15 великих альбомов и одна рок-опера 1970 года

«Chicago (Chicago II)»

Chicago

Своеобразным «противоядием» от музыки в духе Black Sabbath или The Stooges стала вторая по счету запись команды, смешавшей в своей музыке рок, фанк и джаз. «Первый наш альбом был сгустком чистой энергии, зато второй мы контролировали в большей степени», – вспоминает барабанщик Дэнни Серафин. Формат двойного альбома оставлял достаточно возможностей для самовыражения: центральную композицию, 13-минутную сюиту под названием «Ballet for a Girl in Buchannon», сочинил тромбонист Джеймс Панков, и две из семи его составных частей – «Make Me Smile» и «Colour My World» – быстро стали хитами, как и «25 Or 6 To 4» с незабываемым духовым риффом.

Продолжительность композиций роднила Chicago как с джазом, так и с набиравшим популярность прогрессив-роком – но, кажется, ни критики, ни слушатели ничего не имели против таких «вавилонских смешений». Пластинка была номинирована на «Грэмми», а журнал «Cash Box» назвал ее лучшей в 1970 году. И ведь было за что!

Cream — White Room

https://youtube.com/watch?v=pkae0-TgrRU

Этот коллектив за два года существования дал музыке больше, чем Виктор Дробыш и группа «Блестящие» за всю свою жизнь. Чудесная песня, написанная великим Джеком Брюсом и исполненная не менее великим Эриком Клэптоном (когда-то вечный Эрик пел в группах, было это очень давно, не пытайся вспомнить), рассказывает о страданиях брошенного парня, вероятно, ушедшего в себя, и надеющегося на то, что его любовь образумится и вернется к нему. Это типичный утяжеленный психодел того времени, и его грандиозное, помпезное и торжественное вступление, как в хреновых вестернах — типичный почерк музыки 60-х. А мотив, а гитара, а энергия… под такую музыку хочется бросить всё, ограбить магазин и уехать в закат. Даже маэстро Клэптон, откровенно не вытягивающий припев, нисколько не раздражает. Он ведь был еще совсем юн, не измучен наркотиками и личными трагедиями, и был не способен написать нечто из разряда «My Father’s Eyes».

«Jesus Christ Superstar»

Andrew Lloyd Webber & Tim Rice

В том же 1970-м вокалист Deep Purple Иэн Гиллан принял участие в проекте, оказавшемся самым успешным в его карьере за пределами группы. «Мы рассматриваем Иисуса не как Бога, а как человека, оказавшегося в нужное время в нужном месте», – говорил в интервью автор либретто к рок-опере «Иисус Христос-суперзвезда» Тим Райс. Представители церкви были явно с ним не согласны, однако значение этой записи, ближе всех подошедшей к определению рок-оперы именно как оперы в стиле рок, переоценить невозможно. Пригласив на главные роли Иэна Гиллана и ряд других менее известных исполнителей, Уэббер и Райс сорвали банк и создали уникальное произведение, известность которого не ограничивается одной-двумя запоминающимися мелодиями. А в СССР знакомство с отнюдь не ортодоксальной историей жизни Христа имела последствия и вовсе неожиданные. «Я лично знал молодых людей, ставших христианами под воздействием этого произведения», – вспоминал лидер группы «Арсенал» Алексей Козлов.

О других знаменитых рок-операх мы рассказывали в нашем специальном материале.

Iron Maiden — это сильные харизматичные личности

Iron Maiden достигли успеха в первую очередь благодаря двум личностям выдающегося масштаба — лидера группы и басиста Стива Харриса и вокалиста Брюса Дикинсона (а также менеджера Рода Смоллвуда, но о нем в другой раз). Харрис в юности отлично играл в футбол и собирался делать спортивную карьеру — пока не открыл для себя музыку. Не имеющий музыкального образования, Стив научился играть на басу как на обычной гитаре, чем обусловлена его техника и особенность звучания Maiden — бас играет сложные лид-партии наряду с гитарами.

Маниакальный перфекционист, юный Харрис регулярно отказывался работать с другими музыкантами, потому что те были недостаточно хороши. Он не только основной автор музыки группы, но и непререкаемый творческий лидер, руководящий имиджем, сценическими декорациями, продюсированием и сведением альбомов. За 46 лет на сцене Харрису совершенно не надоели музыка и концерты — не успевают отгреметь очередные мировые стадионные гастроли Maiden, как он отправляется в тур по барам и клубам со своей сайд-группой British Lion. Харрис также не забыл любовь к футболу — 65-летний музыкант регулярно участвует в полноценных 90-минутных матчах, тем самым держа себя в форме перед выступлениями.

Брюс Дикинсон, благодаря уникальной манере пения и поведению на сцене, вознес Iron Maiden на запредельную высоту, но его не менее впечатляющие достижения лежат за пределами группы. В юности Брюса отстранили от церковного хора, сказав ему, что он не умеет петь — это послужило как толчком к увлечению музыкой «назло», так и к антирелигиозным убеждениям. Постоянно гастролируя с Maiden в 80-е, Брюс параллельно умудрился достичь серьезных успехов в фехтовании (одно время входя в десятку лучших британских атлетов в этом виде спорта), а также написал несколько книг.

В 1994 году Брюс и его сольная группа, рискуя жизнями, выступили с концертом в осажденном и полуразрушенном Сараево. В 90-е Дикинсон открыл в себе любовь к авиации и получил лицензию коммерческого пилота — в последние годы группа часто путешествовала по миру на Boeing 747-400, пилотируемом лично певцом. В 2014 году на фестивале Sonisphere UK незадолго до старта выступления Iron Maiden Брюс поучаствовал в выставочном полете самолетов времен Первой Мировой прямо над головами зрителей. Несколько месяцев спустя, сразу после окончания записи альбома The Book of Souls, Дикинсону диагностировали рак горла, и музыкант приступил к месяцам химиотерапии и реабилитации. Группа отложила релиз альбома и мировой тур — но уже в феврале 2016-го 57-летний Брюс снова выбежал на сцену в фантастической физической форме.

Вышедшие из рабочего класса музыканты Maiden, будучи выдающимися личностями, никогда не ловили «звезду» и презрительно относятся к глянцу, надменности и рок-н-ролльному стилю Guns n’ Roses или Оззи Осборна. Дикинсон живет в Париже и Лондоне, передвигаясь по городу на велосипеде и метро. Гитариста Яника Герса после концертов можно встретить в окрестных ирландских пабах, а его коллегу Эйдриана Смита — на рыбалке (о чем он даже написал целую книгу).

Музыка русских думеров

Как у практически любой субкультуры, у русских думеров есть своя музыка. Чаще всего это рок советской и постсоветской эпох, пропитанный атмосферой меланхолии — от Виктора Цоя до молодой группы Ssshhhiiittt!. Их песни дополняют уже устоявшиеся образы вроде мрачного и депрессивного думера, одинаковых потрёпанных панелек и зимней ночи. И в сети они получили объединённое название — Russian Doomer Music.

Летом 2020 года в других соцсетях получила известность белорусская группа «Молчат дома» — их песня «Судно» с припевом «жить тяжело и неуютно, зато уютно умирать» набрала 26 миллионов прослушиваний в Spotify и стала основой для тысяч тиктоков. В июне издание Pitcfork провозгласило творчество «Молчат дома» одним из гимнов музыки русских думеров. Сами музыканты узнали о такой известности ещё в 2019 году.

Действительно, за два года на YouTube появилось множество подборок «Russian Doomer Music», куда попадали и песни «Молчат дома». Некоторые из этих сборников набирают сотни тысяч просмотров, и иностранцы так узнают об исполнителях постсоветского пространства, чья музыка подходит под эстетику думеров.

Своеобразным лидером среди авторов миксов стал JustMyFavStrangeMusic. 20 мая 2019 года он опубликовал сборник «Russian Doomer Music vol.1» — семь русскоязычных грустных песен, включая «Спокойную ночь» группы «Кино» и «Зеленоглазое такси» Михаила Боярского. Неожиданно для автора получасовой ролик получил популярность, набрав за полтора года 900 тысяч просмотров.

За первым сборником последовал второй (750 тысяч просмотров), третий (4,8 миллиона просмотров) и остальные — сейчас «Russian Doomer Music» состоит из 15 частей. К известным исполнителям добавились андеграундные групп вроде «Где Фантом?», Corn Wave и Karlův Týn, но общее направление не поменялось — это грустная русскоязычная гитарная музыка, чаще всего пост-панк. Видеоряд: ночные виды панелек и периодически появляющееся лицо думера.

За ником JustMyFavStrangeMusic скрывается 20-летний житель Нижнего Новгорода. О думерах он узнал весной 2019 году, наткнувшись на YouTube-ролик про персонажа мемов и проникнувшись антуражем образа. По его мнению, думер — не тип характера, а, скорее, временное состояние: «Для меня образ думера — это человек, который устал и вынужден какое-то время быть в соответствующем настроении».

Автор сборников не считает себя думером, но признаёт, что особенности жизни в России могли повлиять на популярность персонажа в стране: «Думерская меланхолия есть везде, но возможно, Россия действительно более мрачная страна, как и по менталитету, так и по климату — из-за этого всё немного острее ощущается».

Помимо сборников, JustMyFavStrangeMusic выпускает Doomerwave-миксы. Крупнейшая энциклопедия мемов Know Your Meme называет Doomerwave музыкальным поджанром, вдохновлённым культурой думеров. В основном он сводится к тому, что авторы ремиксов берут и так довольно депрессивные рок-песни, а потом замедляют их, придавая композициям ещё более меланхоличную атмосферу.

Поджанр зародился в феврале 2019 года, когда YouTube-блогер blazeaster опубликовал ролик «Один день из жизни думера»: персонаж мемов закупается пивом и сигаретами в супермаркете, затем садится в автомобиль, едет по дождливому городу и в итоге проводит весь вечер в одиночестве перед компьютером. Фоном звучит замедленный трек группы The Smiths «There Is a Light That Never Goes Out».

Нижегородец JustMyFavStrangeMusic создал большинство из топа самых прослушиваемых Domerwave-миксов на YouTube. Под редактирование попали «Creep» группы Radiohead, «Somebody That I Used To Know» Gotye, «Wake Me Up When September Ends» Green Day и многие другие. «Doomerwave — обработка песни с намеренным „ухудшением“ качества песни. Они приобретают более депрессивный, спокойный и иногда даже ламповый оттенок настроения», — объясняет TJ автор.

В отличие от стандартных сборников думерской музыки, под ремиксы в основном попадает западная музыка. Но без исключений не обходится: у Doomervawe-версии «На заре» группы «Альянс», к примеру, 750 тысяч просмотров. Один из самых популярных комментариев под роликом: «Я бы повесился, но завтра на работу».

«По субботам я хожу в Рок-клуб. В Рок-клубе так много хороших групп»

Официально существование рок-музыки в Советском Союзе признали только в конце 70-х, когда студия грамзаписи «Мелодия» начала издавать альбомы западных и европейских музыкантов. Также мощным катализатором развития рок-движения в стране стали Олимпийские игры 1980 года в Москве. В 1982 году в Ленинграде был образован первый рок-клуб, в который вошли «Аквариум», «Зоопарк» и др.

Наиболее ярко в это время в русской рок-музыке раскрылись такие направления как классический рок-н-ролл («Зоопарк», «Браво»), лирический фолк-рок («Машина времени», «Чайф»), «тяжелый металл» («Ария», «Черный кофе», «Черный обелиск», «Коррозия металла»), панк-рок («Автоматические удовлетворители»), новая волна («Телевизор»), джаз-рок («Арсенал»). Интересными и яркими явлениями стали «Крематорий» и «Звуки Му» с их постмодернистскими настроениями, «Аукцыон», музыка которого вобрала в себя самые различные стили и направления. Третьим крупным центром рок-движения (помимо Москвы и Ленинграда) стал Свердловск (Екатеринбург). Уральский рок был на тот момент представлен командами «Урфин Джюс», «Наутилус Помпилиус» «Чайф», «Настя» и уфимским «ДДТ».

Одной из характерных особенностей советского рока был музыкальный минимализм, связанный с тем, что музыканты были лишены возможностей пользоваться новейшим электронным оборудованием для звукозаписи и микширования. В результате основная нагрузка в песнях приходилась на тексты. Стихи ведущих музыкантов этой эпохи — Макаревича, Гребенщикова, Цоя, Шевчука — отличались особым социально-критическим содержанием и повышенной эмоциональной напряженностью. В том, какое значение уделялось текстам песен, советская рок-музыка 80-х была близка к авторской песне, в ней звучали отголоски творчества Булата Окуджавы, Александра Галича, Владимира Высоцкого.

После выхода из подполья советский рок обретает новое звучание и получает возможность выхода за пределы Союза. В 1986 в США был выпущен двойной альбом «Red Wave» с записями четырех групп: «Аквариум», «Странные игры», «Алиса» и «Кино». После этого события советские рок-музыканты получили возможность гастролировать за границей.

The Byrds


The Byrds

The Byrds усовершенствовали фолк-рок и сделали кантри мейнстримом, за что не могли не попасть в наш список! Они были наиболее популярной и влиятельной группой своего времени! Состав многократно менялся и, по сути, единственным бессменным участником оставался фронтмен Роджер МакГуинн. Тем не менее публика обожала эту группу и её хиты.

Эта группа многоликая не только в плане состава, но и в плане звучания. Свой путь The Byrds начинали с фолк-рока, затем углубились в спейс-рок и психоделический стиль, а ближе к концу 60-х и вовсе добрались до кантри-рока (альбом «Sweetheart of the Rodeo» – яркое олицетворение этого периода). Их вклад просто не может оставаться незамеченным…

Iron Maiden — это самая «народная» метал-группа

Вне зависимости от предпочтений в направлениях тяжелой музыки, сложно найти человека, который хотя бы не уважает группу. Iron Maiden никогда не следовали за модой, не гнались за коммерческой успешностью и не меняли саунд в угоду трендам. Ни в 80-е, ни после воссоединения, банда не имела особого успеха среди радио и теле-диджеев — да и в широкой прессе тоже. Iron Maiden собирали стадионы в первую очередь за счет преданности фанатов и сарафанного радио. В Maiden существует правило: ни звукозаписывающие компании, ни менеджмент не могут влиять на творческий процесс. Оно было введено в 1983 году, когда после успеха сингла Run to the Hills представители лейбла, оказавшиеся в студии во время записи альбома Piece of Mind, высказали недовольство тем, что сингл Flight of Icarus звучал «иначе». Разъяренный Стив Харрис выставил гостей за дверь.

Ни трэш, ни гранж и альтернатива 90-х не повлияли на звучание Maiden. Группа эволюционировала обособленно, осуществляя собственные эксперименты и меняя состав, в результате чего в 90-е оказалась просто «не модной». Коллектив, который в середине 80-х — и сегодня — собирает переполненные стадионы, в эпоху альбомов The X Factor и Virtual XI иногда выступал в клубах. Вера в себя и стремление делать то, что нравится, окупились сполна — лояльность настоящих фанатов к Iron Maiden нашла свое отражение в нынешнем легендарном статусе группы. При этом музыканты, уважая поклонников, никогда не шли у них на поводу — например, новые вокалисты группы никогда не пытались копировать предыдущх певцов. В наши дни Iron Maiden бесцеремонно отшивают тех, кто требует играть на концертах лишь «классику», а не новые композиции.

Поп-музыка 50-60-х годов

Самое раннее направление рок-музыки — рок-н-ролл. Соответственно первыми поп-музы кантами стали исполнители приглаженного, «коммерческого» рок-н-ролла, обычно выступавшие в сопровождении оркестра. Канадский певец и композитор Пол Анка (Paul Anka) родился в 1941 г. в Оттаве. Музыкальное дарование проявилось рано, и Пол пришел на эстраду ещё подростком. В 1957 г. он переехал в Нью-Йорк и представил свои записи в компанию «Эй-би-си — Парамаунт» (ABC — Paramount Records). Среди песен шестнадцатилетнего Пола была «Дайана» (Diana) — она и принесла известность молодому исполнителю.

Singer Paul Anka, 19, w. his arms in the air, enjoying himself while singing to audience during his premiere performance at the Copacabana nightclub.

Уже к концу года песня возглавила хит-парады по обе стороны Атлантики, а в Великобритании держалась на вершине списков популярности девять недель. Затем последовали хиты «Ты — моя судьба» (You Are My Desliny), «Сумасшедшая любовь» (Crazy Love), «Одинокий парень» (Lonely Boy) и др. После выхода этих композиций Пола Анку узнал весь мир. Когда закончился контракт с «Эй-би-си — Парамаунт», музыкант выкупил права па выпуск своих записей. И не ошибся: впоследствии он получал солидные доходы от их переиздания.

В 1978 г. Анка покинул сцену и переключился на сочинение песен. На этом поприще он тоже преуспел: создал такие хиты, как «Она — леди» (She’s A Lady) для британского певца Тома Джонса (Tom Jones) и «Мой путь» (My Way) для Фрэнка Синатры. Кроме того, Пол Анка писал музыку к кинофильмам, поставил несколько мюзиклов. Он автор более чем сорока песен, попа давших в разное время в хит-парады. Анка до сих пор продолжает выпускать альбомы и изредка выступать.

Rolling Stones — Paint It, Black

https://youtube.com/watch?v=-MZBLnk9YOk

Для одних это песня о войне во Вьетнаме. Другие видят в ней намеки на противостояние с коммунистами, католическую религию, посещение публичных домов и что-то еще. Фанаты конспирологических теорий любят что-то выдумывать, вот и здесь простой красной двери придумали обозначение — советский флаг. Сами «роллинги» только подогревали интерес к песне своими невнятными комментариями.

Из текста песни «Paint It, Black» можно ясно понять, что она исполняется от лица человека, чья возлюбленная умерла. Оттого он и хочет всё окрасить в черные тона.

Помимо драйвового припева, разухабисто-отчаянного как танцы напившегося с горя, в этой песне есть еще один характерный элемент — ситара Брайана Джонса, которая своим острым экзотическим звучанием задает мелодию всей песни. Именно за эти необычные штрихи, за эдакую смесь таинственности и бешеной энергичности эту песню слушают и любят ровно 50 лет.

Но многие ее ассоциируют прежде всего с фильмом «Цельнометаллическая оболочка», и потому для них это сугубо вьетнамская тема, что нашло отражение в игре — персонаж тоже успел по джунглям помотаться.

Интересные факты про группу The Rolling Stones

  1. Название
    группы The Rolling Stones предложил остальным участникам коллектива Брайан
    Джонс. Джонс позаимствовал из хита Rolling Stone легендарного блюзмена Мадди Уотерса.
  2. Логотип
    для группы нарисовал Джон Паш. По его словам, губы и язык он срисовывал с
    самого Мика Джаггера. Впервые логотип появился на альбоме Sticky Fingers в 1971
    году.
  3. Музыкальную
    композицию Sympathy for the Devil Мик написал под впечатлением от прочитанной
    книги Михаила Булгакова «Мастер и Маргарита».
  4. За
    историю существования британской рок-группы было продано более 250 млн
    пластинок.
  5. Тур
    A BiggerBand (2007 г.) длился больше одного года и собрал рекордную сумму во
    всей истории музыкальной индустрии — 558 млн $.

Хелависа

Творческая деятельность Хелависы началась еще в ее студенческие годы. В то время она взяла себе творческий псевдоним “Хеледис”. Исполнительница пела авторские песни и исполняла композиции, в основе которых лежали стихи Гумилева, Киплинга и Бернса.

В 1998 году Наталья первый раз появилась на сцене под новым именем – Хелависа. Это произошло как раз в том момент, когда девушка начала сотрудничать с музыкальным коллективом “Тиль Уленшпигель”.

Через год на базе распавшегося “Тиля Уленшпигеля” появилась новая группа, которая получила название “Мельница”. Через четыре года группа выпустила дебютный альбом “Дорога сна”, куда вошли песни “Горец”, “Лорд Грегори”, “На север” и другие треки в исполнении Хелависы.

В настоящее время “Мельница” считается одной из самых известных рок-групп, исполняющих песни в стиле фолк.

Бритпоп и другие

Альтернативный рок становится мейнстримом и в Великобритании получает название «бритпоп». Самые известные исполнители в этом жанре — Oasis, Blur, Suede и Pulp, их иногда даже называют «большой четверкой». Бритпоп — национальный ответ американскому гранжу, бритпоп-музыканты стараются вспомнить гитарную музыку старых времен (то есть 60-х) и наполнить свои песни чисто английскими темами и переживаниями. С бритпопом связывается очередной всплеск популярности английской культуры за океаном — он стал частью движения Cool Britannia.

На этом историю рок-музыки формально можно считать законченной (хотя и после бритпопа образовалось много великих групп и записано много великих альбомов): в названии жанра «бритпоп» уже даже нет приставки «-рок», как бывало до сих пор. Дальше уже будут только разнообразные «-пост» и «-постпост». К тому же появление и повсеместное распространение компьютера и те технические возможности, которые он дает каждому из нас, в каком-то смысле противоречат самой сути рок-музыки в классическом понимании. Не случайно один из первых великих альбомов XXI века называется «OK Computer».

Рок родился с одной гитарой наперевес: английские подростки могли купить дешевую акустическую (и найти на свалке стиральную доску), и этого было достаточно, чтобы показать родителям, что они не такие, что они хотят строить будущее, выражать какие-то идеи. Но чтобы строить будущее, им нужно было прошлое, и этим прошлым стала афроамериканская музыка: нью-орлеанский джаз, американский фолк, блюз и так далее. Британская культура была в послевоенном кризисе, и зарождение рока стало толчком к выходу из него.

К концу века в кризисе оказался уже сам рок — впрочем, не первый раз в своей истории. А выход опять нашли в прошлом: так называемый инди-рок начала 2000-х вновь попытался оставить в рок-группах одну-две гитары, простые барабаны и вернуться к корням начала 1960-х. Но это уже совсем другая история.

Sex, Drugs, Rock’n’Roll

А началом, как мы уже говорили, стало появление в 50-х годах рок-н-ролла. Отправной точкой принято считать запись легендарной песни «Rock Around The Clock» Билла Хейли. А вскоре после этого Америка узнала Элвиса Пресли… Рок-н-ролл вырос из негритянского ритм-энд-блюза и кантри, был замешан на сексе и наркотиках и имел эффект разорвавшейся бомбы. Американское общество того времени было насквозь пропитано пуританской моралью, поэтому, едва появившись, рок-н-ролл стал музыкой запрещенной. Но, несмотря на попытки его «пригладить», загнать в рамки допустимого, его популярность набирала такую силу, которую до этого не знало ни одно музыкальное направление. И остановить рок-движение уже было невозможно. Элвис Пресли ушел в армию, Чак Берри и Джереми Льюис оказались в тюрьме, но рок-музыка продолжала звучать по всей стране и постепенно просачивалась в Европу.

Если в 50-е годы главным центром развития рок-музыки были США, то в 60-е в Западной Европе возникла группа, сумевшая талантливо сочетать мелодичную европейскую музыку и динамичную негритянскую ритмику. Это были Beatles, которые положили начало новому этапу развития рок-музыки. Мощная волна битломании захлестнула весь мир. А следом за ними появилась группа Rolling Stones. Эти музыканты начали исполнять черный ритм-энд-блюз в его первозданном виде. И эффект был потрясающий!

История создания

История создания коллектива началась в Великобритании 50-х годов, в эпоху всеобщего бума музыкальных групп. Каждый, кто хоть немного умел играть на гитаре, барабанах или банджо, стремился попасть в «бэнд». В 1956 году Джон Леннон, вдохновленный творчеством Элвиса Пресли и Билла Хейли, вместе со школьными друзьями — Питером Шоттоном, Найджелом Уалли и другими — создал группу The Quarrymen, игравшую в модном тогда жанре скиффл — оригинальной смеси английского рока с американским кантри и джазом.

Парни давали концерты на школьных вечеринках и выглядели как тедди-бои. На одном из таких вечеров Леннон познакомился с Полом Маккартни и восхитился, как много тот знает о музыке: Пол хорошо играл на гитаре, умел ее настраивать и легко подбирал на слух популярные хиты. Сам Джон тогда только осваивал инструмент и умел брать гитарные аккорды только на 4 струнах, как на банджо, поэтому тут же пригласил нового приятеля в свой коллектив. Позже к ним присоединился друг Пола Джордж Харрисон, которому на тот момент исполнилось 15 лет.

Несмотря на столь юный возраст, Джордж показал отличное владение инструментом. Кроме того, родители юноши позволили команде проводить репетиции у них дома. Когда школа осталась позади и нужно было решать, что делать дальше, все трое без колебаний выбрали музыку. Некоторое время коллектив был близок к распаду — кроме Леннона и Маккартни никто в группе всерьез не воспринимал творчество, а Харрисон покинул проект, чтобы играть с The Les Stewart Quartet.

Однако в 1959-м музыканты вновь объединились, купили первые электрогитары и мощный усилитель. Осенью команда сменила название сначала на Johnny and the Moondogs, затем на Rainbows, после были и другие. Только весной 1960 года появилось The Beatles. Есть легенда, что Леннон увидел слово beatles во сне — якобы ему явился человек в пламени и продиктовал, как должен называться коллектив. Согласно более простой версии, слово выбрали потому, что в нем был корень beat, означающий ритмичный удар или барабанный бой.

90-е: «Там, только там»

С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.

https://youtube.com/watch?v=KRuPhmJ33-E

Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.

Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.

В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».

Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.

«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.

Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей.  В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.

Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».

Главные песни: И. Николаев  – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина»,  гр.«Блестящие»  – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International»  – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».

Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: