«иисус христос

Краткое содержание

Сюжет произведения отражает события с приезда Иисуса в Иерусалим до гибели его на Голгофе. Тим Райс, следуя в либретто евангельскому тексту и описанию некоторых эпизодов из Библии, толкует их по-своему. Иуда, по его задумке, — чуть ли не на равных с Иисусом. По крайней мере, из них двоих именно ему принадлежит последнее слово и, действительно, вначале Иуда представляется всем рациональным и деловым человеком, а Иисус, напротив, излишне эмоционален и, как выясняется, не совсем верно понимает смысл собственной жертвы.

Искариот открыто высказывает недовольство его поведением:

  1. Обвиняет в том, что тот, идя на поводу у толпы, позволяет называть себя богом.
  2. Все это может привести к бунту против римлян, и поэтому идет на предательство, чтобы избежать кровопролития.

Иисус тогда говорит известную всем фразу: «Кто из вас без греха, первый брось на неё камень». Мария уходит, чтобы предотвратить назревающий скандал. Иуда не скрывает своих намерений, на это Христос ему отвечает: «Иди, что же ты медлишь!». В это же самое время в Иерусалиме собираются священнослужители и, обсудив деятельность Иисуса, приговаривают его к смерти.

Когда Христос вместе с двенадцатью апостолами приходит в Иерусалим, народ встречает его со всеми почестями. Во время трапезы в Гефсиманском саду Иисус, разделяя стол со своими помощниками, говорит, что кто-то из них его выдаст, а Пётр отречется. И во время вечерней молитвы Христа хватают и ведут к царю Иудеи Ироду, который просит его показать всему народу чудеса исцеления, если он на самом деле сын Бога. Взамен ему обещают свободу и жизнь, но Иисус отказывается.

Избитого, в кровавых ранах, его ведут на суд к Понтию. Иуду настолько поражает слабый вид осужденного на казнь, что он не выдерживает и накидывает себе петлю на шею, при этом обвиняя в этом Иисуса. Понтий Пилат, желая спасти Иисуса от распятия, призывает народ заменить казнь 39 ударами плетей. Но толпа неистовствует и хочет смерти.

Содержание английской версии

LP I

  1. Overture
  2. Heaven on Their Minds
  3. What’s the Buzz/Strange Thing Mystifying
  4. Everything’s Alright (англ.)русск.
  5. This Jesus Must Die
  6. Hosanna
  7. Simon Zealotes/Poor Jerusalem
  8. Pilate’s Dream
  9. The Temple
  10. Everything’s Alright (reprise)
  11. I Don’t Know How to Love Him (англ.)русск.
  12. Damned for All Time/Blood Money

LP II

  1. The Last Supper
  2. Gethsemane (I Only Want to Say)
  3. The Arrest
  4. Peter’s Denial
  5. Pilate and Christ/Hosanna (reprise)
  6. Herod’s Song (Try It and See)
  7. Judas’ Death
  8. Trial Before Pilate (Including The 39 Lashes)
  9. Superstar (англ.)русск.
  10. The Crucifixion
  11. John Nineteen:Forty-One

Исполнители основных ролей на студийной записи 1970 года

  • Иисус — Ян Гиллан (Ian Gillan)
  • Иуда — Мюррей Хед (Murray Head)
  • Мария Магдалина — Ивонн Эллиман (Yvonne Elliman)
  • Понтий Пилат — Барри Деннен (Barry Dennen)
  • Каиафа — Виктор Брокс (Victor Brox)
  • Симон — Джон Густафсон (John Gustafson)
  • Анна — Брайен Кит (Brian Keith)
  • Ирод — Майк д’Або (Mike d’Abo)

Связанные события

Имя / событие Дата Язык
1 10 человек погибли в катастрофе автобуса в Забайкалье 01.12.2019 ru
2 Jesus Christ Superstar Live in Concert 01.04.2018 en, fr, lv
3 Премьера мюзикла «Стивен Уорд» (англ. Stephen Ward) 03.12.2003 en, ru
4 «A Whiter Shade of Pale» — дебютная песня группы Procol Harum 12.05.1967 en, lv, ru
5 Riharda Vāgnera operas Tanheizers izrāde Rīgā 24.05.1942 lv
6 В Париже впервые исполнено «Болеро» 22.11.1928 lv, pl, ru
7 «The New York World» svētdienas pielikumā publicē pasaules vēsturē pirmo krustvārdu mīklu 21.12.1913 lv
8 Открытие Альберт-холла 29.03.1871 ee, en, fr, lt, lv, pl, ru, ua
9 The Royal Opera House opens at Covent Garden, London, England. 07.12.1732 en, lv, pl

Тщеславный Христос

Не меньше, чем трактовкой образа Иуды, верующие возмущались тем, что сам Иисус представлен в рок-опере как тщеславный человек. На этот грех первым намекает Иисусу опять же Иуда: You’ve started to believe // The things they say of you. // You really do believe // This talk of God is true.

«Ты уверовал в то, что они говорят о тебе. Ты в самом деле уверовал во все эти разговоры о Боге».

Сам Христос открыто не говорит о своём величии, но в песне Hosanna он делает весьма нескромное заявление. На просьбы Каиафы заставить замолчать славящую суперзвезду толпу Христос отвечает: If every tongue were still, the noise would still continue // The rocks and stones themselves would start to sing.

«Шум не стихнет, даже если все замолчат. Тогда камни и скалы подхватят песню и запоют».

Особенно ярко эта сцена решена в фильме 2000 года. Толпа несёт стоящего на плечах Христа, при этом в руках они держат плакаты с его изображением и разбрасывает аналогичные листовки.

О тщеславии Христа также упоминает Ирод: And now I understand you’re God // At least, that’s what you’ve said.

«Теперь я понимаю, что ты и в самом деле Бог. По крайней мере, ты сам так сказал».

Легендарный состав

Мало кто знает, что Уэббер и Райс приглашали уже бывшего на тот момент солиста группы The Beatles, но всё ещё культового рок-музыканта Джона Леннона для исполнения роли Иисуса. И тот даже дал согласие — при условии того, что Марией Магдалиной будет Йоко Оно. Но Йоко не согласилась, и авторам пришлось искать других исполнителей ключевых ролей. А жаль.

Роль Иуды в альбоме и премьерной постановке исполнял Мюррей Хэд. Он долгое время не соглашался участвовать в этом проекте, но, по иронии судьбы, именно эта роль не только сделала его знаменитым, но и стала вершиной его музыкальной карьеры, а песня «Superstar» в его исполнении по-прежнему остаётся хитом. Конечно, стиль песни, выходящий далеко за пределы привычного церковного стиля, был непривычен для слушателей, но неожиданно она получила положительную оценку со стороны духовенства.

На роль Иисуса был приглашён Ян Гиллан — солист группы Deep Purple. Кроме того, исполнитель роли мессии пел и играл во многих других группах, в том числе в Black Sabbath, а также учился в одном классе с Питом Таунсендом, одним из основателей группы The Who. Партия Иисуса также стала одной из основных вех в карьере музыканта, однако в экранизации 1973 года её исполнил Тед Нили, так как Гиллан предъявил слишком высокие требования, связанные с плотным графиком гастролей Deep Purple.

Уэббер долгое время не мог найти достойную солистку на роль Магдалины. К счастью, однажды он случайно в ресторане услышал девушку, которая проникновенно пела под собственный гитарный аккомпанемент. Это была юная Ивон Эллиман, которая, конечно же, приняла предложение композитора за шутку, но, подумав, согласилась принять участие в записи и не пожалела. Партия Марии Магдалины сделала её знаменитой.

Роль Понтия Пилата исполнил американский актёр и певец Барри Деннен, который в начале шестидесятых ещё жил в Нью-Йорке с никому пока не известной Барброй Стрейзанд и помогал ей делать первые шаги на пути к славе. К счастью, в конце десятилетия он уехал жить в Лондон и стал частью легендарного состава рок-оперы.

Прекрасно исполнил партию Симона Зилота Джон Густафсон, который на самом деле вовсе не певец, а самый значительный ливерпульский бас-гитарист (после Пола Маккартни). Он играл во многих английских группах, в том числе в проектах Роджера Гловера и The Ian Gillan Band.

Под псевдонимом Пол Рейвен будущий звезда глэм-рока Гарри Глиттер исполнил роль одного из священников.

Характеристика главных героев

Уэббер и Райс в одном интервью говорили, что хотели показать на сцене не Бога, а человека, а это музыкальное произведение не имеет особого отношения к религии. Актеры, наряженные под апостолов, скорее походили на хиппи, актуальную молодежную субкультуру 70-х. По словам авторов, они намеренно сняли с Христа ореол божественности. Здесь 2 главных героя противопоставлены друг другу, две разные жизненные позиции, в которых правы и неправы оба.

Описание Христа

Нельзя считать одного из героев положительным, а другого — отрицательным. Иисус в опере далеко не похож на героя из Библии, и конфликт не в том, что один добрый, а другой злой. Иисус в опере больше похож на лидера хиппи. Цель его жизни — избавить людей от всякого зла и бороться за справедливость. Тем не менее он весь в сомнениях и предчувствиях чего-то катастрофического и не может понять, зачем нужно жертвовать жизнью.

Он верит в предписания судьбы, считает, что в жизни каждого человека все заранее предопределено. Кульминационной является сцена суда. Иисус с достоинством принимает обвинение и согласен на казнь. Он отказывается от помощи Понтия Пилата, и все завершается смертью. В последнюю минуту Христос просит простить его убийц. Отношения с толпой у Иисуса тоже не из простых:

  1. Для нее он является богом и суперзвездой, народ преклоняется перед ним: «Иисус Христос, коснись нас, целуй нас… Мы любим тебя».
  2. Но человеческие страдания толпу не интересуют. Когда миф о боге развеивается, люди отрекаются от него и требуют расправы.

Только Мария-Магдалина по-настоящему любит Иисуса, любит не суперзвезду, а обыкновенного земного человека, сомневающегося, одинокого и страдающего. Эта высокая и светлая любовь противостоит всем драматическим событиям рок-оперы и представляет большую ценность для зрителя.

Характер Иуды

Иуда достаточно умен и знает, что Иисус — Божий сын и имеет дар предвидеть события, поэтому прекрасно представляет, что роль доносчика уготована ему заранее. По его мнению, Иисус все дальше уходит от целей своего учения, и скоро наступит тупик. И желая найти выход из этого тупика, Иуда доносит римским властям о месте нахождения сына бога.

Сегодня, спустя три десятка лет, значение этого музыкального произведения не утратило своей актуальности, и на спектаклях сплошные аншлаги. Это одно из самых значимых явлений в развитии современного музыкального театра, стимул к становлению жанра рок-оперы в России.

Сюжет произведения

Сюжет оперы взят из повествований Евангелие. Хронология охватывает последнюю Страстную неделю жизни Иисуса Христа. При этом каноничности при изложении Священного Писания авторы не соблюли, из-за чего были раскритикованы некоторыми из религиозных служителей. В собственных ариях, герои выражают не догматичные представления о религии, ведь, авторы постарались раскрыть в них человеческие чувства и переживания.

События развиваются также как и в Евангелие, единственным отличием является то, что Искариот не желал смерти Иисусу Христу, но он знал, что также имеет страшное жизненное предназначение, заключавшееся в предательстве. Более того Иуда не может мириться с тем, что контроль над происходящим полностью теряется. Он считает, что Христос и апостолы близки к страшному происшествию. Чтобы избавить «вероучителя» от толпы, Иуда решается на донос. Он думает, что стража лишь изолирует Иисуса, но Искариот ошибается.

Иуда — умен, он верит в то, что Христос сын Бога, а значит, имеет силу предвидения. Значит, он знал, что произойдет и заранее определил его на роль предателя.

Иисус Христос является полной противоположностью Иуды. Авторы наделили его эмоциональностью и решимостью. Тем не менее, сомнения терзают душу, герой не может понять, зачем необходима жертва, в чем ее необходимость. Наиболее ярко это проявляется в сцене в Гефсиманском саду.

Кульминационная сцена – суд. Иисус готов принять все обвинения, и принять казнь. Он ничего не делает, чтобы спастись от участи, и отталкивает помощь Пилата. Все завершается смертью Иисуса Христа, который просил простить его палачей. Душа его попадает в руки к Богу.

Уэббер и Райс долго спорили насчет завершения рок-оперы. По мнению, Уэббера финалом должна была стать сцена с воскрешением, но Райс настоял именно на трагической концепции.

Заговор и ликование народа

Иисус входит в Иерусалим и его приветствуют толпы, выкрикивающие: “Осанна! Осанна!” Народное ликование ввергает в ужас священников, которые решают любым способом избавиться от Христа. Они говорят о нем, используя лексику, которая применяется при описании жизни и карьеры звезд шоу-бизнеса.

Далее на сцену вступает Симон Зелот, по прозвищу Петр, который призывает Спасителя выступить против Рима. В ответ Иисус говорит о том, что смерть можно попрать только смертью, и что Иерусалим никогда не сможет понять смысла этой фразы. С его арией перекликается певческий монолог Пилата, в котором он рассказывает о приснившемся ему печальном иудее, на которого толпа сначала излила свой гнев, а затем вознесла, обвинив в его гибели римского прокуратора.

Позиция авторов и реакция церкви

«Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте — говорил Тим Райс в интервью Time. Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека. Думаю, под таким углом зрения величие его лишь возрастает».

Позже автор либретто говорил, что считает текст в религиозном отношении совершенно нейтральным. «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным. В жизни этого человека произошли события, которые превратили его в легенду; то, что он был лишь человеком, ни в коей мере не принижает величие этой легенды. С другой стороны, время течёт, приближается XXI век и, думаю, всё больше людей воспринимают его не как Бога, но как символ добра, в самом общем смысле этого слова. Лично я не считаю Иисуса Богом. В опере его божественность не опровергается категорически и этот вопрос, полагаю, оставляется открытым».

Аналогичные взгляды высказывал в своих интервью Эндрю Ллойд Уэббер. Это вызвало негативную реакцию многих религиозных деятелей. «Такие авторы не способны создать ничего, что бы возвеличило Господа», пишет преподобный Э. Л. Бинум (Tabernacle Baptist Church). «Они не подлежат спасению, поскольку остаются глухи к голосу Бога. Христианину до́лжно держаться подальше от их антихристианского произведения».

«Суперзвездный» миф об Иисусе

Спорить можно до бесконечности. И все-таки стоит учесть, что евангельский текст и рок-опера лежат в разных плоскостях — смысловых и стилистических, и рок-опера Ллойда Уэббера обращена прежде всего к современности, особенно когда задает сакраментальные вопросы о взаимоотношениях «суперзвезды» и толпы, психологии сильных мира сего и цене человеческой жизни. Изначальная установка авторов сочинения была полемической: «Наше отношение к религии нельзя назвать ни положительным, ни отрицательным, — говорил Тим Райс. — Наша задача — рассказать историю Иисуса-человека».

«Либретто оперы… мягко говоря, «адогматическое», — пишет в своем блоге богослов диакон Андрей Кураев. — Но музыка талантливая. И в истории религиозного пробуждения в СССР эта опера сыграла важную и добрую роль». В 1970-е годы рок-опера Ллойда Уэббера «сняла шоры с многих комсомольских глаз». Оказалось, что Христос может быть интересен нынешнему человеку, а «вера бабушек может давать повод для современнейшего искусства».

В рок-опере Иисус Христос, по словам культуролога Бориса Парамонова, «был выведен из автоматизма восприятия, был дан вне богослужения». И оказалось, что «именно в этом качестве он по-новому близок и родствен».

По сути, Тим Райс и Эндрю Ллойд Уэббер написали оперу-диалог, открытое по смыслу произведение, в котором поставлено много вопросов, но далеко не на все вопросы даны привычные канонические ответы.

Один из вопросов задает Богу-отцу сам Иисус Христос, который в рок-опере не понимает, почему должен погибнуть: «Show me just a little of your omnipresent brain,/ Show me there’s a reason for your wanting me to die». Понтий Пилат называет Иисуса «невинной марионеткой».

В трактовке Райса Иуда — «самый мыслящий апостол», остальные апостолы — почти безликое окружение «суперзвезды».

Так или иначе, отличия сюжета рок-оперы «Иисус Христос — суперзвезда» от текста Евангелия можно перечислять бесконечно. Если же рассуждать о трактовке евангельских мифов, то, по мнению Александра Журбина, роман «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова — «гораздо более серьезное проникновение» в библейские легенды.

«»Иисус Христос — суперзвезда» не совсем библейская история, — говорит Александр Журбин. — И изложена она на хипповатом, молодежном сленге». Тем не менее, подчеркивает композитор, «тот, кто не знает евангельского мифа, благодаря красочной, развлекательной истории может заинтересоваться историей, рассказанной в самой Библии».

Кстати, такой же эффект производит и «Мастер и Маргарита» — одно из самых насыщенных смыслом и открытых для разных трактовок произведений русской литературы.

Аллилуйя любви

В России «Иисус Христос — суперзвезда» идет в разных переводах (в театре имени Моссовета и в Санкт-Петербургском театре «Рок-опера») или на языке оригинала (Московский театр музыки и драмы Стаса Намина). В петербургском театре «Рок-опера» спектакль стал долгожителем — «Иисус Христос — суперзвезда» впервые был поставлен в 1990 году.

В Театре Стаса Намина рок-опера идет 11 лет. По словам Стаса Намина, художественного руководителя и главного режиссера театра, постановка «делалась максимально близкой к бродвейскому образцу, с теми же аранжировками, весь звук снимался с оригинала». Однако в версии театра есть существенное смысловое отличие: «Наша постановка дает ощущение, что Иисус Христос воскрес. Этого нет в оригинале, там открытый финал». В юбилейный для оперы год, заключает Стас Намин, готовится новая постановка на русском языке.

Опера, когда-то взорвавшая музыкальный мир, стала в стране классикой и обещанием хороших кассовых сборов, особенно на общем фоне мюзиклов, отечественных и западных, которые с трудом определяются со стилем и качеством исполнения.

Из всех современных рок-опер и мюзиклов «Иисус Христос — суперзвезда» — одно из немногих сочинений, побуждающих публику размышлять. Это своего рода учебник психологии, главы которого изложены с помощью музыки и лирики.

И одновременно эта рок-опера — аллилуйя любви, добру, романтике, смелости, которые составляют суть всех вечных мифов и которые так малозаметны в нынешней жизни.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Рок-опера провалилась в Англии, но стала популярной в США, особенно среди молодежи

Райс и Уэббер сотрудничали с 1965 года. Написав несколько мюзиклов, они подыскивали новую тему. Их вдохновила песня Боба Дилана “With God on Our Side”, в которой была строка: «Был ли Бог на стороне Иуды Искариота?»

«Некоторые люди говорили нам, что играть с таким важным персонажем, как Христос, опасно, что мы откусываем больше, чем сможем прожевать. Возможно, они были правы», — признается Уэббер.

Райс так объясняет популярность рок-оперы среди молодежи: «Во-первых, их заинтриговало название. Во-вторых, там есть невероятно запоминающиеся мелодии. А когда они снова возвращаются к произведению, то говорят: “Эй, я думаю, этому Иисусу есть что сказать. И я с ним согласен или несогласен”».

Однако когда альбом вышел в Англии, он «камнем пошел ко дну». «Англия — самая беззаботная страна. И поэтому ее жители с меньшей вероятностью обратятся к религии. Национальный характер Англии таков, что молодежи не нужно ни к чему обращаться для спасения», — сетует Уэббер.

Несмотря на всю критику, Райс и Уэббер уже сами стали «суперзвездами», а их произведение сулит им большие прибыли. «Я бы хотел, чтобы вы позвонили мне через пять лет и спросили: “Что ты сделал со своими деньгами?” Если я потрачу их на бурную жизнь и разврат, то вы сможете смело сказать, что с моей стороны было неправильно столько зарабатывать», — подытоживает Райс.

Рок — опера «Иисус Христос — суперзвезда»

Произведением, которое своим появлением обозначило рождение нового жанра, стала рок-опера композитора Ллойда Веббера и либреттиста Тима Райса «Иисус Христос — суперзвезда».

Поставленная в 1971 году на Бродвее, она стала настоящей сенсацией нью-йоркского театрального сезона

В опере отражены ключевые события Страстной недели:

Вход Господень в Иерусалим

  • Совещание первосвященников, на котором решено уничтожить Иисуса «во благо нации».
  • Предательство Иуды.
  • Последняя Вечеря.
  • Молитва в Гефсиманском саду и арест Христа.
  • Христос у царя Ирода и римского наместника Понтия Пилата.

Бичевание и Распятие Христа.

Словарь терминов

Па́льмовое воскресе́нье, Ве́рбное воскресе́нье . Вход Госпо́день в Иерусали́м, — христианский праздник, отмечаемый в воскресенье (Неделю), то есть шестую Неделю Великого Поста.

Месси́я (Христо́с) — букв. «пома́занник».Христианская религиозная традиция считает Мессией Иисуса из Назарета.

Ева́нгелие («весть, известие») — жизнеописание Иисуса Христа.

Назаре́т — город в Галилее, на севере Израиля. Здесь, согласно Евангелию, совершилось Благовещение и прошли детство и юность Иисуса Христа

Оса́нна — торжественное молитвенное восклицание (краткая молитва), изначально являвшееся хвалебным возгласом. Моление о помощи; уверенность в помощи; междометие, выражающее радость о спасении .

Ми́ро («ароматное масло») — в христианстве специально приготовленное и освящённое ароматическое масло, используемое в таинстве миропомазания для помазания тела человека.

Голгофа

(«череп») — невысокий холм за границей городских стен Иерусалима. Был традиционным местом публичных казней.

Гефсима́нский сад — в настоящее время небольшой сад в Гефсимании; Традиционно почитается, как место моления Иисуса Христа в ночь ареста: согласно Новому Завету, Иисус и его ученики регулярно посещали это место — что и позволило Иуде найти Иисуса в эту ночь.

В 1973 году режиссёр Норман Джуисон осуществил экранизацию мюзикла. Фильм, снятый в Израиле, в тех местах, где происходили исторические события на заре Христианской Эры.

Основой для сюжета рок-оперы стали евангельские повествования, события, произошедшие на заре Христианской Эры. Сюжетная линия охватывает период от въезда Иисуса в Иерусалим до момента смерти на Голгофе, последние семь дней жизни Иисуса из Назарета, с момента появления его на Пальмовое воскресенье и до его казни по приказу Понтия Пилата.

Каиафа

— прозвище иудейского первосвященника.

Своим положением обязанный римской власти и выше всего ценивший свои личные интересы; поэтому он выступил ярым врагом Христа, в котором видел опасного возмутителя. Он первый подал совет пожертвовать этим Галилейским Учителем, чтобы «не погиб весь народ».

Мари́я Магдали́на

— преданная последовательница Иисуса Христа, христианская святая, мироносица, которая, согласно евангельскому тексту, следовала за Христом, присутствовала при Распятии и была свидетельницей его посмертного явления.

Мария-Магдалина преданно и бескорыстно любит Иисуса, любит в нем не вождя, не пророка, не суперзвезду, а простого человека, страдающего, усталого и одинокого. Эта светлая, лирическая любовь двух героев.

Иисус в Иерусалиме

Тайная Вечеря

Тáйная Вéчеря событие последних дней земной жизни Иисуса Христа, о котором повествует Евангелие. последняя трапеза Иисуса Христа со Своими двенадцатью ближайшими учениками.

Иу́да Искарио́т — один из апостолов Иисуса Христа, предавший его.

Иуда в опере является воплощением человека, отягощённого земными страданиями. Он понимает, что Иисус Христос знает о его предательстве, но не меняет своего отношения к нему и даже не пытается ничего изменить, хотя может творить чудеса.

Ирод

Царь галилейский

Когда привели к нему Иисуса Христа, он очень обрадовался, надеясь увидеть от Него какое-нибудь чудо. Ирод предлагал Ему много вопросов, но Господь ничего не отвечал ему.

Тогда Ирод, вместе со своими воинами, надругавшись и насмеявшись над Ним, одел Спасителя в светлую одежду, в знак Его невиновности, и отослал обратно к Пилату.

Понтий Пилат

Римский прокуратор Иудеи, при котором был казнен Иисус Христос.

Прокура́тор— название управителя вообще, заведующий той или иной частью императорского имущества и управляющий провинциями. В евангельском рассказе о суде над Христом говорится, что Понтий Пилат утвердив смертный приговор Христу, «взял воды и умыл руки перед народом», использовав старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда происходит выражение: «умыть руки»).

Дружище Иуда

В рок-опере роль Иуды очень велика. Он показан как самый близкий к Христу апостол, как его правая рука и более того — верный друг. Первая ария в опере отдана именно Иуде. В ней он предстаёт едва ли не святее самого папы римского — он указывает Иисусу на его ошибки и предсказывает негативный исход его миссионерской кампании в Иудее. Когда же дело доходит до предательства, выясняется, что именно Иисус толкнул Иуду на предательство: You want me to do it! // What if I just stayed here // And ruined your ambitions // Christ you deserve it! «Ты хочешь, чтобы я тебя предал! А что, если мне остаться и разрушить твои амбиции? Ты заслуживаешь этого, Христос!»

https://youtube.com/watch?v=MA4LEulT-t4

С позиции Иуды Христос — плохой лидер, который привлекает к себе слишком много внимания и идёт на поводу у толпы. Несмотря на это, Искариот раскаивается в содеянном: Christ, I know you can’t hear me, // But I only did what you wanted me to. // Christ, I’d sell out the nation, // For I have been saddled with the murder of you.

«Я знаю, что ты не можешь услышать меня, Христос, но я сделал лишь то, что ты от меня хотел. Я бы скорее продал свою страну, чем взвалил на себя твою смерть».

Отдельной строкой стоит отметить, что в постановке 2000 года режиссёров Гэйла Эдвардса и Ника Морриса отношения между Христом и Иудой пропитаны гомоэротизмом. Искариот в исполнении Джерома Прэдона кладёт руки на обнажённые плечи Христа, проникновенно заглядывает ему в глаза и с жаром целует его в Гефсиманском саду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: