Уэс андерсон

Комические отображения в музыкальных произведениях

О комических образах в музыке говорить сложно. Мало искусствоведов характеризуют это направление. Задача комической музыки — исправлять смехом. Именно улыбки являются настоящими спутниками комической музыки. Комический жанр более легкий, для него не нужны условия, приносящие страдания героям.

Чтобы создать комический момент в музыке, композиторы используют эффект внезапности. Так, Й. Гайдн в одной из своих Лондонских симфоний создал мелодию с партией литавр, которые моментально встряхивают слушателей. Пистолетным выстрелом нарушается плавная мелодия в вальсе с сюрпризом («В яблочко!») Штрауса. Это сразу развеселяет зал.

Любые шутки, даже музыкальные, несут с собой забавные нелепости, смешные несоответствия. Многим знаком жанр комических маршей, маршей-шуток. От начала до конца наделен комизмом марш Прокофьева из сборника «Детская музыка». Комических персонажей можно увидеть в сочинении Моцарта «Свадьба Фигаро», где уже во вступлении слышен смех и юмор. Веселый и умный Фигаро ловко хитрит перед графом.

Образ природы

Тема природы очень актуальна не только в литературе, но и в музыке. Показывая природу, композиторы изображают ее реальное звучание. Просто подражает голосам природы композитор М. Мессиан. Такие английские и французские мастера, как Вивальди, Бетховен, Берлиоз, Гайдн, смогли мелодией передать картины природы и чувства, которые они вызывают. Особенное пантеистическое изображение природы — у Римского-Корсакова и Малера. Романтическое восприятие окружающего мира можно наблюдать в пьесе Чайковского «Времена года». Нежный, мечтательный, приветливый характер имеет сочинение Свиридова «Весна».

Вариант 2

1. Автор слов «Мелодия — душа музыки»

1) М. Глинка
2) М. Мусоргский
3) П. Чайковский

2. Сольная песня с инструментальным сопровождением, в которой тонко и глубоко раскрываются чувства человека — это

1) лирика
2) песня
3) романс

3. Что означает «Виват!»

1) название магазина
2) да здравствует
3) прославление

4. Назови композитора, сочинившего кантату «Александр Невский»

1) П.И. Чайковский
2) С.С. Прокофьев
3) М.И. Глинка

5. Назови композитора, сочинившего «Детский альбом»

1) П.И. Чайковский
2) С.С. Прокофьев
3) М.И. Глинка
4) М.П. Мусоргский

6. Выбери правильный ответ: церковный праздник, который отмечает событие — вход Иисуса Христа в Иерусалим — это

1) Масленица
2) Вербное воскресенье
3) Пасха
4) Рождество

7. Назови инструмент, под звучание которого исполняли былины

1) балалайка
2) рожок
3) гусли

8. Найди лишнее: имена первых певцов-сказителей

1) Садко
2) Баян
3) Римский-Корсаков

9. Какой русский композитор изобразил сцену «Прощание с Масленицей» в своей опере

1) М. Глинка
2) П. Чайковский
3) Н. Римский-Корсаков

10. Верно ли следующее утверждение?

Увертюра — это спектакль, в котором актеры поют

1) верно
2) неверно

11. Автор оперы «Руслан и Людмила»

1) Н.Римский-Корсаков
2) М. И. Глинка
3) К. В. Глюк

12. Балет — сказка, в котором принцесса оживает благодаря Принцу

1) Золушка
2) Щелкунчик
3) Спящая красавица

13. Установите соответствие

А) Опера «Снегурочка»
Б) Балет «Спящая красавица»
В) Опера «Руслан и Людмила»
Г) Опера «Орфей и Эвридик»

1) П.И. Чайковский
2) К.В. Глюк
3) Н.А. Римский-Корсаков
4) М.И. Глинка

Запишите выбранные цифры под соответствующими буквами.

14. «Волк и семеро козлят», «Звуки музыки» — это

1) балет
2) опера
3) мюзикл

15. Выберите жанр, который по-другому называют «музыкальное состязание»

1) симфония
2) концерт
3) сюита

Ответы на итоговый тест по музыке за 3 классВариант 1
1-2
2. Романс — это сольная песня с инструментальным сопровождением
3-2
4-2
5-3
6-3
7-2
8-2
9-2
10-2
11-3
12. 134
13. А3 Б1 В4 Г2
14-3
15-1Вариант 2
1-3
2-3
3-2
4-2
5-1
6-2
7-3
8-3
9-2
10-2
11-2
12-3
13. А3 Б1 В4 Г2
14-3
15-2

Текст этой презентации

Слайд 1

Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Кадетская Казачья школа Забайкальский край, Нерчинский район, с. Знаменка Презентация к уроку музыки на тему: «Правдивое единство народного и композиторского» Составила: учитель музыки 1 категории Трушина Светлана Юрьевна

Слайд 2

Цель: — помочь ребятам глубже оценить правдивость и высокую художественность, воплощенную композитором В. Салмановым;
Задача: показать единство русского песенного склада стихов и композиторской музыки.

Слайд 3

«Музыка своей мелодией доводит нас до самого края вечности и дает нам возможность в течение нескольких минут постичь ее величие»  (Томас Карлейль).

Слайд 4

В. Н. Салманов (1912, Петербург – 1978, Ленинград) – выдающийся советский композитор. возродивших жанр хорового концерта.

Слайд 5

«Увели нашу подружку»- 4 часть концерта для смешанного хора «Лебёдушка» В. Салманов

Слайд 6

В. Салманов написал концерт в 1967г. Автор придумал очень удачное и привлекательное название, по имени, если можно так выразиться , главного персонажа поэтического текста (слова народные).
Салманов всегда проявлял большую требовательность к стихотворной основе своих произведений.

Слайд 7

Как это свойственно вообще народному творчеству, в данных текстах живая, одухотворённая природа наделена поэтичнейшими сказочными туманами, буйными ветрами и дождями, синими морями и т.д.
Естественно вписывается в этот мир, чудесный и символичный, человек в образе то лебёдушки, то сокола ясного.
Правдиво и рельефно вырисовывается образ русской девушки ,освещённый то южным светом любви и надежды, то окутанный грустью и тревогой.

Слайд 8

В народе существует поверье, что лебеди живут дружными стаями, и о том, что лебедь поёт только один раз в жизни- перед смертью, отсюда и выражение «лебединая песнь», о том, что стая окружает умирающего лебедя и плывёт вокруг него до последней минуты; о том, что когда умирает лебёдушка ,от тоски по ней умирает и её лебедь К этой теме обращались многие композиторы , в том числе и Евгений Мартынов, написавший песню
«Лебединая верность».

Слайд 9

Писатель Борис Васильев написал повесть «Не стреляйте в белых лебедей»- это значит берегите красоту жизни, красоту человеческой души.

Слайд 10

…Лебедь птица необыкновенная. Она не может не нравиться. Живут они обычно дружными семьями. Существует древнее поверье, что лебедь поет один раз в жизни – перед смертью («лебединая песня»). Стая окружает умирающего лебедя и плывет вокруг него до последней минуты. Когда умирает лебедушка, от тоски по ней умирает ее лебедь. По этому поводу хочется прочитать вам стихотворение «Белые лебеди», фамилия автора, к сожалению, не известна :

Слайд 11

Белые лебеди
Нет любви нежнее и вернее,
Чем у диких белых лебедей.
Нет сердец ранимей, горячее,
Не найти любви похожей у людей.
Пара лебедей все время вместе,
Не изменят, не уйдут, не предадут,
В белом оба, будто – бы жених с невестой,
Счастье лебединое хранят и берегут.
Ну, а если, вдруг один погибнет,
То другому тоже не прожить,
В высоту поднимется, застынет,
Попрощается он с солнцем, рухнет вниз…
И о землю лебедь разобьется,
А душа и сердце в небеса скорей,
Там на небесах, я слышу, льется,
Плачем тихим песня лебедей.

Слайд 12

Хоровой концерт- музыкальное произведение для солиста и хора ( в данном случае солист- тенор и смешанный хор без сопровождения, т.е. а капелла)
В хоре использован оригинальный приём: речевая декламация- ритмизированное проговаривание текста, что придаёт изобразительность музыке (шёпот голосов передаёт растревоженность лебединой стаи ,журчание воды , хлопанье крыльев).

Слайд 13

Увели нашу милу подружку,Увели нашу милу подружку,Нашу лебедь белую, дитю бережёную,Калачом вскормлену, сытой выпоену,Береги ты, князь молодой, нашу подружку,Береги ты, князь молодой, нашу милу подружку,Нашу дитю, дитю бережёну,Калачом да вскормлену ,сытой выпоену.Ой, не давай, не давай ей печалиться,Не давай ей кручиниться.

Лирический образ

В древности был такой народный струнный инструмент — лира. Певцы передавали с помощью него различные свои переживания и эмоции. От него и пошло понятие лирики, передающей глубокие душевные переживания, мысли и чувства. Лирический музыкальный образ обладает эмоционально-субъективными элементами. С помощью него композитор передает свой индивидуальный духовный мир. Лирическое произведение не включает в себя какие-то события, оно только передает душевное состояние лирического героя, это его исповедь.

Многие композиторы научились передавать лирику через музыку, потому что она очень близка к поэзии. К инструментальным лирическим произведениям относятся творения Бетховена, Шуберта, Моцарта, Вивальди. Также в этом направлении творили Рахманинов и Чайковский. Музыкальные лирические образы они формировали с помощью мелодий. Нельзя лучше сформулировать предназначение музыки, нежели это сделал Бетховен: «То, что исходит из сердца, должно к нему и вести». Формируя определение образа музыкального искусства, многие исследователи берут именно это высказывание. В своей «Весенней сонате» Бетховен сделал природу символом пробуждения мира от зимней спячки. Музыкальный образ и мастерство исполнителя помогают увидеть в сонате не только весну, но и радость, свободу.

Нужно также вспомнить и «Лунную сонату» Бетховена. Это поистине шедевральное произведение с музыкально-художественным образом для фортепиано. Мелодия страстная, настойчивая, заканчивается безнадежным отчаянием.

Лирическое в шедеврах композиторов подключает к образному мышлению. Автор старается показать, какой отпечаток в его душе оставило то или иное событие. Просто мастерски передал «мелодии души» Прокофьев в вальсе Наташи Ростовой в опере «Война и мир». Характер вальса очень нежный, в нем чувствуется робость, неторопливость и, в то же время, взволнованность, жажда счастья. Еще одним примером лирического музыкального образа и мастерства композитора является Татьяна из оперы Чайковского «Евгений Онегин». Также примером музыкального образа (лирического) могут служить произведения Шуберта «Серенада», Чайковского «Мелодия», Рахманинова «Вокализ».

Примечания и ссылки

  1. Произношение на американском английском транскрибируется в соответствии со стандартом API .
  2. .
  3. .
  4. (en-US) , в журнале «Интервью» ,30 сентября 2009 г.(по состоянию на 8 мая 2019 г. )
  5. (en-US) , на Eye on Design ,4 ноября 2015 г.(по состоянию на 8 мая 2019 г. )
  6. (in) на biography.com (по состоянию на 8 мая 2019 г. )
  7. (in) на britannica.com (по состоянию на 20 сентября 2020 г. )
  8. «Орсон Уэллс, автор задолго до теории автора, как и Андерсон, был в значительной степени самоучкой в ​​технике кинопроизводства» Уэс Андерсон: Почему его фильмы имеют значение Марк Браунинг.
  9. например, Брюс Дионес, Житель Нью-Йорка .
  10. «К моменту выпуска Андерсон стал очень любимым персонажем инди-фильмов», American Independent Cinema: Indie, Indiewood and Beyond под редакцией Джеффа Кинга, Клэр Моллой, Янниса Циумакиса.
  11. .
  12. «  Французский дииспатч  », Седьмая одержимость , специальный выпуск № 5, посвященный Уэсу Андерсону,Апрель 2021 г., стр.  124–125
  13. ↑ и (in) на Box Office Mojo. Проконсультировался с28 июля 2010 г.. .
  14. ↑ и
  15. ↑ и (en) на Box Office Mojo. Проконсультировался с8 мая 2011 г..
  16. (ru) база данных о свете. Проконсультировался с8 мая 2011 г.. .
  17. ↑ и (ru) на Box Office Mojo. Проконсультировался с8 мая 2011 г..
  18. (en) на JP Box-Offie. Проконсультировался с8 мая 2011 г..
  19. (in) , интервью Чарли Роуза (10 минут +),26 октября 2007 г..
  20. ↑ и
  21. (ru) on Light Database. Проконсультировался с8 мая 2011 г.. .
  22. ↑ и
  23. (ru) База данных Лайт. Проконсультировался с22 июля 2011 г..
  24. ↑ и
  25. (fr) на сайте Allociné. Проконсультировался с3 февраля 2013 г..
  26. (in) на www.boxofficemojo.com (по состоянию на 14 февраля 2017 г. )
  27. ↑ и

биография

Молодежь и обучение

Уэс Андерсон родился 1 — го мая 1969в Хьюстоне . Он сын Техас Энн, археолога, и Мелвера, который занимается связями с общественностью. Он шведского и норвежского происхождения . Он старший брат Эрика Чейза Андерсона . Уэс Андерсон изучал философию в Техасском университете в Остине , он получил степень бакалавра философии в 1991 году и одновременно снимал короткометражные фильмы в Super 8, которые обучили его кинематографической технике, в частности монтажу .

Откровение независимого кино (1990-е)

Он знакомится с Оуэном Уилсоном в Техасском университете в Остине на уроке сценария. Они быстро становятся друзьями, даже если живут в одной комнате отдыха. Именно поэтому братья Уилсон Оуэн , Эндрю и Люк регулярно снимаются в его фильмах. Он решает не изучать кино и приступает к работе над короткометражным фильмом, который вскоре становится его первым полнометражным фильмом « Бутылочная ракета» .

Такое обучение на практике делает Уэса Андерсона в значительной степени режиссером-самоучкой. Тем не менее, правильно охваченный критикой, Bottle Rocket остается коммерческим провалом.

В 1998 году, которому по-прежнему помогали братья Уилсон, он снял « Рашмор», что позволило ему получить признание широкой публики, пропустившей « Бутылочную ракету» . Этот фильм также позволяет ему достичь определенного уровня уважения среди независимых американских режиссеров.

Подтверждение (2000-е)

Режиссер фильма « Водная жизнь» Берлинале 2005 года .

Воспользовавшись своей дружбой с теперь известными Люком и Оуэном , Уэс Андерсон в году снял фильм « Семья Тененбаум» , в котором он собрал вместе Джина Хэкмана , Анжелику Хьюстон , Бена Стиллера и Билла Мюррея . Последний затем играет Стива Зиссу в «Водной жизни» .

В своем пятом полнометражном фильме « На борту Darjeeling Limited» Уэс Андерсон воссоединяется с Оуэном Уилсоном, на этот раз в сопровождении Джейсона Шварцмана , уже снявшегося в фильмах «Рашмор» и « Эдриен Броуди» . Этому фильму предшествует короткометражный фильм Hôtel Chevalier (2007), в котором играют Шварцман и Натали Портман .

Анимационный кинотеатр (2010-е)

В 2009 году он снял « Фантастический мистер Фокс» , анимационный фильм, адаптированный по роману Роальда Даля « Фантастический мастер Фокс» , в котором Джордж Клуни , Мерил Стрип и Билл Мюррей озвучили свои голоса. В 2010 году фильм получил приз «Кристалл художественного фильма» на Международном фестивале анимационных фильмов в Анси . Он назван в честь 82- й премии Оскар и 67- го « Золотого глобуса» за лучший анимационный фильм (он был побежден « Там вверху» от Pixar ).

В 2012 году он поставил « Королевство луны» , драматическую комедию о наивном детстве, открывающем любовь, действие которого происходит в 1960-х годах . В ролях: Брюс Уиллис , Эдвард Нортон и Билл Мюррей . Фильм открывает 65- й Каннский кинофестиваль и получил признание критиков.

В 2014 году Уэс Андерсон снял комедию The Grand Budapest Hotel , комедию о консьержке, которую играет Ральф Файнс , в отеле в стране фантазий, республике Зубровка, в межвоенные годы , обвиняемой в убийстве. Фильм суммирует стиль Уэса Андерсона с красочной постановкой, дурацкой, абсурдной комедией и престижным актерским составом. Фильм получил Большой приз жюри на Берлинале 2014 . Отель Grand Budapest получил признание критиков и публики, его кассовые сборы во всем мире составляют 170 миллионов  долларов, а во Франции — 1,4 миллиона билетов.

В 2017 году он совершил свой второй набег на мир покадровой анимации , подписав контракт с «Остров собак» , во второй раз поработав с техническими группами, с которыми он познакомился во время съемок « Фантастического мистера Фокса» . Музыка написана Александром Деспла . Престижный вокальный состав: Брайан Крэнстон , Скарлетт Йоханссон или Эдвард Нортон в оригинальной версии и Винсент Линдон , Ромен Дюрис , Леа Сейду и Даниэль Отей во французской версии, выбранной самим Уэсом Андерсоном. Фильм получает Серебряного медведя за лучшую режиссуру на Берлинском кинофестивале 2017 года .

Он много лет жил в Париже и живет там до сих пор. В 2018 году объявляется, что съемки его следующего фильма «Французская рассылка» пройдут во Франции, в Ангулеме.

В 2018 году вместе со своей женой, дизайнером по костюмам Джуман Малуф, он разработал выставку под названием «Мумия шпицмауса в гробу и другие сокровища», на которой собрано более 400 различных предметов в Музее истории искусств в Вене .

Драматический музыкальный образ

В переводе с греческого «драма» обозначает «действие». С помощью драматического произведения автор передает события через диалоги героев. В литературе многих народов такие сочинения существовали давным-давно. Имеют место также драматические музыкальные образы в музыке. Их композиторы показывают через действия героев, ищущих выход из ситуации, вступающих в борьбу со своими врагами. Эти действия вызывают очень сильные чувства, заставляющие совершать поступки.

Драматического героя зрители видят в постоянной борьбе, что приводит его либо к победе, либо к гибели. На первое место в драме выступают действия, а не чувства. Самыми яркими драматическими персонажами являются шекспировские — Макбет, Отелло, Гамлет. Отелло — ревнивец, что приводит его к трагедии. Гамлета одолевает желание мести убийцам своего отца. Сильная жажда власти у Макбета заставляет его убить короля. Без драматического музыкального образа в музыке драма немыслима. Он является нервом, источником, средоточием произведения. Драматический герой представляется рабом страсти, которая приводит его к катастрофе.

Одним из примеров драматического конфликта является опера Чайковского «Пиковая дама» по одноименной повести Пушкина. Вначале зрители знакомятся с бедным офицером Германом, который мечтает быстро и легко разбогатеть. Раньше он никогда не увлекался азартными играми, хотя в душе был игроком. Стимул Герману придает любовь к богатой наследнице одной старой графини. Весь драматизм в том, что свадьба не может состояться из-за его бедности. Вскоре Герман узнает о тайне старой графини: якобы она хранит секрет трех карт. Офицером одолевает желание во что бы то ни стало разведать эту тайну, чтобы сорвать большой куш. Герман приходит в дом графини и грозит ей пистолетом. Старуха от страха умирает, так и не выдав тайну. Ночью к Герману приходит призрак и шепчет заветные карты: «Тройка, семерка, туз». Тот приходит к любимой Лизе и признается ей, что по его причине умерла старая графиня. Лиза от горя бросилась в реку и утопилась. Заветные слова призрака не дают покоя Герману, он идет в игорный дом. Первые две ставки, на тройку и семерку, оказались удачными. Выигрыш настолько вскружил голову Герману, что он идет ва-банк и ставит на туза все выигранные деньги. Накал драматизма приближается к своей вершине, вместо туза в колоде оказывается пиковая дама. В этот момент в даме пик Герман узнает старуху графиню. Окончательный проигрыш ведет героя к самоубийству.

Стоит сравнить, каким показывают драматизм своего героя Пушкин и Чайковский. Александр Сергеевич показал Германна холодным и расчетливым, он хотел использовать Лизу для своего обогащения. Чайковский немного по-другому подошел к изображению своего драматического персонажа. Композитор немного меняет характеры своих героев, ведь для их изображения нужно вдохновение. Чайковский показал Германа романтичным, влюбленным в Лизу, имеющим пылкое воображение. Только одна страсть вытесняет образ любимой из головы офицера — тайна трех карт. Мир музыкальных образов этой драматической оперы — очень насыщенный и впечатляющий.

Еще одним примером драматической баллады является творение Шуберта «Лесной царь». Композитор показал борьбу двух миров — действительного и вымышленного. Для Шуберта был характерен романтизм, его увлекала мистика, и произведение получилось довольно драматичным. Столкновение двух миров очень яркое. Настоящий мир воплощен в образе отца, который здраво и спокойно смотрит на действительность и не замечает Лесного царя. Его ребенок живет мистическим миром, он болен, и ему чудится Лесной царь. Шуберт показывает фантастическую картину таинственного, окутанного мрачной мглой леса и мчащегося через него на коне отца с умирающим ребенком на руках. Каждому герою композитор дает свою характеристику. Умирающий мальчик — напряженный, испуганный, в его словах звучит мольба о помощи. Бредящий ребенок попадает в страшное царство грозного Лесного царя. Отец всеми силами старается успокоить дитя.

Вся баллада пронизана тяжелым ритмом, топот коня изображает беспрерывная октавная дробь. Шубертом создана полная зрительно-слуховая иллюзия, наполненная драматизмом. В конце динамика музыкального развития баллады заканчивается, так как отец держал на руках мертвого младенца. Вот какие музыкальные образы (драматические) помогли Шуберту создать одно из самых впечатляющих своих творений.

Что такое музыкальный образ

Невозможно овладеть музыкальной культурой без восприятия этого искусства. Именно восприятие делает возможным проводить композиторскую, слушательскую, исполнительскую, педагогическую, музыковедческую деятельность. Восприятие дает возможность понять, что такое музыкальный образ и как он зарождается. Нужно отметить, что композитор создает образ под воздействием впечатлений с помощью творческого воображения. Чтобы легче было понять, что такое музыкальный образ, лучше представить его себе в виде совокупности музыкально-выразительных средств, стиля, характера музыки, построения произведения.

Музыку можно назвать живым искусством, объединяющим многие виды деятельности. Звуки мелодий воплощают в себя жизненное содержание. Под образом музыкального произведения подразумеваются мысли, чувства, переживания, действия тех или иных людей, различные природные проявления. Также под этим понятием предполагают события из чьей-то жизни, деятельность целого народа и человечества.

Музыкальный образ в музыке — это комплексность характера, музыкально-выразительных средств, общественно-исторических условий возникновения, принципов построения, стиля композитора. Вот основные виды образов в музыке:

  1. Лирический. Передает личные переживания автора, раскрывает его духовный мир. Композитор передает чувства, настроение, ощущения. Действия здесь отсутствуют.
  2. Эпический. Повествует, описывает какие-то события в жизни народа, рассказывает о его истории и подвигах.
  3. Драматический. Изображает частную жизнь человека, его конфликты и столкновения с обществом.
  4. Сказочный. Показывает выдуманные фантазии и воображения.
  5. Комический. Разоблачает все дурное, используя смешные ситуации и внезапность.

Сказочное музыкальное изображение

В самом слове «сказочные» кроется сюжетная линия таких произведений. Самым ярким создателем сказочных творений можно назвать Римского-Корсакова. Еще со школьной программы дети узнают его знаменитую сказку-оперу «Снегурочка», «Золотой петушок», «Сказка о царе Салтане». Нельзя не вспомнить также симфоническую сюиту «Шахеразада» по книге «1001 ночь». Сказочные и фантастические образы в музыке Римского-Корсакова находятся в тесном единстве с природой. Именно сказки закладывают в человеке нравственный фундамент, дети начинают отличать добро от зла, они учатся милосердию, справедливости, осуждают жестокость и коварство. Будучи педагогом, Римский-Корсаков на языке сказки рассказал о высоких человеческих чувствах. Кроме вышеперечисленных опер можно назвать «Кащея Бессмертного», «Ночь перед Рождеством», «Майскую ночь», «Царскую невесту». Мелодии композитора имеют сложное мелодико-ритмическое строение, они виртуозные и подвижные.

Фантастическая музыка

Стоит упомянуть фантастические музыкальные образы в музыке. Фантастических произведений создается каждый год очень много. Еще с давних времен известны различные фольклорные баллады и песни, восхваляющие разных героев. Музыкальная культура стала наполняться фантастикой в эпоху романтизма. Элементы фантастики встречаются в творениях Глюка, Бетховена, Моцарта. Самыми яркими сочинителями фантастических мотивов стали немецкие композиторы: Вебер, Вагнер, Гофман, Мендельсон. В их сочинениях звучат готические интонации. Сказочно-фантастическая стихия этих мелодий переплетается с темой противостояния человека окружающему миру. Народный эпос с элементами фантастики положен в основу работ композитора Эдварда Грига из Норвегии.

Присуща ли фантастическая образность русскому музыкальному искусству? Композитор Мусоргский наполнил фантастическими мотивами творения «Картинки с выставки» и «Ночь на Лысой горе». Зрители могут наблюдать за шабашем ведьм ночью на праздник Ивана Купала. Мусоргский также написал интерпретацию к произведению Гоголя «Сорочинская ярмарка». Элементы фантастики проглядываются в сочинениях Чайковского «Русалка» и Даргомыжского «Каменный гость». Не остались в стороне от фантастики такие мастера, как Глинка («Руслан и Людмила»), Рубинштейн («Демон»), Римский-Корсаков («Золотой петушок»).

Настоящий революционный прорыв в синтетическом искусстве произвел экспериментатор Скрябин, использовавший элементы светомузыки. В своих произведениях он специально вписывал строчки для света. Фантастикой наполнены его сочинения «Божественная поэма», «Прометей», «Поэма экстаза». Некоторые приемы фантастики присутствовали даже у реалистов Кабалевского и Шостаковича.

Появление компьютерной техники сделало фантастическую музыку любимой для многих. На экраны телевизоров и кинотеатров стали выходить фильмы с фантастическими композициями. После появления музыкальных синтезаторов открылись большие перспективы для фантастических мотивов. Настала эпоха, когда композиторы могут лепить музыку, как скульпторы.

Эпические портреты в музыке

В переводе с греческого «эпос» имеет значение рассказа, слова, песни. В эпических произведениях автор повествует о людях, событиях, в которых они принимают участие. На первое место выплывают характеры, обстоятельства, общественная и природная среда. К литературным эпическим произведениям относятся рассказы, легенды, былины, повести. Чаще всего для написания эпических произведений композиторы используют поэмы, именно они повествуют о героических деяниях. Из эпоса можно узнать о жизни древних людей, их истории и подвигах. Основные драматические музыкальные образы и мастерство композитора представляют конкретных героев, события, истории, природу.

Эпос опирается на реальные события, но есть в нем и доля вымысла. Автор идеализирует и мифологизирует своих героев. Они наделены геройством, совершают подвиги. Присутствуют также и отрицательные персонажи. Эпос в музыке показывает не только конкретные лица, но и события, природу, символизирующую родную землю в ту или иную историческую эпоху. Так, урок по музыкальному образу в 6 классе многие учителя представляют с помощью отрывков из оперы Римского-Корсакова «Садко». Ученики стараются понять, какими средствами музыки композитор смог нарисовать портрет героя, после прослушивания песни Садко «Ой ты, темная дубравушка». Дети слышат напевную, плавную мелодию, ровный ритм. Постепенно мажор сменяется минором, темп замедляется. Опера довольно грустная, тоскливая и задумчивая.

В эпическом стиле работал композитор «Могучей кучки» А. П. Бородин. В перечень его эпических работ можно включить «Богатырскую симфонию» №2, оперу «Князь Игорь». В симфонии №2 Бородин запечатлел могучую героическую Родину. Вначале идет напевная и плавная мелодия, потом она превращается в отрывистую. Ровный ритм сменяется пунктирным. Медленный темп сочетается с минором.

Памятником средневековой культуры считается известная поэма «Слово о полку Игореве». Произведение повествует о походе князя Игоря на половцев. Здесь созданы яркие эпические портреты князей, бояр, Ярославны, половецких ханов. Опера начинается увертюрой, затем идет пролог о том, как Игорь готовит свое войско в поход, наблюдает за солнечным затмением. Дальше следуют четыре действия оперы. Очень ярким моментом в произведении выступает плач Ярославны. В конце народ поет славу князю Игорю и его жене, хоть поход закончился поражением и гибелью войска. Для отображения исторического героя той эпохи очень важен музыкальный образ исполнителя.

Стоит также включить в перечень эпических творений произведение Мусоргского «Богатырские ворота», Глинки «Иван Сусанин», Прокофьева «Александр Невский». Героические поступки своих героев композиторы передали различными музыкальными средствами.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: