«Яндекс» перевёл классику «Союзмультфильма» в HD-качество с помощью нейросетей
Разрешение изображения повышено с использованием нейронных сетей. Компания «Яндекс» улучшила качество десяти классических мультфильмов с помощью технологии DeepHD.
В общем списке мультфильмов они будут отмечаться значком dHD. После обработки, изображение стало более резким, лучше видны листья деревьев, снежинки, звёзды на ночном небе над джунглями и другие мелкие детали.
В каталоге уже имеется 24 эфирных телеканала и несколько десятков фильмов в DeepHD. Ранее «Яндекс» проделал аналоничную работу над фильмами и телепередачами.
Разрешение изображения повышено с использованием нейронных сетей. Компания «Яндекс» улучшила качество десяти классических мультфильмов с помощью технологии DeepHD.
В каталоге уже имеется 24 эфирных телеканала и несколько десятков фильмов в DeepHD. Ранее «Яндекс» проделал аналоничную работу над фильмами и телепередачами.
В общем списке мультфильмов они будут отмечаться значком dHD. После обработки, изображение стало более резким, лучше видны листья деревьев, снежинки, звёзды на ночном небе над джунглями и другие мелкие детали.
Ещё новости
25.10.2022 Все стадии смерти тела с точки зрения науки
С научной точки зрения после смерти нет ничего. Смерть считается концом человеческой жизни и самым страшным, что может произойти с человеком. Только, в отличие от всех этих явлений смерть не ограничен…
25.10.2022 Процессор с самым мощным интегрированным графическим ядром. Мини-ПК Minisforum UM690 основан на Ryzen 9 6900HX
При этом, кроме Ryzen 9 6900HX, который предлагает немалую производительность как CPU, так и тем более iGPU, тут имеется от 16 до 64 ГБ ОЗУ, SSD объёмом 512 ГБ и весьма широкий набор портов, включающи…
25.10.2022 5 органов, без которых может прожить человек
Понятно, что можно прожить без глаза, руки, ноги, аппендикса или половых органов. Человек ко всему приспосабливается. Ну, почти ко всему. Гораздо более удивительно то, что люди вполне могут жить без …
25.10.2022 Опубликованы первые фото затмения Солнца
Частное солнечное затмение могут увидеть жители разных городов России, Европы, Северной Африки, Ближнего Востока и западной Азии. Грандиозное астрономическое явление проходит сегодня, 25 октября. Узн…
24.10.2022 Google Chrome прекращает поддержку для Windows 7 (сроки)
Чтобы обезопасить пользователей, Google прекратит поддержку браузера Chrome на Windows 7. Прекращение поддержки делает систему более уязвимой. Сейчас система поддерживается для корпоративных клиентов,…
Гофманиада
Третий этаж занимает музей, посвященный «Гофманиаде», а также технопарк и реставрационная комната. «Гофманиада» – это полнометражный фильм, созданный на основе сказки немецкого писателя Эрнста Теодора Амадея Гофмана, который всем знаком по повести-сказке «Щелкунчик и Мышиный король». Съемки начались в 2005 году, а премьера состоялась совсем недавно – в октябре 2018-го.
Сначала создается эскиз, потом художник-декоратор делает макет и декорации. Эскизы, по которым сделаны куклы «Гофманиады», частично принадлежат авторству Михаила Шемякина – всемирно известного художника и скульптора.
Новые проекты
На четвертом этаже кипит работа над новыми проектами “Простоквашино”, “Оранжевая корова”, “Суворов”, “Зебра в клеточку”, каждый из которых имеет свой стиль и «характер». Так, «Оранжевая корова» – сериал для самых маленьких зрителей – с простой рисовкой и цветовыми решениями, «Зебра в клеточку» представит редкий жанр мультфильма-мюзикла. Что касается «Суворова», то это будет полнометражная картина для семейного просмотра с хорошим чувством юмора, в центре которой не биография великого полководца, а романтическая история любви простого парня-солдата к девушке-дворянке.
Примечательно, что «Суворов» создается с помощью технологии motion capture («захват движения»), которая была использована для съемок «Властелина колец» и «Аватара». Актер в костюме со специальными датчиками «транслирует» свои движения модели анимационного персонажа – таким образом в студии motion capture всего несколько актеров способны создать полноценную батальную сцену. Выйдет на большой экран «Суворов» в 2019 году. Помимо этого в скором времени зрителям предстоит увидеть сериалы «Пластилинки», «Пиратская школа», «Кракен», «Петя и Волк».
Интересные факты
Герои самых первых мультфильмов были не рисованные, а кукольные.
За всю историю студии создано более полутора тысяч мультфильмов.
В Японии Чебурашка – сверхпопулярный персонаж, там даже сняли продолжение популярного фильма, полностью сохранив эстетику оригинала.
Многие анимационные герои имеют свои прототипы в жизни. Частично художник Леонид Шварцман рисовал Шапокляк со своей тещи, а волк из «Ну, погоди!» похож на сына создателя и режиссера В.М. Котеночкина.
13 минут рисованного мультфильма – 19 тысяч чистовых рисунков на каждого героя.
Каждый желающий может попасть на экскурсию на киностудию “Союзмультфильм”. Прийти и вдохновиться, возможно, поностальгировать и наверняка узнать что-либо новое. Заново открыть простые истины родом из детства. Как говорил Волк из мультфильма “Жил-был пес”: “Ты заходи, если что”.
2018: Реставрация советских мультфильмов
25 сентября 2018 года компания «Яндекс» сообщила о применении собственной технологии DeepHD для улучшения качества изображения советских мультфильмов.
DeepHD позволяет повысить разрешение изображения с помощью нейронных сетей. В результате картинка становится более чёткой. Искусственный интеллект, который лежит в основе DeepHD, не изменяет цвета и не добавляет на изображение ничего лишнего. Кадры до и после обработки имеют идентичное содержание. Разница лишь в том, что DeepHD усиливает детали, которые были задуманы и отрисованы художниками-мультипликаторами, но могли частично потеряться при цифровой обработке плёнки, пояснили в компании.
Кадр из мультфильма «Маугли»
По словам представителей «Яндекса», обработку с помощью DeepHD можно проводить буквально «на лету». Компания поступает так с телеэфиром: видеопоток, который отдают «Яндексу» несколько телеканалов, обрабатывается в режиме реального времени и практически без задержек поступает к зрителю уже в повышенном разрешении.
Кадр из мультфильма «Дюймовочка»
На 25 сентября в высоком разрешении можно посмотреть десять мультиков студии «Союзмультфильм»: «Аленький цветочек» (1952), «Золотая антилопа» (1954), «Снежная королева» (1957), «Дюймовочка» (1964), «Бременские музыканты» (1969), «Умка ищет друга» (1970), «Маугли» (1973), «Щелкунчик» (1973), «Путешествие муравья» (1983) и цикл про «Котёнка по имени Гав» (1976–1982).
Кадр из мультфильма «Снежная королева»
Кино и мультики, обработанные с помощью нейронных сетей, можно посмотреть прямо на «Яндексе» или на «КиноПоиске». Отыскать их можно по запросам и . Коллекция при этом будет постоянно пополняться, пообещали в «Яндексе».
Авторские проекты
Авторские работы киностудии уже не раз забирали призы на фестивалях и конкурсах. Повезло увидеть режиссера Галину Голубеву в процессе работы над анимационным фильмом «Зеркальце». Сюжет забавный: «Деревенские жители смотрят по очереди в диковинное для них зеркальце и не подозревают, что сурово осуждают и высмеивают не «нарисованную страшную рожу», а самих себя». Хронометраж составляет 5 минут, работа выполнена в жанре бытовой сказки. При создании «Зеркальца» использовалась рисованная анимация с применением масла по стеклу.
Хочется отметить, что перед походом на студию в голове присутствовал стереотип, что коллектив, особенно режиссеры – люди преклонных лет с седой бородой и налетом важности. Но коллектив молодой, современный, стильный и, главное, влюбленный в свое дело
Поэтому от шаблонного мышления пришлось отказаться, как говорится, переступив порог.
Культура подготовки
Режиссёр, художник-мультипликатор Игорь Ковалёв в беседе с RT отметил, что сегодня производство анимационного фильма лишь немногим быстрее, чем раньше: «Необходимо время для того, чтобы создать персонажей, моделей, сделать их по эскизам в 3D. <…> А когда начинается анимация, процесс ускоряется».
По его словам, раньше производство полнометражного 2D-фильма в США занимало от года до полутора лет.
Художник мультипликационного кино Станислав Соколов подчёркивает, что занятие 3D-анимацией предполагает владение классической школой и требует универсального знания техники и содержания, а также высокой культуры подготовки.
Также по теме
«При компьютерной технологии теряется душевная теплота»: режиссёр о мультфильме «Сказ о Петре и Февронии»
В преддверии Дня семьи, любви и верности в широкий прокат выходит российский мультипликационный фильм «Сказ о Петре и Февронии»….
Обучают искусству анимации во многих российских университетах. Например, на факультете анимации и мультимедиа во ВГИКе. Разумеется, чтобы поступить туда, уже нужно уметь рисовать — от художников приёмная комиссия требует предоставить работы по композиции, живописи и рисунку. Тем не менее, как отмечает кинокритик, историк анимации Павел Шведов, компьютерная анимация в вузах практически отсутствует, и оперативно отслеживать нововведения учебные заведения не успевают — всё новое, как правило, сначала появляется в индустрии
А потому желающим развиваться в данной области стоит обратить внимание на одно-двухгодичные курсы или же пройти обучение при студии. Обучение посредством практики, к слову, присуще всем профессиям без исключения (что не отменяет необходимости владения теорией)
«Работа рукой и головой»
Работа аниматоров сегодня неразрывно связана с компьютером: полностью от механической работы уйти не удалось, однако благодаря машинам уже не нужно вручную переводить изображение и раскрашивать кисточкой каждый кадр. Аниматор, режиссёр студии «Анимаккорд» Наталья Мальгина рассказала RT, как во времена её студенчества анимационные тесты снимали на плёнку. Чтобы увидеть свою сцену, необходимо было подождать, пока эта плёнка закончится — за раз снимали около двадцати сцен. Потом плёнку везли в проявку, затем — из проявки. Между сдачей сцены и её просмотром проходило порядка двух недель. Теперь же материал можно отснять хоть на веб-камеру и тут же посмотреть его на своём компьютере.
Режиссёр мультипликационных фильмов Владимир Тарасов вспоминает, что в создании десятиминутного выпуска «Ну, погоди!» так или иначе принимали участие все 500 сотрудников студии «Союзмультфильм». Обычно такую картину делали девять месяцев — очень символично, ведь именно столько требуется, чтобы выносить ребёнка. За это время рисовалось примерно 30—40 тыс. рисунков.
Тарасов подчёркивает, что сегодня подобную работу удастся сделать быстрее, однако «технология только помогает убыстрить технологию»: в основу мультипликации всё же заложена «работа рукой и головой».
Как это работает?
Технология состоит из двух этапов, каждый из которых имеет свою нейросеть. В одном алгоритме с картинки убираются помехи, а в другом, генераторе, изображение становится крупнее. Систему обучали на образцах в высоком разрешении, которые уменьшили для приближения к реальности.
После обработки получались «настоящий» и «искусственный» кадры с хорошим разрешением. Нейросеть «классификатор» проверяла сохранность изображения и наличие лишних элементов. «Дискриминатор» определял достоверность картинок между собой. Если «подделка» становилась «подлинником», то нейросеть справлялась со своей работой.
Схема работы нейросетей при улучшении изображения. Источник
Большой набор данных «научил» сеть различать объекты и поверхности в различных качестве и размере. Сверхточные слои извлекают сложные свойства изображения и восстанавливают детали. Контентная функция потерь преобразует картинку в карты признаков и уменьшает расстояние между ними. Разработчики улучшили также оценку качества изображения. В этом им помогли пользователи сервиса «Яндекс.Толока», которые выбирали наиболее качественные видео.
Схема обработки изображения с помощью деблокинга (устранение помех сжатия) и быстрой «легкой нейросети». Источник
Возможно ли обойтись без DeepHD?
Любители-реставраторы считают, что можно «починить» старый фильм или мультфильм без сложных технологий. Необходимо иметь исходник, который можно оцифровать в Adobe Premiere и разбить на куски. Восстановление займет много времени, но результат будет похож на DeepHD.
Мультфильм, который прошёл «домашние» оцифровку и реставрацию
С помощью программ Combustion и VirtualDubMod возможно поправить цвет, повысить резкость и убрать шумы. Альтернативой для них является Adobe After Effects, в котором есть рисование на видеодорожке. Похожей функцией обладает TVPaint animation с ретушью царапин и работой с несколькими кадрами одновременно.
Старое и новое
Казалось бы, с развитием технологий своё место в профессии рискуют потерять мастера старой школы, которые не успели перестроиться на новый лад или просто не приемлют компьютерную 3D-анимацию. Однако времени на перестройку было достаточно — технологии внедрялись в профессию постепенно, и их появление не изменило мир анимации до неузнаваемости. Лишь предложило новый инструмент, от которого при желании можно отказаться. Многие мультипликаторы до сих пор создают полноценные кукольные фильмы в классических декорациях (вспомните «Коралину в Стране Кошмаров» — первое кукольное кино, изначально снятое в 3D), создают «плоских» персонажей, рисуют образы на бумаге (даже не на планшете!) и уже потом переносят их в компьютер.
- Съемки мультфильма «Коралина в Стране Кошмаров»
Также по теме
«Простоквашино» возвращается: глава «Союзмультфильма» о строительстве технопарка и работе над продолжением мультсериала
Президент России Владимир Путин поручил создать в Москве анимационный технопарк на базе «Союзмультфильма». Руководитель киностудии…
От чего не отказывается почти никто, так это от цифровой съёмки. Французская студия Folimage, до сих пор использующая киноплёнку во многих своих проектах — скорее исключение из правил. Режиссёр анимационных фильмов Константин Бронзит отмечает, что теперь найти специальный, подстроенный под мультипликацию съёмочный станок чрезвычайно сложно. Содержать его также было бы очень дорого — и это ещё если не брать в расчёт киноплёнку.
«Можно для пафоса взять гусиное перо и писать роман. Но едва ли вы кого-то этим удивите. Скажут: «Ну чудак. Ну пишет, ладно», — отметил в беседе с RT Бронзит.
От сценария до монтажа
Хотя появление новых технологий существенно облегчило выполнение многих задач, производство мультфильма по-прежнему является трудоёмким и предельно кропотливым процессом, в котором задействованы множество людей. В том числе это касается и создания трёхмерной компьютерной мультипликации. Как рассказывает RT руководитель студии Propellers Артур Шамшадинов, один только поиск визуального решения может занимать месяцы, а в случае с полнометражным мультфильмом — годы. Но даже если сценарий готов, эскизы персонажей нарисованы, сценарий преобразован в раскадровку (где каждая сцена представлена в виде рисунка, выверенного по композиции и описанного по действиям персонажей и камер) и создан 2D-аниматик — черновая версия мультфильма со звуком, — всё только начинается.
Также по теме
Заклинатель мух: как любитель насекомых Владислав Старевич стал пионером кукольной анимации
8 августа исполняется 135 лет со дня рождения Владислава Старевича — одного из основоположников кукольной анимации, прославившегося…
Сперва необходимо провести моделирование — это процесс создания трёхмерных персонажей и объектов по их эскизам. Кажется, что можно вылепить эти объекты, словно из пластилина, но так лишь можно поймать общую форму. В действительности модели должны иметь сетчатую структуру поверхности, созданную по строго определённым законам, иначе потом их нельзя будет деформировать без режущих глаз артефактов.
«Если вы посещали курсы кройки и шитья, то вам должно быть понятно, что такое выкройка. Нечто подобное происходит с персонажем. Все его детали: и одежда, и ладони, и лицо — превращаются в выкройки. Именно на таких развёртках художник рисует текстуры для модели, чтобы модель обрела цвет, фактуру и мелкие детали. В зависимости от желания сделать мультфильм более или менее реалистичным создаются шейдеры — материалы. Они отвечают за модель поведения света на поверхности материала: шершавый он, как бумага, или зеркальный, как стальной шарик. И это происходит с каждой моделью, будь то главный персонаж или просто предмет, лежащий где-то в углу на заднем плане», — объясняет аниматор.
Перед тем как приступить к анимации, для всего, что должно двигаться, создаются скелеты — условные шарнирные конструкции, с которыми и работает аниматор. К каждой кости таких скелетов привязываются области моделей, за счёт чего появляется возможность двигать отдельно руки, отдельно ноги. Эти «кости» (манипуляторы) создаются и для лица, и для глаз — всего, что должно шевелиться. Но этим работа со скелетом не ограничивается. Внутри него, между костей, строятся сложные многоярусные взаимосвязи, благодаря которым появляется возможность работать с конечностями в режиме прямой и обратной кинематики, когда перемещение кисти руки приводит в движение все суставы. Создаётся внешний вид манипуляторов, достаточно удобный для того, чтобы с ними можно было работать.
- Режиссеры за постановкой нового фильма на киностудии «Союзмультфильм»
- РИА Новости
Он подчёркивает, что на этом работа не заканчивается: впереди этап рендера. Мощности современных машин недостаточно, чтобы во время процесса анимации видеть итоговую версию мультфильма. Его предстоит дополнить деталями, эффектами, источниками света и поставить на процесс многочасового (многодневного) рендера. Во время него компьютер, учитывая каждую точку, нарисованную художником, каждое микродвижение, шейдер и источник света, воссоздаст многослойную картинку, готовую к следующему этапу — композитингу. Там, как в фотошопе, слои персонажей, теней, фона, бликов, глубины и множества других специфических данных, накладываясь в различных режимах, приобретут законченный вид. И только потом отправятся на монтажный стол.
Музей
На втором этаже располагается музей, а также работают режиссеры и художники авторского кино.
В музее представлены оригиналы кукол героев, знакомых с детства. Когда видишь персонажей не с экрана, а вживую, появляется сильное желание изучить все детали: выражения лиц, наряды, костюмы. Некоторые экспонаты сохранились с 1956 года.
В конце зала стоит старый деревянный стол художников-аниматоров с небольшим зеркалом на уровне сидящего. Сразу возникает вопрос: а зачем же зеркало? Начнем издалека. Создание рисованного мультфильма имеет свою цепочку взаимодействий. Режиссер берет сценарий, и с этого момента начинается подготовка. Приглашается постановщик, который делает раскадровку, прорисовывая каждую сцену, подобно комиксам. Тем временем художник по персонажам придумывает героев. Далее вступает в дело художник-аниматор.
Важно передать основные движения, артикуляцию мультперсонажа. И тут вспоминается маленькое зеркало на раритетном столе, смотря в которое художник отмечает главные моменты, только потом приступая к работе. Художник-аниматор рисует основные движения персонажей, промежуточными занимается художник-фазовщик, а художник-прорисовщик прорабатывает движения, придающие определенный стиль каждому герою
Анимация
Также студия применяет пластилиновую, объемно-кукольную анимацию, использование элементов кофейной анимации, технику компьютерной перекладки, съемки на станке.
- пластилиновая анимация: покадровая съемка пластилиновых объектов;
- объемно-кукольная анимация: покадрово фотографируются и сцена действия, и каждое движение кукол;
- кофейная анимация: благодаря кисточкам на рассыпанном кофе создаются герои и их движения;
- техника компьютерной перекладки: персонаж рисуют по частям и во всех ракурсах с помощью компьютерных программ;
- съемки на станке: на стекле специального стола художник создает своих героев, используя масло или картон, или сыпучие вещества (песок, крупы и т.д.).
Два мира анимации
Как и в случае с традиционным игровым кинематографом, авторское анимационное кино можно снимать, используя любые понравившиеся техники и технологии и совсем не задумываясь о финансовой рентабельности проекта. Деньги на такие — чаще всего короткометражные — мультфильмы выделяют либо государство, либо частные инвесторы. Иначе ситуация обстоит с коммерческими проектами, которые должны не только выйти на самоокупаемость, но и принести прибыль.
Павел Шведов отмечает, что коммерческая и авторская анимация — два разных мира, однако эти миры пересекаются, и зачастую мультипликаторы, зарекомендовавшие себя в авторских проектах, начинают заниматься мультсериалами или переходят на полный метр. Или же наоборот. В пример кинокритик приводит Марка Бейкера — британского аниматора, в 1980—90-е годы трижды номинированного на «Оскар» за свои авторские короткометражки. Теперь он больше известен как один из создателей «Свинки Пеппы».
«Если сравнивать те эстетики, которые присутствуют в его авторских фильмах, с миром свинки Пеппы, то даже не верится, что их создавал один и тот же человек, — рассказывает RT Шведов. — А в наших краях есть замечательный пример Олега Ужинова, который работал на студии «Пилот» вместе с Александром Татарским, который создавал короткометражные фильмы, ориентированные на детскую аудиторию, затем снимал фильмы в цикле «Гора самоцветов», а затем стал одним из первых режиссёров такого сериала, как «Маша и Медведь».
Он не был создателем визуальных образов персонажей, но при этом стал одним из режиссёров-зачинателей сериала. Понятно, что, если режиссёр высококлассный, он может, если захочет, рассказать любую историю».
«Компьютер — это только инструмент»
«XXI век нельзя сравнить с XX веком, — говорит Игорь Ковалёв. — Каждый день появляются новые технологии, которые используют в кино, в науке — где угодно. И всё это в геометрической прогрессии. Я не сомневаюсь, что завтра будет придумано что-то ещё. И это тоже задействуют в кино и в анимации».
Наталья Мальгина в ответ на вопрос, о чём мечтают аниматоры, смеётся: «Чтобы ты придумал сцену в голове, и она сама санимировалась. Может быть, дойдут до какой-то технологии, когда тебе не нужно будет мышкой кадр за кадром анимировать, а просто придумал движение — и программа сама его перенесла».
Но даже если эта фантазия когда-нибудь воплотится в реальность, художники-аниматоры всегда будут востребованы: человечным мультфильм не сделает ни один компьютер, даже самый умный.
Робототехника
- Роботы (робототехника)
- Робототехника (мировой рынок)
- Обзор: Российский рынок промышленной робототехники 2019
- Карта российского рынка промышленной робототехники
- Промышленные роботы в России
- Каталог систем и проектов Роботы Промышленные
- Топ-30 интеграторов промышленных роботов в России
- Карта российского рынка промышленной робототехники: 4 ключевых сегмента, 170 компаний
- Технологические тенденции развития промышленных роботов
- В промышленности, медицине, боевые (Кибервойны)
- Сервисные роботы
- Каталог систем и проектов Роботы Сервисные
- Collaborative robot, cobot (Коллаборативный робот, кобот)
- IoT — IIoT — Цифровой двойник (Digital Twin)
- Компьютерное зрение (машинное зрение)
- Компьютерное зрение: технологии, рынок, перспективы
- Как роботы заменяют людей
- Секс-роботы
- Роботы-пылесосы
- Искусственный интеллект (ИИ, Artificial intelligence, AI)
- Обзор: Искусственный интеллект 2018
- Искусственный интеллект (рынок России)
- Искусственный интеллект (мировой рынок)
- Искусственный интеллект (рынок Украины)
- В банках, медицине, радиологии, ритейле, ВПК, производственной сфере, образовании, Автопилот, транспорте, логистике, спорте, СМИ и литература, видео (DeepFake, FakeApp), музыке
- Национальная стратегия развития искусственного интеллекта
- Национальная Ассоциация участников рынка робототехники (НАУРР)
- Российская ассоциация искусственного интеллекта
- Национальный центр развития технологий и базовых элементов робототехники
- Международный Центр по робототехнике (IRC) на базе НИТУ МИСиС
Robot Control Meta Language (RCML)
- Машинное обучение, Вредоносное машинное обучение, Разметка данных (data labeling)
- RPA — Роботизированная автоматизация процессов
- Видеоаналитика (машинное зрение)
- Машинный интеллект
- Когнитивный компьютинг
- Наука о данных (Data Science)
- DataLake (Озеро данных)
- BigData
- Нейросети
- Чатботы
- Умные колонки Голосовые помощники
- Безэкипажное судовождение (БЭС)
- Автопилот (беспилотный автомобиль)
- Беспилотные грузовики
- Беспилотные грузовики в России
- В мире и России
- Летающие автомобили
- Электромобили
- Подводные роботы
- Беспилотный летательный аппарат (дрон, БПЛА)