Рок-итоги 2019 года

«Western Stars»

Bruce Springsteen

Еще один герой стадионов, ставший популярным на рубеже 1970-1980-х, решил на время отойти от рок-гимнов и поиграть что-то неспешное и по-стариковски уютное. Акцент на новой пластинке Брюса Спрингстина акцент сделан на теплый полуакустический звук с вкраплениями оркестра и доверительный голос «Босса». Звучит это все не менее ярко, нежели фирменный рок-саунд E-Street Band, и наверняка придется по вкусу даже тем, кто не слишком-то любит кантриподобную музыку. А такие песни, как «There Goes My Miracle», вполне способны попасть на любой новый сборник (или сборку) лучших песен Спрингстина.

Алена Швец — Проволока из одуванчиков

Подростковая любовная лирика Алены Швец, исполненная нежным девичьим голосом, действительно трогает за живое. В худших из ее песен преобладает непомерный пафос и юношеский максимализм, в лучших — неподдельная искренность и обаяние, что делает их доступными лицам старше 18 лет. 

У Алены весьма недюжинные сонграйтерские способности — например, открывающая «Проволоку из одуванчиков» песня «Дождь» органично смотрелась бы в каком-нибудь романтичном советском кинофильме, да и в целом при прослушивании альбома тут и там возникают ассоциации с советской авторской песней, так что ярлык «пост-бард» применяется к певице не просто так. 

Главный хит альбома «Проволока из одуванчиков» — бодрый и жизнерадостный трек «Олимпос», в котором парадоксальным образом сочетается приемы ранней Земфиры и Монеточки. Песня имеет все шансы стать ЛГБТ-гимном питерских девушек.

Ayva — «Высокий художественный уровень»

https://vk.com/widget_playlist.php

Минский музыкант Ayva выпустил EP «Высокий художественный уровень» с переливающейся игрушечной электроникой в духе исландских эльфов Mum, какими они были в свои лучшие годы. Из более современных имен напрашивается сравнение с Анной Мередит, если из ее музыки убрать прог-роковую составляющую. Пьесы у Ayva получаются невероятно трогательные, светлые и наивные — фраза «Хрупкое не бросать» вынесена на обложку альбома вовсе не просто так. В то же время в названии альбома музыкант явно иронизирует над печально известной практикой белорусских властей запрещать концерты неугодных им музыкантов — но безобидная музыка Ayva при этом действительно именно что высокого художественного уровня.

«WHO»

The Who

Потеряв двух участников классического состава, вокалист Роджер Долтри и гитарист Пит Таунсенд сосредоточились на концертах – благо, с живой энергетикой у The Who всегда был полный порядок. Увы, о студийных записях сказать этого было нельзя. Предыдущий «The Endless Wire» получился не слишком удачным, и следующий альбом вышел только 13 лет спустя. И хотя сравнить новую запись с классическими работами, как это делает Долтри, едва ли можно, она все так же сочетает красивые и мощные мелодии («Beads On One String», «I’ll Be Back», «Street Song») с ироничными текстами («All This Music Must Fade», «I Don’t Wanna Get Wise»). Фирменная вокальная пассионарность Роджера, несмотря на возраст, никуда не делась, как и взрывные риффы и авторский талант Пита. Если этому альбому суждено стать последним, с задачей уйти красиво участники одной из самых легендарных групп 60-х справились как мало кто.

«40»

Stray Cats

В нынешнем году знаменитому рокабилли-трио из Америки Stray Cats исполнилось 40 лет, и нет ничего удивительного в том, что старички решили отметить дату, записав немного новой музыки на волне «ретромании». Хитов, подобных до сих пор звучащему в фильмах и сериалах «Rock This Town», здесь не найти, зато стилизация под золотые годы рок-н-ролла у них получается все так же эффектно. Взять хоть «I Got Love If You Want It», хоть титульный сингл «Rock It Off», хоть ритм-энд-блюзовую «That’s Messed Up». Быть может, кому-то на этом альбоме не хватает разнообразия и изобретательности, но, как показывает пример того же Джеффа Линна, иногда такие пластинки становятся прологом к куда более интересному продолжению.

«Last Testament»

Dan McCafferty

Если в 2018 году поклонники Nazareth дождались нового и вполне компетентного альбома группы, то в этом году пришел черед человека, чье имя и голос неотделимы от группы – Дэна Маккаферти. Слушать новый альбом бывшего вокалиста Nazareth с символичным названием «Последний завет» не так-то просто – то ли возрастные болячки, то ли излишества юности все же сказались на голосе Маккаферти, и теперь он берет скорее темпераментом и мелодиями, нежели фирменным «наждачным» напором. На пластинке преобладают балладные темы с аккордеоном и то ли шотландским, то ли французским привкусом, а исполнение вызывает ассоциации с человеком, идущим по канату с завязанными глазами. Боль в сердце, страх, что еще чуть-чуть, и все кончится, и одновременно с этим – восхищение старым бойцом рок-н-ролла, намеренным бороться до самого конца.

N1NT3ND0 — «Папа на рейве»

Первый альбом Васи Вакуленко под псевдонимом N1NT3ND0 вышел в совершенно другом контексте — в 2011 году в российском хип-хопе, кажется, мало кого интересовал южный звук как в андерграунде, так и в мейнстриме.

При записи дебютника Nintendo Баста наверняка рассматривал проект как шутку и дуракаваляние (хотя присущая артисту расчетливость дельца также наверняка присутствовала), а на поверку вышел, пожалуй, лучший альбом Васи Вакуленко, открывающий совершенно новую эпоху в русском рэпе.

Второй альбом Nintendo «Папа на рэйве» вышел спустя 8 лет, когда каждый второй школьник балуется трэп-звуком — и Вася снова обставил всех. И хотя на пластинке нет совершенно ничего революционного, он точно звучит свежее большей части фрешменов.

В отличие от дебютника, на второй пластинке Nintendo все куда серьезнее и в буквальном смысле траурнее — здесь практически нет шуток, нет и дворовой сентиментальности попсового Басты, зато есть вязкий и темный грув, сопротивляться которому практически невозможно, и мрачные монологи Васи и QП от лица прожженных бандитов.

Антоха МС — «Про меня»

https://youtube.com/watch?v=zZab8JAeYhE

Антоха МС записал очередную порцию тех самых добрых песен о радости труда и скрытого в буднях счастья, исполненные на раз узнаваемым голосом.

Лирический герой его душеспасительных песен — обыватель, закупающийся продуктами в «Пятерочке» и довольствующийся в жизни малым. В нарочитом оптимизме альбома «Про меня» неявно присутствует какая-то болезненность, и Антоха — намеренно или нет — то и дело это проговаривает. «Если бабки на исходе, не впадай в грусть, братец, ты. Голодуха может быть полезной — похудеешь, хапанешь чуть-чуть тоски По маленечку докатим все же до своей толковой седины», — поет Антоха МС в «Бабках», и неясно, чего здесь больше — иронии, утешительного смирения или отчаяния.

«In The End»

The Cranberries

Трагическая смерть Долорес О’Риордан в январе 2018 года стала шоком для всех поклонников рока 90-х и заставила задуматься над тем, не был ли предыдущий альбом с оркестром («Something Else») знаком прощания. Однако какое-то время спустя стало известно, что группа намерена выпустить в свет записи песен, над которыми работала с 2017 года. Демонстрационного вокала оказалось достаточно, чтобы превратить все это в полноценный диск. И он оказался едва ли не самым ярким со времен золотого периода The Cranberries. Вкрадчивый голос О’Риордан хорош и пронзителен как никогда, возвращая к жизни ту самую уникальную смесь ирландской музыки и рока, которая и выделила группу в череде любителей сыграть подепрессивнее и потяжелее.

Famitsu — «Mind Software»

Слово «рэйв» в русском языке было несколько дискредитировано в последние годы благодаря трэш-творчеству GSPD и ему подобных. 

Петербургский электронщик Famitsu один из тех, кто возвращает слову «рэйв» смысл. На вышедшем на лейбле Hyperboloid альбоме «Mind Software» музыкант перепрыгивает от брейкбита в духе ранних Prodigy и дуболомного габбера к современным future garage и джуку

К середине альбом нешуточно разгоняется, словно попадая сквозь черную дыру в 90-е — особенно обратите внимание на треки «X-T-C» и «Time Jump», отлично передающих дух эйфорических рейвов того времени

Matrang — «DA»

На «DA» артист продолжает развивать идеи вышедшего полгода назад дебютника «ЭЙА». Это все та же стильная, эрудированная и подернутая ностальгическим туманом музыка, обязанная своим появлением русскому мистическому попу 90-х годов. Например, в треке «Камень» у Матранга появляются интонации молодого Макса Фадеева, в «Луной» — Кирилла Андреева («качка» из Иванушек), а в «Знаешь как» — и вовсе какого-нибудь страдающего барда Олега Митяева. При этом ностальгия Матранга совершенно не является навязчивой, а знание первоисточников совершенно не обязательно для того, чтобы по-настоящему влюбиться в эти полные меланхолии песни. Матранг — чего уж там, один из самых симпатичных представителей новой волны русской поп-музыки.

Бакей — «Extra»

На своем новом EP «Extra» белорусский рэпер берет широтой интересов — на альбоме есть все жанры, кроме скучного. Бакей делает на «Extra» совершенно неагрессивный и обаятельный хип-хоп с цепляющими мелодиями и застревающими в голове фразами. 

С выходом «Extra» артиста так и подмывает отнести к числу других околохипхоповых добряков вроде Арчанги, Антохи МС или МС Сенечки. Однако в искренней добродушности Бакей нет чудаковатости, присущей многим из вышеперечисленных персонажей. «Extra» — нормкор-рэп для людей, уставших от бесконечных фрешменов-позеров с непременной биполярочкой и необъятным эго.

Арсений Креститель — «23»

Известный хамелеон и пионер пост-иронии, умевший в нее задолго до того, как это слово вышло в тираж и подростки стали опознавать по нему своих, Арсений Морозов выпустил в этом году второй альбом в формате проекта «Арсений Креститель». С одно стороны, это все тот же дымчатый и расслабленный инди-рок с (пост)ироничными текстами на актуальные темы. В частности, сразу запоминается манифест белого привилегированного мужчины «Животное» со словами «Я белый геторосексуальный ублюдок, и на моей стороне, наверное, только Аллах. Но Аллах такой суровый — он не любит инди-рок» и «Невозможно что-то делать, чтобы никого не раздражать — поэтому все чаще я начинаю молчать». В то же время новый альбом получился, кажется, куда эмоциональнее и прямолинейнее, чем прошлогодний «31». И да, «23» во многом ассоциируется с классическим русским роком — недаром здесь есть песня, посвященная давнему кумиру Арсения Борису Гребенщикову.

«The Secret»

Alan Parsons

Другой музыкант, или, вернее, звукорежиссер, ставший музыкантом, тоже отметился в этом году свежим альбомом, и тоже оправдал ожидания, хоть и не без оговорок. И если стартовую обработку пьесы Поля Дюка «L’Apprenti sorcier» («Ученик чародея») можно слушать исключительно ради гитары другого титана арт-рока – Стива Хаккета, то уже вторая по счету песня «The Miracle» напоминает хит 80-х «The Turn Of A Friendly Card», да и большинство остальных композиций похожи на что-то из The Alan Parsons Project. Самоповтор или яркое напоминание о славном прошлом? Смотря как к этому относиться. В любом случае, на фоне многочисленных прогрессив-рокеров, ставящих во главу угла технику игры, а не мелодии, новая запись Алана Парсонса воспринимается как глоток свежего воздуха.

«From Out Of Nowhere»

Jeff Lynne’s ELO

Увесистые барабаны, гармонии, напоминающие о ливерпульской четверке, знакомый голос, звучание, балансирующее между электроникой и роком… Второй за долгое время альбом Джеффа Линна, выпущенный под видоизмененной маркой его самой известной группы, оказался ярче предыдущего «Alone In The Universe». Припев «Down Came The Rain» запоминается не хуже вечных «Secret Messages» или «Mr Blue Sky». «All My Love», по слухам, писалась почти 20 лет и как никакая другая напоминает о золотых временах Линна, а «One More Time» в очередной раз доказывает, что рок-н-ролл удавался ELO не хуже баллад. Обескураживает в итоге разве что стремление лидера держать под контролем все, включая инструменты: быть может, участвуй в записи настоящая группа, песни зазвучали бы еще ярче? Как бы там ни было, этот альбом – настоящий подарок для тех, кто и в XXI веке не спешит отказываться от наследия и наследников The Beatles.

Трипинадва — «Всегда»

Петербургскому инди-поп дуэту Трипинадва вообще-то уже около 10 лет — в свое время он уже успел распасться, вновь собраться и сменить несколько составов.

Однако лишь в уходящем году у Трипинадва наконец вышел дебютный альбом «Всегда» — наивный и мечтательный тви-поп с, на первый взгляд, совершенно детскими текстами, на самом деле отсылающими к наркотическим приключениям (можно даже пофантазировать, чем занимались участницы дуэта эти 10 лет и почему дебютник вышел лишь сейчас).

Сознательно или нет, дуэт реконструирует звучание модной рок-музыки 20-летней давности, конструируя ее несколько утопический вариант — послушайте хотя бы песню «Невесомость». Здесь и легкомысленный пост-бритпоп, и девичья группа Pep-see, и все молодые герои «Нашего радио» образца конца 90-х и начала 00-х в целом.

Спасибо — «Спасибо»

Если раньше Расел Рахман и компания писали песни о потерянности и поиске в хаосе некоего упорядоченного начала, то на новом релизе подводят своего рода жизненные итоги. Пока другие поют о собственной исключительности и вечной молодости, приправляя все это постиронией, Спасибо записали альбом о сознательном взрослении и отказе от инфантильности. 

Лирический герой здесь обретает дом, становится отцом, учится любить, следуя старой как мир формуле «All you need is love». Кому-то это может показаться слишком простым ответом на все вопросы, но в контексте царствующего полицейского насилия, коррупции, тотальной незащищенности и лжи душеспасительные гимны Спасибо становятся, пожалуй, по-настоящему необходимыми и весомыми.

«Flesh & Blood»

Whitesnake

Предыдущий альбом группы Дэвида Ковердейла, посвященный репертуару времен Deep Purple, был встречен одновременно скептически и с грустью – как своего рода последнее «прощай» от одной из самых именитых команд конца 70-х – начала 80-х. Однако эта глава не стала последней – на новом альбоме с говорящим названием «Плоть и кровь» Whitesnake наследуют даже не легендарному «1987», а более ранним записям начала 80-х, и звучат при этом вполне темпераментно и убедительно. Одно из свидетельств тому – хит-сингл «Shut Up And Kiss Me», словно предназначенный для всякого рода подборок мотоциклетного харда. При всем богатстве команд, исповедующих стилистику тяжелого блюза, песен подобного уровня, написанных в новом веке, не так уж и много.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: