Как я поступала во вгик

Что учесть перед тем, как собирать деньги на съемки кино?

Чтобы привлечь инвестора, автору важно знать, что он хочет получить, и какой будет аудитория. Если не разобраться в этих вопросах, поиск спонсора — бесполезная трата времени

Люди, которые вкладывают деньги в кино, инвестируют в массовое проекты. Важно, чтобы кино заинтересовало миллионы людей и принесло значительную прибыль. Новичку получить аудиторию и заслужить лестные отзывы трудно — популярность не падает с неба.

Чтобы добиться успеха, важно решить следующие задачи:

  • Кому новое кино интересно?
  • Сколько денег потребуется на съемку и продвижение проекта?
  • Будут ли актеры, и кого вы планируете привлечь?
  • Как планируется продвижение фильма после завершения работы?
  • Кто будет снимать, заниматься звуком, монтажом и прочими вопросами?

Это только небольшой список ,требующий решения. На практике вопросов больше.

Впервые за 30 лет

Виктор Меркулов. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Всероссийский народный проект «Киноуроки в школах России» – это первый масштабный проект за последние 30 лет, в котором искусство системно становится на службу воспитания в школах страны.

Считается, что воспитательные фильмы скучно смотреть. В данном случае это далеко не так: после просмотра никто не остается равнодушным. Кинообразы передают уникальную творческую обстановку, царящую на съемочной площадке, и фильмы воспринимаются публикой как эмоциональная живая история. Но главное, что эти картины формируют у детей созидательные образы современных героев и учат их правильным моделям поведения в различных жизненных ситуациях.

Созданные с участием детей художественные фильмы – реальная альтернатива бездуховности и эгоцентризму, шаг в нравственное, культурное, созидательное будущее. Это один из наиболее эффективных инструментов формирования как сильной и успешной личности ребенка, так и общей развивающей среды в школе.

Параллельно каждому фильму для педагогов создаются методические пособия для проведения внеклассных занятий по духовно-нравственному и патриотическому воспитанию, распространению традиционных гражданских, культурных и семейных ценностей в школах России», — рассказал автор проекта Виктор Меркулов.

В рамках проекта школьники смотрят короткометражные, продолжительностью около 20 минут, фильмы на определенную тематику. Каждый фильм разбирает одно нравственное понятие. Всего создана таблица из 99 морально-ценностных категорий. Например, «Дружба/вражда», «Героизм/трусость» и так далее. Перед съемкой фильма дети каждого региона знакомятся с ними и совместно выбирают тему.

На создание одного фильма уходит около полугода:

  • 3 месяца требуется на подготовку (сценарий пишет профессиональный сценарист);
  • в регионе съёмочная группа во главе с режиссером проводит неделю, непосредственно на съёмки уходит 3-4 дня;
  • постпродакшн (монтаж, озвучивание, музыкальное сопровождение, цветокоррекция) длится ещё 3 месяца;
  • фильмы проходят экспертизы специалистов и психологов.
    Средний бюджет фильма — один миллион рублей.

Собравшимся на презентацию педагогам в качестве примера продемонстрировали два совершенно разных фильма. Картину «Новогодний подарок» представила Астраханская область. Фильм рассчитан на школьников младших классов. Он начинается с того, что бизнесмен Сергей привез новогодние подарки в детский дом. За праздничным чаепитием у него случается необычный разговор с маленькой девочкой, которая сообщает ему, что настоящий Дед Мороз исполняет только те желания, которые загадываются не для себя, а для пользы других.

Псковский фильм «Лошадка для героя» рассчитан уже на подростковую аудиторию. Оксана Колесова увлекается собой и музыкой. А если уроки ей неинтересны, так это вина педагога. На уроке истории о партизанском движении учитель дает девочке задание сходить в военно-исторический музей, где старшим научным сотрудником работает его бывшая учительница Любовь Петровна. Она знакомит Оксану с дневником ее сверстника, который во время Великой Отечественной войны пошел в разведку.

Сейчас свои картины представили уже 27 российских регионов. Всего к 2021 году планируется снять 99 картин. Фильмы доступны для просмотра на сайте «Российская электронная школа».

Кувшин

1970. 24 мин. СССР. Реж. Ираклий Квирикадзе

За 7 лет до «Мимино» и за 16 до «Кин-дза-дза!» сценарист Реваз Габриадзе пишет сценарий на основе новеллы итальянского писателя Луиджи Пиранделло «Джара». Постановкой занимается выпускник мастерской Григория Чухрая – Ираклий Квирикадзе. Этому творческому тандему, плюс оператору фильмов Тенгиза Абуладзе – Ломеру Ахвледиани и композитору Гие Канчели удалось создать по-настоящему национальную картину. Фильм рассказывает о том, как мастер по починке кувшинов, Абессалом, в попытке починить сосуд соседа по деревне, Гогии, застревает в нем. Заготовка вина – важнейшая традиция. Соответственно, необычайно важен сосуд, в котором вино хранится, поэтому разбить его можно только в крайнем случае. Несмотря на то, что оригинальная история принадлежит итальянскому писателю, сама фабула и предлагаемые обстоятельства отлично ложатся на грузинскую действительность.

Наследник

2013. 18 мин. Россия. Реж. Екатерина Кожакина

«Знаки и символы» Набокова – небольшой рассказ, вся суть которого в мельчайших деталях, пронизывающих канву содержания. Экранизировать подобное произведение невероятно сложно. Несмотря на это, молодой режиссер Екатерина Кожакина предприняла такую попытку. Пожилая пара навещает в больнице своего больного шизофренией сына, но после одного из таких посещений отец решает забрать сына домой.

Жиних

1960. 8 мин. СССР. Реж. Элем Климов

Этот восьмиминутный чёрно-белый этюд Элема Климова на органическое молчание ещё во времена его учёбы во ВГИКе заметил Микаэл Таривердиев, который и предложил озвучить фильм фрагментами из оперы Прокофьева “Ромео и Джульетта”. Тогда Климов всерьёз переживал, что из-за этого работу могут не пропустить, но благодаря всё тому же Таривердиеву фильм был пропущен и сохранился до наших дней в оригинальном виде – поскрипывающая тишина плёночной картинки вдруг прорезается звуками оперы, которая сопровождает маленькую историю любви за школьной партой. В одной из первых работ Климова ещё невозможно предвидеть шокирующий «Иди и смотри» или мистически-мрачное «Прощание», но уже слышатся отзвуки «Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещён». Очаровательные дети, с которыми, по словам Климова, его свела судьба, сами того не зная, в своей смешной борьбе за списанное задание, отражают историю Ромео и Джульетты, которую читает за своим столом заскучавшая учительница.

200 тонн макулатуры за картину

Однако идея киноуроков сводится не только к показу детям полезных фильмов. По замыслу авторов проекта, главное, чтобы на базе созданного каталога картин проводить регулярные коллективные киноуроки в школах, привлекая учеников к совместному обсуждению просмотренных произведений и организации общественно полезных акций. При этом школьники могут сами придумать то дело, которым они хотели бы заняться. Предполагается, что киноуроки будут проводиться во всех школах России один раз в месяц.

Для съемок фильма была разработана школьная акция «Киноэкология». Школьники станут сопродюсерами фильма, собрав 200 тонн макулатуры или других отходов. После выбора нравственного понятия создается, обсуждается и выбирается сценарий. Проводится кастинг — в роли юных героев выступают школьники региона, где снимается фильм.

По словам председателя парламентского комитета по образованию Галины Гореликовой, законодательная и исполнительная власти региона заинтересованы в реализации этого проекта на территории Карелии.

Галина Гореликова. Фото: «Республика» / Сергей Юдин

«Мы считаем проект важным для республики. Он направлен на воспитание подрастающего поколения. Не секрет, что в борьбе за качество образования, как правило, воспитательная составляющая выхолащивается

Меняются дети, меняются формы воздействия и очень важно успеть донести до них неизменные в череде поколений, основополагающие, базовые ценности. Конечно, мы не смогли остаться равнодушными к этому проекту и предложили его включить в план мероприятий Десятилетия детства в нашей республики

Более того, полагаю, что это может стать основным из ключевых мероприятий. Мы предложим свою тематику фильма. Включим и объекты культурного наследия, которыми так богата Карелия, чтобы сделать нас еще более узнаваемыми.

Главное не в том, что дети соберут какое-то количество макулатуры

Здесь важно, что они будут продюсерами этого фильма, будут писать сочинения на выбранную тему, будут предлагать свои сюжеты, обыгрывая ситуации, которые они видят, и с которыми сталкивались. То есть мы будем видеть не искусственно организованный фильм, а созданный на материале, который интересен современной молодежи

Для нас это крайне важно, потому что более всего человек дорожит тем, в чем он лично участвовал, куда он вложил свои чувства и эмоции», — отметила Галина Гореликова.

Как собрать деньги на фильм — ТОП-3 способа

Перейдем к следующему вопросу — где найти источник финансирования, чтобы приступить к съемкам. Здесь имеется три пути:

Воспользоваться одной из площадок для краудфандинга. В Сети работают десятки платформ, доступных для размещения проектов и привлечения финансирования на разные нужды, в том числе и съемку кино. Популярные варианты — Планета, Бумстартер, Кикстартер и другие. Набирает популярности новый ресурс Sbordeneg.com, где отсутствуют комиссии и ограничения по типу размещаемых проектов. Принцип привлечения инвестиций прост. От автора требуется создать проект, снять презентационный видеоролик (по желанию) и продвигать ссылку в Интернете для привлечения максимального числа читателей (потенциальных инвесторов).

Оформить заявку на питчинг. Здесь для раскрутки кинокартины требуется ее представить и заняться поиском инвесторов для проекта. Минус питчнгов в том, что они проводятся в «закрытом» формате и получить доступ трудно

Чтобы не упустить шанс, важно периодически узнавать о возможности подать заявку. Даже при отрицательном результате не стоит отчаиваться

Наличие критики от экспертов — не трагедия, ведь вы получаете неоценимый опыт и знакомства. К слову, для участия в питчинге «Кинотавра» требуется подтверждение трети финансирования. Для начинающих режиссеров такое условие невыполнимо.

Использовать знакомства. Чтобы собрать деньги на фильм, вспомните друзей и знакомых, которые могут быть полезны в вопросе продвижения проекта. Возможно, коллега по работе раньше работал операторам или звукорежиссером. Кроме того, существует вероятность, что в ваше любимое кафе посещает опытный продюсер
Все, что остается — привлечь его внимание. «Правило трех  рукопожатий», позволяющее выйти через знакомых на любого человека, работает
Главное — задействовать возможности на 100% и верить в успех.

Министерство культуры и Фонд кино

Государственная поддержка кинематографа в России существует уже давно, но с новой силой она заработала примерно с 2013 года, после того как на должность министра культуры был назначен Владимир Мединский. Практически сразу он занял такую позицию: государство должно поддерживать не просто интересные и потенциально успешные проекты, но и патриотические.

Примерно тогда же произошло важное разделение полномочий между министерством и Федеральным фондом социальной и экономической поддержки отечественной кинематографии (Фонд кино):

  • Фонд финансирует коммерчески успешные проекты (или те проекты, которые имеют шансы на коммерческий успех);
  • Министерство культуры финансирует некоммерческие проекты – дебютное, экспериментальное, детское и документальное кино.

Соответственно, по большинству поддерживаемых Фондом кино проектов у продюсеров возникает обязательство вернуть полученную от государства финансовую поддержку, тогда как Минкульт поддерживает социально значимые (при этом не очень дорогие) картины, не требуя возвратности.

То есть, если поддержанный Фондом кино фильм не окупается в прокате – это говорит о просчетах его создателей, но снимаемые при поддержке Минкульта фильма и не должны окупаться (пример – некий фильм «Берцы», на который потрачено 80 миллионов рублей, в прокате смог собрать только 23 тысячи).

Фонд кино по факту подчиняется Минкульту – но так было не всегда. Примерно до 2018 года между фондом и ведомством были весьма натянутые отношения – фонд поддерживал не те картины, которые бы одобрил министр, например, картину «Левиафан». Противостояние закончилось, когда в Фонде сменился директор, а траты Фонда теперь контролирует министерство.

Кстати, Министерство культуры и Фонд кино – не единственные, кто в России занимается поддержкой кинематографа. Александр Замыслов, руководитель «Первого документального кинотоварищества» перечисляет еще несколько источников финансовой поддержки кино:

Но, конечно, основная масса государственных денег проходит все же через перечисленные 2 направления. Вообще, Фонд кино поддерживает так много проектов, что большинство из них чисто физически не могут стать успешными – в России попросту не такие возможности по кинопоказу. Это вызывает закономерные вопросы у общественности – зачем выделять деньги из бюджета на кино, которое точно не окупится в прокате?

Что касается Минкульта, то ведомство поддерживает производство такого количества проектов, что о большинстве вообще мало кто что-то слышал. Тем не менее, говорит кинорежиссер и сценарист Сергей Дебижев, даже громкие коммерческие проекты часто не окупаются:

Соответственно, действующая система государственной поддержки кинематографа в России позволяет параллельно финансировать и те проекты, которые по задумке авторов должны конкурировать с Голливудом, и те, которые без поддержки никто просто не будет снимать.

Сколько выделяется и сколько возвращается

В случае с кассовыми сборами речь обычно идет именно о тех картинах, производство которых финансово поддержал «Фонд кино» – поскольку для него главным критерием является окупаемость проекта. Кстати, данные по господдержке и кассовых сборах в российском кинематографе открыли буквально в прошлом году. По состоянию на 2019-й, самым коммерчески успешным фильмом было «Движение вверх», а самым неудачным – скандальная «Матильда»:

Большая часть фильмов (80% и более) в итоге не окупается в прокате. С другой стороны, не каждый проект финансируется только за счет бюджета – главным требованием Фонда остается софинансирование производства фильма. Соответственно, самый дорогой фильм может получить из бюджета меньше других, а самый провальный необязательно даст самый большой минус по Фонду.

Так, самым дорогим фильмом из российских стала «Тайна печати дракона», он же «Вий-2», на картину потратили 2,3 миллиарда рублей. Однако значительную часть этой суммы дал Китай, а российский Фонд кино обеспечил всего 270 миллионов рублей. Правда, фильм не окупился в прокате, на данный момент сумма сборов – чуть больше 360 миллионов рублей.

Больше всего государство потратило на «Викинг» Андрея Кравчука – фильм обошелся налогоплательщикам в 728 миллионов рублей, из которых 115 миллионов нужно вернуть. При общем бюджете в 1,2 миллиарда рублей картина собрала в прокате 1,5 миллиарда, так что с возвратом всей суммы проблемы быть не должно. «Дуэлянт» обошелся бюджету в 450 миллионов рублей, собрав 365 миллионов всего, «Экипаж» потребовал 442,1 миллиона рублей, а сборы составили 635,3 миллиона.

Кстати, сумма сборов достаточно условна, так как фильм полностью окупается, когда его сборы в несколько раз превышают бюджет – кинотеатры тоже работают не бесплатно, как и прокатчики.

Что касается убыточных картин, то на «Матильде» создатели потеряли почти 1,3 миллиарда рублей – но бюджет вложил в картину только 280 миллионов. Съемки и выход фильма в прокат сопровождался массовым скандалом, но даже он не помог: в прокате фильм собрал всего 537 миллионов рублей, а критики восприняли его весьма неоднозначно. Потерять деньги, как оказалось, можно и на мультфильмах: «Савва. Сердце воина» обошелся создателям в 1 миллиард рублей, а в прокате собрал всего 195 миллионов, а на «Смешарики. Легенда о золотом драконе» потратили 991 миллион рублей при кассовых сборах в 261 миллион.

Интересно вышло с фильмом Тимура Бекмамбетова «Он – дракон»: фильм не окупился, собрав 780 миллионов рублей при бюджете в миллиард, но по сборам вошел в тройку лучших фильмов 2016 года.

Всего на поддержку кинематографа в России было выделено 22,8 миллиарда рублей, говорит Екатерина Косарева из аналитического агентства WMT Consult, но к прозрачности распределения этой суммы есть вопросы:

Сейчас в производстве находятся 195 проектов с финансированием от Фонда кино, с общей суммой поддержки в 12,8 миллиардов рублей – что достаточно много (учитывая, что суммы уже были выделены, а даты выхода в прокат по многим картинам весьма отдаленные).

С кассовыми провалами поддержанных государством фильмов связана еще одна проблема: Фонд кино пытается взыскать порядка 739 миллионов рублей с их создателей. На первом месте по сумме долга оказался «Алладин» компании «Энджой мувиз» всем известного Сарика Андреасяна – долг составляет 112,8 миллионов рублей. При этом компания продолжает снимать фильмы (правда, в списке государственной поддержки их нет).

Долги возникают и по другим причинам: например, в 2011 году Фонд кино выделил 21,9 миллиона рублей студии «Чеченфильм» на съемки фильма «Тоска» по мотивам рассказа Антона Чехова, но картина так и не была снята, студия ликвидировалась в 2014 году. Иногда кинокомпании тратят получаемые деньги не по назначению – и это тоже влияет на то, как киноотрасль воспринимают в обществе.

Азниф

2010. 20 мин. Россия. Реж. Эдуард Оганесян

Традиционно шумное застолье кавказской семьи прерывается абсурдным инцидентом – дядя Рамон выдернул чеку гранаты и тут же потерял ее. Поисками занята вся большая семья, попутно выясняя отношения друг с другом. Режиссер Эдуард Оганесян, выпускник мастерской Игоря Масленникова, самым первым длинным планом, огибающим праздничный стол, показывает свою любовь к застольной культуре. Она ему не чужда, как и особый кавказский пиетет к старшему поколению. Бабушка здесь фактически жертвует собой, отдавая все силы на то, чтобы помочь своей родне найти выход из сложившейся ситуации. Роль главной героини, бабушки Азниф, играет Нино Чхеидзе. Еще в 1934 году в фильме «Последний маскарад» Михаила Чиаурели она исполнила одну из главных ролей. Не только ее экранная героиня передает опыт молодому поколению, но и сама актриса, снявшаяся в фильме молодого режиссера.

Структура творческой папки

Руководство вуза может изменять составные части. Но обычно творческая папка состоит из следующих элементов:

  1. Автобиография, написанная литературным языком на 2-3 страницы. К автобиографии прикладывается краткая информация о студенте: его дата и место рождения, почтовый и электронный адрес, телефон, место учебы или работы, семейное положение. Тут же стоит указать примеры творческой деятельности, в которой себя мог пробовать студент.
  2. Замысел короткометражного фильма.
  3. Забавная история из жизни в форме рассказа на 5-6 страниц. Это должен быть хорошо знакомый случай, в котором абитуриент принимал участие или был наблюдателем. От него требуется подробное описание каждого эпизода. История состоит из собственно события и оценки автора.
  4. Описание своих кинематографических вкусов. Тут рекомендуется рассказать, какое литературное произведение студент экранизировал бы и почему.
  5. Фото (лучше сразу комплект до 10 штук формата 10х15, если не определились с факультетом), анкеты, ксерокопии паспорта, аттестата или диплома об образовании.

Форма предоставления работы произвольная, поэтому не стоит заморачиваться о том, как оформить творческую папку во ВГИК. Но представлять материалы необходимо ТОЛЬКО в печатном виде. Флешки, рисунки, диски и прочее не принимаются!

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: