Полная история пионера электроники жан-мишель жарра!

Деятельность артиста в 80-е и выход на мировую сцену

К 1981 Oxygène и Équinoxe достигали пиковых продаж по всему миру – более 6 миллионов копий продано. Исполнителя начинают называть пионером электронного звучания, ему подражали и ставили нестандартные музыкальные эксперименты. Начинается дебютный зарубежный тур, в том числе по Китаю. Жарр стал первым, кто попал в эту страну по приглашению и исполнил несколько десятков концертов. Во время первого выступления начались технические проблемы. Аудитория также не была вовлечена, им не были интересны световые шоу, лазеры и музыка в целом. В 1982 появилась запись двухдискового LP с живыми выступлениями.

К 1983 появляется третий альбом, в котором появилась свежие композиции Zoolook, Diva и Blah Blah Café. Первая содержала фрагменты речи разных языков мира. Издание оказалось менее успешным, в том числе по продажам

В 1985 Мишеля приглашают в Техас на важное событие, после посещения этого города музыкант решился дать концерт. Через 2 месяца после выступления пишется лонгплей Rendez-Vous, который содержал переделанные треки прошлой публикации. Здесь использовались барочные звуки, применяется смесь тромбона, скрипки и валторна

Здесь использовались барочные звуки, применяется смесь тромбона, скрипки и валторна.

Планируется серия выступления, в том числе Rendez-vous Houston. Событие поразило масштабом, для реализации поставленной задачи применялось более 2 тысяч проектов, которые освещали здание. Концерт посетило 1,5 миллиона человек, что вошло в Книгу рекордов Гиннеса. К 1988 выпускается очередной альбом Revolutions. LP охватывал несколько жанров, в том числе индастриал. В этот период запланирован двухчасовой концерт, который должен был пройти в Лондоне, но власти отказали. Выступление состоялось на плавающей платформе, где специально построили большие экраны и огромный зеркальный шар.

Появление в 2000-х и расширение музыкальных направлений Жана-Мишеля Жарра (Jean Michel Jarre)

В 2003 выпускается саундтрек к киноленте Жана-Роха, а в октябре 2004 исполнитель отправляется в очередной раз в Китай. К 2006 выступил с благотворительным концертом «Вода для жизни» от ЮНЕСКО. Представление прошло в марокканской Сахаре. Его сопровождало более 60 региональных артистов. В марте 2007 появляется альбом Téo & Téa, который полностью генерировался на компьютере. В работе прослеживается идея различных стадий любовных отношений. Подписывается контракт с EMI France, которая создает юбилейный бокс-сет. Издание содержало 3 бонусных трека.

Для поддержания творений проводится серия концертов, которые позже издавались в качестве живых лонгплеев. 2009 отличился туром по крытым аренам Европы, который завершился только в конце 2010. В июне его удостоили награды журнала Mojo. Май 2011 отличился выходом сборника Essentials & Rarities, которая стала последней с Disques Dreyfus. Издание включало треки, которые до этого не были опубликованы. Начинается масштабный тур по Монако, гастрольный график завершился только к 2013.

Весной 2015 появляется информация о свежем альбоме. Electronica 1: The Time Machine включало сотрудничество с множеством музыкантов. Издание попало на хорошие позиции в Британии, артист получил Грэмми в 2017. Вторая часть релиза появилась в 2016, здесь велось сотрудничество с Гэри Ньюманом (Gary Numan), Pet Shop Boys и другими. Появляется информация о деятельности над Oxygène 3, который посвящался 40-летию первого релиза. В мае 2017 Жарр впервые совершил поездку в США и Канаду, а в марте 2018 в Южной Америке. К сентябрю 2018 издается сборник Planet Jarre — 50 Years of Music, а в ноябре полноценный альбом Equinoxe Infinity.

Oxygène был крут, но в 70-х никто не хотел его издавать

Даже несмотря на то, что электроника к середине 70-х перестала быть чем-то странным. Уже были хорошо известны Kraftwerk, Tangerine Dream и Вангелис, а электронные инструменты органично влились в рок и поп-музыку. Но диск Oxygène казался лейблам невнятным, да еще и треки на нем не имели обычных названий, а были просто пронумерованы. В итоге благодаря давним знакомствам альбом на своем лейбле все же выпустил продюсер Франсис Дрейфу. Он рассчитывал продать 50 тысяч копий, в итоге было продано 15 миллионов. И это несмотря на то, что критики диск в основном топтали и даже отмечали его вторичность по сравнению с «космическими» релизами Tangerine Dream, которые выходили еще с начала 70-х.

Многие считают, что прорыв в популяризации электроники стал возможен именно благодаря альбому Oxygène. Но 1976 год вообще был хорош для приятной «космической» электроники — в том же год Tangerine Dream выпустили диск Stratosfear, а у Вангелиса вышел альбом Albedo 0.39.

У альбома Oxygene было два официальных продолжения

Диск Oxygène 7-13 вышел в 1997 году. На нем Жарр замиксовал весь спектр жанров, которые сам же, наряду с другими музыкантами, создавал все эти годы. К оригинальной «космичности» добавилась более активная драм-машина, элементы транса и нью-эйджа.

Финал трилогии вышел относительно недавно — в 2016 году. И на альбоме Oxygène 3 Жарр ушел от звукового богатства второй части к минимализму оригинала. Но если в 1976 году минимализм был вынужденным, то тут композитор себя сознательно ограничивал и в итоге получил превосходный результат.

Но трилогия Oxygène — далеко не единственный альбом Жарра, близкий к синтвейву. Например, его диск Équinoxe 1978 году местами даже ближе к современному синтвейву, как и продолжение альбома, вышедшее в 2018 году под названием Equinoxe Infinity. В 80-х Жарр стал частью той культуры, которая позже вдохновит синтвейв — и не только из-за музыки, но и благодаря своим безумным шоу. Они вообще стали планкой для многих музыкантов-электронщиков — и она держится даже сегодня. Так, концерт гиганта синтвейв-сцены Carpenter Brut в ходе интервью с самим музыкантом однажды сравнили с шоу Жарра, после чего тот буквально растаял. В разное время в любви к музыке Жарра признавались самые разные артисты — от Моби и Армина ван Бюрена до самого Ханса Циммера, который прямо назвал Жарра своим вдохновителем.

Синтвейв зародился благодаря ностальгии по 80-м, по музыке из старых видеоигр и фильмов. А на саундтреки тех времен прямо повлияло творчество пионеров электроники, и гиперуспешный альбом Oxygène — в особенности. Так что след Жана-Мишеля Жарра есть в каждом синтвейв-треке. И даже к первому буму синтвейва он косвенно причастен, ведь написанный Клиффом Мартинезом саундтрек к фильму «Драйв» 2011 года вдохновлен в том числе и музыкой Жарра — и даже похож на нее.

Избранная дискография[править | править код]

Представление «Rendez-Vous» в Хьюстоне, 1986 год

Студийные записиправить | править код

  • La Cage / Erosmachine (1970, 7″ сингл)
  • Deserted Palace (1972)
  • Oxygène (1976)
  • Équinoxe (1978)
  • Magnetic Fields / Les Chants Magnétiques (1981)
  • Music for Supermarkets / Musique Pour Supermarché (1983, тираж 1 экземпляр)
  • Zoolook (1984)
  • Rendez-Vous (1986)
  • Revolutions (1988)
  • Waiting for Cousteau / En Attendant Cousteau (1990)
  • Chronologie (1993)
  • Oxygene 7–13 (1997)
  • Métamorphoses (2000)
  • Interior Music (2001, ограниченное издание для Bang & Olufsen, 1000 экземпляров)
  • Sessions 2000 (2002)
  • Geometry of Love (2003)
  • Téo & Téa (англ.)русск. (2007)
  • Electronica 1: The Time Machine (2015)
  • Electronica 2: The Heart of Noise (2016)
  • Oxygène 3 (2016)
  • Radiophonie vol. 9 (2017, ограниченное издание музыкальных заставок для радиостанции France Info, 2000 экземпляров)
  • Equinoxe Infinity (2018)
  • Amazonia (2021)

Концертные записиправить | править код

Жарр на встрече в Варшаве в октябре 2015 года.

  • The Concerts in China (Les Concerts En Chine) (1982)
  • In Concert Houston-Lyon (1987, переиздан в том же году под названием Cities in Concert Houston-Lyon)
  • Jarre Live (1989, переиздан в 1996 году под названием Destination Docklands)
  • Hong Kong (1994)
  • DVD Jarre in China — Forbidden City/Tian-Anmen (2004, издан в формате 2DVD+CD)
  • Live From Gdańsk — (Koncert w Stoczni) (2005)
  • Live Printemps de Bourges 2002 (2006, выпущен только на iTunes)
  • DVD Oxygen in Moscow (8 окт. 2007)
  • Oxygène : Live in your living room (2007) вышел 26 ноября

Ремиксыправить | править код

  • Jarremix (1995)
  • Odyssey Through O2 (1998)
  • The Symphonic Jean Michel Jarre (исполняется филармоническим оркестром города Прага) (2006)
  • Re-Oxygene (2007)

Сборникиправить | править код

  • The Essential Jean Michel Jarre (1983)
  • Synthesis (1983, выпущен только в Италии)
  • Musik aus Zeit und Raum (1984)
  • The Essential 1976—1986 (1985, те же композиции, что и на The Essential Jean Michel Jarre)
  • The Laser Years (Les Années Laser) (1989, коллекция из 9 CD, с эксклюзивным диском Cities In Concert Houston-Lyon)
  • Images — The Best of Jean Michel Jarre (1991)
  • L’Intégrale (1992, коллекция из 10 CD)
  • The Complete Oxygene (1998, 2 CD box c Oxygene и Oxygene 7-13 с бонус-треком)
  • The Essential (2004)
  • AERO (2004, CD и DVD, формат 5.1 sound)
  • Essentials & Rarities (2011, 2 CD)

Музыкант в 90-х: смена стилистики и очередные достижения

В 1990 Жан-Мишель Жарр (Jean Michel Jarre) выпускает En Attendant Cousteau, материал для которого издавался под впечатлением достижений Жаком-Ивом Кусто (Jacques-Yves Cousteau). В Париже проводится очередной концерт, который оказался рекордным – сюда прибыло более 2 миллионов человек. К 1993 появляется релиз Chronologie, который ознаменовал возвращение к оригинальным корням. Здесь представлена традиционная коллекция инструментов, в том числе синтезаторы Kurzweil K2000 и Roland JD-800.

На основании лонгплея ставится серия спектаклей по всей Европе. Масштаб был меньшим, но шоу сопровождалось фурором. В 1994 появляется на открытии стадиона в Гонконге, где музыкант исполнил наиболее популярные хиты. К 1997 Жарр окончательно вернулся к аналоговым синтезаторам, чтобы посвятить композиции наставнику и другу Пьеру Шефферу (Pierre Schaeffer). Последний умер в 1995 году. В сентябре 1997 установил очередной рекорд, выступив на праздновании 850-летия Москвы. В итоге на мероприятие прибыло 3,5 миллиона человека. Появляется превью к очередному релизу.

В 2000 выходит первый вокальный альбом с цифровым звуком. Это стало символом отхода от старых традиций и использования современных технологий. К 2001 последовал еще один релиз Interior Music, но он не получил коммерческого признания. Через год выпускается сборник джазовых произведений на основе синтезатора Sessions 2000. Работа продвигалась выступлениями в Дании и других городах Европы.

Перерыв и новые работы!

Последовал двухлетний перерыв, прежде чем музыкант вернулся 5 апреля 1986 года с экстравагантным живым выступлением в Хьюстоне по случаю празднования серебряной годовщины НАСА: в дополнение к более чем одному миллиону зрителей, концерт транслировался по мировому телевидению. Rendez-Vous появился несколько недель спустя, и после ещё одного визуального концерта в Лионе, Франция, музыкант собрал лучший материал с этих двух событий в виде живого LP Cities in Concert: Houston / Lyon 1987. Revolutions, с участием легендарного гитариста Shadows Хэнка Б. Марвина, последовал в 1988 году, а год спустя вышел третий концертный LP, названный просто Jarre Live… После En attendant Cousteau 1990 года Жарр продемонстрировал свой самый большой концертный опыт, собрав более двух с половиной миллионов фанатов в Париже, в честь Дня взятия Бастилии…

Последующее десятилетие оказалось на удивление тихим, и, если не считать редких выступлений вживую, Жарр в значительной степени ускользнул от внимания… В 1993 году вышел Chronologie, а четырьмя годами позже — Oxygène 7–13.

На рубеже тысячелетий он записал Metamorphoses, а затем сделал перерыв, поскольку последовал шквал переизданий и ремиксов, включая Sessions 2000, Les Granges Brulees и Odyssey Through O2. В 2007 году, после семилетнего перерыва в записи, Жарр выпустили новый танцевальный сингл «Teo and Tea», за которым последовал угловатый одноимённый альбом.

В 2016 году он выпустил Oxygène 3: все три альбома Oxygène также были изданы как Oxygène Trilogy. В ноябре 2018 года вышел Equinoxe Infinity, ставший продолжением его альбома 1978 года Equinoxe…

Ранние годы…


Музыкант Жан Мишель

Ранние работы музыканта были в значительной степени неудачными и мало указывали на то, что ему предстояло сделать… Пытаясь обрести собственный голос, он писал для разных певцов (в том числе для Франсуазы Арди) и фильмов.

Цитаты Жан Мишель Жарра о музыке…

1 из 5

О виниле…

О творческом процессе…

О любви к музыке…

О музыке…

О современности…

Стремясь оттолкнуть электронную музыку от её минималистских основ, а также от формальных абстракций её самых экспериментальных практиков, он медленно развил оркестрованный мелодизм своей прорывной работы 1976 года Oxygène, огромного коммерческого хита, который занял второе место в Британии. Жан-Мишель родился в Лионе, Франция, в 1948 году. Его отец был популярным композитором. Вскоре мужчина уехал в Америку, оставив семью… Так, Жарра воспитывали его мать, бабушка и дедушка. Мальчик был вдохновлён на то, чтобы построить музыкальную карьеру, после просмотра выступлений уличных артистов. Под руководством матери он начал брать уроки музыки. Он также был искусным художником и в детстве зарабатывал деньги, продавая свои картины!

В 1967 году музыкант играл в The Dustbins: он стремился объединить звучание разных инструментов, таких как электрогитара и флейта, добавляя ко всему этому магнитофонные эффекты… Он продолжил экспериментировать в составе Groupe de Recherches Musicales. Первым коммерческим релизом стал La Cage & Erosmachine.

Ранняя электронная музыка — это абстракция, эксперименты с шумом и прочий авангардизм

Связано это со сложностью, дороговизной и труднодоступностью первых электронных инструментов. Да и понимание электронной музыки на заре ее появление была другим. По ней больше угорали футуристы, видящие возможность создавать совершенно новое звучание, переизобретать само понятие музыки. С другой стороны на электронных инструментах переигрывали классику и писали музыку для рекламы

То есть до какого-то момента существовало две крайности — либо что-то совсем непонятное, либо настолько привычное, что и не так важно, на чем оно сыграно. Сдвиги в сторону золотой середины начались только в самом конце 60-х и начале 70-х

Даже дебютник нашего героя Жана-Мишеля Жарре — идеальный пример. На альбоме Deserted Palace 1973 года половина треков — это обычные поп и рок-песни, только сыгранные на синтезаторах. А другая половина — дикий авангардизм и шум, достаточно послушать треки Exasperated Frog и Free Floating Anxiety, чтобы понять, что это была музыка не для всех. Возможно, по этой причине особого успеха диск тогда не добился и Жарр больше занимался музыкой для саундтреков и рекламы. 

Живые выступления…

Концерт Жан Мишель Жарра (Москва, 1997 год)

Дальновидный творческий потенциал Жарра неразрывно связан с его новаторским исследованием новых технологических тенденций. От первых модульных и полифонных синтезаторов и драм-машин до цифровых клавиатур, плагинов и приложений — JMJ всегда был на шаг впереди своих коллег… Он был одним из тех, кто популяризировал лазерную арфу: он использовал горизонт Хьюстона на гигантском концерте под открытым небом в 1986 году в качестве проекционной поверхности для первого в истории масштабного лазерного картирования и установил прямую видеосвязь с космонавтами МИР во время его эпического московского выступления в 1997 году. Его концерт Millennium в Египте стал первым концертом, транслировавшимся в прямом эфире в Интернете. Жарр был первым, кто использовал 3D-аудиотехнологию.

Жарр, трижды входивший в Книгу рекордов Гиннеса по крупнейшим выступлениям на открытом воздухе, всегда стремился представить свою музыку на разовых мероприятиях и превратить их в незабываемое воспоминание для присутствующих. Жарру пришла в голову идея создать совершенно новую форму живого опыта: грандиозные и яркие высокотехнологичные выступления!

Жан Мишель Жарр, концерт…

Зрелищные шоу с мощной звуковой инженерией и футуристическими лазерными и световыми проекциями: бесплатные концерты под открытым небом, которые объединили культовые городские и природные окрестности в незабываемые мультисенсорные ощущения. Жарр организовал эти концерты на самых красивых площадках под открытым небом по всему миру: представление 2000-го года у пирамид в Каире, первое западное живое выступление в Китае после Мао, приветственное шоу для Папы в Лионе, Поминальный концерт НАСА в центре Хьюстона, выступления в Запретном городе Пекина. Жарр быстро стал эталоном мероприятий на открытом воздухе! Он является обладателем мирового рекорда Гиннеса по количеству 3,5 млн гостей на его московском концерте в 1997-ом…

Корни современной электронной музыки лежат в 1960 году, когда немецким инженером Харольдом Бодэ был представлен первый модульный синтезатор

Опуская инженерные подробности, суть таких синтезаторов в том, что в одном корпусе находится набор модулей, создающих разные эффекты и типы сигналов. Модули можно заменять и перемешивать, подключая друг к другу кабелями, создавая целые цепочки. Так можно получать самые невероятные звуки.

Вот только первые модульные синтезаторы были дорогущими шкафами. Но это еще что — ламповые (буквально) синтезаторы-предшественники вообще занимали целые комнаты. При этом они были настолько сложны, что их иногда обслуживали целые бригады инженеров. Впрочем, и к работе с первыми модульниками тоже нужно было готовиться. 

Наработки Бодэ подхватили многие инженеры. Музыкальная индустрия в них также была заинтересована, что наглядно показал успешный альбом Уолтера (в будущем — Вэнди) Карлоса — Switched-On Bach 1968 года. На нем Карлос исполнил произведения Баха на модульных синтезаторах инженера Роберта Муга. Еще более ярким примером будет альбом Гершона Кингсли Music To Moog By, вышедший в 1969 году — трек Pop Corn с этого диска слышали абсолютно все. В 1970 году Муг, наняв в свою компанию Харольда Бодэ, выпустил Minimoog — первый портативный, относительно дешевый модульный синтезатор. Его можно было возить с собой и использовать на живых выступлениях. Настоящая веха, на годы вперед определившая развитие электронной музыки.

Биография

Жан-Мишель родился 24-ого августа 1948 года во Франции, в Лионе. Творческий путь был не таким легким, как может быть показаться, ведь талантливому человеку пришлось искать направления для реализации творческого потенциала. Несмотря на жизненные трудности, Жан-Мишель с самого детства проявлял активное стремление к музыки и лазерным технологиям. Родной отец писал музыку к известным фильмам, получал «Грэмми», «Золотой глобус» и «Оскар».

Жан в своем детстве совмещал обучение в школе и занятия в Парижской консерватории, где должен был проходить обучение игре на фуге, фортепиано. В 1960-х годах проявилось увлечение к электрогитарам, причем в молодой группе удалось завоевать приз Фестиваля Улиц, являющейся первой наградой.

Увлечение музыкой начало проявляться сильнее после окончания филологического факультета. В тот период Жан Мишель увлекся сольфеджио и сумел оценить красоту звуков окружающего мира, что и стало основой дальнейшего творческого пути. Музыкант открывает собственную студию звукозаписи, представляет свои инструментальные произведения. Первый альбом был представлен в 1971 году под названием «Deserted Palace», причем он сразу же доказал наличие огромного будущего. Жан Мишель регулярно удивляет творческими проектами и достижениями.

Музыка

В 70-х годах композитор сочиняет две маленькие инструментальные пьесы для магнитоальбома под названием «Клетка» и «Эросмашина». На этом этапе стиль Жан-Мишеля полностью сформирован, а его принадлежность к электронной музыке стала очевидной.

Композитор Жан-Мишель Жарр

Там, где многие заканчивают карьеру, талант музыканта находит новые возможности. Поэтому Жарр один из немногих, кому удалось наполнить Парижскую оперу электронной музыкой. До него ни один молодой музыкант не выступал в этом престижном зале с представлением масштабного проекта-оперы «Аор» из 7 частей: по количеству цветов радуги.

Первый альбом «Deserted Palace» Жан-Мишель презентовал в 1971 году, но пластинка не вызвала массового интереса. Творческие задатки и желание заниматься любимым делом не позволили начинающему композитору остановиться. Он писал мелодии к фильмам и музыкальные заставки к телешоу, пытаясь найти способ самовыражения.

Композиция Жан-Мишеля Жарра «Gloria Lonely Boy» («Глория»)

Для достижения успеха Жарр с удвоенной энергией погрузился в мир электронной музыки. В успех Жан-Мишеля поверил Фрэнсис Дрейфус, без его поддержки талант музыканта мог бы остаться незамеченным. Он — первый из французских продюсеров, который сконцентрировался на джазе и электронике.

С этого момента в жизни Жан-Мишеля произошли кардинальные изменения. Если раньше звукозаписывающие компании отказывали молодому композитору, то теперь второму альбому «Оксиджен» принадлежали первые места хит-парадов. Мировой успех и рекордные продажи закрепила и последующая работа под названием «Equinoxe».

Композиция Жан-Мишеля Жарра «Magnetic Fields» («Магнитные поля»)

Жан-Мишеля часто сравнивают с Дидье Маруани, который в те времена был известен как участник группы Space. Одни считают, что композиции Жан-Мишеля многомернее, а воздействие музыки – глубже. Другие выделяют треки Маруани как гораздо более чувственные.

После выхода двух успешных работ последовал грандиозный проект. Одним июльским вечером 1979 года в Париже на площади Согласия на концерт Жан-Мишеля собралось больше миллиона человек. Имя композитора попало в Книгу рекордов Гиннесса, а в музыке появились новый формат и неординарный стиль.

Шоу Жан-Мишеля Жарра и Дидье Маруани (группа Space)

Последующие альбомы раз за разом поднимали франц узского композитора-мультиинструменталиста на вершины чартов, а Жарр постоянно находился в поисках нового. После мини-турне по Китаю Жан-Мишель находит вдохновение в совмещении непохожих культур. Мелодия электронного синтезатора гармонично соединилась с китайскими инструментами в последующих произведениях. Это обогатило его индивидуальный стиль и принесло автору ещё большую популярность.

Готовясь к грандиозному проекту, связанному с празднованием 150-летия штата Техас и 25-летия американской космической ассоциации NASA, для праздника Жарр создал композицию, которую Роналд Макнейр должен был исполнить на саксофоне в космосе. В это же время Жан-Мишель сочинил альбом «Randez-Vous», его планировалось выпустить в продажу на следующий день после праздника.

Композиция Жан-Мишеля Жарра «Ethnicolor» («Плач китов»)

Это должно было стать грандиозным событием, но так и осталось несбыточной мечтой из-за трагедии с шаттлом Челленджер, где музыкант потерял друга. Потрясенный Жан-Мишель уже собирался отменить концерт. Но астронавты NASA уговорили не делать этого, объяснив, что концерт должен состояться, уже как дань уважения погибшим астронавтам.

Другая мечта музыканта, запланированная в этом же году, едва не осталась просто мечтой. Во времена, когда Францию захлестнула волна терроризма, Жан-Мишель должен был провести концерт перед Папой Римским. Это мероприятие было под угрозой срыва, но усиление мер безопасности позволило осуществить задумку.

Композиция Жан-Мишеля Жарра и Армина ван Бюрена «Stardust» («Звездная пыль»)

Летом 2015 года Жан-Мишель и Армин ван Бюрен представили совместный трек под названием «Stardust», который, по словам поклонников, «отправляет в космос». Особый жанр музыки пришелся по вкусу приверженцам творчества, снят удивительный клип.

Ещё одно яркое слияние – совместный хит Жан-Мишеля и дуэта Pet Shop Boys под названием «Брик Ингленд», вышедший в 2016 году.

Композиция Жан-Мишеля Жарра и группы Pet Shop Boys «Brick England» («Брик Ингленд»)

Мировые рекорды, работа посланцем доброй воли ЮНЕСКО, выход синглов, концерт с космонавтами станции «Мир», гимн к чемпионату по футболу в 2002 году – эти и другие достижения в полной мере подтверждают талант и желание музыканта искать, творить и воплощать новые идеи в противовес привычному и обыденному.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: