На что вы обрекаете себя, выбирая профессию музыканта

Помедленнее, пожалуйста

Еще одно весьма специфическое произведение Джона Кейджа называется Organ²/ASLSP . За аббревиатурой ASLSP скрывается английская фраза As slow as possible , то есть «Как можно медленнее» — по указанию автора относительно темпа исполнения. И хотя произведение состоит всего из восьми страниц нотного текста — из восьми частей, одну из которых по своему выбору музыкант должен был бы пропустить, а еще одну исполнить дважды, — исполнение его силами одного музыканта занимает долгие часы. Так, на органе, который может воспроизводить звук при нажатых клавишах неопределенно долго, при условии что в трубы подается воздух, силами одного музыканта пьесу однажды играли в течение 14 часов 56 минут.

Как попасть в индустрию?

Есть две точки входа в профессию музыкального менеджера: помощь начинающим музыкантам или работа в лейбле.

В обоих вариантах можно стартовать без опыта. Но будет проще найти работу, если вы владеете навыками организации процессов и ведения соцсетей и имеете опыт переговоров.

Виктория Лабыгина, директор певицы natta, начала развиваться как менеджер артиста параллельно с основной работой. У неё и сейчас ещё три проекта параллельно. Но, по её словам, все они дополняют друг друга.

Работа в крупной консалтинговой и оценочной компании научила Викторию действовать в условиях неопределённости, соблюдать сроки, планировать своё время и управлять командой.

Менеджерская помощь подруге, которая развивается как модель и диджей, помогла понять, как устроена российская околотворческая среда.

А ещё Виктория графический дизайнер — у неё есть полезные навыки для работы с визуалом.

«Моя задача как директора артиста организовать всё так, чтобы музыка записывалась, выпускалась и продвигалась. Существует много примеров, когда у музыкантов получилось заявить о себе одной композицией. А что делать дальше — они не знают.

Я организую студийную запись, съёмку клипов. Сама фотографирую, снимаю видео и создаю контент для соцсетей — это позволяет при отсутствии больших средств и команды спокойно двигаться вперёд.

Также я организую все процессы, связанные с концертами. Вовлечённость здесь должна быть максимальной: люди, которые пришли послушать артиста, не будут разбираться, кто прав и кто виноват, если на концерте что-то пошло не так

Им неважно, что площадка не выполнила техрайдер или что звук отрубился из-за отвалившегося роутера: у зрителей будет ощущение, что это артист плохо подготовился.

Хорошо помню, как мы с Наттой на один концерт сами тащили две коробки с оборудованием по 20 килограммов каждая и были уверены, что оно того стоит, ведь нельзя разочаровывать слушателя».

Алёна Рошаль, концертный директор Therr Maitz, Антона Лаврентьева, Тима Аминова и Риты Дакоты, до музыкального менеджмента работала PR-агентом в кино и личным ассистентом модельера Маши Цигаль. Поскольку у Алёны было много связей, иногда она помогала знакомым музыкантам с концертами и постепенно полностью перешла в музыку. Кроме организации концертов она ведёт своё шоу на радио Maximum.

«Я работала в офисе, и мне это дико не нравилось. Вставать в определённое время, ехать в переполненном общественном транспорте в час пик. Когда стало совсем невозможно это терпеть, я ушла. И подумала: „Вот было бы классно вставать когда хочешь, ездить в классные места — и чтобы работа приносила удовольствие“. Через какое-то время всё так и получилось, потому что я начала работать с музыкой».

Основатель маркетингового агентства Choize Music Антон Выборнов перед тем, как стал продвигать музыкантов, работал в интернет-рекламе. Начинал копирайтером во Владивостоке, потом переехал в Москву, где вёл проекты в рекламных агентствах и создавал маркетинговые стратегии для крупных брендов.

На досуге Антон играл в рок-группе и много общался с музыкантами. Некоторым из них помогал вести соцсети и давал советы по продвижению в целом. Когда спрос на его услуги вырос, он решил полностью переключиться на музыкальный маркетинг. Антон два с половиной года руководил отделом маркетинга в Respect Production, занимался продвижением релизов Макса Коржа, «Касты», ALON и Макса Гирко, а позже основал своё маркетинговое агентство.

По словам Антона, ещё лет пять назад социальные сети даже у крупных артистов часто вёл директор или пиарщик, который параллельно решал ещё огромное количество других задач. Сейчас у больших артистов контентом и запуском регулярных рекламных кампаний обычно занимается штатный SMM-специалист.

Роман Манж — музыкальный менеджер и режиссёр клипов. Семь лет назад Роман переехал в Москву: хотел работать в индустрии шоу и развлечений. За несколько месяцев он вырос из продавца в магазине Black Star до концертного директора.

«В то время рынок только формировался и вакансий было немного. Я пошёл работать в магазин Black Star. Каждую неделю к нам приезжала руководительница из главного офиса. Однажды я открыто сказал ей, что хочу заниматься креативом, чем-то связанным с артистами и концертами. Она договорилась о моей встрече с Пашу. Я рассказал ему о своей идее тура Тимати и L’One. Идею одобрили, и я начал работу в лейбле».

Только коллеги.

У молодых музыкантов таких проблем обычно не бывает. Там общение льется как пиво и, зачастую, посредством пива. Все веселы, ничем пока в жизни не обременены, поэтому и творить вместе легко, особенно всякую дичь! Но речь не о них.

Музыканты становятся старше, обрастают семьями, обязанностями, работой, заботами. Составы групп меняется, одни уходят, другие приходят. И вот, эти «свободные радикалы» объединяются (или приходят в существующие команды). Они уже поднаучились играть, у всех за плечами опыт, неплохо, однако… За пределами репетиций и концертов нет никаких взаимоотношений, что, как мне кажется, неправильно.

Чем дружнее коллектив в жизни, тем проще им на сцене, тем лучше они «чувствуют» друг друга.

Любимые книги Стива Джобса

Говоря о цитатах Стива Джобса про учебу, нельзя упустить тему книг. Почти все приведенные ниже произведения о том, как человек проходит через трудности и препятствия, чтобы изменить мир или самого себя. Либо он меняет сразу и мир, и себя.

Рекомендуемый список литературы от Стива Джобса:

Айн Рэнд «Атлант расправил плечи».

Книга о том, что весь мир держится на талантливых творцах-одиночках. Без их творчества все просто рухнет, ведь некому будет держать небо на плечах.

Герман Мелвилл «Моби Дик».

Здесь рассказывается о капитане по фамилии Ахав, который одержим желанием отомстить гигантскому белому киту Моби Дику. Кит прославился как убийца китобоев и в предыдущем плавании уничтожил корабль Ахава и оставил его без ноги.

Произведение об отчаянной борьбе человека с государством, которое делает все возможное, чтобы держать под контролем поведение и мысли своих граждан.

Клейтон Кристенсен «Дилемма инноватора».

Автор рассказывает о том, что технологии сошли с пути постепенного развития и теперь регулярно подвергаются «сбоям». Последние приносят пользу небольшим, но шустрым компаниям.

Рам Дасс «Будь здесь и сейчас».

В книге описана духовная трансформация автора, которую он пережил при помощи йоги.

Сюнрю Судзуки «Сознание дзен, сознание начинающего».

Перед нами работа практике медитации дзэн, которая признана одной из наиболее значительных. С ее помощью Джобс концентрировался в самые непростые моменты своей карьеры.

Парамахамса Йогананда «Автобиография йога».

Книга написана йогином Парамаханса Йоганандой в 1946 году – именно с ее помощью в западные страны пришли незнакомые им ранее медитация и йога.

Фрэнсис Лаппе «Диета для маленькой планеты».

Здесь содержатся правила здорового питания и большой выбор рецептов, обеспечивающих организм большим количеством белка без использования мяса.

Джеффри Мур «Внутри торнадо».

Это практически дорожная карта маркетологов, которые стремятся привлекать клиентов.

Эндрю Гроув «Выживают только параноики».

Данную книгу считают практически лучшей среди тех, где рассказывается «Как я это сделал, и вы тоже можете». Ее автор – успешный генеральный директор. Подход Гроува отличается тем, что он проводит глубокий анализ как своих побед, так и промахов.

Лучшие цитаты Стива Джобса о бизнесе и технологиях

  1. Бесполезно приглашать толковых работников, а потом указывать, что делать. Мы нанимаем профессионалов, чтобы услышать от них, что делать нам.
  2. Дизайн – это не то, как вещь выглядит, это принцип ее работы.
  3. Моя бизнес-модель, как группа «Beatles»: четыре парня следили за негативными проявлениями друг друга, оставаясь в равновесии. И итог их работы оказался больше просто суммы отдельных частей.
  4. Есть люди, которые ставят деньги на первое место, обычно им не суждено разбогатеть. Богатства достоин только талантливый, удачливый человек, который не думает все время о деньгах.
  5. Я один из немногих, которые понимают, каково это: за год потерять четверть миллиарда долларов. Это отлично формирует личность.
  6. Можно просто сидеть и наблюдать, чтобы увидеть всю безграничность мышления. Если попытаться его успокоить, станет только хуже. Проходит время, и мышление успокаивается само, а человек учится его контролировать. В этот момент просыпается интуиция, и все вокруг видится гораздо более ясно, чем прежде.
  7. Мы едим пищу, выращенную другими людьми, носим вещи, сшитые другими людьми. Мы говорим на языках, которые были придуманы не нами, используем математику, и ее тоже создавали другие люди. Думаю, здесь нет никакого секрета. И это отличный повод создать что-то полезное для человечества.
  8. Компания будет называться «Яблоко», если к 5 часам у вас не появится идея получше!
  9. Технологии – ничто. Изначально важна и правильна только вера в людей. Дайте им инструменты, и с их помощью они создадут прекрасные вещи.
  10. Компьютеры – это как велосипед, только он создан для нашего сознания.

В конце останется только один: «Симфоническая поэма» Дьёрдя Лигети

А вот еще одно относительно современное музыкальное произведение (впервые исполнено в 1963 году) от коллеги Карлхайнца Штокхаузена, австрийского композитора венгерского происхождения Дьёрдя Лигети. Сочинение исполняют так: на сцене устанавливается сто метрономов, у каждого из которых завод рассчитан на определенное время и каждому из которых задан свой темп. После некоторого периода тишины (от двух до шести минут, по желанию) по команде дирижера исполнители в числе десяти человек запускают каждый свой десяток метрономов и уходят со сцены (в 1995-м было придумано и впервые использовано приспособление, позволяющее запускать метрономы автоматически и обходиться без исполнителей-людей).

Вначале все это, конечно, звучит как совершеннейший хаос, но постепенно, по мере того как все больше метрономов останавливается, становятся слышны отдельные. В конце концов, в полной тишине остается только один — вскоре замирает и он.

Тексты

Разнообразие поэзии аналогично снизилось. Исследователи применили к текстам популярных песен, написанных с 2005 по 2014 год индекс удобочитаемости Флэша-Кинкейда. Алгоритм показывает сложность произведения для восприятия и измеряет литературное мастерство. За выбранный период значение индекса упало на полпункта, количество повторений одних и тех же слов увеличилось, а сами тексты стали короче.

График сравнения текстов с помощью индекса Флэша Кинкида

Одна из причин ー авторство большинства мировых хитов последних двадцати лет принадлежит двум людям ー Максу Мартину и Лукашу Готвальду. Они писали для Бритни Спирс, Тейлор Свифт, Джастина Бибера, Кэти Перри и многих других.

На земле и в воздухе: «Струнно-вертолетный квартет» Карлхайнца Штокхаузена

Раз уже мы заговорили о птицах, то задержимся в воздухе. Правда, не с птицами, а с вертолетами и немцем Карлхайнцем Штокхаузеном, которого музыковеды и критики называют чуть ли не самым важным академическим композитором второй половины XX — начала XXI века. Его сочинения тоже непросты для восприятия, но это обычное дело для академической музыки XX века, особенно второй его половины.

Оцените размах: модератор объявляет зрителям, собравшимся в концертном зале, имена музыкантов струнного квартета и рассказывает, что их ждет. Затем под прицелами телекамер музыканты проходят каждый к своему вертолету, забираются внутрь, вертолеты взлетают и кружат в радиусе 6 км от аудитории, пока музыканты исполняют музыкальную часть сочинения.

Оригинальность

Снижение оригинальности также доказали статистически. Большинство современных треков построены практически на одной и той же комбинации клавиш, драм-машины и сэмплера. Особый интерес у ученых вызвал так называемый «крик миллениала». Сотни артистов используют один и тот же переход от пятой ступени мажорной гаммы к третьей и обратно к пятой. Чаще всего это комбинацию сопровождают словами: «Wow, wow».

Нотная транскрипция «Крика миллениала»

Этот прием — одна из самых простых форм так называемых hooks (крюки). Это музыкальные и вокальные алгоритмы, которые призваны зацепить и заставить снова прослушивать композицию. Крюки можно условно разделить на негативные и позитивные.

Позитивные чаще всего характеризуются заметным, но не резким отличием от основной гармонии, оригинальностью и точно выверенными таймингами повторения. Примерами позитивных хуков можно назвать проигрыш в песне In my time of dying Led Zeppelin или слово Yesterday в одноименной композиции Пола Маккартни.

Негативные крюки отличаются как можно большим количеством неуместных повторений и примитивной структурой. Чаще всего они приобретают форму, для которой придумали термин earworm или brainworm — ушные или мозговые черви. В первый раз такие названия использовали в новелле Десмонда Бэгли 1978 года «Свободные». Песня, насыщенная такими «червями» остается в голове надолго, за короткий срок становится знакомой и заставляет снова и снова слушать композицию. Мозг устроен так, что он в большинстве случаев не любит все новое, потому что для его восприятия и усвоения необходимо намного больше ресурсов, чем для тех же действий со знакомыми явлениям.

За последние десятилетия количество негативных крюков в популярной музыке многократно выросло. Это связано с изменением технологий доступа

Раньше использовали аналоговые носители, люди более обстоятельно подходили к прослушиванию и борьба за внимание между лейблами не была такой острой. Сейчас у людей есть мгновенный доступ к миллионам песен, и производителям необходимо мгновенно и максимально эффективно захватить внимание, чтобы потребитель как можно дольше не перелистывал вперед, а в идеале возвращался снова

Эта тенденция в больших значениях также привела к примитивизации и усилению схожести огромного количества популярных треков.

Обучение

Итак, путь к головокружительным высотам исполнительского мастерства, как правило, начинается с музыкальной школы и репетиторов или самоучителя. Второй вариант заканчивается положительно, только если учащийся осваивает инструмент для игры в поп- или рок-группе. Таких людей можно смело причислять к музыкантам-любителям, но не принижать за это их достоинства – среди подобной публики также встречаются самородки. Однако речь сейчас не о самоучках – у них другие цели и потому трудности, с которыми им приходится сталкиваться, оказываются несколько иного рода.

Что же качается человека, решившего посвятить свою жизнь музыке, то его ожидают долгие годы упорного и беспрерывного труда. Даже если учащийся «горит» музыкой, интересные и полезные занятия с преподавателями будут у него уравновешиваться скучнейшими упражнениями на технику, которым по всем правилам стоит уделять не менее полутора часа в день. Общее время ежедневных занятий – от трех до восьми часов.

Если кому-то кажется, что изучить понравившееся произведение можно сразу, разобрав ноты и сыграв его на своем инструменте, то он глубоко ошибается. Разумеется, речь идет не о популярных песнях и мелодиях. Одна из импровизаций Чарли Паркера? Соната Скарлатти? Выучите за день? Предположим. Но хорошо сыграете только через полгода. Для начала необходимо будет добиться полного автоматизма в игре и только после этого приступать к поиску верных интонации.

Короче говоря, с лету сыграть с душой не получится. Не получалось даже у выдающихся музыкантов.

Если человеку вздумалось учиться музыке в провинции, перед ним возникнет еще одна проблема – выбор толкового педагога. Чем дальше населенный пункт расположен от столицы и крупных городов, тем меньше шансов найти действительно хорошего учителя. В случае с маленькими городами вступает в силу негласный закон: кто умеет, тот делает; кто не умеет, учит других. Такие преподаватели не только горазды путать Баха с Бетховеном, но и способны в буквальном смысле нанести вред своим ученикам. Например, нередки случаи, когда в процессе обучения у детей формировалась неправильная посадка, что могло привести к развитию сколиоза и остеохондроза. Не лучший из побочных эффектов обучения музыке. Подобных педагогов, к счастью, не так уж и много, но они еще встречаются в учебных заведениях, поэтому надо быть крайне осторожным при выборе наставника.

Также следует понимать, что если желание стать музыкантом застало вас врасплох уже в юношестве, то развивать технику игры может быть мучительно трудно. У детей организм только формируется и потому все возлагаемые на них нагрузки способствуют развитию слуха, гибкости суставов и подобному. Но уже подросткам приходится в процессе обучения бороться с собственным телом. Как бы то ни было, даже для достижения среднего результата придется много и упорно работать в течение длительного времени.

Или даже так. Две хозяйки на одной кухне

Когда в одной команде появляются два «сильных» музыканта, умеющих и желающих сочинять, то это может дать хороший толчок вперед, правда, только в том случае, если они думают схоже. В противном случае это все равно что «две хозяйки на одной кухне», толкаются, мешают, критикуют, периодически плюют друг другу в суп. Компромисс найти можно, но сложно.

Одним из ярких примеров можно назвать конфликт музыкантов Металлика (Metallica) с соло-гитаристом  Дэвидом Мастейном (David  Mustaine), хотя в результате получились две отличные команды.

А с другой стороны в этой же банде неплохой тандем Джеймса Хэтфилда (James Hetfield) и Ларса Ульриха  (Lars Ulrich).

Вообще в такой ситуации надо стараться сыгрываться и искать точки соприкосновения, в конце концов, вполне может родиться что-то совершенно новое!

Перевод на русский или английский язык текста песни — I wanna feel YOU, I want it ALL исполнителя MM:

A wish

Kid, I want to touch you,I want to suck your will.I will hunt youAnd I will bring you into his hell.Baby, I want you,I want you to feel every cell in your body.Man, I love you,I will break into your soul …

Wish I was hungry,I hope you quench my hunger,How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?

Dear, I want to break you,I want to leave you at the mercy of the dogs.Yes, I hurt you,I want to hear you scream in pain.Man, I want to taste you,Stripped your skin of tongue,Kill you,Buried in the ground.

Wish I was hungry,I hope you quench my hunger,How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?

I want to feel you, I want it all at once,I want to feel you want all at once …

How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?How much do you want me? How much do you want me?

Какие навыки понадобятся?

Музыкальному менеджеру надо уметь вникать в самые разные вопросы: в организацию творческого процесса и концертов, в маркетинг и рекламу, в юридические темы, контроль финансов и новые инструменты монетизации.

Алёна Рошаль советует всем, кто хочет работать музыкальным менеджером, сначала найти ту музыку, которая вдохновляет. И искренне захотеть помочь этому артисту.

«Все свои навыки я приобрела в процессе работы. Но можно начать карьеру и по-другому: пройти специализированный курс, чтобы понять механику среды, потом пойти волонтёрить на фестивали — увидеть своими глазами, как выглядит процесс работы с артистами и организаторами».

Виктория Лабыгина считает, что все хорошие тандемы в музыке основаны на дружбе и вере друг в друга. Нужна искренняя любовь к тому, что делает артист. Когда тебе в кайф слушать его материал, вы сможете долго и качественно работать вместе.

Но если музыка бесит — даже не начинайте сотрудничество. Будет сложно, например, помогать артисту с клипом: во время съёмок ненавистная песня будет играть сто раз подряд. Также у вас не получится «топить» за артиста перед инвесторами или организаторами концертов — они вам просто не поверят.

Ники Минаж против Карди Би

Ники Минаж/ Карди Би

Как только Карди Би начала набирать популярность, ее постоянно сравнивали с Ники Минаж. Уже тогда появились первые слухи о не самых теплых отношениях между исполнительницами. Весной 2018 обе рэперши посетили бал Met Gala, где были сфотографированы вместе, и тогда казалось, что настало хрупкое перемирие – Карди и вовсе отрицала сам факт вражды. Но в сентябре на нью-йоркской Неделе моды между ними состоялась не просто ссора, а самая натуральная драка – Карди бросила в Минаж туфлю, обвинив последнюю в том, что та обзывала ее дочь. После этого Рианна отписалась от Карди Би в Instagram и вычеркнула ее из списка гостей своего бала. Однако на популярности Карди это вообще никак не сказалось – в настоящий момент она (вместе с Maroon 5) уже пятую неделю возглавляет чарт Billboard Hot 100 с песней «Girls Like You».

«Я созрел для своего проекта».

Мы все знаем много примеров, когда крутые музыканты из известных групп уходят в свои собственные проекты (названные, зачастую, их же именами). Такие проекты не всегда получаются удачными даже у мэтров! Притом, что к своим сольникам эти люди идут довольно долго.

Фронтмену группы SAXON Биффу Байфорду (Biff Byford), потребовалось для этого долгих пятьдесят лет!

А между тем, порой и молодым ребятам из малоизвестных групп приходят мысли, что они готовы покинуть «гнездо» и отправится в самостоятельный полет на неокрепших крыльях. Иногда это становится неприятным сюрпризом для остальных участников бэнда, команда теряет кадры и вынуждена тратить время на поиск и обучение замены, а «ценный кадр», оставшись без группы, в свою очередь вынужден искать единомышленников и начинать «с нуля».

Сколько зарабатывают музыкальные менеджеры?

В лейблах артистов делят на категории в зависимости от их популярности. Менеджеру без опыта дадут в работу начинающего артиста, у которого пока немного активностей. Это хорошая возможность набраться опыта: понять, как работает индустрия и коммуницируют между собой разные отделы в лейбле.

«В лейбле начинающему менеджеру платят 60–80 тысяч рублей. Тем, кто показывает хороший результат, дадут ещё нескольких артистов или разрешат поработать с более известным музыкантом. В этом случае можно получать уже 120–130 тысяч рублей. Менеджерам крупных артистов с миллионами просмотров в соцсетях и частыми концертами платят 300–400 тысяч рублей».


Вакансии для менеджеров артистов в лейбле можно найти на сайтах по поиску работы. Скриншот: hh.ru

Вакансии для менеджеров артиста в лейбле можно найти на сайтах по поиску работы. Скриншот: hh.ru

Зарабатывает ли музыкант хотя бы на жизнь?

С каждым годом музыкальных коллективов становится все больше: современная молодежь активно продвигает собственные проекты, поскольку сейчас сделать это становится легче. Однако большое количество возможностей – не равно успех. Для достижения какого-либо положительного эффекта все равно придется прикладывать огромное количество сил и тратить кучу времени.

Однако Дмитрий Литвинов, основатель сервиса BandLink, утверждает, что последние годы источники доходов российских музыкантов не меняются. В обозримом будущем это останется без изменений, считает эксперт. Действительно, хоть способов заработка на музыке и много, они уже более-менее устоялись. Расширяется лишь инструментарий, с помощью которого можно монетизировать свое творчество.

Алексей «Черный Ангел» Морозов, владелец интернет радиостанции «Радиокрылья», музыкант, композитор и продюсер, в свою очередь считает, что сказать, как именно будут зарабатывать музыканты в наступившем году, довольно сложно. Единственные музыканты, чья перспектива ясна и прозрачна – это те, у кого есть контракты с крупными компаниями.

Как правило, вопрос «как заработать» стоит у начинающих и малопопулярных артистов, которые еще не успели набрать достаточную аудиторию. Более раскрученные коллективы и исполнители получают поддержку своих фанатов, за счет чего уже могут скорректировать финансовые проблемы.

Надежда Тризна, редактор проекта «ЛьготОтвет» и барабанщица группы Kick Chill, не понаслышке знает о заработке на андеграундной музыке, ведь она сама выступает в панк-рок группе:

Логично, что на обеспечение музыкальной деятельности нужно много денег. Делать качественную музыку на самых дешевых инструментах или петь в копеечный микрофон практически невозможно. Хотя даже на такие произведения найдутся любители.

Как минимум поэтому почти все музыканты, которые пока не сделали свое творчество главным источником заработка, имеют «обычную» постоянную работу. Или хотя бы временные заработки вроде работы в такси или вахтовым методом. Алексей Морозов утверждает: многие музыканты не бросят работу ни в 2020, ни в 2021, потому что деньги на еду и продвижение будут требоваться всегда:

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: