Юношеские годы
Прелесть джазовой музыки в том, что она не создавалась за закрытыми дверьми консерваторий под строгим надзором профессиональных преподавателей. Казалось, джаз просто лился по улицам и каждый желающий мог черпать из этого моря.
Выбирая между живописью и музыкой, Эллингтон остался предан игре на фортепиано
Дюк Эллингтон часто посещал музыкальные квартирники, слушал пластинки и пытался перенять музыкальные приемы. Постоянное вращение в кругу музыкантов дало Дюку то, что не смог бы дать самый лучший преподаватель – он научился чувствовать регтайм.
Первые, практически случайные, выступления полюбились публике, и имя Дюка Эллингтона начало приобретать популярность в узких кругах. Дюк начинает сотрудничать в качестве пианиста с успешными оркестрами – Сэма Вудинга и Дока Перри.
Другие версии
- Барни Бигард и его джаззопаторы — Голливуд, 19 декабря 1936 г.
- Дюк Эллингтон — Нью-Йорк, 14 мая 1937 года.
- Арт Татум — Лос-Анджелес, апрель – июль 1940 г.
- Duke Ellington / Billy Strayhorn All-Stars — The Ходжес All-Stars, Нью — Йорк, 1 июня 1951
- Диззи Гиллеспи — 25 октября 1951 года.
- Клиффорд Браун — 11 августа 1954 г.
- Телониус Монах — Телониус Монах играет герцога Эллингтона , Хакенсак, Нью-Джерси, 27 июля 1955 года.
- Нат Кинг Коул — После полуночи , Лос-Анджелес, 14 сентября 1956 г.
- Santo & Джонни — Santo & Johnny (1959), пик под номером 48 на Billboard Hot 100 диаграммы
- Предприятия — иди, не беги (альбом) , 1960
- Нельсон Риддл — Прилив любви , 1961
- Арт Блейки и джазовые вестники — Караван , Нью-Йорк, 23 октября 1962 года.
- The Fentones — Записано 14 августа 1962 года в студии Abbey Road.
- Билл Хейли и его кометы — записали две разные студийные версии для Orfeon Records of Mexico в 1962 и 1966 годах, а также многочисленные живые выступления, в том числе для Roulette Records в 1962 году, для альбома Twistin ‘Knights at the Roundtable (Roulette SR-25174)
- Дюк Эллингтон, Чарльз Мингус и Макс Роуч — Денежные джунгли , 1963
- Уэс Монтгомери — Movin ‘Wes , Нью-Йорк, 16 ноября 1964 года.
- Диззи Гиллеспи и Оскар Петерсон — Оскар Петерсон и Диззи Гиллеспи , Лондон, 28–29 ноября 1974 г.
- Чет Аткинс и Лес Пол — Честер и Лестер , 1976
- Art Pepper — Вечер пятницы в Village Vanguard , Нью-Йорк, 29 июля 1977 г.
- Милт Джексон — В основном герцог , 1982
- Монти Александр — Песенник герцога Эллингтона , 1983
- Рё Кавасаки — Счастливая леди , 1983
- Винтон Марсалис — Стандартное время Марсалиса, Vol. I , Нью-Йорк, 29–30 мая 1986 г. и 24–25 сентября 1986 г.
- Билл Бэррон — Higher Ground , 5 января 1989 г.
- Харуоми Хосоно — Omni Sight Seeing , Токио и Париж, 1989
- Рэнди Уэстон — Портреты герцога Эллингтона (альбом) , 1989
- Гонсало Рубалькаба — Внутреннее путешествие (альбом) , Blue Note, 1989
- Рабих Абу-Халил — Корни и ростки , 1990
- Medeski Martin & Wood — Notes from the Underground , Нью-Йорк, 15–16 декабря 1991 г.
- Тонкая белая веревка — права скваттера, Frontier Records , 1991
- Секстет Луи Склависа — Эллингтон в эфире , 1991
- Мишель Камило — Свидание , Нью-Йорк, 18–20 января 1993 г.
- Дэйв Грузин — Посвящение герцогу , 1993
- Гэри Примич — Путешествующее настроение, 1994
- Мишель Петруччиани — Променад с герцогом , 1992; Сольное выступление в Германии , 1997 г.
- Чикаго — День и ночь: Биг-бэнд , 1995
- Ди Ди Бриджуотер — Прелюдия к поцелую: Альбом Дюка Эллингтона , 1996
- Джими Тенор — Интервидение (альбом) , Warp, 1997
- Дэнни Гаттон — Дэнни Гаттон; Концерт 9/9/94, Big Mo Records, исходная дата выпуска: 6 мая 1997 г.
- Абдулла Ибрагим — Ода герцогу Эллингтону (альбом) , 1998
- Чучо Вальдес — Бриумба пало Конго , 1999
- Рассел Ганн — Этномузыкология, Vol. 2 , 2001
- Оркестр Брайана Сетцера — Прыжки на восток Явы , 2001
- Общество плоской Земли — Мутации Армстронга , 2003
- Бустан Абрахам — Живые концерты , 2003 г.
- Fanfare Ciocărlia — Gili Garabdi — Ancient Secrets of Gypsy Brass , 2005
- Авишай Коэн — Как есть … Жить в Blue Note , 2007
- Джеки Террассон — Зеркало , 2007
- Хироми Уэхара — За пределами стандарта , 2008
- Эумир Деодато — Первая кукушка , 1975
- Brownman Electryc Trio — Гравитация , 2013
La Fuente del Ritmo Сантаны из альбома Caravanserai 1972 года заимствует мелодическую линию Caravan , хотя песня приписывается перкуссионисту Джеймсу Минго Льюису из Сантаны.
Фри-джаз и философские взгляды
Фри-джаз — стиль, в котором акцент делается на импровизацию и музыкальное разнообразие, что позволяет максимально отразить интеллектуальную составляющую музыки.
В конце 1950-х годов американские джазмены начали экспериментировать и отходить от привычных музыкальных структур и регулярного ритма. Акцент делался на импровизацию и эмоциональность.
Музыканты работали над эмоциональным раскрепощением, отказывались от стандартной логики последовательности аккордов. Основоположником стиля стал саксофонист Орнетт Коулмэн.
Поклонники джаза называли фри-джаз экспериментальным и новаторским. Критики, наоборот, воспринимали его как попытку вернуть стиль к этническим и религиозным корням.
Фри-джаз вызывал критику у консервативно настроенных любителей джаза. Надо понимать: подобный музыкальный авантюризм был в новинку и люди не понимали, что происходит. Музыкальные излияния авангардистов воспринимались как бред и какофония.
Новая революция в джазе происходила параллельно со становлением афроамериканского движения за гражданские права 1950-1960-х годов.
Темнокожее население обретало свободу и право на самовыражение. Афроамериканское сообщество выражало протест и выступало против европейского культурного доминирования.
Джон Колтрейн быстро влился в новое направление. В начале 1960-х он начал выступать с авангардистами. Критики называли эксперименты Колтрейна «антиджазом».
Во фри-джазе музыканты обратились к разным религиям, в первую очередь нехристианским — к буддизму и индуизму. Отказ от европейских музыкальных стандартов привел к популярности внеевропейских культур, главным образом, восточных.
Сам Колтрейн родился в христианской семье. После развода с первой мусульманской женой Наймой, женился на пианистке, которую встретил в одном из клубов. Вместе они увлеклись индийской философией. Но, несмотря на это, Джон верил в единство всех религий и пытался совместить религиозное познание с научным.
В 1965 году, Колтрейн выпустил пластинку Om, в которой содержались песнопения из индуистской Бхагавадгиты и тибетской «Книги мертвых». Ом — это сакральный звук, изначальная мантра, «слово силы».
Джаз, Вселенная и математика
Колтрейн увлекался не только музыкой, но математикой и строением Вселенной. Он безостановочно искал смысл жизни в космосе, структуру которого пытался понять. В поздние годы Джон использовал саксофон в качестве инструмента для поиска новых связей между музыкой и Вселенной, так же, как физики используют экспериментальные инструменты. Например, на пластинке Giant Steps Колтрейн вышел за рамки изучения множества стандартных прогрессий аккордов.
Одним из кумиров Джона был Альберт Эйнштейн. Колтрейн занимался поиском связей между современной физикой, циклическим временем в восточной философии, а также западной гармонией и африканскими полиритмами.
Он использовал звук и музыку, чтобы разгадать вечные тайны Вселенной. Он расширил двухмерное пространство тона и времени в гиперпространство, которое включало многофонические звуковые манипуляции — одновременное воспроизведение обертонов и звуков.
Подобно Эйнштейну, открытия которого сильно влияли не только на физику, но и на другие дисциплины, Колтрейн понял, что ему нужно выйти за пределы западной джазовой структуры, чтобы «вывести музыку на уровень космоса».
Stellar Regions («Звездные регионы»), Interstellar Space («Межзвездное пространство») и Cosmic Sound («Космический звук») — в этих пластинках Колтрейн исследовал теорию относительности Эйнштейна и гипотезы расширяющейся вселенной. Он был уверен в том, что в музыке, как и во Вселенной, множество структур и возможностей исхода событий.
«Круг Колтрейна» или «Круг тонов Колтрейна» — диаграмма основанная на квинтовом круге. Если говорить простым языком: шкала визуально объясняет связь между музыкой и математикой. При этом объяснить ее суть могут либо музыканты, либо математики. А нам остается только гадать и восхищаться.
Аранжировки и кавер-версии
Композиция «Caravan» остаётся одной из самых популярных среди джазовых, да и не только, музыкантов… Поэтому совершенно неудивительно, что на песню было выпущено столько каверов! Причём кто только не «баловался» эллингтоновской классикой! Среди наиболее известных и удачных аранжировок и исполнений можно выделить работы таких музыкантов, как: Элла Фицджеральд (она же пела под аккомпанемент оркестра Эллингтона), Нэт Кинг Коул, The Mills Brothers, Билли Экстайн и многие другие. К слову, версия последнего исполнителя помогла «Каравану» вновь обрести бешеную популярность! Версия Экстайна разлетелась многомиллионными тиражами по всему миру!
А что касается самого Дюка Эллингтона, то композитор записывал это произведение около 350 раз! Одной из наиболее удачных работ является версия с его революционного альбома «Money Jungle» (1962).
Наследие и влияние на музыку
Колтрейн умер от рака печени 17 июля 1967 года. Музыкант стал известен в 33 года, а ушел из жизни в возрасте сорока. За столь короткий срок он успел вырасти и пройти путь от хорошего джазового музыканта, до легенды мировой сцены. Он произвел революцию в мире извлечения звука, превратив импровизацию в полет мысли и фантазии. Им восхищаются не только почитатели джаза, но даже современные музыканты, которые имеют к джазу опосредованное отношение: от Генри Роллинза до Кендрика Ламара.
В Калифорнии даже открылась африканская православная церковь имени Джона Колтрейна. Здесь люди молятся и устраивают службы под его музыку.
Интеллектуальность Колтрейна — это постоянное обращение к культурам других народов, поиск себя, самосовершенствование и исследование. Однажды Майлз Дэвис сказал, что если бы Колтрейн делал музыку сейчас, то это, скорее всего, был бы хип-хоп, и он точно также заставил бы всех ломать голову даже в этом жанре.
Культурное наследие
Значение вклада Дюка Эллингтона для джаз переоценить трудно. Он не просто был талантливым музыкантом, который хорошо исполнял джаз и привлекал этим публику.
Он был реформатором старого и открывателем нового стиля звучания. Он сумел так объединить музыкальные инструменты, что каждый из них максимально раскрывался, не затмевая других.
Дюк Эллингтон, как композитор, много сочинял для мюзиклов и кино. За свою деятельность он неоднократно получал престижные премии, например, «Грэмми» и Пулитцеровская премию.
Дюк Эллингтон – многократный обладатель премии «Грэмми»
На нашем сайте вы найдет фрагмент книги о судьбе Дюка Эллингтона, написанную Джеймсом Л. Коллиером.
Филадельфия и армия
Джон окончил школу в 1943 году и сразу переехал в Филадельфию. Здесь он искал работу и параллельно поступил в музыкальную школу. Филадельфия тех лет — это идеальное место для джазового музыканта, так как там находилось множество джаз-клубов. Колтрейн работал на рафинадном заводе, а в свободное время посещал те самые клубы, где учился у своих кумиров: саксофониста Чарли Паркера, трубача Диззи Гиллеспи, пианистов Бада Пауэлла и Телониуса Монка и барабанщика Макса Роуча. Эти музыканты были основоположниками стиля под названием бибоп. Молодой Колтрейн как раз поймал эту волну и активно крутился в местной тусовке.
В 1945 г. Джон стал постепенно зарабатывать музыкой. Тогда же он впервые услышал, как играет его будущий кумир и идол — Чарли Паркер. 8 августа 1945 года, как раз в день ядерной бомбардировки Японии, Колтрейн пошел служить на флот. Кстати, 21-м годом позже, во время тура по Японии, Джон посетил ядерный мемориал в Нагасаки.
В армии он провел год на Гавайях, где играл в военном оркестре. Там же, на базе в Перл-Харбор, получил и первый опыт работы в студии.
В 1946 году Колтрейн вернулся из армии и окунулся в музыкальную жизнь Филадельфии. Он обучался в нескольких музыкальных школах, набирался опыта у множества именитых преподавателей, играл в клубах и оркестрах. В 1947 году Джону впервые повезло устроить джем-сейшн со своим кумиром Чарли Паркером.
Смерть
Впервые Дюк почувствовал себя плохо во время работы над музыкой для фильма «Обмен разумов», но тогда музыкант не обратил на то серьезного внимания. В 1973 году у Эллингтона диагностировали рак легких. В следующем году он подхватил пневмонию и слег.
Могила Дюка Эллингтона
24 мая 1974 года джазмена не стало. Эллингтона похоронили через три дня на старейшем нью-йоркском кладбище Вудлон, расположенном в Бронксе.
Посмертно Дюка наградили Пулитцеровской премией, а в 1976 году был создан Центр его имени при лютеранской церкви святого Петра. Центр украшен фотографиями, освещающими яркие моменты биографии музыканта.
Структура…
Как мы уже говорили выше, оригинальная версия была написана Хуаном Тизолом. Однако, впоследствии мелодия потерпела некоторые изменения, внесённые Дюком Эллингтоном. Стоит добавить, что композитор сделал аранжировку «Каравана» прямо в студии!
Так, основной темой «Caravan» являлся капризный мотив в фа-миноре, который, сообразно с названием произведения, навевал атмосферу экзотического Востока… А вот в версии Эллингтона можно заметить смелый переход в одноимённый мажор, при помощи чего был достигнут часто используемый композитором контраст… Собственно, мелодия нисколько не утратила своей таинственности, а лишь напротив — стала более яркой и уверенной!
Эллингтон грамотно подчеркнул «экзотическую» тему кратким повторяющимся контрапунктом саксофона и тромбона, нагнетая, таким образом, призрачную, дикую атмосферу… Затем мелодия переходила от одного инструмента к другому: кларнет, сурдина, тромбон, саксофон и так далее… Что ж, — Дюку Эллингтону, безусловно, удалось добиться очень многого от простой темы.
«Caravan» можно охарактеризовать, как эллингтоновскую классику, исполненную движения, смелости, красок… Причём все звуки сплетены настолько гармонично, что за общим впечатлением слушатель практически не улавливает отдельных элементов.
Caravan (рус. «Караван»)
26.09.2013
Alex Lvov
Вот что говорит нам о «Караване» Википедия —
«Caravan» (рус. Караван) — джазовый стандарт 1930-х годов, одна из самых известных композиций Дюка Эллингтона, которую он создал в сотрудничестве с тромбонистом его оркестра Хуаном Тизолом.
Композиция была написана в 1936 году и тогда же появилась на пластинках оркестра Эллингтона в инструментальном варианте, позднее к ней сочинил текст Ирвинг Миллс, который на тот момент был менеджером и издателем пластинок Эллингтона. Впоследствии Эллингтон неоднократно записывал «Караван» в разных составах и аранжировках, в России на 78-оборотных дисках были выпущены собственные интерпретации в исполнении джаз-оркестра СССР под управлением Виктора Кнушевицкого (в 1939 году) и джаз-оркестра БССР под управлением Эдди Рознера (в конце 1944 года). «Караван» — одна из наиболее знаменитых вещей джазовой музыки двадцатого столетия, и Дюк Эллингтон обязательно включал его в программу своих концертов во время гастролей в СССР в 1971 году.
История создания. Структура.
В первой записи композиции 19 декабря 1936 года в Голливуде принимали участие Кути Уильямс (труба), Хуан Тизол (тромбон), Барни Бигард (кларнет), Гарри Кэрни (баритон-саксофон), Дюк Эллингтон (фортепиано), Билли Тэйлор (контрабас) и Сони Грир (ударные).
Оригинальный бридж был написан Тизолом, Эллингтон внёс в него некоторые изменения, а также прямо в студии сделал аранжировку. Основной темой композиции являлся капризный мотив в фа-миноре, который, сообразно с названием пьесы, навевал атмосферу экзотического Востока. Восточный ритм также достигался за счёт тэмпл-блоков и том-тома. Во второй теме происходил резкий переход в одноименный мажор, чем достигался контраст, который Эллингтон столь часто использовал в своих сочинениях.
В первом квадрате композиции Эллингтон подкреплял тему кратким повторяющимся контрапунктом саксофона и тромбона, нагнетая, таким образом, призрачную, экзотическую атмосферу и демонстрируя свое умение вести одновременно несколько голосов. Затем мелодия переходила от одного инструмента к другому: сначала её вел Барни Бигард, затем Кути Уильямс с сурдиной, затем саксофон. Каждый раз солирующему голосу вторил подголосок: кларнету — тромбоны с сурдиной, тромбону — саксофоны и так далее. Развивая композицию таким образом, в «Караване» Эллингтон сумел добиться очень многого от простой мелодии.
Аранжировки и кавер-версии.
«Караван» является одной из самых популярных композиций среди джазменов, многие музыканты и исполнители создавали свои кавер-версии и аранжировки этого джазового стандарта, в их числе Элла Фицджеральд (которая пела под аккомпанировку оркестра Дюка Эллингтона), Нэт Кинг Коул, The Mills Brothers, Билли Экстайн (который в 1949 году благодаря своей аранжировке позволил композиции вновь подняться на волну популярности — его записи были распроданы многомиллионными тиражами), трубач Ральф Мартери, Уинтон Марсалис и его отец — джазовый пианист Эллис Марсалис, Бенни Гудмен, Валайда Сноу, Энди Бэй, Дженни Ли, Телониус Монк, Арт Блэйки, Леон Паркер и многие другие.
Среди представителей других жанров отметились французский композитор и аранжировщик Поль Мориа, исполнитель рокабилли Брайан Зетцер, хор Рэя Конниффа, духовой оркестр Фанфаре Чокарлиа, исполнивший «Караван» в стиле румынской цыганской музыки, и другие.
Мне нравится
Нравится 1
Детство
Колтрейн родился в 1926 году в ничем не примечательной семье. Отец был портным, а мать — домохозяйкой. Оба увлекались музыкой, но не зарабатывали ею на жизнь. Дома часто звучали записи Дюка Эллингтона, Джимми Лансфорда и Луи Армстронга, которые впоследствии стали кумирами Джона.
Когда Колтрейну исполнилось двенадцать лет, он пережил несколько смертей близких людей подряд: умер его дед, через месяц от рака скончался отец, а затем ушел из жизни дядя. Мать, чтобы прокормить семью, была вынуждена устроиться на работу в другой город — Атлантик-Сити. Джон остался один заканчивать школу. Эти события сильно повлияли на маленького Колтрейна и воспитали в нем стойкость и внутренний стержень.
Впервые Джон взял в руки музыкальный инструмент в детском оркестре при церкви Св. Стефана в 1939 году. Этим инструментом оказался по случайности альтгорн, так как на тот момент все остальные инструменты уже были разобраны. Затем он переключился на кларнет, а позже заинтересовался саксофоном.
Личная жизнь
Обаятельный и обольстительный Дюк Эллингтон всегда привлекал к себе множество женщин. Он никогда не отказывался от связей на одну ночь. Дюк не стремился найти совершенную девушку, многие его подруги не были красавицами с общепринятой точки зрения.
Блистательный Эллингтон настолько очаровывал женщин, что многие из них бросали своих супругов в надежде стать постоянной подругой великого музыканта. Но лишь немногим красавицам удалось надолго увлечь сердце непостоянного ловеласа.
Эдна Томпсон – официальная супруга маэстро, на которой он женился в 1918 году. У пары был сын Мерсер. Хотя постоянные связи артиста на стороне быстро разрушили брак, Эдна оставалась официальной супругой Дюка до самой своей смерти.
Дюк Эллингтон и его жена Эдна Томпсон
Другое серьезное увлечение Эллингтона – Милдред Диксон, с которой он прожил 10 лет.
Милдред из его жизни вытеснила другая красавица – Беатрис Эллис. Почти 40 лет она прожила в Нью-Йорке, считая себя супругой Эллингтона.
Она ожидала, что после смерти Эдны, она получит официальное предложение руки и сердца. Но даже смерть супруги не изменила ее статуса. Всю свою жизнь в отношениях с Эллингтоном Иви провела, засыпанная подарками в ожидании редких визитов любимого.
Эллингтон и Фернанда де Кастро Монте
В 1959 году в жизнь музыканта ворвалась другая яркая женщина Фернанда де Кастро Монте. У них был очень яркий роман, но на ней Дюк отказался жениться под предлогом, что уже женат на Иви.
Несмотря на большое количество женщин в своей жизни Дюк Эллингтон говорил, что его единственная любовница – музыка, и только она может играть первую скрипку в его жизни.
Успех и героиновая зависимость
В середине сороковых в джазовой тусовке началось повальное увлечение героином. Так уж получилось, что у джаза и героина в те времена была некая магическая связь. Бытовал миф, что героин якобы улучшает композиторские навыки и способность к восприятию сложных и утонченных музыкальных структур.
Сам Паркер не раз подчеркивал, что хорошо играет вовсе не из-за героина, а, скорее, вопреки ему. Но те, кто хотел достичь молниеносного успеха, были уверены, что именно опиаты помогут достичь им высот. В те времена смертность среди джазовых музыкантов зашкаливала — на ее фоне передозы звезд рока и хип-хопа кажутся просто несущественными.
Достаточно сказать, что сам Чарли Паркер умер от гепатита и цирроза печени. Причина заболевания, как нетрудно догадаться, — героин и алкоголь. Когда бригада скорой приехала осматривать его тело, оно выглядело настолько плохо, что в медицинском отчете в графе «предполагаемый возраст» врач прописал «53», хотя ему не было и тридцати пяти.
Если джазмены не умирали от героина, то становились его рабами. В список известных наркоманов входили Майлз Дэйвис, Стэн Гетц, Декстер Гордон, Чет Бейкер, Сонни Роллинз и многие другие. Джон Колтрейн не стал исключением.
До 1955 года Колтрейн играл в разных бэндах, пока, наконец не познакомился с легендарным Майлзом Дэйвисом, который на тот момент собирал новый квинтет. Он пригласил в состав Джона, в котором увидел талант. В период с 1955 по 1957 гг. было записано несколько пластинок. Самая знаковая из них — «Round about Midnight» 1956 года.
В 1957 году героиновая зависимость Колтрейна достигла апогея, и Дэвис уволил его из квинтета. Этот момент — переломный в карьере великого музыканта. Джон вернулся домой, заперся в доме своей матери и по аналогии с главным героем фильма «На Игле» прошел через все круги героиновой ломки. Через две недели обновленный и одухотворенный Колтрейн вышел в люди, вернулся в Нью-Йорк и сразу приступил к записи нового материала. Именно тогда была записана первая сольная пластинка музыканта — Coltrane.
В сентябре 1957 года Колтрейн записал альбом Blue Train, который стал знаковым в его карьере и одним из известнейших в мире джаза. В 1959 году был записан Kind of Blue в составе секстета Майлза и Giant Steps, в которой Джон впервые играл собственные произведения. В 1961 он записывает My Favorite Things. Это, пожалуй — самая известная его работа. Заглавная композиция — 13-минутная версия главной темы мюзикла «Мои любимые вещи».
Дюк Эллингтон: биография, музыка и последние годы жизни
В данный публикации расскажем об американском руководителе джаз-оркестра, аранжировщике и джазовом композиторе Дюке Эллингтоне. Опишем его биографию, музыкальные достижения и последние годы жизни.
Ранние годы
Дюк Эллингтон родился 29 апреля 1899 года в Вашингтоне, США. Отец мальчика работал дворецким в Белом доме, а немного позже сменил место работы и стал копировщиком. Мать будущего композитора была верующая и отлично играла на пианино. Присутствие в семье религии и музыки положительно сказалось на воспитании и будущем Дюка.
В возрасте 7 лет Дюк Эллингтон начал посещать занятия по музыке, а в 11 лет мальчик начал сочинять музыку самостоятельно.
Образование Дюк получал в школе по прикладным наукам и хотел стать художником, после окончания учебного заведения подросток участвовал в разработке плакатов.
Совет
Однако желание работать с красками вскоре проходит и Эллингтон отказывается от предложенной вакансии в институте и решает стать музыкантом.
В 1917 году он обучается музыкальному искусству в Вашингтоне, а после становится руководителем местного ансамбля.
Музыка композитора в кино и награды
Во время работы в группе Cotton Club Эллингтон принимает участие в мюзикле Show Girl.
В 1930 году песни Дюка Эллингтона звучат в кинокартине Check and Double Check, одна из которых становится хитом, исполнителем выступил Бинг Кросби. Спустя 4 года композитор пишет музыкальное сопровождение к еще одному фильму — Murder at the Vanities.
В июле 1941 года Дюк презентует публике мюзикл Jump for Joy, в дальнейшем спектакль исполнили 101 раз, а песня под названием I Got It Bad стала одной из самых популярных композиций данной постановки.
За свою карьеру Дюк Эллингтон был награжден Орденом свободы, Золотой президентской медалью, Орденом Почетного легиона Франции, Императорской звездой Эфиопии, а также был удостоен почетной степени доктора Йельского университета и посмертно награжден одной из самых престижных премий США — Пулитцеровской.
Последние годы жизни
Во время сочинения музыки для очередного фильма «Обмен разумов» Эллингтон чувствовал себя плохо, однако не уделил этому должного внимания. Пройдет некоторое время, и композитору поставят диагноз рак легких, а спустя год он заболеет пневмонией.
24 мая 1974 года джазмен скончался, похороны состоялись через три дня на нью-йоркском кладбище Вудлон. На первых полосах газет появлялись публикации о смерти величайшего композитора Америки, президент Ричард Никсон выступил с речью, в которой говорил, что память об Эллингтоне будет жить во многих поколениях.
Немного об авторе мелодии…
Тема «Caravan» прекрасно знакома даже тем слушателям, которые очень далеки от джазовой музыки… Более того! Она актуальна и привлекательна даже для человека, который не знает об этом жанре ровным счётом ничего!
Так, пуэрто-риканский тромбонист и композитор, — Хуан Тизол написал эту мелодию с целью обращения к теме африканской и ближневосточной экзотики… Не секрет, что как и «Pyramid» и «Perdido», «Caravan» дополнила музыкальную копилку легендарного джазового оркестра Эллингтона! И несмотря на то, что «Perdido» так же стала «джазовым стандартом», сравнивать влиятельность и популярность этих двух мелодий нет смысла… Именно «Caravan» увенчалась мировым успехом!
Что касается автора золотой классики, то Хуан Тизол родился и вырос на острове Пуэрто-Рико. Любовь к музыке ему прививал родной дядя Мануэль Тизол, который являлся руководителем столичного оркестра в Сан-Хуане. Не удивительно, что юный Хуан быстро овладел искусством игры на скрипке! Однако, любимым его инструментом оказался именно вентильный тромбон… Во многом из-за того, что среди музыкантов бытовало мнение, якобы именно с помощью этого редкого инструмента можно достичь настоящих высот!
Хуан Тизол
И вот, в возрасте 20 лет Хуан Тизол отправился покорять сцены Америки! Сначала он обосновался в Вашингтоне, однако вскоре перебрался в Нью-Йорк. Дела складывались как нельзя лучше, и уже очень скоро имя нашего героя стало широко известно благодаря оркестру Дюка Эллингтона (их сотрудничество датируется 1929 годом)!
История создания песни…
Ну а теперь пришло время поговорить о самой композиции!
Произведение «Caravan» было написано в 1936 году. В этом же году инструментальная его версия начала издаваться на пластинках оркестра Эллингтона… Текст был написан позднее, Ирвингом Миллсом — автором и промоутером джазовых артистов, а также главным издателем пластинок Эллингтона.
Обложка композиции
Впервые «Караван» был записан в Голливуде, в декабре 1936 года.
Стоит отметить, что сам Эллингтон никогда не был жадным до славы… Композитор частенько указывал соавторов популярных, и не особо, произведений (если таковые были, разумеется). Таким образом, Дюк Эллингтон продвигал своих оркестрантов, обеспечивая им престижное будущее и неплохие отчисления за авторские права…
Оркестр Эллингтона
Что касается «Каравана», то данная композиция не просто так плотно связана с именем Эллингтона… Ведущий знаменитого джазового оркестра действительно приложил свою руку к её созданию! А именно, Дюк внёс в первоначальную вариацию мелодии некоторые важные изменения. Именно поэтому принято говорить «Караван Дюка Эллингтона»! При этом никто не забывает про вклад Хуана Тизола, о чём свидетельствует его авторство на дисках.