Смерть
Весной 1996 года у Сергея случился сердечный приступ. После обследования стало известно, что музыкант серьезно болен. Врачи диагностировали у Курехина саркому сердца. Его поместили в Покровскую больницу Санкт-Петербурга, в отделение для онкологических больных. В июне Сергею сделали операцию, после которой врачи предупредили жену, что шансов на выздоровление не осталось. 9 июля 1996 года музыкант скончался. Его могила находится на Комаровском кладбище, недалеко от места захоронения Анны Ахматовой.
Жена Курехина упоминала в интервью газете «Московский комсомолец», что, хотя причина смерти ее мужа ясна и понятна, близких людей не покидает ощущение мистики. Сергей незадолго до смерти увлекся трудами основоположника сатанизма Алистера Кроули. Даже самую знаменитую теорию «Ленин — гриб» Курехин придумал под влиянием нового увлечения.
Сергей Курехин и Александр Дугин / кадр из «Ютьюб»
В мистику происходящего верил и сам музыкант. Незадолго до смерти Сергей попросил жену покреститься самой и провести обряд над их маленьким сыном. Анастасия сделала все, как просил муж. Через 2 года после смерти Курехина с его детьми случилось несчастье. В один и тот же день его сын чуть не попал под машину, а дочь Лиза наглоталась снотворного. Федор остался жив, а Елизавета умерла и была похоронена рядом с отцом.
Родились в этот день
Борец с пошлостью и штампами
Курехин Сергей Анатольевич16 июня 1954
В российском шоу-бизнесе не было и нет более талантливого, легкого, светлого и доброго человека, чем он. Он много сделал, но, к сожалению, прожил очень недолгую жизнь.
Российский пианист, композитор, музыкант-авaнгардист, джазовый музыкант, артист, руководитель нескольких ансамблей, в том числе оркестра «Поп-механика», видный представитель музыкально-театрального андеграунда Сергей Анатольевич Курехин родился 16 июня 1954 г. в Мурманске.
Учился в Ленинграде в музучилище на дирижерско-хоровом отделении и в Институте культуры на факультете оркестрового дирижирования. Еще школьником играл в рок-группах, но внезапно увлекся джазом и с 1976 г. выступал как импровизирующий пианист. Был известен в джазовых кругах, входил в рок-группу «Аквариум» Бориса Гребенщикова, выступал с Владимиром Чекасиным, а также регулярно участвовал в джем-сэйшнз с музыкантами фри-джаза.
Создал «Квартет новоджазовой музыки» (с Валентиной Пономаревой, Игорем Бутманом, Сергеем Беличенко и др.), потом возникла «Поп-механика» – театрально-музыкальный оркестр, в который входили музыканты различных направлений (оперные вокалисты, рок-ансамбли, джазовые солисты, артисты, цыганские хоры, художники, иногда группы животных и т. п.).
В середине 80-х гг. Курехин проявил себя как талантливый композитор, написав музыку к кинофильму «Господин оформитель», и как интересный актер. Снимался в фильмах: «Лох – победитель воды», «Сломанный свет», «Два капитана-2», «Над темной водой», «Комплекс невменяемости». Выпустил диски: «Насекомая культура», «Поп-механика №17», «Полинезия. Введение в историю», «Опера богатых», «Ибливый опоссум» и др. В 1991 году выступил в программе «Пятое колесо», убедительно доказав зрителям, что Ленин — гриб.
В апреле 1996 г. Курехин вернулся из Москвы в Питер. Сергея на руках вынесли из вагона, у него был сердечный приступ. 7 мая его положили в палату для онкологических больных. Диагноз был редчайший: саркома сердца. По медицинской статистике, каждый год от рака сердца умирают два человека в мире. В России Сергей Курехин оказался первым… Никто не знал, сколько он проживет, каждый день мог стать последним. Он продержался ровно два месяца.
В начале июня Курехину сделали операцию. После операции врачи сказали: «Шансы на выживание равны нулю». 16 июня Курехину исполнилось 42 года. На этот праздник съехалось больше 50 человек. Это был первый день рождения, который он решил отметить. Жить ему оставалось две недели. Музыкант умирал медленно. Сначала отнялись ноги. Затем он стал терять зрение. 9 июля 1996 года, в 4 часа утра, Сергей Курехин скончался.
Памяти музыканта посвящен Международный музыкальный фестиваль SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), который ежегодно проводится в Санкт-Петербурге. Кроме того, курехинские фестивали ежегодно проходят в Берлине, Амстердаме и Нью-Йорке.
«Ленин — это типичный представитель царства грибов. Вот броневик, на котором выступал Владимир Ильич. Если его перевернуть, то по форме все это безошибочно напоминает шляпку гриба, а тело Ленина — это его грибница. Личность гриба более сильна, чем личность человека, и грибная личность замещает личность человека, если человек начинает употреблять галлюциногенные грибы». С. Курехин «Ленин-гриб»
«(Курехин) был неумолимым борцом с любой пошлостью и штампами, фантастически обаятельным и светлым человеком. Без него «Аквариум» никогда не стал бы тем, чем… Мир его душе». Борис Гребенщиков
Кликните на фото для просмотра
Фото к статье: 2
сортировать по возрастанию
Начало творческой деятельности
Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.
На фото: Виктор Цой и Алексей Рыбин
В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.
Виктор Цой в компании друзей Свина
Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков, лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.
На фото: Гребенщиков, Курехин, Цой, Фанштейн и Науменко
Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино». «Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение
Рождение «Поп-механики»
Концерт «Поп-механики»
Официально история «Поп-механики» началась в 1984 году, но по сути – смелые эксперименты со стилями и жанрами начались в жизни Курёхина ещё на закате 70-х. Проект, по сути представляющий собой концертный состав, стал следствием перенасыщения Сергея джазом и осознания, что играть в одном жанре – безумная скука.
В 80-х «Поп-механика» наделала шума, что говорится! Группа не была похожа ни на что, что публика могла видеть ранее: на сцене, как правило, выступали самые разношёрстные музыканты – от рокеров до джазменов, при этом само шоу сопровождалось космически высокой театральностью! Здесь могли быть и цирковые артисты, и модные показы, и даже корова! Никаких творческих границ, от слова совсем.
Для Курёхина «Поп-механика» стала отдушиной – наконец он мог творить, не ютиться в рамках, экспериментировать и популяризировать своё безумие, вернее видение на искусство.
Концерт «Поп-механики»
Группа, как и её основатель, была очень интересна западным критикам. Стоит отметить, что Сергей не просто выступал за рубежом, но и записал альбом «Popular Science». А ещё он стал первым обладателем синтезатора Sequential Circuits Prophet 2000 в нашей стране.
Личная жизнь
Талант Сергея привлекал к нему множество женщин, поэтому его личная жизнь кипела и бурлила. Мимолетные встречи, бурные романы в молодости и 2 законных брака — все это было в жизни Курехина. Актриса Лариса Гузеева в интервью упоминала о Сергее как о мужчине, определившем направление всей ее жизни. Это он посоветовал девушке поступать в театральный вуз, привил вкус к литературе и музыке.
У них с Курехиным в 80-е годы случился 4-летний роман. Гузеева вспоминала, что Сергей был единственным мужчиной, который сам бросил ее. Он ушел к девушке, на которой впоследствии женился. Этот факт на долгие годы определил особый статус музыканта для Ларисы.
Сергей Курехин с дочерью и женой /
Первый раз Курехин женился в 18 лет на Татьяне Паршиной. Жена родила ему дочь Юлю в 1974 году. Ребенок не помог скрепить отношения молодых людей, вскоре семья распалась.
Второй раз композитор женился в 1983 году, и этот брак был более удачным. Со второй женой Анастасией он провел остаток жизни. В 1984-м у супругов родилась дочь Лиза. Через 10 лет у Сергея появился долгожданный сын и наследник Федор.
Политика и оккультизм
Сергей Курёхин
Курёхин также был большим поклонником оккультных учений Алистера Кроули, что в некоторой степени роднит его с иконами британского тяжёлого рока (такими как Black Sabbath или Led Zeppelin). Но и это ещё не самое удивительное в биографии Сергея!
На закате дней авангардист резко и внезапно для всех стал сторонником НБП (Национал-большевистская партия). Этот неожиданный интерес заставил многих товарищей отвернуться от музыканта… Но ему, кажется, было всё равно. Вообще, Курёхин отличался непростым характером и потоком безумных идей. Он был ярким и вместе с тем тихим, провокационным, но интеллектуалом… Личность самодостаточная, и определённо заслуживающая уважения за свой вклад.
Детство и юность
В Мурманске 16 июня 1954 года в семье военного морского флота родился Сергей. Его отец, Анатолий Иванович, был капитаном второго ранга, а мать, Зинаида Леонтьевна, работала в школе учителем математики. Из-за профессии Анатолия Курёхина семья часто переезжала, и спустя четыре года после рождения Сергея, Курёхины отправились в Москву. Тогда в коммунальной квартире маленький Сергей, обладавший удивительным музыкальным слухом, начал играть на рояле. В девятилетнем возрасте одарённый мальчик начал петь и играть в школьном ансамбле.
Сергей Курехин в детстве
В 1965 году семья снова переезжает, на этот раз в Евпаторию. Там будущий музыкант пойдёт в общеобразовательную школу, где и проучится до конца 10 класса. О музыке он не забудет, будет посещать музыкальную школу и начнёт играть в ансамбле местного дома культуры.
С 1966 года мальчик начал слушать по радио «Голос Америки». Больше всего юному Курёхину нравилась не передача про рок, а предшествующие ей джазовые композиции. Его увлёкла музыка Колтрейна и фри-джаз. Сразу после окончания 10 класса Сергей был вынужден покинуть Евпаторию вместе с родителями.
Сергей Курехин в молодости
Детство и юность
Сергей родился 16 июня 1954 года в Мурманске в семье военного и школьной учительницы. В 1958 году Анатолий Иванович и Зинаида Леонтьевна Курехины вместе с сыном переехали в Москву. Прожив некоторое время в столичной коммуналке, они обменяли комнату на квартиру в Евпатории. Когда юноше исполнилось 17 лет, он вместе с семьей переехал в Ленинград.
После окончания средней школы Курехин был зачислен в Институт культуры имени Н. К. Крупской. Он долго определялся с факультетом, пытаясь одновременно учиться сразу по нескольким направлениям, но не справился с нагрузкой и был отчислен. Чтобы поддерживать себя на плаву, Сергей подрабатывал аккомпаниатором в детской гимнастической секции. В это время он начал свои первые музыкальные эксперименты.
Память
Скоропостижный уход музыканта с мировым именем поразил не только соотечественников, но и зарубежных коллег. Уже осенью того же года началась подготовка к Международному музыкальному фестивалю SKIF (Sergey Kuriokhin International Festival), основоположником которого стал виолончелист Борис Райскин. Позднее мероприятие из Нью-Йорка переехало в Санкт-Петербург. Проводились фестивали и в Берлине, Амстердаме и в других городах мира.
Дело музыканта продолжает его вдова Анастасия. Она так и не вышла замуж после смерти мужа. В 2009 году женщина возглавила Центр современного искусства имени Сергея Курехина. Тогда же от фонда его имени были учреждены ежегодные премии для представителей современного искусства.
Книга Александра Кушнира «Безумная механика русского рока» — развернутая биография музыканта — вышла в 2013 году. Для ее создания автор изучил ряд интервью с артистом, бесед с его родными, близкими и коллегами.
Фильмы
На протяжении жизни Сергей проявлял интерес к кино. Он снялся в восьми кинолентах и написал музыку для 24 картин. Один раз он попробовал себя и в качестве сценариста. Музыкант приложил руку к созданию первого советского мистического фильма «Господин оформитель». В киноленте дебютировал Виктор Авилов. Самый популярный проект с участием Курехина-актера — «Лох — победитель воды».
Сергей Курехин и Лариса Гузеева / @groove.rat, @l_guzeeva
Композиции мастера вызывали интерес у кинематографистов и после его смерти. Музыка Сергея была использована в драме 2009 года «Анна Каренина» Сергея Соловьева. Кинолента была представлена на фестивале «Дух огня».
Фото артиста появлялись в зарубежной прессе, а компания BBC сняла в середине 80-х документальный фильм о Сергее Comrades: All That Jazz.
Смысл и слова песни Перемен
Для начала стоит отметить, что у Виктора Цоя есть устойчивые образы во всех песнях. Образ добра, жизни и всего хорошо что есть, всегда связано с теплом и светом. Чаще всего музыкант эти понятия воплощает в виде звезды. В частности самой близкой нам звезды — Солнцем. Тем не менее тепло и свет это однозначно что-то хорошее и доброе.
Но у в песни Перемен в тексте мы видим такую строчку:
Вместо тепла – зелень стекла,Вместо огня – дым.
Анализируя первую строчку, хочется предположить что говориться о стекле в виде стеклянной бутылки. В те времена все бутылки были зеленого цвета. Поэтому так и поется. Есть тепло настоящее, которое нас окутывает и дает ощущение комфорта. А есть алкоголь, который дает мнимое тепло на короткое время. То есть это жалкое подобие настоящей теплоты.
Перейдем ко второй строчке. Огонь, который может нас греть и освещать дорогу превращается в дым. То есть результат огня и есть дым. Но сам дым не греет и не дает тепло. В этом начале первого куплета рассказана история о том, что наша жизнь похожа больше на декорацию.
В общем эти строки повествуют нам такой сюжет. Наша жизнь наполнена теплом, светом и добром. Но вместо этого мы довольствуемся жалким суррогатом.
Красное солнце сгорает дотла
Здесь есть вероятность предположить, что слово красный означает СССР. То есть эпоха советского союза потихоньку сгорает и скоро уйдет. Насколько известно, именно так люди и поняли эту строчку в 1991 году.
Но давайте проанализируем внимательней текст. Мы помним, что солнце олицетворяет все хорошее и доброе. Если предположить что Виктор Цой считал советский союз как государство раньше давало эту жизнь и тепло. А сейчас уже неспособно, поэтому у нас в жизни суррогат и подобие вместо настоящего. То именно такой смысл склеивается идеально. Для того, чтобы солнце сейчас заботилось о своих гражданах и давало тепло, оно наоборот нас испепеляет.
Слово красный просто означает характеристику этого самого символа. Что оно уже не желтое и дает добро. Оно настолько накалено, что приносит нам беды и страдания. В конечном итоге оно сгорит до тла.
День догорает с ним,На пылающий город падет тень
Тень это символ тьмы, в который погружается город. Город в нашем случае пылает. Вполне возможно, что солнце, которое должно было давать тепло, его испепеляет.
Перемен! Требуют наши сердцаПеремен! Требуют наши глаза
То что внутри нас сидит, наше внутренне наполнение требует перемен. То что мы видим сходится с тем что внутри. Мы тоже видим вокруг ситуацию, которую хотим изменить.
Электрический свет продолжает наш день
Второй куплет дает нам больше понимания. День закончился, наступила тьма. Не стоит думать что это просто ночь. У Цоя тьма это символ чего-то плохого. Мы понимаем что в нашей жизни идет не так. Но есть электрический свет который дает нам надежду.
И коробка от спичек пуста,Но на кухне синим цветком горит газ!
В первой строчке многие видят отсылку на пустые прилавки магазинов. Спичка это то, что нам дает огонь и тепло. Пусть на короткое время, но зато эта короткая вспышка может поджечь что-то другое что будет гореть и давать тепло. Это символ надежды. Даже в фильме “Асса”, спичка олицетворяет символ надежды.
Но коробка от спичек пуста, как поется в песне. Но ничего страшного в этом нет, так как на кухне горит газ. Снова жалкое подобие. В этом куплете увеличивается чувство чего-то ненастоящего и суррогата.
Мы не можем похвастаться мудростью глазИ умелыми жестами рук,Нам не нужно все это, чтобы друг друга понять
Здесь автор нам немного рассказывает нам о том, кто же эти самые МЫ, кто хочет перемен. Этот образ часто всплывает в песнях Виктора Цоя и он всегда на противопоставлении.
Мы — новое поколение, мы не такие, как вы — те, кто определяет положение дел сейчас. У нас нет мудрости глаз и умелых жестов рук. Но подумайте сами, это не значит ничего хорошего. Мудрость глаз и жесты рук это проявление, которые не говорят ни о какой наполненности. В советском союзе это тема была актуальна. Нам для того, чтобы общаться не нужна вся эта показуха. В то время это было безумно актуально.
песня Виктора Цоя перемен требуют наши сердца является одной из самых популярных в репертуаре группы КИНО
Но как видно картина к концу песня кино перемен не поменялась. Мы все еще довольствуемся малым. И нам страшно потерять все то, что у нас есть. Тем не менее все то, что у нас есть внутри, не дает нам спокойно оставаться на этом месте. Все что внутри требует перемен.
Первые начинания, или солидный профессиональный опыт
Тимур Новиков, Сергей Курёхин и Сергей «Африка» Бугаев
Играть на рояле Сергей начал в 4 года. Он родился в Мурманске, однако раскрыть свой музыкальный дар парню удалось после переезда в Ленинград. Здесь он много работал, в частности – выступал с джазовым ансамблем Анатолия Вапирова. Но особенно примечательны его коллаборации с другими – ныне культовыми питерскими музыкантами.
Курёхин внёс большой вклад в ранние альбомы «Аквариума»: принято считать, что он стал чуть ли не ключевой фигурой на знаменитом «Табу»! Этот альбом записывался под большим напряжением, которое во многом было спровоцировано присутствием Сергея и его особыми взглядами на звук. История гласит, что Гребенщиков настолько устал морально, что просто ушёл на балкон. Там, к слову, им была написана знаменитая композиция «Рок-н-ролл мёртв» – впрочем, это уже другая история.
Помимо этого Курёхин играл с такими группами, как «Алиса» и «Кино», а также с Егором Летовым и другими андеграундными иконами своей эпохи.
Гениальный музыкант
Сергей Анатольевич Курёхин был гениальным музыкантом своего времени. Ещё при жизни он стал живой легендой, популярным в своей стране музыкантом. Его новаторский подход к музыке оказал влияние на многих коллег и знакомых. Курёхиным восхищались и одновременно не понимали его революционные подходы к выступлениям. Сергей был мистификатором, многие не понимали, где кончается его перформанс и начинается настоящий Курёхин.
Всю жизнь музыкант работал не жалея себя. Он написал много композиций в составе групп, выпустил несколько сольных альбомов, отметился как композитор и актёр в нескольких фильмах. Музыкальные фестивали его имени проводятся не только в России, но и за рубежом. В 2009 году появилась Премия имени Сергея Курёхина, она вручается молодым современным художникам.
Личная жизнь Виктора Цоя
Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании». 5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.
Цой познакомился с будущей женой в 1982 году
У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом… не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.
Свадьба Виктора Цоя и Марьяны Родованской
В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.
Виктор Цой с сыном Александром
В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».
Виктор Цой и Наталья Разлогова
Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.
Александр, сын Виктора Цоя, сейчас
Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.
Виктор Цой: последнее лето перед смертью (1990, Юрмала)
Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев, Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.
Музей Виктора Цоя в бывшей котельной «Камчатка»
Личная жизнь
Курёхин был харизматичным молодым человеком и пользовался популярностью у девушек. Как-то после выступления с группой «Пост» он нашёл в кармане записку с телефонами. Позвонив по самому первому, он познакомился с девушкой Татьяной, это был 1973 год. Татьяна Паршина вышла за Курёхина осенью того же года, а уже в 1974 году у пары родилась дочь Юлия. Но отношения между супругами были напряжённые, и они развелись.
В течение следующих лет Курёхин имел несколько романов. В конце 70-х он познакомился с Алиной Алонсо и быстро влюбился, даже состоялась помолвка, однако пара быстро рассталась – Алина не выдержала характера Курёхина. Около 4 лет Сергей встречался с будущей актрисой Ларисой Гузеевой, помог ей переехать в Ленинград и вдохновил поступить в театральный институт.
Сергей Курехин и Лариса Гузеева
В 1982 году в гостях у Гребенщикова Сергей познакомился с Анастасией Фурсей, дочерью физика. Они не сразу понравились друг другу. Насте не нравилось высокое самомнение Курёхина, но всё же она согласилась прийти на его концерт и влюбилась в музыку Сергея. Вскоре завязались отношения, и 28 июля 1983 года Сергей женился во второй раз.
Молодожёны уехали в Крым, а по возвращении поселились у родителей Насти. 7 января 1984 года Анастасия Курёхина родила девочку Елизавету.
Со второй женой Анастасией и дочерью Елизаветой
Пара жила спокойно, без ссор и скандалов. Почти через 10 лет в сентябре 1994 года на свет появился 3-ий ребёнок Курёхина, сын Фёдор. Смерть пианиста сильно повлияла на его дочь Лизу. Она умерла 24 октября 1988 года, выпив много снотворного, предполагают, что это был суицид.
От дочери Юлии у него 2 внука: Никита (1995), Максим (2004).
Мистика Курехина
Сбор материалов о Курехине сопровождают метафизические эффекты. Режиссеры, приглашенные Чубраевым для монтажа записей, работать в какой-то момент прекращали – их пугала начинавшаяся мистика. Несколько лет назад Чубраев делал с Сергеем Бугаевым (Африка) совместный доклад о Курехине в Лофт-проекте «Этажи». Видеозаписей было на четыре часа, решили показывать, пока публика смотрит. Публика смотрела, но не выдержало электричество – погасло, а на других этажах свет горел.
В Ленинград Курехин с родителями и сестрой приехал из Евпатории, где окончил десятилетку. В евпаторийской жилконторе Чубраеву подарили домовую книгу с датами регистрации семьи Курехина. Еще он нашел его первую учительницу музыки, у нее сохранилось пианино, на котором играл Курехин, и стул, на котором он сидел. Она рассказала, как быстро бегали пальцы ее любимого ученика по клавишам. Были найдены и одноклассники. В шестом классе он организовал группу, хотя был самым младшим музыкантом. Играл вначале на пианино, потом на синтезаторе. Образ Курехина тех лет у всех один: знал себе цену, был деловит, всегда занят, при этом очень улыбчив, вежлив и необычен.
До Евпатории семья жила в Москве, а родился Курехин в Мурманске.
Незадолго до смерти Курехин ночью говорил по телефону со старшим товарищем по «Клубу современной музыки», правозащитником Игорем Вдовиным. Странным образом весь получасовой диалог зафиксировал автоответчик. Запись пролежала на антресолях у Вдовина почти двадцать лет. Разговор об участии Курехина в политических играх – острый и серьезный. Вдовин предупреждает Курехина об опасности на всех уровнях – и духовном и физическом, а Курехин декларирует свою готовность идти до конца. Да, он пытался популяризировать неонацизм, уверяя, что итальянский фашизм нес неплохую идею, а Гитлер ее исказил. Да, последняя «Поп-механика № 418» была посвящена Алистеру Кроули. Но гипотезы о том, что будь Курехин жив, стал бы радикальным политиком, вызывают у Чубраева сомнения. Маэстро терпеть не мог шаблонов и ярлыков, переворачивал все с ног на голову, бить в одну точку двадцать лет ему было бы просто скучно.
Легендарная мистификация «Ленин-гриб» была тщательно спланирована и подготовлена. Но и блистательных импровизаций немало. Например, розыгрыш на ВВС, где Курехин представляет себя американским разведчиком. Самая последняя мистификация оказалась правдой. Когда в интервью его спросили, что значит «№ 418», он ответил, что это пароль перехода в другое измерение. Через два с половиной месяца Курехина не стало.
Нотных листов с музыкой Курехина нет. Он обладал уникальной памятью – произведение, которое слышал однажды, мог сыграть с любого места. Свои сочинения играл без нот и писал без нот. Музыкантам никогда не расписывал партии, мотивируя тем, что они будут играть косно и тяжело, а не свободно и легко.
Сейчас многие произведения Курехина реконструированы Алексеем Айги.
Вот половина театрального билета: год 1987-й, Театр имени Комиссаржевской, обрывок названия «…китов». Это спектакль «Мир без китов». Курехин писал музыку и к постановкам других театров, но мало что сохранилось. Сгорела радиорубка с пленками, спектакль Романа Виктюка попал под запрет. Повезло с ТЮЗом: «Неделя, полная суббот» до сих пор идет.
Концерты Курехина на Западе всегда вызывали интерес. Но эпатаж его шоу строился на протесте и насмешке, на Западе же работали другие культурные коды. Публика получала не эстетический шок, а нравственный, и это вызывало не катарсис, а раздражение. Вот совместное выступление Курехина и известного американского музыканта Джона Зорна в Нью-Йорке. Похожий тип творческого мышления, движение в одном направлении. Но вместо джем-сейшена Курехин устроил жестокую и неожиданную дуэль. Провокация, мальчишество, уверенность в себе, лидерство, нежелание подчиняться каким-либо правилам.
Марина Капуро называет отношения с Курехиным творческим флиртом. Марина Неелова согласилась играть в «Поп-механике» на аккордеоне, Любовь Полищук полночи танцевала с маэстро на балу, Ольга Кондина согласилась спеть невероятно трудную партию Донны Анны в фильме «Господин оформитель». Список очарованных бесконечен. За то, что люди соглашались делать несвойственные для них вещи, Курехин платил дорого – он раздвигал границы их жизней.
К 60-летию Курехина в рамках «Манифесты 10» Сергей Чубраев организовал художественную выставку «Ащущения другова» в музее «Эрарта» (пятьдесят художников из семи городов). Он надеется, что наконец будет открыта медиатека с полной информацией о Курехине, куда органично вольется и его коллекция.
Новые публикации
Знай русский! 5-й или 5-ый класс? 25.10.2022
Как правильно: 5-й или 5-ый класс, ученик 5-го или 5-ого класса? А может быть, эти числительные следует записывать только словами – пятый, пятого? Сегодня говорим о буквенных наращениях после цифр, в частности, когда уместно их использовать, а главное, как правильно это делать.
Россия – родина ледоколов 24.10.2022
Россия – страна ледоколов не в меньшей степени, чем космоса и балета. В области развития арктического флота Россия обладает таким количеством рекордов и прорывов, имеет столько ледокольных Гагариных и Плисецких, что вряд ли кто-то решится оспаривать её статус ведущей державы в этой сфере.
«Мягкая сила» России – в чём она? 24.10.2022
20 – 22 октября в Москве прошёл Международный экспортный форум «Сделано в России – 2022» . На сессиях обсуждалась, в частности, роль «мягкой силы» в развитии международных контактов, поддержке женского предпринимательства и экспорта продукции за рубеж.
О русском языке с пристрастием: почему аттака стала атакой, а оффис офисом 21.10.2022
Ох уж эти двойные согласные. Ночной кошмар школьников, да и только. С ними всегда была морока, начиная с древнейших времён. Сегодня поговорим только о заимствованных словах, потому что двойные написания в словах исконных требуют отдельного рассмотрения.
Зафиксировать мгновенье языка: создан «Медиасловарь ключевых слов текущего момента» 21.10.2022
«Медиасловарь ключевых слов текущего момента» – не совсем обычный справочник. «Словарь создан, чтобы зафиксировать мгновенье жизни языка», – отмечают его авторы. Удалёнка, импортозмещение, вакцинация и т. д. – в словаре собраны наиболее популярные слова, которые звучат в СМИ и в нашей речи постоянно.
Россия – Центральная Азия: на пути к Году русского языка 21.10.2022
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев предложил создать международную организацию по поддержке и продвижению русского языка под эгидой СНГ. Президент России поддержал эту инициативу и напомнил, что ещё в 2020 году лидеры стран СНГ приняли решение объявить 2023-й Годом русского языка как языка межнационального общения.
Знай русский! Вне (всякого) сомнения – как писать правильно? 21.10.2022
Вне всякого сомненИЯ или вне всякого сомненЬЯ? Нужно ли выделять сочетание запятыми? С такими вопросами придётся столкнуться, если вы решили использовать в тексте это выражение.
«Воздушный казак Вердена»: как воевал лучший русский ас Первой мировой 20.10.2022
Среди русских добровольцев, сражавшихся в Первую мировую на западном фронте, особое место занимал лётчик Виктор Фёдоров, которого во Франции и Германии прозвали «воздушным казаком Вердена».