5 ярких рок-опер в истории музыки

Новаторство Уэббера

Ллойд Уэббер сочинял популярную музыку с хорошим вкусом, оказывая благотворное воздействие на массового слушателя. Он стал одним из создателей того, что у нас называют третьим направлением, представители которого стремились уйти от двух крайностей: элитарности академического искусства, в том числе авангардного, и примитивности коммерческого.

«Иисус Христос — суперзвезда» строится по модели американского мюзикла. Согласно традициям комической оперы, в нем есть яркие, запоминающиеся песни и разговорные диалоги. В конце концов, и зингшпиль — жанр, в котором Моцарту удалось сочинить такой шедевр, как «Волшебная флейта», — принадлежал к области «популярной музыки».

Отличительные черты жанра рок-оперы — речитативы в сопровождении оркестра (вместо обычных для комической оперы разговорных диалогов), высокое качество музыки, связи между сценами. К тому же композитор может отсылать слушателей к различным эпохам, жанрам, явлениям, создавая многозначность — притом как на уровне сюжета, так и на уровне музыкального стиля. Созданный британцем Ллойдом Уэббером аналог американского мюзикла по своей музыкальности и литературным качествам соответствует высоким стандартам европейского театра, хотя известно, что американский мюзикл всегда превосходит европейский внешними эффектами.

Быстрое панорамирование

Быстрое панорамирование эффективно передает насыщенность происходящего и ритм. Это динамичная съемка, которая является одним из самых быстрых способов наведения камеры из точки А в точку Б. Пол Томас Андерсон часто применял эту съемку для скрытия склеек и поддержания темпа, одновременно увеличивая напряжение в сцене. Из всех его знаменитых приемов быстрое панорамирование является одним из самых популярных. Без сомнения, это визитная карточка Андерсона.

Вот отличное видео от BooneLovesVideo. В нем Бун рассказывает, как снять быстрое панорамирование тремя различными способами.

Мелодии из дорам, заслуживающих добавления в свой плейлист

22 оригинальных саундтрека, которые вам понравятся, если вы фанат: первое — дорама, а второе — K-pop.

Если эти два слова пояснять вам не нужно, то просто пролистывайте вниз и начинайте слушать и смотреть наш топчик, что-нибудь вам точно приглянется!

Если вы впервые слышите про дорамы и какой-то там K-pop, вот небольшая расшифровка:

  • Дорама — изначально японский термин, который впоследствии стал использоваться в русскоязычном Интернете как общее название для телесериалов, выпускаемых в Восточной Азии, в основном в Японии и Южной Корее. В данном случае речь идет о южнокорейских телесериалах.
  • K-pop (кей-поп) — музыкальный жанр, возникший в Южной Корее и вобравший в себя элементы западного электропопа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза.

5 Иисус Христос — суперзвезда (1973) — 7,4

До того, как композитор Эндрю Ллойд Уэббер произвел революцию в театре с помощью Призрака Оперы, у него был еще один хит – Иисус Христос – суперзвезда.. История следует за последними днями Иисуса, рассказанными с помощью ярких рок-песен и зажигательных танцевальных сцен.

Первоначально начавшись как концептуальный альбом, прежде чем перейти на сцену, Jesus Christ Superstar пошли по тому же пути, что и многие другие рок-оперы. Хорошо известная история сделала его очень привлекательным для большинства зрителей, даже если музыка не была традиционной для мюзикла. Вдобавок ко всему, рок-музыка также привлекла аудиторию, которая, возможно, не обязательно была заинтересована в библейской истории.

Arthur (Or the Decline and Fall of the British Empire) (1969)

The Kinks

«Артур» вышел практически сразу после релиза «Томми», несколькими месяцами позднее. The Kinks рассчитывали на реабилитацию после ряда постигших группу неудач, а это, ни больше и ни меньше, запрет на въезд в Америку, коммерческая несостоятельность концептуального альбома The Kinks Are The Village Green Preservation Society и других работ. Конечно, сравнений «Артура» и «Томми» было не избежать. И не смотря на то, что The Kinks не свершали революций в духе The Who, «Артуровская» простота и непринуждённость наряду с барочными мотивами, светлым хором, самобытностью акустической гитары и лучшим творением – композицией Shangri-La – растопили сердца критиков. В США рок-оперу оценили на очень высоком уровне и разрешили въезд в страну. Rolling Stone написал: «Менее амбициозный, чем Tommy, но гораздо более музыкальный… Arthur – лучший британский альбом 1969 года». Это при том, что уже был выпущен битловский Abbey Road. Кроме того, «Артур» породил социальный феномен The Kinks, по сути, они получили официальный статус самой английской группы в стране, а консервативные англичане всегда ценили свою индивидуальность и так называемую «британскость».

На создание сюжета рок-оперы Kinks вдохновила сестра братьев Дэвисов, Роза, которая эмигрировала со своим мужем Артуром Эннингом в Австралию. Главный герой Артур Морган – прототип Эннинга. Артур – ветеран Второй мировой войны, живёт в своём доме, названном Шангри-Ла, с женой Розой и сыном Дереком, который женат на девушке Лиз, и у них двое чудных маленьких детей. Дерек и Лиз эмигрируют с детьми в Австралию. У Артура был ещё один сын – Эдди, которого назвали в честь брата Артура, убитого на войне. Сам Эдди тоже был убит – в Корее. Артур всё время ностальгирует, вспоминает людей, которых знал прежде, войну, размышляет о современной английской реальности.

Интересен факт, что альбом создавался к саундтреку одноимённого фильма, но из-за возникших проволочек проект был приостановлен и больше не возобновлялся.

3. Quadrophenia (1973)

The Who

«Томми» сквозным сюжетом проходит через весь материал The Who, но «Томми» – не единственная рок-опера в их творчестве. После провальных попыток выпустить тематическое продолжение, Пит Таунсенд сочинил новую рок-оперу, о которой знают меньше. На свет божий родился второй сын, скорее, дочь – «Квадрофения». The Who, надо сказать, добавили ещё одну неясность в определение понятий рок-оперы и мюзикла; сложилась весьма смехотворная картина – они до того увлеклись, что максимально приблизились к жанру мюзикла. Журналисты даже спорили, к какому жанру правильнее всего отнести их работы – рок-опере или всё-таки мюзиклу. Как раз в «Квадрофении» это ощущается особо и, кроме того, на альбоме очень много инструментального начала, вокального великолепия Роджера Долтри и авангардного и классического подхода.

«Квадрофения» повествует о молодом Джиме, преисполненном чувства собственной важности и значимости. Джим относит себя к субкультуре модов, принимает наркотики, обожает группу The Who, дерётся с рокерами на пляжах и совершенно не оправдывает ожиданий родителей: не может устроиться на работу, проверяется у психотерапевта, а после того, как крушит свой скутер и чуть не кончает жизнь самоубийством, садится на поезд и уезжает в Брайтон, где обнаруживает, что мир – не беззаботен

Он крадёт лодку и плывёт к скалам, открывает новый мир – мир морской Квадрофении. С видом на море, под дождём он начинает размышлять о жизни. Альбом иллюстрирует социокультурные и психологические изменения Великобритании, а также отражает настроения английской молодёжи 70-х годов. В 1979 году вышел одноимённый фильм режиссёра Фрэнка Роддэма.

Определение

Опера – театральный жанр, в котором драматическое действие сочетается с вокальным исполнением и инструментальной музыкой. Его разновидностями являются большая опера, романтическая и комическая опера, опера-балет. Каждая из этих оперных форм имеет свои особенности, но принцип сценической драматургии для всех остается общим: действие на сцене выстраивается на основе написанного для оперы либретто, драматическое исполнение сопровождается вокалом, спектакль начинается с увертюры – короткого музыкального вступления.

Мюзикл – музыкальное сценическое произведение, в котором композиционно соединены диалоги, песни, симфонические музыкальные фрагменты и хореография. Основу спектакля составляет драматическое или комедийное произведение, поэтому мюзикл имеет и другое название – музыкальная комедия.

Молитва в Гефсиманском саду

Не следует забывать, что “Иисус Христос — суперзвезда” — рок опера. Краткое содержание в таком случае не может передать полного впечатления от этого произведения, так как главное в нем все же — музыка. В частности, одним из кульминационных моментов этого произведения является ария-молитва Спасителя, являющая одним из лучших творений Эндрю Ллойда Уэббера. В ней Христос сетует на свою судьбу и спрашивает у Отца, изменит ли что-либо его смерть. И умоляет отвести “чашу сию”. В конце сцены Иисус говорит, что смирился со своей судьбой и просит Господа поскорее свершить то, что он ему предначертал. Заканчивается сцена поцелуем Иуды.

1. Ronnie James Dio

Вокалист групп Elf, Rainbow, Black Sabbath и собственного проекта Dio. Петь начал в 7 лет в церковном хоре. В 1975 году Ронни присоединился к группе Ричи Блэкмора Rainbow, где стал не только вокалистом, но и композитором. По словам Блэкмора, когда он первый раз услышал Дио, у него по спине забегали мурашки. Ронни записал в составе группы первые три полноформатных альбома.

В 1980 году Дио стал вокалистом Black Sabbath. Альбомы, записанные с Ронни, имели большой успех и принесли еще больше популярности группе. Но в 1983 году Ронни покидает группу и создает новую под названием Dio. Первый альбом Dio Holy Diver сразу же стал классикой тяжелой музыки.

Потом было и возвращение в Black Sabbath, и дальнейшая работа в Dio, и создание супергруппы Heaven and Hell.

В 2009 году у Дио диагностировали рак желудка. Ронни прошел несколько курсов химиотерапии и даже началось улучшение, но, к сожалению, 16 мая 2010 года Ронни Джеймс Дио скончался. Ему было 67 лет.

Многие называют Дио одним из создателей хэви-метала, и именно ему принадлежит создание жеста «коза», которое прочно останется с любителями тяжелой музыки навсегда. И как он сказал:

Безусловно, Ронни один из самых ярких, мощных и талантливых вокалистов хард-н-хэви.

15. Klaus Meine

Вокалист группы Scorpions. Известен российской публике как никто другой. Группа довольно часто гастролировала по России и была во многих городах, а песня Wind of Change, автором которой он является, вообще стала народной и пришлось записать даже русскую версию.

Существует легенда, что преподаватель вокала Клауса, когда тот не попадал в ноты колол его иголкой. Правда этот или нет, но результат получился. Но в 1981 году у Майне начались большие проблемы с голосовыми связками и ему пришлось перенести несколько операций и долгий период реабилитации. Тем не менее он восстановился и вокальный диапазон Клауса Майне увеличился, благодаря ежедневным многочасовым репетициям. У Клауса тенор с диапазоном в три октавы, с красивым тембром, что делает его голос идеально подходящим для исполнения баллад.

Опера о шоу-бизнесе

Ллойд Уэббер и его либреттист Райс писали оперу не только о Христе как таковом, хотя умение выставить Его фигуру в таком неожиданном свете во многом способствовало популярности произведения. Опера написана о шоу-бизнесе и о том, как создаются селебрити. И в данном случае Иисус Христос и есть суперзвезда по имени Иисус Христос. При этом мир продюсеров и их подопечных здесь изображен очень точно. 

И если суждение о христианской вере на основании этого сочинения — вещь крайне рискованная, то шоу-бизнес предстает перед нами во всей своей красе. А заодно мы узнаем принципы, по которым и до сих пор функционирует современное информационное пространство. К примеру, нам хорошо известно, что за экстравагантными ведущими телевизионных шоу или YouTube-каналов часто стоят некие тихие и скромные консультанты-интеллектуалы, которые на самом деле и держат все нити в своих руках.

Точно так же есть продюсеры, раскручивающие певцов, — используя огромные возможности рекламы, современной звуковой и световой аппаратуры, макияжа, искусства создания сценического образа и т. п. (кажется, единственное, что до сих пор не удается скрывать, — это внутреннюю скованность потенциальной эстрадной звезды).

10. Bon Scott

Второй и главный вокалист австралийской рок-группы AC/DC. Именно при Боне группа достигла своей славы, сменив гламурный стиль на более роковый. Скотт был соавтором лучших и классических хитов коллектива. Но проблемы с алкоголем привели к тому, что его не стало в возрасте 33 лет. Его уникальный стиль пения, который потом подхватил Брайан Джонсон, стал визитной карточкой группы. Многие издания уже после смерти музыканта ставят его на первое место среди всех вокалистов. Так, например, он занимает 1-е место в списке “100 величайших фронтменов всех времён” по версии британского журнала Classic Rock, составленном в 2004 году.

Известные рок-оперы [ править | править код ]

За рубежом

  • «S.F.Sorrow» (1968) — группа The Pretty Things
  • «Томми» (англ. Tommy , 1969) — группа The Who
  • «Иисус Христос — суперзвезда» (1971) — Эндрю Ллойд Уэббер, Тим Райс
  • «Квадрофения» (англ. Quadrophenia , 1973) — группа The Who
  • «Стена» (англ. The Wall , 1979) — группа Pink Floyd
  • «Земля обетованная» (каз. Жерұйық , 1980) — Дос-Мукасан (Т. М. Мухамеджанов)
  • «Freudiana» — Эрик Вульфсон
  • «Operation: Mindcrime» (1988) — группа Queensryche
  • «Streets: A Rock Opera» (1991) — группа Savatage
  • «The Final Experiment» (1994) — Ayreon
  • «Into the Electric Castle» (1998) — Ayreon
  • «Nostradamus (2001) — Николо Коцев
  • «Avantasia» (2001—2002) — Тобиас Саммет (Edguy)
  • «American > в СССР и России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода:

а также современными произведениями:

  • «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» Виктора Аргонова
  • «Русалочка» Виктора Аргонова
  • «Жанна д’Арк»
  • «Паганини»
  • «Кентервильское привидение»
  • «Царь-Девица»
  • «Ангел Мести» — Сергея Ефимова и Достоваловой Дарьи
  • «Эльфийская рукопись» (2004) — группа Эпидемия
  • «Эльфийская Рукопись: Сказание на все времена» (2007) — группа Эпидемия
  • «Парфюмер» (2007) — Игорь Демарин
  • «Мастер и Маргарита» (2009) — Александр Градский
  • «Дорога без возврата» (2009) — группа ESSE
  • «Последнее испытание» (2009) — Антон Круглов
  • «Ангел мести» (2010) — группа «Голос Неба»
  • «TODD» (2012—2013) — группа Король и Шут
  • «Сокровище Энии» (2014) — группа Эпидемия
  • «Урфин Джюс и его деревянные солдаты» (2016) — группа Power Tale
  • «Пугачев» (Рок-Синдром, Сергей Есенин) (2016) Рок-Синдром — «Пугачов — музыка бунтарей» на полный текст драматической поэмы Сергея Есенина «Пугачов», 1922 (через «О», согласно орфографическим правилам тех лет)
  • «Окситания» — проект Margenta в рамках проекта «Династия Посвящённых»
  • «Легенда Ксентарона» (2018) — группа Эпидемия

Особенности Рок-опер в СССР и России

Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как оперы рок-ордена «Тампль» («Тампль», «Жанна д’Арк») и другие, а также по мотивам произведений фэнтези «Дорога без возврата».

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются камерными постановками, не способными обрести массовую аудиторию [ источник не указан 620 дней ] . Так, опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание» писалась автором почти 30 лет, но ее выход в 2007 году на двойном CD-альбоме практически не был доступен широкому слушателю [ источник не указан 620 дней ] , несмотря на мировую известность автора.

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

Genesis – «The Lamb Lies Down on Broadway» (1974)


Обложка альбома «The Lamb Lies Down on Broadway» группы Genesis

Последний альбом Genesis с участием их экстраординарного флейтиста Питера Гэбриэла, «The Lamb Lies Down on Broadway» представляет собой удивительный сюжет, использующий абстрактное повествование и повторяющиеся темы греческого фольклора. Альбом представляет собой сюрреалистическую сюжетную линию, в которой несовершеннолетний правонарушитель спускается под землю, чтобы столкнуться со странными существами и пугающими опасностями в поисках спасения своего брата Джона.

Эта рок-опера демонстрирует пик Genesis: тексты и музыка чрезвычайно сложны и красивы. На сегодняшний день это их самый заметный и самый продаваемый релиз, и всё же его звучание не имеет ничего общего с любым другим их альбомом.

The Pretty Things – «S.F. Sorrow» (1968)


The Pretty Things

«S.F. Sorrow» группы The Pretty Things считается одной из первых рок-опер. Хотя он так и не достиг таких же критических и коммерческих высот, как записи The Who, это тот альбом, который определённо стоит послушать. История следует за главным героем Себастьяном Ф. Скорбью/Печалью (Sorrow) через рождение, любовь, военную службу и её последствия, неустанную работу на «Фабрике страданий» и, в конечном итоге, старость и одиночество. В примечаниях к этому психоделическому LP были короткие главы, сопровождающие повествование песен, которые британский музыкант Артур Браун читал вслух между треками во время ранних выступлений группы.

Увы, EMI не выпускала пластинку в США, и в конце концов она была куплена лейблом Motown Records в 1969 году, но к тому времени The Who уже выпустили «Томми». Было уже слишком поздно, и существенная часть потенциального успеха была упущена…

Freudiana (1990)

Eric Woolfson

Вышедший в 1990-м году альбом Freudiana стал первым сольником в творчестве Эрика Вулфсона, экс-участника британской прогрессивной группы The Alan Parsons Project, и одновременно последней официальной пластинкой коллектива, записанной при участии Вулфсона. Впрочем, когда подразумевают Freudiana, подразумевают исключительно Вулфсона.

Freudiana – это «Добро пожаловать в мир Зигмунда Фрейда!» Забавно, но главный герой рок-оперы – известный немецкий психолог Зигмунд Фрейд, а сюжетная линия строится вокруг его теорий и идей, известных трудов и сочинений, открытия «бессознательного» и «Толкования сновидений». И все эти теории обретают свою интригующую музыкальную оболочку, полную мистических, порой, водевильных и тревожных звуков – мир фантазий. По структуре на альбоме, скорее, больше мюзикла, чем рок-оперы, и обладает он упрощённым звучанием – этакая адаптация поп-музыки: от увертюры до балладного окончания There But For the Grace of God. Из всех представленных в списке альбомов Freudiana имеет самые приставучие и запоминающиеся мотивы, данные в развитии, что очень характерно для мюзиклов. Да и, надо заметить, что роль использования рок-средств на альбоме отходит на второй план. Кроме того, в записи принимали участие приглашённые артисты, поэтому вокальные партии столь красивы и разнообразны.

19 декабря 1990 года состоялась премьера постановки, и ещё в течение двух лет она не сходила с проката. Возможно, Freudiana пошло бы звание поп-оперы. Ещё одна причина убедиться в зыбкости понятий.

https://youtube.com/watch?v=TP1hVhBYjmg

2. Рок-оперы в России

Русскоязычные рок-оперы представлены рядом произведений советского периода: «Орфей и Эвридика», «Юнона и Авось» Рыбникова, «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты», «Стадион», так и новыми произведениями: «2032: Легенда о несбывшемся грядущем», «Эльфийская рукопись», «Преступление и наказание» Артемьева, «Жанна д’Арк», «Паганини», «Кентервильское привидение», «Царь-Девица», «Мастер и Маргарита» Градского.

Строго говоря, русские рок-оперы не являются роком в традиционном смысле. Исторически это связано со слабой вовлечённостью советской культуры в мировое пространство и гонениями на рок. Алексей Рыбников позиционирует свои произведения как «современную оперу», Виктор Аргонов определил жанр своей оперы «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» как оперу в стиле техно. Вместе с тем, общей особенностью большинства перечисленных произведений является крупная форма, наличие как вокальных, так и речевых и инструментальных участков, философская и историческая направленность, связь с русскими классическими традициями (в особенности у Рыбникова и Артемьева).

Существенное отличие произведений советского периода заключается в широкой известности, которую они получили, тогда как современные произведения жанра являются сугубо адресными продуктами, не способными получить коммерческую известность. Печальным примером здесь может служить опера Эдуарда Артемьева «Преступление и наказание», которая писалась автором почти 30 лет, но выход которой в 2007 году практически не был замечен широким слушателем, несмотря на мировую известность автора.

В последнее время на территории России стали популярными фолк-рок-оперы, такие как «Тампль», «Жанна д’Арк» и другие, а так же рок-оперы и мюзиклы по мотивам произведений фэнтези «Последнее Испытание» и «Дорога без возврата».

Постановки в этом жанре, как правило, реализуются антрепризно или в театрах других направлений — драматических, в лучшем случае музыкальных. Единственный театр в нашей стране, специализирующийся на рок-операх, это Санкт-Петербургский театр «Рок-опера».

The Who – «Quadrophenia» (1973)


Обложка альбома «Quadrophenia» группы The Who

Конечно, «Томми» остаётся мировым лидером номер один по прослушиваниям и популярности в целом. Но выпущенная спустя несколько лет «Quadrophenia» тоже может смело претендовать на звание легендарнейшей рок-оперы – как минимум в карьере The Who. Единственный альбом, полностью написанный Питом Таунсендом, «Quadrophenia» представляет собой гораздо более сфокусированную историю, которая кажется более актуальной для британской молодёжной культуры того времени, поскольку она следует за Джимми, модником и тусовщиком, который борется со своими личностями (каждая из 4-х представлена участником The Who).

По «Quadrophenia» также был снят фильм, и это был дебют для Стинга в кино!

Библейский сюжет, положенный на современные реалии

Одни делают бизнес, другие с удовольствием позволяют использовать себя в качестве человеческого материала. В либретто Райс прямо называет Христа марионеткой: остается лишь догадываться, в чьих именно руках. Суперстар не очень хорошо знает своего «продюсера» и не ведает, в отличие от настоящего, евангельского Христа, замысел Божий — смысл того, что с Ним (на самом деле, конечно, — с ним) происходит. Персонажи, которые противостоят Христу, включая Ирода и Первосвященника, не просто ведут себя как деятели шоу-бизнеса, но и разговаривают на языке продюсеров.

Осознавая природный талант Иисуса, они готовы взять его в свое агентство, чтобы в дальнейшем использовать эту харизматичную личность для каких-то собственных неблаговидных целей. Сам герой оперы не осознает смысла своих действий, будучи послушным непонятной ему воле. А зрители не понимают, почему этой странной личности так восторженно поклоняются многочисленные фанатичные последователи, которые периодически толпятся вокруг Суперстара, танцуют, воздевают руки к небу и впадают в экстаз. Культ, изображаемый в рок-опере, носит абсолютно иррациональный характер.

Евангельские имена и события используются в качестве франшизы, топового бренда, и не имеют никакого реального отношения к христианской вере. Вместе с тем опера интересна именно как остроумная притча о шоу-бизнесе, а идея «надмирного», абсолютно закулисного — сверхчеловеческого — продюсера сама по себе блистательна.

История написания оперы

С детства неутомимого Эндрю интересовали библейские сказания, его всегда мучали вопросы: почему Иуда оказался предателем, почему он не поверил в Божественное достоинство Иисуса Христа, почему Понтий Пилат своей печатью утвердил неправедное решение суда иудейских священников? Поделившись своими мыслями со старым приятелем Тимом Райсом летним днем 1969 года, он нашел в нем внимательного собеседника. Общие интересы нашли выражение в произведении, которое вошло в резонанс с личностью совсем молодых людей. На тот момент авторам легендарной рок-оперы было всего лишь 21 и, соответственно, 25 лет. Так родилась идея создания экстравагантного, уникального сочинения – мюзикла «Иисус Христос – суперзвезда».

Нужно отметить, что после выхода мюзикла в свет официальная церковь была крайне возмущена тем, что опера заканчивается не чудесным воскресеньем, а сценой распятия. Также представители религиозных общин и церквей были против раскрытия библейских сюжетов посредством рок-музыки, ведь брутальный, тяжелый, а порой агрессивный характер этой музыки может оскорбить чувства верующих людей.

На самом деле, чтобы понять основную мысль произведения, следует вспомнить, в какое время жили молодые люди… Семидесятые годы прошлого столетия – это эпоха взрывоопасного роста субкультур, дробления общества на группы с собственной культурой. Это время раскрепощения инстинктов молодежи, разрушения принципов социального поведения, заложенных старшим поколением. Молодые люди считали себя творцами жизни, они стремились выполнить свою историческую миссию – разрушить старое, а на руинах создать новое, отвечающее жизненным принципам.

Противоречивые изменения произошли во всех жизненных сферах, контркультура (общее название для субкультур второй половины двадцатого века) изменила взгляд человечества на то, какую одежду можно носить, какую музыку можно слушать, она повысила влияние молодежи на политическую жизнь. Некоторые ценности и идеалы того времени не растворились, а тесно вплелись в контекст современной культуры.

Вот в такое нестабильное и напряженное время произошло личностное формирование авторов рок-оперы, сочиненной на религиозный сюжет. Молодые люди подняли извечные темы – добра и зла, любви и ненависти, верности и предательства и рассказали об этом по-своему, осмыслив это сложное философское направление так, как смогли это сделать лишь представители поколения семидесятых.

Нотр-Дам де Пари

https://www.youtube.com/watch?v=WL8mxzkNk98

Популярный французско-канадский мюзикл на основе одноименного романа Виктора Гюго впервые поставили 16 сентября 1998 года в Париже. Музыкальную часть написал Риккардо Коччанте, а слова – Люк Пламондон.

Об успехе, который сопровождал премьеру, лучше всего говорит тот факт, что постановку внесли в Книгу Рекордов Гиннеса за самый оглушительный успех в дебютный год.

В 1999 труппа отправилась в мировое турне, посетив кроме Франции еще Бельгию, Швейцарию и Канаду.

До России «Нотр-Дам де Пари» добрался только в 2002 году (в 2018-м мюзикл привезли вновь, представление было в Москве и Санкт-Петербурге).

The Wall (1979)

Pink Floyd

Как это ни странно, Pink Floyd не называли The Wall рок-оперой. Впрочем, оно и понятно, потому что музыканты относились к новому поколению исполнителей – профессионалам высокого уровня, и, в первую очередь, они считали себя представителями арт-рока и прогрессивной музыки, готовыми к сложным музыкальным экспериментам. В любом случае, их масштабное творение – «Стена» – не противоречит этим принципам, наоборот, только подтверждает музыкальную гениальность. По своей структуре The Wall – это самая что ни на есть настоящая рок-опера, причём идеальное её воплощение и форма; по-прежнему «Стена» отделена от любых других рок-опер своей грандиозностью, уникальностью и филигранностью.

The Wall рассказывает историю Пинка – в нём есть черты Сида Баррета и Роджера Уотерса, потерявшего отца во время Второй мировой войны. С этого момента Пинк начинает возводить вокруг себя стену, отгораживаясь от гиперопеки матери, нападок школьников, неудачной женитьбы, от общества. Всё делая в противовес, он становится рок-звездой, принимает наркотики, но и здесь не находит удовлетворения. Стена – символ безликого отчуждения и личного одиночества, замкнутость в пространстве собственного «Я». Разумеется, на создание рок-оперы Pink Floyd вдохновила Берлинская стена, разделявшая западную и восточную часть Берлина в период с 1961 по 1989 год, а мрачности работе придало ещё и то, что участники группы постепенно переставали ладить друг с другом. Это последний альбом, записанный в классическом составе Гилмор-Уотерс-Мейсон-Райт.

«Стена» обладает невероятными стилевыми особенностями, главная из которых – высокохудожественная театральность и драматичность: изобилие оркестровых аранжировок и, не смотря на это, жёсткое и даже грубоватое звучание. Вариативная ключевая тема Another Brick In The Wall – визитная карточка группы, и, конечно, триумфальная и органичная находка – использование детского школьного хора. Непревзойдённость «Стены» определяется также тем, что музыкальный ряд был в совершенстве дополнен визуальным: грандиозное турне с полной театрализацией зрелища и одноимённый фильм-шедевр Алана Паркера. Никогда ещё рок-опера не достигала такой убедительной высоты.

https://youtube.com/watch?v=1_W78ds5RqU

Презентация на тему: » РОК ОПЕРА Рок-опера — это опера, написанная автором или авторами в стиле рок- музыки. В целом, рок-оперы — музыкальные и сценические произведения, в которых.» — Транскрипт:

1

РОК ОПЕРА

2

Рок-опера — это опера, написанная автором или авторами в стиле рок- музыки. В целом, рок-оперы — музыкальные и сценические произведения, в которых эпизодами, исполняемыми вокалистами по ролям, раскрывается сюжет. При этом данные арии написаны в стиле рок, а на сцене вместе с исполнителями арий могут находиться гитаристы, клавишники и другие музыканты.

3

Рок-опера зачастую может быть и просто записью, и постоянно действующим представлением, которое имеет изменяющийся либо постоянный состав своих исполнителей. Использование проработанного сюжета и ролей — самое главное отличие рок-оперы от концептуального и обычного альбома. Очень часто для исполнения в живую или записи рок-оперы на важные роли берутся солисты из самых известных рок- групп.

4

Вообще, такой жанр, как «рок-опера» был упомянут в шестидесятых годах прошлого века. Родоначальником этого жанра и изобретателем словосочетания «rockopera» принято считать Пита Таунсенда, гитариста и лидера известной английской рок-группы The Who. Этот коллектив написал в 69 году альбом «Томми», а на обложке альбома впервые находилось название этого жанра.

5

Но исторически изобретателями жанра можно считать британскую группу The Pretty Things, которая выпустила в свет свой альбом «S.F. Sorrow» в 1968-м, записанный в 1967-м,не имевший такого оглушительного успеха, в отличие от «Томми» группы The Who.

6

Общая черта большинства таких произведений — большой размер, присутствие в них и вокальных, и речевых участков, и инструментальных, философская и историческая составляющая, а в российских рок-операх — еще и связь с основными российскими традициями (Рыбников и Аргонов).

7

В последние годы в нашей стране получили популярность фолк-рок-оперы, такие как, «Тампль», «Жанна д Арк» и т.п., и рок-опера, написанная по основным мотивам книг жанра фэнтези «Дорога без возврата».

8

Рок-оперы времени Советского Союза не получили большой популярности. Печальный пример — это рок- опера «Преступление и наказание» композитора Эдуарда Артемьева, которую автор писал почти три десятилетия, но выход её в 2007-м году был почти не замечен основной аудиторией при мировой известности автора.

9

Единственным театром в нашей стране, специализирующимся на постановке рок-опер, является театр «Рок-опера» в Санкт- Петербурге. Русскоязычные рок-оперы — это произведения времени Советского Союза: «Звезда и смерть Хоакина Мурьеты»

10

«Стадион»«Орфей и Эвридика»

11

«Юнона и Авось» «Алые паруса»

12

ТАКЖЕ БОЛЕЕ НОВЫЕ ПРОИЗВЕДЕНИЯ: «2032: Легенда о несбывшемся грядущем» «Эльфийская рукопись»

13

«Паганини»«Последнее испытание»

14

«Кентервильское привидение» «Царь-Девица»

15

КОНЕЦ

Дружище Иуда

В рок-опере роль Иуды очень велика. Он показан как самый близкий к Христу апостол, как его правая рука и более того — верный друг. Первая ария в опере отдана именно Иуде. В ней он предстаёт едва ли не святее самого папы римского — он указывает Иисусу на его ошибки и предсказывает негативный исход его миссионерской кампании в Иудее. Когда же дело доходит до предательства, выясняется, что именно Иисус толкнул Иуду на предательство: You want me to do it! // What if I just stayed here // And ruined your ambitions // Christ you deserve it! «Ты хочешь, чтобы я тебя предал! А что, если мне остаться и разрушить твои амбиции? Ты заслуживаешь этого, Христос!»

https://youtube.com/watch?v=MA4LEulT-t4

С позиции Иуды Христос — плохой лидер, который привлекает к себе слишком много внимания и идёт на поводу у толпы. Несмотря на это, Искариот раскаивается в содеянном: Christ, I know you can’t hear me, // But I only did what you wanted me to. // Christ, I’d sell out the nation, // For I have been saddled with the murder of you.

«Я знаю, что ты не можешь услышать меня, Христос, но я сделал лишь то, что ты от меня хотел. Я бы скорее продал свою страну, чем взвалил на себя твою смерть».

Отдельной строкой стоит отметить, что в постановке 2000 года режиссёров Гэйла Эдвардса и Ника Морриса отношения между Христом и Иудой пропитаны гомоэротизмом. Искариот в исполнении Джерома Прэдона кладёт руки на обнажённые плечи Христа, проникновенно заглядывает ему в глаза и с жаром целует его в Гефсиманском саду.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: