Необычная практика: как и зачем педагоги начали включать на уроках рэп

Хип-хоп заменит рок?

Боно из U2 и рэпер Knaan из Сомали

Заменит ли хип-хоп рок? В глазах маркетологов – на некоторое время уж точно. Все премии в руках рэперов, а каждый второй школьник – в душе Лил Уэйн или Ники Минаж. Но на деле это два связанных кровью жанра, братья, которые говорят в своих манерах о важных вещах. Пусть драйв, мощь и смелые образы рокеров сейчас на втором плане, но истинные рокеры и рэперы понимают суть. Они никогда не будут конкурировать, ведь они творят одно добро – создают искусство и говорят с обществом. Истинные музыканты поймут, что мода – это постоянная игра, где лидирующее место каждый раз достаётся разным фигурам. Меняться интерес будет регулярно, но если останутся лишь те, кто будет творить исходя из популярности стиля, то жанр погибнет. Если же создавать музыку будут те, кто творит даже в тени и даже не только об избитом «остросоциальном», то эта музыка будет вечной. Главное — вовремя заменить батарейки в бумбоксе.

*Хип-хоп и R&B впервые в истории стали популярнее в США, чем рок-музыка. Согласно полугодовому отчету Nielsen Music, по общему числу потребления (покупок и стриминга) R&B и хип-хоп составляют 25,1% в США, а рок — 23%.

В стакане газировка, а у нас передозировка

20 ноября в Facebook широкой волной перепостов разошелся короткий рассказ блогера Александра Бессонова «Письмо к Элджею». Текст, написанный от лица матери школьницы Ольги, которая умерла от передозировки, послушав песни рэпера Элджея, многие приняли за чистую монету.

Несмотря на то, что Бессонов вскоре сделал пометку на своей странице, что это художественный вымысел, распространение информации уже было не остановить – более 500 репостов, публикации в СМИ и в финале – заявление депутата Милонова, что творчество Элджея действительно надо проверить на предмет пропаганды наркотиков.

«Однажды Ольга услышала по радио песню “Рваные джинсы” и сразу в вас влюбилась, начала искать информацию в интернете, скачивала альбомы и фотографии, засматривала до дыр клипы. Поскольку я тревожная мама, истории запросов на поисковых сайтах отслеживала регулярно. Оказалось, что мою дочь интересовало, “что такое экстази” и “как купить экстази”.

<…>

Четыре дня назад на школьном выпускном моя дочь, нанюхавшись “солей” в туалете, упала прямо на танцполе. Все думали, что она просто дурачится, ведь с лица Ольги не сходила улыбка. Как раз звучала ваша песня: “Экстази, меня утащи”.  И унёс. У Оли было слабое сердце, а ты наверняка знаешь, что “соль” с алкоголем смешивать нельзя. Она не знала. Инструкции не прилагалась. Врачи не успели».

Бессонову пришлось отредактировать текст, поскольку в первом его варианте от лица матери главной героини звучали слова о том, что ей хочется взять охотничье ружье и выстрелить исполнителю в рот прямо на концерте. Позднее блогер смягчил этот пассаж.

По ее мнению, единственное спасение в данном случае – ответственный подход родителей, причем не в формате «все запретить срочно».

«У меня трое детей, с которыми я проходила многое и продолжаю следить за их жизнью. И я совершенно уверена, что у каждого времени есть свой наркотик и свои возможности из этого времени и из этой жизни уйти.

Причем, наркотики становятся все круче, за ними даже специалистам трудно уследить, я специально подписалась на один паблик в телеграмме, где молодые люди пробуют все на себе – вот прямо ВСЁ – и рассказывают, как это действует. Ни к чему не призывая, впрочем. Но подписаться на него может любой, разумеется. Как и слушать песни Элджея и Фейса.

Все, что я могу сделать сейчас – обсуждать и слушать эти песни и разные паблики вместе со своей младшей дочерью. Да, мне это противно, меня это бесит, мне от этих песен так страшно становится, что моя внутренняя девочка-ханжа зажимает уши и в ужасе убегает. Но я считаю, что моя дочь, которой 12, вполне способна обсудить со мной такое мое отношение и допускает, что я имею на него право, а я готова выслушать ее мнение, принять его, и потом уже согласиться с ним или не согласиться», – пишет Лазарева.

Характеристики [ править ]

AllMusic описывает рэп-метал как имеющий «большие, подвижные биты и тяжелые, тяжелые риффы», которые «иногда … так, как если бы риффы были просто наложены поверх скретчинга и бит-боксов» и описывал рэп-рок как имеющий более органичное звучание характеризующее многие песни в этом жанре как рок-песни, в которых вокал воспроизводился, а не исполнялся . Allmusic также заявляет, что ритмы рэп-рока уходят корнями в ритмы хип-хопа, с большим влиянием фанка, чем нормальный хард-рок.

Базирующаяся в Нью-Йорке хип-хоп группа Beastie Boys считается очень влиятельной в жанре рэп-рока.

Hed PE , в котором панк-рок сочетается с хип-хопом, иногда включает в себя элементы регги и хэви-метала. По словам писателя журнала Rolling Stone Роба Кемпа, альбом Incubus 1997 года SCIENCE «связывает фанк-метал с рэп-металом». Kottonmouth Kings исполняют стиль, который они называют » психоделическим хип-хоп панк-роком». Кид-рок включает в себя кантри и южный рок . Рок начал с прямого звучания хип-хопа в своем дебютном альбоме Grits Sandwiches for Breakfast., но он перешел на рэп-рок во втором студийном альбоме The Polyfuze Method . Кид Рок не стал популярным до своего 4-го студийного альбома Devil Without a Cause . Позже он стал больше петь, и его поддерживает группа из 10 человек. Everlast объединяет блюз и рок с хип-хопом выступая с живой группой, в которую входит ди-джей . Proyecto Eskhata , испанская группа, известна сочетанием прогрессивного рока , хип-хопа и хэви-метала, звука, относящегося к категории прогрессив-рэп-метала . Примером рэп-рок-альбома является Collision Course , результат сотрудничества рэпера Jay Z и группы Linkin Park .

Лирические темы рэп-рока разнообразны. Согласно Allmusic, «большинство рэп-металлических групп середины и конца 90-х сочетали ультра-агрессивную театральность, полную тестостерона, либо с юношеским юмором, либо с интроспективной тревогой, переданной через альтернативный металл». Однако по мере того, как жанр начал становиться все более устоявшимся, несколько групп стали использовать политические или социальные комментарии в своих текстах, в первую очередь Rage Against the Machine и Senser, которые отличали их от менее политически озабоченных групп, таких как Linkin Park и Limp Bizkit. .

Хотя многие группы ню-метал используют биты хип-хопа, рэп-рок-группы всегда возглавляют рэперы. Рок-группы, обычно не связанные с рэп-роком, экспериментировали с влияниями хип-хопа, включая рэп . Среди таких групп и исполнителей были Blondie , Rush , Beck и Cake . Многие рэперы были известны тем, что активно использовали сэмплы из рок-песен, в том числе Eminem , Ice-T , The Fat Boys , LL Cool J , Public Enemy , Whodini , Vanilla Ice , и Esham .

Почему рэп сложно слушать в машине

– То есть вы рэп вписываете в контекст русской культуры?

– С одной стороны – да

Как учитель литературы (хотя сейчас в школе больше не преподаю, но все равно занимаюсь этим в других форматах), я готов использовать любую возможность, чтобы привлечь внимание к большой литературе. Можно через рэп – пожалуйста, через рэп, через Земфиру – значит, через Земфиру

«Пока они молоды, они не боятся». Стиляги, беспризорники — как субкультуры повлияли на русскую историю

С другой стороны – здесь нужно быть честными и сказать, что рэп – это все-таки не большая поэзия. Это талантливые ребята с некоторыми талантливыми строчками. Есть знаменитая статья Мандельштама «Литературная Москва», где он говорит в том числе о Маяковском: «Маяковским разрешается элементарная и великая проблема «поэзии для всех, а не для избранных». Экстенсивное расширение площади под поэзию, разумеется, идет за счет интенсивности, содержательности, поэтической культуры. 

Великолепно осведомленный о богатстве и сложности мировой поэзии, , должен был послать к черту все непонятное, то есть предполагающее в слушателе малейшую поэтическую подготовку. Однако обращаться в стихах к совершенно поэтически неподготовленному слушателю – столь же неблагодарная задача, как попытаться усесться на кол. Совсем неподготовленный совсем ничего не поймет, или же поэзия, освобожденная от всякой культуры, перестанет вовсе быть поэзией и тогда уже по странному свойству человеческой природы станет доступной необъятному кругу слушателей». 

Рэп тоже идет в сторону экстенсивности. У того же Маяковского есть такая фраза: «Изводишь единого слова ради // Тысячи тонн словесной руды».

В рэпе вся эта «руда» вываливается наружу, не отбрасывается, чтобы мы прочитали то единственно важное слово. Перед нами речитатив, когда одну рифму пробуют на вкус, вторую раскалывают, третью рассматривают… Так и работает поэзия

Но та поэзия, к которой привык – не показывает читателю мастерскую, предлагая готовый материал. А в рэпе – все вместе. 

Перед нами речитатив, когда одну рифму пробуют на вкус, вторую раскалывают, третью рассматривают… Так и работает поэзия. Но та поэзия, к которой привык – не показывает читателю мастерскую, предлагая готовый материал. А в рэпе – все вместе. 

– То есть, анализируя текст рэпа, проводя аналогии с зарубежной и русской поэзией, вписывая в контекст русской культуры, вы все-таки не относите его к высокой литературе. Наверняка так уже было и в прошлом. Можете привести примеры?

– Понимаете, кто-то – часть высокой русской культуры, а кто-то постоял рядом.

Проводить аналогии с прошлым – сложно и не совсем точно. И примеры будут не совсем корректны. Но очевидно, что в свое время Маяковский гремел в прямом и переносном смысле, в том числе в медийном пространстве тех лет, больше, чем, например, Мандельштам. Но совершенно ясно, по крайней мере для меня, как филолога и читателя, что Мандельштам – гораздо более значимое явление для русской культуры, чем Маяковский. Хотя он совсем не гремел, печатали его мало. Биография у него тогда была тиха, по сравнению с путешествиями Маяковского, его романами с властью и так далее. Маяковский тоже относится к высокой русской культуре, но Мандельштам – это ядро русской культуры в эти годы.

– Слушатели могут считать, услышать все те реминисценции из русской и мировой литературы, которые есть во множестве у того же Оксимирона? 

– Здесь интересный момент. Скажем, рэп сложно слушать в машине, фоном: в него надо вслушиваться, а для этого необходима тишина. К тому же нужна образованность, чтобы услышать все сказанное. 

Получается, что у рэпа есть два адресата. Условная толпа – те, которым нравится манера исполнения, стиль, социальная смелость и так далее. И – условные более внимательные слушатели, которые могут считать смысловой ряд, выстроенный автором. 

Дети, как и раньше, любят рэп – только другой, но от этого не более популярный

Помните 2007-2009 годы — когда группа Centr звучала из каждой «девятки», и почти любой подросток носил шапку со странной надписью «228»? Надеюсь, что нет, потому что я это забыть никак не могу.

Принято считать, что «русскую хип-хоп революцию» устроили именно тогда трое парней из Москвы: Леша, Вадим и Давид — пацаны с улиц, решившие зачитать про бытовуху, жизнь в центре Москвы и то, как они дуют всякое. «Город дорог» крутили федеральные музыкальные каналы и пародировали в «Большой разнице», что вообще трудно представить и сейчас. Но даже когда их бандформирование распалось, жизнь Гуфа, Слима и Птахи интересовала общественность больше всего. Обсуждали все подряд: от личной жизни до перепалок с полицией и возможного воссоединения. Сейчас Centr снова вместе и продолжают собирать просмотры в интернете и толпы на концертах.

Другое дело, что нынешним подросткам плевать на них, родились новые герои: Yanix, PHARAOH или ЛСП. И знаете, что важнее? Никто из них не делает чистый русский рэп. Троица читает и поет под автотюн о скучной жизни в деньгах, с телками, наркотиками и алкоголем. Темы, казалось бы, те же, что у темнокожих рэперов 20-30 лет назад. Только делают они это иначе: сладкоголосые мальчики собирают на своих концертах барышень от 12 до 25 лет, кривляются, пишут о сексе, и тем самым находят свою аудиторию.

Русский рэп научился маскироваться под другие стили, и поэтому кажется, что он популярен

Хип-хоп в Россию пришел в двух ипостасях: зачитывание частушек и стишков от кого-нибудь вроде «Мальчишника» и суровый пацанский сторителлинг от ребят типа «Касты». Именно последние сделали для рэпа в нашей стране больше всех — копировали хардкорщиков Wu-Tang и выпускали, что называется, настоящий олдскул.

Но и ростовские парни поняли, что рэп — все еще диковинная штука для россиян, поэтому начали плавно менять стиль. И стали ворохом грести популярность: взять хотя бы клип «Капсулы скорости» для игры Lada Racing Club или более современный — «Сочиняй мечты» с капустником из отечественных знаменитостей. Обе композиции имеют мало общего с хип-хопом — это поп-хиты для масс, что вовремя поняли в «Касте» и, похоже, стали осознавать все остальные.

Тимати, попсовый до мозга костей, примитивно рифмует, создает локальные мемы вроде «Лады Седан» и не ежится называть президента России «лучшим другом». Тимур пытается усидеть на двух стульях: цепляется за популярные в народе «крымнашенские» настроения и генерирует вирусы, подобные корейскому хиту Gangnam Style. Масштабы поменьше: за месяц с лишним у клипа Blackstar на Youtube набежало 20 миллионов просмотров.

Второй по популярности персонаж в русском рэпе — Мирон Федоров aka Oxxxymiron. Источник первозданного хайпа и человек, четвертый год обещающий «изменить игру» своим свежим альбомом. Окси также далек от того рэпа, который привыкли слушать в России: его жесткий баттловый речитатив вообще пришел из другого стиля — грайма, о котором у нас никто до этого не слышал.

https://youtube.com/watch?v=TIjvei4BgFk

Мирон, безусловно, популярный музыкант: на презентацию его долгожданной пластинки за месяц распродали все билеты, а баттлы с участием Окси стабильно гребут миллионы. Но в общероссийском масштабе о Федорове не слышали многие — просто потому, что он все еще не ударяется в попсу. Даже сериал «Лондонград», частично написанный по его черновым историям из Лондона и показанный по центральному ТВ, вообще никак не намекает на причастность Мирона. Одноименные трек и клип сделаны для интернета, чтобы привлечь молодежь к телевизору, но от этого закостеневшие зрители не узнали ни о каком Оксимироне.

В чем же суть рэпа, что это такое и каким образом он появился на свет?

русский язык

  • первое значение – это постукивание либо удар, в плане ритма;
  • еще одно его значение – говорить, разговаривать.

Согласно официальным данным, такое музыкальное направление, как рэп возникло в Бронксе, в черном квартале где-то в конце семидесятых годов двадцатого века. А туда рэп попал от диджеев с острова Ямайки. Зарифмованные слова складывались в песню и читались речитативом под подходящую музыку. Такой новый музыкальный жанр пришелся по нраву чернокожей молодежи и быстро разошелся по всему миру.

И на сегодняшний день во многих городских кварталах проводятся рэперские баттлы, своего рода поединки рэперов. В таком поединке принимают участие два рэпера, которые и соревнуются в мастерстве, при этом оценку им дают собравшиеся зрители и болельщики. Именно такой способ позволяет отточить свое рэперское умение и продвинуть свое творчество в массы.

С кино не получилось, осваивают YouTube

Моя жизнь, мама, как чёрно-белое кино.

Все вроде бы неплохо, но всегда есть одно «НО».

(Баста, «Мама»)

Судья и организатор рэп-баттлов Дмитрий Габонская Гадюка Егоров полагает, что ключевой целью обоих фильмов не был коммерческий успех: «Я думаю, Баста просто хотел сделать фильмы, какие ему всегда хотелось. Не стояла задача много заработать. Хотя, возможно, не хватило опыта, не те люди были. Вообще с кино в России сложно — это дотационный бизнес, не всегда на нём можно заработать (если говорить не об актёрах, а о тех, кто за камерой)».

«GazLive закрылся из-за неновизны формата (интервью один на один, клон «вДудя») и ухода основных спонсоров после запрета прямой рекламы букмекерских контор, — полагает Борис Скобелев. — Но это был проект, который показал потенциал производства собственного немузыкального контента».

В 2019 году на YouTube-канале «Газгольдера» появился ещё одно шоу — «Музыкалити», автором и ведущим которого стал Максим Галкин. В течение 45 минут двое приглашёных гостей из старого и молодого поколения шоу-бизнеса разбирают пять музыкальных хитов. Как рассказал Вакуленко в интервью Собчак, когда ему показали идею шоу, он решил, «что это провал». Но в итоге вышло уже пять сезонов, хотя число просмотров постепенно уменьшается. Возможная причина — странный выбор треков: вместо обещанных хитов гости части разбирают малоизвестные песни.

История возникновения, где применяется

Первые рэперские композиции появились в Соединённых Штатах Америки в Южном Бронксе, где проживали выходцы из Африки и Латинской Америки. 

Известно, что такая роскошь, как «дискотеки», была доступна финансово обеспеченным жителям США. В те далекие годы была расовая дискриминация, поэтому чернокожие люди не могли посещать такие развлекательные заведения. Чуть позже афроамериканцы стали устраивать собственные дискотеки, которые приобрели неведомую популярность.

Первым диджеем был Кул Герк

Важное значение на развлекательных мероприятиях имел ведущий, который разогревал толпу и объявлял начало композиции. Именно на дискотеках в Южном Бронксе впервые читали «рэп».  

Кул Герк

При смешении жанров «поп» и «рэп» появилось новое музыкальное направление – хип-хоп. После появления речитативного исполнения песен, люди начали создавать ещё более интересные жанры музыки. В хип-хопе быстро зачитывается часть текста, после чего появляются небольшие паузы, называемые «брейками», на которых рэперы показывают свои танцевальные навыки.  

Ещё было придумано направление рэп-рок, в котором люди зачитывают текст песни под формы альтернативной музыки. 

Популярные исполнители:

  1. Эм-си Хаммер. Он вместе с командой записал трэк в необычных условиях – в передвижной студии. Песня «U Can’t Touch This» набрала неслыханную популярность в 90-х годах. 

Эм-си Хаммер

  1. Канье Уэста – рэпер из Америки, который за 209 дней работы создал композицию «power» в 2009 году. В США эта песня 2 раза становилась платиновой. 

Kanye West

  1. Лил Уэйн – самый популярный рэп-исполнитель из Америки. Он выпустил песню «Lollipop», которая несколько раз становилась платиновой и получила премию «Грэмми» в 2009 году. 

Lil_Wayne

Русский рэп мертв, да здравствует русский рэп

Лучшее, что могло случиться с нашим хип-хопом, уже произошло — он умер. Узколобые подъездные парни, пишущие о тяжелой житухе, перестали кого-либо интересовать. Злосчастный андерграунд погиб там же, где и зародился — возле свалки за МКАДом. Рэперы либо мимикрировали под поп-артистов, либо канули в небытие — и это просто замечательно.

Стараниями Басты, Оксимирона, даже, не кидайте в меня сапогами, Тимати, русский рэп выкарабкивается из темных задворок. Ему предстоит долгая дорога, но остается надеяться, что на этом все не закончится. Он растет вширь, а не вглубь: известные речитативщики — это либо полурокеры (Noize MC, Anacondaz), либо полушансонье (Баста, Centr), либо полушоумены (Оксимирон, Тимати), либо полупевцы (ЛСП, PHARAON, Yanix). Точно так же, как на Западе, только с большим опозданием. Там на пьедестале хип-хопа восседает грувовый мастер Кендрик Ламар, а его трон подпирают Лил Вейн, Трэвис Скотт, Канье Уэст и ASAP Rocky — тоже слабо напоминающие хардкорный рэп.

Нужно лишь определиться, что из этого подходит под ваши категории прекрасного, а не доказывать всем, что «рэп — это кал».

Чистый рэп либо хип-хоп направление – что же выбрать для себя?

Для многих люде понятие рэп и хип-хоп являются одинаковыми и они их не различают. В действительности же это совершенно разные направления. К примеру, рэп – это чтение речитативом под ритмичную музыку, при этом элементы рэпа спокойно могут быть использованы в других жанрах и направлениях в музыке, причем, в любых.

Для того, чтобы стать рэпером нужно учиться читать скоростной речитатив, поймать свою волну стиля в данном искусстве и рано либо поздно слава отыщет своего героя.

Хип-хоп является своеобразным сочетанием зарифмованных текстов с танцевальным исполнением, акробатическими движениями. Здесь особенность в том, что ведется акцентно процесс выделения каждого второго такта звучащей мелодии.

При этом в самом рэпе есть великое множество самых всевозможных направлений и ответвлений, к примеру, гангста-рэп, поп-рэп, хардкор-рэп, черный рэп, националистический либо анархический рэп, даже марксисткий.

Для настоящего рэпера нет никаких рамок в исполнении, у такого рэпера свое понимание, он самовыражается по-своему, самое главное в этом деле, чтобы зритель поверил исполнителю и тогда известность не за горами.

Рэп сегодня

В отличие от западного рэпа, множество направлений которого уже изучены и описаны , русский рэп с трудом поддается классификации (из-за стремительных темпов его развития в России в 2010-х годах). Тем не менее, направления, близкие западным, можно найти и у нас — андеграунд рэп, танцевальный рэп, комерческий рэп, клауд рэп и трилл рэп.

Все жанры русского рэпа можно условно подразделить на две большие группы – жанры «старой» и «новой» школ.

«Новая школа» — это понятие, перевернувшее представление многих о русском рэпе. К ней относятся практически все популярные в настоящий момент направления. В первую очередь «Новая школа» связана с большим прибавлением новичков в рэпе, пришедших на смену старому поколению. Если вы слышите качественные трэповые минуса, взрывной флоу при небольшой смысловой нагрузке, строчки о «траве», сексе, «бабках» и «шмоте», будьте уверены, что это «Новая школа».

Все более ранние направления в истории русского рэпа (андэграунд рэп, танцевальный рэп и коммерческий рэп) можно объединить под названием «Старая школа» .

Почему рэп на занятиях полезен

Лариса Арачашвили — не единственный педагог, использующий современную музыку на уроках. Учителя русского языка и литературы Римма Раппопорт из Санкт-Петербурга и Полина Пятакова из Краснодара, преподаватель английского из Оренбурга Сергей Коновалов — вот лишь ещё несколько учителей, применяющих эту практику в России. Наверняка есть и другие.

Сегодня педагогам, которые хотели бы приобщать учеников к литературе через хип-хоп, также может помочь . Это совместная разработка «Билайна» и «Яндекса» в рамках кампании «Почитай старших» — проекта, который демонстрирует, как связаны литература и современный рэп, и мотивирует аудиторию читать больше.

На карте, созданной с помощью нейронной сети, можно легко проследить, в каком треке Тимати цитирует Тютчева, какие стихи Бродского положил на музыку исполнитель 43ai, какие аллюзии на тексты этого поэта есть в композициях группы «Кровосток» и у Noize MC и к каким авторам отсылает слушателей рэпер со сценическим именем ATL (спойлер: к самым разным, вплоть до Данте Алигьери и Корнея Чуковского).

Изучать карту можно, как разглядывая и вращая виртуальную «сцену», отображающую культурные переплетения, так и с помощью поиска: по имени интересующего писателя или рэп-музыканта.


Скриншот: «»

В западных образовательных методиках распространился даже отдельный термин — Hip-Hop Based Education (HHBE), то есть обучение на основе хип-хопа. Этот подход подразумевает использование хип-хопа и, в частности, рэп-текстов в качестве учебных материалов. Сторонники HHBE считают, что такой подход помогает учитывать культурные особенности учащихся, а значит, даёт им возможность обращаться к собственному культурному капиталу и налаживать связь между личными интересами и учебной программой. Особенно это актуально для учеников из тех социальных групп, чья история мало или однобоко отражена в традиционных образовательных программах: детей беженцев, иммигрантов или представителей тех национальностей, чьи права долго ущемляли (например, афроамериканцев в США).

Причём музыкальный жанр стал популярен в преподавании самых разных дисциплин и для всех возрастных категорий — как ученикам младших классов, так и студентам университетов.

В 2021 году педагогический факультет одного из колледжей в Огайо даже начал предлагать первую в мире программу подготовки учителей на основе хип-хопа: студентам объясняют важность включения эстетики хип-хоп-культуры в обучение и учат использовать хип-хоп в классе. HHBE посвящён целый ряд исследований и научных публикаций

Авторы одних доказывают, что хип-хоп действительно может работать как элемент образования, в других работах рассматриваются навыки, которые можно развивать с помощью такого обучения: например, критическое мышление, критическая грамотность, навыки устной и письменной речи

HHBE посвящён целый ряд исследований и научных публикаций. Авторы одних доказывают, что хип-хоп действительно может работать как элемент образования, в других работах рассматриваются навыки, которые можно развивать с помощью такого обучения: например, критическое мышление, критическая грамотность, навыки устной и письменной речи.

«Хип-хоп — самый потребляемый культурный артефакт нашего времени», — утверждает Кристофер Эдвин, преподаватель кафедры математики, науки и техники Колумбийского университета.

Возвращение короля как жирная черта под статусом хип-хопа

Так или иначе, интерес к хип-хопу огромен – нет даже смысла утверждать обратное. Возвращение короля рэпа Эминема на музыкальный олимп стало кульминационным моментом в этом вопросе, особенно после его релиза совместного сингла с иконой поп-музыки Бейонсе. Трек “Walk on Water” вошёл в изданную сегодня пластинку “Revival”. Начал рэпер с агрессивного фристайла против Дональда Трампа, а продолжил релизом более спокойного трека, где он повествует о религии и природе человека: «Я хожу по воде / Но я не Иисус / Я хожу по воде / Но только когда она замерзнет / Потому что я всего лишь человек». На своём новом альбоме Маршалл Мэтерс высказывает свое мнение о политике, коррупции, социальной дискриминации, иммиграции, проблемах экологии и просто делится с нами мыслями.

Интересна сама суть такого персонажа современной культуры, как Эминем. Он знаменит своими резкими высказываниями посредством творчества, его образы – это всегда карикатуры на определенных людей или какие-то события. Это соответствует цели хип-хопа – показать, что проблема есть, и о ней нужно говорить, ее нужно решать.

Русский рэп настолько мелкая индустрия, что о нем даже некому рассказывать

О популярности отдельного явления проще всего судить по тому, кто о нем рассказывает. В России с изданиями про рэп все плохо: есть пара пабликов с примитивным дошкольным юмором («Рифмы и Панчи», «Никому не нужный хип-хоп»), есть одна приличная консервативная группа ВКонтакте — «Новый рэп» и существует единственный вменяемый сайт — theFlow.

https://youtube.com/watch?v=ogm8umeRR4c

Дайджест в видеоформате тоже всего один — «Вести Рэпа». Остальные продались или так и не смогли набрать популярность.

На последнем освещается не так много новостей и публикуются оперативные пресс-релизы о новых альбомах, клипах, концертах. Но потока информации и целостной картины о русском рэпе там нет — лишь отрывисто о главном и громком. И знаете почему? Потому что отечественный хип-хоп там же, где был 10 лет назад: интересен лишь отдельной прослойке людей и не генерирует столько инфоповодов, чтобы о нем создали хотя бы один большой портал. Сравните с теми же видеоиграми, которые действительно популярны в России настолько, что про них каждый второй энтузиаст создает блог или сайт «про игры» — а передача по теме в какой-то промежуток времени была даже на радио «Комсомольская правда».

#Ябудупетьсвоюмузыку

«В нашей стране участились отмены концертов и запугивание исполнителей. Артистов обвиняют в проблемах общества, ведь это проще, чем заняться решением этих самых проблем. Творчество – это отражение реальности, иногда кривое, иногда правдивое, но никак не сама реальность. Его нельзя понимать буквально», – говорится в обращении, подписанном реперами Бастой, Оксимироном и Noise MC.

«Каждый творческий человек должен иметь возможность делиться своим искусством, тем, что он создает в формате, не ограничивающем свободу, если он не вступает в конфликт с законом», – пишет Баста, в миру Василий Вакуленко, на своей страничке в «Инстаграме». При этом исполнитель сам имел в прошлом опыт употребления запрещенных веществ.

«Я употреблял все вещества, тяжелые наркотики употреблял. Это смертельно опасный спорт, как я его называю. 97-98-ой – это года какой-то абсолютной безнадежности, она ощущалась везде», –  признавался Вакуленко в интервью Юрию Дудю.

«Завязать» Баста смог лишь в 2003 году, и с тех пор пропагандирует здоровый образ жизни: «Привели к этому определенные события тяжелейшие, которые привели меня к решению не употреблять вещества. Они обычные – потеря сознания, травма».

Впрочем, на прямые вопросы своих подписчиков о том, правомерно ли использовать в качестве «художественных образов» запрещенные вещества, и является ли это необходимым творческим приемом, Вакуленко на личной страничке не отвечает. Вопрос о балансе между цензурой и самоцензурой по-прежнему остается открытым.

Разумеется, проблема эта появилась куда раньше, чем рэп-музыка: в пропаганде наркотиков в разное время обвиняли таких исполнителей, как Найк Борзов (его «Маленькая лошадка» до сих пор звучит в большинстве источников с запикиванием), группа «Агата Кристи», Земфира. Но у них запикивать было необходимо одно-два слова, в то время как в случае с современными рэперами может получиться, как в том бородатом анекдоте:

– Что он сказал по этому поводу?

– Нецензурную лексику опустить?

– Да.

– Тогда он промолчал.

Зачем на уроках цитировать Oxxxymiron и Славу КПСС

Творчество рэпера Oxxxymiron помогает заинтересовать школьников уроками литературы. На первый взгляд, это заявление само по себе кажется оксюмороном: где школа, а где баттлы и речитативы?

Однако Лариса Арачашвили, победительница конкурса «Учитель года — 2019», уверена: качественный рэп может выступать мостиком между школьником и учебной программой по литературе. Об этом она сказала на своём мастер-классе, который провела в рамках конкурса на звание лучшего педагога страны.

Тогда же она рассказала, что столкнулась с типичной проблемой — современные дети не хотят читать — и начала искать подходящее решение. В интернете ей попалась статья, в которой предлагалось включать на уроках фрагменты из рэп-композиций для объяснения той или иной темы, и педагог взяла практику на вооружение. Оказалось, что многие современные российские хип-хоп исполнители используют в своём творчестве аллюзии к произведениям классической литературы. И даже превращают в рэп русскую поэзию.

Сама Лариса Арачашвили впервые включила хип-хоп на уроке литературы для семиклассников, которые в тот момент изучали древнерусский эпос «Слово о полку Игореве».

«Я включила им одноимённый трек группы „Каста“. Дети, конечно, сначала удивились, но, как ни парадоксально, эта композиция помогла им лучше понять смысл произведения, показала им тот самый патриотический пафос», — рассказала она Skillbox Media.

Постепенно фрагменты из популярных композиций стали звучать на уроках Ларисы всё чаще. Особенно это пригодилось на уроках, посвящённых поэзии. Например, на одном из занятий по творчеству Сергея Есенина она предложила ученикам одиннадцатого класса послушать две музыкальных композиции на стихотворение «Письмо к женщине»: от рок- и от рэп-исполнителей.

«Мы сравнивали эти композиции, потому что они написаны в совсем разных настроениях, и размышляли, кто из исполнителей был ближе к тому, что испытывает лирический герой Есенина. Это помогает делать тексты ближе, понятнее, включить их в повседневную жизнь», — объясняет педагог.

С поэзией и биографией Иосифа Бродского класс познакомился через трек «Комната» группы 25/17, в которой спрятаны отсылки к стихам поэта. С манифестом кубофутуристов — через разговор о прогремевшем в интернете батле между рэперами Oxxxymiron и Славой КПСС. А Осипа Мандельштама подростки открыли для себя через творчество Noize MC.

«Я пытаюсь быть современным учителем. Не потому, что мне нравится рэп, поверьте. Я просто стараюсь понимать то, о чём говорят дети», — подчёркивает Лариса Арачашвили.

По её словам, она использует на уроках не только рэп, но и рок и даже поп-композиции: всё, что может помочь заинтересовать учеников, зацепить их обсуждаемой темой или ввести в контекст. «Мне кажется, что музыка — это очень хороший мостик к эмоциональному отклику», — говорит учительница. Она отметила, что выбирает не исполнителей, а именно композиции — мониторит музыкальные новинки, популярных среди её учеников артистов и анализирует, может ли это быть полезно на уроках.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Editor
Editor/ автор статьи

Давно интересуюсь темой. Мне нравится писать о том, в чём разбираюсь.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Im-music
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: