Роковые классики… и классические рокеры

Празднование 100-летия

Празднование 100-летнего юбилея музыканты решили приурочить к 140-летию Семена Чернецкого и провести смотр-конкурс военных дирижеров. Подобный конкурс проводился в России всего один раз — в 1991–1992 годах. Военные дирижеры со всех военных округов и Северного флота борются за звание лучшего дирижера. Гала-концерт с участием победителей пройдет 24 октября в Центральном академическом театре Российской армии. В эти дни все свыше 220 коллективов со всей армии также дадут концерты для почитателей духовой музыки.

По словам Маякина, несмотря на насыщенный график, оркестры уже сейчас начинают подготовку к следующему году. «В 2022-м военные оркестры проведут серию концертов, посвященную 70-летию Валерия Халилова, а также дадут концерты в честь 90-летия генерал-майора Николая Михайлова, который возглавлял Военно-оркестровую службу с 1976 по 1993 год», — делится планами Маякин.

Центральный военный оркестр Министерства обороны Российской Федерации выступает на церемонии открытия XII Международного военно-музыкального фестиваля «Спасская башня» на Красной площади, 23 августа 2019 года Артем Геодакян/ТАСС

Кроме того, на следующий год запланировано участие военных оркестров в ежегодном фестивале «Амурские волны» в Хабаровске и международном фестивале духовых оркестров в Тамбове. «Благовещенск тоже заинтересовался, в этом году мы были на российско-китайской ярмарке культуры, и вот они заинтересовались. Хотят в 2022-м проводить у себя военно-музыкальный фестиваль. Если это случится, будет очень хорошо», — говорит главный военный дирижер.

Кроме этого, Военно-оркестровая служба уже сейчас начинает подготовку к XV Международному военно-музыкальному фестивалю «Спасская башня» и параду в честь 77-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне, который пройдет традиционно на главной площади страны. И мы снова увидим и услышим главный оркестр российской армии.

The Moody Blues – “Days Of Future Passed”

(1967)

Согласно легенде, история первого из череды оркестровых рок-альбомов, который вышел ровно 50 лет назад, началась в сентябре 1967 года, когда активно гастролирующую группу белого ритм-энд-блюза якобы попросили записать свою версию «Симфонии номер 9» Антонина Дворжака, дабы продемонстрировать возможности звукозаписывающей техники нового лейбла Deram Records. Группа согласилась, но вместо записи классики решила сосредоточиться на собственном альбоме, основой которого послужило их тогдашнее концертное шоу.

Работавший над альбомом звукоинженер Дерек Варналс, впрочем, утверждает, что это всего лишь слухи: к тому моменту лейбл уже выпустил как минимум шесть пластинок с оркестром, в случае же с Moody Blues “Decca Records” всего лишь попыталась подстегнуть интерес к своему новому подразделению, совместив звучание поп-группы и оркестра после ошеломляющего успеха “Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band”. Тем удивительнее, что именно этот альбом заложил фундамент будущего арт-рокового звучания группы, и именно на нем впервые прозвучал их главный хит. “Nights In White Satin” была написана Джастином Хейвордом за пару лет до записи: поводом для нее стали полученные им в подарок сатиновые простыни. Еще несколько песен, включая второй хит пластинки ”Tuesday Afternoon”, также были написаны задолго до записи, и группе лишь оставалось соединить все это в единое целое, получив не только один из самых ярких оркестровых альбомов, но и одно из первых по-настоящему концептуальных полотен.

Slipknot: KNOTFEST, Сан-Бернардино, США (2014)

Нью-метал вперемешку с дэт- и треш-металом — звучит как отличная идея! Именно из такой смеси рождается уникальный стиль Slipknot, ведь они никогда не относили себя ни к одному из этих стилей, а считали себя чем-то средним. И именно за эту самобытность их полюбили фанаты (хоть и не сразу, так как путь группы от гаражных выступлений до пика популярности был труднее, чем у всех предыдущих коллективов из нашего списка). Их сложная история находит своё отражение в музыке и текстах, а брутальный и бунтарский образ каждого члена группы мгновенно запоминается и подчёркивает неповторимый стиль Slipknot, который можно до конца прочувствовать только на живом выступлении.

Единственное, что объединяет всех участников, — это маски. Их наличие строго обязательно, и у каждого исполнителя они свои. Ещё во время первых выступлений группа определила, что их визитной карточкой станет необычное звучание. И для этого было решено надеть маски и таким образом отвлечь зрителей от личности музыканта и позволить ему полностью сосредоточиться на музыке.

Когда к Slipknot пришла популярность, они стали узнаваемы по всему миру благодаря именно своим маскам и необычным шоу. Так, на концерте в США в 2014 году парни выступили в новых костюмах, выпущенных специально под альбом, а также использовали передвижные платформы, на которых были размещены барабаны. И всё это в антураже жутких декораций в виде головы рогатого демона.

Русский космос

Denny Kay и Ансамбль «Россия»
2019

Генеративная электронная музыка и народные инструменты.

22 февраля 2019 года в Евангелическо-Лютеранском Кафедральном Соборе святых Петра и Павла состоялся необычный концерт: Государственным академическим русским народным ансамблем «Россия» имени Л.Г. Зыкиной и британским генеративным композитором Denny Kay в режиме реального времени создавались совместные саундскейпы. Вдохновленные глубоким космосом артисты в рамках музыкального эксперимента соединили передовые авторские технологии создания электронной музыки с традиционными народными инструментами.

Texas Hippie Coalition

Довольно известная банда из Техаса, рубящая южный метал с 2004 года. Сильнее всего выделяется своим вокалистом — толстенным бородатым мужиком с мощным прозвищем Big Dad Ritch. Он и на сцене смотрится внушительно и звучит как пропитанный виски ангел. Одинаково хорошо умеет и в баллады, и в блюз-рок, и во что-то более агрессивное. Свободно плавает между низким баритоном и высоким расщеплением — действительно крутой вокалист с очень приятным голосом. 

Песни у THC, как и положено, в основном про пьянки, пушки (для защиты своей собственности!), бары и стрипклубы. Звук по канонам жанра, но чуть попсовее обычного. Музыка у группы вообще довольно мелодичная, запросто может зайти даже фанатам постгранжа. Идеальная точка входа в мир южного метала. 

THC представляют еще и поджанр red dirt, названный по цвету грунта в Оклахоме и на севере Техаса. В подробности лезть не будем, но если кратко — red dirt сильно привязан именно к географическому происхождению музыкантов и на метал опирается меньше, чем на кантри и классический рок-н-ролл. В качестве наглядного примера, кроме самих THC, можно привезти Whiskey Myers. 

Музыкальная карьера

Увлечение гитарой и вокалом со временем преобладало и стало профессией. С 17 лет  юноша стал выступать на сцене в составе местной группы, играл хардкор и трэш метал.

Блюзовый период

В 2000 году Тим был приглашен вокалистом в блюзовую группу Blackmailers Blues Band, созданную владимирским музыкантом Алексеем Барышевым. Такое название обусловлено тем, что классические блюзовые композиции исполнялись только на английском языке. Барышев – авторитетный гитарист и автор собственных инструментальных композиций в мире российского блюза и этно-рока. Эта группа была его вторым авторским проектом.

До прихода Копылова группа уже имела успех в российских и международных блюзовых и джазовых фестивалях, была внесена в международный каталог, упоминалась в книге американца Майкла Урбана.

Тимофей Копылов и его группа «Рекорд Оркестр»

С приходом Тимофея расширилась гастрольная география, все блюзовые площадки и клубы были обжиты. С 2002 по 2009 год у группы выпущено 4 альбома. В своей нише группа достигла потолка. У обоих, Барышева и Копылова, появилась потребность новизны.

Рекорд оркестр и балканские мотивы

Случилось так, что в это время они открыли для себя фильмы режиссера Кустурицы с саундтреками балканской этнической музыки. Семена упали на благодатную почву. Группа начала звучать по-новому, в блюзовые композиции стали вплетаться этнические мотивы. Копылов и раньше интересовался подобными экспериментами. В период увлечения хардкором, его поразила молдавская рок группа «Zdob Si Zdub», участвующая в фестивалях альтернативной музыки «Учитесь плавать -1» и «Учитесь плавать-2». Она единственная сочетала национальные фолк мотивы и рок, использовала гитары и молдавские инструменты.

В 2008 году Тим стал писать стихи на русском языке, которые ему хотелось положить на ту самую музыку с балканскими мотивами. Была даже идея создать новую группу с новой идеей. Но самые лучшие владимирские музыканты играли в Blackmailers Blues Band. Они поддержали Тимофея, и в качестве эксперимента, стали создавать совершенно новый музыкальный материал. Как говорит Барышев, эксперимент затянулся на долгие годы.

«Рекорд Оркестр» во время концерта

Репертуар группы стал меняться, поменялась и публика. В результате этого в 2010 году было принято решение взять новое название «Рекорд оркестр».

 У «Рекорд оркестр» вышел альбом и синглы. На данный момент все тексты пишет Копылов. Он говорит, что все его стихи грустные и лирические, они посвящены реальным событиям из его жизни.

На самом деле песни получаются озорные и хулиганские. Этот стиль дополняют сценические костюмы Тима. Для того чтобы усилить этническую тему, Тимофей надевает кавказскую папаху и украшает себя всевозможными фенечками, купленными в подземных переходах. Поэтому нередко звучит вопрос о его национальности. Поклонники группы, это люди с хорошим чувством юмора. Коллектив часто приглашают на корпоративы, в клубы и гастрольные туры.

Тимофей Копылов на сцене

Главные успехи:

  1. В 2011 вышел альбом группы «Гастарбайтер-буги». Вскоре «Рекорд оркестр» победил с этой песней в проекте «Народный продюсер» радиостанции «Маяк».
  2. В 2013 интернет-хитом стала песня «Лада седан». Она же победила в следующем сезоне «Народного продюсера», получила высокие рейтинги на радио «Юмор FM», стала саундтреком фильма «Курьер из рая». В забавном клипе на эту песню снялись звезды «Comedy woman» Наталья Еприкян и Екатерина Варнава. Песню выкупил Тимоти и сделал всенародным хитом.
  3. В 2015 новая победа в «Народном продюсере» с песней «Три звезды».
  4. В том же году 2-е место в телепроекте «Главная сцена» на канале «Россия -1».
  5. Участие в фестивалях «Нашествие» (2014-2016), «Доброфест»(2016), «Дикая мята» (2016г.), «Мост» (Минск, 2016).

В проекте «Главная сцена» пришлось работать с чужими песнями на заданную тематику. Это был абсолютно новый опыт для группы, и он оказался полезным. Аранжировки получились яркими и запоминающимися.

Инструментальный оркестр

Этот вид оркестра отличается по своей форме тем, что в нем нет четкого количества музыкальных инструментов определенных групп. А также он может исполнять любую музыку (в отличие от симфонического оркестра, который исполняет исключительно классическую).

Конкретных видов инструментальных оркестров нет, но условно к ним можно отнести эстрадный оркестр, а также оркестр, исполняющий классику в современной обработке.

Согласно исторической справке, инструментальная музыка начала активно развиваться в России только при Петре Первом. Она, конечно, имела на себе западное влияние, но зато она уже не была под таким запретом, как в более ранние времена. А раньше доходило до такого, что запрещали не то что играть, а сжигали музыкальные инструменты. Церковь считала, что в них нет ни души, ни сердца, а потому они не могут прославлять Бога. И потому инструментальная музыка развивалась преимущественно среди простого народа.

Играют в инструментальном оркестре на флейте, лире, кифаре, свирели, трубе, гобое, бубне, тромбоне, дудке, сопелке и других музыкальных инструментах.

Наиболее популярный инструментальный оркестр XX века – это оркестр Поля Мориа.

Он был его дирижером, руководителем, аранжировщиком. Его оркестр сыграл очень много популярных музыкальных произведений XX века, а также собственного сочинения.

До сих пор считаем потери

Самые большие потери военные музыканты понесли в годы Великой Отечественной войны. Но они до сих пор до конца неизвестны. По словам Маякина, служба сейчас восстанавливает историю военных оркестров во время войны.

В июне 1941 года в армии было около 1,5 тыс. военных оркестров. По западному театру военных действий — около 600 коллективов общей численностью порядка 6 800 человек. «По 1941 году я могу сказать, что из 600 оркестров 75% полегло. То есть только около 1 600 человек музыкантов и порядка 150 капельмейстеров (руководитель оркестра — прим. ТАСС) остались в живых к октябрю 1941 года. В 1942-м — ориентировочно столько же, но уже наметилась тенденция к снижению», — приводит данные военный дирижер, преподаватель Военного института военных дирижеров Михаил Черток.

Выступление оркестра во время Парада Победы на Красной площади, 24 июня 1945 года Военно-оркестровая служба ВС РФ

Сейчас он является главным летописцем истории Военно-оркестровой службы. Уже четыре года Черток собирает разрозненные данные в Центральном архиве Минобороны и считает потери войны.

Down

В южном роке есть три особенно заметные иконы: Pantera, Crowbar и Corrosion of Conformity. Все очень крутые, слушать их нужно обязательно. Группа Down основана музыкантами этих банд, так что это самый читерский пункт подборки, закрывающий сразу четыре важнейшие для жанра банды! Но что еще важнее, поет в Down сам Фил Ансельмо из «Пантеры».

Эту супергруппу Ансельмо основал в 1991 году в Новом Орлеане — еще до распада Pantera. Выпустив довольно успешный дебютник, банда фактически была заморожена до начала нулевых. Ну а там «Пантеры» не стало и Down стала главной группой для Ансельмо. В плане звука у банды много общего с Lamb of God, даже голоса у Ансельмо и Блайта похожи. 

Paul Oakenfold vs. Florida Classical Symphony

The Bourne Sessions
2007

The Bourne Sessions — специальный проект именитого британского диджея Paul Oakenfold с симфоническим оркестром штата Флорида на международной конференции Winter Music Conference в Майами. В музыкальной программе прозвучали работы, написанные самим маэстро в качестве саундтрека к игре The Bourne Conspiracy, а также наиболее известные треки из его дискографии. Также в мероприятии принял участие Cee-Lo Green, входящий в состав хип-хоп проекта Gnarls Barkley. Событие было организовано Sierra Entertainment и Yahoo!.

В том же 2007 году Paul Oakenfold был приглашен выступить c оркестром Boston Pops в составе 75-ти музыкантов для 10 000 человек в одном из старейших симфонических концертных залов Америки Boston’s Symphony Hall.

Paul Oakenfold о своем опыте работы с оркестром

Симфонический оркестр

Эта разновидность оркестра в своем составе содержит струнные, духовые и ударные инструменты.

Есть малый симфонический оркестр и большой.

Малый – это тот, который играет музыку композиторов конца XVIII – начала XIX столетий. В его репертуаре могут быть и современные вариации. Большой симфонический оркестр отличается от малого добавлением в его состав большего количества инструментов.

В составе малого обязательно присутствуют:

  • скрипки;
  • альт;
  • виолончели;
  • контрабасы;
  • фаготы;
  • валторны;
  • трубы;
  • литавры;
  • флейты;
  • кларнета;
  • гобой.

В большой включены следующие инструменты:

  • флейты;
  • гобои;
  • кларнеты;
  • контрафаготы .

Кстати, в его составе может быть аж до 5 инструментов каждого семейства. А также в большом оркестре присутствуют:

  • валторны;
  • трубы (басовая, малая, альтовая);
  • тромбоны (теноровые, тенорбасовые);
  • туба.

И, конечно же, ударные инструменты:

  • литавры;
  • колокольчики;
  • малый и большой барабан;
  • треугольник;
  • тарелка;
  • индийский тамтам;
  • арфа;
  • рояль;
  • клавесин.

Особенностью малого оркестра есть то, что струнных инструментов в нем около 20, в то время как в большом – около 60.

Руководит симфоническим оркестром дирижер. Он художественно трактует произведение, исполняющееся оркестром при помощи партитуры – полной нотной записи всех партий каждого инструмента оркестра.

Gorgoroth: Wacken Open Air (2008)

Норвегия — родина всего блек-метала. Она подарила миру множество групп, играющих в этом непростом стиле, но одной из самых известных всегда оставалась «Горгород». Их музыка наполнена скоростным и агрессивным звучанием, что стало фишкой группы, отличающей её от всех остальных. Гаал, вокалист группы, отмечал, что на их творчество оказали влияние многие музыканты, играющие в самых разных жанрах, от хард-рока до классики, что позволило ему найти свой неповторимый стиль.

У Гаала и остальных участников часто спрашивали о том, какая идеология стоит за их песнями, и ответ всегда был один: «Сатанизм». При этом группа не раз привлекалась за свои антихристианские действия по самым разным статьям, начиная с мелкого хулиганства и заканчивая реальным поджогом церквей (так участники пытались доказать, что их убеждения вполне серьёзны). И у такой безумной группы, конечно же, соответствующие живые выступления. Одним из самых запоминающихся концертов был тот, что прошёл в рамках Wacken Open Air в 2008 году. На нём было всё: шипы, кровь, жуткий грим и распятые люди, которые корчились на крестах под настоящий блек-метал.

Ghostemane: рок-фестиваль Lollapalooza (2019)

Тексты Эрика Уитни по своему стилю похожи на безумные заклинания по вызову демонов и тёмных духов, а темы, которые в них затронуты, пропитаны оккультизмом, сатанизмом и мистикой.

Для создания соответствующей атмосферы его концерты оформлены в особом и неповторимом стиле. На них нередко можно встретить людей, разодетых в нелепые и странные костюмы. Они двигаются вокруг сцены или по ней на своих ходулях и высоких платформах в такт музыки. При этом их движения вряд ли можно назвать похожими на человеческие.

Неестественные и пугающие фигуры, которые сопровождают выступления Ghostemane, позволяют пришедшим на концерт лучше погрузиться в его музыку и проникнуться каждой строчкой его текстов.

Но на костюмах и умелых аниматорах далеко не уедешь

Концерту нужны шоу, идея и действия, которые окончательно завладеют вниманием фанатов и добавят чувство лёгкого безумия, бунтарства и вызова. И Эрик, зная об этом, с удовольствием добавляет некую искру в свои выступления

Например, на рок-фестивале Lollapalooza 2019 прямо на сцене Ghostemane устроили тату-салон, в котором гостя приковали цепями к столу, а рисунок на теле выполняла девушка, словно сбежавшая из фильмов о Безумном Максе. Именно такие идеи Эрика делают его выступления незабываемым зрелищем.

Jeff Mills vs. Montpelier Philharmonic Orchestra

2005

В 2005 году состоялось совместное выступление Jeff Mills и французского оркестра Montpellier Philharmonic Orchestra, которое стало результатом работы гуру техно-сцены с композитором Thomas Roussel. Запись этого концерта затем вышла на CD и DVD в виде альбома ’Blue Potential’. Целью же этого сотрудничества было объединение двух форм инструментальной музыки, которые, как говорит Миллс, «разделяют общие эмоции и выразительные элементы». Многим трудно было понять, как звучание, свойственное Джефу Миллсу, можно было представить для прослушивания аудиторией, почитающей классическую музыку. На что композитор Роуссэль сказал: «Джеф часто думал об оркестровом звучании некоторых его треков. Таким образом, было очень легко приспособить их под классическое звучание». Остальные треки пришлось значительно переделать, выстроив их звучание в соответствии с общей концепцией композиции, но в каждом творении будет чувствоваться оригинальный ритмический электронный рисунок, созданный в импровизации Джефом Миллсом.

Определение и особенности

Арт-рок считается самым широким поджанром рок-музыки, в котором выражено чувство отрешенности к великому и классическому. Это понятие часто используют в качестве синонима прогрессивного рока, отвергающий психоделию, культуру хиппи. Art rock подчеркивает традиции романтизма и классики. Среди наиболее популярных рок-групп в заданном жанре выделяются King Crimson, Pink Floyd, Lake & Palmer.

Мелодии состоят из более сложных и длинных инструментальных секций, часто используется симфонический оркестр. Лирика разнообразная, часто затрагиваются лирические темы, а также политически ориентированные. Если проводить черту между прогрессивным и арт-роком, то здесь выделяются большая экспериментальность, внесение новой звуковой структуры. Art rock более сложный, нетрадиционный и шумный, он не подвержен влиянию классики в той степени, как progressive rock.

Above & Beyond — Acoustic

2014, 2016

Выпустив в 2013-м году студийный альбом ’Above & Beyond Acoustic’, записанный с оркестром из 24 музыкантов, знаменитое британское трио выступило с полноценным акустическим концертом в лондонском Porchester Hall. В рамках акустического проекта они собрали трёх вокалистов, струнный квартет, арфиста, барабанщика и басиста. Tony McGuinness поет и играет на гитаре, мандолине и укулеле, Paavo Siljamäki — на рояле и виолончели, а Jonathan Grant — на родес-пиано, гитаре и вибрафоне. Реакция поклонников была настолько ошеломляющая, что музыканты организовали два дополнительных мероприятия в Лос-Анджелесе, которые прошли с аналогичным успехом. Журнал Billboard назвал эти выступления “одними из самых прекрасных и запоминающихся шоу в истории электронной танцевальной музыки”. В репертуаре — Satellite, Can’t Sleep, Thing Called Love, Sun & Moon, On A Good Day и другие работы Above & Beyond.

Концерт в 2014 году

Концерт в 2016 году

Народный оркестр

В таком оркестре основными инструментами являются народные.

Например, для русского народного оркестра наиболее типичными являются: домры, балалайки, гусли, баяны, гармоники, жалейки, свирели, рожки владимирские, бубны. Также дополнительными музыкальными инструментами для такого оркестра есть флейта и гобой.

Впервые появился народный оркестр в конце XIX века, организатором которого стал В.В. Андреев. Этот оркестр очень много гастролировал и получил широкую популярность в России и за ее пределами. А вначале XX века народные оркестры начали появляться повсеместно: в клубах, при дворцах культуры и так далее.

60-е годы и развитие музыкального жанра

Во второй половине 20-го века границы между искусством и популярной музыкой уменьшались. Впервые термин art rock был использован в 1968 году, чтобы разграничить безликую поп-музыку и художественные достижения. Арт-рок тесно взаимодействовал с экспериментальным и прогрессивным роком. Первая работа в такой стилистике прослеживается у Брайана Уилсона (Brian Wilson) из The Beach Boys. Музыкант старался создавать неординарное звучание, подбирать лирику и совмещать все это с развивающимися технологиями.

Опираясь на творение Уилсона, продолжил этот путь Джордж Мартин (George Martin) музыкальный продюсер The Beatles. Многие группы подхватили звучание, среди прочих выделяются Rolling Stones, 10cc, Yardbirds, Pink Floyd. Задолго до этого уже появлялись интересные релизы, которые обладали задатками артистичного рока. Сюда попадает Rubber Soul 1965 года, который наполнен нестандартными треками и оригинальными композициями. В мае 1966 выходит Pet Sounds от Уилсона, который обладал схожим звучанием и нестандартной подачей. Существует мнение, что представленное явление зарождалось гораздо раньше.

Не менее важная роль выпала проектам The Velvet Underground и Nico, которые предоставляли оригинальные записи. Их влияние распространилось на мировую инди-сцену, создав культ нестандартной музыки. Также существенный вклад в развитие музыкального направления вложил Джими Хендрикс (Jimi Hendrix) с его альбомом Are You Experienced. Многие исполнители после подхватили звучание, среди которых выделяется Genesis, Strawbs, Moody Blues.

От имперских гимнов к параду Победы

Однако музыканты в войсках появились гораздо раньше 1921 года. Одно из ранних упоминаний о военных музыкантах можно найти в «Повести временных лет» при описании событий, связанных с осадой Киева печенегами в 968 году; встречаются упоминания об использовании музыкальных инструментов для подачи команд войскам и в более поздних источниках. Изначально труба или барабан имели вполне утилитарное значение — дать сигнал войскам.

Однако с течением времени военная музыка не только не потеряла свои основные функции, но и значительно их расширила. Сегодня сложно себе представить воинский или государственный ритуал без музыкального сопровождения военного оркестра. И каждый россиянин, может, и не знает об этом, но хотя бы раз в жизни вставал под звуки труб Центрального военного оркестра. Потому что эталонную запись гимна России сделал именно этот военный коллектив.

По словам дирижера, Центральный военный оркестр записывал Государственный гимн два раза. Первый — в советское время, а второй — уже после его возвращения в современную историю. Гимн вернул президент РФ Владимир Путин по просьбе общественности в начале тысячелетия.

«Абсолютно правильно было сделано с музыкальной точки зрения, что этот гимн вернули. Музыка потрясающая, роскошная, — считает Дурыгин. — Музыканты из других стран нам признаются, что, когда звучит Государственный гимн России, он настолько потрясает, что действительно хочется встать».

Именно духовая версия гимна чаще всего звучит на официальных мероприятиях за рубежом, в частности, на церемониях награждения российских спортсменов на международных соревнованиях, в том числе на Олимпиаде. «Если слышите Государственный гимн в исполнении духового оркестра — это наш оркестр», — признается Дурыгин.

Выступление Военного оркестра Министерства обороны РФ под управлением Сергея Дурыгина, 21 ноября 2017 года Военно-оркестровая служба ВС РФ

Военная музыка звучала и в царской России, и в советской. Военные музыканты играли и в бою, и на балах.

В книге «Военно-оркестровая служба Вооруженных сил Российской Федерации. 100 лет», которая выходит в честь юбилея под общей редакцией Маякина, можно найти данные о военных музыкантах в императорской семье. Все представители династии Романовых получали музыкальное образование, при этом все российские императоры, правившие в XIX–XX веках, обучались игре на духовых музыкальных инструментах. В частности, император Александр II был увлечен игрой дворцового духового оркестра, состоящего преимущественно из офицеров, и не стеснялся играть в нем на тромбоне в качестве обыкновенного музыканта.

Оркестр на службе

«Музыка в бою нужна и полезна, и надобно, чтобы она была самая громкая. Она веселит сердце воина, равняет шаг, с ней мы танцуем и на самом сражении <…> Музыка удваивает, утраивает армию. С крестом в руке священника, с распущенными знаменами и с громогласной музыкой взял я Измаил!» — одно из самых известных высказываний русского полководца генералиссимуса Александра Суворова говорит о том, что военные всегда придавали музыке величайшее значение. В своей книге «Наука побеждать» военачальник даже подробно описывает, как, что, в каких случаях исполнять военным оркестрам и как при этом выстраиваться и маршировать.

Последние 100 лет за музыку в строю, бою и в минуты отдыха отвечает Военно-оркестровая служба ВС РФ, которая находится в подчинении начальника Генерального штаба ВС РФ — первого заместителя министра обороны России. Руководит службой заслуженный артист России генерал-майор Тимофей Маякин.

100 лет назад, 14 января 1921 года, приказом Реввоенсовета было учреждено Бюро военных оркестров Красной армии и флота и введены в действие его Положение и штат. Главной задачей объявлялась организация музыкального обеспечения всех сфер боевой и повседневной деятельности войск. Именно этот документ положил начало централизованному развитию оркестровой службы.

Сегодня Военно-оркестровая служба — это свыше 220 оркестров во всех военных округах и на Северном флоте. Все они имеют определенную штатную численность: самые маленькие — 21 человек, большие оркестры — 63 музыканта, за исключением образцовых оркестров. Самый главный из них — Центральный военный оркестр Минобороны России под управлением заслуженного артиста РФ Сергея Дурыгина. В него входят 228 музыкантов двух оркестров — духового и симфонического.

Сами музыканты считают, что своим становлением служба обязана одному из основоположников советской военной музыки, крупнейшему специалисту военно-оркестрового дела, дирижеру и композитору Семену Чернецкому. «Он написал более 140 маршей, которые очень почитаются и у нас, и за рубежом, их исполняют до сих пор, в том числе на парадах Победы. Именно Чернецкий стоял у истоков жанра марша в том виде, в каком он сейчас звучит», — рассказывает начальник Военно-оркестровой службы Маякин.

Семен Чернецкий (в центре) Военно-оркестровая служба ВС РФ

По его словам, благодаря Чернецкому были разработаны нормы обеспечения музыкальными инструментами для типовых составов оркестров, усовершенствован порядок привлечения военных оркестров к гарнизонной службе и к обеспечению культурно-массовых мероприятий.

При Чернецком в стране стали уделять внимание качеству подготовки военных музыкантов, открывать школы музыкантских воспитанников, капельмейстерские классы, в Московской консерватории появился специальный военно-дирижерский факультет (сейчас он вошел в состав Военного университета). К середине прошлого века в стране существовала развитая сеть военно-музыкальных учебных заведений

Сейчас в России их только два, одно из них довузовское — Военно-музыкальное училище имени генерал-лейтенанта Валерия Халилова. Высшее образование военные дирижеры получают в Военном институте (военных дирижеров) Военного университета.

Aphex Twin

Remote Orchestra
2011

Идея эксперимента по управлению оркестром, используя миди-контроллеры, наушники и дистанционные визуальные подсказки, пришла Ричарду Джеймсу aka Aphex Twin, когда ему предложили написать несколько композиций для Европейского культурного конгресса в Польше. У музыкантов была возможность только одной репетиции, чтобы убедиться, что эта концепция работает — утром в день концерта. В качестве музыкальной темы был выбран реворк Афекса Твина тренодии «Плач по жертвам Хиросимы» польского композитора Krzysztof Penderecki (также использованной Стэнли Кубриком в фильме «Сияние»).

Aphex Twin рассказывает о своем опыте работы с оркестром

Miss Moneypenny vs. The Birmingham Gay Symphony Orchestra

2017

Именитый бирмингемский клубный бренд Iconic Miss Moneypenny’s празднует свое 25-летие ярким шоу с The Birmingham Gay Symphony Orchestra, исполняющим классику хаус-музыки. Особенность этого выступления — полное отсутствие электронного звучания. Все музыкальные партии программы исполняются 60-ю музыкантами оркестра, а за вокал отвечает ансамбль из 10 человек. Уникальность этому концерту добавляет и танцевальное сопровождение: акробаты цирка Cirque de Soleil, балетное представление, танцоры в жанре бурлеск и травести, а также танцпол в концертном зале вместо привычных рядов кресел.

Lowland & Orkidea

Classical Trancelations in Concert
2016, 2018

Энергия и эйфория электронной музыки в интерпретации симфонического оркестра — Classical Trancelations in Concert объединил в себе традиционный концерт и рейв.
Classical Trancelations in Concert — это совместный проект финских музыкантов Orkidea и Lowland, в рамках которого Хельсинкский филармонический оркестр под руководством Klaus Mäkelä исполняет всеми любимую классику из мира танцевальной музыки. Программа включает такую классику жанра, как Sandstorm, Children, Insomnia, Café Del Mar, Opus и другие проверенные временем хиты.

Classical Trancelations in Concert — 2016: Short Documentary Film

Classical Trancelations in Concert — 2018

Джазовый оркестр

Еще оркестр такого вида назывался джаз-бэнд.

В его состав входят такие музыкальные инструменты: саксофон, фортепиано, банджо, гитара, ударные, трубы, тромбоны, контрабас, кларнеты.

Вообще, джаз – это направление в музыке, которое сложилось под влиянием африканских ритмов и фольклора, а также европейской гармонии.

Впервые джаз появился на юге США в начале XX столетия. И вскоре распространился во всех странах мира. На родине это музыкальное направление развивалось и дополнялось новыми характерными особенностями, которые появлялись в том или другом регионе.

Одно время в Америке термины «джаз» и «популярная музыка» имели одинаковое смысловое значение.

Джазовые оркестры стали активно формироваться уже в 1920-х годах. И таковыми они оставались аж до 40-х.

В эти музыкальные группы участники поступали, как правило, еще в подростковом возрасте, исполняя свою конкретную партию – заученную или по нотам.

Вершиной славы джазовых оркестров считаются 1930-е годы. Руководителями известнейших на то время джазовых оркестров были: Арти Шоу, Гленн Миллер, и другие. Их музыкальные произведения звучали на то время повсюду: на радио, в танцевальных клубах и так далее.

В настоящее время также очень популярны джазовые оркестры и мелодии, написанные в стиле «джаз».

И хотя видов музыкальных оркестров существует большее количество, в статье рассмотрены основные из них.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: