«Прощай, Норфолк»
Песня на тему Первой мировой войны, она рассказывает об исчезновении боевого отряда Норфолкского полка британской армии во время Дарданелльской операции. Это история весьма тёмная, которая имеет как простые объяснения, так и мистические — что и неудивительно, учитывая то, что подразделение исчезло фактически среди бела дня. Впрочем, пересказывать этот случай здесь мы не будем.
А вот сама песня — прекрасный образец тяжмета. И вот, хоть убейте, но, кажется мне, в этой песне чувствуется в хорошем смысле влияние музыки советских ВИА. Гармонические ходы достойны лучших песен советских композиторов — и боже упаси вас подумать, что я иронизирую. Профессионализм и зрелость музыкантов как композиторов здесь видны особенно. И знаете что? Пожалуй, это в гармоническом отношении одна из топовых тем советского метала, когда-либо сочинённая.
Сейчас такого и подавно не делают, настоящая арийская сталь!
Сердца, поющие в волшебных сумерках
Интересный факт: в отличие от большинства групп, у которых есть своя особая космогония, легенда, как они собрались, — у «Арии» нет такой легенды. Просто так сложилось, что они собрались вместе эволюционным путём. А начинается вся эта история в далёком 1975 году.
Именно тогда на первом курсе МЭИ (Московского энергетического института) пересеклись Виталий Дубинин и Владимир Холстинин. Общаясь время от времени, оба нашли общий интерес — рок-н-ролл.
Оба создали свои группы, с которыми и пришли на факультетский конкурс музыкальных ансамблей (оцените, как пафосно звучит). Позже они объединились вместе, назвавшись «Волшебные Сумерки». Играли они кавер-версии именитых рок-музыкантов вроде Black Sabbath и Grand Funk Railroad.
Это не «Волшебные сумерки». Это «Ария» с Беркутом
В одно время в «Волшебных Сумерках» успел засветиться Артур Беркут — будущий вокалист «Автографа» и «Арии». Действительно интересный состав. С тех незапамятных времён у нас осталась интересная телевизионная съёмка!
Но при всех интересностях эти сумерки развеялись. И вот уже Виталий и Владимир встречаются в составе «Альфы» Сергея Сарычева. Там вообще был звёздный состав: в «Альфе» встретились музыканты «Круиза» и «Рубиновой Атаки». Самой сильной работой группы был «Расклейщик афиш», альбом, в котором прозвучала песня на стихи Сергея Есенина — «Я московский озорной гуляка».
Эту песню наверняка помнят старые рокеры. Всё бы хорошо, но вес слова Сарычева в группе был слишком значительным, а будущим арийцам нужны были и пространство для творчества, и свобода инициативы. Кроме того, признания у официалов коллектив так и не получил. Это разочаровало музыкантов, и они ушли из «Альфы».
Вновь они встретились в коллективе «Поющие сердца» под руководством Виктора Векштейна, который осознавал необходимость перезапуска морально устаревающего коллектива. Там же появились Алик Грановский и, собственно, Валерий Кипелов, который после тихого ухода в небытие ВИА «Лейся, песня» был вольным стрелком. Так сформировался идейный костяк будущей группы. На базе «Поющих сердец» музыканты провели немало экспериментов со стилями. Определившись в 1984 году (да, друзья мои, метал!), они начали потихоньку работать над материалом. Вот отсюда начинается, пожалуй, самое интересное.
«Баллада о древнерусском воине»
Этот фрагмент текста указывает на то, что речь идёт о Ледовом побоище, о противостоянии новгородцев и рыцарей Тевтонского ордена. Для меня всегда загадкой оставалось, кого из исторических личностей подразумевала Маргарита Пушкина под образами Филина, Волка и Орла. А у вас есть предположения? Пишите в комментариях.
Что касается музыкальной части песни — это монументальное среднетемповое произведение с яркой мелодией. Оно, конечно, имеет немало отсылок к лучшим образцам мирового хэви-метала, но тем не менее это самодостаточное произведение. И самобытное. Я крайне рекомендую его к прослушиванию. Альбом «Герой асфальта» в целом для своего времени убойная вещь. Если вы его ещё не слышали, быстрее восполняйте этот пробел.
Идём дальше!
Песня из альбома «Кровь за кровь», год 1991.
«Колизей»
А эта песня много чем примечательна. Во-первых, её поёт Артур Беркут, который когда-то уже мелькал в предыстории «Арии» и участвовал в одном из лучших советских арт-роковых коллективов «Автограф». Во-вторых, она посвящена неисчерпаемой теме Древнего Рима, в третьих — эта вещь записана уже в этом тысячелетии, и она наглухо заткнула тех, кто говорил о том, что «Ария» сбилась с темпа и вообще уже не та.
В песне воспевается собирательный образ, в котором узнаются Спартак и другие герои гладиаторского универсума. «Колизей» стала официальным гимном Федерации регби России. Каково?
Несомненно, присутствие Беркута придаёт песне оттенок прогрессива. Впрочем, может, мне только кажется и прогрессивные черты всегда были где-то скрыты у «Арии»? У этой песни аккуратная и сложная аранжировка, ритмически она качает как положено, она цепляет и призывает к действию — это то, что мы любим в метале однозначно.
Песня определённо хороша!
13 ноября 2018 года «Ария» выпустила свой тринадцатый альбом «Проклятье морей». Среди всей дискографии это самый длительный альбом, в нём самое большое количество песен. Это новый этап в развитии группы. О нём следовало бы говорить отдельно, но мы ограничены форматом, поэтому…
Как говорится, я просто оставлю это здесь.
Отличная песня на морскую тематику. Думаю, не стоит нашим читателям рассказывать, что такое «Варяг». Что касается песни — она сделана в традициях старой, классической «Арии», той, с которой все начиналось. История делает виток, и мы можем точно сказать, что «Ария» никак не иссякла. Она звучит также мощно, как и тогда, когда впервые заставила советских руководителей культуры содрогнуться от грохота надвигающихся новых времён, провозвестником которых в определённом смысле «арийцы», несомненно, стали.
Она по-прежнему с нами, и это прекрасно! Что ещё сказать? Да пребудут со всеми нами Воля и Разум!