Золотой голос СССР
Муслим Магомаев с мамой В три года маленький Муслим лишился отца: театральный художник Магомет Магомаев погиб на фронте всего за несколько дней до Победы. После войны вместе с мамой, драматической актрисой Айшет Кинжаловой, мальчик отправился в Вышний Волочек. Здесь ребенок пошел в музыкальную школу и даже организовал кукольный театр, но родительница посчитала, что ему следует продолжать обучение в Баку.
В Азербайджане мальчик поселился у дяди Джамала, который работал заместителем председателя Совета Министров. На правительственной даче родственника Муслим смотрел лучшие фильмы: старые, новые, те, что еще не вышли на экраны. Детство проходило не только весело, но и содержательно, хотя, несмотря на то, что семья не бедствовала, ребенка воспитывали строго и особо не баловали.
Дед Магомаева был прославленным композитором, и по наследству от него к Муслиму перешли пластинки Энрико Карузо, Титты Руффо и Маттиа Баттистини. Слушая записи, мальчик старался повторить вокализы артистов и вскоре понял, что обладает сильным и глубоким голосом. Правда, петь на публике он стеснялся и репетировал только тогда, когда в школе оставался лишь вахтер. А потом секрет 14-летнего подростка раскрыли.
С юности Муслим Магометович делал успехи в музыке В школе при бакинской консерватории Муслим получал «пятерки» на уроках сольфеджио и хора, а вот точные науки были ему неинтересны. Юноша знал, что свяжет судьбу с музыкой, тем более слава о нем уже разнеслась по городу после выступлений с Клубом моряков. Наставниками вокалиста стали виолончелист Владимир Аншелевич, Александр Милованов и Тамара Кретинген.
Окончив музыкальное училище, Магомаев начал гастролировать с Ансамблем песни и пляски Закавказского военного округа. В 1962-м артист стал лауреатом фестиваля молодежи и студентов в Хельсинки, а через год обрел всесоюзную славу, выступив перед Екатериной Фурцевой и Никитой Хрущевым на Декаде культуры и искусства Азербайджана в Кремлевском дворце.
«Дядя Джамал, который слушал меня из правительственной ложи, потом рассказал, что Фурцева не скрывала своих радостных чувств: «Наконец-то у нас появился настоящий баритон!» — вспоминал Магомаев. — Почему-то сейчас бросают одни лишь упреки в ее адрес. Мне представляется это недостойным. Да, Екатерина Алексеевна была частью той системы, но работала в ней со знанием порученного ей дела. Многим она помогла стать тем, кем они стали».
Со временем певец стал одним из самых востребованных артистов Советского Союза
С этого момента последовала череда успехов артиста: сольные концерты, стажировка в миланском театре «Ла Скала», гастроли по Советскому Союзу с операми «Севильский цирюльник» и «Тоска». Директор парижской «Олимпии», увидев, с каким ажиотажем проходят выступления, предложил Магомаеву годовой контракт, но Министерство культуры запретило соглашаться: обладатель бархатного баритона был незаменим на Родине.
не пропуститеЧерный список Екатерины Фурцевой: как министр культуры СССР портила жизни артистам
Впрочем, неприятности на этом не закончились. В конце 60-х артист согласился выступить на стадионе в Ростове-на-Дону в одном отделении, однако в итоге провел на сцене более двух часов. Администраторы выплатили ему гонорар в три раза больше положенного, заверив, что повышенная ставка одобрена Министерством культуры. Это оказалось совсем не так, и концерт стал поводом для возбуждения уголовного дела и опалы: отныне Магомаеву нельзя было гастролировать за пределами Азербайджана. Запрет сняли только после личного звонка Андропова Фурцевой.
Первая премия фестиваля в Сопоте, звание народного артиста СССР, руководство симфоническим оркестром — каждый триумф сменялся новыми достижениями. Композиции «Ноктюрн», «Свадьба» и «Королева красоты» в исполнении Муслима Магометовича были знакомы каждому жителю Советского Союза. Хиты «Нам не жить друг без друга» и «Луч солнца золотого» до сих пор актуальны, вероятно, потому, что когда Магомаев пел о любви, речь шла о реально пережитых им эмоциях.