Как борис гребенщиков пресытился «древнерусской тоской»?

Краткое содержание трагедии «Борис Годунов» подробно по частям

Часть 1

Первая часть драмы разворачивается в 1598 году, после смерти царя Фёдора Ивановича, последнего из династии Рюриковичей. Реальный претендент на трон – Борис Годунов, шурин покойного царя и фактический правитель страны. Однако Годунов не решается взойти на трон: слишком многие помнят о том, что семь лет назад в Угличе был убит малолетний царевич Дмитрий.

Князья Шуйский и Воротынский спокойно обсуждают последние события и прикидывают, кто же будет царём. Чуть позже князья решают узнать, изменилась ли ситуация. Оказалось, что народ уговорил-таки Бориса Годунова венчаться на царство. Борис Фёдорович после колебаний согласился стать царём. Узнав об этом, хитрый обманщик Шуйский решил прикидываться верным слугой монарха.

Часть 2

Вторая часть трагедии разворачивается в 1603 году. В Чудском монастыре завязался разговор между настоятелем Пименом и расстригой Григорием Отрепьевым. Оказалось, что расстрига видел вещий сон о своём воцарении и скором падении. Пимен был очевидцем страшного события и рассказал о том, кто погубил царевича Дмитрия.

Позже расстрига покидает монастырь. Патриарх поднял тревогу: Отрепьев вздумал подстрекать братию к переходу в католическую веру. В это время хитрый беглец, прикидываясь мирским человеком, говорит о том, что лучше всего жить в Литве. Появляются приставы, Григорий пытается подвести под ответ Варлаама. Однако монах сумел выкрутиться, и вдобавок опознал беглого расстригу. И всё же Отрепьев ускользает от рук закона.

Чуть позже князь Василий Шуйский узнаёт от Афанасия Пушкина байку о том, что царевич Дмитрий жив, и объявился у пана Вишневецкого. Коварный обманщик чуть позже встречается с Борисом Годуновым и неприятно удивляет царя «новостью». Годунов в ужасе: страшное прошлое возвращается, и быть беде!

В имении Вишневецких Отрепьев находит себе союзников: Курбского, чей покойный отец враждовал с Иваном Грозным, и Марину Мнишек. Во время разговора с невестой самозванец клянётся в любви. Марина согласна идти замуж, но только после того, как Григорий Отрепьев сокрушит Годунова.

Часть 3

Третья часть трагедии разворачивается поздней осенью 1604 года. Самозванец собрал войско, и переходит границу Московского царства. Узнав об этом, царь неспокоен: коварный расстрига превратился в опасного противника. Годунов надеется без проблем обезвредить самозванца. Пройдоха Шуйский обещает разоблачить Отрепьева.

Часть 4

Четвёртая часть трагедии начинается в конце 1604 года. Бои между войском самозванца и царской армией идут с переменным успехом, что не очень приятно для Бориса Фёдоровича: он надеялся на быструю и окончательную победу. Меж тем в Москве царь неожиданно встречает юродивого, у коего отняли милостыню. Юродивый требует, чтобы Годунов покарал воров так же, как царевича Дмитрия.

Часть 5

Финальная часть трагедии начинается в мае 1605 года. Царь огорчён: после поражения Отрепьев умудрился опять собрать войско. Царская армия плохо борется с врагом, а потому ей нужен толковый военачальник.

Неожиданно Борису Годунову стало плохо, началось кровотечение из ушей и носа – явные признаки отравления. Умирающего царя постригают в монахи. Борис Годунов назвал новым правителем своего сына Фёдора.

Увы, в тот же день стряслась трагедия: бояре-заговорщики убили и Фёдора, и его сестру Ксению. Один из убийц сообщает заведомую неправду – якобы царевич и царевна покончили с собой, выпив яд. Как и Гаврило Пушкин, Мосальский требует, чтобы народ присягнул на верность царю Дмитрию Ивановичу. Однако люди молчат.

«Красная река»: вода превращается в свет

Упомянутый «День Радости», с его мотивом «Бог есть свет, и в нём нет никакой тьмы», вновь появляется в качестве завершающей песни на альбоме «Пушкинская, 10» (2009). Но на пластинке много старых песен и сравнительно мало нового материала. А «Наша жизнь с точки зрения деревьев» (2010) и вовсе выглядит как привет из 1989 года, так как хронологически стоит рядом с «Феодализмом».

Принципиально новый альбом вышел у «Аквариума» в 2011-м. Большинство критиков едва ли не единогласно назвали «Архангельск» самой мощной пластинкой группы за последнее десятилетие. Сравнивая по силе воздействия разве что с «Сестрой Хаос» (2002). И вот на «Архангельске» тема света проявляется особенно заметно. Причём сразу в нескольких песнях и не по одному разу.

Трек «Красная река» довольно сложно интерпретировать, как и любой другой текст, где словами выражается трансцендентный опыт. Лично у меня преодоление красной реки ассоциируется с мистическим переходом по калиновому мосту. В славянской мифологии калиновый, то есть раскалённый, и в этом смысле – красный мост соединял мир живых и мёртвых. У Гребенщикова мост не упоминается, и по реке нужно перейти вброд.

Красная река поперёк моего пути.
Я помню, что шёл, но вспомнить, куда, не могу.
И, кажется, легко переплыть, перейти.
И вдруг видишь самого себя, как вкопанного, на берегу.

Если в «Соколе» лирический герой преображался в птицу, то в «Красной реке» вода становится его кровью. В целом, «кровавая» колеровка песни угадывается легко. У красной реки «крылья небесной зари». Но в контексте проблемы смерти важнее дважды упоминаемый свет. Сначала:

А твоя красота – свет в окне потерянному в снегах.

И в самом конце:

Но когда это солнце восходит над красной рекой,
Кто увидит вместе со мной, как вода превращается в свет?

С чего бы воде превращаться в свет? Если только вода-кровь, а свет – тот свет. Тогда получается, что песня – про переход в загробный мир, а душа лирического героя присоединяется к Божественному свету. Но почему БГ вопрошает: «Кто увидит вместе со мной, как вода превращается в свет?». Значит ли это, что современные люди мало задумываются о «том свете», не признавая его реальности? Или Гребенщиков имеет в виду конкретных людей: кто увидит превращение воды в свет вместе с ним? Подразумеваются ли здесь его умершие родственники, с которыми он встретится у красной реки, или кто-то ещё – вопрос, думаю, остаётся открытым.

Когда и почему был поднят вопрос о захоронении Ленина – что говорят в Кремле

В связи с приближением 100-летней годовщины со дня смерти Владимира Ильича в народе опять начались волнения по поводу захоронения его тела из мавзолея.

Однако к годовщине смерти все может измениться, но сейчас на повестке дня другие, более важные и значимые для страны и граждан вопросы.

Первое официальное предложение по перезахоронению отца СССР появилось в 1989 году. Тогда депутат Юрий Карякин удивил всех заявлением, что Ленин хотел быть погребен рядом со своей матерью. Но найти достоверных источников по этому поводу не удалось.

Напомним, что умер вождь 21 января 1924 года в своей резиденции в подмосковных Горках в возрасте 53 года. Никаких письменных завещаний о том, как распорядиться с его телом, он не оставил. Изначально его забальзамировали на короткий срок, но было принято решение о сохранении тела в таком состоянии для предков.

Бог есть свет: Мой Ясный Свет

Позволю себе внести личные нотки в статью. В этом году моему дедушке исполнилось сто лет. Кто-то сказал бы: исполнилось бы. Но для меня он жив по-настоящему, хоть его нет физически, в чём я лишний раз убедился на его могиле. Лично для меня общение с умершими родственниками – например, во снах или в мысленных беседах – не сделает ложным их нынешнее, вечное существование, даже если наука достоверно докажет обратное. Так и с Борисом Борисовичем.

Музыкант настолько вдохновлённо говорит о непреложной связи живых и мёртвых, что невольно восхищаешься его каналами связи. Мне, как человеку духовно неполноценному, сознательно не практикующему сколько-нибудь серьёзное духовное делание, остаётся лишь доверять харизме БГ. И, конечно, соотносить с теми проблесками личного опыта, который в той или иной мере сопутствует каждому человеку.

В отношении темы света, пожалуй, остаётся подвести только краткие итоги. Итак.

1. Понимание Бога как света появилось в творчестве Бориса Гребенщикова в песне «День радости» (1991). Цитата была взята из первого соборного послания святого апостола Иоанна Богослова: «Бог есть свет, и в нём нет никакой тьмы» (1 Ин. I, 5). Но в песнях конца «нулевых» и последовавшего десятилетия 2010-х тема света постепенно начинает представляться в значении «того света».

2. В песне «Сокол» (2008) Гребенщиков даёт отсылку к 1-му посланию апостола Павла к Коринфянам, где тот рассуждает: «Теперь мы видим как бы сквозь тусклое стекло, гадательно» (1 Кор. XIII, 12). В тексте речь идёт про смерть и про трансцендентный переход, который рано или поздно предстоит нам всем. А в образе сокола слушатель может угадать душу лирического героя.

3. Если в «Соколе» лирический герой преображался в птицу, то в песне «Красная река» (2011) вода становится его кровью, а душа автора присоединяется к Божественному свету.

4. Тема связи двух миров – телесного и духовного – задаётся и в песне «Небо цвета дождя» (2011). Вновь вода отождествляется со светом, при этом они составляют универсальную субстанцию, благодаря которой жизнь и смерть пульсируют в постоянном «вечном возвращении». Умирающие возвращаются в «ясный свет» и оттуда могут ниспадать в виде дождя, который окропляет землю.

5. В песне «Если я уйду» (2014) есть строка: «Окно выходит вверх, но сумрак кружит мой дом». В контексте рассматриваемой темы аналогия дома с выходящим вверх окном кажется довольно ясной, так же, как сердце возносится ястребом в небо и как сокол взлетает высоко над тучей.

6. С новой силой тема света возникает в песне «Тёмный как ночь» (2018): «Мы шли к Тому, Кто светлей всех на свете, а Он – Тёмный как ночь».

7. В песне «Вечное возвращение» (2020) жизнь претворяется в смерть, мнимую по существу, поскольку после неё следует новый восход и новая жизнь.

8. «Мой Ясный Свет» – важнейшая песня Бориса Гребенщикова, которая раскрывает его представление о смерти тела и о жизни вечных субстанций. Ясный свет представляет собой ту духовную ткань, в которую мы все вшиты, истинную реальность, выше видимой, материальной. Текстологический анализ показывает, что Гребенщиков ощущает связь с Богом отчётливее и яснее, чем связь со всеми феноменами окружающего мира. Для него «свет невечерний» – более реальная субстанция, чем действительность вокруг. Субстанция, в которой все мы пребудем вечно, даже после того, как рухнут софты и железо сгниёт!

Хотите оценить статью? Переходите в контакт и читайте Цитатник Аквариума.

Время N
«Аквариума»
Кто написал
«Город золотой»
Смысл песни БГ
Stella Maris

Очень краткий пересказ трагедии «Борис Годунов»

Действия поэмы отражают смутное время конца XVI – начала XVII веков. Шуйский обвиняет Бориса Годунова в детоубийстве — по его вине не стало младенца-царевича, но народ требует его возведения на престол. Годунов соглашается на трон. Тем временем в Чудовом монастыре инок Григорий, узнав о происходящем совершает побег в Москву. Там он влюбляется в Марину Мнишек и они задумывают завладеть престолом. Григорий объявляет себя царевичем Дмитрием, заручается поддержкой поляков и литовцев, сеет смуту в народе.

Самозванец идёт на Москву войной, народ отрекается от Годунова. Войска Бориса одерживают нелёгкую победу, но сам Годунов умирает. Семью Годуновых объявляют проклятыми. Бояре призывают простой люд чествовать Лжедмитрия. Но русский народ не так глуп — толпа остаётся безмолвной.

История возникновения

После смерти в 1924 году основателя первого в мире государства рабочих и крестьян В. И. Ульянова (Ленина) встал вопрос о захоронении тела вождя и мероприятиях, позволяющих увековечить память о нем. Первоначально был сооружен временный склеп доступный для прощания с Лениным.

К работе над временным сооружением был привлечен известный скульптор А. В. Щусев. Для ответственной работы ему отвели 3 дня. В результате на Красной площади, у кремлевской стены за 35 часов временный деревянный склеп был построен. 27 января 1924 года состоялись торжественные похороны Ленина.

Похороны Ленина в 1924 году

Несколько позже ЦИК Партии большевиков принял решение о сохранении тела Ленина на длительный срок (на сколько получится) и построения нового, капитального сооружения с возможностью посещения и отдания почестей вождю всеми желающими.

Справедливости ради стоит отметить, что не все были согласны с таким решением. Против были прежде всего родственники и супруга Ленина Н. К. Крупская.

Так-же против выступали К. Ворошилов, В. Бонч-Бруевич, Л. Троцкий. Поддержали решение Ф. Дзержинский, В. Молотов, Л. Красин и большинство других политических деятелей того времени.

Строительно деревянного Мавзолея

«Скорбец» (1999)

Как видите, со временем лидер группы АКВАРИУМ устал от того чувства, которое, чего уж греха таить, вдохнуло новую жизнь в его «благостное» творчество. Окончательную точку в своём отношении к тоске БГ поставил, сочинив ещё одну песню с броским названием — «Скорбец».

Обложка сингла

Посыл в песне «Скорбец» был, в общем-то, правильным — мазохистское самоупоение своим горем не даёт человеку сил бороться и изменить что-либо в лучшую сторону. И всё бы хорошо, если бы в интервью БГ не проскакивали слова о какой-то особой ущербности русской истории и русского народа. Почему-то о негритянском блюзе я подобных отзывов не слышал.

Песня начала играться на концертах ещё в 1998 году, однако БГ не устраивало её слишком традиционное звучание. После того как он поработал с DEADушками над сборником электронных версий своих старых песен, появилось желание применить тот же подход к «Скорбецу».

К счастью, в составе АКВАРИУМА как раз появился Борис Рубекин — клавишник, хорошо знакомый с сэмплированием и прочими компьютерными технологиями. В результате «Скорбец» зазвучал очень современно и… жутковато.

В 1999 году песня была издана на сингле в нескольких обработках. Бонусом прилагался эффектный сюрреалистический клип Андрея Новосёлова, в котором показывалось, как БГ превращается в… единорога.

В таком виде песня просуществовала до 2006 года, пока не нашла место на альбоме «Беспечный русский бродяга» — правда, в иной аранжировке.

Компьютерные технологии будут использоваться АКВАРИУМОМ и в дальнейшем. Да и русская тоска — когда светлая, когда тёмная — будет прорываться то в одной, то другой песне.

Правда, в новом тысячелетии БГ меня больше ни разу не удивит, хотя и запишет несколько крепких и любопытных альбомов — вроде «Сестры Хаос» или недавнего «Время N». Возможно, я о них напишу, но уже когда-нибудь в другой раз

А пока — спасибо за внимание!

«Вечное возвращение»: мы возвращаемся в ночь

2020-й начался для «Аквариума» под знаком огня. 31 декабря 2019 года группа представила официальное видео «Пошёл вон, Вавилон», от которого повеяло жаром печей Вавилона, которые «опаляют твоё лицо». И поклонники «Аквариума» заговорили о том, что в наступающем году Гребенщиков обязательно представит новую пластинку. Так и случилось: в июне под вывеской БГ вышел альбом «Знак огня» (2020). Позволю себе высказать категорическое замечание, что в тематике смерти пластинка оказалась программной. Нигде ранее ощущение загробного мира не демонстрировалось так открыто и чётко, как в «Знаке огня». Причём данный мотив не просто встретился в какой-то отдельной песне, но прошёл красной нитью через всю пластинку. Судите сами по тексту трёх песен: «Вечное Возвращение», «Знак» и «Мой Ясный Свет».

И только память о том, чего не было и нет.
Как ни пытайся, но мне не вспомнить, как выглядел свет.

«Свет» здесь уже в прошедшем времени. Ведь Гребенщиков вполне мог спеть «как выглядит свет», но он здесь уже в прошлом. Что получается? Гребенщиков поёт уже из загробья? А наш мир представляется нагромождением повседневной, сиюминутной памяти о вещах и событиях, которые с точки зрения того света представляются, как «чего не было и нет»? Такая интерпретация имеет право на жизнь, если учесть концовку песни «Вечное Возвращение»:

Работа выполнена, Óдин взял слово,
Мы возвращаемся в ночь.

Исходя из названия песни, после ночи последует новая заря, так же, как «солнце восходит над красной рекой». Но до восхода всё-таки нужно подождать, даже если «времени нет, и значит – мы больше не ждём». Вот и получается – «вечное возвращение», когда жизнь претворяется в смерть, мнимую по существу, поскольку после неё следует новый восход и новая жизнь.
Но что ещё более значимое в этой песне, так это определение ценности голоса и пения как таковых. Смотрите: «нам дали голос как дождь». Что это значит? бессмыслица какая-то. Но ровно до тех пор, пока мы вспомним «небо цвета дождя», в котором «ветер играл стеклянными струнами, соединяющими наши души землёй». Получается, что голос – это Божественный дар, связывающий мир живых и мир мёртвых в единый космос, масштаб которого стирает границы между этим и тем светом, делает различия между ними второстепенными. И именно голос пронзает, как струны, наш единый – неделимый на живых и мёртвых – мир, а пение выступает как проявление истинного существования во вселенной. Недаром Гребенщиков начинает с призыва «пой мне», а заканчивается песня величественным гимном «пой нам!».

Далее, процесс перехода от мира живых к мёртвым – хоть он и является в масштабах бытия крошечным и незначительным – для человека, тем не менее, предстаёт ключевым, поворотным, наиважнейшим. Всё равно что для беременной женщины – рождение её ребёнка. Вот только если ощущения младенца при появлении на свет нам неизвестны, то зрелый и состоявшийся человек может неким образом предвосхитить, что он испытает при рождении в «жизнь вечную»:

Смотри на небо ошеломлёнными глазами…
Смотри на небо, не понимая, что происходит…
Смотри на небо вертикальными зрачками…
Но не предпринимай ничего, пока я не дам тебе знак.

Только вот кто кому даёт указания? Складывается ощущение, что это ангел подсказывает душе умершего человека, что нужно делать при переходе в загробный мир. Лично у меня от таких предположений возникает настойчивая потребность перечитать соответствующие сочинения отца Серафима Роуза.

В смысловом поле «Знака огня» бросается в глаза, что, когда Гребенщиков говорит о свете, он идёт вразрез с православием. В «Вечном Возвращении» БГ призывает бога Óдина «пой нам», в «Изумрудной Песне» вопрошает, где швабра Тора. Заодно добавляет: «Мне не подходит предназначенный мне гроб» и «Идите к Богу в рай, а я ещё спою». Спою – вместе с Óдином? Вопросов получается больше, чем вопросов. Впрочем, чего вы ещё ждали от Бориса Борисовича?

Кто предложил забальзамировать Ленина и какие на то были причины

Сейчас существует несколько версий, почему было принято решение о бальзамировании советского вождя и сохранении его тела для потомков. В общем можно отметить, что идея была принята практически единогласно и на момент произведения процедуры не вызывала сомнения в своей правоте.

  • По одно из версий именно Сталин настоял на том, чтобы Ленин был забальзамирован. Аргументом, якобы, была их общая договоренность о том, что Сталин будет царем, а Ленин – богом.
  • По другой версии люди верили, что наступят такие времена, когда науке будет доступны такие технологии, которые позволят воскресить тело из мертвых, а, следовательно, и оживить Ленина.

В любом случае, истинные причины современникам неизвестны. Можно лишь придерживаться одной из них.

Как славяне восприняли крещение Руси

Крещение Руси явилось для части тогдашнего русского народа драмой. В «Повести временных лет» указывается, что князь Владимир крестил Русь силой. Сначала был дан указ всем киевлянам явиться на реку Днепр для крещения. Те, кто хотел отказаться от крещения, были объявлены врагами князя.

Крещение различных русских земель сопровождалось разными вооруженными конфликтами. Иоакимовская летопись сообщает, что жители Софийской стороны Новгорода с оружием в руках сопротивлялись крещению. В 989 году была проведена расправа с прихожанами Спасского храма, и он был подожжен.

Та часть народа, которая не особенно поддерживала язычество, восприняла распространение христианства относительно спокойно. Христианство на Руси вводилось при помощи Болгарской Церкви, и поэтому все богослужения проводились на славянском языке, доступном для понимания. Тогда главным русским городом считался Киев. Крещение Руси началось именно здесь. Киев поддерживал тесные связи с Первым Болгарским Царством, и оттуда на Русь прибывали миссионеры, которые и осуществляли катехизическую программу. Надо сказать, что Болгария была крещена в 865 году, то есть столетием раньше, чем Русь, и к моменту крещения Руси там уже были развитые христианские традиции и богатая библиотека. Поэтому, когда пришел год 988, крещение Руси стало вполне закономерным явлением.

Главные герои и их характеристика:

  •  Борис Фёдорович Годунов  – русский царь, взошёл на трон после смерти Фёдора Ивановича. Боится расплаты за «Угличское дело» (якобы Борис Годунов подослал убийц к царевичу Дмитрию, но это неправда – на деле это убийство было выгодно Шуйским). Умирает в конце пьесы.
  •  Григорий (Юрий) Отрепьев  – беглый расстрига Чудского монастыря. Выдаёт себя за царевича Дмитрия, чудом спасшегося от убийц. Ставленник семейства Мнишек.
  •  Князь Василий Иванович Шуйский  – коварный и хитрый боярин. Главный враг Бориса Годунова и заказчик его убийства (в реальности Василий Шуйский погубил и Годунова, и Отрепьева, однако плохо кончил – умер от голода в польском плену).
  •  Князь Воротынский  – сообщник Шуйского, искренне считает себя реальным кандидатом в цари.

Почему нельзя хоронить советского вождя – истинные причины

Историк и автор книги «Другой Ленин» Александр Майсурян рассказал, почему погребение вождя невозможно в настоящее время.

Он ссылается на законодательную базу, которая существует сейчас в России. На основании ее, в том, что Ленин лежит в мавзолее, нет ничего предрассудительного или незаконного.

В частности речь идет о федеральном законе о погребении, где в статье № 3 говорится, что погребение может осуществляться путем предания останков земле, захоронении в могилу, склеп. В частном случае мавзолей как раз является склепом, в котором законно может находиться тело.

Таким образом, переоборудование мавзолея в музей или по иным назначениям, а перенос тела Ленина, будет нарушением закона, которое, по мнению историка, допускать нельзя.

Захоронение Ленина не приоритетная задача Кремля

Выбор вероисповедания

Древние русы познакомились с христианством задолго до правления Владимира. Еще в IX в. глава Константинопольской церкви патриарх Фотий с целью расширения границ влияния Византии направлял в воинственные государства миссионеров. Таким образом, были христианизированы Моравия и Болгария. В 860 г. Киевская Русь совершила нападение на Константинополь. Поэтому патриарх посчитал нужным заслать на земли росов христианских проповедников.

«Повесть временных лет» свидетельствует о том, что благодаря миссионерству, князья Аскольд и Дир, а также некоторые бояре крестились. Это малочисленное крещение в истории называется Аскольдовым или Фотиевым. Следующей, но уже официально, в 957 г. приняла крещение княгиня Ольга и добивалась, чтобы Византия воспринимала Киевскую Русь не как варварское государство, а как равнозначную державу.

Приняв решение о крещении, Владимир колебался в выборе вероисповедания. Поскольку граничащие государства исповедовали и ислам, и иудаизм, князь решил выслушать всех религиозных представителей и на основании анализа их убеждений определиться с выбором. Это событие историки называют «Испытанием вер».

В 986 г. к князю Владимиру прибывают миссионеры от волжских булгар. Они проповедуют князю ислам, выслушав послов, Владимир отказывается от такой веры. Причиной отказа явился запрет на принятие алкоголя и употребление в пищу свиного мяса. В то время ни одни переговоры не обходились без выпивки и ломящихся от снеди столов. Но ислам разрешал многоженство, что привлекало любвеобильного князя (он имел около 800 наложниц в разных пунктах страны). Взвесив за и против, Владимир отказался от ислама.

Следующими посетителями были немцы, направленные Папой Римским. Но в тот период отношения с Германией были натянутыми, поэтому Владимир, долго не думая, отправил послов восвояси. После германцев на аудиенцию пришли хазары. Но эта народность переживала не лучшие свои времена: недавно отцом Владимира Святославом был разгромлен Хазарский каганат. А поскольку князь преследовал в первую очередь политические и экономические цели, то расселенные по другим государствам хазары не представляли для него интереса. Князь отказался и от иудаизма.

Последним к правителю Руси прибыл посол из Византии. Он поведал о Боге, его сыне Иисусе Христе и Святом духе, рассказал о Евангелии. И Владимир вынес предварительное решение в пользу христианства.

Это неизбежно: церковь о захоронении Ленина

В ноябре 2021 года глава отдела внешних церковных связей Московского патриархата митрополит Волоколамский Иларион выразил мнение церкви о том, что власти оттягивают погребение советского вождя по правилам, которого требует православие.

Митрополит придерживается мнения, что в мавзолее стоит открыть музей репрессий – это будет намного гуманнее к памяти Владимира Ильича, и более актуально для современного общества, нежели забальзамированное тело.

Глава отдела внешних церковных связей отметил, что вопрос этот является инициативой граждан, которые не поддерживают советскую власть и то, что сделал вождь со страной. Среди людей, выступающих «за» погребение есть как молодежь, так и представители советского времени. Поэтому это уже «мировоззренческий спор».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: