторсырья. В их доме всегда звучала музыка, родители приобщали сына к искусству с младых ногтей.

В 1916 г. Нейманы сменили место жительства на город Харьков, где и прошли детство и юность Марка. В 7 лет мальчик пошёл в школу, по окончании направил свои стопы в театральный техникум. Родители же отправляли его овладевать профессией бухгалтера.

Параллельно с обучением в техникуме, Марк устроился статистом в харьковский театр «Муссури». В скором времени у него появился шанс выступить вместо заболевшего артиста. Псевдоним Бернес был придуман молодым артистом именно тогда.

Парень вложился на сцене так, что режиссёр Николай Синельников его даже похвалил. С того дня Марку изредка перепадали небольшие роли в постановках.

Когда молодому артисту исполнилось 17 лет, получив свидетельство об окончании театральных курсов, Бернес отправился в Москву. Здесь для него открылись совсем другие горизонты. Марка одновременно приняли статистом в Большой и Малый театры. Он был рад и такой работе. Через некоторое время режиссёры начали выделять талантливого артиста из толпы, стали доверять небольшие роли. Актёра Николая Радина парень считал своим учителем.

Марк Бернес. Я люблю тебя, жизнь…

Марк Наумович Бернес (Отто Нейман) — советский актёр кино и исполнитель песен. Народный артист РСФСР. Родился 8 октября (25 сентября) 1911 года в Нежине, Черниговской губернии, Российской империи (ныне Черниговская область, Украина) в семье старьёвщика.   Когда Марку было 5 лет, семья переехала в Харьков. Там он закончил среднюю школу и родители его отправили учиться на бухгалтера в Харьковское торгово-промышленное училище. Однако никакого желания заниматься счетоводством у Марка не было. Он мечтал о сцене. Впервые он попал в театр в 15 лет и с тех пор заболел им на всю жизнь. Чтобы быть к нему поближе, он нанимался в бригаду расклейщиков афиш, а через некоторое время, работал зазывалой, напялив на себя афишу, приглашал «добропорядочных» граждан посетить театр.   Между тем, страсть своего опрыска к театру родители Бернеса категорически не одобряли. И тогда, в возрасте 17-ти лет, он сбежал от них в Москву. В столице он несколько дней жил на Курсокм вокзале, а днём обивал пороги столичных театров, соглашаясь на любую работу. И его взяли в массовку Малого театра. Одновременно он успел записаться и в массовку Большого театра.   В феврале 1930 года Бернес подал заявление в Московский драматический театр и получил положительный ответ. Он стал актёром вспомогательного состава. И уже через 11 месяцев, в январе 1931 года  его зачислили актёром в основной состав. Однако роли в спектаклях ему доставались небольшие: за три года их было всего пять.   Своего угла в Москве Бернес долгое время не имел, поэтому первые несколько месяцев ему приходилось жить в крохотной гримёрной. А когда в доме напротив театра в Петровском переулке надстроили этаж, то одну из его комнат отдали молодому актёру. В начале 1933 года он перешёл работать в Театр революции.   В середине 1930-х годов он женился на молодой девушке, которую звали Полина Линецкая. Именно она стала прививать Бернесу интерес к литературе, заразила его чтением.   С 1935 года работал только в кино. А после небольшой роли красноармейца в Фильме Юткевича «Человек с ружьём», 26-летний Марк Бернес стал знаменит.   В 1938 году успех Бернеса в мире кино закрепляется фильмом «Истребители», а песня «Любимый город», которую исполняет герой Бернеса, тут же становится шлягером.   Свою вторую, и как оказалось, последнюю главную роль в кино Бернес сыграл во время войны — роль Аркадия Дзюбина в фильме Леонида Лукова «Два бойца». Однако съёмки в этой картине были для актёра отнюдь не лёгкими. Этот фильм стал вершиной популярности Бернеса. За исполнение главной роли правительство наградило его орденом Красной Звезды, а жители Одессы присвоили Бернесу звание «Почётный житель города».   В 1952 году Бернес вступил в партию. В 1954 году в семье актёра произошло радостное событие — у них с Полиной Семёновной родилась дочь, которую назвали Наташей. Однако радость длилась недолго, через два года Полина Семёновна умерла от рака. Отличаясь крайней мнительностью, он считал, что может заразиться, и перестал навещать жену в больнице. Полина Семёновна умерла, так и не увидев перед смертью мужа.   Однако эта смерть настолько потрясла Бернеса, что в течение нескольких месяцев он не мог прийти в себя. Но рядом были друзья, а главное, работа…   В начале 1960-х годов серьёзные изменения произошли и в личной жизни артиста. 1 сентября 1960 года Бернес повёл свою дочь Наташу в первый класс 2-й французской спецшколы в Банном переулке. В эту же школу привели своего сына Жана фотокорреспондент журнала «Пари-матч» и его 31-летняя жена Лилия Михайловна Бодрова. Бернес, увидев Бодрову, влюбился в неё с первого взгляда. Судьбе было угодно, чтобы их дети сели за одну парту, что вскоре сблизило Бернеса и Бодрову. И в ноябре того же года Лилия Михайловна ушла от мужа и переехала в двухкомнатную квартиру Бернеса на Сухаревской. Она вспоминала: «Марк оформил меня на работу. С тех пор я вела все его концерты. Мы не расставались ни на минуту…»   В июне 1969 года Бернесу стало плохо. Врачи, обследовавшие его, предположили, что у него инфекционный радикулит. Однако, при более тщательном обследовании, был поставлен страшный диагноз неоперабельный рак лёгких. Артист был обречён.   8 июля 1969 года будучи тяжело больным, артист с одного дубля записал песню «Журавли» Яна Френкеля на стихи Расула Гамзатова в переводе Наума Гребнева.   Марк Бернес скончался в субботу 16 августа 1969 года на 58-м году жизни в Москве. А в понедельник готовился к выходу Указ о присвоении ему звания «Народный артист СССР». И так как посмертно этого звания в СССР не давали, то указ был положен «под сукно»…   Похоронен актёр на Новодевичьем кладбище Москвы.   Марк Бернес — выдающийся исполнитель песен советских композиторов на эстраде, радио и телевидении. Обладал запоминающимся, особым, душевным тембром голоса.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: