Виды музыкальных инструментов

Музыкальный слух. Что это и с чем его едят?

Для начала, давайте разберем что же такое музыкальный слух. Это комплекс способностей и возможностей человека, благодаря которым он может воспринимать и различать мелодию и любые музыкальные звуки, способен понять их ценность и уловить технические характеристики.

Очень длинное и запутанное понятие, которое означает, что благодаря музыкальному слуху, вы можете чувствовать и различать тембр, ритм, улавливать малейшие изменения в тональности, а также различить в целом ансамбле звуков каждый музыкальный инструмент отдельно. Даже если вы пока не можете точно сказать, что за музыкальный инструмент (к примеру, далеко не все могут отличить звучание виолончели от арфы или альта от скрипки), самое главное, что вы и уже слышите. Значит дело осталось за малым.

Существует 2 вида классификации музыкального слуха. В первом случае, выделяют уж четырнадцать разных видов слуха, а во втором случае всего два больших вида — абсолютный и относительный.

В первом варианте классификации выделяют:

  • Абсолютный слух — когда вы определяете на слух ноту и запоминаете ее;
  • Внутренний слух — Когда вы можете пропеть, проиграть, прочувствовать музыку про себя, без внешних вмешательств. Самым ярким примером отлично развитого внутреннего слуха считается Бетховен;
  • Мелодический — То есть когда человек способен улавливать малейшие изменения в мелодии;
  • Интервальный — способность хорошо различать музыкальные интервалы;
  • Полифонический — если вы можете различить несколько музыкальных линий в одном произведении, запомнить их, значит вы обладатель полифонического слуха;
  • Фактурный — вы не знаете название всех музыкальных инструментов, но четко слышите в звучании несколько из них, понимаете в какой момент они сменяют друг друга, а также отлично ориентируетесь в технической обработке произведения;
  • Гармонический — если вы прекрасно ориентируетесь в сложных и простых аккордах, легко распознаете их на слух и можете запомнить, значит вы обладатель гармонического слуха;
  • Ладовый — чувствуете смену настроения в музыке, понимаете где мажор, а минор звучит;
  • Интонационный — отлично улавливаете малейшие изменения в интонации;
  • Ритмический — из названия следует, что ритмическим слухом обладает человек, отлично чувствующий изменение ритма мелодии, различает слабые и сильные доли;
  • Тембральный — если вы различаете звучание музыкальных инструментов, особенности их “голоса”;
  • Звуковысотный — таким слухом обладают люди, которые слышат малейшие изменения в звучании до полутона или даже одной восьмой тона;
  • Архитектонический — если вы на слух способны понять строение произведения, значит вы обладатель архитектонического слуха.

Очень многие начинающие музыканты апогеем профессионализма считают абсолютный слух. Но, самом деле, в повседневной жизни такой слух доставляет изрядные неудобства, вплоть до того, что вы слышите разговор соседей на 2 этажа ниже, хотя ваши домочадцы не слышат ничего.

Второй вариант классификации видов слуха — абсолютный и относительный. К первому относят одноименный вид слуха, а ко второму все остальные виды в комплексе.

Если вы хотите стать профессионалом в музыкальной сфере, то вам лучше работать над развитием всех видов слуха, ведь вы должны уметь чувствовать музыку и жить ей.

Группировка нот

Группировкой называется объединение нот в группы. Это делается с одной простой целью – облегчить визуальное восприятие нот и ускорить разбор ритмического рисунка. Для сравнения приведу пример в виде номера телефона. Какой вариант легче воспринимать? Думаю, вы согласитесь, что второй:

Объединяться в группы могут только длительности с флажками, то есть длительности меньше четверти – восьмые, шестнадцатые и так далее. Когда они соединяются в группу, то флажки нот превращаются в горизонтальные линии — ребра. Сколько было флажков, столько будет и ребер у группы:

В группы могут объединяться ноты разной продолжительности, главное, чтобы все они были меньше четверти. Пусть вас не смущает разное количество флажков, это вовсе не мешает объединять ноты в группы:

Также паузы могут встраиваться в группу:

Группировка длительностей в такте

Рассмотрим пример группировки нот в самых популярных размерах: 2/4, 3/4, 4/4, 6/8.

В размерах 2/4, 3/4, 4/4 ноты объединяются в группы по счетным долям (они указаны в знаменателе размера) – в нашем случае это четверти. Группировать следует так, чтобы границы долей было отчетливо видно. Например, в размере 4/4 шестнадцатые ноты нужно группировать по четыре:

Не трудно посчитать, что каждая группа равна четвертной доле. В одном такте будет 4 таких группы.

А вот пример того, как группировать не следует:

Визуально воспринимать такую группировку нот чрезвычайно трудно, а читать с листа – невозможно.

Размер 4/4 — сложный и состоит из двух простых – 2/4 + 2/4. Поэтому иногда ноты в этом размере группируются не по долям, а в соответствии с составным простым размером. Получится две группы по две четверти. Как лучше сгруппировать ноты выбирает сам композитор, главное, чтобы это легко воспринималось глазами.

В размере 2/4 ноты объединяют в две группы, каждая из которых равна четверти:

Ниже приведен пример группировки в размере 3/4:

Ритмический рисунок не самый простой, но ноты сгруппированы таким образом, что сразу видно каждую долю и посчитать размер такта не составит труда.

В размерах 6/8, 9/8, 12/8 счёт осуществляется восьмыми нотами. Принцип группировки в таких размерах будет несколько другим. Эти размеры сложные трехдольные и, как вы уже знаете, состоят они из нескольких простых:

Группировать ноты в подобных случаях, следует опираясь на простой размер, из которого состоит сложный — в нашем случае это размер 3/8. Эти цифры служат нам подсказкой, говоря, что ноты нужно собирать в такие группы, где сумма длительностей будет равна трем восьмым. Например, в размере 6/8 (3/8+3/8) ноты нужно объединять в две группы по три восьмые в каждой.

Ритм может быть самым разнообразным, но каждая группа нот, все равно должна быть равны трем восьмым:

Группировка нот напрямую зависит от музыкального размера. Мы рассмотрели не все варианты группировки, но главное усвоить принцип и запомнить, что группировать нужно так, чтобы это было удобно читать.

Статья понравилась377Статья не понравилась190

Заключение

А сейчас посмотрите джазовую пьесу «Take Five«, записанную квартетом «The Dave Brubeck Quartet» в 1959 году. это был первый джазовый сингл, разошедшийся в более чем миллионе экземпляров. Автор пьесы — Paul Desmond, саксофонист квартета. Написана эта музыка в достаточно необычном ритме 5/4. Именно отсюда и идет ее название.

https://youtube.com/watch?v=tT9Eh8wNMkw%3F

Виды синтезаторов

Решая, как выбрать синтезатор для дома, стоит сразу определиться с его видом. Условно их можно разделить на три категории:

  • Модели для начинающих. Отличаются небольшим размером и диапазоном на 4-5 октав. Обычно в таких устройствах есть достаточно стилей, тембров и клавиш для новичка.
  • Полупрофессиональные устройства. Диапазон может включать от 5 до 8 октав. Покупать такой синтезатор для ребенка вряд ли стоит — но для взрослого, рассчитывающего позже заняться музыкой более серьезно, они вполне подходят.
  • Профессиональные синтезаторы, предназначенные для опытных музыкантов. Такая покупка будет слишком дорогой и непрактичной для начинающего. Тем более, новичок вряд ли сможет разобраться в большом количестве программ и клавиш.

Существует и четвертая категория — цифровые пианино. Инструмент, игра на котором имитирует классические музыкальные модели. Решая, что выбрать для новичка, синтезатор или цифровое пианино, обычно останавливаются на первом варианте. Второй подходит тем, кто раньше уже играл на рояле или фортепиано. Цена цифрового пианино обычно выше, чем синтезатора — но можно найти и бюджетные версии как YAMAHA NP-32 с подключаемыми педалями, 76 клавишами и 10 тембрами.

9 Валторна


Максимальное звуковое давление: 107 дБ

Валторна используется в симфоническом и духовом оркестрах, а также как ансамблевый и сольный инструмент. Тембр инструмента несколько грубоватый в нижнем регистре, мягкий и певучий на пиано, светлый и яркий на форте — в среднем и верхнем, в связи с чем инструмент может хорошо передавать грустное и торжественное настроение. Валторну можно услышать в первых тактах Концерта для фортепиано с оркестром № 1 Петра Ильича Чайковского, в Первой Симфонии Густава Малера (1 часть, с 32 такта), 2-й части 5-й симфонии Чайковского (которая практически полностью представляет собой соло валторны), в песне «For No One» группы Битлз (альбом Revolver, 1966) и др.

Валторне хорошо удаётся исполнение длинных нот (в том числе на органном пункте) и мелодий широкого дыхания. Расход воздуха на этом инструменте относительно невелик (не считая крайних регистров).

Барабаны

Инструмент ритмический и потому не требующий от ученика глубоких теоретических познаний и абсолютного слуха. Даже с сомнительными исходными данными при ежедневных занятиях можно научиться выдерживать ритм. Для того, чтобы влиться в панк-рок коллектив, достаточно будет пары занятий у репетитора и месяца ежедневной практики. Если душу влечет к сложным и ломаным ритмам, придется все же слегка подучиться. Можно это сделать либо в вечерней музыкальной школе, либо регулярно посещая педагога. В младших учебных заведениях, как правило, игре на барабанах обучают всего пять лет. Освоение других инструментов будет длиться на несколько лет дольше.

В дополнение к умению держать ритм, в музыкальной школе или училище научат играть на ксилофоне, бубне и треугольнике. В целом, если нет каких-либо глобальных устремлений и планов стать виртуозом, и если имеется задача обучиться в короткие сроки, то барабаны будут лучшим вариантом.

Как ни крутись, а без инструмента не обойтись

Рано или поздно каждый вокалист задумывается о том, на каком же музыкальном инструменте научиться играть, чтобы аккомпанировать себе во время пения.  Конечно,  в эпоху развития технологий совсем не обязательно уметь играть, но, поверьте,  это очень выделяет вас среди других вокалистов.

Во-первых – это приятно. В минуты тоски или радости  всегда можно спеть и сыграть на любимом инструменте и успокоить душу. Это намного приятнее, чем просто петь под «минусовку».

Во-вторых – это удобно. Если ваш голос ниже, чем поется в оригинале, или выше, вы всегда сможете сыграть мелодию в нужной тональности. Вам не нужно лишний раз перенапрягать связки.

В-третьих, вы больше не зависите от электричества, ноутбука, забытой дома флешки и прочих современных штуковин. Если ваш инструмент с собой или он есть на месте выступления, у вас всегда есть подстраховка.

Слушай и умней: работает ли «эффект Моцарта»?

Представления о том, что прослушивание музыки, особенно классической, благотворно влияет на интеллект, широко распространены. Многие спорят о деталях, например, что полезнее — фортепианные концерты Моцарта или его произведения для скрипки, но в целом способность классики делать нас умнее оспаривают редко.

Понятие «эффект Моцарта» появилось в начале 1990-х. В 1993 году ученые из Калифорнийского университета в Ирвайне рассказали о результатах своего эксперимента: добровольцы, которым включали произведения великого композитора, лучше справлялись с тестами на пространственное мышление. Сами авторы работы не давали этому явлению громких названий. Об «эффекте Моцарта» заговорили, когда новая гипотеза стала популярной за пределами научного сообщества и породила множество обобщений.

Например, СМИ нередко писали, что классика положительно влияет на интеллект в целом, особенно у детей. Считалось, что шедевры золотого века музыки не только улучшают определенные навыки (то же пространственное мышление), но и повышают IQ. В 1998 году губернатор Джорджии даже предложил выделить более 100 тысяч долларов из бюджета штата, чтобы обеспечить записями классической музыки каждую семью, где появился новорожденный. Свое выступление политик сопроводил «Одой к радости» Бетховена — впрочем, это не помогло ему убедить аудиторию.

Постепенно вокруг предполагаемого эффекта выросла целая индустрия. Само словосочетание Mozart effect зарегистрировано как торговая марка, под ней продается множество музыкальных сборников. По словам их создателей, эти подборки решают целый ряд проблем: помогают сконцентрироваться, улучшают память, а у детей развивают речь, пространственное мышление и эмоциональный интеллект. Звучит заманчиво, но можно ли доверять этим обещаниям?

Виктория Уильямсон, психолог из Шеффилдского университета в Великобритании, , что прослушивание классики — далеко не суперсредство для развития мозга

Она обращает внимание на то, о чем говорили и сами авторы оригинального исследования: интеллектуальный подъем после прослушивания классики длится не дольше 15 минут — но когда представление об «эффекте Моцарта» ушло в массы, об этом стали вспоминать все реже. Позже похожие результаты и другие ученые

Музыка и правда улучшала определенные навыки, но лишь ненадолго.

Допустим, надолго повысить IQ с помощью фортепианных концертов не выйдет. Но как объяснить то, что в первые минуты после прослушивания человек показывает лучший результат? Авторы первой статьи предполагали, что дело в композиторском даре Моцарта и сложности его музыки: возможно, замысловатые переплетения мелодических линий каким-то образом стимулируют мышление и делают нас креативнее. Но современные исследователи, в том числе Виктория Уильямсон, считают, что все намного проще.

Играй как можешь: как занятия музыкой помогают развиваться

Значит ли это, что волна интереса к «эффекту Моцарта» не принесла ничего хорошего? Вовсе нет. Дискуссии вокруг этой проблемы помогли тем, кто считали классику скучной или чересчур сложной, заинтересоваться ею и по-новому услышать давно знакомые мелодии. Но, что еще важнее, благодаря разговорам о пользе классики многие родители задумались о том, чтобы дать своим детям хотя бы начатки музыкального образования. Уроки музыки обязательны далеко не везде, а зря: в их эффективности наука не сомневается.

Многие ученые считают, что занятия музыкой (сюда входят и пение, и игра на инструментах, и другие формы обучения) помогают также развивать множество навыков, непосредственно не нужных для извлечения звуков. Например, исследователи из Гарвардской медицинской школы заметили связь между образованием и успешным выполнением заданий.

В их эксперименте поучаствовали 59 десятилетних детей, из них две трети учились играть на клавишных или струнных инструментах не менее трех лет. Как и ожидалось, те, кто учился музыке, лучше проходили тесты на мелкую моторику и распознавание разницы в высоте звуков. Но вдобавок они обошли немузыкальных ровесников и в других заданиях.

Лечебные свойства музыки

Вы уже знаете, что прослушивание музыки способствует выработке дофамина – гормона счастья. Но еще больше пользы человеческий организм может получить от занятий музыкой

Оказалось, что пение и игра на разных музыкальных инструментах улучшает внимание, моторику и активирует взаимодействие между двумя полушариями головного мозга

Музыка обладает обезболивающим эффектом – об этом рассказали американские ученые после наблюдения за больными в послеоперационный период. Участие в опыте приняли пациенты ортопедического отделения, перенесшие операцию на позвоночнике.

Первой группе больных предложили слушать любимую музыку, пациенты из второй группы восстанавливались в обычных для больницы условиях. Когда пациентам из двух групп предложили описать характер испытываемой боли, оказалось, что меломаны чувствуют себя намного лучше, чем пациенты из контрольной группы.

Пульсация

Первое понятие, которое необходимо ввести — пульс музыкального произведения.

Вы, наверное, замечали, что музыку часто описывают как нечто живое: весёлая, легкомысленная, задумчивая, решительная. И действительно, музыка имеет ряд качеств, характерных для живого организма, например такие как характер и настроение. Но главное, что в музыке, как и в живом организме бьется пульс. Вам наверняка доводилось бывать на концертах и хлопать в такт одновременно со всем залом. Это происходит именно потому, что люди чувствуют пульс музыки.

Как и человеческое сердце пульс может замедляться или ускоряться, но он бьётся равномерно и непрерывно на протяжении всего произведения.

Запомним: пульсация — это равномерность, которая обеспечивает музыкальное движение.

10 Литавры и большой барабан


Максимальное звуковое давление: 106 дБ

Литавры — инструмент очень древнего происхождения. В Европе литавры, близкие по своей форме к современным, но с постоянным строем, стали известны уже в XV веке. В трактате «Устройство музыки» («Syntagma musicum», часть II «De Organographia», 1619) Преториуса литавры упоминаются как «ungeheure Rumpelfässer». С XVII века литавры входят в состав оркестров. Впоследствии появился механизм натяжных винтов, давший возможность перестройки литавр. В военном деле применялись в тяжёлой кавалерии, где использовались для передачи сигналов боевого управления, в частности, для управления строем кавалеристов. Современные литавры могут быть настроены на определённую высоту звучания с помощью специальной педали.

Соло литавр есть во многих музыкальных произведениях. Так, например, с соло литавр начинается Бурлеска для фортепиано с оркестром Рихарда Штрауса.

Большой барабан представляет собой широкий металлический или деревянный цилиндр, затянутый с обеих сторон кожами, (иногда только с одной стороны). Звук извлекается ударом колотушки с массивной головкой, обёрнутой плотным материалом. При необходимости исполнения сложных ритмических фигур или тремоло используются также палочки от литавр, от малого барабана и других ударных инструментов.

Основной приём игры на большом барабане — простые ритмические фигуры и одиночные удары в огромном динамическом диапазоне — от едва слышного пианиссимо до подобного пушечным выстрелам фортиссимо.

Большой барабан — один из основных ударных инструментов симфонического оркестра, в состав которого вошёл во второй половине XVIII века (одним из первых его применил в одной из своих опер Глюк), также используется в духовом оркестре, где к нему крепится одна из тарелок. Исполнитель одной рукой ударяет колотушкой по барабану, а другой держит свободную тарелку, которой ударяет по закреплённой. Обычно в духовом оркестре большому барабану отводится роль своеобразного «метронома», отбивающего сильные доли такта.

В партитуре симфонического оркестра партия большого барабана пишется на «нитке» (линии, на которой указывается только ритм) под партией тарелок, над партией там-тама.

Штрихи

Очень важное средство музыкальной выразительности – штрихи. Они указывают на манеру звуковедения и зависят от характера произведения

  • Legato — (легато) предполагает связное, плавное звукоизвлечение.
  • Staccato — (стаккато) – отрывистое извлечение звуков. Стаккато обозначается точкой над или под нотами. Звуки при исполнении на стаккато короткие, с небольшими толчками, легкими акцентами и цезурами между звуками.
  • Non legato – (нон легато) – несвязное, неплавное исполнение. Звуковедение с небольшим подчеркиванием каждого звука мелодии. Звуки при этом должны быть наполненными как при исполнении легато, цезуры между звуками сокращены. Звуки подчеркиваются, но не так остро, как на стаккато. Каждый звук звучит отчетливо.

Как наш мозг воспринимает звуки

Звук – это не что иное, как волна из механических колебаний, распространяющихся в определенной среде. Он может проходить сквозь жидкости, твердые тела, газы. Когда эта волна, передвигаясь воздухом, достигает нашего уха, а точнее – барабанной перепонки, мы слышим определенные звуки.

Разные звуки, входя во внутреннее ухо, активизируют разные области головного мозга. Что интересно, результат такого влияния часто зависит от музыкальной подготовки человека. То есть у разных людей одна и та же мелодия может вызвать разные эмоции и провоцировать активность разных частей головного мозга. Тем не менее существуют и некоторые общие модели влияния музыки.

Головной мозг – это центр управления человеческим телом. Он состоит из двух полушарий: правого (отвечает за интуицию, творческое начало, воображение) и левого (ответственно за вербальную информацию, аналитическое мышление, логику, языковые способности). То есть правая полусфера мозга обрабатывает информацию интуитивно, визуально и творчески, а левая – путем аналитических размышлений, логики и сложных математических вычислений. Но оба полушария не работают в автономном режиме, а соединены между собой мозолистым телом – сплетением нервных волокон.

Все, что случается с человеком каждую секунду на протяжении всей жизни в той или иной степени воздействует на мозг. И музыка не исключение. Под ее воздействием активизируется обмен информацией между двумя полушариями, позволяя им работать в гармонии. Поскольку музыка – это невербальная информация, она воздействует на правое полушарие. Но как только к мелодии добавляются слова, начинается влияние на левую часть органа. Таким образом, любая песня активизирует обе полусферы. Кстати, как обнаружили ученые, на височную долю мозга (так называемая слуховая кора головного мозга) может влиять не только реально услышанная мелодия, но и воображаемая.

А еще было выяснено, что звуки могут влиять на нейропластичность мозга, то есть его способность к формированию новых нейронных связей. Клетки головного мозга в течение всей жизни взаимодействуют между собой. Но схемы этого взаимодействия могут со временем меняться. Это случается, например, после травм головного мозга или в ходе взросления человека (под действием жизненного опыта меняется и структура головного мозга).

Но как оказалось, есть еще один фактор, способный повлиять на нейропластичность мозга. Это музыка. В ходе научных наблюдений ученые обнаружили, что иногда, когда нейроны теряют возможность взаимодействовать между собой в привычных комбинациях, под воздействием определенных мелодий они начинают прокладывать себе альтернативный маршрут. Так, музыкотерапия помогает восстанавливаться пациентам после тяжелых черепно-мозговых травм (когда пострадала речь или память).

Примеры гитар для начинающих

Yamaha C40

Хороший вариант недорогой классической гитары от известного производителя. Сделана из ели, палисандра и красного дерева, что гарантирует хорошее, глубокое и мягкое звучание. Довольно популярная модель из низкого ценового диапазона.

Yamaha F310

Акустическая гитара, сделанная из палисандра, ели и красного дерева. Прекрасный вариант для начинающего гитариста – очень качественная модель, которая точно прослужит довольно долгое время. Относится к низкому ценовому диапазону.

Fender Squier SA-105

Еще один вариант акустического инструмента. Сделана из ели и палисандра, при этом дешевле, чем предыдущая модель. Прекрасно подойдет новичку для начала освоения азов гитарного мастерства. Прослужит долго и надежно.

Духовые инструменты

Флейта, труба, саксофон, кларнет, валторна, гобой, фагот, тромбон, туба – имя им Легион. Помимо классических инструментов, имеются также этнические (сопилка, трембита и так далее). Выбор настолько велик, что определиться с видом инструмента подчас бывает довольно сложно. В музыкальных школах предусмотрено для таких случаев предварительное обучение на блок-флейте с дальнейшей возможностью перейти на трубу, саксофон и далее по списку. Существует два варианта освоения духовых инструментов: под руководством репетитора и в школе. Второй вариант предпочтительнее, так как параллельно будут проводиться уроки сольфеджио, а они крайне важны для развития слуха у музыканта.

Теперь к минусам. Если родственники или соседи по дому окажутся не способными оценить ваше рвение, то упражняться дома на духовых будет сложно. Инструменты на самом деле очень громкие и в «хрущевках» каждая нота проигрываемого этюда будет слышна в соседних квартирах, даже если играть предельно тихо. Кроме того, заниматься придется каждый день – регресс с духовыми намного ощутимее прогресса

Поэтому важно заранее распланировать, каким образом будут проходить занятия вне школы или квартиры репетитора

Из плюсов, хоть и сомнительных, можно упомянуть лояльное отношение преподавателей к теоретической базе своих учеников. Не зря трубачи оказались вторыми после бас-гитаристов героями анекдотов. Нередки случаи, когда выпускники училищ путаются в вещах, усвоенных другими музыкантами еще в первые месяцы обучения.

Как выбрать синтезатор для дома для начинающего

Чтобы правильно купить синтезатор для новичка, нельзя ориентироваться только на стоимость. В первую очередь нужно изучить основные характеристики.

Количество клавиш

От этого параметра зависит количество октав и диапазон. Клавиш может быть:

  • 88 — на 7 октав, как у обычного пианино;
  • 76 — на 6 октав;
  • 61 — на 5 октав, такие модели очень распространены.

Наибольшие возможности предоставляют инструменты с 88 клавишами

Если хочется воспроизводить сложные музыкальные произведения, то количество клавиш должно быть максимальным.

Тип клавиш

Разнообразие представлено двумя видами клавиш:

  • механические, или невзвешенные — громкость и тон звука не зависят от силы нажатия;
  • динамические, или взвешенные — клавиши чутко реагируют на нажим.

Для серьезных занятий лучше выбирать динамическую взвешенную клавиатуру.

Автоаккомпанемент

Лучшие любительские модели оснащены автоматическим аккомпанементом. Если включить при игре эту функцию, то звучание синтезатора дополнится басами гитары, барабанами, духовыми инструментами. Количество стилей аккомпанемента может составлять от 30 до 200.

Тембры

Синтезатор может имитировать игру не только на пианино, но и на других инструментах — гитаре, скрипке, барабанах. В любительских моделях обычно предусмотрено около 200-300 вариантов, в лучших профессиональных — до 700.

Эффекты

Помимо аккомпанемента, для придания звуку насыщенности синтезатор может предложить встроенные хорус, ревербацию и так далее. В самых простых моделях предусмотрено всего по 3-10 эффектов, в лучших устройствах — от 50 и больше.

Метр

Метр – это равномерное чередование сильных и слабых долей такта (пульсация).

В нотной записи метр выражается в размере ( верхняя цифра размера указывает, сколько долей в такте, а нижняя — какой длительностью выражена доля метра в данном размере), и тактах (так т — отрезок времени от одной сильной доли до следующей доли равной силы), отделенных между собой тактовыми чертами.

Основные типы метра

    • Строгий метр — сильные и слабые доли такта чередуются равномерно
    • Свободный метр — акценты распределяются неравномерно, в современной музыке может не указываться размер или отсутствовать деление на такты.
    • Двухдольный метр — одна сильная и одна слабая тактовые доли (/-) напр., полька или марш.
    • Трехдольный метр — одна сильная и две слабые тактовые доли (/—), напр., вальс.
    • Полиметрия – одновременное сочетание двухдольного и трехдольного метра.
    • Переменный метр — меняется на протяжении произведения.

В зависимости от количества сильных долей метры бывают:

  • Простые – имеющие только одну сильную долю (двухдольные, напр. 24 или трехдольные, напр. 34 или 38).
  • Сложные — сочетание простых одинаковых метров (только двухдольных, напр. 44 = 24 + 24 или только трехдольных, напр. 68 = 38 + 38 ).
  • Смешанные – сочетание метров разного (двухдольного и трехдольного) типа (напр., 54 = 24 + 34, или 34 + 24, либо 74 = 24 + 24 +34 и др.).

Характерные метроритмические особенности некоторых танцев:

  • Полька — 24 , ритмические группы с шестнадцатыми нотами.
  • Вальс — 34 , аккомпанемент с акцентом на первой доле.
  • Марш — 44 , пунктирный ритм.

Фактура

Фактура – это склад, вид изложения музыкального произведения (лат. fakturo — обработка). Основные элементы фактуры: мелодия, аккомпанемент (сопровождение), бас (нижний голос), средние голоса. Фактура бывает прозрачной (двух-, трехголосной), вызывая ощущение легкости, прозрачности. Плотная (многоголосная, аккордовая) фактура создает впечатление силы, мощи.

Одноголосная фактура: любая одноголосная мелодия (сольная или унисонная), напр., народная песня.

Многоголосная фактура: гомофония, полифония

Многоголосный склад музыки, в котором один голос является главным (мелодия), а остальные (аккомпанемент) его сопровождают. Разновидностью гомофонной фактуры является аккордовый склад музыки, в котором мелодия ритмически объединяется с сопровождением. Полифония (греч. poly-много, phone-звук) — одновременное сочетание нескольких самостоятельных голосов (мелодий).

Основные виды полифонии 

  • Имитационная п. — (лат. Imitatio — подражание) повторение в другом голосе или у другого инструмента только что прозвучавшей мелодии (темы). Напр., канон, фуга или инвенция
  • Контрастная п. — одновременное звучание разного типа мелодий. Напр., в средние века объединяли три различных мелодий с разным текстом.    Основные виды фактуры: Формы имитационной полифонии :
  • Канон — музыкальная форма, в которой все голоса исполняют одну и ту же мелодию, вступая поочередно.
  • Инвенция – двух- или трехголосное инструментальное произведение небольшого объема, написанное в имитационной технике.
  • Фуга — многоголосное полифоническое произведение , в основе которого лежит имитационное повторение темы во всех голосах. Высшая, самая сложная форма имитационной полифонии. Величайшим мастером фуги был И.С.Бах.
  • Фугетта ( ит. fughetta — маленькая фуга) – простая, меньшего объема фуга для органа или фортепиано.

7 Фортепиано


Максимальное звуковое давление: 110 дБ

Предшественниками фортепиано являлись клавесины и изобретённые позднее клавикорды. Их недостатками были быстро затухающий звук, что мешало игре легато, и постоянный уровень громкости (что относится только к клавесину), что исключало одно из важных выразительных средств музыки — динамику (изменение громкости). Фортепиано — клавишный струнный инструмент с горизонтальным (рояль) или вертикальным (пианино) расположением струн. На звучание фортепиано большое влияние оказывает его конструкция, с XVIII в. претерпевшая значительные изменения. Фортепиано состоит из акустического аппарата (резонансная дека, струнная одежда), клавишного механизма, опорных конструкций (футор, металлическая рама, вирбельбанк). Сложная система рычагов механизма позволяет передать усилие от играющего через клавишу к молоточку, удар которого по струне производит звук. Современный диапазон фортепиано — 7 ⅓ октав (88 клавиш).

Фортепиано

По-хорошему, следовало бы перенести этот инструмент в конец списка, так как легче стереть пальцы в пыль, чем освоить его на высоком уровне. Но благодаря такому феномену как эстрадно-джазовое направление, адские муки в обучении смогли мутировать в незатейливое времяпровождение. То есть, если кто-то решил разучить пару эстрадных песенок, то сделать это на фортепиано особого труда не составит. Осваивать инструмент можно по самоучителю, видеоурокам или с помощью репетитора. Могут, правда, возникнуть проблемы с посадкой и постановкой рук, но для игры «Чижика-пыжика» это не критично.

Из положительных моментов можно отметить возможность замены при обучении громоздкого инструмента на синтезатор. Разумеется, только в тех случаях, когда ученик сфокусирован на эстрадной музыке, джазе, соуле, электронных жанрах и так далее. Предложений от репетиторов, курсов и кружков – масса. Учиться будет где.

Из минусов можно вспомнить, что при обучении на, собственно, фортепиано, придется приобрести себе инструмент. Если заниматься дома, то можно довести «Cобачьим вальсом» родственников и соседей до умственного помешательства. Но главное, если человек намерен стать мастером, то его ждут тысячи часов бесконечного проигрывания гамм и тщательная проработка сотен страниц теоретического материала.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: