Борис гребенщиков

«Не пей вина, Гертруда» (1994)

Впрочем, на этом альбоме позитивных песен было гораздо больше. Взять, к примеру, ещё один, по-хорошему абсурдный, вальс под названием «Не пей вина, Гертруда».

Сцена из трагедии Шекспира, где королева Гертруда случайно выпивала отравленное вино, предназначенное её сыну Гамлету, здесь приобретает откровенно ироничный оттенок. Песня особенно полюбилась на концертах, где публика обычно подпевала припев хором (на студийной записи в качестве хора выступила певица Татьяна Капуро со своими подругами).

Нетрудно заметить, что, хотя новые песни БГ сохранили русскую образность и мелодику, религиозное наполнение заметно изменилось. Отсылок к православию становится всё меньше. Их место снова занимают восточные учения — в первую очередь, буддизм, который лучше всего резонировал с духовными исканиями Бориса Борисовича. Лидер АКВАРИУМА переводит на русский язык несколько буддийских текстов и регулярно посещает Непал. Например, та же «Не пей вина, Гертруда», по словам БГ, обрела «свою окончательную форму на главной улице Катманду».

Впрочем, ортодоксального буддиста из БГ тоже не вышло. Он никогда не желал ограничивать свою внутреннюю свободу рамками одного вероучения, полагая, что разные религии — это лишь разные дороги на пути к одному Богу.

Взять хотя бы совершенно неприемлемые для буддиста или индуиста строчки «ежели поймешь, что сансара — нирвана, то всяка печаль пройдет». Ведь сансара, т. е. колесо постоянных перерождений, для буддиста — однозначный источник страданий. И главная цель души — вырваться из этого колеса и раствориться в блаженном божественном абсолюте — нирване (как не специалист, я, наверно, сильно утрирую термины, но в общих чертах это выглядит так).

БГ же принципиально и последовательно отказывался признавать нашу жизнь здесь и сейчас всего лишь ущербным и греховным «перевалочным пунктом» на пути в «лучший мир». По той же причине лидер АКВАРИУМА когда-то отказывался изменить неверно спетую строчку из песни «Город золотой». Напомню, что в оригинале было не «Под небом голубым», а «Над небом голубым».

Продолжение следует…

«Дубровский» (1992)

Одним из ярких примеров такого «вальса» является песня «Дубровский».

Однако флейтист группы Олег Сакмаров указывает, что идея «Дубровского» родилась раньше — во время поездки в Израиль:

Как ни странно, в первый альбом возрождённой группы АКВАРИУМ — «Любимые песни Рамзеса IV» — эта песня не попала. Дело в том, что БГ с досадой обнаружил, что мелодия другой песни — «Лётчик» — почти «в ноль» копирует «Дубровского», и, видимо, не хотел присутствия на одном альбоме двух «близнецов».

Впрочем, поклонники АКВАРИУМА уже тогда хорошо знали песню по концертным исполнениям. Одно из таких первых исполнений я даже видел по ТВ. Возможно (уже не помню), это было выступление БГ 1 ноября 1992 года на презентации альманаха «Петрополь». Среди прочих там присутствовал и знаменитый бард Булат Окуджава.

А вот я её, честно говоря, сразу невзлюбил — и за некоторую мелодическую банальность, и за излишне «елейное» содержание. В «тяжёлый для родины час» БГ не мог предложить ничего лучшего, как снова обратить взоры к «Небесному Иерусалиму» и, главное, не мстить обидчикам, как это делал оригинальный герой повести Пушкина — благородный разбойник Дубровский. Порой мне казалось, что мировоззрение БГ больше импонирует мультяшному Коту Леопольду, чем таким апологетам ненасильственного сопротивления, как Толстой или Ганди…

В 1993 году в эфире программы «Воскресенье с Дмитрием Дибровым» состоялась премьера целого клипа на песню с кадрами из старого фильма про Дубровского. Однако и там песня звучит в довольно скромной акустической аранжировке.

Полноценная студийная версия «Дубровского» появится лишь три года спустя — на альбоме «Снежный Лев».

«Московская Октябрьская» (1993)

Умиротворяющие призывы БГ слабо действовали на постсоветское общество, раздираемое внутренними противоречиями. Эти противоречия особенно ярко проявились во время октябрьских событий 1993 года, когда противостояние Парламента и президента перешло в «горячую» фазу.

На стороне Парламента выступили тогда самые разношёрстные силы (от коммунистов до фашистов РНЕ), недовольные грабительскими реформами, которые разрушали экономику страны. Ельцина же поддерживали так называемые «либералы», пугающие народ возвратом к тоталитарному «совку».

Сегодня уже ясно, что даже победи тогда Парламент, Россия не свернула бы с капиталистического пути — разве что, возможно, курс был бы более национально ориентированным и не столь разрушительным. Не секрет, что те же лидеры Парламента — Хасбулатов и Руцкой — в августе 1991-го Ельцина активно поддерживали.

Не секрет и то, что в октябре 1993 года большая часть публичной «творческой интеллигенции» выступила против «красно-коричневых» и всячески приветствовала силовое решение конфликта. Так называемые «властители дум» и «совесть нации», которые до этого постоянно рассказывали о «слезинке ребёнка», неожиданно впали в настоящую «кровожадную» истерику. «Благородные» маски в один миг были сброшены, и для меня это стало, наверное, самым омерзительным и главным уроком тех событий.

Если во время «путча» 1991 года старая власть так и не осмелилась применить силу, то новая «демократическая» безжалостно (более того — демонстративно) расстреляла противников из пулемётов и танков. Никого не остановило даже то, что Парламент был законно избранной властью и по старой Конституции его решения были выше решений Президента…

Реакция рок-среды на октябрьские события была разной. Например, один из самых яростных «антисоветчиков» Егор Летов (вместе со значительной частью сибирской панк-тусовки) неожиданно поддержал защитников Белого Дома, после чего радикально поменял свои политические взгляды.

Разумеется, такой человек, как БГ, не мог радоваться «кровавому» разрешению конфликта.

Тем не менее и к сторонникам Парламента он особых симпатий явно не испытывал. Именно тогда в его творчестве появилась песня под названием «Московская Октябрьская». Сам БГ признавался, что название у песни появилось задним числом. Она была написана ещё до октябрьских событий, но показалась автору удивительно созвучной происходящему.Если незашоренным взглядом прочесть текст песни, то можно разглядеть в неприятных образах тех самых «совков», призывающих к новой гражданской войне и возврату старого. Иначе откуда такие знакомые метафоры — «дети полка», «внуки саркофага»? Саркофаг — это, часом, не мавзолей ли Ленина?

Сам БГ объяснял свою песню в привычной экстравагантной манере. Комментарии здесь, как говорится, излишни…

«Московская Октябрьская» была написана всё в том же вальсовом ритме, но была хорошо аранжирована. Сакмаров разработал для песни «симфоническую фактуру», мандолина зазвучала аки балалайка, а в финал был вставлен фрагмент из народной песни «Сирота Белый Жеребёнок» от монгольского трио ТЕМУДЖИН, с которым АКВАРИУМ тогда сотрудничал.

Давний клипмейкер БГ Сергей Дебижев снял на песню мрачноватый клип с парящим над землёй вороньём и кадрами хроники, в которых проводились явные параллели между октябрём 1917 и октябрём 1993 годов. Не обошлось и без вездесущих со времён перестройки «голых баб»…

В 1994 году «Московская Октябрьская» станет одним из треков очередного альбома АКВАРИУМА «Кострома mon amour».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: