Песенки для самых маленьких
Слушая детские песни, ребенок может выступать активным или пассивным слушателем. В зависимости от уровня восприятия, они оказывают разное влияние на формирование личности.
Пассивный юный слушатель открыт миру музыки. Он воспринимает одновременно и рифмы слов, и ритмы звуков, и воспитательные ноты, и легкость гармонии. Он запоминает из прослушанного отдельные отрывки или целые части и впоследствии задумывается над ними.
Активный слушатель с юных лет осуществляет умственную работу, будь то воссоздание в воображении образов, о которых поется в песне, или восприятие поэтических строк и размышление над ними.
«Частушки Бабок-Ёжек»
Из мультфильма «Летучий корабль». Слова Ю. Энтин, музыка М. Дунаевский.
Текст песни » Частушки Бабок-Ёжек»
Припев:Растяни меха гармошка, эх, играй-наяривай.Спой частушки, бабка Ежка, пой, не разговаривай!
Я была навеселе и летала на метлеОй, сама не верю я в эти суеверия!!
Шла я по лесу домой увязался черт за мнойДумала- мужчина, что за чертовщина!
Повернула я домой снова черт идет за мнойПлюнула на плешь ему и послала к лешему!
Самый вредный из людей это сказочный злодей.Вот уж врун искусный, жаль, что он невкусный.
Припев:Растяни меха гармошка, эх, играй-наяривай.Спой частушки, бабка Ежка, пой, не разговаривай!
Детская песня «Чунга-чанга»
Из мультфильма «Катерок». Слова Ю. Энтина, музыка В. Шаинского.
Текст песни «Чунга-чанга»
Чунга-Чанга синий небосводЧунга-Чанга лето круглый годЧунга-Чанга весело живемЧунга-Чанга песенку поемЧудо-остров чудо-островЖить на нем легко и простоЖить на нем легко и простоЧунга-ЧангаНаше счастье постоянноЖуй кокосы ешь бананыЖуй кокосы ешь бананыЧунга-ЧангаЧунга-Чанга места лучше нетЧунга-Чанга мы не знаем бедЧунга-Чанга кто здесь прожил часЧунга-Чанга не покинет насЧудо-остров чудо-островЖить на нем легко и простоЖить на нем легко и простоЧунга-ЧангаНаше счастье постоянноЖуй кокосы ешь бананыЖуй кокосы ешь бананыЧунга-ЧангаЧунга-Чанга синий небосводЧунга-Чанга лето круглый годЧунга-Чанга весело живемЧунга-Чанга песенку поемЧудо-остров чудо-островЖить на нем легко и простоЖить на нем легко и простоЧунга-ЧангаНаше счастье постоянноЖуй кокосы ешь бананыЖуй кокосы ешь бананыЧунга-ЧангаЧунга-Чанга
Песенки для детей
Независимо от возраста, практически все дети любят слушать специально созданные для них песни, в силу их:
- незамысловатости,
- легкости восприятия,
- простых запоминающихся рифм,
- складной, четко выстроенной мелодии,
- частой привязки к кинофильмам и мультфильмам,
- позитивного, радостного настроения.
Песенки из мультфильмов
Изначально детские песни создавались не для взрослых.
Их миссия – помочь неопытному крошке познать мир. Они рассказывают о разных сторонах жизни, о конкретных ситуациях, провозглашают ценности, расставляют приоритеты. Благодаря их позитивному содержанию формируются основы доверия к другим людям, появляются понятия заботы, ласки, доброты.
Типичные черты:
- жизненный контекст,
- благожелательность,
- эмоциональность,
- наличие морали / сатиры,
- яркость оценок (что хорошо и что плохо).
«Говорящие» имена авторов детских песен у всех на слуху. Шаинский и Крылатов, Гладков и Энтин, Успенский и Пляцковский – наиболее известны тем, кто вырос в эпоху телевидения (а не Интернета). Современные детские песни больше напоминают подборки для танцевальных занятий или дискотек.
Детские песенки слушать онлайн
В качестве источников для создания песен могут выступать:
- народные сказки,
- фольклор,
- образы животного мира,
- картины природы,
- собственные воспоминания авторов – из детства или из общения с детьми / внуками.
При сочинении музыки нередка апелляция к разной танцевальной музыке – маршам, галопам, тарантелле. Можно ясно различить интонации народных танцев разных национальностей.
Жанры детских песен
- героико-романтические,
- лирические,
- шуточно-игровые,
- колыбельные.
Среди старинных песен для детей бытовали и песни-благословения, и песни-жалобы, и песни-заклинания, и ритуальные песни, связанные с рождением и взрослением, и песни-передразнивания.
Особое место среди других занимают трудовые песни и песни для детей, написанные во время Великой Отечественной войны.
История развития детской песни
Детские песни берут свои истоки в первобытных временах. Предполагается, что еще на уровне стадного общества могли существовать колыбельные, выполнявшие роль оберегов для детей. Научно доказано, что древнегреческий поэт Пиндар в V в. до н.э. сочинил несколько детских песен. От эпохи Средних веков сохранились старинные немецкие детские песни и уличные куплеты. В России бытовали в народе детские песни с XVIII в., чаще имевшие культовую направленность.
«Детский альбом» Чайковского и оперы для детей на тексты басен Крылова – классические примеры высокой музыки для детского слуха. Такие композиторы, как Шуман, Брамс, Визе, Дебюсси, оставили в своем наследии немало интересного для детей. В советское время увеличился репертуар произведений, созданных для прослушивания и исполнения детьми. В то же время наметилась тенденция упрощения песен в сторону их популяризации. В СССР пионерские песни занимали важную нишу в творческом воспитании школьников.
Чем интересны песни детям?
Детская песня может быть построена в форме повествования-рассказа и иметь откровенно назидательный характер. Тогда ее текст «разукрашен» яркими нестандартными словами и легко запоминается.
Песня для детей может строиться и как диалог с ребенком. Она в живом и непринужденном тоне описывает жизненную ситуацию или дает ответы на нестандартные вопросы. Это идеальный вариант для детей в возрасте «почемучки».