О чем говорит хип-хоп сейчас?
Кадр из клипа Кендрика Ламара «Alright»
Вопрос смыслового содержания хип-хопа всегда был фундаментом этого жанра. Где-то после 2007 года многие артисты стали смешивать заводные ритмы со смелыми рифмами ради крутого «кача», забывая про суть. Вспомнить хотя бы беззаботный трек T.I. «Whatever You Like» с попсовым и ритмичным мотивом, бессмысленный, но абсолютно хитовый «Party People» от Nelly и Фёрги или же хорошие клубные «Sex Room» от Ludacris и «OMG» от Usher и will.i.am. Но сейчас – во времена моды на хип-хоп – многие стали вспоминать истоки – тот исконный дух, который удалось пронести сквозь годы только представителям хип-хоп-элиты. Но проблема в разговоре на актуальные вопросы через рэп сейчас в том, что темы давно продиктованы обществом и политикой – кто сейчас удивится смелому монологу о политической системе? Верно – в конце 2016 и начале 2017 года было модно говорить о политике, чуть ранее о защите прав ЛГБТ, женщин и темнокожих людей, а сейчас дошла очередь до насилия. Что же мы видим – Бейонсе «зачитывает» о феминизме, Кендрик Ламар представляет свой «Dead Nigga Association» (DNA), а исполнителей различных жанров, так или иначе поддерживающих ЛГБТ-сообщества, не счесть. В общем-то, сегодня хип-хоп – это, по большому счёту, коммерция, которая напоминает о наследии и заставляет скучать по эпохе душевных 1990-х – 2000-х – даже если такие лидеры, как Ламар, продолжают возвращение к истокам и пытаются напоминать о главном и создавать осмысленные треки.
К чему эта вся небольшая аналитика? Всё сводится к моде – об этом действительно модно говорить, как и о религии, кстати, – Met Gala 2018 будет посвящен именно ей. И именно хип-хоп громче всех говорит о спорте, политике, насилии, карьере и прочих вещах, о которых любят снимать рекламные кампании и фильмы.
Как вырос хип-хоп до вершины музыкального олимпа?
Кендрик Ламар сначала рекламировал Reebok, а теперь переметнулся к Nike
Как же так случилось, что хип-хоп вдруг смог охватить такую большую аудиторию? Он всегда считался чем-то, предназначенным для узкой аудитории, даже во времена 2Pac’а эта культура казалась действительно крутой и самобытной, но не массовой. Пока рок-группы друг за другом становились настолько популярными, что не только собирали полные залы, но и становились частью поп-культуры, из рэп-исполнителей лишь единицы выходили в свет. Queen, Nirvana, AC/DC, Rammstein, Evanescence, 30 Seconds to Mars, Linkin Park, The Pretty Reckless, Bring Me the Horizon – и это лишь малая часть групп, сумевших привнести в поп-культуру мотивы рока в разных вариациях. В определенный момент они все были мейнстримом, пока в аналогичный список хип-хопа выходили из тени 50 Cent, Мисси Эллиотт, Снуп Догг, Jay-Z и еще несколько уж очень явных представителей. Теперь же рэперы стали интересны для модных домов, музыканты проявили свои бизнес-качества, а прежние эксперименты поп-исполнителей с речитативом превратились во что-то более масштабное (вспомните ту же «рэпершу» Тейлор Свифт).
В культуре появились группы вроде Twenty One Pilots, которые умело соединяют мотивы рока и хип-хопа, и молодые дарования нового хип-хопа, вроде недавно скончавшегося Lil Peep’а. Маркетологи на фоне желания общества говорить о политике, дискриминации и проблемах современного общества решили выбрать в культуре тот жанр, который сможет найти с этим обществом общий язык и решить все проблемы. Стоит уточнить: проблемы маркетинга, а не проблемы общества. Так что жанр, который не только растет со стремительной скоростью, но и тесно связан в плане происхождения с «обделенными людьми», становится более чем подходящим для нынешних настроений в социуме. В итоге каждый второй хип-хоп исполнитель в итоге становится ожившим рекламным щитом (и пусть не у каждого тексты крутятся вокруг остросоциального, а даже просто о «травке» и «тачках») – ведь с его помощью продавать что бы то ни было становится ощутимо выгоднее.
Хип-хоп заменит рок?
Боно из U2 и рэпер Knaan из Сомали
Заменит ли хип-хоп рок? В глазах маркетологов – на некоторое время уж точно. Все премии в руках рэперов, а каждый второй школьник – в душе Лил Уэйн или Ники Минаж. Но на деле это два связанных кровью жанра, братья, которые говорят в своих манерах о важных вещах. Пусть драйв, мощь и смелые образы рокеров сейчас на втором плане, но истинные рокеры и рэперы понимают суть. Они никогда не будут конкурировать, ведь они творят одно добро – создают искусство и говорят с обществом. Истинные музыканты поймут, что мода – это постоянная игра, где лидирующее место каждый раз достаётся разным фигурам. Меняться интерес будет регулярно, но если останутся лишь те, кто будет творить исходя из популярности стиля, то жанр погибнет. Если же создавать музыку будут те, кто творит даже в тени и даже не только об избитом «остросоциальном», то эта музыка будет вечной. Главное — вовремя заменить батарейки в бумбоксе.
*Хип-хоп и R&B впервые в истории стали популярнее в США, чем рок-музыка. Согласно полугодовому отчету Nielsen Music, по общему числу потребления (покупок и стриминга) R&B и хип-хоп составляют 25,1% в США, а рок — 23%.
Что было раньше?
Легенда хип-хопа Грэндмастер Флэш
Ранее хип-хоп всегда ассоциировался с «ребятами из района», которые говорят о жизни. Появившись на вечеринках в афроамериканских и латиноамериканских средах, эта культура выросла в идею сильных духом и умеющих добиваться в жизни своих целей темнокожих людей и представителей бедных слоев населения. Их тексты – всегда о том, как выйти из своего бедного квартала в свет, заработать денег и стать великой личностью. Олдскульный хип-хоп в каком-то смысле можно было бы сравнить с джазом – это душа, которая рвется наружу, крик о просьбе ликвидировать всю несправедливость в отношении некоторых категорий людей, которые родились с определенным цветом кожи или в определенных жизненных условиях. Это музыка, которая родилась на улице. Ребята, которые хотели, чтобы через их «чёткие» и уверенные фразы услышали важные вещи. Эхо былых времен осталось и сейчас, рэперы заявляют, что нужно работать и уважать себя и своё окружение
В эти лейтмотивы они осторожно подмешивают остросоциальные или просто модные темы.
Рэп становится как бы рупором, который доносит до неравнодушных слушателей актуальную информацию. В какой-то мере он становится новой религией, раз уж в клипах хип-хоп элиты появляются намеки на Папу Римского и Тайную Вечерю (да-да, снова речь о всемогущем Кендрике). Теперь рэперы говорят не только о сложности жизни в районе – они становятся политиками, дизайнерами и судьями современного общества. Ну, а R&B-принц The Weeknd и вовсе стал героем комикса – выше только небо. Одной площадки уже становится действительно мало, вот и Канье Уэст метит в президенты, занимаясь сейчас модным дизайном, а ASAP Rocky ловит идею и тоже уходит в моду, даже посвящая песню креативному директору Calvin Klein и собственной линейки Рафу Симмонсу.
Возвращение короля как жирная черта под статусом хип-хопа
Так или иначе, интерес к хип-хопу огромен – нет даже смысла утверждать обратное. Возвращение короля рэпа Эминема на музыкальный олимп стало кульминационным моментом в этом вопросе, особенно после его релиза совместного сингла с иконой поп-музыки Бейонсе. Трек “Walk on Water” вошёл в изданную сегодня пластинку “Revival”. Начал рэпер с агрессивного фристайла против Дональда Трампа, а продолжил релизом более спокойного трека, где он повествует о религии и природе человека: «Я хожу по воде / Но я не Иисус / Я хожу по воде / Но только когда она замерзнет / Потому что я всего лишь человек». На своём новом альбоме Маршалл Мэтерс высказывает свое мнение о политике, коррупции, социальной дискриминации, иммиграции, проблемах экологии и просто делится с нами мыслями.
Интересна сама суть такого персонажа современной культуры, как Эминем. Он знаменит своими резкими высказываниями посредством творчества, его образы – это всегда карикатуры на определенных людей или какие-то события. Это соответствует цели хип-хопа – показать, что проблема есть, и о ней нужно говорить, ее нужно решать.