Александр Башлачев – биография
Будущий поэт родился в городе Череповец в семье начальника участка теплосилового цеха Николая Алексеевич Башлачёва и преподавателя химии Нелли Николаевны. Александр не был единственным ребёнком в семье – его младшая сестра Елена родилась в 1968 году. Склонность к творчеству у мальчика обнаружилась в раннем возрасте – как говорил сам Александр на творческом вечере газеты «Рокси», своё первое стихотворение он написал когда ему было три года. На том же выступлении он прочёл одно из его четверостиший, заметив, что тогда он не знал значения всех слов, но чётко осознавал понятие рифма:
Как вспоминала Нелли Николаевна, Александр довольно быстро научился читать, причём никто его этому не учил. В дошкольном возрасте он мог бегло читать «взрослые газетные» тексты и был хорошо развит. Уже в школе у Башлачёва проявилась склонность к гуманитарным предметам и особенно к литературе. Тогда же он начал проявлять интерес к музыке, самостоятельно научившись играть на пианино и отказавшись от дальнейшей учёбы в музыкальном классе, считая, что «обязаловка» убивает в людях стремление к цели и самосовершенствованию.
Среднюю школу Александр закончил в 1977 году. Мама поэта надеялась, что он поступит в технический институт или университет, однако сам Башлачёв тяготел к гуманитарным наукам. По окончании школы он отправился в Ленинград поступать на факультет журналистики и блестяще прошёл первый экзаменационный тур. Но препятствием для поступления послужило отсутствие публикаций, из-за чего Саша был вынужден вернуться в Череповец, где устроился работать художником на металлургический комбинат. В Ленинграде СашБаш знакомится со своим земляком Леонидом Парфёновым, впоследствии ставшим известным журналистом.
Параллельно работе Башлачёв поступает в школу юного журналиста, работавшую при череповецкой газете «Коммунист». Там он делает ряд публикаций, которые позже помогут ему осуществить задуманное и стать студентом, осваивающим интересующую специальность. В апреле 1978 года Александр увольняется с завода, а летом поступает на факультет журналистики в Уральский государственный университет Свердловска (Екатеринбург), который заканчивает в 1983 году. После этого он возвращается в Череповец, где становится штатным корреспондентом «Коммуниста», в котором пишет на разные темы, в том числе и о музыке. В газете он работает до 1984 года.
Череповецкий период Александра Башлачева
В 1983 году Саша возвращается в Череповец, начинает работать в газете «Коммунист» (теперь она называется «Речь»), писать о молодежи, вести рубрику «Семь нот в блокнот», и его газетный стиль резко отличается от привычного — его читает молодое поколение.
Статья Башлачева в газете «Коммунист»
В этом время Башлачев создает «Грибоедовский вальс», «Поезд №193», «Хозяйка», затем, в 1984, написаны «Влажный блеск наших глаз», «Время колокольчиков», «Подвиг разведчика», «Слёт-симпозиум», «Зимняя сказка», «Лихо», «Некому берёзу заломати» и другие. В принципе, все самые яркие его произведения написаны в 1983-1986 гг. А потом словно иссяк источник вдохновения.
Башлачев и Троицкий
Однако в 1984 году Башлачев еще полон сил, и его творчество восхитило Артемия Троицкого, к тому времени уже маститого музкритика:
Троицкий убеждает его, что необходимо выбираться из Череповца и начать выступать.
Причина смерти Александра Башлачева
1987 год был очень сложным для Александра, он понимает, что иссяк как поэт. Он находится в глубокой депрессии, доводит себя до истощения, практически до цинги, но отказывался есть, отказывался петь. Его приглашали сниматься в кино — он срывал съемки, уехал из Питера в Комарово, где играл на двуручной пиле, пил, курил траву.
Дача Линник в Комарово
Она напрямую обвиняла некую Ирину Линник (этой музы питерского рока тоже нет в живых) в том, что та подсаживает на наркоту и псилоцибины ее Сашу, хотя тот раньше относился к «дури» отрицательно.
В начале 1988 года Александр дал несколько концертов в Москве, его принимали отлично. Анастасия была беременна, нужны были средства, а у него не было ничего. 17 февраля он должен был приступить к съемкам фильма «Город» по сценарию «митьков», но утром этого дня Башлачев выбросился из окна квартиры на проспекте Кузнецова.
Дом, из окна которого выбросился Башлачев
Причиной смерти стало падение с 8 этажа, лицо было сильно изуродовано.
Судебно-медицинская экспертиза констатировала сильное истощение, повсеместную дистрофию мышечной ткани.В нижней и средней трети передних поверхностей обоих предплечий — множественные следы порезов.
Смерть Саши потрясла всех, кто его знал. Сергей Фирсов, вспоминал, что по каким-то причинам расследование затянулось, и похороны Александра Башлачева откладывались целую неделю. Всю эту неделю, говорил Фирсов, его друзья страшно пили, заглушая горе.
Памятник Башлачеву
Башлачев был похоронен на Ковалевском кладбище Санкт-Петербурга. В могилу положили гитару. На похороны пришли все его друзья-питерские рокеры.
Гитара в могиле
Несмотря на самоубийство, Сашу отпели по православному канону. Многие рокеры посвятили ему песни, о нем сняты фильмы, посмертно изданы альбомы его песен, в Череповце открыт музей Башлачева.
В Череповце
А на здании череповецкой филармонии сегодня установлен бюст Башлачёва.
Памятник Башлачеву
В Петербурге уже создан макет памятника певцу, только пока он стоит в мастерской, на краудфандинговой платформе идет сбор средств на установку его на берегу Невы. Автор памятника Мария Иванова-Очерет. Правда, семье Башлачева памятник не понравился, мать Александра сказала, что он запечатлевает мальчика с гитарой, а ее сын был мужчиной, поэтом с большой буквы.
Этот человек стал легендой русского рока, на его творчестве выросло целое поколение, его стихи вошли в сокровищницу российской музыкальной поэзии.
Душевные стихи о любви, трогательные до слез
***
Друг друга быстро обгоняя, Бегут слезинки по щеке… Не плачь, любимая, родная, Прижавшись тихо в уголке.
Клянусь тебе, что не обижу Ни взглядом и ни словом я! Поверь, родная, вот увидишь, Не плачь, любимая моя…
Всегда беречь, лелеять буду Тебя, мне данную судьбой, Нигде в разлуке не забуду Любимый, нежный образ твой!
Давай, я вытру слёзы эти, Прижму тебя к своей груди… Разлуку эту не заметишь, Ты вот увидишь, только жди…
Розалия Мартысь
***
На свиданье дeвушка cпешила В туфляx на выcоких каблукаx, И в толпе cлучайнo зацeпила Шедшегo навcтречу cтарика.
Обepнулаcь: “Дeдушка, пpoститe!” Oн пoднял уcтавшиe глаза: “Mилая, куда ж вы так спeшитe?” “Ждут мeня, oпаздывать нельзя”.
“Xoрошо, кoгда вас где-то ждут, И вcтpечают c pадостью на лицах, А мoя любовь нашла пpиют Там, куда мoгу не тoрoпиться.”
Девушка взглянула на букет, И в глазаx застыло coжаленье … Он пpодолжил : “Bот уже ceмь лeт Ей нoшу ромашки в день poждeнья.
Их oна oсoбеннo любила, B вoлоcы вплeтала и в вeнок. Даже в день знакoмcтва, помню, былo Платьишко на нeй в такой цвeтoк.
Mнoгo лет мы были с ней жeнаты, Но не гаc любви волшебнoй пыл. С пeрвoй встpeчи до поcлeдней даты, Я всю жизнь eё бoготворил.”
Улыбнулcя, крeпче cжал букет, И пoшёл тихoнькo к ocтанoвке… A она смoтрела ему вcлед, Cлoвнo вниз летeла бeз cтpаxовки…
… Он там ждёт за cтoликoм в кафe, Злитcя, вeдь у них вcегo лишь вeчep … Галoчкoй помeченный в графe Meжду тренингом и важнoй встрeчей.
Да, он изначальнo не cкрывал, Kтo такой, какoй машиной “pулит”. Пoсле вcтpеч такcи eй вызывал, А она надeялась, чтo любит …
Ухмыльнувшиcь, сбрocила звонoк, Нoмеp удалила в неизвeстноcть. Знала вcё, чтo он отвeтить мoг, Толькo бoльшe eй неинтepесно.
Нужен тoт, кто будeт пoнимать, И любить, и чувcтвом дорожить. Нужен дoм, в котоpoм будут ждать … И букет ромашек …oт души.
Марина Яныкина
***
Последняя любовь — как наважденье, Как колдовство, как порча, как дурман, Последний шанс на страсть и обновленье, Прощальный утешительный обман…
В какие годы сердце горше плачет? Увы, конечно, на исходе дней… Любовь — загадка, как она дурачит — Не хватит жизни разобраться в ней…
Последняя любовь — нежданный случай, Судьба шальная нас с тобой свела. Всю жизнь я был какой-то невезучий.. А ты меня ждала, ждала, ждала..
Жизнь куролесит наворот событий, Сжимает сердце, голова пьяна, И множество незнаемых открытий Мне дарит обретенная страна…
Последняя любовь — как завещанье, Прозрение, прощенье и прощанье…
Эльдар Рязанов
***
Всё в жизни происходит не с проста. Одних бросают. Без других не могут. И создаётся в жизни суета: К гадалке кто идёт… Кто в церковь, к Богу…
Здесь не известно, прав кто, виноват. Расстались если — смысл догоняться? Да, тяжело… Глаза от слёз болят… И хочется по полной расквитаться…
Какой абсурд! Назад не возвратить. И местью ничего тут не исправить. Сумейте выжить, чтобы дальше жить- Судьба сама всё по местам расставит…
Не надо вслед проклятья посылать- Зачем до унижений опускаться? Честнее будет счастья пожелать, И по людски, по взрослому расстаться…
Но дать понять, что больше никогда Не примите назад, коль не сложилось. Бывает, не уходят никуда- У многих не расстаться получилось!
Всё в жизни происходит не с проста… И многое в сравненьи познаётся. Чтоб не коснулась жизни суета С судьбою не играйте — воздаётся!
Галина Нижник
Сергей Есенин — красивые стихи о жизни, душе и любви
Поэзия великого русского поэта Сергея Есенина никого не оставляет равнодушным. Стихи Есенина о смысле жизни, беспокойной, ищущей опоры душе или любви к женщине трогают своей пронзительностью поклонников поэта и любителей поэзии.
Думы
Думы печальные, думы глубокие, Горькие думы, думы тяжелые, Думы, от счастия вечно далекие, Спутники жизни моей невеселые!
Думы — родители звуков мучения, Думы несчастные, думы холодные, Думы — источники слез огорчения, Вольные думы, думы свободные!
Что вы терзаете грудь истомлённую, Что заграждаете путь вы мне мой?.. Что возбуждаете силу сломлённую Вновь на борьбу с непроглядною тьмой?
Не поддержать вам костра догоревшего, Искры потухшие… Поздно, бесплодные. Не исцелить сердца вам наболевшего, Думы больные, без жизни, холодные!
***
Дай, Джим, на счастье лапу мне, Такую лапу не видал я сроду. Давай с тобой полаем при луне На тихую, бесшумную погоду. Дай, Джим, на счастье лапу мне.
Пожалуйста, голубчик, не лижись. Пойми со мной хоть самое простое. Ведь ты не знаешь, что такое жизнь, Не знаешь ты, что жить на свете стоит.
Хозяин твой и мил и знаменит, И у него гостей бывает в доме много, И каждый, улыбаясь, норовит Тебя по шерсти бархатной потрогать.
Ты по-собачьи дьявольски красив, С такою милою доверчивой приятцей. И, никого ни капли не спросив, Как пьяный друг, ты лезешь целоваться.
Мой милый Джим, среди твоих гостей Так много всяких и невсяких было. Но та, что всех безмолвней и грустней, Сюда случайно вдруг не заходила?
Она придет, даю тебе поруку. И без меня, в ее уставясь взгляд, Ты за меня лизни ей нежно руку За все, в чем был и не был виноват.
Звезды
Звездочки ясные, звезды высокие! Что вы храните в себе, что скрываете? Звезды, таящие мысли глубокие, Силой какою вы душу пленяете?
Частые звездочки, звездочки тесные! Что в вас прекрасного, что в вас могучего? Чем увлекаете, звезды небесные, Силу великую знания жгучего?
И почему так, когда вы сияете, Маните в небо, в объятья широкие? Смотрите нежно так, сердце ласкаете, Звезды небесные, звезды далекие!
Ты ушла и ко мне не вернешься…
Ты ушла и ко мне не вернешься, Позабыла ты мой уголок И теперь ты другому смеешься, Укрываясь в белый платок.
Мне тоскливо, и скучно, и жалко, Неуютно камин мой горит, Но измятая в книжке фиалка Все о счастье былом говорит.
Поделиться статьей с друзьями!
33
Поделились
Личная жизнь Александра Башлачева
Официальная жена у Александра Башлачева была одна, и то фиктивная. Как вспоминали друзья, у Саши было много романов, но на пятом курсе УрГУ Башлачёв познакомится с Татьяной Авасьевой, с которой они проживут в гражданском браке несколько лет и у них родится сын Иван, который умрет в младенчестве.
Авасьева и Башлачев
Ему потрясенный отец посвятит стихотворение «Ванюша», пронзительное, напоминающее народную песню-плач. В 1985 году он заключает фиктивный брак с Евгенией Каменецкой, которая живет в Петербурге по адресу: проспект Кузнецова, д.23, кв. 281.
Башлачев и Каменецкая
В феврале 1986 г. он узнает о смерти сына, порывает отношения с Татьяной Авасьевой и практически сразу же дарит обручальное кольцо Светлане Аваковой, но и с ней расстается через несколько месяцев — жить с ним очень непросто. Смерть Ванюши, проблемы в личной жизни Александра Башлачева становятся причиной его нервных срывов. Саша звонит Светлане, пробует ее вернуть, но тщетно. Менее чем через месяц он знакомится с Анастасией Рахлиной, которая станет матерью его ребенка, сына Егора, правда уже после смерти Башлачева.
Саша и Настя
Насте потом с воспитанием сына очень помогли родители Александра. Сегодня информации о сыне Егоре Башлачеве в сети практически нет, известно лишь, что он живет в Череповце.
Настя и Егор
Анастасия работала журналистом, на радио, потом в православном издании.
Анастасия в последние годы жизни
В 2018 году приняла постриг под именем Иулиании, в том же году скончалась от онкологического заболевания. Похоронена в Череповце.
Москва-Ленинград
Воодушевленный Троицким, Башлачев увольняется из газеты, уезжает из родного города, мотается между двумя столицами, записывает свои песни в домашней студии в Москве, начинает давать так называемые квартирники в Москве и Ленинграде. Это очень яркий период в биографии Александра Башлачева.
Этой пластинки Саша не увидел
На его руке появляется индийский браслет с колокольчиками, он не расстается с ним во время выступлений. Этот символ появляется и в его поэзии, в песне «Время колокольчиков», самой известной из башлачевских:
Что ж теперь ходим круг да около
На своем поле как подпольщики?
Если нам не отлили колокол,
Значит, здесь время колокольчиков.
СашБаш (таково его прозвище) востребован, его приглашают выступать с различными группами, однако по-прежнему у него нет собственного коллектива, нет своего угла, нет постоянной работы. В 1985 году на студии в Ленинграде Башлачев записал альбом «Третья столица», а через год окончательно выбрал Ленинград местом жительства, где вступил в местный рок-клуб. Чтобы его не привлекли за тунеядство, он фиктивно работает в коммунальном отделе Мосрайсовета Ленинграда, а потом в знаменитой всем котельной «Камчатка» на Блохина, 15 в Питере (теперь там клуб-музей) вместе с Цоем и другими рокерами.
На «Камчатке»
Кстати, однажды он честно отпахал ночную смену в кочегарке, и наутро пришедшие застали его перемазанным, страшно уставшим. Он сказал, что понял: он не кочегар, он сумасшедший поэт.
Башлачев работает над созданием особого, русского стиля в роке, ищет национальные формы для выражения русской души:
В 1986 году он почти совсем перестает писать стихи и новые песни. Его приглашают выступать, записывать альбомы, но он не может. Башлачева мучит, что вся его слава — заслуга прошлых лет, а в настоящем он ее не достоин. Башлачев много пьет в это время, следом за алкоголем появляются наркотики…
Школьный период жизни Александра Башлачева
Его родители были довольно обеспеченными, интеллигентными людьми: отец работал начальником цеха, а до этого строил металлургические заводы в Индии, Иране, Пакистане, Алжире; мать преподавала химию в политехническом институте.
Фотоколлаж «Детство Башлачева»
Хорошая зарплата позволяла им нанимать для Саши няню, иметь личный автомобиль «Волга». Кстати, один из его сокурсников вспоминал, что башлачев приехал поступать в УрГУ в джинсах стоимостью в две зарплаты советского инженера. Однако это не сделало Сашу классическим «золотым» мальчиком, напротив, как говорила его учительница, он был с детства типичным диссидентом. Умным, начитанным, талантливым, но при этом диссидентом. Из «золотого» у него был только вставной передний зуб, который он выбил в 12 лет.
Золотой зуб Саши — его визитная карточка
Его классный руководитель Роза Молоткова рассказывала, что благодаря Саше ее класс начал выпускать альманах, где ребята весьма интересно писали о школьной жизни, и именно Башлачев руководил всей редакцией: оценивал материалы, правил тексты. Он сам писал стихи, а с 6 класса — прозу. К нему тянулись другие дети.
Саша в юности
Но эти произведения потом так и не нашли, говорят, что Саша их уничтожил. Он много читал, причем серьезные философские книги, в седьмом классе решил стать журналистом. Например, его встреча с творчеством Монтеня навела его на мысль о том, что нравственность человека заключается в его независимости! Саша мечтал поступить на журфак в ленинградский вуз. Но провалился и пошел работать на Череповецкий металлургический завод.
Спустя годы он напишет:
Спустя год Башлачев поступает на журфак УрГУ.
Берущие за душу короткие стихотворения
***
Я хотел рассказать, но вот только молчу, Я хотел написать, но в душе лишь кричу И нелепые строки сгорают опять Заставляя в пустых коридорах кричать.
***
В чём смысл жизни — риторический вопрос, Который каждый мыслящий с собою нёс. А смысл в том — чтоб смысл обрести. Себя, спасая — мир спасти.
***
Всё сбудется, всё непременно сбудется. Ты только веры в счастье не теряй. Печаль уйдёт, а горе позабудется. Не падай духом и не унывай.
***
Душа… Заплата на заплате… Не сосчитать уже прорех. Совсем не дешево мы платим За каждый промах свой и грех
Стежки неровные по кромке… Рука уставшая дрожит… Шепчу сама себе негромко: «Куда деваться?…Надо жить!…»
***
Пройдись рукою по моей щеке Прижмись, возьми мою ладошку, Оставь, случайно на моей руке След поцелуев нежную дорожку.
И я замру от маленького счастья, Дыша теплом, идущим от тебя. Уйдут, как едкий дым, мои ненастья В родных объятьях затеряюсь я!
Эли Оболонская
***
Сейчас бы юности коснуться, И в детство снова убежать, Чтоб беззаботно встрепенуться, О чём-то вкусном помечтать.
***
Всю жизнь я собираюсь жить. Вся жизнь проходит в ожиданье, И лишь в короткие свиданья, Когда немыслимо решить,
Что значит быть или не быть, Меж гордым мигом узнаванья И горьким мигом расставанья — Живу, а не готовлюсь жить.
Екатеринбургский период Александра Башлачева
Свободолюбивая молодежь УрГУ остро реагирует на духовную несвободу во времена застоя, в общежитии слушают «Голос Америки», «Би-Би-Си», передачи Севы Новгородцева, Pink floyd», «Led Zeppelin».
Башлачев с гитарой
Невозможность открыто говорить то, что думаешь, отражается в поэзии Башлачева:
К тому же им читали лекции преподаватели, которые были членами научных академий Европы, имели за спиной многолетние сроки в ГУЛАГе вкупе с запретом на преподавание в Москве и Ленинграде. И это тоже способствовало атмосфере свободомыслия и вольнолюбия.
Башлачев активно принимает участие в студенческой жизни, пишет тексты для студтеатра. Кстати, до 1981 года никто не считал, что Башлачев хорошо играет на гитаре, но он стал брать уроки у своего сокурсника и вскоре для многих было откровением увидеть, как Башлач (его прозвище в вузе) блестяще исполняет песни под собственный аккомпанемент.
Башлачев
Диплом он написал на тему «Музыкальная критика на страницах газеты Германской коммунистической партии «Unsere Zeit», изучив при этом огромное количество материалов на немецком.
Именно во время работы над дипломом он наткнулся на статью о немецкой рок-группе, которая поет на баварском диалекте, несмотря на то, что их тексты понятны не всем немцам, и что рок в Германии проходил несколько стадий — от копирования чужих традиций до создания своего, национального, самобытного.
С этого момента он начинает искать свой путь в рок-музыке.
Вступление
На берегу пустынных волнСтоял он, дум великих полн,И вдаль глядел. Пред ним широкоРека неслася; бедный чёлнПо ней стремился одиноко.По мшистым, топким берегамЧернели избы здесь и там,Приют убогого чухонца;И лес, неведомый лучамВ тумане спрятанного солнца,Кругом шумел. И думал он:Отсель грозить мы будем шведу,Здесь будет город заложенНа зло надменному соседу.Природой здесь нам сужденоВ Европу прорубить окно,Ногою твердой стать при море.Сюда по новым им волнамВсе флаги в гости будут к нам,И запируем на просторе.Прошло сто лет, и юный град,Полнощных стран краса и диво,Из тьмы лесов, из топи блатВознесся пышно, горделиво;Где прежде финский рыболов,Печальный пасынок природы,Один у низких береговБросал в неведомые водыСвой ветхой невод, ныне тамПо оживленным берегамГромады стройные теснятсяДворцов и башен; кораблиТолпой со всех концов землиК богатым пристаням стремятся;В гранит оделася Нева;Мосты повисли над водами;Темно-зелеными садамиЕе покрылись острова,И перед младшею столицейПомеркла старая Москва,Как перед новою царицейПорфироносная вдова.Люблю тебя, Петра творенье,Люблю твой строгий, стройный вид,Невы державное теченье,Береговой ее гранит,Твоих оград узор чугунный,Твоих задумчивых ночейПрозрачный сумрак, блеск безлунный,Когда я в комнате моейПишу, читаю без лампады,И ясны спящие громадыПустынных улиц, и светлаАдмиралтейская игла,И, не пуская тьму ночнуюНа золотые небеса,Одна заря сменить другуюСпешит, дав ночи полчаса.Люблю зимы твоей жестокойНедвижный воздух и мороз,Бег санок вдоль Невы широкой,Девичьи лица ярче роз,И блеск, и шум, и говор балов,А в час пирушки холостойШипенье пенистых бокаловИ пунша пламень голубой.Люблю воинственную живостьПотешных Марсовых полей,Пехотных ратей и конейОднообразную красивость,В их стройно зыблемом строюЛоскутья сих знамен победных,Сиянье шапок этих медных,На сквозь простреленных в бою.Люблю, военная столица,Твоей твердыни дым и гром,Когда полнощная царицаДарует сына в царской дом,Или победу над врагомРоссия снова торжествует,Или, взломав свой синий лед,Нева к морям его несетИ, чуя вешни дни, ликует.Красуйся, град Петров, и стойНеколебимо как Россия,Да умирится же с тобойИ побежденная стихия;Вражду и плен старинный свойПусть волны финские забудутИ тщетной злобою не будутТревожить вечный сон Петра!Была ужасная пора,Об ней свежо воспоминанье…Об ней, друзья мои, для васНачну свое повествованье.Печален будет мой рассказ.