«осень

Вариант 3

(481 слово) «Только тогда ты станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом» — так говорил А.Н. Радищев, знаменитый писатель 18 века. В его цитате раскрывается важнейший признак нравственного преображения личности. Если мы относимся к окружающим уважительно и видим в них таких же полноценных людей, как мы сами, то это свидетельствует о нашем духовном росте и моральном приоритете. С этим могли бы согласиться многие писатели, которые затрагивали данную тему в своих произведениях.

Например, Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» продемонстрировал личностный рост героя на примере его взаимоотношений с окружающими. До плена Пьер Безухов с трудом налаживал социальные контакты. Он не понимал их, они не понимали его, и он часто ошибался, наделяя человека теми качествами характера, которыми он вовсе не обладал. Из-за этих иллюзий он попал под влияние Курагина и женился на Элен без любви. Неумение разбираться в людях побуждало его искать гармонию с миром в тайных обществах, мистических ритуалах, мудрых книгах. Но истина была рядом и оказалась значительно проще, чем надумал Безухов. В плену у французов он познакомился с Платоном Каратаевым, пережил тяготы и лишения, свернул с привычной колеи и расширил горизонты познания. После плена Пьер стал внимательнее и отзывчивее по отношению к окружающим: «Теперь улыбка радости жизни постоянно играла около его рта, и в глазах его светилось участие к людям – вопрос: довольны ли они так же, как и он?». Автор отмечает, что важнейшим признаком нравственного преображения героя является то, что он смог увидеть человека в каждом из окружающих его людей. Он научился ценить их и интересоваться их внутренней жизнью, и это умение положило начало его духовному росту.

Похожий пример мы находим в рассказе Л.Н. Андреева «Баргамот и Гараська». Главный герой накануне пасхи дежурил на службе и очень хотел поскорее вернуться домой. Но тут к нему навстречу направился местный пьяница, известный скандальным поведением. Баргамотов хотел препроводить Гараську в управление, но подвыпивший герой поскользнулся, упал и зарыдал. Оказалась, что Гараська шел к жандарму, чтобы поздравить его с пасхой и подарить праздничное яйцо, но теперь разбил его в результате падения. Баргамотов был приятно удивлен таким неожиданным проявлением доброты. Он пригласил Гараську к себе в дом разговляться и посадил его за один стол с семьей. Пьяница был тронут уважением со стороны авторитетного человека. Рыдая, он произнес: «Как родился, никто по отчеству… не называл…». Все вместе они встретили пасху. Этот эпизод свидетельствует о нравственном преображении героев под влиянием светлого праздника пасхи. Баргамотов смог разглядеть в пьянице и бродяге такого же человека, как он сам, и проявил к нему участие, как к равному. Это говорит о духовном росте героя, который в этот день понял важнейшие истины — заветы Христа, в честь которого люди и отмечали пасху.

Таким образом, умение разглядеть человека в каждом из нас и проявить уважение к нему — это способность, характеризующая моральную зрелость личности и ее духовный рост. Без нее люди не могут идти по пути нравственного совершенствования. С понимания, отзывчивости и осознания равенства всех и каждого начинается интенсивное развитие человеческой души.

Человек-легенда

С великими людьми так бывает: они живут своей жизнью (часто особенной, но всё же обычной, человеческой), выражают себя через творчество, стремятся реализовать амбиции и в конце концов становятся настоящими иконами для своих современников или чаще для будущих поколений.

Достижения превосходят их собственные ожидания. Превращаясь в кумиров для миллионов, они становятся кем-то гораздо большими, нежели просто талантливыми личностями. Поклонники наделяют объект обожания теми свойствами, которыми тот, может быть, и не обладал. Они превозносят всё то, что он делал, подчёркивая, акцентируя и обогащая своими смыслами то значение, которое вкладывал в искусство сам творец.

Нечто подобное произошло и с Виктором Цоем, который уже при жизни стал человеком-легендой. Люди вдохновлялись его песнями, каждый находил в них что-то своё. Влияние на слушателей было настолько мощным, что в какой-то момент его буквально назначили голосом совести народа, хранителем некой сакральной правды и чуть ли не вестником новой революции, кем он в реальности не был и по большому счёту быть не хотел.

Но это превращение в «нерукотворный памятник» происходило уже не по его воле. Разберёмся, о чём песни Цоя на самом деле, что он хотел донести с помощью них и как трактовки фанатов и критиков искажали их смысл до неузнаваемости.

Образы в песнях Цоя

Лирический герой поздних песен Цоя — одиночка, бросающий вызов унылой действительности, не боящийся променять уют на тяготы и лишения, готовый ради света преодолевать тьму.

Источники этого света, тепла – звёзды и Солнце. Они греют, дают надежду, помогают в трудную минуту. Поэтому и ночь для Цоя — не концентрация всего тёмного. Наоборот, она притягивает к себе, даёт спокойствие, укрывает. Даже пожелание «спокойного сна, спокойная ночь» – это, скорее, нейтральное напутствие тем, с чьим жизненным выбором автор не согласен.

Источником тьмы, скорее, является война, точнее прагматичные люди, которые затевают её для достижение своих меркантильных целей — «люди, для которых теорема верна» (из песни «Война»). А воевать и умирать вынуждены молодые, которым власть имущие прописали «лекарство против морщин» (песня «Звезда по имени Солнце»). Они проливают «красную, красную кровь», получают клеймо («порядковый номер на рукаве»).

Способ противостоять войне — жить и дышать полной грудью, нести свет и любовь. Эта мысль отчётливо видна в песне «Легенда»: «… кто будет петь, если все будут спать? … смерть стоит того, чтобы жить, а Любовь … того чтобы ждать».

Пожалуй, главный лейтмотив в песнях Цоя — борьба. К войне она не имеет никакого отношения. Это именно борьба за свою свободу — за «место для шага вперёд», борьба против чёрствости окружающего мира. Лирический герой позднего творчества Цоя боится быть поглощённым обыденностью, он сомневается в своих силах, просит помощи у Солнца как у божества, но всё же выбирает идти вперёд, действовать: «Вот так!» («Кукушка»).

Альтернативные трактовки

Попытки выявить скрытый смысл в произведениях легенды русского рока продолжаются и по сей день. Только в «Алюминиевых огурцах» фанаты видят и противостояние хэви-метала с попсой, и завуалированное описание войны в Афганистане, и картины из колхозной жизни.

Поскольку во многих поздних произведения Цоя присутствуют мотивы смерти, многие уверены, что музыкант предвидел собственную гибель и прямо о ней писал. Ну, и, разумеется, конспирологи стремятся найти чуть ли не в каждой второй песне легенды политический смысл и даже считают, что автокатастрофа, случившаяся с Виктором — не случайность, а заказное убийство.

Библейские сюжеты и мораль

Также велик соблазн превратить цоевский образ борца за свободу в образ пророка. И земная любовь, и спасительная Любовь превращаются в некоторых трактовках в Любовь божественную, а свет звёзд и Солнце — в самого Бога.

Война между землёй и небом (в песне «Война») толкуется как война между богом и дьяволом (хотя, скорее всего, Цой под пространством между землёй и небом имел ввиду место действия — весь наш мир).  «Небесный пастух», который «пасёт облака» («Спокойная ночь») считают не художественным образом, а прямым указанием на пастыря душ человеческих.

Метафизика и пророчества о грядущем конце света

Те же люди, предпочитающие видеть религиозный подтекст, считают песню «Спокойная ночь» предсказанием библейского апокалипсиса, когда люди поделятся на «тех, кто спасён» и обречённых. Сюжеты песен «Троллейбус» и «Электричка» также часто трактуются как варианты конца света, когда судьба каждого в руках Бога и люди уже не могут ничего контролировать.

Смысл песен Виктора Цоя достаточно широк, чтобы его можно было охватить в небольшом очерке. И всё же основные моменты лежат на поверхности — на это указывал сам автор. Слишком тщательные поиски могут быть следствием синдрома поиска глубинного смысла и пойти в неверном направлении. Вряд ли стоит, задаваясь вопросом «О чём песни Цоя?» отходить от текста слишком далеко. В реальности темы поэта вполне себе общечеловеческие: он пел о жизни, любви и свободе.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: