Музыка рубежа веков

Популярные темы сообщений

  • Декабристы Отечественная война 1812 года, стала переломной точкой в истории Российской Империи, в некотором смысле. В результате изгнания Наполеона из России, были совершенны заграничные походы русскими войсками. Многие солдаты, офицеры,
  • Животные живого уголка Я очень люблю посещать живой уголок, там у нас много разных забавных животных. Нравится после школы бежать туда и наблюдать за ними, ухаживать, кормить и играть.
  • Красная панда Красная панда, известна также как малая панда или кошачий медведь, похожа на кошку. Хотя и является хищником, предпочитает растительную пищу мясу.

Владимир Маяковский

“Лиличка!” Исполняет: группа Сплин.

Еще одно откровение для молодого поколения – Да! Это Сплин, но песня на стихотворение Владимира Маяковского.

Этот как раз тот случай, когда столь, на первый взгляд, не музыкальный стих оказался еще как музыкальным в умелых руках устах  Александра Васильева.

“Облако в штанах (отрывок)” Исполняет: Александр Градский.

Отрывок из поэмы Владимира Маяковского “Облако в штанах” в исполнении Александра Градского. Да, да, тот мужик из жюри проекта “Голос”, если ты об этом. Это, конечно, шутка, Вы прекрасно знаете кто он такой, но, а если все-таки нет, то советуем познакомиться (у него есть что послушать).

“Облако в штанах (отрывок)” Исполняет: План Ломоносова.

Если Вы хотите знать, чем занимается Лобанов (Александр Ильин) в свободное время, то смотрите видео внизу.

Мы думаем, что роль Лобанова в сериале “Универ” сыграли с Александром Ильином злую шутку. В реальности же он очень талантливый человек: актер, вокалист и поэт (как минимум). Данное исполнение отрывка поэмы Владимира Маяковского, возможно, понравится не всем, но как нам кажется оно хорошо передает смысл текста. А что Вы скажите? Лучше Александра Петрова слушать?

Примеры произведения эпохи

Александр Блок, отрывок из поэмы «Двенадцать

… И идут без имени святогоВсе двенадцать — вдаль.    Ко всему готовы,    Ничего не жаль…

***

… Так идут державным шагом —
    Позади — голодный пес,
    Впереди — с кровавым флагом,
    И за вьюгой невидим,
    И от пули невредим,
Нежной поступью надвьюжной,
Снежной россыпью жемчужной,
    В белом венчике из роз —
    Впереди — Исус Христос.

Анна Ахматова, отрывок из поэмы «Реквием»:

Нет, это не я, это кто-то другой страдает,
Я бы так не могла, а то, что случилось,
Пусть черные сукна покроют,
И пусть унесут фонари…
Ночь.
1939

Владимир Маяковский, отрывок из поэмы «Облако в штанах»:

Творчество Марины Цветаевой

Марина Ивановна Цветаева (1892 ‑ 1941 гг.) ‑ известная российская поэтесса, переводчица, прозаик.  Прежде всего, она известна своими любовными стихотворениями. Ей также было свойственно размышлять об этических аспектах революции, причем в ее работах прослеживалась ностальгия по старому времени. Возможно, именно поэтому она вынуждена была покинуть страну советов, где ее творчество не ценилось. Она блестяще знала другие языки, и ее популярность распространилась не только на нашу страну. Дарованием поэтессы восхищаются в Германии, Франции и Чехии.

Главные работы Цветаевой:

  • «Имя твое ‑ птица в руке»;
  • «Идешь, на меня похожий»;
  • «Я тебя отвоюю у всех земель, у всех небес..»;
  • «Тоска по Родине! Давно…»;
  • «Мне нравится, что Вы больны не мной»;
  • «Я бы хотела жить с Вами»;
  • «Моим стихам, написанным так рано»

Основные темы в творчестве поэтессы:

  • тема Родины;
  • тема любви, ревности, разлуки;
  • тема дома и детства;
  • тема поэта и его значимости;
  • историческая судьба отечества;
  • духовное родство.

Одной удивительной особенностью Марины Цветаевой является то, что её стихотворения не принадлежат ни одному литературному течению. Все они находятся за пределами любых направлений.

Лучшие русские поэты

50 лучших русских/советских поэтовпо версии редакции портала Selection

При составлении рейтинга учитывались следующие факторы:  известность поэта в мире, национальная популярность и значимость, историческое влияние национальную литературу, количество изданнных произведений  в России, СССР, других странах, места, занимаемые в авторитетных рейтингах и голосованиях.

1. Александр Сергеевич Пушкин (1799-1837)2. Михаил Юрьевич Лермонтов (1814-1841)3. Александр Грибоедов (1795—1829)4. Николай Алексеевич Некрасов (1821-1877/1878)5. Федор Иванович Тютчев (1803-1873)6. Афанасий Афанасьевич Фет (1820-1892)7. Александр Александрович Блок (1880-1921)8. Владимир Владимирович Маяковский (1893-1930)9. Сергей Александрович Есенин (1895-1925)10. Анна Андреевна Ахматова (1889-1966) 11. Борис Леонидович Пастернак (1890-1960)12. Марина Ивановна Цветаева (1892-1941)13. Валерий Яковлевич Брюсов (1873-1924)14. Василий Андреевич Жуковский (1783-1852)15. Александр Трифонович Твардовский (1910-1971)16. Иван Алексеевич Бунин (1870-1953)17. Константин Бальмонт (1867—1942)18. Осип Мандельштам (1891—1938)19. Иннокентий Анненский (1855—1909)20. Николай Степанович Гумилев (1886-1921)21. Владимир Семёнович Высоцкий (1938-1980)22. Иосиф Александрович Бродский (1940-1996)23. Алексей Константинович Толстой (1817-1875)24. Андрей Белый (1880—1934)25. Максимилиан Волошин (1877—1932)26. Федор Кузьмич Сологуб (1863—1927)27. Евгений Абрамович Баратынский (1800—1844)28. Иван Андреевич Крылов (1769—1844)29. Георгий Владимирович Иванов (1894-1958)30. Владислав Ходасевич (1887—1939)31. Велимир Хлебников (1885—1922)32. Гаврила Романович Державин (1743-1816)33. Александр Сумароков (1717—1777)34. Константин Николаевич Батюшков (1787—1855)35. Аполлон Николаевич Майков (1821-1897)36. Иванов Вячеслав Иванович (1866—1949)37. Игорь Северянин (1887—1941)38. Дмитрий Мережковский (1865—1941)39. Николай Алексеевич Заболоцкий (1903-1958)40. Михаил Аркадьевич Светлов (1903-1964)41. Александр Аркадьевич Галич (1918-1977)42. Борис Абрамович Слуцкий (1919-1986)43. Евгений Александрович Евтушенко (1932-2017)44. Булат Шалвович Окуджава (1924-1997)45. Белла (Изабелла) Ахатовна Ахмадулина (1937-2010)46. Андрей Андреевич Вознесенский (1933-2010)47. Роберт Иванович Рождественский (1932-1994)48. Римма Фёдоровна Казакова (1932-2008)49. Ю́лия Владимировна Друнина (1924-1991)50. Андрей Дмитриевич Дементьев (1928-2018)

70 крупнейших русских поэтов по количеству изданий

Осуществлен подсчет изданий произведений русских поэтов XIX в. — начала XX в., зарегистрированных в Российской книжной палате с момента ее создания (1917) до 2012 года; дано процентное соотношение по числу изданий произведений каждого автора.

1 А. С. Пушкин  10,29 20 М. И. Цветаева  0,81
2 М. Ю. Лермонтов  3,58 21 А. С. Грибоедов  0,8
3 Н. А. Некрасов  2,34 22 В. Ф. Одоевский  0,79
4 И. А. Бунин  2,29 23 З. Н. Гиппиус  0,66
5 В. В. Маяковский  2,23 24 Е. А. Баратынский  0,66
6 А. А. Блок  1,57 25 О. Э. Мандельштам  0,65
7 В. Я. Брюсов  1,4 26 В. И. Иванов  0,64
8 Б. Л. Пастернак  1,39 27 М. А. Кузмин  0,6
9 С. А. Есенин  1,24 28 М. А. Волошин  0,52
10 К. Д. Бальмонт  1,18 29 Д. С. Мережковский  0,43
11 Ф. И. Тютчев  1,15 30 А. В. Кольцов  0,41
12 А. А. Фет  1,11 31 В. Ф. Ходасевич  0,38
13 А. А. Ахматова  1,07 32 П. А. Вяземский  0,28
14 В. А. Жуковский  1 33 К. Н. Батюшков  0,28
15 А. Белый  1 34 Г. В. Иванов  0,27
16 И. Ф. Анненский  0,88 35  И. Северянин 0,27
17 Н. С. Гумилев  0,88 36 Н .А. Клюев  0,24
18 Ф. К. Сологуб  0,86 37 В. Хлебников  0,2
19 А. К. Толстой  0,83      

Серебряный век поэзии

Конец XIX и начало ХХ века в России принято называть «Серебряным веком русской литературы». Почему Серебряным, спросите вы? Потому что «Золотым веком» называют другую эпоху — время, когда творили А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Н. В. Гоголь. Первоначально этот термин, придуманный критиком М. А. Антоновичем, относился лишь к первой половине XIX века, но затем «захватил» и И. С. Тургенева, и Ф. М. Достоевского, и А. А. Фета с Ф. И. Тютчевым.

Правда, в те времена поэты и писатели в большинстве своём не становились основоположниками литературных направлений, не составляли манифесты. Да, раннюю поэзию Пушкина и Лермонтова можно отнести к романтизму, но он появился на Западе ещё до того, как будущие гении взялись за перо; затем восторжествовал реализм, а некоторые критики, такие как Ф. В. Булгарин, презрительно называли созданные в русле этого направления работы «натуралистическими», указывая, что писатели, по их мнению, слишком увлеклись бытописанием «грязных» сцен из бытовой жизни. А вот поэты Серебряного века формировали направления более чем осознанно — и у каждого из них была своя идеология и художественные принципы.

Олег Погудин. «Вертинский»

Предоставлено организаторами мероприятия

Александр Вертинский – не тот автор, который открывается сразу. Его «печальные песенки»
на первый взгляд кажутся «чувственными и проникновенными» и «пряно игривыми».
Под этим первым впечатлением можно даже снять сериал или написать пару заметок.

А вот понять,
почему этот не великий певец и не большой композитор уже больше 100 лет
занимает свое незыблемое место в культуре, нельзя. Возможно, дело в том, что его
актерская судьба вместила всё. Его биографии хватит на 10 других, и все будут
захватывающими. Сиротство, две мировых войны, работа санитаром, эмиграция,
возвращение на родину, неразделенная любовь, счастливая семья, бедность,
мировая слава. Он стал всемирно знаменит, исполняя в Европе песни на русском
языке.

Был образцом
актерского мастерства, имея дефект дикции. Сказал самые точные и горькие слова
о своей эпохе, ее героях, жертвах и мучениках: «…и никто не додумался просто
встать на колени…», не будучи ни политиком, ни философом.

Все видение
Олегом Погудиным творчества Вертинского убедительно доказывает, что для того, чтобы
понимать и принимать его поэтический мир, надо быть поэтом самому, а поэзия и
поэтика Вертинского при кажущейся внешней богемности этически является глубоко
христианской, связанной с такими понятиями, как память, сострадание, любовь,
прощение, покаяние, терпение, смирение и искупление.

И вот тут
происходит идеальное со-переживание и со-мыслие этих двух артистов. И рождается
понимание того, почему творчество Вертинского спустя десятилетия остается
актуальным и востребованным.

«Лет через
30–40, я уверен в этом… меня и моё «творчество» вытащат из «подвалов забвения»
и начнут во мне копаться…»,

— написал Александр Вертинский в 1956 году.

Олег Погудин
впервые прочитал это письмо со сцены в 1989 – точно попав в предсказанный
артистом интервал. И его Вертинский, с которым творческая судьба артиста
связана уже 33 года, это рассказ не о бананах, лимонах и попугаях, а о
благородстве, достоинстве, стойкости под бурями судьбы жестокой.

  • Дата концерта:17
    ноября  начало концерта в 19-00
  • Где: Московский Международный Дом музыки Камерный зал
  • Возрастная категория: 6+

Футуризм

Несмотря на всю эксцентричность и яркость поэзии символизма и акмеизма, именно футуризм считается своеобразной квинтэссенцией новизны и оригинальности Серебряного века.

Определение 4

Футуризм (от лат. futurum — «будущее») — название авангардистских течений, развивавшихся в 1910-20-ых годах в России и Италии. Иными словами, футуризм — «искусство будущего»

Футуристов интересовало не столько содержание стихотворений, сколько их форма. Поэты-футуристы предлагали не беречь сложившиеся литературные традиции и культурные стереотипы, а разрушать их. Русский футуризм отличали бунтарство, анархичность, выражение настроений толпы, эксперименты с рифмой и ритмом.

Создателями русского футуризма считаются участники литературно-художественного объединения «Гилея», в которое входили Велимир Хлебников, Елена Гуро, Василий Каменский, Владимир Маяковский и другие. Именно «Гилея» в 1912 году выпустила манифест «Пощёчина общественному вкусу», в котором призывала отказаться от привязанности к творениям прошлого.

Внутри себя футуризм разделялся на несколько групп, параллельно друг с другом развивающих данное направление:

  • Эгофутуризм, возглавляемый Игорем Северяниным. Он существовал относительно недолго;
  • Кубофутуризм, к которому и относились члены «Гилеи»;
  • Поэтическое объединение «Мезонин поэзии», созданное эгофутуристами;
  • Футуристическая группа «Центрифуга».

Сергей Есенин

“Письмо к женщине” Исполняет: Лера Яскевич.

Лера Яскевич достаточно популярная девушка на Ютубе! Она делает крутейшие каверы (cover) на многие известные песни, но как выяснилось не только песен. На ее канале Вы можете найти свою любимую песню и послушать ее в ином исполнении. Думаю, Вы не будете разочарованы. Перед Вами кавер группы The Retuses на стихотворение С. Есенина. Наслаждайтесь!

“Пой же, пой. На проклятой гитаре…” Исполняет: группа Кукрыниксы

Кукрыниксы – известная рок-группа, одним из основателей которой является младший брат Михаила Горшенева (КиШ) – Алексей Горшенев.

“Шаганэ ты моя, Шаганэ!” Исполняет: группа The Retuses

Относительно старая группа (основана в 2007), но популярность которой стремительно стала возрастать в последние несколько лет.  Кстати, именно на одну из песен этой группы сделала свой кавер Лера Яскевич.

“Да! Теперь – решено без возврата” Исполняет: группа Монгол Шуудан.

Группа Монгол Шуудан естественно в представлении не нуждается!

Эту песню знают многие, но каково же их удивление, когда они узнают, что песня составлена на стих Есенина. А Вы это знали?

“Грубым дается радость” Исполняет: Василий Обломов.

Василий Обломов известный музыкант в своих кругах, а также – поэт, поэтому неудивительно увидеть его исполнение известного стихотворения.

“Вижу сон. Дорога чёрная…” Исполняет: Сергей Безруков.

Разумеется, этот список не был бы списком песен на стихи поэтов без Сергея Безрукова.

VII

ВАСИЛИЙ КНЯЗЕВ (О. Б. Кушлина)
Павел. Признание модерниста. Дурак. Блуждающая почка.
405
АЛЕКСАНДР БОГДАНОВ (Л. К. Швецова)
Девушка в белом. В пути. Два стана.
409
АРКАДИЙ КОЦ (Л. К. Швецова)
Интернационал. «Я слышу звук его речей…».
411
АЛЕКСЕЙ ГМЫРЕВ (Л. К. Швецова)
Призыв. Алая. «Гори, мое сердце бестрепетно, смело…». «Я погибну, но вместе со мной не умрут…».
414
ФИЛИПП ШКУЛЕВ (Л. К. Швецова)
Пахарь. Кузнецы. Свобода. «Люблю я осени картины…». Гуди, набат!
417
ЕВГЕНИЙ ТАРАСОВ (Л. К. Швецова)
Мы — предтечи… Дерзости слава! Спите, братья. На Волге. Меж хлебов.
420
ГЛАФИРА ГАЛИНА (И. С. Багдасарян)
«Лес рубит — молодой, нежно-зеленый лес…». «Как хорошо!.. Взгляни: вдали…».
424
СКИТАЛЕЦ (Н. О. Осипова)
Кузнец. Колокол. Прощальное слово. Четверо.
425

III

П. Я. (М. Г. Петрова)
«Он будет прав, потомства суд!..». «Дремлет мирное селенье…». «Долга, упорна ночь… Угрюмое сомненье…». Поздняя радость. «Всё выше волны…». «Нет, легче жить в тюрьме, рабом…». «В искусстве рифм уловок тьма…».
108
ЛЕОНИД РАДИН (Л. К. Швецова)
«Смело, товарищи, в ногу…».
113
ГЛЕБ КРЖИЖАНОВСКИЙ (Л. К. Швецова)
Варшавянка.
114
ЕГОР НЕЧАЕВ (Л. К. Швецова)
Дождь. Язычница. Мой храм.
116
МАКСИМ ГОРЬКИЙ (Н. О. Осипова)
«Не везет тебе, Алеша!» «Не браните вы музу мою…». Легенда о Марко. Прощай! <Монолог Василия Буслаева>. Песня о Буревестнике. <Стихи Власа из пьесы «Дачники»>. <Стихи поэта Кермани из «Сказок об Италии»>. «Уважаемые покупатели!»
119

VIII

НИКОЛАЙ ГУМИЛЕВ (Е.
В. Ермилова
)
Жираф. Основатели. «У меня не живут цветы…». У камина. Наступление. Вечер. Снова море. «Я не прожил, я протомился…». Соединение. Я и вы. Сон. Подражанье персидскому. Слово. Шестое чувство. Заблудившийся трамвай.
431
АННА АХМАТОВА
(Е. В. Ермилова)
Песенка. «Он длится без конца — янтарный, тяжкий день!». «Дал Ты мне молодость трудную…». Голос памяти. «Вечерние часы перед столом…». Стихи о Петербурге: 2 «Сердце бьется ровно, мерно…». «Вместо мудрости — опытность, пресное…». «В последний раз мы встретились тогда…». «Тяжела ты, любовная память!..». «Как люблю, как любила глядеть я…». Из цикла «Три стихотворения»: 1. «Да, я любила их, те сборища ночные…». «Ты — отступник: за остров зеленый…». «Когда в тоске самоубийства…».
443
ОСИП МАНДЕЛЬШТАМ (Е.
В. Ермилова
)
«Дано мне тело — что мне делать с ним…». «Отчего душа так певуча…». «Я вздрагиваю от холода…». «Я ненавижу свет…». «Образ твой, мучительный и зыбкий…». Золотой. Айя-София. Notre Dame. Петербургские строфы. Адмиралтейство. «Отравлен хлеб, и воздух выпит…». «Я не слыхал рассказов Оссиана…». Посох. «Бессонница. Гомер. Тугие паруса…». Соломинка: 1. «Когда, соломинка, не спишь в огромной спальне…». «Золотистого меда струя из бутылки текла…». «Природа — тот же Рим и отразилась в нем.». «На страшной высоте блуждающий огонь!».
450

775

МИХАИЛ ЗЕНКЕВИЧ (О. А. Клинг)
Мясные ряды. Свершение. Земли. Темное родство. Ящеры. Человек. Рассвет. На аэродроме. Сумрачный бог.
461
ВЛАДИМИР НАРБУТ (О. А. Клинг)
Лихая тварь: 3. «Луна, как голова, с которой…». Портрет. «Одно влеченье: слышать гам…».
468
МИХАИЛ ЛОЗИНСКИЙ (О. Б. Кушлина)
«Бесконечною тоскливостью…». Соблазненный. В тумане.
472
НИКОЛАЙ НЕДОБРОВО (О. А. Клинг)
«С тобой в разлуке, от твоих стихов…». «Ты помнишь камыш над гладью моря?..». Демерджи.
474
ЕЛИЗАВЕТА КУЗЬМИНА-КАРАВАЕВА (О. А. Клинг)
«Я не ищу забытых мифов…». «Я испила прозрачную воду…». «И вынули сердце и не дали рая…». «Жить днями, править ремесло…». «Какой бы ни было ценой…». «Завороженные годами…».
476
ВЛАДИМИР ШИЛЕЙКО (М. Л. Гаспаров)
«Я не люблю приветствий черни…». На Васильевском славном острове. Иов, II, 9. Муза. «Как орлиные крылья, раскрылся Коран…». «Хозяин скуп, жнецы ленивы…». Лебедь. «Тысячелетний шаг вигилий…». «Еще болезненно свежа…». «Да, наша слава — не былое…». «Над мраком смерти обоюдной…».
480
ГЕОРГИЙ ИВАНОВ (Е. В. Ермилова)
«Я не любим никем! Пустая осень!..». Актерка. «Как древняя ликующая слова…». «Из белого олонецкого камня…». «Снег уже пожелтел и обтаял…». «Не о любви прошу, не о весне пою…». «Нищие, слепцы и калеки…». «Облако свернулось клубком…».
484
ГЕОРГИЙ АДАМОВИЧ (О. А. Клинг)
«Так тихо поезд подошел…». «Опять, опять, лишь реки дождевые…». «Вот всё, что помню: мосты и камни…». «Но, правда, жить и помнить скучно!..». «Звенели, пели. Грязное сукно…». Воробьевы горы. «Устали мы, и я хочу покоя…». «Опять гитара. Иль не суждено..». «Когда в предсмертной нежности слабея…».
489

Основные направления поэзии серебряного века. Символизм

Писатели и поэты, противопоставившие себя реализму, объявили о создании нового, современного искусства — модернизма. Насчитывается три основных литературных направления поэзии серебряного века: символизм, акмеизм, футуризм. Каждое из них имело свои ярчайшие особенности. Символизм первоначально возник во Франции как протест против обыденного отображения реальности и недовольство буржуазной жизнью. Родоначальники этого направления, в том числе Ж. Морсас, считали, что лишь при помощи особого намека — символа, можно постичь тайны мироздания. В России символизм появился в начале 1890-х гг. Основоположником этого течения стал Д. С. Мережковский, который провозгласил в своей книге три основных постулата нового искусства: символизацию, мистическое содержание и «расширение художественной впечатлительности».

Имажинизм

Меньше всего по времени, пожалуй, в Серебряном веке «продержалось» такое направление, как имажинизм, — направление, представители которого видели первостепенную задачу в создании системы образов, способных потрясти воображение читателя, заставить его как бы увидеть у себя перед глазами яркую картину. «Орден имажинистов» в 1918 году основал А. Б. Мариенгоф, автор «Романа без вранья» и «Циников». Самым прославленным участником объединения был С. А. Есенин. Поэт, наиболее всего известный по стихотворениям «Отговорила роща золотая», «Письмо женщине» и «Мы теперь уходим понемногу», в бытность свою имажинистом написал теоретическую работу «Ключи Марии» (1918), которая начиналась так:

Орнамент — это музыка. Ряды его линий в чудеснейших и весьма тонких распределениях похожи на мелодию какой-то одной вечной песни перед мирозданием. Его образы и фигуры какое-то одно непрерывное богослужение живущих во всякий час и на всяком месте. Но никто так прекрасно не слился с ним, <…> как наша древняя Русь, где почти каждая вещь через каждый свой звук говорит нам знаками о том, что здесь мы только в пути, <…> что где-то вдали, подо льдом наших мускульных ощущений, поет нам райская сирена и что за шквалом наших земных событий недалек уже берег.

В этой статье (где слово «Мария» означает «душа») Есенин попытался объяснить важность орнамента для русской и мировой культуры вообще, а также разработать уникальную классификацию образов, где самой ценной находкой был образ «ангелический». Однако получилось не вполне понятно

Так что, учитывая весьма спорную идеологическую составляющую направления, неудивительно, что имажинизм не стал таким прославленным направлением, как символизм или акмеизм. Впрочем, в сокровищницу русской классики он всё равно принёс немало шедевров. Чего стоят только строчки Есенина из незавершённого стихотворения «Хорошо им стоять и смотреть»:

Оттого-то в сентябрьскую склень

На сухой и холодный суглинок,

Головой размозжась о плетень,

Облилась кровью ягод рябина.

Символизм

Самое раннее из литературных направлений Серебряного века — символизм — тоже, строго говоря, не было изобретено отечественными авторами: этот термин родился среди французских поэтов. Однако в России он был переосмыслен и получил новое развитие. Более того, направление стало настолько популярно, что работавшие в его рамках авторы разделились на «поколения» старших и младших символистов.

К старшим символистам принято относить таких поэтов, как К. Д. Бальмонт, В. Я. Брюсов, Д. С. Мережковский и З. Н. Гиппиус, — их лирические герои решительно отвергали реальность и предпочитали жить в абстрактном мире идей, свободных фантазий и вдохновения. Младшие символисты — это такие знаменитые поэты, как А. А. Блок и Андрей Белый, — также утверждали, что действительность далека от идеала, но стремились к более конкретному идеалу: миру, где царит Вечная Женственность, та сила, которая торжествует в Раю, описанном ещё средневековым поэтом Данте в «Божественной комедии». Добравшись до самого высокого из Небес, Данте встречает Беатриче — женщину, в которой слилось земное и божественное начала:

О, что за трепет душу мне объял,

Когда я обернулся к Беатриче

И ничего не видел, хоть стоял

Вблизи нее и в мире всех величий!

Особенно много подобных женских образов встречается в лирике А. А. Блока, автора статьи «О современном состоянии русского символизма» (1910). Лирические герои его стихотворений тоскуют о «Прекрасной даме» или «Незнакомке». Именно так называется одно из самых знаменитых стихотворений этого автора: в нём рассказывается о таинственной даме, которая, как прекрасное видение, оказывается в трактире среди «пьяниц с глазами кроликов». Герой не понимает, действительно ли он видит женщину или она только мерещится ему — как отражение мечты о божественной любви:

И каждый вечер в час назначенный

(Иль это только снится мне?)

Девичий стан, шелками схваченный,

В туманном движется окне.

<…>

И веют древними поверьями

Ее упругие шелка,

И шляпа с траурными перьями,

И в кольцах узкая рука. (1906)

Как и следует из названия направления, его авторы использовали множество символов. Символ отличается от образа тем, что он обладает сразу множеством значений. Например, роза может быть как символом любви, так и знаком раздора и даже вражды (вспомним Войну Алой и Белой розы), а также скорби. Впрочем, некоторые критики считали, что символисты порой слишком уж «воспаряли» над земным миром — настолько, что это становилось смешным. Так, В. С. Соловьёв даже написал стихотворный цикл «Пародии на русских символистов», где есть следующие строки:

На небесах горят паникадила,

А снизу — тьма.

Ходила ты к нему иль не ходила?

Скажи сама!

<…>

И не зови сову благоразумья

Ты в эту ночь!

Ослы терпенья и слоны раздумья

Бежали прочь. (1895)

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: