обзор
Первый фестиваль был инициирован в 1980 году английским организатором Морисом Джонсом, а затем проводился ежегодно в августе. Первый фестиваль был задуман как завершение мирового турне группы Rainbow и собрал около 35 000 зрителей. В последующие годы количество зрителей неуклонно росло. В 1988 году фестиваль достиг своего пика, собрав 102 000 зрителей. Смерть двух фанатов во время выступления Guns n ‘Roses во второй половине дня имела последствия для мероприятия. В 1989 году Monsters of Rock впервые не было, в последующие годы количество билетов было ограничено 72 500 каждый.
Фестиваль также стал своеобразной генеральной репетицией для начинающих групп и их дальнейшей карьеры по всей Европе. Если вы преуспели в Донингтоне, ворота к успеху в Европе были для вас открыты. Посетители фестиваля пользовались дурной славой. Днем группам особенно часто приходилось бороться с иногда агрессивной публикой. Пластиковые бутылки, наполненные мочой и грязевыми шариками, часто вылетали на сцену, однажды даже голова свиньи. Тем не менее фестиваль считался предметом престижа. В Донингтоне играли более или менее все известные рок- и метал-группы того времени. Фестиваль быстро нашел подражателей по всей Европе. В большинстве случаев выставление счетов на материнском фестивале было перенесено или немного изменено. Первый фестиваль Monsters of Rock в Германии прошел в 1983 году. С 1988 года состав (иногда слегка измененный) Донингтона отправлялся в тур по Европе. Так было в 1988, 1990, 1991 и 1992 годах. В 1988 году был также тур по США Monsters of Rock, который, однако, не имел ничего общего с оригиналом из Донингтона. Другие монстры рок-фестивалей проводились в странах Южной Америки, таких как Аргентина и Бразилия, в 1990-е годы . Они также никак не имели отношения к оригиналу.
В 1990-е годы главный фестиваль в Донингтоне потерял часть своей популярности, не в последнюю очередь из-за своей более традиционной ориентации. Ландшафт рок-музыки изменился навсегда, хард-рок 80-х уже не был популярен, и поэтому фестивалей подобного рода не было. В 1993 году фестиваль не проводился впервые с 1989 года из-за отсутствия сильного хедлайнера. После издания 1996 года «Монстры Рока» наконец-то настали. В 2001 году на территории Донингтона впервые прошли несколько крупных фестивалей. Такие группы, как Hawkwind , Meat Loaf и UFO, играли на фестивале Rock & Blues в июне, а месяц спустя — на A Day At The Races и других. в Stereophonics и The Black Crowes . В 2002 году здесь впервые прошел Ozzfest . Download Festival проходит в том же месте с 2003 года и теперь считается законным преемником Monsters of Rock.
В 2006 году, ровно через 10 лет после последних Monsters of Rock, внезапно было объявлено о возвращении фестиваля. 3 июня фестиваль возобновился в Милтон-Кейнсе. Deep Purple были хэдерами сцены, а Элис Купер был специальным гостем .
«Монстры рока» в Южной Америке
Как и фестиваль в Северной Америке, события в Южной Америке не были связаны с фестивалем английской матери. Фестивали также проводились после того, как закончились оригинальные Monsters of Rock.
Аргентина
12 декабря 1998 года на стадионе Велес Сарсфилд в Буэнос-Айресе играли следующие группы:
- Iron Maiden (хедлайнер)
- Убийца
- Helloween
Бразилия
24 августа 1996 года на стадионе Пакаэмбу в Сан-Паулу играли следующие группы:
- Iron Maiden (хедлайнер)
- Skid Row
- Motorhead
- Биологическая опасность
- Раймундос
- Helloween
- King Diamond
- Милостивая судьба
- Герои дель Силенсио
19 и 20 октября 2013 года на Arena Anhembi в Сан-Паулу играли следующие группы:
- Аэросмит
- Slipknot
- зерно
- Лимп бизкит
- Killswitch Engage
- Белая змея
- Бакчерри
- Queensrÿche
- Крыса
- Gojira
- Ненависть
- Hellyeah
- Dokken
- Джефф Тейт
Nitty Gritty Dirt Band, Театр Эстрады, 1977 год.
Одной из первых западных групп, приехавших в СССР, были Nitty Gritty Band. Эта американская группа дала целый ряд концертов по всей стране, выступила по Центральному Телевидению и, по некоторым оценкам, собрала суммарную аудиторию в 145 миллионов советских граждан. Для многих отечественных любителей рок-музыки проблема заключалась только в одном: Nitty Gritty Dirt Band были… кантри-группой.
Александр Железнов: «Самый лом был в 1977 году. Когда к нам впервые приехала (подумать только!) настоящая американская группа! Выступали в Театре Эстрады. Никто вообще не знал, что это, кто это. Уж как их к нам тогда занесло, тайна!»
Дмитрий Вахрамеев (участник известной российской кантри-группы Apple Jack): «Это был первый культурный обмен со Штатами у нас – туда поехали «Песняры», а нам прислали Nitty Gritty Dirt Band. Они выступали в студии Останкино в 1977 году, а концерт показали только в 1979-м. Я посмотрел этот концерт, который меня сразил. На этой почве я запал на банджо».
Александр Железнов: «Всё это произошло достаточно неожиданно. В те времена, естественно, никаких анонсов и афиш не было. Информация распространялась по сарафанному радио. Пошел слух, что приезжает какая-то загадочная американская группа. Никакого понятия о том, что это за группа, ни у кого не было. Но сам факт, что настоящие американцы приезжают – в то время это был реальный шок.
Афиши были только на театре Эстрады, где они выступали. И больше нигде – никаких анонсов, рекламы. И послесловия в прессе тоже никакого не было – времена были дремучие. А перед концертом был настоящий ажиотаж – уже на станциях метро стреляли билеты за любые деньги. А перед самим театром вообще творилось смертоубийство. Билеты с рук по 100 рублей! Это была зарплата месячная инженера в то время.
Реально народ не понимал, во-первых, как это вообще произошло – сам факт того, что приехала настоящая американская группа. «Демократы» и поляки раньше приезжали, но тут «загнивающий запад» заявился!
Народ настраивался на то, что это будет какой-то рок, а это было… кантри! Оказался большой коллектив, человек десять со всеми стандартными кантри-инструментами – банджо, стиральные доски и прочее. Народ сначала прибалдел немножко – потому что все настраивались на другое. Раздались крики «Смоук он зе уотер давай!». А они очень профессионально ушли от этих ожиданий, завели публику. В итоге концерт прошел, что называется, на ура.
Никакой милиции, конечно, не было, в то время никто и мысли такой не думал. Народ достаточно раскрепостился под конец – хлопали, кричали. Народ стоя их приветствовал, они были счастливы и довольны, насколько я понял».
Фестиваль «Монстры рока», Тушинское лётное поле, 28 сентября 1991
Советский Союз разваливался на глазах. Если августовский путч 1991 года и последовавшие за ним события впервые подарили нашим согражданам ощущение совершенно новой свободы, то бесплатный фестиваль «Монстры рока», собравший отменный состав рок-групп, включая таких гигантов, как Metallica и AC/DC, помог всем, кто пришел на бескрайнее Тушинское поле, поверить в то, что эта новая свобода им не приснилась. К сожалению, как всегда и бывает, не все оказались морально готовы к этой свободе.
Николай Котов: «Реклама была и в газетах и на телевидении, в молодёжных программах говорили, что пройдет концерт, упирая на AC/DC, а не на Металлику. Это считался второй роковый фестиваль после фестиваля с Оззиком. Было такое ощущение: «Больше они сюда не приедут».
Николай Котов: «Когда уже подходили к полю, часа за два до начала, то увидели, что самые ярые товарищи уже давно оккупировали места спереди. Самое смешное, что по многим из тех, кто давно пришел, было видно, что они давно пришли. Потому что передние ряды поклонников редели. Видел картину, как два металлиста в кожаных куртках тащат под руки третьего – а он ничего не соображает, у него даже ноги волочатся по земле. И тут в какой-то момент у него как будто сознание включается, он провозглашает: «Металлика!!» И снова отрубается. А они тащат его дальше отдыхать на травку. Не знаю уж, пустили их потом или нет».
Николай Котов: «Мы стояли недалеко от заграждения. И какие-то провокаторы, идиоты начали кидаться бутылками. Причем после какой-то группы даже хотели остановить концерт: объявили, что если сейчас не успокоятся, то дальше ничего не будет. И нам пришлось даже уйти подальше, к экрану, потому что из-за спин летели бутылки. Одну бутылку я просто успел отбить рукой – она летела прямо в мою кузину. Пришлось с ними уйти в сторону».
Дмитрий Шипов: «У нас народ дикий, насколько он дикий, можно было судить по печальному Тушинскому мероприятию. Там вообще было всё небезопасно, там были разбитые бутылки, там понаехало всякой шпаны, можно даже ее назвать деревенской, потому что халява была, все ехали кому не лень. Я когда подходил туда, видел, как бежали патрули военных, солдат, которые просто дубинками разбивали всё, что было стеклянное. Чтобы не кидали. Приехало пацанья, которые просто пива напились – это было ужасно. Состояние было нервозное. На моих глазах один парнишка ходил с окровавленным лицом».
Николай Котов: «После того, как мы ушли, был перерыв между первым и вторым отделением. И на более открытых местах народ уже собрал поляну – постелили пледы, на них было, что и выпить, и что закусить! Все интересовались – «А вы откуда?» — «Мы оттуда». — «А вы?» Все были очень гостеприимны – могли и напоить и накормить».
Николай Котов: «Когда AC/DC вышли, это был бурный экстаз, причем на песнях, которые народ знал уже десятилетиями. И даже с последнего диска, с которым они приехали – когда они начали играть вступительное соло с “Thunderstruck”, тут понеслось! Когда пели “Money Talks” деньги разбрасывали. Естественно все ждали и старых песен. И когда спустили колокол, сначала подумали, что бутафория. Но когда Брайан Джонсон вышел с кувалдой, в него ударил, и у всех задрожали внутренности, стало ясно, что это не бутафория. Второе отделение пролетело как 20 минут. А в конце были пушечные выстрелы. После этого, конечно, больше ни на что не хотелось ходить».
Свидетельства очевидцев собирал Михаил Кузищев, www.Soyuz.Ru.
Как проходил фестиваль
Фестиваль «Монстры рока» в Тушино
«Люди ночевали на улице и ждали нашего выступления», – вспоминал Ангус Янг во время интервью журналу «Classic Rock» в 2001 году. И так было на самом деле: люди съезжались со всех уголков России, чтобы посмотреть на своих кумиров. Вход был бесплатный, поэтому насладиться любимой музыкой мог каждый.
Фанаты запомнили навсегда этот концерт — участники «Metallica» бросали в толпу музыкальную атрибутику, а Кирк Хэммет персонально отметился тем, что выбросил в сторону людей свою гитару. Барабанщик Ларс Ульрих до крови стёр руки. Позже он напишет: «Bleeding For Moscow»(«Истёк кровью для Москвы»).
Фестиваль на Тушинском аэродроме прошёл под усиленной охраной: по данным разных источников, число военных и милиции составило от 11 до 25 тысяч человек. Естественно, в полной мере обеспечить безопасность граждан и предотвратить беспорядки им не удалось – травмы различной степени тяжести получили более 200 человек. 50 человек милиция задержала с запрещёнными веществами и один человек попал в лапы правосудия за то, что при нём было оружие.
Милиция и группа «Pantera» во время фестиваля
Фактом является и то, что после завершения концерта милиция гнала людей к выходу, что привело к давке, потасовкам и травмам. Один из посетителей фестиваля Роман Дианов вспоминает:
Но плавно зверства со стороны правоохранительных органов утихали, так как на сцену выходили не абы кто, а звёзды международного масштаба, которых они вживую могли бы никогда не увидеть.
Столкновения с милицией начали прекращаться после того, как на сцену вышли блюз-рокеры «The Black Crowes», а затем советские металлисты «Э.С.Т» – единственные, кто пели на сцене по-русски. Даже правоохранители ожидала выступления «Metallica», и после выхода музыкантов на сцену столкновения прекратились почти полностью. Вокалист группы Джеймс Хэтфилд в интервью рассказывал о том, что видел, как в первом ряду стояли отряды милиции и военных, которые через пару песен начали также отрываться, швыряя вещи и тряся головой. Выступление «Metallica» на «Монстрах Рока» считается одним из лучших концертов за их историю.
Завершился фестиваль эффектным выступлением группы «AC/DC», которые в течении двух часов радовали фанатов нереально красочным шоу с различной атрибутикой. В том числе присутствовали гигантские полуобнаженные куклы и фейерверки.
Выступление «AC/DC» на «Монстрах рока»
Артемий Троцкий вскоре после завершения концерта резюмировал, что фестиваль посетило более полумиллиона человек, не было ни одной смерти и все получили удовольствие.