ДДШ и DSCH
Русские и нерусские инициалы Дмитрия Шостаковича давно уже стали фирменными знаками композитора. Происхождение русских букв очевидно. Латинскими буквами Шостакович пользовался в виде нот, выводя их из немецкого написания “DSCH”.
По немецкой системе буквы D, S, C и H означают соответственно ноты “ре”, “ми-бемоль”, “до”, и “си”. Этот краткий, легко узнаваемый мотив появляется в музыке Шостаковича уже после войны – там, где подчеркивается сугубо личная, исповедальная образность.
Мотив-монограмму “DSCH” мы слышим в Первом скрипичном концерте и затем уже в полную силу в Десятой симфонии. С фуги на этот мотив начинается Восьмой струнный квартет. Обостренная выразительность мотива “DSCH” напоминает барочную музыкальную символику “креста”: два звука вверх и два звука вниз.
А сама традиция нотных монограмм-вензелей известна нам еще со времен Баха (“BACH”). Помимо самого Шостаковича этот же мотив присутствует и в более поздних сочинениях авторов, посвятивших Дмитрию Дмитриевичу свою музыку.
«По ком звонит колокол», Эрнест Хемингуэй
Казалось бы, чем американский писатель и Нобелевский лауреат мог не угодить цензуре? Однако его «По ком звонит колокол» не прошел одобрение советских редакторов. Изначально планировавшийся к публикации в журнале «Интернациональная литература», роман попал в стоп-лист. Все дело в негативном изображении коммунистического деятеля Андре Марти: «По характеристике окружающих Марти лиц, он совсем с ума спятил, у него мания расстреливать людей». Этого аргумента оказалось достаточно, чтобы роман был запрещен в СССР. Правда, только до 1962 года, когда книга была издана малым тиражом специально для лиц, внесенных в список ЦК КПСС. До массового советского читателя книга дошла в 1968 году, но со значительными цензурными исправлениями.
«Собачье сердце», Михаил Булгаков
Отношения Булгакова с советской властью нельзя назвать простыми. «Собачье сердце» — политическая сатира на революцию и пролетариат, поэтому книга была запрещена как антисоветская вплоть до перестройки. Закончив произведение в 1925 году, Булгаков тщетно пытался издать его через знакомых. Рукопись не прошла цензоров Главлит, обозначивших, что «вещь недопустима». Булгаков продолжил зачитывать книгу на литературных встречах, пока на них не оказался осведомитель ГПУ, которого оскорбили выпады в сторону власти. В своем доносе он сообщил, что «такие вещи, прочитанные в самом блестящем московском литературном кружке, намного опаснее бесполезно-безвредных выступлений литераторов 101-го сорта…». В мае 1926 года при обыске в квартире Булгакова рукопись была изъята и возвращена ему только спустя несколько лет.
Лучшие спортсмены
Иван Поддубный – русский профессиональный спортсмен, атлет, пятикратный чемпион в греко-римской борьбе, артист цирка. За всю свою спортивную карьеру ни разу не был на месте проигравшего в спортивных состязаниях. Его называли «русским богатырём XX века».
Гарри Каспаров – чемпион мира по шахматам, обладатель «Шахматных Оскаров». Мастер комбинирования различных тактик и стратегий, что выводило его в число победителей в провальных партиях. Первые ходы поражали новизной и необычностью, их называли «Дебюты Каспарова».
Лев Яшин – лучший вратарь советского периода, голкипер прошлого столетия. Олимпийский чемпион, заслуженный мастер спорта, чемпион Европы и СССР. Единственный, кому из вратарей был присуждён «Золотой мяч».
Выдающимися личностями в истории России всех эпох внесён огромный вклад в мировую сокровищницу науки, культуры, спорта и управления государством. Многие из них изменили ход истории, что благотворно отразилось на эволюции человечества.
Талантливые поэты
Александр Пушкин – гениальный поэт Золотого Века, основоположник классической русской поэзии. Автор многочисленных стихотворений и поэм, а также исторического романа «Евгений Онегин». Тематика его текстов имела широкий диапазон: от любовной лирики до социального неравенства.
Михаил Лермонтов – автор прославленной поэмы «Герой нашего времени». Многие стихотворения посвятил Кавказу, где он воевал. Поднимал вопросы о ненужности войн, об отчуждённой позиции человека. Исследовал в своём творчестве воздействие любви на демоническую природу.
Владимир Маяковский – поэт, внедривший футуризм в Российскую поэтическую культуру. Обладал необыкновенным стилем письма — ступенчатым по форме. Уникальный поэт Серебряного Века русского стихосложения, был ярым сторонником и проповедником, рупором коммунистических идеалов и миропонимания.
Сергей Есенин – лирический поэт, утончённый и душевный. Одновременно с этим, оставался в душе хулиганом и подростком. Его поэзия затрагивала темы любви к женщине, Родине, природе, а также личной борьбы с окружением. Его стихам присуща особая напевность и щемящая пронзительность.
Владимир Высоцкий – создатель песен и стихов, бард, великий поэт Бронзового века и просто историческая личность России. В своём творчестве сумел подытожить социально-культурное наследие XX века. Его стихи пронизаны острой сатирой. Пел и писал о борьбе человека с обстоятельствами, о месте личности в обществе, и в мире.
Первый стилистический перелом
В начале 1930-х годов стилистика музыки Шостаковича заметно меняется. Судя по рассказам людей, близко знавших композитора, в те годы он пережил сильнейший душевный кризис. Как и у многих отечественных и зарубежных авторов тех лет, в произведениях Шостаковича усиливается неоклассическое начало, на первый план выходит “новая вещественность”. Шостакович ищет себя в области лирики. Но одновременно в его произведениях усиливается связь с жанрами бытовой и популярной музыки, чаще всего – в гростескно-пародийном исполнении.
В этом духе написаны его балеты “Золотой век” и “Болт”, музыка к театральной постановке “Гамлет” Акимова, Концерт для фортепиано, трубы и струнных. “Малой энциклопедией” нового стиля композитора можно назвать его цикл Двадцати четырех прелюдий для фортепиано. Наиболее полного воплощения стилистический перелом в музыке Шостаковича воплощается в двух его крупных сочинениях: опере “Леди Макбет Мценского уезда” и Четвертой симфонии. Оба эти произведения ждала очень непростая творческая судьба.
Премьера “Леди Макбет Мценского уезда” состоялась в 1934 году в Ленинграде и в Москве. Успех был триумфальным. На следующий год оперу поставили в Большом театре и начался парад ее премьер во многих странах мира: в Лондоне, Праге, Цюрихе, Стокгольме, Нью-Йорке, Филадельфии, Кливленде, Буэнос-Айресе.
Поначалу советское начальство относилось к опере одобрительно. Сюжет Лескова о прирожденной преступнице, убивавшей по очереди мужа и его родню, чтобы они не препятствовали ее похоти, был переделан либреттистами в духе идейной концепции “трагедии угнетенной женщины в царской России”. Столь типичное для 1930-х годов “переосмысление классики в революционном духе” было далеко не единственным в творчестве Шостаковича, и поначалу оно полностью соответствовало “социальному заказу” того времени.
Гром грянул в 1936 году. В газете “Правда” вышла редакционная статья “Сумбур вместо музыки”, в которой опера обвинялась в “формализме”, “натурализме” и “какофонии”. Именно в те годы Сталин приступил к смене идеологических ориентиров. Была объявлена борьба с “троцкистским левачеством” в искусстве, в том числе с переделками классики в вульгарно-социологическом духе.
В статье “Сумбур вместо музыки” указывалось, что произведение Шостаковича грешит “левацким уродством”, “перенесением в оперу, в музыку наиболее отрицательных черт “мейерхольдовщины”.
– говорилось в статье.
https://www.classicalmusicnews.ru/signdates/sumbur-vmesto-muzyiki-28-yanvarya-1936-goda/
Передовица в главной газете Советского Союза послужила “идейной установкой” для чиновников на местах. Как по команде началась волна травли, потрясшая Шостаковича прежде всего своей внезапностью.
Оперу сняли с репертуара. Начались “идеологические проработки” музыки композитора. Отменялись ее исполнения. Шостакович был смертельно напуган. Он опасался за себя и своих близких: в это время как раз начинался “Большой террор”. Продлилась эта кампания больше года и прекратилась после премьеры новой, Пятой симфонии Шостаковича (1937), которую официально признали “творческим ответом советского композитора на критику”.
В печати симфония получила самые восторженные отклики. Ее первое исполнение положило начало сотрудничеству автора с дирижером Евгением Мравинским – “премьером” множества последующих его произведений. Вскоре она зазвучала за рубежом под управлением Стоковского, а после войны – Леонарда Бернстайна. В том же 1937 году Шостакович начал преподавать композицию в Ленинградской консерватории.
Можно сказать, что во всей истории с “сумбуром вместо музыки” композитор отделался “нелегким испугом”.
Приход к власти Хрущева
Никита Сергеевич до своего назначения секретарем ЦК КПСС был главой Московского областного комитета партии, а перед этим долгое время занимал должность главы правительства Украинской ССР. В последние годы жизни Сталина он являлся одним из его ближайших приближенных. Никита Сергеевич был выходцем из крестьян. Он не имел почти никакого образования.
Хрущев был главным противником Маленкова в борьбе за власть. Он осуждал почти каждое заявление и решение, принятое своим соперником. Например, после снижения налогов для крестьян Хрущев заявил, что это потакание подсобным хозяйствам в деревнях и собственническим интересам селян. Внешнюю политику главы правительства он называл пацифизмом.
Несмотря на то что Маленков начал пользоваться популярностью у народа, многие в партийной верхушке считали его идеи слишком либеральными и обвиняли его в потакании Западу. Хрущев понял, что правящая элита поддержит его, если он сместит Маленкова с его должности. Это и случилось в январе 1955 года, на пленуме ЦК КПСС. Первый секретарь обвинил главу правительства в прошлых репрессиях, а также в былом сотрудничестве с Лаврентием Берией. Маленков был немедленно снят со своего поста. Председателем Совета Министров СССР стал сподвижник Хрущева Николай Булганин.
Грандиозные планы: ненаучная фантастика
Что же такое коммунизм согласно программе партии? Официальное определение ничего не говорит о конкретных условиях жизни человека в этой общественно-политической формации: «бесклассовый строй с единой общенародной собственностью на средства производства, полным социальным равенством…»; «где осуществляется великий принцип «от каждого — по способностям, каждому — по потребностям»», это общество, «в котором утвердится общественное самоуправление».
XXII съезд. (sakhalinmuseum.ru)
Суть коммунизма излагается дальше, и главная, наиболее подробно раскрытая и привлекательная часть его описания — потрясающие потребительские возможности. Если в 1920-е гг. власти отрицали старый мещанский быт, то теперь стремились превзойти уровень жизни в самой богатой буржуазной стране («догнать и обогнать Америку!»). В общем, коммунизм оказался прежде всего решением основных потребительских проблем настоящего. Итак, к 1980 году советскому человеку обещали «изобилие материальных и культурных благ» и «самый высокий жизненный уровень по сравнению с любой страной капитализма»:
— увеличение объёма продукции сельского хозяйства в три с половиной раза, а значит — всеобщий доступ к качественной еде и сытость (за счёт автоматизации, механизации, химизации и электрификации производства, достижений микробиологии и других наук)
— рост промышленного производства («превзойти США в 6 раз»)
— пятикратное увеличение объёма национального дохода СССР и рост реальных доходов населения 3,5 раза
— отмена подоходного налога
— бесплатный проезд на общественном транспорте (кроме такси)
— бесплатные квартиры и дома, разрешение жилищной проблемы; каждому гражданину — по меньшей мере по 20 кв. метров, каждой семье (включая молодожёнов) — по отдельной благоустроенной квартире
— бесплатные коммунальные услуги
— бесплатное питание в общественных столовых
— бесплатные бани
— бесплатные и общедоступные медицина и образование
— увеличение продолжительности жизни
— исчезновение различий между жизнью в деревне и жизнью в городе (т.е. превращение деревень в посёлки городского типа)
Вдобавок к этому Третья программа прогнозировала исчезновение тяжёлого физического труда и самый короткий рабочий день в мире — до 35 часов в неделю в 1980 г., с дальнейшим постепенным его сокращением. Кроме того, пролетариям сулили такое повышение их культурного уровня, что не придётся говорить о делении общества на рабочих и интеллигентов, так как все будут образованы и в равной степени интеллектуально и душевно богаты. И кстати, никакой домашней работы для женщин!
Для выполнения программы партия считала необходимым ускорение научно-технического прогресса и технологический прорыв, а также многократный рост производительности труда (в 4−5 раз за 20 лет). Таким образом, при коммунизме люди полностью удовлетворят свои материальные потребности и получат возможности для реализации творческих и культурных, а также для воспитания в себе моральной чистоты и поддержания физического совершенства.
Нельзя сказать, что советское руководство в 1961 г. не имело причин для оптимизма. В 1950-е гг. жизнь советских граждан заметно улучшилась. Увеличились (хотя всё равно остались небольшими) пенсии, за 10 лет на 50% выросли зарплаты рабочих и служащих, росло потребление мяса, рыбы, молока. Неоспоримых успехов достигли наука и техника СССР, состоялся первый пилотируемый космический полет. Но всё же программа XXII съезда даже на первый взгляд состояла из слишком уж грандиозных планов. Условия жизни и труда десятков миллионов советских граждан всё ещё были очень тяжёлыми, и ситуация менялась гораздо медленнее, чем предрекал Никита Сергеевич, лично правивший и утверждавший программу партии.
«Раковый корпус», Александр Солженицын
Еще одно произведение писателя со сложной судьбой. Повесть, написанная по воспоминаниям Солженицына о лечении в онкологическом отделении в Ташкенте, изначально была принята к публикации. Произведение должно было выйти в журнале «Новый мир», но так и не пошло дальше набора нескольких первых глав. В 1968 году цензоры остановили публикацию и печать, а единственным способом распространения до 1990 года оставался самиздат. Причина в том, что само имя Солженицына в СССР было под запретом, как и все его творчество. Несмотря на это, произведение сыграло значительную роль в жизни писателя: оно стало одним из оснований для присуждения ему Нобелевской премии в области литературы.
Путь в искусство
Родной край Владислава Вадимовича крупнейший город на юго-западе России – Ростов-на-Дону. Будущий певец появился на свет 24 июля 1951 года. Отец занимал руководящую должность в областном управлении по вопросам культуры. Мама заведовала лекторием в областной филармонии.
В 13 лет Влад одевался по моде и носил длинные волосы. Вместе с приятелями решил создать ансамбль. Мальчишки облагородили заброшенный подвал, приобрели старенькие гитары и стали репетировать. Пели советские эстрадные песни и произведения The Beatles. К ним в гости приходило много разных людей. Часто ребятам перепадало от милиционеров. «Доблестные стражи порядка» разбивали музыкальные инструменты, забирали «хиппистов» в участок, доставали ножницы и стригли волосы.
После окончания восьмого класса Владислав поступил в музыкальное училище. На втором курсе его призвали в армию. Когда вернулся домой, устроился в филармонию администратором (в муз. училище восстановился, учился на заочном отделении). Там юноша познакомился с коллективом ВИА «Серебряные гитары». Но вскоре из-за «западного влияния» (ребята пели только зарубежные хиты) их ансамбль разогнали.
Далее Андрианову пришла депеша, в которой говорилось, что его приглашают стать солистом ВИА «Витязи». В те годы группа была очень популярна (на уровне «Машины времени» и «Воскресенья»). Владислав, конечно, принял приглашение. Ансамбль очень успешно гастролировал с концертами по всему Советскому Союзу.
На сцену выходили в русских народных костюмах. Однако пели не только отечественные произведения, но и популярные зарубежные песни. Знаменитая Людмила Зыкина посчитала это «безобразием», пожаловалась министру Фурцевой, и «Витязи» перестали существовать.
80-е: «Музыка нас связала»
ВИА и советская эстрада продолжили процветать и в начале 1980-х годов. Романтические образы и лирические тексты остаются в центре внимания авторов и исполнителей хитов 80-х – от романтизированного образа «малой родины» в композициях Ю. Антонова до общегражданских тем, связанных с воспоминаниями о Великой отечественной войне. Эпоха гимнов и маршей окончательно завершилась, на смену им пришла ностальгическая послевоенная песня: «Письмо из сорок пятого», «Если б не было войны», «Довоенный вальс», «Танго для всех». В это десятилетие продолжается и тенденция на «поэтов-песенников»: Ю. Лозу, И. Николаева, В. Малежика.
Популярные композиции больше не носят идеологического окраса, эстрадная песня становится проще. При этом государственная цензура всё ещё остаётся: среди эстрадных композиций не найти «протестных» настроений и несогласных авторов. Музыку и тексты продолжают сочинять проверенные авторы: члены Союза Композиторов и профессиональные поэты. Среди последних большую популярность получил Р. Паулс – автор многих хитов Аллы Пугачевой, начало сольной карьеры которой пришлось на конец 70-х, а пик популярности – на 80-е. «Старинные часы, «Миллионы алых роз», «Айсберг» – все эти шлягеры, ставшие «визитной карточкой» певицы были написаны его рукой.
https://youtube.com/watch?v=daUnkRaOJCc
Вокально-инструментальные ансамбли всё больше работают «под Запад». Появляются такие группы, как «Мираж» и «Ласковый май», модели которых скопированы с популярных за рубежом классических гёрл – и бойз-бендов. Современные ВИА уже не отличаются одинаковыми концертными костюмами и песнями, а в обществе молодёжи в моду входят танцевальные жанры и яркие наряды.
В противовес советской эстраде возник новый жанр – «русский рок». Молодые люди, не желавшие идти нога в ногу с советской идеологией и пренебрежительно относившиеся к популярным «отфильтрованным» цензурой песням, подобно стилягам 1950-х слушали западную музыку и старались переиначить песни на свой лад. Таким образом, иностранные мелодии стали основой для русской музыки.
Собственно говоря, всё, что мы ассоциируем с этим словосочетанием и по сей день, зародилось и приобрело популярность именно в 1980-е: от популярных исполнителей до образа «русского рокера». Возможно, этот период остался бы незамеченным в истории российской музыки, если бы не ореол скандала, – многие группы были запрещены на государственном уровне, организация выступлений грозила уголовным наказанием, а деятельность рок-клубов была подпольной. Запрещали и «Аквариум», и «ДДТ», и «Браво» – иначе говоря, всех, кто сейчас считается классиками этого направления.
https://youtube.com/watch?v=qZ0ii76PLMA
Рок-клубы, к слову, были практически в каждом крупном городе. Популярность рока росла, а вместе с ним в народ уходили песни «Зоопарка», «Наутилуса Помпилиуса», «Кино»: «Пригородный блюз», «Прощай, детка!» Майка Науменко и вовсе обретут вторую популярность в начале «нулевых», а Виктор Цой из группы «Кино» станет чуть ли не главным героем поколения.
Наиболее скандальной группой тех лет по праву можно считать «Гражданскую оборону», известность которой пришлась на конец десятилетия. Группа Егора Летова на протяжении всего существования оставалась наиболее влиятельной панк-группой в СССР и России. Состав команды не один раз менялся, но жёсткая лирика, провокационное поведение на сцене и гаражный звук остаются неизменными её атрибутами.
Несмотря на протестный ореол и непрофессиональный подход к музыке, в конце десятилетия русский рок окончательно вышел из подполья. Исполнители начали сниматься в популярных кинофильмах, популярные группы собирали огромные площадки, – о временах всем известных «квартирников» можно было забыть. Пришло время продюсеров.
Имена: Р. Паулс, А. Пугачева, Б. Гребенщиков, В. Цой, С. Ротару, Ю. Антонов, Е. Летов, И. Николаев, В. Малежик.
Главные песни: А. Пугачева – «Миллион алых роз», «Старинные часы», Л. Вайкуле – «Вернисаж», Ю. Антонов – «Под крышей дома твоего», Т. Ефимов – «Тверской бульвар», Д. Тухманов – «Чистые пруды», В. Матецкий – «Лаванда», гр. «Зоопарк» – «Пригородный блюз», гр. «Аквариум»– «Город золотой», гр. «Гражданская оборона» – «Всё идёт по плану», гр. «Кино» – «Алюминиевые огурцы», «Восьмиклассница», «Группа крови», «Хочу перемен (Мы ждём перемен)».
«Лолита», Владимир Набоков
Опубликованный в 1955 году в Париже англоязычный роман «Лолита» Набоков считал лучшим произведением в карьере. Стоит отметить, что книга была запрещена не только в СССР. Например, первые попытки издать рукопись в США успехом не увенчались — издатели называли ее «порнографией». Тем не менее, после публикации «Лолита» принесла Набокову мировую известность. Переводом книги на русский язык писатель занялся сам, но в издание не верил. В СССР роман был запрещен как «духовный яд» и «продукт эмигранта, предавшего родину», хотя на рынке самиздата экземпляры «Лолиты» для копирования распространялись по 10 рублей. Советские граждане впервые смогли официально прочитать книгу в 1989 году.
«Козлиная песнь», Константин Вагинов
Книге Вагинова о дореволюционной интеллигенции повезло быть опубликованной в сокращенном варианте в 1927 году
Но после выхода в журнале «Звезда» произведение ждал тернистый путь — на него обратило внимание ОГПУ, признав, что «идеологическая неприемлемость романа находится вне сомнения». А после публикации отдельной книгой в 1928 году большая часть тиража была уничтожена
В надежде на второе издание, писатель внес в текст правки и дополнения, чтобы убрать все политические моменты, возмущающие цензуру. Но это не помогло — советская критика отзывалась отрицательно, называя книгу «реакционным, несовременным романом, о несовременных писателях». Следующий большой тираж произведение увидело только в 2019 году.
Комиссия Поспелова
Именно в такой обстановке проходила подготовка к 20 съезду партии. КПСС обзавелась новым безоговорочным лидером. Однако ему еще требовалось утвердиться на своем месте.
В истории СССР 20-й съезд КПСС был первым событием такого масштаба без участия Сталина. Всего три года прошло с момента его смерти, а в стране уже многое изменилось. Главным процессом за это время стала, разумеется, массовая реабилитация граждан, среди которых было много бывших государственных деятелей и видных членов партии. Что с ними делать? Этот вопрос поднимался на заседании Президиума ЦК 31 декабря 1955 года. Как решили в ЦК, 20-й съезд КПСС найдет на него ответ.
Для подготовки к съезду официального документа была создана специальная комиссия. Ее возглавил Петр Поспелов. Главная задача комиссии состояла в проверке всех материалов репрессивных дел тридцатых и сороковых годов (в основном они касались представителей как столичной, так и региональной партийной олигархии).
Несмотря на то что большинство карательных мер против простых граждан не было учтено, а изучение велось только с 1934 года и до начала войны, комиссия нашла многочисленные доказательства того, что эти действия не имели ничего общего с законностью. У отделений НКВД в городах и регионах имелись специальные планы на аресты и расстрелы, которые они были обязаны выполнять. В 1937-1938 годах ежегодно расстреливалось около 700 тысяч человек. Поспелов выяснил, что все это утверждалось лично Сталиным.
Хрущев и Президиум ЦК внимательно ознакомились с докладом 8 февраля 1956 года. Результаты Поспелова привели всех в настоящий шок. Между государственными чиновниками началась настоящая полемика. Кто-то сразу перестал стесняться осуждать Сталина, например, секретарь ЦК Аверкий Аристов
Но некоторые руководители понимали, что эту информацию необходимо подавать осторожно. Много озлобленных взглядов на этом собрании было направлено на бывших членов близкого окружения Сталина — Ворошилова и Кагановича
«Перед восходом солнца», Михаил Зощенко
Закончив работу над этой повестью, писатель решился отнести ее в журнал «Октябрь» и представить литературной общественности. Сперва произведение было принято тепло и уже летом 1943 года были опубликованы первые главы. К сожалению, третья и четвертая части не прошли советскую цензуру, а сам Зощенко был подвергнут травле: его выгнали с работы, лишили продуктового пайка и жилья в Москве. От писателя отворачивались товарищи, его книгу публично называли «вредным произведением» и писали, что она «чужда чувствам и мыслям нашего народа». Зощенко превратился в мишень для власти и литераторов наравне с Ахматовой, а секретарь ЦК Жданов даже выступил с докладом, в котором обвинил писателя в извращении советской молодежи и уродливом изображении общества. Полностью повесть увидела свет только в 1973 году в США.
Русские учёные
Кирик Новгородец – учёный XII века, проводивший исследования в математике и астрономии. Летописец и музыкант, стал создателем первого русского учёного трактата «Учение о числах». Сумел рассчитать мельчайший временной отрезок, способный быть воспринятым. Существует предположение, что именно он является автором труда «Вопрошания Кирикова».
Дмитрий Менделеев – талантливый учёный, создавший периодическую таблицу элементов и периодический закон химитческих элементов. Благодаря ему Россия, экспортировавшая керосин из Америки, стала импортировать нефтепродукты в Европу. Учёный разработал масла из отходов нефтепродуктов, и выдал идею о новом способе перегонки нефти.
Иван Павлов – человек, открывший наличие рефлексов в живых организмах, что перевернуло содержание физиологии и биологии. Получил Нобелевскую премию. Уже умирая, описывал ученикам свои ощущения, чтобы наука могла исследовать механизмы смерти человека.
90-е: «Там, только там»
С распадом Советского союза исчез и идеологический налёт в лирике, и государственная цензура. Еще недавно запрещенный русский рок набирает популярность, появляются новые группы и жанры. Исполнители российской эстрады обращаются к новому для себя жанру поп-музыки. Популярными в эти годы становятся авторы песен, мгновенно ставших хитами: Игорь Николаев, Наташа Королёва, группа «На-На», Таня Буланова, Леонид Агутин, Олег Газманов, Валерий Меладзе, Дмитрий Маликов и прочие. Выступления теперь сопровождаются подтанцовкой, костюмы исполнителей носят более откровенный характер. Песни про общество, популярные в эпоху расцвета ВИА, сменились любовной лирикой, на смену сложным композициям пришли веселые незамысловатые мелодии.
https://youtube.com/watch?v=KRuPhmJ33-E
Гёрл – и бойз-бенды шагают по стране, выступления превращаются в шоу, яркие наряды становятся откровенными. Именно в 90-е появились «Блестящие», «Руки вверх», «На-На», «Иванушки International», «Гости из будущего» – коллективы, заслуживающие звания классики русской поп-музыки.
Альтернативная сцена больше не носила протестный характер, но никуда не исчезла. Её представители, держали, как и раньше, курс на Запад, но теперь вместо слепого копирования зарубежных мелодий и текстов они лишь придерживались мировых тенденций в музыке. На сцене появляются новые имена, которые впоследствии станут знаковыми для всей индустрии. Примером тому служит «Мумий тролль» – основанная еще в 1983 году группа, выстрелившая в 1997 году с дебютным альбомом «Морская». Новая альтернативная сцена ушла от «русского рока» к поп-року.
В 90-е в России появляется и новый, ранее неизвестный жанр – «хип-хоп».
Первопроходцами можно назвать группу «Мальчишник» – их релиз «Секс без перерыва» 1991 года мгновенно завоевал скандальную известность. Откровенными текстами отличался и второй альбом команды. В 1994 году выходит новый хит – «Буду пАгибать мАлОдым» Мистера Малого, видеоклип на который успешно показывали в эфире телеканалов и радиостанций страны.
«Пипл хавает» – автором этого известного всем выражения также является один из известных хип-хоп исполнителей того времени – Богдан Титомир. Популярность жанра растет по мере распространения аудиокассет с записями, – в те годы на первый план выходят команд «Bad Balance», «White Hot Ice», «Михей и Джуманджи» и Дельфин.
Значительную роль в продвижении и распространении популярности артистов сыграли средства массовой информации, ранее закрытые для такого рода исполнителей. В России 90-е годы поистине можно считать музыкальным расцветом: появившийся в 1998 году канал MTV ежедневно транслировал передачи, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям, радиостанции «Maximum» и «Наше радио» открыли собственные фестивали, появились журналы, посвященные отечественным и зарубежным исполнителям.
Имена: В. Меладзе, Б. Алибасов, И. Матвиенко, И. Лагутенко, «Мумий Тролль», «Блестящие», «На-На», «Иванушки International».
Главные песни: И. Николаев – «Дельфин и русалка», В. Меладзе – «Сэра», «Девушки из высшего общества», гр. «На-На»– «Фаина», гр.«Блестящие» – «Там, только там», гр. «Гости из будущего» – «Зима», гр. «Иванушки International» – «Тучи»гр. «Мумий Тролль» – «Владивосток 2000», «Утекай».
Итак, мы проследили путь отечественной музыки от советских времен до современного времени. Советская эстрада за это время сменилась российской поп-музыкой, а «квартирный» рок превратился в полноценную альтернативную сцену. Но что же дальше? Что изменилось с приходом нового тысячелетия и «поколения нулевых»? Узнаем совсем скоро.