Советская песня в 1960-е годы. ПЕСНИ О МИРЕ
Выступление советского поэта Льва Ошанина
Песни о мире выразили важнейшую идею современного гуманистического искусства
— моральную причастность каждого человека к делу сохранения мира. В отличие от
гимнов 40-х годов, провозглашающих волю миллионов, песни этих лет
говорят от имени одного человека. Такова песня «Если бы парни всей
земли» (1957) Соловьева-Седого и Долматовского.
Это яркий символический образ всемирной солидарности, выраженный (в
соответствии с его смыслом) через сочетание марша с танцевальностью.
Суровый «Бухенвальдский набат» (1959)
Мурадели — А. Соболева — эпитафия жертвам
второй мировой войны и одновременно призыв к интернациональному
единению народов. Эта песня служит впечатляющим
примером трансформации гимнического жанра. Особенностью
воспроизводимой здесь ораторской речи служит напряженный
драматический речитатив. В мерной лапидарности сопровождения
отчетливо слышится колокольный звон.
В тоне откровенной, искренней беседы по душам решена песня «Хотят ли русские войны»
Колмановского — Е. Евтушенко.
Всемирную известность завоевала песня
Островского — Ошанина.
Впервые идею мира провозглашала детская мечта: «Пусть всегда…»
Как это нередко бывает у Островского, музыкальная ткань объединила
приметы различных жанровых сфер. Здесь и решительное гимническое
утверждение начальной кварты, и типичная для детских песен краткость
попевок, как будто набегающих друг на друга (цезура не в конце, а в
середине каждой новой фразы, рельефно выделяющая смысловой тезис
«Пусть всегда…») и, наконец, откровенно эстрадное синкопирование.
В музыке обнаруживается интонационное родство с американской и
немецкой политической, рабочей песней. Впрочем, подлинно
интернациональное восприятие песни — в глубокой национальной
сущности напева.
В ином плане другая песня Островского и Ошанина —
. Это неистовая,
наполненная экспрессией тревоги мольба о спасении планеты. Оттенок
глубочайшего волнения, придает ей необычный эффект квартовой
интонации, взятой с ударением на нижнем звуке и многократно
усиленной магией повтора.
Лайма Вайкуле
Пока две примы советской эстрады выясняли отношения и экспериментировали, на сцене неожиданно зажглась еще одна звезда. История Лаймы Вайкуле больше всего напоминает историю о Золушке. До сих пор только неизвестно, кто стал для малоизвестной 31-летней певицы из варьете «Юрас перле» в Юрмале принцем или феей-крестной. В самой распространенной версии считается, что волшебную палочку держал в руках поэт-песенник Илья Резник. В тот момент он с композитором Раймондом Паулсом разошелся с Аллой Пугачевой в творческих вопросах, и они решили найти новое приложение своим талантам. Они нашли Вайкуле, которую Паулс знал еще с начала семидесятых, подготовили ей репертуар и помогли попасть на ТВ. В тот момент идеологический пресс заметно ослаб и это сделать было намного проще. Сначала с песней «Костер» она засветилась в «Песне года», а потом в 1987 году попала на запись авторского вечера Паулса, где исполнила «Еще не вечер». Композиция, которая была написана очень давно и от нее отказались к тому времени многие певицы во главе с самой Пугачевой, моментально сделала Вайкуле очень популярной, последовало несколько очень громких туров, вышла пластинка. Неизвестно как бы дальше развивалась ее карьера, но к тому времени началась перестройка, СССР затрещал по швам, а вместе с ним закончилась эра советской эстрады.
50-е: «Когда весна придёт»
Первое послевоенное десятилетие ознаменовалось возвращением к мирной жизни, развенчанием культа личности Сталина, а вместе с ним – переходом к периоду «оттепели». В популярной музыке , как и пару десятилетий назад, начинают главные роли играть темы восхваления труда, патриотизма, молодости. Кроме того, остаются актуальными военные песни – о возвращении солдат домой, о борьбе за мир.
В 50-е годы была записана, возможно, самая пронзительная песня о войне – «Враги сожгли родную хату» Матвея Блантера, фактически завершившую эпоху военной песни. В отличие от военных песен прошлого десятилетия, их стиль становится ближе к стилю джаз-бэндов: «Ласковая песня» Фрадкина, его же «Здравствуй, здравствуй» (стихи В. Винникова), «Днем и ночью» Богословского — Дыховичного.
Чем ближе к 60-м, тем больше популярная музыка становилась лиричной. Здесь нельзя не упомянуть таких композиторов, как Дунаевский, Блантер, Лебедев-Кумач и многих других. Жуткое десятилетие уходило всё дальше и дальше, а мировоззрение советского человека всё больше ориентировалось на возвращение к мирной жизни и надеждам на будущее.
Особое место в популярной музыке заняла субкультура «стиляг»: именно в конце 50-х в СССР зарождается легендарная «музыка на костях» (сделанные из рентгеновских снимков пластинки). Рок-н-ролл проникает сначала на полузакрытые вечеринки золотой молодёжи, а к концу десятилетия каверы на Пресли и Чака Берри в исполнении местных джаз-бэндов звучат на танцполах всей страны.
В целом можно сказать, что субкультура стиляг стала своего рода стихийным протестом против советских стереотипов поведения и единообразия в образе жизни. Яркие, зачастую нелепые наряды выделяли стиляг из толпы советских граждан – нарочито вызывающие костюмы и платья говорили о несогласии молодых людей с советской идеологией и мечтах о более яркой, веселой и беззаботной «западной жизни». Вдохновленные зарубежной киноклассикой – фильмами «Серенада Солнечной Долины», «Девушка моей мечты» и многими другими, стиляги перенимали не только манеру одеваться, но и музыкальный вкус. Среди любимых стилягами исполнителей в начале 1950-х годов был свинговый оркестр Гленна Миллера, Бенни Гудман и Дюк Эллингтон. К началу 60-х западная мода сменилась – на смену пришёл рок-н-ролл. Модный танец был оценен по достоинству, а «на костях» стали писать композиции Элвиса Пресли, Чака Берри и Литтл Ричарда.
Несмотря на то что рок-н-ролл и твисты считаются музыкой маргинальной и достойной осуждения, Советская эстрада также испытывает большое влияние западной музыки. И хотя расцвет советской эстрады придётся на начало 60-х, проникновение мировых тенденций в отечественную популярную музыку началось именно сейчас.
Имена: М. Бернес, И. Алексеев, Л. Гурченко, В. Трошин, Г. Отс.
Главные песни: М. Бернес – «Враги сожгли родную хату», Н. Рыбников – «Когда весна придёт», «Марш монтажников-высотников», Л. Гурченко – «5 минут», Г. Отс – «Одинокая гармонь», З. Рождественская – «На катке», В.Трошин – «Подмосковные Вечера», Р. Атакишиев– «Я встретил девушку», И.Алексеев – «Ты только одна виновата», П.Рудаков – «Мишка».
Меню сайта
1 Мая (Демонстрация трудящихся) 7 Дней 9 студия 12 этаж 50 х 50600 секунд 90 минут (Доброе утро) А ну-ка, девушки! А ну-ка парни! АБВГДейка АвтографАдрес песен молодость Академия детских наук Алло, мы ищем таланты Английский язык Аншлаг Антология советской песни Арена Артлото Аукцион Бенефис Брейн-ринг БудильникБудка гласности Больше хороших товаров В. И. Ленин. Страницы жизни В гостях у сказки В мире животных В объективе-животные В субботу вечеромВесёлые нотки Весёлые ребята Вечер Весёлых Вопросов (ВВВ) Взгляд Вокруг смехаВремя Все клоуны Встреча в концертной студии «Останкино» Выставка Буратино Годы, поколения, песни Голубой огонёк Города Советского Союза Давайте познакомимся. Телекурс русского языка Декабрьские вечера Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас! Державы вечная любовь Детский час Джазовая панорама ДИПП (Детский видеоканал) До 16 и старшеДо и после полуночи Ералаш За рубежом Звуковая дорожка МК Здоровье Зеленая лампа Зима и весна сорок пятого Игра в детектив Играй гармонь любимая! Институт человека Кабачок 13 стульев Камера смотрит в мир КинопанорамаКВН Когда поют солдаты (Виктория) Клуб путешественников Контакт Контрольная для взрослых Кружатся диски Ленинский университет миллионов Лестница Якоба Литературные чтения Любовь с первого взгляда Марафон-15 Мастера искусств Мамина школа Матадор Международная панорама Мелодии и ритмы зарубежной эстрады Минута молчания Мир и молодёжь Мир встречает Новый год Музыкальный киоскМузыкальный лифтМузыкальный рингМузыка телеэкранаМуз Обоз Мы строим БАМ Наш сад Наша биография Новогодний аттракцион Оба-На! Олимпиада 80От всей души Отчего и почему? Очевидное невероятное Парады Победы (Юбилейные) Педагогика для всех Песня года Песня далекая и близкая Песня остается с человеком Пестрый котел (ГДР) Пионерия (киножурнал) По вашему письму По следам великих открытий Победители (Клуб фронтовых друзей) Под знаком Пи Пресс-клуб Приключения медвежонка Ниды Программа «А» Прожектор перестройкиПрограмма передач Программа мультфильмов Путешествие к Чехову Пятое колесо Радуга (Международный фестиваль телевизионных программ о народном творчестве) Ребята с нашего двора Ритмическая гимнастикаСегодня в мире Сельский час Слово Андроникова Служу Советскому СоюзуСоветский воин Содружество СССР-КАНАДА 72 Споемте, друзья Спокойной ночи, малыши! Спортлото Страницы советского искусства Страницы Сталинградской битвы Стратегия Победы Ступень к Парнасу Счастливый случай Твои Ордена Комсомол Творчество народов мира Театральные встречи Телевизионное знакомство Телекурьер Телемост СССР-США Товарищ песня У театральной афиши Умелые руки Утренняя гимнастика Утренняя звездаУтренняя почтаФитильФутбольное обозрение Хочу всё знатьЧеловек. Земля. Вселенная Человек и закон ЧМ 1986 Четыре встречи с Владимиром Высоцким Что? Где? Когда? Чуден град Москов Чудесная лесенка Шахматная школа Шире круг Это Вы МожетеЭтот фантастический мир Я сама KultnachtMusikladen Ki mit tud?
60-е: «Песня о тревожной молодости»
1960-е годы связывают с подъёмом советской песни. Атмосфера и настроения в стране сменились, общество активно развивалось, человек вступал в космическую эру. Художники и писатели того времени посвящали свои произведения движению научно-технической мысли, интеллектуальному развитию человека и его роли в мире. С развенчанием культа личности в предыдущем десятилетии изменился подход к определению советского человека: теперь он – не просто деталь внутри огромного государственного механизма, он – личность со своей судьбой. Литература, искусство и, конечно же, песня всё чаще обращаются к внутреннему миру человека.
Именно в это время набирает популярность эстрадный жанр. Появляются такие поджанры, как песня-монолог, песня-признание – пришла мода на выразительные личные композиции. Но это не значит, что прошла эпоха гимнов, – они просто изменили свою направленность. Песни-марши, адресованные обществу в целом, сменяются песнями, посвященными нравственной позиции личности. Появляются так называемые «песни-манифесты».
Гимном начала 1960-х в СССР можно назвать «Песню о тревожной молодости», написанную А. Пахмутовой к фильму «По ту сторону». Надо сказать, что А. Пахмутова оказала значительное влияние на молодёжную песню тех лет. Она выступила автором как популярных маршей («Орлята учатся летать», «Надо мечтать»), так и песен, посвященных трудовой молодёжи, наиболее яркой из которых считается «Главное ребята, сердцем не стареть». Молодость оказалась в центре внимания не только А. Пахмутовой. Чего стоит только «Я шагаю по Москве» А. Петрова – Г. Шпаликова – настоящий гимн юношеского оптимизма, жизнерадостности и молодежного романтизма.
Романтический ореол окружает даже песни, посвященные техническому прогрессу. В те годы были написаны и гимн космонавтов «Я верю, друзья» О. Фельцмана — В. Войновича, и лиричная «И на Марсе будут яблони цвести» (Мурадели — Долматовский), и даже вальс «Присядем, друзья, перед дальней дорогой» (Блантер — В. Дыховичный и М. Слободской).
60-е стали также расцветом гитарной эры в СССР. Становился популярным жанр бардовской песни, яркими представителями которого были Булат Окуджава, Юрий Визбор, Сергей и Татьяна Никитины и, безусловно, Владимир Высоцкий, в творчестве которого удивительным образом сочетались поэзия и взрывной темперамент, драматические сюжеты и юмор. В свою очередь, гитарная музыка в дальнейшем оказала большое воздействие на развитие эстрады 1970-х.
Имена: А. Пахмутова, С. Туликов, А. Петров, В. Высоцкий, Б. Окуджава, Ю. Визбор, О. Фельцман.
Главные песни: А. Петров – «Я шагаю по Москве», А. Пахмутова – «Песня о тревожной молодости», «Главное, ребята, сердцем не стареть», С. Туликов – «Родина», О. Фельцман – «Я верю, друзья», А. Островский – «А у нас во дворе», А. Эшпай – «А снег идёт», В. Высоцкий – «Кони привередливые».
Итак, 60-е тоже подходят к концу, оставляя новому десятилетию моду на романтику, эстрадную песню и зарождающуюся тенденцию на вокально-инструментальные ансамбли, которые в свою очередь совсем скоро станут знаковым жанром для нового поколения.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
https://youtube.com/watch?v=daUnkRaOJCc
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
https://youtube.com/watch?v=qZ0ii76PLMA
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
Советская песня в 1960-е годы. МОЛОДЕЖНЫЕ ОБРАЗЫ. ПЕСНИ А. ПАХМУТОВОЙ
Советский композитор Александра Николаевна Пахмутова (р. 1929)
В 60-е годы молодежные
образы оказываются едва ли не самым наглядным свидетельством
перемен, происходящих в советской песне. С ними непосредственно
связано появление новых тем и жанровых разновидностей. Голос
молодости звучит уже не в коллективных образах молодежи, а в
высказываниях молодого современника. Его духовному взрослению, в
частности, посвящается немало лирических песен — раздумий о
жизненных дорогах сверстников. В становлении этой темы заметную роль
сыграли «Прощайте, голуби» Фрадкина — Матусовского,
«Мальчишки»
Островского — И. Шаферана. «Я шагаю по Москве»
(А. Петров — Г. Шпаликов) — не столько о городе, сколько о юношеском
оптимизме, который рождается встречей с вечно молодой столицей.
В чем-то эта песня сродни жизнерадостным молодежным и спортивным маршам
Дунаевского. Однако здесь не услышишь массовой поступи спортивных
колонн. Элегантный марш-прогулка рисует романтический портрет
молодого современника, весьма отличающийся от обобщенных образов
юношества из песен предшествующих десятилетий. Музыка изобилует
игрой светотени (множество тональных отклонений). Оригинальны
ритмические перебивки, постоянно меняющие длину фраз. Короткие,
вприпрыжку сбегающие вниз, двузвучные мотивы контрастируют с
плавными подъемами
Широкие ходы, подчеркнутые остановками, на
какое-то время замедляют движение, словно привлекая внимание к
открывшейся взгляду пространственной перспективе
Нового героя привела в
молодежную песню Александра Николаевна
Пахмутова (р. 1929). Напутствуемый искренней верой во все лучшее,
молодой романтик устремлялся в дали дальние, сознавая при этом, что жизнь
— не сплошное победное шествие. Ему ведомы трудности, смысл преодоления и
радость поиска. Новым был и музыкальный облик песен, органично
сочетавший пафос утверждения с душевной теплотой и взволнованностью.
Пахмутова является истинным художником-новатором, несмотря на то что
внешние атрибуты песенной моды никогда не играют определяющей роли в
ее музыке. Сохраняя обобщенность образов, идущую от массовой песни,
композитор акцентирует моменты индивидуальной эмоции.
Новые черты, внесенные
Пахмутовой в традиционный жанр молодежной песни, существенно
изменили ее облик. В частности, весьма своеобразна интерпретация
маршевости, отличающая такие песни, как «Гайдар шагает впереди»,
«Орлята учатся летать», «Надо мечтать»,
«Нас мечта зовет, подруги» и
мн. др. Явная раскованность ритмоинтонационной структуры придает
мелодии повышенную динамику, сообщает ей декламационность, но не
обобщенно-ораторского типа, а приближенную к речевой, разговорной.
Свободно чередуются задорные восклицания и плавно распетые фразы,
накладываясь на четкий маршеобразный пульс сопровождения.
Накалом романтики
отмечены песни Пахмутовой, посвященные трудовым делам молодежи 60-х
годов. Многие из них рождались во время поездок по стране. Широкую
популярность завоевали песни
«Главное, ребята, сердцем не стареть»,
«Письмо на Усть-Илим»,
«ЛЭП-500», «Девчонки танцуют на палубе», которые вошли в цикл
«Таежные звезды» (поэты С. Гребенников и Н. Добронравов) —
результат творческой командировки на комсомольские стройки Сибири.
Эти своего рода «песенные репортажи» создавались по следам
конкретных встреч и наблюдений.
Немало песен посвятила
Пахмутова людям романтических профессий. Они приближаются к
молодежным, однако более лиричны и мечтательны. О преданности
любимой работе, о самоотдаче, которая оказывается мерой этических
ценностей, повествует песня «Геологи» (слова
Гребенникова и
Добронравова), широко известная в 60-е годы. Ее характер определило
сочетание волевой собранности, целеустремленности и нежности.