Кто считается лучшей белой исполнительницей блюза? ко дню рождения дженис джоплин

Take another little piece of my heart now, baby!

Когда она вернулась в Сан-Франциско второй раз, ее ждал успех и место в истории величайших исполнителей всех времен и народов. Время, отведенное для этой цели, она прожила на пике жизни и куража.

4 октября 1970 года в номере отеля «Лэндмарк Мотор» стояла тишина, на звонки никто не отвечал, на стуки в дверь не реагировал. Пол Ротшильд, знаменитый продюсер, работавший над новым альбомом Pearl, так и не смог доработать с ней вживую этот альбом. По одной из версий смерть наступила в результате передозировки героином, который она приобрела по нелепому стечению обстоятельств у незнакомого дилера.

Как это часто бывает, легенды рока уходят закономерно, но всегда внезапно. Людям это причиняет боль и создает множество догадок про теории заговора, самоубийства, несчастную любовь, или просто они отказываются верить в то, что их кумира больше нет.

Однажды в компании друзей под гул общего веселья и крепких напитков кто-то включит на всю громкость Piece of my heart, и вечер сразу «прибавит мощности». Или, сидя на подоконнике, одно разбитое сердце на мгновение склеится от пронзительных звуков Maybe. Музыка объединяет, музыка вдохновляет, музыка лечит и становится опорой в трудную минуту. Джоплин, Леннон, Моррисон, Хендрикс — знаковые фигуры своего поколения. Их музыка будет жить вечно.

Корректор: Наталья Коновалова

Monterey Pop: рождение легенды

Что такое фестиваль Monterey Pop? Это культурный вираж 1967 года и точка отсчета в карьере многих музыкантов. Событие такого масштаба проходило впервые. Интерес к новой музыкальной формации собрал вперемешку продюсеров, хиппи и будущих звезд психоделического, фолк и блюз-рок направления. Фестиваль проходил почти консервативно. Цветы в волосах были, но пока той одной большой ЛСД-вечеринки не намечалось. Это будет позднее, на первом лете любви — известном Вудсток, а пока…

На второй день фестиваля Дженис Джоплин вышла на сцену и исполнила Ball and Chain — великую интерпретацию блюзовой песни Big Mama Thornton. Энергия, исходящая от певицы, шокировала в прямом смысле. Публика затаила дыхание. Казалось, она сжимает до предела каждую эмоцию. В ритме и вибрациях она извергала крики, заикалась и тонула в любовных переживаниях. «Сумасшедшая и искренняя» Джоплин не оставила ни единого камня. Это был триумф, превративший ее в суперзвезду.

Уретральник чувствует реализацию, когда к нему притягиваются люди. Консолидируя вокруг себя, он дает каждому ощущение защищенности как некое психическое равновесие. Непроизвольно нас тянет к такому человеку. Уретральная певица выхолащивает себя до отказа, до изнеможения, ощущая наполнение таким образом. Когда смотришь на Дженис, ты видишь поток энергии, вырывающийся наружу.

«Summertime» (1968)

Каясь перед всеми любителями джаза и испытывая лёгкое чувство стыда, признаю — о знаменитом произведении Джорджа Гершвина я узнал от Джоплин. Слышал, наверное, и до этого, но внимания не обращал

Впрочем, и на саму оперу Гершвина «Порги и Бесс» 1935 года выпуска внимание обратили лишь после смерти автора — в 1950-е годы. Особую популярность приобрела песня под названием «Summertime», где Гершвин обработал мотивы украинской колыбельной «Ходит сон коло викон» (т.е

«Ходит сон мимо окон»). Композитор услышал её на концерте хора Александра Кошица — эмигранта из Украины и пропагандиста песен своей родины.

Мотивы первоисходника в «Summertime» Гершвина, конечно, угадываются. Сохраняется и форма колыбельной — в опере её поёт своему ребёнку Клара. Но при всём при этом нельзя отрицать, что композитор создал на основе народной песни блестящее оригинальное произведение.После того, как в 1957 году «Summertime» исполнили Элла Фитцджеральд и Луи Армстронг, песня окончательно «забронзовела» и обрела статус джазового стандарта.

То, что сделали с песней BIG BROTHER и Джоплин, стандартом, конечно, не назовёшь. В трогательной красивой колыбельной тут же появилась тревога и драматизм, нагнетаемая голосом Дженис и экспрессивными электрогитарами. Из всех нестандартных исполнений арии Клары — это, наверное, самое интересное и эмоциональное. Кстати, «Summertime» стала последней песней, которую Джоплин исполнила на публике. Произойдёт это в Гарварде 12 августа 1970 года. Но до этого…

Секс, наркотики и одиночество

Тема одиночества в жизни Дженис Джоплин была замечена не только биографами. За резкой и грубой натурой скрывалась почти детская ранимость. Люди отмечали, что моментами певица выглядела напуганной и неуверенной. Спрашивала журналистов, хорошо ли она выступила, как будто пыталась убедить их и себя в гениальности своего голоса. Такое поведение обескураживало. Она нарушала «законы жанра», где принято скрывать настоящие эмоции и не задавать подобные вопросы.

Внутри своей стаи уретральный вектор не разделяет людей на своих и чужих ни по статусу, ни по цвету кожи. Она была простой, честной и открытой с любым. Одинаково общалась как с ведущим знаменитого шоу в прямом эфире, так и с полуспившимся бомжом на улице. Своя для всех и одинокая для себя.

Под влиянием звукового и зрительного вектора музыка была для нее творением чувств, где она ощущала связь с Богом. Любовь, секс и пение были единой частью ее выступлений. Публика купалась в зрительной любви и получала ее со всей уретральной страстью. Это была другая любовь — не мечтательная, воздушная, а бурлящая и сексуальная.

«Я люблю музыку, потому что она создана из чувств. Секс — ближайшее, что можно взять для сравнения, но это больше, чем секс. Я чувствую себя обдолбленной счастьем. Я хочу делать это снова и снова, до тех пор, пока счастье не иссякает» (Дженис Джоплин).

Неустанный рокерский кураж в промежутках между звуковыми фазами не позволял до конца раскрыть и реализовать весь объем зрительного вектора. На сцене она щедро делилась чувствами, наполнялась эмоциями и ощущала себя счастливой, а уходя, страдала от одиночества.

Дженис окружала себя кем и чем угодно, занималась сексом со всеми подряд, мужчинами и женщинами, литрами пила любимый Southern Comfort и тонула в героиновом дурмане. Уретральные люди не имеют запретов. Попадая в зависимость любого рода, они не могут остановиться. Нет тормозов. По этой причине часто рано уходят из жизни.

«Она обладала зверским аппетитом к жизни, удовольствиям — ко всему вообще. Если речь шла о еде, она хотела, чтобы все в комнате получили как можно больше всего самого лучшего. Если речь шла о веселье, она должна была повеселиться сполна. У нее был аппетит к наркотикам, а деньги и возможности позволяли ей иметь их в неограниченном количестве» (Сэм Эндрю, гитарист).

После первой взрослой поездки в Сан-Франциско она чуть не умерла от истощения и передозировки. Сестра рассказывала, что Дженис приехала отрешенной, бросила наркотики и пару лет вела сдержанный образ жизни, периодически выступая на сцене города Остин.

Дикий ребенок

Люди могут управлять телом, голосом, технологиями и даже биржевыми акциями, но они не могут управлять человеком с уретральным вектором. Управлять Дженис Лин Джоплин не могли ни родители, ни школа, ни все консервативное общество нефтяного городка Порт-Артур, где она родилась 19 января 1943 года.

В школе ее не любили. Одевалась как хотела, не подчинялась, водилась исключительно с парнями и выделялась опасной по тем временам способностью — говорить то, что думаешь.

В начале 60-х в Америке происходили важные социальные изменения. В центре внимания были вопросы сегрегации и расизма, а фоном — движение хиппи с призывами «Make love, not war!». Борьба за гражданские права темнокожего населения набирала обороты, но так было не везде. На юге, откуда была родом будущая легенда, нетерпимость и расовая дискриминация считалась нормой.

Однажды высказав: «Я не ненавижу нигеров», Дженис стала объектом ненависти и травли, получив прозвище «свинья». Со всем уретральным бесстрашием она не оставалась в долгу, но чувствовала, что ей не место в этом обществе. Позже она грустно иронизировала, вспоминая жизнь в Порт-Артуре, называя себя «чужой среди тупых».

Для окружающих человек с уретральным вектором кажется ракетой без пульта управления. Врожденная ответственность вожака ставит его во главе ментальной иерархии. Он существует для других, а не для себя, а значит, не ограничен культурными и внутренними рамками. Бунтарский дух, справедливость и кураж в каждом моменте жизни — главные особенности его натуры.

«Piece of My Heart» (1968)

До этого были ещё два альбома певицы, наполненные прекрасными песнями. Большинство из них — каверы, записанные ещё до Дженис, но именно она вдохнула в эти песни новую жизнь и принесла им популярность. Например, «Ball and Chain» («По рукам и ногам») — песня Большой Мамы Торнтон — с которой BIG BROTHER покорили публику на Монтерейском фестивале. Или «Maybe», впервые исполненная в стиле «ду-уоп» коллективом CHANTELS ещё в 1957 году.

Но, наверное, самой известной «чужой-своей» песней для Джоплин стала «Piece of My Heart» («Кусок моего сердца»). Её написал творческий тандем Джерри Рагового и Бертни Бернса для старшей сестры Ареты Франклин — Эрмы. Версия Эрмы вышла в 1967 году и стала № 62 в американском национальном чарте.BIG BROTHER с песней познакомил их рок-коллега из JEFFERSON AIRPLANE — Джек Кэссиди. Исполнение Дженис Джоплин и аранжировка гитариста Сэма Эндрю в духе психоделического рока так изменили первоисточник, что когда Эрма Франклин услышала новую версию «Piece of My Heart» по радио, то поначалу не узнала свою песню. Как писал критик Эллен Уиллис, в отличие от Эрмы, Дженис использует блюз не для того, чтобы преодолеть боль, а чтобы заявить о её существовании.

Сэм Эндрю:«Мы сделали её совершенно иначе: там было такое изящество! — а мы записали маниакальную, яростную версию белого парня».

Хотя для Эрмы «Piece of My Heart» стала самым большим хитом за всю карьеру, версия BIG BROTHER оказалась куда успешнее. Она займёт 12-е место в чартах США, а альбом 1968 г. «Cheap Thrills» получит «золотой» статус ещё до выхода. Эту песню будут перепевать многие именитые исполнители (Дасти Спрингфилд, Бонни Тайлер и др.), но ассоциироваться она будет, прежде всего, с Джоплин.

На проводе со Вселенной

В сочетании с уретральным звуковой вектор единственный, который не поддается влиянию своего «безбашенного соседа снизу». В человеке эти вектора, столь разные по своей природе, не смешиваются. Со стороны кажется, что его бросает в две крайние противоположности. В системно-векторной психологии Юрия Бурлана это называется фазами, где страсть и жизнелюбие уретрального вектора резко сменяется отрешенностью и уходом в звук.

Звуковой вектор задает направление внутреннего поиска — желание раскрыть первопричину всего сущего. Письменное, устное слово, абстрактные образы — источник смыслов для звуковика. С детства его тянет к познанию — от наблюдений за ночным небом до чтения философских трактатов. Усложняя реализацию, звуковик стремится найти смысл жизни, понять: для чего он пришел в этот мир?

Уретральный звуковик — как прямая связь с Вселенной — чистая энергия, чистый звук, преобразованный в идею или творчество. Особенность этой связки создает феномены в творчестве и рождает великих личностей.

Дженис не училась нотной грамоте, но воспринимала музыку уникально, ощущая незначительные нюансы в ритмической изменчивости блюза. Не заметить Джоплин было невозможно. Закончив школу и попав в университет, она сразу оказалась на обложке местной газеты под заголовком: «Она смеет быть непохожей!».

Бросив учебу, она собрала чемоданы и вместе с друзьями отправилась на попутной машине в Сан-Франциско. Это была ее не первая поездка. В то время город был эпицентром контркультуры хиппи. Сюда съезжалась вся «беспокойная» и молодая часть Америки. Кто хотел творить, музицировать, бороться за свободу, веселиться и быть частью прогрессивных идей — брал курс на этот город.

Друг и менеджер новой группы Big Brother & the Holding Company позвал Дженис петь. Это изменило ее направление. В городе группа быстро стала популярной, но за пределами о ней пока никто не знал. Приглашение выступить на фестивале в Монтерее стало переломным событием и первым выходом Дженис Джоплин на большую сцену.

Умная не по годам, зрелая не по форме

С сестрой и братом Дженис росла в интеллектуальной и дружной атмосфере. В какой-то мере родители тоже не соответствовали классическому образцу жителя Порт-Артура, «ненавидящего нигеров». Вместо любви к кантри и родео отец в тайне увлекался философией, любил классическую музыку и прививал детям идеи саморазвития. Мать обожала бродвейские мюзиклы и часто за уборкой распевала их с дочерями.

Маленькую и улыбчивую во весь рот Дженис тянуло к вопросам познания и религии. Она хорошо училась, сама ходила в церковь, рисовала, читала и поначалу не вызывала никаких беспокойств у окружающих. Проблемы начались позже.

Уретральные женщины имеют иную задачу, в отличие от уретральных мужчин. Они не вожаки, но в сложных условиях, обладая такими же свойствами, проявляют себя в мужской роли. Испытывая унижение, они компенсируют нехватку, имитируя мальчика или, другими словами, вождя со стаей. Первой «стаей» Дженис стали местные ребята. С ними она ездила в Луизиану, пила, ввязывалась в драки и получала первый сексуальный опыт.

«Kozmic Blues» (1969)

Довольно быстро стало понятно, что основной «жемчужиной» BIG BROTHER является голос Джанис, поэтому, как это часто бывает, певица покинула группу, чтобы создать новую — KOZMIC BLUES BAND. Название коллективу дала одноименная песня «Космический Блюз» — на этот раз написанная самой Джоплин с помощью продюсера Габриэля Меклера. Это был очередная красивая и чувственная песня о любви и разочаровании. Лучше всего о ней рассказывает сама певица.

Д. Джоплин (из книги Д. Долтэна «Кусочек моего сердца»):«…я не могу написать песню до тех пор, пока сама в действительности не переживу весь этот травматизм, эмоциональный всплеск; я прошла через череду расплат, и я серьезно опустошена. Никто никогда не полюбит тебя лучше, никто не полюбит тебя так, как надо. …Так или иначе, но в конце этой песни у меня всплывает воспоминание-аналогия о муле, тянущем повозку с длинной палкой, с которой что-то свисает, ты знаешь, морковка свисает, ее держат перед его носом, побуждая мула двигаться вперед к недостижимой цели.…однажды, сидя в баре, я прочухала, что нет никакого такого торного пути, знаешь, никогда ничего не встанет на свои места. На это просто уйдет вся твоя жизнь. Ты никогда не дотянешься до этой б… й морковки, слышь, вот тогда-то и наступает „Космический блюз“, когда понимаешь, что никогда не достигнешь желаемого».

О последних хитах «Жемчужины» блюза я расскажу уже в следующий раз, а пока можете послушать некоторые из её песен в 1-м комментарии к этой статье.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: