Наследие
Американская рок-группа The Strokes использовала в своём творчестве элементы брит-попа. Впоследствии их дебютный альбом повлияет на британский инди-рок 2000-х годов
Популярность брит-попа как культурного явления способствовала повышенной гордости в культурной среде Великобритании и соответствующему феномену под названием «Cool Britannia». Основным предметом гордости для «клёвой Британии» была и музыка британского вторжения.
В 2000-е годы появились коллективы и в США, в которых прослеживалось влияние брит-попа, например, The Killers и The Strokes — коллективы, на которые несомненно повлияла британская «гитарная» волна. Однако к брит-попу данные группы не относятся по причине национальной принадлежности («брит-поп» — исключительно британский термин). То же самое относится и к другим европейским странам, включая Россию, где популярность брит-попа в конце 1990-х стала одним из толчков к зарождению русского «рокапопса». Автор данного термина, лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, свои первые студийные альбомы записывал именно в Великобритании.
Современных последователей брит-поп-коллективов 1990-х принято относить к жанру пост-брит-попа, который отличается от традиционного брит-попа наличием элементов американской музыки. Основоположниками стиля можно считать группы Coldplay и Travis, также некоторые бывшие брит-поп-группы (The Verve, Suede, Blur во время реюниона 2015 года) ощутили на себе влияние пост-бритпопа.
Альбомы групп Blur, Oasis, Pulp и Radiohead впоследствии были признаны культовыми в истории поп- и рок-музыки. В 2020 году альбомы Parklife (Blur), The Bends (Radiohead), Different Class (Pulp), Definitely Maybe и (What’s the Story) Morning Glory? (Oasis) были включены в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone: в частности, второй альбом Oasis занял наивысшую позицию, войдя во вторую сотню лучших альбомов по версии журнала.
Наследие[ | код]
Американская рок-группа The Strokes использовала в своём творчестве элементы брит-попа. Впоследствии их дебютный альбом повлияет на британский инди-рок 2000-х годов
Популярность брит-попа как культурного явления способствовала повышенной гордости в культурной среде Великобритании и соответствующему феномену под названием «Cool Britannia». Основным предметом гордости для «клёвой Британии» была и музыка британского вторжения.
В 2000-е годы появились коллективы и в США, в которых прослеживалось влияние брит-попа, например, The Killers и The Strokes — коллективы, на которые несомненно повлияла британская «гитарная» волна. Однако к брит-попу данные группы не относятся по причине национальной принадлежности («брит-поп» — исключительно британский термин). То же самое относится и к другим европейским странам, включая Россию, где популярность брит-попа в конце 1990-х стала одним из толчков к зарождению русского «рокапопса». Автор данного термина, лидер группы «Мумий Тролль» Илья Лагутенко, свои первые студийные альбомы записывал именно в Великобритании.
Современных последователей брит-поп-коллективов 1990-х принято относить к жанру пост-брит-попа, который отличается от традиционного брит-попа наличием элементов американской музыки. Основоположниками стиля можно считать группы Coldplay и Travis, также некоторые бывшие брит-поп-группы (The Verve, Suede, Blur во время реюниона 2015 года) ощутили на себе влияние пост-бритпопа.
Альбомы групп Blur, Oasis, Pulp и Radiohead впоследствии были признаны культовыми в истории поп- и рок-музыки. В 2020 году альбомы Parklife (Blur), The Bends (Radiohead), Different Class (Pulp), Definitely Maybe и (What’s the Story) Morning Glory? (Oasis) были включены в список «500 величайших альбомов всех времён» по версии журнала Rolling Stone: в частности, второй альбом Oasis занял наивысшую позицию, войдя во вторую сотню лучших альбомов по версии журнала.
Рок-музыка 2000-х – апогей популярности нео-прогрессива
Воссоздание прогрессив-рока началось еще в конце 90-х, но именно в начале 21-го века популярность прогрессива достигла своего апогея и почти достигла уровня середины 70-х годов, когда данный поджанр рок-музыки находился на творческом и коммерческом пике.
Несмотря на то, что британцами из Porcupine Tree, которые считаются главным прогрессив-коллективом, было внесено много феноменального вклад в развитие этого жанра, наибольший вклад в усовершенствование нео-прогрессива сделали ребята из мексикано-американской группы The Mars Volta, появившейся в 2000-е годы. На протяжении нескольких лет коллектив пользовался невероятным коммерческим успехом, что позволило парням продать более 10 миллионов альбомов.
Развитие нео-прогрессива шло сразу в нескольких направлениях: 1) это и молодые группы, участники которых в прошлом играли в менее-известных коллективах (типа The Mars Volta, занявших место распавшихся At the Drive- In). 2) Это группы, которые, в связи с экспериментаторской деятельностью и творческими поисками усложняют свой саунд. В качестве примера подойдет Muse, которые предали альтернативный рок и перешли на сторону нео-прогрессива.
Что же будет ждать рок в будущем? Если посмотреть его повторяющуюся историю, то точно можно сказать, что впереди у него новые протесты, буйства, падения и взлеты, эксперименты и миксы разных стилей. Рок не будет стоять на месте: вскоре придут новые коллективы, а вместе с ними новые жанры и движения. И так же будет продолжаться конфликт детей и родителей, которые будут запрещать молодому поколению слушать эту «сатанистскую», «грязную» и безвкусную музыку, а дети будут действовать им назло…
Альтернативная музыка — противопоставление
Обычно альтернативной музыкой или альтернативой (фр. alternative, от лат. alter — «один из двух») называют совокупность течений, существовавших приблизительно с 1985 по 1995 г. Она включает грандж, лоу-фай, индастриал и др. Характерная черта этих течений — противопоставление себя шоу-бизнесу.
Представители альтернативной музыки, как правило, выпускают пластинки на маленьких независимых фирмах звукозаписи — «инди». С середины 90-х гг. многие группы альтернативы обрели коммерческий успех и перешли подкрыло крупных звукозаписывающих компаний — мейджоров (major — «больший», «главный»). Для обозначения коллективов, не вписавшихся в общую систему, начали использовать термин инди-рок (indie rock, от independent — «независимый» и «рок»). Это название подчёркивает свободу музыкантов от диктата мейджоров — жёстких цензоров, отвергающих в музыке всё, что может повредить продаже записей.
Вторая Мировая война
Конфликт не только поставил под угрозу британскую экономику. Стране пришлось договориваться о ссуде в размере 3,75 миллиарда долларов от Соединенных Штатов и Канады в марте 1946 года. Ссуда была окончательно выплачена лишь 60 лет спустя, в декабре 2006 года.
Когда Великобритания обанкротилась и устала от войны, внимание нации было обращено внутрь, а не вовне. Более двух миллионов домов в Соединенном Королевстве были повреждены или разрушены
Отрасли промышленности, от авиации, которая теперь была слишком большой, до горнодобывающей промышленности и железных дорог, которые были истощены.
А с двумя новыми сверхдержавами в лице США и СССР, обе из которых были враждебны европейскому колониализму, положение Британской империи стало несостоятельным.
Конечно, Великобритания вышла победителем в войне. Но это произошло после череды поражений в начале конфликта. Среди худших из них было падение Сингапура, которое произошло с 8 февраля 1942 года.
В течение этих жестоких семи дней японские войска разгромили более крупные британские силы. Уничтожив все представления о европейском превосходстве. Позднее Черчилль назвал это “самой страшной катастрофой и капитуляцией в истории Британии”.
Социальная жизнь племени бриттов
Так как все соседи в те времена были воинственно настроены, то обязательно возводились толстые стены, способные выдержать атаку неприятеля. Сами бритты жили в круглых хижинах, фундамент которых уходил в землю. Если же поселение было основано на болотистой местности, то дома строили на сваях.
Наиболее развитой была территория южной Британии – там уже вовсю процветала торговля, строились подобия городов с большим количеством домов.
Центральной частью жизни бриттов была религия. Жрецы, называемые друидами, в рощах совершали различные обряды, призванные помочь племени. Иногда совершались и жертвоприношения (даже человеческие).
К сожалению, в те времена земли (особенно выгодно расположенные географически) ценились на вес золота. И Британия не осталась в стороне.
Очень сильным потрясением стало римское вторжение в 43 году нашей эры (римские легионеры продвигались вглубь страны уверенно, и к 84 году почти вся Англия оказалась под властью Рима, несмотря на отчаянное сопротивление бриттов), но после римлян бриттам отдохнуть не удалось – в восточную Англию вторгаются англо-саксы, которые практически подчистую подмяли под себя местные племена и искоренили их язык ( об этом упоминалось выше).
В начале 5 века римляне оставили остров, но уже вернуть былую власть не удалось – остатки бриттской элиты начали борьбу за власть, но победе мешали и набеги с севера пиктов и скоттов.
Постепенно на остров стали прибывать и германцы, и уже в 5-6 веках больша часть бриттов была уничтожена, бежала в Уэльс, Шотландию и Арморику (древнее название французской провинции Бретань). Англо-саксы вытеснили всех «коренных» поемен и занли главенствующее место на Туманном Альбионе до уже нормандского вторжения спустя 6 веков.
Peak and Dick
NME
В месяцы после Chart Battle, NME заявляет: «Брит-поп стал крупным культурным феноменом». Второй альбом Oasis, (What’s the Story) Morning Glory?, разошелся тиражом более четырех миллионов копий в Великобритании, став пятым альбомом-бестселлером в истории британских чартов. Третий альбом Blur в их трилогии Life, The Great Escape, разошелся тиражом более миллиона копий. На 1996 Brit Awards оба альбома были номинированы на лучший британский альбом (как и Другой класс Pulp), причем премию получил Oasis. Все три группы также были номинированы на премии Best British Group и Best Video, которые были выиграны Oasis. Принимая лучшее видео (для «Wonderwall»), Oasis насмехался над Blur, спев припев из «Parklife » и изменив текст на «shite life».
Третий альбом Oasis Be Here Now (1997) был долгожданным. Несмотря на первоначальные положительные отзывы и высокие продажи, пластинка вскоре была подвергнута резкой критике со стороны музыкальных критиков, покупателей пластинок и даже самого Ноэля Галлахера за чрезмерно продуманный и раздутый звук. Музыкальный критик Джон Сэвидж назвал Be Here Now моментом, когда закончился брит-поп; Сэвидж сказал, что, хотя альбом «не является большой катастрофой, о которой все говорят», он отметил, что «он должен был стать большим, большим триумфальным альбомом» того периода. В то же время Blur стремились дистанцироваться от бритпопа с их одноименным пятым альбомом, ассимилирующим американские lo-fi влияния, такие как Pavement. Олбарн объяснил NME в январе 1997 года, что «мы создали движение: что касается происхождения британских групп, для нас всегда будет место… Мы действительно начали смотреть на этот мир немного по-другому. «
По мере того как брит-поп замедлялся, многие группы начали давать сбои и распадались. Внезапная популярность поп-группы Spice Girls была замечена как «вырвавшая дух времени у тех, кто ответственен за бритпоп»
В то время как авторитетные группы боролись с трудностями, внимание начало переключаться на таких, как Radiohead и the Verve, на которых ранее не обращали внимания британские СМИ. Эти две группы — в частности Radiohead — продемонстрировали значительно более эзотерическое влияние 1960-х и 1970-х годов, что было необычно для более ранних брит-поп-исполнителей
В 1997 году Radiohead и The Verve выпустили свои альбомы OK Computer и Urban Hymns, получившие широкое признание. Пост-бритпоп группы, такие как Трэвис, Stereophonics и Coldplay, созданные под влиянием брит-поп-исполнителей, особенно Oasis, с более интроспективной лирикой, были одними из самых успешных рок-групп конца 1990-х — начала 2000-х.
Рок 70-ых – поколение бунта
Рок-н-ролл (который позже назывался «авангард») соответствовал по времени бунтам, возникшим в обществе. Сюда можно добавить отличную цитату Алена Дистера из его книги «Английский рок»: «Рок, который вторгся в жизнь общества, действует глубинно. О нем судят по одежде, по его внешним и поверхностным проявлениям, но не замечают, что скрыто за всем этим: под сомнения поставлены практически все традиционные ценности, такие как религия, политика, армия. Возник новый взгляд на взаимоотношения между людьми… Рок – это средство коммуникации. Он, можно сказать, является звуковым фоном целого поколения, приписывающего себя к нему». В начале 70-х на рок-сцене происходит кризис. Музыка перерастает в коммерческую составляющую… Именно это и повлекло за собой удаление от духовных начал рока, который был создан как результат бунта молодого поколения.
Новое поколение, пришедшее на смену шестидесятникам, стало требовать собственное, непохожее на старое самовыражение, которое бы отрицало современное положение вещей.
К середине 70-х возникла потребность воссоздать что-то новое – протестующее и бунтующее против системы. Этим чем-то стали новые жанры 70-х годов, такие как: хард-рок, прогрессив-рок, брит-поп, фолк-поп, поп-рок, глэм-рок.
Отношения с Шотландией и Ирландией
Крайне сложно складывались отношения англичан с ирландцами и шотландцами. Различия между ними были не только в происхождении той или иной народности, но и в вероисповедании. Англия и ее король на протяжении многих десятков лет проводили имперскую политику, присоединяя к себе соседние земли, стараясь всеми силами подавить сепаратизм на новых территориях. Все это приводило к нескончаемым войнам с шотландцами и ирландцами, которые заканчивались кровавым подавлением мятежей. Причины войны с Ирландией:
- желание расширить территории;
- подавление местного сепаратизма;
- контроль над международной торговлей.
В 1801 году Ирландию официально присоединили к Великобритании, в скором времени был упразднён местный парламент. Соединённое Королевство просуществовало 120 лет. Назвать эти годы спокойными невозможно, поскольку постоянно отмечались локальные мятежи, тлело сопротивление ирландцев, которые ненавидели англичан и всеми силами старались вновь обрести независимость. Несмотря на значительное увеличение территории государства, локальные конфликты существенно ослабляли Англию, став для местного монарха проблемой номер один на многие десятки лет.
Также крайне сложно складывались отношения между Англией и Шотландией. С XVI по XVIII век северные правители Стюарты хотели посадить своего человека на британский трон. Это привело к нескончаемым кровопролитным войнам, часть Шотландии была завоёвана, а непокорным кланам пришлось уйти на север в труднодоступные горные районы.
Англия в мировых войнах
Открытое вступление в крупный конфликт, затронувший так или иначе все государства планеты, противоречило традиционной политике самоустранения от европейских проблем. Однако Первая мировая война показала, что Англия не так сильна, как прежде. К 1918 году мировое лидерство было ею утеряно и перешло к набирающим силу США. Однако по итогам переговоров в Версале и Вашингтоне Великобритания вместе с остальными державами-победительницами разделила бывшие немецкие колонии. Это дало 4 миллиона км2 новых территорий.
В межвоенный период Британская империя, как и остальные европейские государства, переживала серьезный кризис. Экономика в полной мере не оправилась от перенесенного напряжения. Еще сильнее ситуация осложнилась в годы Мирового экономического кризиса.
Ввиду этого Великобритания поддержала политику умиротворения проявлявшей реваншистские настроения гитлеровской Германии. Но предотвратить новую мировую войну это не помогло. По своим масштабам она была еще разрушительнее предыдущей: немецкая авиация несколько раз бомбила Лондон. По окончании войны Великобритании пришлось согласовывать свою политику с американской.
Рынок, Столетняя война и война Роз
Крепостное право постепенно оттеснялось развитием шерстяной промышленности, а с ней – и другими отраслями экономики. В деревню проникал новый вид отношений – товарно-денежных, здесь семимильными шагами развивалось овцеводство. Феодализм, таким образом, сам вырыл себе могилу уже в XV веке.
В результате Столетней войны (1337-1453) был потоплен французский флот (1340), войско «лягушатников» было разбито при Креси (1346), а сам их король пленен при Пуатье (1356). Таким образом, история Британии начала новый отсчет английскому влиянию на континенте.
Фиаско при Азенкуре (1415) вынудило французского монарха оставить свой трон в пользу правившего Генриха V. Однако войны никогда не шли на пользу простому народу. Если в Англии реакцией на Столетнюю войну стало восстание Уота Тайлера (1381), то во Франции она стала причиной подвига Жанны д’Арк, и Генрих VI в 1453-м был вынужден уйти с континента обратно на остров.
Начиная с 1455 года, она выкосила всех претендентов на королевский престол с обеих противоборствующих сторон, освободив путь Тюдорам. И новый король Англии Генрих VII (1485-1509) положил начало правлению тюдорской династии. И не просто взошел на престол, но и, будучи родственником Ланкастеров, взял в жены представительницу династии Йорков. С тех пор враги помирились, а обе розы воцарились на гербе Генриха VII.
Генрих VII
Война США за независимость
Помимо успехов, Великобритании пришлось столкнуться и с крупными неприятностями. Континентальные колонии Британской империи в Северной Америке, долгое время требовавшие представительства в парламенте, объявили о своей независимости. Война, начавшаяся в 1775 году, окончилась поражением Великобритании. Значительную поддержку повстанцам оказывали Франция и Испания, не испытывавшие к Англии никаких теплых чувств.
Успех вскружил американцам голову, и они попытались вторгнуться в Канаду. Проживающее там французское население отказалось поддерживать их, и затея провалилась.
Утрата столь обширных территорий стала рубежом в истории Британской империи. Помимо прочего, 13 колоний были стратегически важным плацдармом для дальнейшего проникновения вглубь Американского континента. Теперь же Великобритания была вынуждена совершать территориальные присоединения в Азии и Африке, хотя уходить из Америки не собиралась. С США был подписан ряд торговых договоров, принесших англичанам ощутимую пользу. Такие изменения в политике позволяют говорить о новом этапе в истории Великобритании: Второй Британской империи.
Конец Стюартов, буржуазная революция
В последующие десятилетия монархия восторжествовала (Карл II), в XVII-XIX века сформировались две традиционные теперь для Англии партии тори и вигов, а Славянская революция (1688) ознаменовала конец Стюартов и укрепление буржуазии.
Именно «славянский» король Вильгельм III Оранский содействовал укреплению тори и вигов, а также прессы. В это же время берет свое начало история первого в стране Английского банка (1694).
Пришедшие к фактической власти буржуа завершили формирование Англии, как нации.
В XVIII веке исчезло крестьянство. К этому же времени в трех войнах англичане сумели сломить натиск голландцев, а войны Англии с Францией продолжались по мере создания Британской Империи.
Однако Версальский мир (1763) способствовал цивилизованному переделу колоний между Францией, Британией и Испанией. Колонией государственного масштаба становится Австралия (парламентские законы Англии 1768-1771 гг.).
В XVIII веке эпоха Ганноверов способствует возвышению парламента в качестве правящего органа государства. Вступление на трон 18-летней Виктории (1837) знаменует начало самого продолжительного правления в истории Англии. К этому же времени Британия становится самой могучей мировой державой.
Королева Виктория
Современная Англия
Сегодня Британия, насчитывающая 39 графств, является одной из стран с самой высокой густотой населения.
Она – вторая по уровню экономики в Европе и пятая – в мире. Здесь широко развит туризм. Самые крупные города Англии – Лондон, Бирмингем, Лидс, Шеффилд, Ливерпуль, Манчестер и Глазго. Численность населения – без малого 60 миллионов человек. Стоимость жизни в Англии до сих пор измеряют фунтами стерлингов, хотя государственной валютой является евро.
Распад Британской империи
Ослабление метрополии и подъем национального самосознания привели к движению за независимость в колониях, не ставших доминионами. В 1947 году Англия была вынуждена предоставить независимость Индии. В следующем году самостоятельными государствами стали Бирма и Цейлон. Кроме того, Великобритании пришлось отказаться от мандата на управление Палестиной, где было создано еврейское государство. Дольше всего Великобритания держалась за Малайю, но после продолжавшейся 13 лет войны была вынуждена уступить и в этом вопросе.
1960 год вошел в историю как год Африки. Масштабные национальные выступления показали Великобритании, что сохранять власть на Черном континенте уже невозможно. К 1968 году из обширных владений в Африке под властью Великобритании осталась только Южная Родезия, получившая независимость несколько лет спустя. В целом к 1980 годам процесс деколонизации завершился, хотя имперские амбиции Великобритании проявились в войне с Аргентиной за Фолклендские острова. Но победа в этой войне не смогла возродить империю: ее распад был свершившимся фактом. В качестве воспоминания о ней осталось Содружество наций, которое было образовано под эгидой Великобритании с участием независимых государств, расположившихся на территориях, входивших в Британскую империю прежде.
Колониальная экспансия
В начале XVII века английские поселенцы появляются в Северной Америке. Одновременно с этим идет организация специальных компаний по торговле с азиатскими странами, в частности с Индией. Однако поначалу англичанам не везло. Первые колонии, целью которых был поиск месторождений драгоценных металлов, не смогли просуществовать долгое время. Первым серьезным успехом можно считать основание в 1624 году поселения на острове Сент-Китс. В отличие от раннего периода, Англия заимствовала португальский опыт культивирования сахарного тростника: оказалось, что сахар может приносить доход ничем не хуже золота.
Для ограничения влияния других европейских государств на занятых территориях, английский парламент принял закон, по которому торговлю в колониях могла вести только метрополия. Это вызвало гневную реакцию со стороны Голландии. В результате нескольких войн Англия закрепила свое положение и даже неплохо поживилась за счет голландских и испанских колоний. Одним из наиболее крупных приобретений стала Ямайка.
Континентальные владения (колонии Плимут, Мэриленд, Род-Айленд, Каролина, Пенсильвания и другие) приносили гораздо меньший доход, чем островные, но англичане по достоинству оценивали их потенциал. Все эти поселения были расположены на плодородных землях. Для их обработки и повышения рентабельности привлекались рабы из Африки, монопольное право на торговлю которыми получила основанная в 1672 году Королевская Африканская компания.
Удачно шли дела в Азии. В союзе с Голландией Англии удалось нарушить монопольное право Португалии на торговлю с азиатскими государствами. Проводником влияния Англии в этом регионе стала Ост-Индская компания. Приход к власти в Англии голландского штатгальтера Вильгельма позволил разрешить противоречия, возникшие между двумя странами. В первой половине XVIII века позиции Англии в Индии стали неоспоримыми.
Учитывая, что имперские амбиции Англии проявились в полной мере, а территория заморских владений оказалась сопоставимой с европейской, историки называют период от захвата Ньюфаундленда до войны 13 американских колоний за независимость «Первой Британской империей».
ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ГРАНДЖА
Отсчёт существованию гранджа принято начинать с двойного альбома «Зен Аркейд» (Zen Arcade, 1984 г.) группы «Хаскер Дью» (Husker Du) из Миннеаполиса (штат Миннесота). Этот злой, мрачный и очень депрессивный по настроению альбом считается ключевым в истории альтернативной музыки. Несмотря на то что «Хаскер Дью» постоянно провозглашались критиками «главной надеждой Америки», «группой года» и т.д., они не имели ни малейшего коммерческого успеха. В 1987 г. группа распались, а её лидер Боб Моулд (Bob Mould) собрал более успешный в коммерческом плане гранджевый коллектив «Шугар» (Sugar). «Хаскер Дью» (Husker Du) записывались на фирме Эс-эс-ти (SST Records), основанной группой «Блэк Флэг». Эта фирма сыграла важную роль в возникновении гранджа. С ней в 80-х гг. сотрудничала ещё одна предшественница этого направления — группа «Мит Паппетс» (Meat Puppets), а также тогда ещё никому не известные «Соник Юс» (Sonic Youth) и «Саундгарден».
После распада «Хаскер Дью» критикам не пришлось долго ждать замены — на горизонте сразу же появились «Пиксиз» (Pixies). Этот коллектив его лидер Фрэнк Блэк (Frank Black) собрал, поместив в газете объявление: «Требуются музыканты для группы, играющей в стиле «Хаскер Дью». «Пиксиз» добились внушительного успеха, причём самые высокие места в хит-парадах у них были в Великобритании.