История алексея балабанова: 12 эпизодов из жизни и творчества гения

«Догма» по-русски: быстро, дешево и сердито

Алексей Балабанов и Сергей Бодров

Простоте балабановского стиля соответствует и простота метода его работы. В 1996 году почти одновременно, но независимо от датской «Догмы» режиссер подписал манифест «Жесткое время», в котором заявлялись примерно те же аскетичные принципы, что и у европейских коллег. По сути, он провозглашал концепцию создания малобюджетного кино, предполагавшую жесткую режиссерскую самодисциплину, съемки не более двух-трех недель, отсутствие специально сделанного реквизита, декораций и экспедиций, отказ от закадровой музыки и так далее. В цельное течение эта история не вылилась, но на Балабанова, по всей видимости, повлияла сильно. На протяжении четверти века в кино режиссер славился способностью снимать скоро и дешево, о чем неоднократно заявлял: «Мы любим работать быстро. Я делаю по фильму в год». Например, «Кочегар» был полностью снят за 18 дней. 

Кроме того, Балабанов не любил дубли, делая, как правило, не больше трех повторов. Он никогда не занимался раскадровками, предпочитая объяснять, как должен выглядеть кадр, на словах. И после «Замка» он никогда не проводил пробы, а вместо них просто общался с человеком: «Я разговаривал с артистом и решал, может он играть роль или нет. Это более плодотворный путь, чем дурацкие пробы». Правда, продюсер Сергей Сельянов, сделавший почти все фильмы Балабанова, отмечает своего рода проклятие, неизменно сопровождавшее режиссера — ему никогда не везло с погодой. Например, если в кадре нужна была осень, то обязательно прежде времени выпадал снег, как это случилось на «Морфии». 

От Брата первого к Брату второму

Внимания заслуживает музыкальное сопровождение обеих частей «Брата». Успех первой части картины во многом был обеспечен музыкой мегапопулярной на тот момент группы «Наутилус Помпилиус», а ленивый вокал Вячеслава Бутусова отлично дополнял атмосферу «бандитского» Петербурга

И именно саундтрек привлек внимание зрительской аудитории к истории бывшего армейского писаря, приехавшего в гости к брату и открывшего для себя рок-музыку

С «Братом-2» получилась немного иная история. Здесь уже на хорошо раскрученном кинобренде была сделана превосходная реклама актуальной на тот момент музыке. Получается, что успеху первого «Брата» способствовала музыка, а успеху другой музыки способствовал успех «Брата-2». Такая вот интересная петрушка.

За саундтрек второй части фильма отвечал Михаил Козырев, на тот момент возглавлявший «Наше радио». Глядя со стороны, можно сказать, что он пошел по легкому пути. Просто взял звучащую на радиостанции музыку и включил её в фильм. И ведь действительно большая часть саундтрека состоит из произведений команд, которым он до сих пор симпатизирует.

Главные хиты Брата-2

Главными музыкальными темами фильма стали песни «Полковник» группы «Би-2» и «Вечно молодой» группы «Смысловые Галлюцинации». Они не только звучали в ключевых моментах картины, но также выпускались в виде клипов как трейлеры. С этого же времени начался стремительный взлет популярности обеих команд, причем «Би-2» умудряются до сих пор удерживать взятую тогда высоту.

После «Брата» знаменитыми проснулись группы «Маша и Медведи», «Танцы минус» и Юлия Чичерина. Увы, сегодня все перечисленные коллективы не имеют и десятой части былой популярности. Впрочем, это логично и закономерно: попав на гребень волны на поверхности оказалось то, что без посторонней помощи никогда бы не достигло высот. Увы, такая популярность имеет срок годности, который быстро вышел.

Прозвучали в фильме и песни легенд рока. Это композиции «Катманду» «Крематория», «Дорога» «АукцЫона» и написанная на стихи Анатолия Гуницкого «Гибралтар-лабрадор» в исполнении Вячеслава Бутусова. Скорее всего, Козырев включил их в саундтрек, опасаясь, что публика не примет так называемый новый рок. Интересно отметить, что вся троица тоже получила дивиденды в виде новой, более молодой, аудитории.

Музыка, оставшаяся за кадром

Теперь о том, что в фильме не прозвучало. Изначально на роль главных музыкальных героев картины приглашали группу «ДДТ». Но Юрий Шевчук сценарий не одобрил и наотрез отказался и сниматься, и предоставлять свои произведения для боевика. Будь он сговорчивей, в сцене расстрела бандитов в помещении американского клуба звучала бы песня «Не стреляй».

Уже после премьеры и оглушительного успеха фильма его создатели выпустили на компакт-дисках саундтрек. Пластинки разлетались, как горячие пирожки, тему нужно было эксплуатировать. Поэтому вскоре в продажу поступил еще один диск – «Брат-2. За кадром», в аннотации к которому говорилось, что представленные на нем песни могли войти в саундтрек, но по каким-то причинам не вошли.

Сегодня популярность фильма продолжает культивироваться. Появился музыкальный фестиваль «Брат-2. Живой саундтрек», участниками которого являются музыканты, чьи песни звучали в картине. И вот на этой ноте я предлагаю послушать сборник из песен, ставших известными благодаря главному боевику нулевых.

Алексей Чадов сейчас

В июне 2022 года состоялась премьера боевика «Своя война. Шторм в пустыне». Здесь Алексей Чадов не только исполнил центральную роль, но и дебютировал в качестве режиссёра и сценариста. Фильм показывает историю Ивана – повзрослевшего героя кинокартины «Война» (2002). В его судьбе давно закончились чеченские боевые действия. Но война ещё живёт в душе героя, разрушая его мирную жизнь. В результате он отправляется в Сирию, представившись иностранным журналистом Джоном.

Главные роли в кинопроекте сыграли Виктор Сухоруков, Кристина Асмус, Джалил Асретов, Виталий Кищенко. Идея создать продолжение военной драмы, которую в начале века представил Алексей Балабанов, возникла у Чадова в феврале 2019 года. Тогда он стал участником мероприятия, посвящённому творчеству знаменитого постановщика и его фильму «Война», с которого началась карьера Алексея. Впервые выступив в качестве режиссёра, Чадов уверен, что в будущем продолжит работу на данном поприще.

Алексей Чадов с сыном

Модернизм или постмодернизм?

Кадр из фильма «Счастливые дни» (1991)

До сих пор остается дискуссионным вопрос, что представляет собой кинематограф Алексея Балабанова: это модернизм или постмодернизм? Одни видят в нем последовательного модерниста, приверженца «неискаженной реальности» и экранной «правды», в фильмах которого нет двойного дна и иносказательности, а все смыслы предельно конкретны и лежат на поверхности. Никита Михалков, подтверждая эту точку зрения, замечал: «Для меня отражение всегда сильнее луча, Балабанов никогда не шел по этой формуле — он шел по прямой, по лучу». Вместе с тем Балабанов не был чужд решений, характерных скорее для постмодернистского кинематографа. Например, он обыгрывал жанровые традиции и клише в «Брате 2», «Жмурках» или «Мне не больно», намеренно занимался самоцитированием в «Кочегаре» и «Я тоже хочу» и всегда использовал метатекстуальный прием «кино в кино». Пожалуй, в случае Балабанова вернее всего будет отказаться от однозначных категорий, тем более что некая переходность, промежуточность — одно из ключевых свойств его творчества. 

Литературоцентризм

Кадр из фильма «Брат» (1997)

Кинематограф Балабанова, будучи укорененным в национальной традиции, литературоцентричен. История и исследование характеров для него всегда были важнее визуальной стороны. Вдова Балабанова и художник по костюмам части его фильмов Надежда Васильева рассказывала, что, прежде чем писать сценарий, режиссер всегда набирал «много классических книжек». Поэтому не удивительно, что в каждом фильме Балабанова можно встретить знакомые литературные мотивы, а часть картин являются экранизациями. «Счастливые дни» он снял по мотивам произведений Сэмюэля Беккета, «Замок» — киноадаптация Франца Кафки, «Морфий» — Михаила Булгакова, а в «Грузе 200» можно обнаружить следы «Святилища» Уильяма Фолкнера. Кроме того, Балабанов многие годы грезил экранизацией «Пана» Кнута Гамсуна, «Камера обскура» Владимира Набокова и «Пикника на обочине» братьев Стругацких. Фильмы, увы, не состоялись из-за прав или финансов. 

Кадр из фильма «Морфий» (2008)

С классической русской литературой Балабанова роднит выбор сюжетов и героев, характерных для его любимых писателей: Достоевского, Лескова, Куприна. Его центральный персонаж — кто-то средний между маленьким человеком и лишним человеком, благородным разбойником и благородным дикарем. Это по-своему обаятельный чудак и чужак, который не различает оттенков зла, находится на пределе своего существования и вершит собственное правосудие (любопытно, как обычная зрительница охарактеризовала Данилу Багрова: «А парня зовут Данила, и он такой… нежный, добрый и всех убивает»). В связи с этим балабановский сюжет часто имеет два ключевых мотива: приезд героя в большой город и восстановление попранной справедливости. Обе темы очевидно созвучны большинству жителей России, а потому кино Балабанова и стало народным. 

О чем фильм Кочегар

Действие происходит в Санкт-Петербурге, который в кино выглядит как неприметный северный город. Здесь работает кочегаром Якут – бывший майор-афганец и герой, несостоявшийся писатель. Его работа – следить за кочегаркой. Призвание и дело жизни – рассказ, который он все время перечитывает и перепечатывает на старой пишущей машинке. Это якутская легенда о давнем преступлении…

Квартиру свою он оставил дочери-красавице, ей же отдает зарплату и старается ни в чем не мешать. Наш Якут, вроде бы, отшельник. Но нет – к нему все время кто-то приходит, мир не оставляет его в покое. Якут человек сдержанный, но он не молчальник – делится мудростью с теми, кто забегает к нему в каморку. Например, с двумя девочками-школьницами, с которыми он, кажется, искренне сдружился. Но кажется, он не вполне психически здоров… Вот приходит к нему бывший сослуживец. В Афгане он был снайпером, и в мирной жизни это «искусство» ему пригодилось. Иногда он завозит Якуту странные «посылки» — трупы «заказанных» людей, объясняя, что они делают хорошее дело, очищают мир от негодяев. У снайпера есть ассистент Бизон – здоровяк, живущий на две семьи. Вот из-за этого любовного треугольника и закрутится действие фильма.

Одна из жен Бизона – дочь Якута, вторая – дочка снайпера. Обе работают в меховом салоне. Именно дочь Якута придумала привозить в салон вещи из Якутии и так получать огромную прибыль. Ее партнерша и соперница, узнав, с кем ей муж изменяет, настраивает отца против дочери Якута, уговаривая устранить ее. Вот тут кочегар и узнает страшную правду о людях, которые, якобы, очищали мир от скверны и злых людей…

Биография

Мемориальная доска на здании гимназии № 2 города Екатеринбурга, где учился Алексей Балабанов

Родился 25 февраля 1959 года в Свердловске. В 1966—1976 годах учился там же в средней школе. Окончил переводческий факультет Горьковского педагогического института иностранных языков.

В 1981—1983 годах проходил службу офицером в Советской Армии (в 339-м военно-транспортном авиационном полку ВТА ВВС военно-транспортной авиации в Витебске), летал в страны Африки и Азии. Этот опыт нашёл отражение в картине «Груз 200». Участник войны в Афганистане. Незадолго до окончания службы был переведён в Военно-морской флот. С тех пор его излюбленной одеждой была морская тельняшка.

Четыре года работал ассистентом режиссёра на Свердловской киностудии. В 1990 году окончил режиссёрское отделение Высших курсов сценаристов и режиссёров (экспериментальная мастерская «Авторское кино» Л. Николаева, Б. Галантера).

Первый игровой фильм 26-летний Балабанов снял на Урале в 1987 году. Сценарий фильма был написан за одну ночь. Эта малобюджетная картина была снята в ресторане. В фильме играла группа Nautilus Pompilius, с лидером которой Вячеславом Бутусовым режиссёр был знаком. В массовке были заняты посетители заведения. После дебюта в каждом последующем фильме Балабанов снимал непрофессиональных артистов, добиваясь наиболее натурального и убедительного воплощения житейских перипетий своих персонажей посредством художественных образов.

С 1990 года Балабанов жил и работал в Санкт-Петербурге. В 1992 году вместе с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», при помощи которой снял большинство фильмов.

Первые два полнометражных фильма режиссёра «Счастливые дни» (по мотивам Сэмюэля Беккета) и «Замок» (экранизация романа Франца Кафки) отличались запоминающимися визуальными решениями и искусной передачей чувств абсурда и клаустрофобии, заложенных в литературных источниках.

Всероссийскую известность принёс Балабанову фильм «Брат» (1997), рассказывающий историю молодого человека, ставшего киллером. Фильм стал одной из культовых российских кинокартин 1990-х, а исполнителя главной роли Сергея Бодрова-младшего стали называть героем поколения. Из-за неприязни, которую испытывает к иностранцам главный герой «Брата», Балабанова обвиняли в национализме и ксенофобии.

В 1998 году Балабанов поставил фильм «Про уродов и людей» по сценарию, который он написал за пять лет до этого, но не мог реализовать из-за отсутствия финансирования. Несмотря на спорность тематики (фильм рассказывает о производителях порнографии в Российской империи), картина была удостоена премии «Ника» за лучший фильм.

В 2000 году Балабанов снял «Брат 2» — сиквел «Брата», действие которого происходит в Москве и в США. Обвинения в неполиткорректности вызвал и фильм «Война» (2002), местом действия которого стал Северный Кавказ во время Второй чеченской войны. Затем Балабанов, изменив сложившийся почерк, снял два «лёгких» фильма: криминальную комедию «Жмурки» и мелодраму «Мне не больно».

В фильме «Груз 200» (2007) автором была натуралистично показана изнанка поздней советской действительности времён афганской войны, страшная и жестокая сторона человеческой натуры, сценарий вызвал отказ ряда известных актёров сниматься в картине. Во многих городах России лента была снята с проката.

Фильм «Кочегар» (2010) — о якуте, ветеране Афганистана. В фильме рассказывается о мести маленьких людей.

Алексей Балабанов на съёмочной площадке фильма «Морфий»

В последней картине «Я тоже хочу» (2012) режиссёр осмысливает проблему ухода человека из жизни. Балабанов появляется в кадрах фильма в эпизодической роли. С этого времени в интервью он стал намекать на скорую смерть и говорил, что это будет его последний фильм.

Всего Балабанов снял 14 игровых фильмов, не считая любительских и документальных.

Смерть

18 мая 2013 года, около 16 часов, работая над очередным сценарием в санатории «Дюны» в городе Сестрорецке (Курортный район Петербурга), Алексей Балабанов скончался. Ему было 54 года. Гражданская панихида на «Ленфильме» по воле режиссёра не проводилась. Отпевание прошло 21 мая в Князь-Владимирском соборе, похороны состоялись в тот же день на Смоленском кладбище.

Личная жизнь и семья Алексея Чадова

Алексей Чадов, пользующийся необычайной популярностью, всегда был предметом пристального внимания прессы. А романы знаменитого актёра не раз вызывали активное обсуждение в СМИ. Так, после выхода картины «Игры мотыльков» стало известно о том, что молодой человек испытывал романтические чувства к своей партнерше по съёмкам Оксане Акиньшиной. Однако эти отношения не получили продолжения и вскоре сошли на нет.

В 2006 году новой знакомой актёра стала Агния Дитковските, которая сыграла возлюбленную его героя в романтической комедии «Жара». Между молодыми людьми сразу же возникла симпатия, и вскоре они начали встречаться. Тем не менее, позднее пара разорвала отношения. После этого Алексею приписывали романы с другими звёздами российского шоу-бизнеса, а через несколько лет стало известно о том, что актёр снова сошёлся с бывшей возлюбленной Агнией.

Возобновлению романа предшествовал очередной совместный проект Чадова и Дитковските: вместе они появились в сериале «Дело чести». Некоторое время спустя артист сделал девушке предложение, а в 2012 году влюблённые официально оформили отношения. Ещё через два года они стали родителями: в 2014 году появился на свет их сын Фёдор. Но рождение ребёнка не помогло сохранить брак, и вскоре актёр вновь вернул себе статус холостяка.

Агния рассказала, то их разрыв с Чадовым произошёл после крупной ссоры. Между супругами и ранее были разногласия. Но после их предыдущего воссоединения актриса, по её признанию, была уверена, что они всегда будут вместе. Поэтому развод стал для неё неожиданностью. Лишь в 2022 году Алексей сообщил прессе, что истинной причиной их расставания стала неверность обоих супругов, пользующихся высокой популярностью.

Однако в 2018 году у поклонников звёздной пары появилась надежда на возможное воссоединение двух артистов: Алексей и Агния стали ведущими реалити-шоу «Союзники». Участниками телепроекта являются разведённые пары, которые надеются восстановить отношения. Пережившие разрыв ранее, оба артиста стали идеальными наставниками для участников: ради своего сына они сумели сохранить дружеские отношения.

В настоящее время Алексей предпочитает держать в секрете подробности своей личной жизни. Всё свободное время актёр уделяет воспитанию маленького сына, который, по признанию самого Чадова, является его главной гордостью в жизни. Артист подчёркивает, что больше всего стремится быть другом для своего наследника. На вопрос о том, каким он видит будущее мальчика, Алексей не исключает возможности, что Фёдор пойдёт по его стопам.

Алексей Чадов и Агния Дитковските

Герой своего времени

В 1991 году Алексей снял свой первый полнометражный кинопроект – «Счастливые дни». Зрители увидели в нем Виктора Сухорукова в образе человека без имени, который скитается питерскими дворами в поисках жилища. При этом у героя нет прошлого, памяти и друзей.

Дебютный фильм режиссера Балабанова участвовал в программе Каннского кинофестиваля (вне конкурса) и получил несколько престижных премий на российских фестивалях.

Затем режиссер экранизировал незаконченный роман Франца Кафки «Замок», придумав ей свое окончание и сняв в абсурдно-сюрреалистическом стиле. Публика и киноведы не поняли режиссерского замысла и набросились на Балабанова с волной упреков.

Всенародную славу Алексею принес фильм «Брат», снятый в 1997 году. Пригласив на роли Сергея Бодрова-младшего, Андрея Краско, Виктора Сухорукова, режиссер создал эпическую картину жизни России начала 90-х годов прошлого века.

Фильм получил Гран-при фестиваля «Кинотавр» и много призов на международных фестивалях. Этой работой режиссер вышел из артхаусного кино и сделал фильм, понятный всем.

От государства актеры и съемочная группа не получили ни копейки. Позже Алексей сознался, что снимали картину в квартирах друзей и знакомых, в мастерских питерских художников, а реквизит к ней собирали с миру по нитке.

Следующей режиссерской работой Балабанова стала картина «Про уродов и людей», которая получилась культовым киношедевром на постсоветском пространстве. Главную роль в картине сыграл Сергей Маковецкий, а сам режиссер назвал ее лучшей работой в своем послужном списке.

В 2000 году Алексей Балабанов опять вернулся к судьбе главного героя «Брата», отправив персонажа Сергея Бодрова-младшего в Америку. Киноведы назвали «Брат 2» прощанием с иллюзиями 90-х годов и благодарили режиссера за то, что создал героя своего времени, неукротимого борца за справедливость Данилу Багрова.

Затем Балабанов снял «Войну», повествующую о событиях Второй чеченской войны; черную комедию «Жмурки», высмеивающую «лихие» 90-е и бандитские разборки; мелодраму «Мне не больно» с Ренатой Литвиновой в главной роли.

В 2007 году Алексей Балабанов представил публике свой самый сложный фильм – «Груз 200».

Из-за большого количества сцен насилия, при помощи которых режиссер решил продемонстрировать изнанки советского общества, пытающегося доказать свою благополучность, картину не допустили к просмотру во многих российских городах.

События в картине переданы настолько правдоподобно, что режиссера трудно обвинить в надуманности сюжета. Главных персонажей Балабанов поручил сыграть молодой актрисе Агнии Кузнецовой и известному актеру Алексею Серебрякову.

В 2010 году режиссер снял кинокартину «Кочегар», еще раз вернувшись к теме Афганской войны. На этот раз зрители увидят ее отголоски глазами бывшего майора Ивана Скрябина, устроившегося после увольнения из армии на должность кочегара в одну из питерских котельных.

Последней режиссерской работой Алексея Балабанова стал фильм-притча «Я тоже хочу». Отправив героев на поиски древнего артефакта – «колокольни счастья», Алексей сам снялся в роли режиссера, который внезапно умирает возле этой пресловутой колокольни.

Над этим проектом Балабанов работал тяжело больным, поэтому и назвал его своим прощанием с современниками. Несмотря на тяжелый недуг (режиссер имел проблемы с печенью), Алексей до последних дней продолжал работать.

18 мая 2013 года он, как ни в чем не бывало, засел за сценарий очередного фильма во время отдыха в санатории «Дюны». Склонившись над листом бумаги, рухнул замертво на подушку. Причиной смерти Балабанова оказалась острая сердечная недостаточность. Похоронили его на Смоленском кладбище Петербурга рядом с отцом.

За всю свою жизнь Алексей Балабанов снял почти два десятка фильмов, и ни одна из его работ не была воспринята публикой и критиками однозначно. Одни упрекали его за «чернуху» и насилие, другие хвалили за умение тонко прочувствовать время.

Но одно можно сказать со стопроцентной уверенностью: фильмы Балабанова никого не оставляли равнодушным.

Ответ на этот вопрос режиссер уже получил, а новое поколение поклонников кинематографа продолжает делиться на поклонников и противников его творчества.

Последние годы и смерть Алексея Балабанова

В 2012 году Алексей Балабанов поставил фильм «Я тоже хочу», в котором под особым ракурсом рассматриваются вопросы жизни и смерти. В фильме режиссер намеренно не снял ни одного профессионального актера, а обратился за помощью к тем, кто прошел войну в Афганистане, а также к бывшим бандитам – по замыслу автора герои должны были играть самих себя.Алексей Балабанов о фильме «Я тоже хочу»В кадре также появился сам мэтр (умирающий в финале фильма) и его младший сын Петр. Некоторое время спустя стало известно, что у Алексея Октябриновича обнаружено онкологическое заболевание. Фильм «Я тоже хочу» стал последним в творческой биографии режиссера.

Похоронен Алексей Балабанов в Санкт-Петербурге на Смоленском кладбищеВ мае 2013 года режиссер скончался от затяжной болезни. Как говорят его знакомые и друзья, Балабанов знал о приближающейся кончине, а потому старался закончить все проекты.

Лаконичные афоризмы

 

Сцена из фильма «Брат 2» (2000)

Фильмы Алексея Балабанова на свой лад продолжили традицию рождения афоризмов, уходящих в народ, которой в советское время отличались работы Леонида Гайдая, Эльдара Рязанова и Георгия Данелии. Характерные черты афористичных реплик Балабанова — меньший градус комизма, чем у предшественников, и большая лаконичность. Его герои говорят, словно гвозди заколачивают, манифестируя максимум своей позиции и сурового характера при помощи минимума слов. Наиболее показательны в этом плане, конечно же, «Брат» и «Брат 2». Реплики, вроде «Не брат ты мне, гнида черножопая», «Сила в правде», «Вы мне, гады, еще за Севастополь ответите», «Водочки принеси, мы домой летим» и другие, давно стали не просто народными афоримзами, но программами национальной политики. Кстати, любовь к лаконизму у Балабанова проявлялась и в других вещах, например, в простых именах персонажей (Данила в «Брате», Иван в «Войне», а в «Я тоже хочу» и вовсе без имен — лишь Музыкант, Бандит, Проститутка). То же можно сказать об односложных названиях (режиссер мечтал, что вдобавок к «Жмуркам», «Морфию», «Кочегару» и тем же «Брату» и «Войне» однажды снимет фильм под названием «Бензин»). 

Детские и юношеские годы

Родился Алексей Балабанов 25 февраля 1959 года в Свердловске в семье Октябрина Сергеевича и Инги Александровны Балабановых. Отец — главный редактор отделения научно-популярных фильмов Свердловской киностудии. Мать – медик по образованию, профессор, доктор медицинских наук, директор научно-исследовательского института курортологии и физиотерапии.

Алексей Балабанов в детстве

Детство прошло в Свердловске, мальчик не проявлял тяги к кинематографу. Алексей мечтал стать путешественником, объездить весь мир и посетить самые удаленные уголки планеты. Это детское увлечение определило первоначальный выбор профессии – после окончания школы молодой человек поступает учиться на переводчика.

В молодости (слева в армии)

Детство и юные годы

Алексей Балабанов родился 25 февраля 1959 года в Свердловске (сейчас Екатеринбург). Тогда его родители были студентами: отец заканчивал обучение на юридическом, а мама – последний курс в медицинском. После защиты диплома Октябрин Балабанов трудоустроился корреспондентом в молодежное издание «На смену», а затем ушел в Свердловскую киностудию на должность редактора научно-популярных кинофильмов. По сценариям Балабанова-старшего снято несколько лент.

Мама Инга Балабанова после рождения Алексея вернулась к учебе – девушка поступила в ординатуру и погрузилась в научную работу. Докторскую она защитила в 35 лет, а в 1972 году возглавила Свердловский институт физиотерапии и курортологии. В связи с работой женщине приходилось много ездить в командировки и бывать за границей.

Работе родители Алексея посвящали большую часть суток, а на воспитание сына времени не оставалось. Балабанов-младший с детства мечтал путешествовать и понимал, что для этого нужно знать языки. Видя стремления сына, родители отправили его в школу с углубленным изучением иностранных языков, поэтому английский мальчик начал штудировать со 2-го класса.

Алексей Балабанов в детстве

Будучи подростком, Алексей Балабанов с товарищем Женей Горенбургом организовал рок-группу «Кери», в которой будущий кинодеятель играл на гитаре. Парни исполняли хиты культовых групп: The Beatles, Deep Purple. Школу Алексей окончил в 1976 году.

На торжественное вручение аттестата зрелости юный хулиган пришел без двух зубов – перед выпускным подрался из-за девушки. После школы Балабанов отправился в Нижний Новгород, где поступил в Горьковский пединститут иностранных языков, выбрав специальность переводчика.

Позднее режиссер поделился: «Мне было без разницы, куда поступать – (родители) сказали, я пошел. Вообще, я в УПИ собирался. После школы все туда хотели, хотя я полный ноль в физике и химии. Но родители думали иначе, и я им благодарен».

В 1980-м будущий режиссер стажировался полгода в Великобритании, изначально пожил в Лондоне, а после в Манчестере. Из длительной поездки юноша привез чемодан пластинок модных зарубежных исполнителей. По возвращении в Россию Алексей вел университетские дискотеки в качестве диджея.

Он регулярно посещал кинотеатры и заносил в дневник свои впечатления от просмотренных фильмов. Именно тогда он решил, что будет работать в кинематографе

Неважно кем, главное в кино. В 1981 году после окончания вуза Алексея забрали в армию

В военкомате ему предоставили выбор из двух вариантов: авиация с полетами на Ближний Восток либо служба в Эфиопии. Юноша предпочел первое. Для успешного прохождения медкомиссии Балабанову, страдающему близорукостью, пришлось выучить табличку для проверки остроты зрения наизусть, ведь к полетам допускали исключительно видящих все ее строчки.

Из авиации Алексея уволили почти перед демобилизацией. Причиной стало опоздание на рейс, из-за покупки пластинки, а затем отправка товарищу анекдота про Брежнева – генерального секретаря ЦК. Его перевели в ВМФ и оправили переводчиком в столицу Латвии на верфь по наладке и ремонту подлодок.

Алексей Балабанов в юности

Фильмы

Четыре года Балабанов работал на Свердловской киностудии. Дебютной работой режиссера стала картина, снятая совершенно спонтанно в 1985 году. Как позднее вспоминал великий режиссёр, его попросил о помощи оператор, которому не хватало ресурсов на дипломную работу в связи с очень ограниченным бюджетом. Алексей за одну ночь написал сценарий фильма, в котором снял своих друзей из группы «Наутилус Помпилиус», а в качестве массовки задействовал посетителей ресторана, в котором происходило действие картины.

К моменту окончания учёбы в 1990 году у Балабанова уже было несколько работ, в которых он снимал в качестве приглашённых звёзд музыкантов Свердловского рок-клуба. Его первая профессиональная работа называется «Раньше было другое время». В 1990 году Алексей Балабанов переехал в Санкт-Петербург, увлеченный мечтой о серьёзном кинематографе.

В 1992-ом биография Алексея Балабанова пошла по большому режиссерскому пути. Совместно с продюсером Сергеем Сельяновым он учредил кинокомпанию «СТВ», благодаря которой и снял большинство фильмов.

В 1991 году он снял фильм «Счастливые дни», свой первый самостоятельный фильм. В картине воплотились некоторые сюжеты творчества Сэмюела Бэккета, основоположника «театра абсурда» в литературе. Главный герой картины — человек без имени, сыгранный Виктором Сухоруковым, скитается по Петербургу в поисках комнаты, при этом не имея ни памяти, ни прошлого, ни друзей. Фильм участвовал во внеконкурсной программе Каннского фестиваля и был отмечен премиями на фестивалях в России.

К середине 90-х Алексей Балабанов уже стал весьма известной фигурой в творческих кругах Петербурга. Всенародную известность ему принес снятый в 1997 году фильм «Брат», получивший Гран-при фестиваля “Кинотавр” и призы фестивалей в Турине, Котбусе и Триесте. В фильме снялись Сергей Бодров-младший (главная роль), Виктор Сухоруков, Андрей Краско и др.

Следующая работа мастера под названием «Про уродов и людей», в которой Балабанов попробовал новую для себя смысловую плоскость, изначально не задумывалась для широкой аудитории. Несмотря на это, получившийся фильм был удостоен премии «Ника» и получил статус культового кино на постсоветском пространстве.

В 2000 году Алексей Балабанов снял фильм, повествующий о дальнейшей судьбе героя Сергея Бодрова — «Брат-2». Если первая картина являлась артефактом эпохи, то вторая лента была выполнена скорее как прощание с иллюзиями 90-х годов.

Фильм «Война» вызвал обвинения Балабанова в неполиткорректности, действия проходят на Северном Кавказе во время Второй чеченской войны. Дальнейшие крупные работы режиссёра выполнены в более лёгкой, ироничной манере. В 2005 году он снял чёрную комедию «Жмурки», где уже откровенно высмеивал прошедшие «лихие» 90-е. Через год в прокат вышла мелодрама с Ренатой Литвиновой «Мне не больно», отмеченная критикой и получившая главные кинопремии страны.

В следующем году Алексей Балабанов выпустил свой наиболее сложный проект в фильмографии — «Груз 200». Основная смысловая нагрузка картины содержится в контрастной демонстрации «ультранасилия» изнанки советского общества, которое внешне стремится казаться благополучным. Из-за обилия жестоких сцен картина была запрещена во многих городах России. Главные роли сыграли молодая актриса Агния Кузнецова и прославленный Алексей Серебряков.

В 2012 году режиссёр работал над фильмом-притчей «Я тоже хочу». Герои отправляются на поиски артефакта, мистической «колокольни счастья», расположенной где-то в Российской провинции. В этой картине Балабанов снялся в роли себя самого, режиссёра, который умирает, будучи отвергнутым этой колокольней. Настоящая покосившаяся колокольня, увиденная Балабановым на острове в Вологодской области, обрушилась через сорок дней после смерти режиссера.

«Про уродов и людей»

В 1998 году выходит еще один громкий фильм Балабанова — драма «Про уродов и людей».

Действие этой картины разворачивается в самом начале XX столетия. В центре — две благополучные семьи, а также таинственный владелец фотостудии Иоганн, который в подвале создает собственный фотографический театр Маркиза де Сада.

Иоганн снимает фотографии, которые вызывают похоть, пробуждают в человеке самые низменные чувства. Своей работой он разрушает благополучные семьи, превращая простых людей в уродов, погрязших в пороках. Картина попала в программу Каннского фестиваля, получила премию «Ника» в номинации «Лучший фильм».

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: